Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности Эмирова Гури Абдурагимовна

Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности
<
Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эмирова Гури Абдурагимовна. Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Махачкала, 2005 178 c. РГБ ОД, 61:05-10/1440

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Публицистика В. Распутина

1.1. Истоки публицистического творчества В. Распутина. 11

1.2. Экологическая проблематика в публицистике В. Распутина 20

1.3. Нравственно-философский аспект публицистики В. Распутина 30

1.4. Вопросы религии, языка, литературы в публицистике В. Распутина и их роль в историко-культурном процессе 44

1.5. Трансформация общественно-политических и духовных взглядов в очерках В. Распутина 60

ГЛАВА II. Публицистичность повестей В. Распутина

2.1. Материальные и духовные ценности современного общества. (По повести В. Распутина «Деньги для Марии») 84

2.2. Российская деревня на пути в XXI век: проблема нравственного и физического здоровья 97

2.3. Публицистический аспект повести «Прощание с Матерой» 113

2.4. Публицистичность как основной компонент повести «Пожар» 129

Заключение 149

Библиография 160

Введение к работе

Говоря о каком-то писателе, что он современный, мы не всегда уточняем, что именно подразумеваем под понятием «современность». То, что писатель живет с нами в одну эпоху или то, что творчество его является современным или иначе злободневным. Говорить о писателе в первом значении значит обеднять его творчество. Актуальность поднятых в произведении проблем издавна вызывает читательский интерес к произведению. Эпитетом «современное» мы продолжаем наделять творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, имея в виду то, что, как и сто лет назад, их наследие находит отклик в сердцах читателей.

Но есть среди рожденных в двадцатом веке авторов имя талантливого и современного со всех точек зрения писателя и публициста Валентина Григорьевича Распутина, чье творчество - полное отображение болевых точек жизни. Повести «Деньги для Марии», «Прощание с Матерой», «Последний срок», «Пожар», «Живи и помни», не говоря уже о собственно публицистике, - это классика отечественной прозы в современном виде. Круг поднимаемых проблем, обсуждаемых тем, изучаемых конфликтов и коллизий так широк, настолько значителен, столь актуален с общественно-политической и духовной точек зрения, что впору говорить об уникальном распутинском публицистическом методе.

Актуальность темы исследования. Начиная с 60-х годов двадцатого века, «деревенская проза» привнесла в отечественную литературу много необычного, специфического, со временем закрепленного и воспринимаемого как своеобразная традиция писателей-«деревенщиков». Между тем стремление представителей этого направления к углубленному изучению человека из деревни, человека созидательного труда, высоко нравственного было своеобразным откликом на потребность общественного сознания опереться на народный духовный опыт.

Быть «деревенщиком» и писать о деревне для В. Распутина не было данью моде, так как глубокий интерес к деревне установился в литературе уже позднее и благодаря В. Распутину, В. Астафьеву, В. Шукшину. Скорее это было потребностью духа вникнуть в существующие проблемы отношений город-деревня и- шире -между человеком и общественным устройством жизни.

Универсальный реализм (а именно под этим условным терминологическим обозначением подразумевается разновидность реалистической литературы, утвердившейся в русской литературе в последние несколько десятилетий) В. Распутина существенно расширяет художественное освоение связей человека с миром за счет естественных условий человеческого бытия.

В своем творчестве В. Распутин развил традиции «деревенской прозы», истоки которой связывают обычно с именами В.В. Овечкина («Районные будни») и Е.Я. Дороша («Деревенский дневник»). Писатель заставил звучать типичные для этого направления проблемы публицистически остро и по-распутински психологично. В произведениях В. Распутина противоречия внешние (экономические, политические) проистекают из конфликтов внутренних (между разумом и чувством, между памятью и беспамятством, между духовным и материальным началами в человеке).

Глубокого научного изучения заслуживают не только повести В. Распутина, не только все его художественное творчество, но и собственно публицистика. «Публицистика в лучшем, высоком смысле слова - это литературно-общественный жанр, который суммирует ряд фактов, подобранных, или впервые сообщаемых самим публицистом. Публицист обобщает и толкует эти факты, чтобы добиться от читателя выводов...»1. «Благодаря сочетанию методов научного и обыденного знания, постановке фактов реальности в причинно-следственный контекст, а также присущим публицистике пафосу и красноречию, единству образности эмоционального и логико-рационального начал, публицистика реализует свою способность воздействовать на жизненную реальность путём вовлечения читателей в действенный диалог о животрепещущих вопросах современности, трансформируя знания аудитории в убеждения»1. К публицистике, стоявшей у истоков творческого пути, В. Распутин обращался и все последующие годы, но особенно громко слышится голос Распутина-публициста сегодня. И даже сравнительно новые повести писателя «Пожар», «Дочь Ивана, мать Ивана» вышли в свет под знаком художественно-публицистических произведений.

Не исчерпана на сегодняшний день в литературоведении тема публицистического освоения проблемы деревни в творчестве В. Распутина. Недостаточно рассмотрена проблема взаимоотношений город-деревня в его произведениях. Слабо изучена проблема воспитания духовно-нравственного человека, высвеченная творчеством этого писателя. Обращает внимание и то, что интерес к человеку из деревни со временем трансформируется у В. Распутина в серьезное исследование, проникновение в сущность явлений и фактов, формирующих личность современного человека в целом.

Цели и задачи исследования. Само обращение к личности В. Распутина, к его творчеству предполагает множество вопросов, касающихся его взглядов на общественно-политическое устройство страны, на литературу и публицистику как на действенные рычаги, способные преобразовать общественную жизнь и решить актуальные проблемы.

Цель диссертации - выявить художественно-публицистическую специфику оригинального распутинского понимания современной общественно-политической и духовной жизни; углубиться в творческую мастерскую автора для определения распутинского художественно-публицистического метода; проследить процесс обогащения творчества В.

Распутина новыми темами, черпаемыми автором из современной жизни; показать процесс трансформации общественно-политических взглядов В. Распутина.

В задачи диссертации входят: анализ наиболее актуальных художественных и публицистических произведений писателя, обоснование закономерности обращения автора к публицистике, установление степени влияния публицистического и художественно-публицистического творчества этого автора на формирование «деревенской» и всей современной отечественной литературы.

Научная новизна. Творчество В. Распутина, с одной стороны, глубоко художественно, с другой - насыщено острым публицистическим содержанием. Специфика эта, на наш взгляд, обусловлена совершенно новым, оригинальным, связанным с образцами классической литературы и публицистики художественным методом В. Распутина. Публицистичность в художественной прозе - явление не новое ( к примеру, проникаясь заботами Левина в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого, читатель познает экономическую жизнь тогдашней России), но малоизученное. В этой связи актуальными остаются вопросы, касающиеся характера проникновения публицистического содержания в художественное повествование.

Литературная критика часто упускает факт трансформации взглядов В. Распутина на общественно-политическое устройство страны. Такая постановка вопроса создает целый ряд новых аспектов творчества В. Распутина. В этой связи особенно значительны проблемы экологии, формирования личности в современном обществе.

Надо отметить, что до сегодняшнего дня исследователи мало внимания уделяли не только публицистичности художественных произведений В. Распутина, но и непосредственно публицистике, чаще подвергая углубленному анализу тексты с целью выявить идейно-художественное своеобразие произведений.

Некоторые исследователи считают публицистичность едва ли не изъяном творческого метода В. Распутина, а его «уход» в публицистику объясняют слабостью литературных позиций, исчерпанностью художественных форм.

Наша работа служит опровержением данных взглядов и подчеркивает большое общественное и художественное значение публицистики В. Распутина. Таким образом, в изучении творчества В. Распутина наблюдаются не только «белые пятна», но и противоречивые положения, что создает необходимость нового подхода к творчеству писателя, отталкивающегося от его собственного публицистического способа освоения художественного пространства.

Предмет исследования — публицистика В. Распутина (статьи, корреспонденции, репортажи, интервью, очерки, зарисовки) и публицистический аспект его повестей («Деньги для Марии», «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Пожар»).

Методы исследования: аналитический, историко-литературный, культурно-исторический. Данная методика предполагает обращение не только к теоретическим вопросам распутинского публицистического творчества, но и на основе сопоставления с литературой «деревенской» позволяет проследить литературные традиции и новаторство.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют работы отечественных специалистов по творчеству В. Распутина: И. Панкеева, Л. Вуколова, С. Семеновой, В. Курбатова, Н. Тендитник, Н. Котенко, В. Шапошникова. При изучении явления «деревенская проза» были использованы труды В. Ковского, Н. Крупиной, М. Макиной, Н. Жулинского, Л. Теракопяна, В. Чалмаева, В. Сурганова.

При изучении историко-литературного процесса двадцатого века автором использованы труды Ш. Галимова, Е. Стариковой, В. Камянова, В. Саватеева, Л. Теракопяна.

Методологической посылкой при разработке темы диссертации явилось научное мировоззрение и критический подход И. Панкеева, С. Семеновой, Ф. Кузнецова, И. Дедкова.

Обращаясь к публицистическому творчеству В. Распутина, мы попытались рассмотреть большинство тем в контексте современной политической ситуации и в этой связи был привлечен ряд работ исторического, историко-политического характера, в том числе книги и статьи таких авторов, как Ш. Галимов, Е. Старикова. Кроме того, при изучении богатого диалектизмами языка публицистики и повестей В. Распутина имело место обращение к специальным научным работам, посвященным вопросам своеобразия распутинской авторской речи, к трудам С. Ваулиной, Н. Зудиной, В. Кардина, Ю. Костинского, М. Чудаковой.

На основании положений, отмеченных нами в трудах данных исследователей, мы попытались обосновать закономерность обращения В. Распутина к общественно важной тематике, к «деревенской прозе», обретающей особую значимость в период обострения противоречия город-деревня. Особенно нами отмечена «вынужденность» (И. Панкеев) обращения В. Распутина к публицистике, неспособность оставаться равнодушным, когда «глаза видят, уши слышат, душа болит»1.

Степень исследованности темы. Творчество В. Распутина исследовалось отечественными литературоведами в совокупности идейно- философских, духовно-нравственных, композиционно-стилевых особенностей. Оно получило освещение в плане генезиса, а также исследователи обращали внимание на близость мировоззрения В. Распутина мировоззрению писателей-«деревенщиков». Указывалось также на схожесть жизненных и художественных позиций В. Распутина и представителей русской классической литературы девятнадцатого - начала двадцатого века. На рассмотрение данных аспектов направлены труды Ф. Кузнецова, Н. Драгомирецкой, Ю. Дворянинова, А. Овчаренко, Л. Герасимовой, Н. Яновского.

Настоящие критические работы, в большей степени ориентированные на углубленное исследование мира художественных образов В. Распутина, не уделяют должного внимания мощному публицистическому заряду в повестях писателя и большому общественно-политическому значению его выступлений в средствах массовой информации.

Теоретическая значимость диссертации определяется отсутствием в отечественной литературной критике детального исследования публицистического компонента творчества В. Распутина. Наша работа -первая попытка развернутого анализа малоизученной темы, что позволяет обратиться ко многим неотмеченным ранее аспектам распутинского творчества.

Ценность данной работы заключается в направленности ее на выявление общественной значимости публицистики В. Распутина, результативности его выступлений в средствах массовой информации, действенности и эффективности его публицистики. Выводы и заключения также подчеркивают значение публицистики В. Распутина как в плане общественно-политическом, так и в плане литературном, воплотившей в словесном искусстве характерные духовные искания писателя.

Практическая значимость работы формируется потребностью в подробном и соотнесенном с действительностью начала двадцать первого века критическом подходе к Распутину-публицисту и его взглядам на проблемы экологии, экономики, проблему формирования личности, вопросы религии и национальные вопросы. Выводы и положения работы могут быть использованы в трудах, изучающих «деревенскую прозу»; при изучении современного литературного процесса; публицистического аспекта в литературе последних лет. Они наглядно демонстрируют процессы сближения литературы и журналистики.

На основе исследования возможна разработка факультативных и специальных курсов по изучению современных писателей и писательской публицистики на филологических факультетах ДГПУ, ДГУ и педколледжей республики.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждены на заседании кафедры русской литературы Дагестанского государственного университета, отражены в научных статьях:

1. Своеобразие очерка «Русское Устье» В. Распутина // Вопросы дагестанских языков и литературы. Сб. ст. - Вып. П. - Махачкала: ДГПУ, 2005.-С. 143-145.

2. Проблемы экономики в творчестве В. Распутина // Сб. ст. Ассоциации молодых ученых Дагестана. - Вып. 14. - Махачкала, 2005. - С. 83-88.

3. Образы старух в творчестве В. Распутина // Сб. ст. Ассоциации молодых ученых Дагестана. - Вып. 15- Махачкала, 2005. - С. 151-153

4. Проблема экологии в творчестве В. Распутина // Сб. ст. Ассоциации молодых ученых Дагестана. - Вып. 16. - Махачкала, 2005. - С. 129-131.

Структура и объем работы представляет собой следствие специфики темы, которая предполагает обращение к материалу литературоведческому, историографическому, этнографическому, биографическому, публицистическому, непосредственно связанному с объектом исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертационной работы составляет 178 страниц.

Истоки публицистического творчества В. Распутина.

Публицистика Валентина Распутина - не только грань его творчества, это еще и конкретная позиция по отношению к современным писателю событиям, фактам, явлениям общественной жизни. Публицистика стояла у истоков творчества Валентина Распутина. Уже в ранней его публицистике обнаруживается единство социально-психологического и духовно-нравственного поиска писателя, развитое впоследствии и с особой силой в повестях и рассказах. Верно судить о творчестве В. Распутина, правильно понимать его можно только в том случае, если брать его целостно и в полном объеме, не вырывая то или другое отдельное произведение из контекста творчества, не занимая односторонней и субъективистски выборочной позиции в оценке столь сложного и неоднозначного явления, как проза В. Распутина. Последние двадцать лет писатель занимается именно публицистикой, хотя у него выходят в свет рассказы «Изба», «Нежданно-негаданно», «Земля», повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». Этот поиск литературных и публицистических форм отражения проблем действительности В. Распутин объясняет собственным состоянием творческой неопределенности, возникшим где-то в 1993 - 94 годах. Тогда писатель понял, что общественная работа сжигает его, отнимает сердце, требует запальчивости, и если бы он не обратился вновь к литературе, то, по собственному утверждению, давно превратился бы в пепел. Так появляются его новые рассказы и повесть.

Свое обращение к публицистике писатель В. Распутин мотивирует следующим: «Осмысление естественного - дело художественного слова, неестественного, силового, требующего немедленного вмешательства, - на первых порах дело публицистики. Публицистикой движет нетерпение, желание быстрого и справедливого результата, по своей природе это самый активный, открытый и мобилизующий жанр»1. Для Распутина творчество не самоцель, искусство не ради искусства, а исключительно ради конкретного результата - формирования гуманистической позиции по отношению к актуальным проблемам современности.

Публицистика В. Распутина работает на результативность: действенность (привлекает внимание институтов власти, ответственных лиц к проблемам, будь то Байкал, повороты рек, затопление плодородных земель под водохранилища и гидроэлектростанции) и эффективность (заставляет каждого читателя, зрителя вчитываться, всматриваться, вслушиваться в проблемы, не оставляя никого равнодушным).

Однако В. Распутин трезво оценивает возможности публицистики, равно как и возможности художественного слова в современном обществе. «Когда скорые на руку по отношению к сложившемуся укладу жизни хозяйственники, поспешно расписав в своих кабинетах российскую деревню на «перспективную» и «неперспективную», принялись с невиданной горячностью, достойной других забот, уничтожать «неперспективную», художественное слово, будь сейчас живы даже .великие его мастера — Гоголь, Тургенев, Толстой, Бунин, - не в состоянии было бы остановить подобную деятельность. К сожалению, не остановила ее и публицистика...

Публицистика - это деловой жанр, её вынуждены читать и считаться с нею даже в просторных кабинетах. Именно потому, что писатель выражает в ней не только свою, но и общественную точку зрения» .

Замечательно сказал о публицистике В. Распутина исследователь Иван Панкеев: «Распутин - вынужденный публицист, но вынужденность эта не вымученность, а невозможность молчать, мириться, оставаться спокойным в то время, когда глаза видят, уши слышат, душа болит» .

Публицистика позволяет Распутину добиться сиюминутного отзыва, мгновенной реакции. Писатель напоминает о том, что романы пишутся долго и как бы хорошо они ни были написаны, как бы горячо не защищали, скажем, природу, природа на момент выхода романа в свет может измениться до неузнаваемости. «Это заставляет писателя-гражданина отложить «вечное» перо и взяться за то, которым водят неотложные нужды нынешнего дня. Терапевтическое, долговременное воздействие литературы на человеческую душу как постепенное ее воспитание может, к несчастью, опоздать. Таким образом, публицистика сегодня - это не цеховое занятие, а долг каждого неравнодушного к судьбе своей родины писателя. Самое время требует публицистики»1.

Большинство произведений В. Распутина созданы в русле «деревенской литературы». И рассматривать его творчество вне контекста этого литературного явления XX века нельзя. «Деревенская литература» отличается тем, что она по-новому художественно осваивает связь настоящего с прошлым и будущим. «"Деревенская проза" обращала внимание на то, что прошлое — носитель непреходящих человеческих ценностей, художественно актуализировала нравственные ценности... народа, приобретенные веками его духовно-практического опыта. Уже это придаёт такому творчеству основательность, ёмкость, наполняет произведения глубинным сущностным содержанием бытия, причем не только общественного бытия человека, но и его естественного бытия» .

Экологическая проблематика в публицистике В. Распутина

Публицистическое творчество В. Распутина многопроблемно и разножанрово. В своих многочисленных публикациях В. Распутин настойчиво обращается к широкому кругу вопросов, касающихся проблемы формирования и существования человека в современном мире.

Все выводы Распутина - публициста подтверждаются творчеством Распутина-писателя. В этом смысле публицистические выступления В. Распутина - прямое продолжение и дальнейшее развитие тех его взглядов, которые нашли свое яркое выражение в таких повестях, как «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Пожар», во многих рассказах.

Корень большинства проблем, по мнению В. Распутина, заключается в оторванности человека «от родной стихии и родного духа»1. Уникальность мысли состоит в том, что она вырастает из корней крестьянского миросозерцания, в котором тысячелетнее общение с природой вырабатывало обостренную экологическую чуткость, переносимую с природы на культуру.

Писатель считает, что для русского человека и человека вообще противоестественно состояние хищного истребления природы, так как нельзя убивать часть себя и остаться живым, ведь человек и природа — единое целое. «Мы до сих пор, то ли к счастью, то ли уже к несчастью, чересчур зависим от родной стихии. Нам не просто хорошо в поле, в лесу, у речки - мы часть их и исток, оттого у нас... до предела обострены зрение и слух, и природное это чувство взаимосвязи и общего существования... Это у нас в крови: мы и пню готовы поклониться, сожалея о срубленном дереве, как о погубленной жизни, и оплакать домашнюю животину как самое близкое существо..., оплакивая тем самым не столько благополучие свое, сколько нарушенный вокруг нас мир. И потому именно, что мы не вышли, как другие, из естественного состояния своего национального характера, связанного с родной стихией, неразумное обращение с этой стихией для нас губительно вдвойне» .

Именно потому, что истребляя, уничтожая природу, мы прежде всего губим себя, В. Распутин так упорно освещает в публицистике экологические проблемы. Публицист В. Распутин призывает общественность, каждого человека, кому не безразлична судьба своих детей, внуков, кого волнует будущее страны, опомниться, увидеть происходящее таким, какое оно есть на самом деле. Приведем лишь несколько экологических проблем, поднимаемых В. Распутиным в публицистике: уничтожение экосистемы Байкала, комплекс проблем Сибири, проблема поворота северных рек. Писатель подводит к мысли о том, что все эти экологические проблемы -«рукотворного» происхождения. «Наше отношение к земле — варварское. Одно Братское водохранилище затопило 350 тысяч гектаров земли. А сколько погублено в результате деятельности Министерства мелиорации и водного хозяйства, которое сегодня, сменив вывеску на Минводстрой, благополучно получило на 1990 год свои миллиарды рублей для дальнейшего вандализма, например, для строительства ...канала «Волга -Дон-2» . В. Распутин не боится называть имена, оглашать цифры. Вопиющие факты халатности чиновников публицист старается донести до людей, социальных институтов, предлагает решения. Известно, что активные выступления В. Распутина в прессе ускорили принятие правительственного постановления «О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал». Однако сам В. Распутин отнесся к постановлению достаточно скептично.

«В апреле 1987 года было принято очередное, четвертое по счету партийно-правительственное постановление, которое в какой-то части выполняется, но выделенные деньги осваиваются не полностью, и из того, что... должно было быть предпринято, сделано едва ли наполовину. Никто ничего менять не хочет. Опять-таки делают ложные движения, считая, что это постановление постигнет судьба трех предыдущих. Ждут, что будет дальше, и не спешат что-либо менять»1.

Примечательно, что делал В. Распутин это заявление, будучи депутатом, то есть официальным лицом, а оттого публицист чувствует и свою вину за невозможность изменить ситуацию. Как-то у него спросили: легче ли ему как депутату отстаивать свои позиции? На что был получен ответ, что он и раньше в кабинеты высокие мог ходить, разговаривать, получать обещания. Мандат депутата ничего не изменил: дальше обещаний дело не идет. В. Распутин критично оценивает современную политическую обстановку. Вот что он сказал в одной из статей о предвыборных кампаниях, которые, по выражению писателя, «достигли апогея бессовестности»: «Люди без стыда и совести пользуются демагогией, занимаются подтасовкой, передергиванием - и все им сходит с рук, вроде бы считается, что так сегодня и нужно». Но все же автор надеется на исправление ситуации, он верит в благоразумие народа, который не допустит к власти равнодушных к общественным интересам, недобросовестных политиков: «... пройдет и эта кампания, люди выберут (я уверен, народ разберется) достойных, все встанет на свои места»

Материальные и духовные ценности современного общества. (По повести В. Распутина «Деньги для Марии»)

Отмечая своеобразие повестей В. Распутина, критика не раз останавливала свое внимание на такой неизменной черте художественной прозы писателя, как публицистичность. «Сама постановка вопроса о том, что произведение художественной литературы может обладать чертами публицистичности (и что момент этот сейчас весьма существенен), широко признано» Публицистичность - это производное от публицистики понятие, для которого характерна глубина проникновения в суть общественно-политических проблем современности. Она является важным звеном художественного метода В. Распутина, и творчество его не может быть проанализировано в полной мере без учета этой характерной особенности. «Писатель в наше время не может быть внесоциален - это значило бы жить в совершенно замкнутом пространстве и не видеть того, что происходит вокруг. Гражданственность, идейная убежденность и есть в конечном счете то, что направляет наше перо. Для меня понятие гражданственности, идейной убежденности неотделимы от того, что мы называем писательской совестью, сознанием своей правоты» .

Писатель обычно скрывается в толпе своих персонажей, никак себя не обнаруживая, и это издавна считается высшим проявлением художественности его произведений. Но иногда ему трудно, а то и невозможно удержать себя в роли тайного наблюдателя и бесстрастного летописца человеческих страстей: душа бурлит, клокочет, требует себе собеседника и не выдуманного, в лице литературных персонажей, а реального - в лице современников. И тогда сквозь оболочку образов и нейтральной, на первый взгляд, обрисовки ситуаций до читателя доносится голос писателя, умеющего гармонично, не нарушая художественной целостности повествования, увидеть и обозначить, а порой и решить значимые общественно-политические вопросы. В чем же причина, почему вдруг тускнеет в воображении и уже не так манит душу правда вымысла и неудержимо влекут к себе правда реальных фактов и мощь сил, скрывающихся за ними? Главная причина заключена в характере писателя и публициста В. Распутина, в его таланте, в его способности чутко реагировать на болевые симптомы современности.

Как многоразлична деятельность В. Распутина, так многообразна его проза — в жанровом отношении, по содержанию и форме отдельных своих частей, даже по языку. Одновременно повести отличаются внутренним единством, которое создается благодаря ярко выраженному личностному началу, пронизывающему каждую строчку. Всюду ощущается автор, слышится его голос, видится его биография, читатель заражается его страстью, надеждой и разочарованием, гневом, радостью, скорбью, его воодушевлением и деятельной энергией.

Тематика произведений В. Распутина выходит широко за рамки круга традиционных тем и проблем «деревенской литературы». Но все, за исключением нескольких ранних творческих опытов, произведения созданы Распутиным именно в русле этого направления. «Эта литература стремится проникнуть через социально-бытовую, общественно-официальную оболочку человека в его родовую человеческую и естественную сущность и художественно реализует возможности самоутверждения человеческой личности как родового и естественного существа, как представителя человеческого рода и его естественной среды - природы, того, что составляет непременное условие существование человеческого рода» .

Как известно, «деревенская проза» была явлением не только литературы отечественной. Так, в польской литературе 70-х годов «деревенская литература» обозначала одно из ведущих направлений творческих исканий. Польскому «деревенщику» Юлиану Ковалецу принадлежат слова, которые в полной мере можно отнести и к В. Распутину: «Если писатель... родом из деревни, соломенной и бревенчатой, и его биография перерезана войной на две примерно равные части, если он знает старую деревню и видит современную, ему не надо искать тем. Такой писатель, по сути дела, не выбирает тему - тема выбирает его, она на него обрушивается, подчиняя себе. Материал для работы крепко сидит в памяти у такого писателя, и он чувствует, что обязан его использовать» . К тому же литературовед В. Оскоцкий в предисловии к книге Ю. Ковалеца пишет о «тематических стыках» произведений этого автора с повестью В. Распутина «Прощание с Матерой», «если их рассматривать в философском, социальном и нравственном контексте проблемы город - деревня и деревня - город»2.

«Деньги для Марии» - первая повесть В. Распутина. Она вышла в свет в 1967 году во втором номере альманаха «Ангара». Затем её перепечатывает журнал «Сибирские огни». А в 1968 году отдельной книгой повесть выходит в Москве в издательстве «Молодая гвардия». Это был своеобразный прорыв большого писателя в большую литературу. О повести сразу заговорила критика, причем с редким для этого братства единогласием заявившая о рождении талантливого автора (в послесловии к первому изданию повести Ф. Кузнецов сказал: «писатель родился» ). Действительно, в этой повести заложены основные стилевые особенности художественного почерка В. Распутина. Здесь уже заложена нравственная проблематика всего творчества писателя. Кроме того, в данной повести

Российская деревня на пути в XXI век: проблема нравственного и физического здоровья

Главной из своих книг В. Распутин назвал повесть «Последний срок», которая может рассматриваться, как предупреждение писателя своим современникам о грядущих нравственных катастрофах. Современность в книге не проходит испытания на прочность духовных основ. Свою задачу писатель увидел в том, чтобы бороться с нравственной деградацией, которую большинство современников обрели тем легче, чем стремительнее их общественное продвижение опережало культурное развитие, чем сильнее мутилось у них в голове от успехов.

