Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Таврина Алена Михайловна

Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века
<
Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Таврина Алена Михайловна. Типология героев в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.01 / Таврина Алена Михайловна;[Место защиты: Вологодский государственный университет].- Вологда, 2016.- 228 с.

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена возросшим историко-литературным и эстетическим интересом к специфике русского литературного процесса эпохи романтизма, в частности, к проблеме выделения типов героев романтической литературы. В современном литературоведении отсутствует единая классификация данных героев. Попытки систематизации осложняются наличием множества предлагаемых в отдельных работах критериев классификации. В настоящее время не существует специальных исследований, посвященных проблеме типологии героев русской романтической прозы на основе базисного принципа романтического направления - двоемирия.

Цель диссертации - создание типологии героев, представленных в русской романтической повести 20-40-х годов XIX века.

В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:

1. Изучение концепции личности в романтической повести 20^0-х
годов XIX века.

2. Рассмотрение классификаций романтических героев и их
антагонистов в трудах отечественных литературоведов середины ХХ-начала
XXI века.

  1. Установление и обоснование критерия типологии героев русской романтической повести 20-40-х годов XIX века.

  2. Выделение основных типов героев русской романтической повести 20—40-х годов XIX века на основании этого критерия.

  3. Характеристика каждого типа героя русской романтической повести 20^0-х годов XIX века.

Методологической основой диссертационного исследования
являются герменевтический метод и метод системного анализа,
учитывающий историко-литературный, сравнительно-исторический,

структурный и типологический аспекты изучения художественного текста.

В качестве объекта исследования представлены повести 20-40-х годов XIX столетия.

Предмет диссертационного исследования - герои в романтической повести рассматриваемого периода.

Теоретико-концептуальную базу исследования составляют работы отечественных исследователей по теории литературы (М. М. Бахтин, И. Ф. Волков, В. И. Кулешов, Ю. М. Лотман, В. Е. Хализев), по истории и теории русского романтизма (А. И. Белецкий, И. Ф. Волков, Н. А. Гуляев, А. М. Гуревич, И. И. Замотин, Е. А. Маймин, Ю. В. Манн, В. И. Сахаров, В. С. Турчин, У. Р. Фохт), по истории и теории западноевропейского романтизма (Н. Я. Берковский, В. В. Ванслов, Р. М. Габитова, В. И. Грешных, А. С. Дмитриев, В. М. Жирмунский), об особенностях русской романтической прозы (В. А. Грихин, Р. В. Иезуитова, Б. С. Мейлах, Н. Л. Степанов, В. Ю. Троицкий), по типологии романтического героя (И. В. Вершинин, А. М. Гуревич, Б. В. Емельянов, А. В. Жуковская, В. П. Казарин, В. А. Луков, Н. Н.

Мазур, А. М. Песков, С. В. Тураев, Н. Г. Федосеенко, Ф. П. Фёдоров, Т. Л. Шумкова, Е. 3. Цыбенко), русские периодические издания 20-40-х годов XIX века («Библиотека для чтения», «Вестник Европы», «Галатея», «Живописное обозрение достопамятных предметов из наук и искусств», «Журнал изящных искусств», Литературные прибавления к «Русскому инвалиду», «Маяк», «Молва», «Москвитянин», «Московский телеграф», «Отечественные записки», «Северная пчела», «Славянин», «Современник», «Сын отечества», «Телескоп»), сборники романтической прозы («Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века», «Марьина роща. Московская романтическая повесть», «Нежданные гости. Русская фантастическая повесть эпохи романтизма», «Предслава и Добрыня. Исторические повести русских романтиков», «Русская и советская фантастика», «Русская романтическая новелла», «Русская романтическая повесть», «Русская романтическая повесть (первая треть XIX века)», «Русская романтическая повесть писателей 20^0-х годов XIX века», «Русская светская повесть первой половины XIX века», «Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.)»).

Материалом для исследования послужили повести К. С. Аксакова, Ю. К. Арнольда (Карло Карлини), Е. А. Баратынского, А. А. Бестужева-Марлинского, А. Ф. Вельтмана, Н. Н. Верёвкина (А. Рахманного), В. К. Войта, Е. А. Ган, Н. В. Гоголя, Н. А. Дуровой, А. И. Емичева, М. С. Жуковой, М. Н. Загоскина, А. И. Иваницкого, В. И. Карлгофа, И. В. Киреевского, А. Я. Кирьяковой (Т. Ч.), Е. В. Кологривовой (Ф. Фан-Дим), А. О. Корниловича, Н. В. Кукольника, В. К. Кюхельбекера, М. А. Маркова, К. П. Масальского, Н. А. Мельгунова, В. Нестеренко, В. Ф. Одоевского, В. Н. Олина, Н. Ф. Павлова, И. И. Панаева, М. П. Погодина, А. А. Погорельского, Н. А. Полевого, А. С. Пушкина, Е. П. Ростопчиной, О. И. Сенковского, В. А. Соллогуба, О. М. Сомова, П. П. Сумарокова, А. В. Тимофеева, В. П. Титова, А. К. Толстого, В. А. Ушакова, а также ряд повестей анонимных авторов или повестей, подписанных псевдонимами.

Для воссоздания целостного образа героя и его типов в отдельных случаях мы использовали материал романов Д. Н. Бегичева, Ф. В. Булгарина, А. Ф. Вельтмана, М. Н. Загоскина, Р. М. Зотова, В. В. Крестовского, В. Т. Нарежного, Н. А. Полевого, Е. П. Ростопчиной. Некоторые из романов были созданы после 40-х годов. Однако мы сочли возможным обратиться к ним в нашем исследовании, поскольку в них реалистические традиции ещё тесно связаны с романтическими.

Такая выборка романтической прозы, включающая в себя тексты «забытых» и «малознакомых» литераторов, показывает, что выделенные нами типы героев характерны не только для произведений, значительных по своим идейно-художественным качествам, но и для периферийных, вторичных произведений.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней:

1) обобщены суждения отечественных литературоведов о разновидностях романтических героев и их антагонистов;

  1. предпринята попытка классификации героев романтической повести на основе базового принципа романтической эстетики - двоемирия;

  2. каждый из выделенных нами типов романтических героев и героев, вступающих в противоречие с романтической эстетикой (исключение составляет обыватель), был дифференцирован на две и более разновидности в зависимости от их специфики;

  1. в качестве материала для исследования привлечены повести и романы «забытых» и «малоизвестных» авторов 20-40-х годов XIX века, чьи произведения ещё не становились предметом литературоведческого анализа;

  2. в качестве дополнительного материала, который иллюстрирует особенности историко-культурной ситуации рассматриваемого периода и расширяет общий контекст восприятия творчества русских романтиков, была взята информация из периодических изданий 20-40-х годов XIX века, впервые использованная в научно-исследовательском процессе.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она способствует разработке проблемы типологии героев романтической повести, расширяет представление о двоемирии как о базовом понятии романтизма, способствует более глубокому восприятию поэтики романтических повестей как общеизвестных, так и «забытых» писателей 20-40-х годов XIX века.

Практическое значение работы состоит в том, что её материалы могут быть использованы при изучении литературно-художественного процесса в России 20-40-х годов XIX века, при разработке курсов по теории и истории русской литературы эпохи романтизма в школах и вузах, спецкурсов и спецсеминаров по изучению творчества русских романтиков, в комментариях к их художественным текстам, а также для продолжения научных исследований, сопряжённых с темой данной диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Русская романтическая повесть представляет собой явление
неоднородное. Руководствуясь классификацией Р. В. Иезуитовой, в которую
нами были внесены некоторые коррективы, считаем возможным выделить
пять разновидностей повести: историческая, фантастическая, светская,
бытовая, повесть о художнике.

2. В центре романтической модели мира находится личность, которую
можно охарактеризовать как исключительную, мечтающую, обладающую
богатым внутренним миром, творческую, свободолюбивую, бунтующую,
одинокую, разочарованную, страдающую, скитающуюся, «естественную» (то
есть коррелирующую со взглядами французского философа-просветителя
Ж.-Ж. Руссо), нередко увлечённую науками (прежде всего, оккультными),
набожную, с выразительным внешним обликом. Романтический герой
взаимодействует с другими героями и персонажами, среди которых есть как
носители авторского идеала, так и их антагонисты.

3. Рассмотрение имеющихся классификаций героев романтической
литературы показывает необходимость продолжения дальнейших

исследований по данной теме. Многие из предлагаемых литературоведами классификаций базируются на примерах, взятых из произведений западноевропейского романтизма, имеют частный характер (например, выделение немецких типажей, этапы эволюции одного типа героя и прочее) или построены без определённого критерия для выделения типов героев.

4. Основу романтической эстетики составляет концепция двоемирия,
которая была использована в данном исследовании для создания типологии
героев романтической повести. В работе представлены и охарактеризованы
следующие семь типов героев, каждому из которых присущ определённый
второй мир.

I. Мечтатель (мир мечты).

П. Демонический герой (сверхъестественный «тёмный» мир, мир собственных страстей).

III. Хранительница (сверхъестественный «светлый» мир и другие
идеальные сферы).

IV. Творец (мир искусства).

V. Безумец (мир безумия).

VI. Игрок (мир игры).

VII. Обыватель (мир материальных ценностей).

  1. Специфика каждого типа героя (за исключением обывателя) универсальна и широка настолько, что он закономерно воплощается как минимум в двух разновидностях.

  2. Благодаря своей многогранности, а иногда и внутренней конфликтности, романтическая личность может совмещать в себе признаки разных типов героев.

  3. На протяжении повествования герой вследствие каких-либо обстоятельств может трансформироваться из одного типа в другой. Трансформация возвышенных личностей в отрицательных (с точки зрения романтизма) героев и персонажей, а также ироническое отношение к романтическим принципам в период позднего романтизма свидетельствуют о зарождении реалистического направления, в котором «антиромантические» герои изображаются в соответствии с идейно-эстетическими установками реализма.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на международной научной конференции «Культура и словесность Русского Севера» (г. Череповец, 2010 г.); на всероссийских конференциях «Вузовская наука - региону» (г. Вологда, 2010 г., 2011 г., 2012 г.), «Слово и текст в культурном сознании эпохи» (г. Вологда, 2010 г., 2011 г., 2012 г.), «Образы национальной ментальносте в текстах Русского Севера» (г. Вологда, 2013 г.), «Слово и образ в культуре Русского Севера» (г. Вологда, 2014 г.),' «Вологодский текст в русской культуре» (г. Вологда, 2015 г.); на научных семинарах молодых исследователей романтизма «Природа и искусство в литературе романтизма» (г. Тверь, 2012 г.) и «Романтизм и фольклор» (г

Тверь, 2013 г.). По теме диссертации опубликовано пятнадцать статей, в том числе четыре - в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего 376 источников, включая 128 прозаических произведений русского романтизма.