Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трагикомический театр Николая Эрдмана Поликарпова, Екатерина Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поликарпова, Екатерина Сергеевна. Трагикомический театр Николая Эрдмана : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Самарский гос. ун-т.- Самара, 1997.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-8/1923-5

Введение к работе

Актуальность исследования. Творчество Н.Р.Эрдмана - одна из наименее изученных страниц в отечественном литературоведении и театроведении. Эрдман еще не оценен по-настоящему ни театром, ни наукой. А между тем, как справедливо заметил А.Свободин, без двух эрдмановских пьес - "Мандата" и "Самоубийцы" "история нашей драматургии попросту невозможна"1. Именно эти пьесы Эрдмана и стали объектом данного диссертационного исследования. Слова А.Свободина о значении "Мандата" и "Самоубийцы" в истории русской драматургии подтверждают актуальность предложенной работы, так как до сих пор нет целостного анализа драматургии Эрдмана, недостаточно изучена жанровая природа его пьес, а также своеобразие персонажей и особенности художественной речи.

Цели и задачи исследования. Целью работы является изучение трагикомического театра Н.Эрдмана как явления целостного, внутренне единого.

Ввиду недостаточной изученности жанра трагикомедии перед автором диссертации возникла необходимость обратиться к теории тра- > гикомедии и проанализировать следующие ее аспекты:

структуру трагикомедии, рассмотрев при этом основополагающие черты ее поэтики (трагикомический конфликт, трагикомическое мироощущение, трагикомический эффект), своеобразие героев и стиля, вопрос о катарсисе в трагикомедии, проблему автора и его отношения к противоречию и др. ;

особенности взаимодействия трагикомического жанра с гротескным типом образности;

место жанра трагикомедии среди других жанров в истории мировой драматургии и особенно в театральном искусстве двадцатого века.

И затем, договорившись о понятиях, обратиться к изучению трагикомического театра Эрдмана и решить следующие специфические

І.Свободин А. О Николае Робертовиче Эрдмане // Эрдман Н.Р.

Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М.:Искусство. - 1990. - С.7.

для данного исследования задачи:

выявить своеобразие авторской позиции Эрдмана в отношении героев и жизненного материала, им осмысленного;

определить жанровую природу эрдмановских пьес;

проследить диалектику индивидуального и типического в героях "Мандата" и "Самоубийцы" и сформулировать концепцию персонажа в художественном мире Эрдмана;

выявить особенности взаимодействия комического и трагического в тексте эрдмановских пьес (в построении диалога, фразы, реплики и т.д.)

Научная новизна исследования заключается в том, что мир эрд-мановской драматургии анализируется как целостное художественное явление. Жанровая природа эрдмановских пьес "Мандат" и "Самоубийца" обусловливает своеобразие созданного Эрдманом художественного мира. Мир эрдмановского теагра рассматривается в диссертации как мир трагикомедии. Автор диссертации помещает драматургическое творчество Н.Эрдмана в самый широкий культурно-исторический контекст, выстраивая литературный ряд от Шекспира до Гоголя и от литературы 1920-х годов (прозы, поэзии, драматургии) до драматургии абсурдистов Ионеско и Беккета 1950 - 1960-х годов. Это позволило более основательно изучить поэтику жанра "Мандата" и "Самоубийцы", осмыслить концепцию персонажа у Эрдмана, связь эрдмановского творчества с типизированными формами искусства (фарсом и commedia dell*arte), диалектику гротескного и трагикомического на всех уровнях его пьес (на уровне действия, героев и, наконец, на языковом уровне).

Теоретической и методологической основой исследования являются труды М.Бахтина, Э.Бентли, Б.Дземидока, Я.Зунделовича, Ю.Манна, Д.Николаева, П.Пави, Л.Пинского, И.Рацкого и др.2, в ко-

2.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.-.Худож.лит.- 1990. - 543 е.; Бентли Э. Жизнь драмы. М. .-Искусство. - 1978. -368 с.; Дземидок Б. О комическом. Пер. с польского. -М.:Прогресс. - 1974. - 224 е.; Зунделович Я. Поэтика гротеска // Проблемы поэтики: Сб.ст./ Под ред. В.Я.Брюсова. М.-Л.:3емля и фабрика.- 1925. - С.61-80; Манн Ю. О гротес-

торых главным образом освещены проблемы поэтики трагикомического жанра и гротеска как типа художественной образности.

Апробация работы. По итогам исследования были представлены доклады на внутривузовских конференциях СамГУ, на XXV Зональной конференции литературоведческих кафедр университетов и институтов Поволжья и Бочкаревских чтениях (май 1996 года); на конференции "Проблемы ивучения литературного процесса XX века", посвященной 80-летию профессора СамГУ Л.А.Финка (ноябрь 1996 года); на конференции по проблемам иронии и литературного пародирования (июнь 1997 года). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы СамГУ. По теме диссертации задепонировано две статьи в ИНИОН РАН, вышли тезисы доклада в сборнике "Проблемы современного изучения русского и зарубежного историко-литературного процесса. Материалы XXV Зональной научно-практической конференции литературоведов Поволжья и Бочкаревских чтений", две статьи сданы в печать - в сборник СамГУ и в сборник по проблемам пародирования.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка литературы.