Подчеркнутая траурность, ощущение чего-то горько-обидного, летального, вопреки предположениям, выдвигаемым читателем в начале книги, исходят не от старого, умирающего, стоящего «то ли в самом конце жизни, то ли в самом начале смерти» человека, какой является героиня повести старуха Анна, а от четверых детей её, коих уже коснулся разлагающий дух нравственного тлена. Дети Анны (Варвара, Илья, Люся, Михаил и Таньчора) в своей совокупности представляют как бы горизонтальный срез общества. Все они по-разному устроились в жизни, заняты разным трудом, но у них сквозь мысли, слова, движения проступает та нравственная тупость, полное отсутствие своей ответственности перед прошлым, а значит и будущим, что является первым сигналом духовного упадка общества. Чем дальше дети уезжают от матери и родного дома, тем явственнее обозначается в их характерах процесс отчуждения. Духовная одичалость рассматривается Распутиным как следствие влияния на человека разносторонних факторов общественного развития. Ведь не Анна же, прожившая жизнь, как тот праведник, без которого село не стоит, виновата в этих испорченных нравах. Скорее наоборот: пока теплится жизнь в старушечьем теле, еще сохраняются человеческие (что предполагает нравственное начало) взаимоотношения в семье. Старуха Анна умирает - это очевидно уже в самом начале повести. Она умирает буквально на глазах читателя, который с напряжением вслушивается в неровные ритмы сердца, вместе со старухой ощущает прилив последней энергии и постепенное её угасание. Невольно возникает вопрос: что произойдет с героями повести после смерти старухи? Что будет вспоминать на пороге собственной смерти та же Таньчора, так и не приехавшая попрощаться к умирающей матери? Или Люся, способная превратить прощание в фарс (она торопится сшить траурное платье, чтобы хорошо выглядеть на похоронах)? Как-то раз, решив пойти в лес, она уже была согласна передумать, когда выяснилось, что подходящей красивой и удобной одежды нет. Это сильно расстроило Люсю, и она корит себя за недогадливость: не додумалась привезти специальный костюм для загородных прогулок! Что вспомнит в конце жизни Илья — человек без характера и без лица? Не случайно, старуха Анна не сразу признает его: «Рядом с голой головой его лицо казалось неправдашним, нарисованным, будто свое Илья продал или проиграл в карты чужому человеку»

А что будет вспоминать перед своей смертью Варвара, с её пустой установкой на жизнь? Кстати, иллюстративен в отношении характера Варвары эпизод из её детства, когда маленькой девочкой она роет ямку в земле и делает это только потому, что так же делала до неё курица, которую спугнула собака. То есть, ей важен сам процесс. Это и есть вся жизненная установка Варвары: делай, как все, и плыви по течению жизни, без смысла, без цели.

А что останется вспоминать Михаилу, каковы будут его впечатления от жизни? Неужели забудет, как они с братом устроили пьянку в доме умирающей матери? Думается, единственное, что останется светлым в их жизни, будут воспоминания о детстве, которые им не под силу из себя вытравить. В этом смысле прогулка Люси по лесу, где она как бы погружается в далекое прошлое, в свое детство, имеет весьма глубокий смысл. Однако если бы образы детей Анны были созданы на основе одноцветного материала, лишены палитры чувств и состояний, то можно было бы поставить авторство В. Распутина в «Последнем сроке» под сомнение. Потому что во всех произведениях этого писателя и, может быть, даже, особенно в этой повести, Распутин создает образы живые, осязаемые, так сказать, трехмерные. Каждый из детей наделен и чувством любви к матери, и совестью, и стыдом, в них читатель узнает и собственные черты характера и поведение. Это узнаваемые характеры, а не шаблонные наборы человеческих качеств, работающие на авторскую концепцию.

Внешне сюжет повести посвящен смерти много пожившей и много страдавшей старухи, пережившей множество трагедий: смерть пятерых детей, троих из которых забрала война, смерть мужа, голод, разруху и, под конец, непонимание и отчужденность собственных детей.

Тема смерти весьма характерна для творчества В. Распутина. Начиная с ранних рассказов «Старуха» (кстати, конечная фраза повести «Последний срок»: «Ночью старуха умерла» взята именно отсюда), «И.десять могил в тайге», тема смерти встречается практически в каждом произведении В. Распутина. Смерть обязательно присутствует в ткани повествования рассказов «Василий и Василиса», «Я забыл спросить у Лешки», «Продается медвежья шкура», в повестях «Деньги для Марии», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Дочь Ивана, мать Ивана».

Похожие диссертации на Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности