Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Звук и звучание в лирике А.А. Тарковского Лысенко Евгения Викторовна

Звук и звучание в лирике А.А. Тарковского
<
Звук и звучание в лирике А.А. Тарковского Звук и звучание в лирике А.А. Тарковского Звук и звучание в лирике А.А. Тарковского Звук и звучание в лирике А.А. Тарковского Звук и звучание в лирике А.А. Тарковского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лысенко Евгения Викторовна. Звук и звучание в лирике А.А. Тарковского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Лысенко Евгения Викторовна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2008.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-10/753

Введение к работе

Актуальность данной работы определяется непосредственным вниманием к особенностям поэтики Тарковского, а точнее, к поэтике звука и звучания, которая проявляет себя на фонетическом, метрико-ритмическом, мелодическом, рифмическом, образном и мотивном уровнях лирического произведения. Творчество лирика выводится из сравнительного контекста, тем самым актуализируются составляющие художественного целого поэзии Тарковского. Звук или его отсутствие определяют во многом специфику лирического рода в целом и поэзии Тарковского, в частности. В связи с этим исследовательский акцент в работе ставится на изучении звука и звучания во всех проявлениях.

Научная новизна диссертационного сочинения обусловлена малой изученностью поэтики Тарковского в отечественном литературоведении. До сих пор нет специальных работ, посвященных значению созвучий в формировании образа, взаимовлиянию ритма и смысла, мелодическим приемам воздействия, роли рифмы в поэтической форме.

Таким образом, новизной отличается сам исследовательский подход в научном освоении лирики Тарковского – впервые творчество поэта подвергается научной рефлексии через призму звука и звукообраза на всех уровнях художественной выразительности. С помощью этого звукового аспекта воссоздается поэтическая картина мира, явленная читателю в творчестве Тарковского.

Объектом исследования служит весь корпус поэтических текстов, написанных Тарковским в 1920-1980-е годы. Необходимость научного наблюдения над столь обширным материалом вызвана, прежде всего, феноменом творческой биографии автора. На несколько десятилетий запоздавшая публикация первого сборника во многом способствовала тому, что перед читателем предстала сложившаяся творческая личность. Целостный характер наследия Тарковского исключает возможность деления его текстов на периоды и обнаружения характерной для многих поэтов поры ученичества. Поэма как крупная жанровая единица является материалом для отдельного исследования.

Предмет исследования – звук и звучание в их фонетически-инструментальном, метрико-ритмическом, мелодическом, рифмическом, образном и, наконец, мотивном проявлениях в лирических текстах Тарковского.

Цель предпринятого исследования – осмыслить лирическое творчество Тарковского в аспекте функционирования звука и звучания как непосредственной составляющей организации любого поэтического текста.

Для осуществления намеченной цели необходимо решение следующих задач:

– выявить особенности звука и звучания на всех уровнях поэтики в стихотворениях Тарковского: звукопись-инструментовка, метрика и ритмика, мелодика, рифма;

– установить и попытаться объяснить механизмы системного взаимодействия всех обозначенных уровней в преломлении к звуку и звучанию;

– определить связанные со сферой звучания основные звукообразы и мотивы, которые являются магистральными для поэтического контекста Тарковского;

– рассмотрев основные звукообразы и мотивы в связи с другими мотивами лирики, приблизиться к целостному постижению поэтической картины мира Тарковского.

Методологическая основа исследования предполагает интегрирующий подход к поэтическому тексту, согласно которому каждый из его элементов рассматривается в соположении с другим, в их непосредственной взаимообусловленности. В связи с этим концептуальными в методологическом плане для данного исследования являются работы М.Л. Гаспарова, Л.Я.Гинзбург, Ю.М. Лотмана, Б.М. Эйхенбаума. В работе также используются принципы анализа художественного текста, сформулированные А.Б. Есиным.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что поэтика лирического произведения изучается через призму звукообразов.

Практическая значимость. Полученный исследовательский материал может быть использован в вузовских курсах по истории русской литературы XX века, в специальных курсах и учебных пособиях по изучению творчества Тарковского.

Положения, выносимые на защиту:

Звукообразы, взаимодействуя с визуальными и колористическими образами, создают основу поэтики в лирике Тарковского.

Важнейшую художественную функцию в поэзии Тарковского выполняют антиномичные оппозиции звук/тишина и звучание/молчание, определяющие позицию лирического «я» в его взаимоотношениях с окружающим миром.

Концепция личности в ее противостоянии окружающему миру выражена в поэзии Тарковского путем внедрения в лирическую стихию эпического начала. Элементы прозаизации отчетливо явлены в белых стихах.

Образность, связанная с болезнями органов чувств лирического героя, находит свою множественную реализацию в мотиве творческого созидания – одного из центральных для лирического субъекта Тарковского.

Звукообразы духовых и струнных музыкальных инструментов, насекомых и птиц как элементы образной системы лирики Тарковского выстраиваются в некую вертикаль самоидентификации лирического героя. Центральное место человека-лирического «я» в художественной картине мира позволяет соединить два поэтических топоса – землю и небо. Связывающим все образные и мотивные линии воедино является образ-двойник лирического героя Тарковского – дерево.

Звук и молчание в лирике Тарковского тесно связаны с образами воды и огня.

Апробация основных положений представленного исследования состоялась на Всероссийской научной конференции молодых ученых «Филология и журналистика в начале XXI века» (Саратов, 2005, 2007), методологическом семинаре молодых ученых-литературоведов (Саратов, 2007), Всероссийской научной конференции «Текст. Произведение. Читатель» (Казань, 2007).

Структура диссертационного сочинения представляет собой введение, три главы, заключение и библиографический список, насчитывающий более 200 наименований.