Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие повествовательных и драматических начал в творчестве Л. Н.Толстого 80-х годов : ("Смерть Ивана Ильича", "Власть тьмы", "Плоды просвещения", "Крейцорова соната") Михновец, Надежда Геннадьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михновец, Надежда Геннадьевна. Взаимодействие повествовательных и драматических начал в творчестве Л. Н.Толстого 80-х годов : ("Смерть Ивана Ильича", "Власть тьмы", "Плоды просвещения", "Крейцорова соната") : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Ленингр. пед. ин-т.- Ленинград, 1990.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-9/3369-9

Введение к работе

Драматическое в структуре -повествовательного произведения еще не стало предметом специальных литературоведческих исследований. Общие и отдельные положения на этот счет содержатся в работах М.М.Бахтина, В.Е.Хализева, В.Д.Днепрова, Т.М.Родиной. Вопрос о повествовательном начале в драматургическом произведении специально также не ставился. В.В.Основин, рассматривая эпическую природу драм Л.Толстого, предлагает свою классификацию "описательных элементов" и определяет их функции, при этом "описательным элементам в речи героев, рассказывающих о каких-либо событиях, происшествиях" отводит только "известительно-повествовательную"функцию, г-' по логике исследователя, повествовательные монологи героев оказываются замкнутыми в себе "микродрамаші", "ыикротрагедиями", самое драматическое действие представляется, таким образом, прерывистым, раздробленным.

Связь между драматургией и художественной прозой Л.Н.Толстого отмечают, ограничиваясь краткими суждениями, К.Н.Ломунов, М.Ъ.Храп-ченко, А.1.Штейн. Ю.Э.Михеев в своей содержательной работе выявляет, характерные особенности "эпической драматургии" Л.Толстого. В.Я.Фрейдин говорит об "Анне Карениной" как о романе драматическом, определяя "слагаемые" драматизации в повествовании этого романа, однако, вне контекста предшествующего и последующего творчества художника. Впервые задача рассмотрения произведений Толстого 80 -90-х годов со стороны взаимодействия в них драматургических и повествовательных начал решалась И.Ю.Бурдиной. Но выводы, к которым приходит исследовательница, не представляются плодотворными: изучение взаимосвязи разных литературных родов в творческом наследии писателя этих лет существенно ограничено пониманием ею драматического. Таким образом, вопрос о взаимодействии повествовательных и драматических начал в творчестве Л.Н.Толстого 80-х годов нельзя считать сколько-нибудь разработанным и тем более решенным, чем и определяется актуальность избранной темы.

Все указанное обусловило цель нашего исследования: выявить место драматического в структуре повествовательных произведений ЛІН.Толстого ("Смерть Ивана Ильича", "Крейцерсва соната"), определить роль повествовательности в развитии драматического действия его пьес ("Власть тьмы", "Плоды просвещения"), рассмотреть взаимодействие повествовательных и драматических начал в этих произведениях в .контексте его творческих искании 70 - 80-х годов.

Подобными задачами определяется и научная новизна диссертационного исследования. Выявляя драматическое в "Смерти Ивана Ильича", "Крейцеровой сонате", исследование открывает, как трансформируется повествовательный стиль писателя. Повествовательные "элементы" анализируемых драматургических произведений Толстого, как доказывается в работе, драматически содержательны.

Впервые рассмотрены мотивы "народной литературы" в "Крейцеровой сонате". Субъективность авторской точки зрения на происходящее, на его причины и на весь круг жизненных явлений, как устанавливается в работе, не всегда "преодолевается"введением мотивов древнего эпоса и древнерусской литературы.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке вузовских лекционных курсов и спецсеминаров, практических занятий по истории русской литературы второй половины ХК века, а также в дальнейших исследованиях своеобразия художественного мира Толстого, в практике издания и комментирования сочинений писателя.

В порядке апробации основные положения были изложены в выступлениях на "Герценовских чтениях" (Ленинград, 1987, 1989).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Библиография насчитывает 284 наименования.'

Похожие диссертации на Взаимодействие повествовательных и драматических начал в творчестве Л. Н.Толстого 80-х годов : ("Смерть Ивана Ильича", "Власть тьмы", "Плоды просвещения", "Крейцорова соната")