Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг. Аксёнова, Виолетта Владимировна

Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг.
<
Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг. Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг. Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг. Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг. Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аксёнова, Виолетта Владимировна. Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Аксёнова Виолетта Владимировна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т].- Астрахань, 2011.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/814

Введение к работе

Василий Аксёнов относится к числу авторов, которые вели интенсивные жанровые поиски на протяжении всего своего творчества. В одних случаях такая эстетическая установка приводит к жанровому разнообразию в творчестве писателя. В других, как, например, у Аксёнова, – к созданию специфической модели традиционного жанра.

Повышенное внимание к жанру характеризует весь путь Аксёнова-художника. От традиционных эпических жанров рассказа и повести (в которых, однако, уже просматривается стремление к большой форме, и начало жанровых и стилевых экспериментов) к роману, который подвергается разного рода трансформациям, в каждом конкретном случае приводившим к созданию авторской разновидности жанра.

Актуальность работы. Проблемы жанра как универсальной литературной категории остаются доминирующими в литературоведении. Картина литературного процесса складывается помимо прочего из представлений о специфике жанровой системы. Особенности жанровой системы определенного исторического периода обусловлены индивидуальными художественными практиками. В свете этого исследование конкретного историко-литературного материала представляется актуальным, поскольку позволяет дополнить характеристику жанровых процессов результатами наблюдений над индивидуальными жанровыми реализациями.

Существует целый ряд научных исследований, посвященных разным аспектам творчества В. Аксёнова. Это диссертации Д.В. Хари-тонова «Проза Василия Аксёнова 1960–1970-х годов. Проблемы творческой эволюции» (Екатеринбург, 1993), И.В. Попова «Художественный мир произведений Василия Аксёнова» (Сыктывкар, 2006), Н.В. Колесовой «Заимствования в идиостиле В. Аксёнова» (2005), Г.М. Торуновой «Эволюция героя и жанра в творчестве В. Аксёнова (от прозы к драматургии)» (Самара, 1998), О.В. Чернышенко «Романы В. Аксёнова: жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии» (Ростов-на-Дону, 2007), Е.Ю. Барруэло Гонзалез «Роман В.П. Аксёнова “Московская сага”. Проблема жанра» (Санкт-Петербург, 2009).

В каждой из упомянутых диссертаций отмечены и проанализированы эволюционные тенденции в творчестве В. Аксёнова, однако жанровая специфика и жанровая эволюция не были предметом углубленного изучения. Это обуславливает новизну нашего исследования.

Объектом исследования являются эпические жанры в раннем творчестве В. Аксёнова.

В качестве материала исследования выбраны эпические произведения В. Аксёнова 1960–1970-х годов: рассказы из сборников «Катапульта» (1964), «На полпути к Луне» (1966), повести «Коллеги» (1959), «Звездный билет» (1961), «Апельсины из Марокко» (1963), «Затоваренная бочкотара» (1968), «Поиски жанра» (1978). Такой выбор обусловлен необходимостью рассмотреть произведения, созданные в начале литературной деятельности писателя, с целью определения их жанрового своеобразия и направлений эволюции в творчестве В. Аксёнова.

Предмет исследования – жанровое своеобразие творчества В. Ак-сёнова 1960–1970-х гг.

Цель работы показать своеобразие ранней малой эпической прозы В. Аксёнова как основы поиска новых жанровых форм.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

определить структурные элементы, трансформация которых приводит к появлению романных признаков в рассказах В. Аксёнова;

– раскрыть своеобразие хронотопа малой прозы В. Аксёнова;

– систематизировать приемы субъектной организации рассказов В. Аксёнова;

– проанализировать особенности, характеризующие романные интенции повести В. Аксёнова «Апельсины из Марокко»;

– выявить принципы жанровой организации повести «Затоваренная бочкотара»;

– рассмотреть жанровую стратегию в программном для творчества В. Аксёнова произведении «Поиски жанра».

Методологической основой диссертации являются общефилософские принципы историзма и системности, положения жанровой теории М.М. Бахтина, в частности, идея обусловленности жанра и жанровых разновидностей хронотопа; идея Ю.Н. Тынянова о «смещаемости» жанра; основы исторической поэтики и идея жанрового содержания как одного из сущностных признаков искусства А.Н. Веселовского; принципы жанровой истории С.С. Аверинцева и Д.С. Лихачева; содержание жанровой модели Н.Л. Лейдермана, исследования разных аспектов проблемы жанра в работах С.Н. Бройт-мана, М.Ю. Звягиной, Н.Д. Тамарченко, Л.В. Чернец, Э.Я. Эсалнек.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке принципов исследования путей трансформации жанровой модели рассказа, в определении свойств хронотопа, содержащих потенциальную возможность к изменению системных характеристик. Исследование расширяет представление о жанрово-стилевых особенностях русской прозы 1960–1970-х гг., о специфике литературного процесса второй половины ХХ века.

Практическая значимость результатов исследования. Материалы исследования могут быть использованы в вузовских курсах по истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах, посвящённых изучению литературы 1950–1970-х годов, изучению жанровых процессов в русской прозе второй половины ХХ века, в составлении учебных пособий по творчеству В. Аксёнова для студентов филологических факультетов и преподавателей словесности, а также в проведении внеклассных и факультативных занятий по литературе в школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Своеобразие ранней прозы В. Аксёнова обусловлено расширением границ малых и средних жанров, тяготеющих к романному содержанию. Элементами жанровой структуры, подвергающимися трансформации в творчестве В. Аксёнова, становятся хронотоп и субъектная организация.

2. Романное начало в рассказах В. Аксёнова 1960–1970-х гг. есть следствие изменения традиционных для малой прозы свойств хронотопа. Хронотоп в рассказах В. Аксёнова характеризуется следующими особенностями: цикличность, рекурсивнось, прерванность, «фантастичность», «ассоциативность».

3. Особенности субъектной организации рассказов В. Аксёнова 1960–1970-х гг. свидетельствуют о тяготении к большой эпической форме. Специфику рассказов В. Аксёнова составляют: субъектная многоплановость, дифференциация речи персонажей внутри речи рассказчика, смена доминирующих точек зрения персонажей, введение в повествование автора-персонажа, разнообразие способов авторской субъективации речи, использование приемов совмещения точек зрения автора и персонажа.

4. Выход за рамки жанровых границ повести обнаруживается в произведении начала 1960-х гг. «Апельсины из Марокко». Романные начала обусловлены специфической организацией хронотопа, характером доминирующей сюжетной схемы, своеобразием субъектной организации, широтой охвата жизненных явлений.

5. Повесть «Затоваренная бочкотара» представляет собой синтез сказки, фельетона, притчи, пародии, антиутопии. Интегральными признаками для синтеза вышеназванных жанров являются элементы условности, фантастичности, иллюзорности, двуплановости, иронии, сатиры, схематичности, гротеска, «остранения».

6. Содержание жанровых стратегий произведения В. Аксёнова «Поиски жанра» составляет экспериментальное использование следующих тенденций: нарратологической игры, активизации читательского сознания, синтеза драматического, эпического и лирического начал, мозаичности композиции, реализации «сюжет об авторе». Это определяет движение писателя к доминирующей стратегии последующего творчества – трансформации традиционных жанров и создания на их основе новых жанровых модификаций.

Апробация результатов исследования. Основные идеи, положения диссертации нашли отражение в статьях (общим объемом 1,9 п.л.), были изложены на научных конференциях: международных (Международная научная Интернет-конференция 20–30 апреля 2007 г., г. Астрахань; Международная научная Интернет-конференция 20–30 апреля 2008 г., г. Астрахань).

Структура и объем диссертации. Структура работы определяется логикой исследования жанрового своеобразия раннего творчества В. Аксёнова, которое заключается в тяготении малых жанров к большим формам. Названная тенденция репрезентируется на разных уровнях жанровой модели. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 247 наименований. Общий объем диссертации – 189 страниц.

Похожие диссертации на Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг.