Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Пилипенко Наталья Викторовна

Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте
<
Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пилипенко Наталья Викторовна. Дескриптивный словесный ряд как способ организации описания в древнерусском тексте: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.02.01 / Пилипенко Наталья Викторовна;[Место защиты: ФГАОУВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»], 2017

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования .12

1.1. Вопрос о делимитации текста .12

1.2. Вопрос о делимитации древнерусского текста .18

1.3. Описание как функционально-смысловой тип речи .27

Выводы

ГЛАВА 2. Структура дескриптивных словесных рядов 39

2.1.Дескриптивный словесный ряд 39

2.1.1.Номинативный элемент дескриптивного словесного ряда .39

2.1.2. Дескриптивный элемент дескриптивного словесного ряда 44

2.1.2.1.Словесные ряды с адъективной дескрипцией 45

2.1.2.2. Словесные ряды с вербативной дескрипцией .49

2.1.2.3. Словесные ряды с субстантивной дескрипцией .50

2.1.2.4. Словесные ряды с неоднородной дескрипцией 51

2.2. Функционирование дескриптивных словесных рядов .52

2.2.1. Функционирование дескриптивных словесных рядов на уровне формулы-синтагмы .52

2.2.1.1. Употребление дескриптивного элемента в функции предиката 53

2.2.1.1.1. Употребление адъективного дескриптивного элемента в функции предиката 53

2.2.1.1.2. Употребление вербативного дескриптивного элемента в функции предиката 57

2.2.1.1.3. Употребление субстантивного дескриптивного элемента в функции предиката 59

2.2.1.1.4. Употребление неоднородного дескриптивного элемента в функции предиката 61

2.2.1.2 Употребление дескриптивного элемента в атрибутивной функции 64

2.2.1.2.1. Употребление адъективного дескриптивного элемента в атрибутивной функции 64

2.2.1.2.2. Употребление вербативного дескриптивного элемента в атрибутивной функции 70

2.2.1.2.3. Употребление субстантивного дескриптивного элемента в атрибутивной функции 72

2.2.1.2.4. Употребление неоднородного дескриптивного элемента в атрибутивной функции 73

2.2.2. Функционирование дескриптивных словесных рядов на уровне текста 75

Выводы .80

ГЛАВА 3. Семантика дескриптивных словесных рядов 83

3.1. Сенсорная дескрипция .83

3.1.1. Дескриптивные словесные ряды, передающие визуальное восприятие (визуальные дескриптивные словесные ряды) 84

3.1.1.1. Описание внешности 84

3.1.1.2. Описание местности 97

3.1.1.3. Описание материальных объектов, окружающих человека и созданных его руками .105

3.1.1.4. Описание природы

3.1.2. Дескриптивные словесные ряды, передающие аудиальное восприятие (аудиальные дескриптивные словесные ряды) 118

3.1.3. Дескриптивные словесные ряды, передающие осязательное восприятие (осязательные дескриптивные словесные ряды) 122

3.1.4. Дескриптивные словесные ряды, передающие ольфакторное восприятие (ольфакторные дескриптивные словесные ряды) 124

3.1.5. Дескриптивные словесные ряды, передающие восприятие вкуса 127

3.2. Рациональная дескрипция .129

3.2.1. Морально-этическая характеристика объекта описания 129

3.2.2. Интеллектуальная характеристика объекта описания 140

3.2.3. Характеристика практической деятельности объекта описания.148

3.2.4. Характеристика географических объектов 154

Выводы .158

Заключение .160

Список использованной литературы 164 список сокращений .

Введение к работе

Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью структурно-семантических особенностей языковых единиц древнерусского текста, служащих для описания действительности.

Целью настоящей работы является выявление особенностей описаний на основе исследования их структурной и семантической организации, а также функционирования в древнерусских памятниках письменности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) выявить в памятниках древнерусской письменности контексты,
включающие описания;

2) выделить дифференциальные структурные и семантические признаки
описательных единиц (дескриптивных словесных рядов);

3) представить структурные схемы дескриптивных словесных рядов
древнерусского текста;

  1. дать семантическую классификацию дескриптивных словесных рядов в древнерусском тексте;

  2. определить особенности функционирования дескриптивных словесных рядов в древнерусском тексте.

