Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческий путь Юрия Кузнецова Шевченко, Оксана Владимировна

Творческий путь Юрия Кузнецова
<
Творческий путь Юрия Кузнецова Творческий путь Юрия Кузнецова Творческий путь Юрия Кузнецова Творческий путь Юрия Кузнецова Творческий путь Юрия Кузнецова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевченко, Оксана Владимировна. Творческий путь Юрия Кузнецова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Шевченко Оксана Владимировна; [Место защиты: Лит. ин-т им. А.М. Горького].- Москва, 2010.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1232

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено творчеству поэта Юрия Поликарповича Кузнецова (1941 – 2003 гг.), одного из самых ярких и противоречивых авторов советского и постсоветского времени.

Степень изученности проблемы.

Несмотря на очевидный интерес к поэзии Юрия Кузнецова, в литературоведении его творческий путь еще ни разу не становился предметом специального исследования, тогда как необходимость в этом назревала уже давно. Как и следовало предполагать, первые исследователи поэзии Юрия Кузнецова начали осмысление его творческого своеобразия с постижения отдельных аспектов его стиха. В некоторых статьях выявлялись основные темы, «осевые» образы его поэтики, подвергались анализу приемы, наиболее часто используемые стихотворные размеры, а также эстетические пристрастия и взгляды поэта. Особое внимание в критике уделялось образу героя поэзии Юрия Кузнецова, который отличался принципиальной новизной, в нем усматривался «коллективный человек», воплотивший в себе образ всего народа. Вадим Кожинов в 1981 году в статье «О поэтическом мире Юрия Кузнецова», говоря о стихотворении «Посох», заметил, что лирический герой Кузнецова – личность героическая, чье бытие совершается в мире тысячелетней русской и всечеловеческой истории и в безграничности космоса. Кузнецов творчески сопрягает все времена в одно большое историческое время. Метод этого сопряжения – «внедрение в словесно-образную ткань поэзии прошедших через века образов, символов, эмблем народного сознания». Символ – важнейшая категория поэзии Юрия Кузнецова, которая также не раз становилась предметом обсуждения критиков. Например, Юрий Селезнев увидел в мире Юрия Кузнецова своеобразный символический образ Хаоса, когда «встает природа» и вызывает «раздвоенность», «расшатанность» его мира.

Попытки проанализировать творчество Юрия Кузнецова в развитии, проследить эволюцию его лирического героя, выявить закономерности, повторяющиеся темы и мотивы его поэзии, в целом, малочисленны. Такую попытку предприняли Кирилл Анкудинов и Виктор Бараков в книге «Юрий Кузнецов: очерк творчества». Во многом положения этой монографии базируются на диссертации В.Н. Баракова (на соискание степени доктора филологических наук) «Почвенное» направление в русской поэзии второй половины ХХ века: типология и эволюция», которая содержит раздел «Художественный мифологизм лирики Кузнецова».

Собственно диссертаций, в которых полностью рассматривается творческий путь Юрия Кузнецова, до сих пор нет, хотя анализ его поэзии встречается в общих работах, посвященных либо определенному периоду в литературе, либо проблемам жанра, героя и др. Например, диссертация Косаревой Л.А. «Великая Отечественная война в поэтическом сознании послевоенного поколения» содержит главу «Историческая память и современный мир. «Тихие» лирики, Ю. Кузнецов». С точки зрения осмысления символической природы образа в поэзии Юрия Кузнецова несомненный интерес представляет диссертация Аль Джиради «Формотворчество в русской поэзии 1970-1980-х годов ХХ века». В ней автор рассмотрел символ в поэзии Юрия Кузнецова как формообразующий элемент, а не только как характерную черту поэтического видения Кузнецова.

В диссертации М.В. Жигачевой «Эволюция жанра баллады в русской поэзии 60-80-х годов ХХ века» есть глава, посвященная эволюции литературной баллады в 1970-е годы, в которой Жигачева называет стихотворения Кузнецова примером наследования народно-балладной традиции. В диссертации В.А. Редькина «Русская поэма 1950-1980-х гг.: жанр, поэтика, традиции» есть глава «Эпический мир поэмы Юрия Кузнецова», в которой основным выступает положение о том, что его поэма всегда полифонична. Глава о поэтах, детство которых пришлось на войну, есть и в диссертации Л.В. Андреевой «Тема памяти в русской советской поэзии (1965 – 1985 гг.)». В ней особое внимание уделено балладе Юрия Кузнецова «Четыреста» и его поэме «Дом».

Н.И. Онуфриева в диссертации «Герой и время в русской современной поэзии 2-ой половины 1960-х – 1980-х гг. (Н. Рубцов, А. Жигулин, Ю. Кузнецов, О. Чухонцев)» отмечает, что первостепенную важность для выявления цельности человеческой личности в поэзии Кузнецова представляет связь человека с «домом», образ которого наполнен символическим значением. Между тем, герой поэзии Кузнецова бездомен, свободен от бытовых рамок, и потому остро чувствует свою бесприютность. Но преодолеть ее не может, так как она является его судьбой, «судьбой родившегося в горящем доме».

В диссертации Д.О. Ступникова «Традиционная и авторская символика в современной поэзии: Ю. Кузнецов и московские рок-поэты» исследуется проблема привлечения рок-музыкантами стихотворений современных «профессиональных поэтов» в качестве текстов рок-композиций. Наиболее востребованной в среде московских рок-музыкантов, по наблюдениям Ступникова, оказывается поэзия Юрия Кузнецова.

Приведенные примеры свидетельствуют о несомненном интересе современного литературоведения к поэтическому миру Юрия Кузнецова, а также о том, что в критике и научных трудах никто не рассматривал его творческий путь как единое целое с учетом эволюции основных категорий его поэтики, в частности, символа. Этот очевидный пробел мы и попытаемся восполнить своим исследованием, актуальность которого определяется широким охватом всего творческого пути поэта с оглядкой на частные особенности его поэтики.

Целью нашей работы является анализ творчества Юрия Кузнецова в его внутреннем единстве. В связи с этой целью, в диссертации решатся следующие задачи:

1). Изучение биографии поэта Юрия Кузнецова и включение в научный оборот биографических данных, которые сами по себе отличаются научной новизной, поскольку в научной литературе они еще не приводились.

2). Периодизация творчества Юрия Кузнецова на основе полученных сведений биографического характера, сопоставления тематики, мотивов, жанрового разнообразия, образно-стилевых рядов его книг, а также последовательный анализ критических работ о его творчестве.

3). Определение научно-теоретической базы для изучения основных категорий поэтики Юрия Кузнецова – главным образом, символа и мифа.

4). Выявление фольклорных элементов в поэзии Юрия Кузнецова на уровне жанра – принципы построения волшебных сказок, баллад, былин.

5). Рассмотрение ритмики и метрики поэзии Юрия Кузнецова в контексте литературного периода второй половины ХХ века. Выявление наиболее часто встречающихся размеров стихов Кузнецова и сопоставление «формального» выбора поэта с идейно-тематической направленностью поэзии.

6). Выявление влияния символической структуры образа на выбор рифмы и создание ритмического рисунка стиха.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые творчество Юрия Кузнецова становится предметом специального исследования, что одним из основных аспектов исследования становится символо-мифологическая основа поэзии Кузнецова в целом, и символ рассматривается как важнейший идейно-тематический, поэтический образ и более глубоко (по сравнению с предшествующими научными исследованиями) анализируется как «формальный» элемент творчества Кузнецова.

Объектом исследования в диссертации являются поэтические книги Юрия Кузнецова, изданные с 1961 по 2007 гг. Предметом исследования в диссертации являются, с одной стороны, отдельные аспекты поэзии Юрия Кузнецова, а с другой, их взаимосвязь на протяжении всего творческого пути поэта.

Методика и методология исследования. В своей работе мы опираемся на исследования отечественного и западного литературоведения в области истории и теории литературы, отраженные в трудах Ф. Шеллинга, С.С. Аверинцева, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского, А.Н. Веселовского, Ю.М. Лотмана, В.Я. Голосовкера. Теоретические и практические открытия, представленные в работах М.М. Бахтина, А.Н. Афанасьева, В.Я. Проппа, В.В. Кожинова, М.Л. Гаспарова, Б.В. Томашевского, В.Е. Холшевникова, А.А. Потебни. Культурно-исторический, системно-типологический и структурно-семантический методы позволят нам провести анализ художественных текстов и включить объект изучения в общекультурное пространство.

Теоретическая значимость диссертации. Результаты нашего исследования позволят представить творчество, биографию, ключевые особенности поэтики Юрия Кузнецова, а также критические материалы и исследования, посвященные поэзии Кузнецова, в единой системе. Особенно важным открытием будет являться анализ характера «кузнецовского» символа. Включение наших исследований в основной корпус трудов о русской поэзии ХХ века представляется особенно насущным, поскольку открывает новые возможности для ее более полного и всестороннего изучения.

Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования позволяют впервые сформировать законченное представление о творчестве Юрия Кузнецова. Основные положения и наблюдения могут быть использованы при изучении особенностей развития русской литературы ХХ и XXI веков; при чтении курса лекций, спецкурсов, при разработке спецсеминаров для студентов, учебников и методических пособий по русской литературе ХХ века для вузов и общеобразовательных школ, а также при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация работы. Основные выводы и положения исследования отражены в 5 публикациях, а также докладывались на ежегодных конференциях, посвященных творчеству Юрия Кузнецова (Литературный институт им. А.М. Горького (2005), ИМЛИ (2006 – 2009 гг.), «Первые кузнецовские чтения» (г. Краснодар, 2006 г.).

Объем работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии, Приложения. Общий объем работы 141 страница, не включая Библиографию и Приложение.