Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Типы интертекстуальности в современной русской поэзии Федорова Людмила Григорьевна

Типы интертекстуальности в современной русской поэзии
<
Типы интертекстуальности в современной русской поэзии Типы интертекстуальности в современной русской поэзии Типы интертекстуальности в современной русской поэзии Типы интертекстуальности в современной русской поэзии Типы интертекстуальности в современной русской поэзии Типы интертекстуальности в современной русской поэзии Типы интертекстуальности в современной русской поэзии Типы интертекстуальности в современной русской поэзии Типы интертекстуальности в современной русской поэзии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Федорова Людмила Григорьевна. Типы интертекстуальности в современной русской поэзии : 10.01.01 Федорова, Людмила Григорьевна Типы интертекстуальности в современной русской поэзии : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Москва, 1999 198 с. РГБ ОД, 61:00-10/102-2

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ .. ....3

ГЛАВА 1. МЕТОДЫ АНАЛИЗА МЕЖТЕКСТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ XX В 7

ГЛАВА 2. ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ. ТВОРЧЕСТВО
ТИМУРА КИБИРОВА. ...29

ГЛАВА 3. ПОЭТИКА РЕМИНИСЦЕНЦИЙ А.С. КУШНЕРА 84

ГЛДВА 4. КЛАССИЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ. ТВОРЧЕСТВО
И.БРОДСКОГО 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ^..... „ 187

БИБЛИОГРАФИЯ I

Введение к работе

Современная поэзия, особенно творчество авторов, относимых к постмодернизму, остается областью малоизученной. Несмотря на значительное количество критических работ по этой тематике, они носят в основном характер идеологический и почти не содержат анализа конкретных текстов1. Еще менее разработанной является теоретическая область постмодернизма и основных связанных с ним понятий.

В теоретических трудах последнего времени появилась тенденция к отождествлению интертекстуальности с постмодернизмом. Интертекстуальность, наличие в произведениях большого количества межтекстовых связей, эксплицированная литературная вторичность действительно характеризуют многие художественные произведения 70 - 90-х гг., принадлежащие различным авторам (А.Кушнер, И.Бродский, Т.Кибиров, Вс.Некрасов, Д.Пригов, М.Сухотин, Л.Лосев, М.Щербаков, С.Гандлевский, М.Айзенберг, Н.Искренко и др.) , но не все из них можно отнести к постмодернистским. Очевидно также, что интертекстуальные связи в той или иной степени вообще присущи художественной литературе на протяжении всего ее существования2.

Представляется, что пришло время предпринять анализ постмодернистских произведений на текстовом уровне3 и выявить формальные признаки, отличающие их от литературы классического типа. Под «классической 1 См., например; Басинский П. Пафос границы // Новый мир. 1995. УШ; Якимович А. О лучах просвещения а других световых явлениях // Иностранная литература. 1994. Ш.

См., например: Кузьмина НА Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург, Омск, 1999.

Такие попытки были, в частности, предприняты М.Н.Айзенбергом (Взгляд ва свободного художника- М, 1997), И.С.Скоропяновой (Русская постмодернистская литература. М, 1999). литературой» подразумевается «ядро, центр, стержень художественной словесности, та ее часть, которая... интенсивно живет в большом историческом времени»4 (для XX века классикой стала прежде всего модернистская литература). Как отмечает один из теоретиков интертекстуальности и.П.Смирнов, «дальнейшее развертывание теории интертекста может быть осуществлено только на пути ее деидеологизации»5.

Задачи настоящего исследования - обнаружить различие между «классическим» для XX века и постмодернистским способом осуществления межтекстовых отношений, проанализировать виды и функции этих отношений в системе произведения, что во многом позволит раскрыть творческие индивидуальности ряда поэтов.

Предлагается следующая логика исследования: чтобы проследить, существует ли качественная разница между реминисценциями в «классическом» и постмодернистском произведении, необходимо сначала сделать обзор имеющегося инструментария в изучении интертекстуальности. Задача первой, теоретической главы - рассмотреть основные методы изучения межтекстовых отношений, разрабатывавшиеся литературоведением на протяжении XX века. При этом описание постмодернистского подхода к понятию интертекстуальности сочетается с указанием на основные проблемы, существующие в современной критике в связи с исследованием феномена постмодернизма. 4 Хапнзеа В,Е, Классика как феномен исторического функционирования литературы // Классика и современность. М., 1991. С.68. 5 Смирнов ИЛ Порождение нитертекста. Нерепрезентатнвный теїссг. Спб., 1995. С. 15.

Затем, пользуясь выбранными -методами, предполагается 1) исследовать и сравнить роль реминисценций в произведениях авторов, традиционно соотносимых с постмодернизмом (подробно рассматривается роль реминисценций в творчестве Т.Кибирова, обзорно - С.Гандлевского, Д.Пригова, М.Сухотина, Вс.Некрасова, Н.Искренко); выделить различные типы интертекстуальных связей у этих писателей;

2) проанализировать интертекстуальность в произведениях авторов, в целом продолжающих «классические» традиции в поэзии {И.Бродский, А.Кушнер).

Такая композиция работы обусловлена тем, что исходной точкой анализа является именно постмодернизм, с которым соотносятся исследуемые произведения. Принципом отбора авторов явилась их представительность в аспекте данной темы: частота, многообразие и значительная роль реминисценций в их творчестве. Специфика подхода обусловила различную степень подробности исследования: рассматриваются не все реминисценции в творчестве этих авторов, но лишь типологически существенные. В работе предпринят подробный анализ переводов Бродским стихотворений Джона Донна, перевод рассматривается как один из видов осуществления межтекстовых отношений.

Практическое значение работы. Критерии отнесения того или иного автора, произведения к постмодернизму в современном литературоведении представляются размытыми. Различное отношение к исполь зованию «чужого слова» может стать таким критерием в дальнейших исследованиях. Анализ большого количества реминисценций в творчестве рассматриваемых авторов может использоваться в комментариях к изданиям их произведений. Самостоятельное значение имеет анализ переводов, который может рассматриваться в качестве справочного материала. Результаты исследования дают основания для их применения а процессе вузовского преподавания русской литературы.