Объектом исследования является дескриптивный словесный ряд как одна из минимальных, вычленяемых, повторяющихся единиц древнерусского текста, главной функцией которой является описание действительности.

Предметом исследования выступает семантика, структура и особенности функционирования дескриптивных словесных рядов в древнерусском тексте.

Материал исследования. В ходе диссертационного исследования было подвергнуто анализу 310 письменных текстов Древней Руси XI – XVII веков (повести, летописи, поучения, слова, жития, сказания, послания и др.), включенных в серии «Памятники литературы Древней Руси» и «Библиотека литературы Древней Руси», из которых методом сплошной выборки было извлечено 1193 контекста, содержащих дескриптивные словесные ряды.

Методы исследования. Для осуществления задач исследования были использованы общенаучные методы (наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция), а также собственно лингвистические методы системного изучения языка (описательный метод, метод компонентного анализа, контекстуальный анализ).

Для отбора материала был использован метод наблюдения, для характеристики структурных и семантических видов описаний был применен описательный метод, для их систематизации – обобщение и классификация.

Метод компонентного анализа позволил определить семантические и структурные виды дескриптивных словесных рядов. Метод контекстуального анализа позволил рассмотреть функционирование дескриптивных словесных рядов в древнерусском тексте.

Методологической основой исследования послужили работы по
лингвистике и стилистике текста (Н. С. Болотнова, М. П. Брандес,
Н. С. Валгина, И. Р. Гальперин, А. Н. Кожин, Г. В. Колшанский,

В. А. Кухаренко, Л. М. Лосева, О. И. Москальская, В. В. Одинцов,

Г. Я. Солганик, Ц. Тодоров, Т. Б. Трошева, З. Я. Тураева, В. М. Хамаганова),
работы по истории русского литературного языка (Л. Р. Абдулхакова,
И. А. Антипова, М. В. Артамонова, В. А. Баранов, К. М. Богрова,

В. И. Борковский, Ф. И. Буслаев, В. В. Виноградов, М. А. Гадолина, В. Л. Георгиева, А. И. Горшков, И. В. Ерофеева, Л. П. Клименко,

A. Ю. Козлова, В. В. Колесов, Б. А. Ларин, Т. П. Ломтев, О. П. Лопутько,
Н. М. Михайлов, М. Вас. Пименова, Е. И. Рыкин), работы по ментальности и
языковой картине мира (И. В. Ерофеева, А. А. Зализняк, А. В. Кирилина,
Л. П. Клименко, В. В. Колесов, Е. С. Кубрякова, Д. С. Лихачев, В. А. Маслова и
др.), исследования по грамматике русского языка (В. В. Бабайцева,

B. В. Виноградов, Г. А. Золотова, Т. П. Ломтев, А. А. Потебня, К. Я. Сигал).

Научная новизна работы определяется следующим:

1) выявлены минимальные, вычленяемые, повторяющиеся единицы
древнерусского текста, главной функцией которых является описание
действительности – дескриптивные словесные ряды;

2) определены дифференциальные признаки дескриптивных словесных
рядов;

  1. представлены структурные схемы дескриптивных словесных рядов;

  2. предложена семантическая классификация дескриптивных словесных рядов;

  3. определены особенности функционирования дескриптивных словесных рядов в древнерусском тексте.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в разработку лингвистической теории текста. Структурные и семантические особенности дескриптивных словесных рядов могут послужить теоретической базой для дальнейшего изучения делимитации древнерусского текста, а также для дальнейшего постижения ментальных особенностей средневекового человека.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовской практике при подготовке курсов «История русского литературного языка», «Историческая грамматика», «Стилистика», «Лингвистика текста», «Филологический анализ текста», при разработке спецкурсов и спецсеминаров, посвященных историческому синтаксису, средневековой ментальности и культуре; а также в школьной практике для подготовки курсов по внеурочной деятельности, направленных на подготовку обучающихся к олимпиадам.

