Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Пути небесные" И. С. Шмелева и традиции русского классического романа Дзыга, Ярослава Олеговна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дзыга, Ярослава Олеговна. "Пути небесные" И. С. Шмелева и традиции русского классического романа : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Москва, 2000.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/67-3

Введение к работе

Творчество И.С. Шмелева, долгие годы исследовавшееся лишь в одной, дооктябрьской его части, в последнее десятилетие все чаще становится объектом научного изучения во всем объеме. Кроме монографий и диссертаций, творчеству писателя посвящен ряд содержательных статей. Несмотря на это, пока нет оснований говорить о всесторонней изученности художественного наследия Шмелева.

Пристальное внимание литературоведов обращено на православные основы произведений писателя. Эта коренная особенность его творчества, замалчиваемая в советском литературоведении, в последнее время выдвинулась в разряд важнейших.

Исследователи ставят и решают вопросы жанрового своеобразия, художественного метода, поэтики и мифопоэтики, духовных и национальных основ прозы Шмелева. Однако целостная концепция творчества писателя еще не сформировалась, многие вопросы по-прежнему остаются открытыми. Это касается такой важнейшей особенности художественного облика прозаика как связь с предшествующими и современными ему литературными истоками. Проблема места и роли традиций в формировании самобытной творческой индивидуальности Шмелева является одной из малоизученных как с точки зрения разработки фактического материала, так и в теоретико-методологическом плане.

Художественные достижения одного из самых ярких представителей эмиграции «первой волны», творчески претворившего в своем опыте каноны русской литературы XIX века, опыт философско-эстетических и этических концепций своего времени, представляет интерес как феномен продолжения традиций русской классической литературы в XX веке.

Актуальность исследования определяется, с одной стороны, устоявшимся в литературоведении мнением относительно укорененности творчества писателя в традициях, а с другой – практическим отсутствием специальных монографических исследований, посвященных данной проблеме.

Изучение творчества Шмелева с этой точки зрения отражает общий интерес к художественному миру писателя, к проблеме восстановления целостности литературного процесса XX века. Таким образом, изучение наследия Шмелева в избранном аспекте входит в число актуальных вопросов современного литературоведения.

Предметом исследования являются традиции русской литературы в творчестве Шмелева.

Объектом диссертационной работы является художественная и публицистическая проза писателя (романы «Няня из Москвы», «История любовная», «Лето Господне», «Пути небесные»; повести «Человек из ресторана», «Росстани», «Стена», «Неупиваемая Чаша», «Богомолье»; рассказы дореволюционного и эмигрантского периодов; очерки; публицистические выступления); эпистолярий – переписка И.С. Шмелева с И.А. Ильиным и О.А. Бредиус-Субботиной, К.Д. Бальмонтом, М. Горьким.

Целью предпринятого исследования является выявление различных типов связей творческого наследия Шмелева с традициями русской литературы, изучение художественного своеобразия произведений писателя в ракурсе обозначенного подхода.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

– выявить контекстуальный аспект творчества Шмелева и определить его роль в формировании самобытного художественного мира писателя;

– рассмотреть бытование общелитературных традиций в прозе Шмелева на жанровом, сюжетно-композиционном, образном и стилистическом уровнях;

– на основе наблюдений над текстами сделать обобщение о видах, способах включения и характере функционирования реминисценций в художественных произведениях писателя;

– проследить динамику обращения прозаика к традициям русской классической литературы;

– определить влияние идей В.С. Соловьева и творческих принципов символизма на становление человеческой и творческой индивидуальности Шмелева;

– охарактеризовать художественное взаимодействие писателя с литературным процессом XX века;

– исследовать конкретные малоизученные и по-новому прочитать известные произведения Шмелева через их соотнесение с литературным контекстом;

– обобщить инновации Шмелева, утвердившиеся как следствие творческого усвоения традиций.

Научная новизна работы обусловлена тем, что проблема изучения творчества Шмелева в контексте традиций до сих пор оставалась на периферии исследований. В настоящей работе предпринято целостное рассмотрение шмелевского наследия в историко-литературном контексте, выявлен генезис идей и формально-поэтических традиций в произведениях писателя. Изучение проблемы традиций как важного звена поэтики Шмелева позволяет уяснить характер эволюции его творчества.

Диссертационная работа основана на гипотезе, что исследование литературных традиций является важным этапом создания целостной концепции творчества Шмелева, выявления закономерностей поэтики, обусловленных духовной и культурно-исторической преемственностью. Круг связей творчества Шмелева с литературным опытом предшественников и современников составляет определенный контекст, позволяющий глубже осмыслить характер и результаты художественных исканий писателя, выявить их генезис и значение в становлении индивидуального творческого сознания.

В работе впервые системно рассматривается вопрос о месте и значении литературных традиций для творческого облика Шмелева, характеризуется художественная специфика взаимодействия прозаика с опытом писателей-современников, утверждается мысль о продолжении «золотого века» русской литературы в наследии Шмелева.

Рассмотрение литературных взаимосвязей как одного из условий становления творческой личности писателя необходимо для объективного определения закономерностей ее формирования и развития.

В основу критериев отбора произведений для сопоставительного анализа выдвигается степень проявленности традиции на интертекстуальном, жанровом, сюжетно-образном, повествовательном и миросозерцательном уровнях. Несмотря на то, что исследовательский интерес работы обращен на выявление наиболее значимых творческих взаимосвязей, их анализ в каждом конкретном случае приобретает локальный характер в контексте более широкой и многоаспектной проблемы, которая неизбежно потребует дальнейшего изучения. Исследование обозначенных в диссертации художественных сближений направлено на концептуальное осмысление ведущих тенденций и принципов взаимодействия прозы Шмелева с предшествующим и современным писателю литературным опытом. При этом рассмотрение одних традиций не отрицает важности других, поскольку сущностной особенностью творческой природы прозаика является многоплановое усвоение литературного наследия.

Методы предпринятого исследования основываются на комплексном подходе, включающем использование биографического, генетического, сравнительно-исторического, типологического, структурного методов.

Теоретико-методологической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам преемственности и новаторства в литературе (А.Н. Веселовского, М.М. Бахтина, Д.Д. Благого, А.С. Бушмина, В.В. Кожинова, Ю.Б. Борева, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Г.Н. Поспелова, В.Е. Хализева и др.); теоретические наработки ведущих ученых по проблемам поэтики и художественного метода (Г.А. Бялого, В.М. Жирмунского, В.В. Виноградова, Б.В. Томашевского, В.А. Келдыша, С.Т. Ваймана).

Основу диссертационного исследования также составили фундаментальные работы по истории литературы Русского зарубежья (Г.П. Струве, А.Г. Соколова, О.Н. Михайлова, Ж. Нива, Л.А. Смирновой, А.Н. Николюкина, В.В. Агеносова, Н.Н. Примочкиной); труды русских религиозных мыслителей (В.С. Соловьева, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Н.О. Лосского).

Работа включает опыт изучения проблематики и поэтики творчества И.С. Шмелева, представленный в исследованиях М.М. Дунаева, В.Т. Захаровой, А.М. Любомудрова, Е.А. Осьмининой, О.Н. Сорокиной, А.П. Черникова, Н.М. Солнцевой, Л.А. Спиридоновой, С.В. Шешуновой и др.

Продуктивными для решения поставленных в диссертации задач оказались исследования, посвященные творчеству писателей, вовлеченных в художественное взаимодействие с прозой Шмелева. Это работы Л.П. Гроссмана, В.И. Кулешова, В.А. Воропаева, Г.Б. Курляндской, Ю.В. Манна, В.С. Непомнящего, О.В. Сливицкой, В.Б. Томашевского, А.Г. Цейтлина и др.

Теоретическое значение исследования состоит в углублении представлений о содержании и художественном значении «традиционализма» Шмелева. Результаты диссертации расширяют представление об особенностях творческого облика прозаика, неповторимость которого преемственно связана с открытиями писателей XIX века и современным для Шмелева художественным опытом. Работа служит выработке целостной концепции творчества писателя и осмыслению роли традиций в литературном процессе XX века.

Практическое значение диссертации. Результаты исследования могут применяться в ходе дальнейшей разработки вопроса о духовных и художественных традициях русской классики в литературе эмиграции, при решении проблемы «русская литература и православие», в процессе формирования объективной, научно обоснованной картины русской литературы XX века.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке вузовских курсов истории русской литературы, в спецкурсах и семинарах по творчеству Шмелева, в научной работе исследователей русской литературы XIX и XX веков, при написании учебных пособий для высших и средних учебных заведений, в практике школьного преподавания гуманитарных дисциплин.

На защиту выносятся следующие положения:

– обращение к открытиям предшествующих литературных эпох является одной из важнейших особенностей художественного сознания Шмелева, самобытный творческий облик которого сформировался в опоре на художественно-философский опыт писателей-предшественников;

– связь прозы Шмелева с литературными традициями прослеживается на протяжении всего творческого пути, в условиях эмиграции интерес писателя к ценностям национальной культуры усилился;

– наряду с общелитературными, в художественном наследии прозаика различимы персональные традиции XIX и XX веков;

– взаимодействие прозы Шмелева с литературным опытом прошлого осуществлялось как в форме традиции, так и в форме влияния;

– связь творчества писателя с литературной традицией А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова происходила по линии этико-художественной преемственности;

– взаимодействие произведений Шмелева с миром И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова преимущественно ориентировано на формально-эстетическую сферу;

– приоритетным для писателя был опыт русской классической литературы;

– характер восприятия традиций в прозе художника опосредован культурной атмосферой рубежа XIX–XX веков;

– связь творчества Шмелева с наиболее значимыми художественными традициями в синхронии осуществлялась, главным образом, на уровне тематическом, сюжетно-композиционном и мотивно-образном; богостроительство А.М. Горького и богоборчество Л.Н. Андреева были для писателя чуждыми;

– исследование характера бытования традиций в произведениях Шмелева способствует выработке целостной концепции его творчества и вносит вклад в восстановление картины литературного процесса XX века.

Апробация работы осуществлялась в форме научных докладов, прочитанных на всероссийских и международных научных конференциях, семинарах и симпозиумах, а также в виде публикаций в сборниках научных трудов, посвященных проблеме функционирования традиций в русской литературе: «Шмелевские чтения» (Алушта, 1996, 1998; Москва, 2000, 2009, 2011); «Пушкинские чтения» (Севастополь, 1996; Симферополь, 1997); «Русская литература XX века: проблемы изучения и преподавания» (Москва, МГУ, 1998); «Пасхальные чтения» (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН, 2001); «Зайцевские чтения» (Калуга, 2003, 2005); «Панковские чтения» (Москва ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2005, 2007, 2008); «Пушкинские чтения» (Москва, ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2005, 2013); «Наследие Н.С. Лескова и проблемы литературоведения в изменяющейся России» (Орел, 2006); юбилейная конференция, посвященная 190-летию со дня рождения И.С. Тургенева (Москва, 2008; Орел, 2008); «Виноградовские чтения» (Москва, МГПУ, 2005, 2007), «Березинские чтения» (Москва, МГЭИ, 2008); «Ручьевские чтения» (Магнитогорск, 2007); «Нижегородский текст русской словесности» (Нижний Новгород, 2009); «Орловский текст российской словесности» (Орел, 2009); «Словесное искусство Серебряного века и русского зарубежья в контексте эпохи» (Москва, МГОУ, 2008, 2009, 2011); «А.П. Чехов, И.А. Бунин и русская литература» (Москва, МГПУ, 2010); «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, МГГУ, 2010, 2011); «Неореализм в русской литературе конца XIX – первой трети XX века» (Москва, МГПУ, 2011); «Традиции в русской литературе» (Н. Новгород, НГПУ, 2011, 2012) и др.

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы XX века МГОУ.

Результаты исследования отражены в 57 публикациях общим объемом 59,18 п.л.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Объем диссертационного исследования – 445 страниц, библиография насчитывает 540 наименований.

Похожие диссертации на "Пути небесные" И. С. Шмелева и традиции русского классического романа