Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика Иванова Надежда Викторовна

Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика
<
Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова Надежда Викторовна. Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Иванова Надежда Викторовна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2010.- 270 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/808

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном литературоведении жанровый подход к русской путевой прозе первой трети XIX века является актуальным и перспективным. Исследование её развития с точки зрения истории отдельных художественных форм, анализ жанровой специфики произведений открывает широкие возможности для понимания общих тенденций и эволюции литературы XIX века в целом.

В диссертации на конкретных примерах произведений прослеживается эволюции жанра путевых записок, выявляются особенности его развития и функционирования в первой трети XIX века, рассматривается своеобразие жанра и его поэтика.

Актуальность исследовательской работы связана с аналитическим рассмотрением малоизученных путевых произведений, определением их места в русской литературе первой трети XIX века с целью выявления особенностей жанра путевых записок, их специфических отличий от смежных жанров: дневников, писем о путешествиях, мемуаров.

Научная новизна работы состоит в комплексном исследовании малоизученных произведений (путевых записок) первой трети XIX века, которое включает в себя элементы историко-литературного, источниковедческого, текстологического анализа; отдельные сочинения рассматриваются как художественное целое и как единицы жанровой системы путевой литературы первой трети XIX века.

Объектом исследования являются путевые записки первой трети XIX века, предметом - тематика и поэтика жанра путевых записок этого периода.

Методологической основой диссертации являются исследования теоретического и историко-литературного характера (Н.И.Прокофьев «Древнерусские хождения как произведения очерковой литературы», «Древнерусские хождения XII-XV вв.», Ю.М.Лотман «Структура художественного текста», Д.С.Лихачёв «Поэтика древнерусской литературы», Г.П.Макагоненко «Николай Карамзин и его "Письма русского

путешественника"», С.Н.Травников «Путевые записки петровского времени. Поэтика жанра», С.Н.Травников, Л.А.Ольшевская «Об особенностях автобиографизма в путевой литературе петровского времени», В.А.Михельсон «"Путешествие" в русской литературе», В.М.Гуминский «Проблемы генезиса и развития жанра путешествия в русской литературе», Е.С.Ивашина «Жанр литературных путешествий в России конца XVIII - первой трети XIX века», А.А.Решетова «Древнерусская паломническая литература XVI - XVII веков (история и поэтика)», Шёнле Андреас «Подлинность и вымысел в авторском сознании русской литературы путешествий» и др.).

Изучение отдельных произведений путевой литературы первой трети XIX века, их содержания и формы в единстве потребовало применения метода целостного анализа. Эволюционные процессы в путевой прозе от истоков -древнерусского хождения - и вплоть до 30-х годов XIX века, рассмотренные в широком историко-культурном контексте, способствовали привлечению сравнительно-исторического метода. Литературоведческий анализ сочинений основывался на сравнительно-типологическом принципе с элементами структурно-текстологического.

Цель диссертационного исследования - изучение тематики и поэтики путевых записок первой трети XIX века на материале путевых записок не только классиков русской литературы (В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова), но и полузабытых, малоизвестных авторов (С.Д.Нечаев, Д.П.Шелехов, П.А.Словцов, Н.С.Щукин, В.А.Соллогуб, А.С.Норов), а то и вовсе не известных (Е.А.Дадьянов, М.Воронченков, Е.Басин).

Этот принцип отбора необходим, чтобы выявить особенности жанра путевых записок (так сказать чистоту жанра), специфика которого одинаково проявляется в путевых записках, созданных в разное время (первые десятилетия XIX века) разными авторами, но есть типологическая общность. Данная цель обусловила необходимость постановки и решения частных задач: 1) исследовать процесс эволюции жанра путевых записок от его истоков, реконструировать те фактические обстоятельства, которые предшествовали и

способствовали жанровой трансформации древнерусского хождения в путевые записки;

  1. выявить особенности функционирования жанра путевых записок в конкретные историко-литературные эпохи его развития;

  2. открыть и включить в контекст исследования малоизученные путевые произведения, показать их тематическое разнообразие;

  3. установить биографические данные об авторах-путешественниках, прояснить атрибуционные проблемы, связанные с уточнением времени и места создания произведения;

  4. раскрыть художественно-документальную природу путевых записок на их конкретных образцах первой трети XIX века, разрешить проблему взаимосвязи документальных и литературных форм на материале известных и особенно малоизученных путевых произведений;

  5. последовательно проанализировать жанровое своеобразие привлечённых к исследованию сочинений, установить, каким образом в текстах отражалась мировоззренческая система эпохи и историко-литературные традиции, определить место путевых записок в истории развития путевой литературы;

  6. изучить поэтику путевых записок, исследовать специфику их заглавия, выявить их сюжетно-композиционные особенности, определить функции фигуры автора в структуре путевого произведения, раскрыть литературную преемственность на уровне жанра.

В приложении к диссертации помещены малоизвестные и труднодоступные тексты сочинений, взятых из периодической печати первой трети XIX века.

Основные положения, выносимые на защиту: 1) Жанр путевых записок имеет свою специфику, которая проявляется в принципах отбора его материала и особенностях повествования, в природе хронотопа, в образе автора. У жанра путевых записок есть свой предмет изображения, жанровое содержание и форма. В основе путевых записок лежит описание перемещения в пространстве путешествующего героя, повествование о происшедших во время путешествия событиях, описание впечатлений

путешественника, его размышлений по поводу увиденного и широкий информационно-познавательный план.

  1. Путевые записки возникают как жанр в конце XVIII века на основе эволюции паломнического и светского путешествий, на дальнейшее формирование жанра влияют европейские образцы путевых записок - травелоги (от англ. «travel» -путешествие).

  2. Жанр путевых записок реализует себя в жанровой форме дневниковых, эпистолярных и мемуарных путевых записей художественного или художественно-публицистического характера (в зависимости от функциональной значимости текста и от особенностей предмета изложения). Путевые записки на структурном и содержательном уровне способны объединять элементы различных жанровых форм - очерка, эссе, репортажа, рассказа и проч., то есть путевые записки открыты для синтеза с прочими видами автобиографической прозы.

Тематическое разнообразие путевых произведений позволяет убедиться в том, что жанр путевых записок по своей сути художественно-документальный. Это свидетельствует о синкретической природе жанра.

  1. Сравнительно-сопоставительный метод позволил выявить в путевых записках единой тематической принадлежности как идентичные описательные характеристики, так и совершенно различные, возникшие в результате индивидуального авторского переосмысления путевых впечатлений. В этой связи правомерен вывод о том, что художественное, литературное начало в путевых записках обусловлено в большей степени мировоззренческой позицией автора и отчасти влиянием адресата на отбор путевого материала.

  2. Образ адресата объективируется, предельно обобщается, обретая черты литературного персонажа-собеседника, к которому посредством художественной условности обращено повествование в произведениях эпистолярной формы. В первой трети XIX века происходит усиление фигуры автора в рамках сюжетной структуры путевых записок. Она трансформируется и обретает дуалистическую сущность: автор-повествователь и герой-путешественник. Происходит развитие

характера героев-путешественников, динамика их образов определяется нравственным совершенствованием этих героев в период путешествия.

  1. Изучение пространственно-временной модели путевых записок позволяет говорить о наличии двух временных планов - автора и героя. Это определяет художественную условность хронотопа. Значительное место в композиции путевых записок принадлежит интертекстуальным связям, направленным на осуществление культурного диалога с целью расширения границ художественного пространства путевого произведения.

  2. Путевые записки, построенные на основе интеграции светских путевых записок и путешествий в Святую землю, представляют пример художественно целостных сюжетных произведений. При этом описание святынь не является самоцелью, а становится средством формирования сюжета путевого произведения. В путевых записках первой трети XIX века довольно отчётливо прослеживается развитие сюжетных линий, присутствие которых указывает на художественную природу путевых сочинений. При этом описания путевых объектов в первую очередь призваны передать состояние путешественника, его стремления, изменение его мировоззренческой позиции, духовный рост. В этой связи происходит внутрижанровая трансформация, посредством которой произведения путевой литературы заимствуют в свою структуру жанровые элементы, присущие эпическим произведениям.

  1. Позиция патриотического восприятия, интерес к новому, соблюдение этикетных норм жанра, наилучшим образом воспроизводящего путевые впечатления, оказались основополагающими для путевых записок. Процессы трансформации, преобразований происходили в путевой литературе последовательно - они имели место и в первые десятилетия XIX века, и в тридцатые годы. В итоге к концу первой трети XIX столетия путевые записки как жанр не изживают себя, а в процессе интеграции с эпическими жанрами обретают черты художественного произведения - сюжетность, развитие характера героя, усложнение композиции повествовательной модели посредством введений в её структуру вставных рассказов, новелл.

9) Путевые записки как жанр реагирует на влияние литературных течений, культурные и иные преобразования.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования в дальнейшем научном освоении жанрового своеобразия путевых записок первой трети XIX века. Они применимы в общих курсах по истории русской литературы первой трети XIX века и в проведении спецсеминаров.

Апробация материалов диссертации была проведена на Третьей Всероссийской научной конференции «Русская литература и философия: постижение человека» (в Липецке), V Международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» (в Волгограде), Международной научной конференции XI Виноградовские чтения «Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» (в Москве). Основные положения диссертации отражены в трёх публикациях в научных сборниках.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, которое включает тексты путевых записок, заимствованных из периодической печати первой трети XIX века.

Похожие диссертации на Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века : тематика, поэтика