В качестве гипотезы исследования был принят тезис о том, что для выражения описания в древнерусском тексте использовались специальные

устойчивые, воспроизводимые единицы, имеющие определённую формально-структурную схему и единообразное лексическое наполнение. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Дескриптивные словесные ряды в древнерусском тексте представляют собой формульные конструкции (то есть определённые формально-структурные схемы, воспроизводимость которых связана с нормативностью текста-образца), состоящие из номинативного и дескриптивного элементов.

  2. Дескриптивные словесные ряды можно разделить на четыре типа в зависимости от морфологического выражения дескриптивного элемента: дескриптивные словесные ряды с адъективной дескрипцией, дескриптивные словесные ряды с субстантивной дескрипцией, дескриптивные словесные ряды с вербативной (глагольной) дескрипцией, дескриптивные словесные ряды с неоднородной дескрипцией.

3. Дескриптивные словесные ряды в качестве средства выражения
описания могут функционировать на разных уровнях: на уровне формулы-
синтагмы (термин В. В. Колесова) и на уровне текста. Дескриптивный элемент
может употребляться в предикативной и атрибутивной функции.

  1. В древнерусских текстах распространены дескриптивные словесные ряды с однокомпонентным дескриптивным элементом и с многокомпонентным дескриптивным элементом.

  2. Дескрипция представляет собой языковую экспликацию познания как процесса определения внешних и внутренних характеристик, свойств, элементов объекта действительности, поэтому может быть дифференцирована как сенсорная и как рациональная.

  3. Сенсорная дескрипция является отражением предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Дескриптивные словесные ряды в древнерусском тексте вербализуют признаки, свойства, характеристики объектов описания, воспринимаемые всеми пятью внешними рецепторными органами, что позволяет нам выделять следующие семантические виды дескриптивных словесных рядов: дескриптивные словесные ряды, передающие визуальные восприятия; дескриптивные словесные ряды, передающие аудиальные восприятия; дескриптивные словесные ряды, передающие ольфакторные восприятия; дескриптивные словесные ряды, передающие осязательные восприятия; дескриптивные словесные ряды, передающие восприятия вкуса.

  4. Рациональная дескрипция связана с фундаментальной характеристикой объекта описания, представляющей собой словесное изображение свойств и

качеств объекта описания, основанных не на экстероцептивных ощущениях субъекта, а на его способности мыслить абстрактно, а также на обобщённой и объективированной системе знаний, полученных в результате коллективной деятельности ряда поколений людей. К этому виду дескрипции относятся словесные ряды, содержащие свойства, качества и признаки объекта, основанные на внутренних социально-личностных ценностях, имеющих внешнее выражение (морально-этическая характеристика объекта описания, интеллектуальная характеристика объекта описания, характеристика практической деятельности объекта описания); а также словесные ряды, содержащие свойства, качества и признаки объекта, основанные на внутренних социально-экономических ценностях, имеющих внешнее выражение (характеристика географических объектов).

8. Описания в древнерусском тексте отличаются единообразием и краткостью. Единообразие описаний достигается за счёт повторяемости одного и того же слова или одной и той же семантически несвободной фразы, что дает нам возможность отнести дескриптивные словесные ряды к устойчивым конструкциям древнерусского текста.

Апробация работы. Всего по теме диссертации опубликовано шесть работ, три из которых опубликованы в изданиях, включенных ВАК в Перечень рецензируемых журналов. Основные положения и результаты исследовательской работы обсуждались на научных конференциях различного уровня: X, XI Международных научных конференциях «Языковые категории и единицы: синтагматический аспект» (Владимир, ВлГУ, сентябрь 2013 г.; сентябрь 2015 г.); VI, VIII Международных научных конференциях, посвященных памяти православных просветителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Владимир, ВлГУ, май 2014 г.; май 2016 г.); Всероссийской научной конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры (