Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Л.И. Бородина : особенности проблематики и поэтики Васильева Татьяна Ивановна

Творчество Л.И. Бородина : особенности проблематики и поэтики
<
Творчество Л.И. Бородина : особенности проблематики и поэтики Творчество Л.И. Бородина : особенности проблематики и поэтики Творчество Л.И. Бородина : особенности проблематики и поэтики Творчество Л.И. Бородина : особенности проблематики и поэтики Творчество Л.И. Бородина : особенности проблематики и поэтики
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильева Татьяна Ивановна. Творчество Л.И. Бородина : особенности проблематики и поэтики : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Васильева Татьяна Ивановна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т].- Магнитогорск, 2007.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/1546

Введение к работе

Актуальность исследования художественного мира писателя, активно участвующего на протяжении всего творческого пути в общественно-политической жизни страны и трепетно относящегося к судьбе своего народа, видится в возможности не только прояснить своеобразие его философско-эстетических позиций, но и установить, в какой степени индивидуально-творческий феномен художника отражает действие более масштабных тенденций литературного процесса.

Объект исследования составляют прозаические произведения Л.И. Бородина конца 1960-х – начала 2000-х гг. Материалом исследования являются романы «Расставание», «Трики, или Хроника злобы дней», повести «Перед судом», «Повесть странного времени», «Гологор», «Третья правда», «Год чуда и печали», «Женщина в море», «Божеполье», «Ловушка для Адама», «Царица смуты», «Повесть о любви, подвигах и преступлениях старшины Нефедова», «Ушел отряд», «Бесиво», рассказы «Встреча», «Вариант», «Посещение», «Реку переплыть» и другие, автобиографическое повествование «Без выбора».

Предметом изучения явилась динамика философско-эстетических идей автора и форм их художественного воплощения.

Цель исследования – проследить процесс творческого становления и развития Л.И. Бородина, отразившийся в изменениях семантики и поэтики его произведений.

Реализация цели предусматривает решение комплекса задач:

выявить основные проблемно-тематические пласты прозы писателя;

исследовать типологию характеров в произведениях Л.И. Бородина;

определить своеобразие сюжетно-композиционной и пространственно-временной организации прозаических текстов писателя;

выявить особенности речевого строя произведений Л.И. Бородина;

охарактеризовать основные формы выражения авторского сознания, его структурообразующую функцию.

Л.И. Бородин, чей жизненный путь вобрал в себя особенности послевоенного времени, «оттепели», «застоя», перестройки, рубежа веков, с момента появления его произведений в российской печати находится в поле зрения критиков – А. Агеева, В. Бондаренко, С. Куняева, А. Немзера, И. Штокмана и других. Большинство из них рассматривают особенности проблематики прозы Л.И. Бородина в связи с фактами биографии писателя, который им видится яркой фигурой современного литературного процесса: «выпавший из поколения» (Б. Драгилев), «несломленный» (В. Бондаренко), «крутой романтик» (Л. Аннинский), «беспощадный моралист» (С. Куняев), автор «рациональной и авторитарной прозы» (Т. Рябова); «романтичный, простодушный и в то же время пытливый и твердый в своих убеждениях» (Г. Владимов). Практически все критики единодушно выделяют в качестве отличительных черт прозы Л.И. Бородина социально - нравственную направленность, связанную с изображением борьбы разных типов сознания (В. Бондаренко, А. Агеев, Н. Данилова), использование беллетристического сюжета (Е. Шкловский, В. Бондаренко), выраженную характерность героев (С. Куняев, В. Меньшиков), интерес к стилевым экспериментам (П. Басинский, А. Немзер).

Общая картина творческого пути Л.И. Бородина представлена в кандидатской диссертации Т.В. Рябовой, исследовавшей его ключевые произведения. Отдельные тексты писателя стали предметом специального изучения в диссертации Н.Л. Федченко «Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (В. Крупин, Л. Бородин, В. Нарбикова)». В русле «развития христианских воззрений» рассматривает творчество прозаика М.М. Дунаев в книге «Православие и русская литература». И. Штокман в 2000 году посвящает Л.И. Бородину монографию, в которой, анализируя основные его произведения, приходит к выводу об определяющей роли «внутренней биографичности» в творчестве писателя. Однако названные работы не охватывают весь корпус бородинских произведений и не дают целостного представления об особенностях его художественного мира. Анализ исследований, посвященных творчеству современного автора, показал разноречивость интерпретаций его произведений, недостаточную изученность отдельных сторон их проблематики и поэтики, преобладание в большинстве случаев эмоциональности над аналитичностью, что определяет необходимость комплексного исследования прозы Л.И. Бородина, позволяющего дать целостное представление об особенностях его творчества и о месте художника в современном литературном процессе.

Научная новизна работы определяется впервые предпринятой попыткой рассмотрения художественного мира прозы Л.И. Бородина в его проблемно-тематическом и поэтическом своеобразии, а также включением в объект исследования произведений писателя 2000-2004 гг., практически не осмысленных критиками.

Методологию исследования составили историко-литературный, структурно-генетический и сравнительно-исторический методы.

Теоретической основой стали труды историков культуры и литературы философско-эстетической школы Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, идеи и концепции ведущих русских филологов М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Ю.М. Лотмана, работы современных теоретиков литературы по проблемам поэтики (жанра, организации текстового пространства, роли автора в литературном произведении, хронотопа, стиля) Б.О. Кормана, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы, В.Е. Хализева и других. Учтены подходы к рассмотрению русской прозы конца ХХ – начала XXI вв. Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого, Г.Л. Нефагиной, Т.Н. Марковой.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых программ основных и специальных курсов по истории русской литературы ХХ века в вузовском преподавании и школьной практике.

Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы на международной конференции «Ручьевские чтения» (МаГУ, 2004), на межвузовской конференции «Художественный текст: варианты интерпретации» (БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004), на международных конференциях «Ономастическое пространство и национальная культура» (Бурятский госуниверситет, 2006), «Бытийное в художественной литературе» (Астраханский госуниверситет, 2007), на Всероссийской научной заочной конференции «Актуальные проблемы изучения литературы на перекрестке эпох. Форма и содержание: категориальный аппарат» (Старооскольский филиал Белгородского госуниверситета, 2007), на ежегодных внутривузовских научных конференциях преподавателей МаГУ (2005 – 2007 гг.).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Текст диссертационного сочинения составляет 168 страниц, библиографический список включает в себя 230 наименований.

Похожие диссертации на Творчество Л.И. Бородина : особенности проблематики и поэтики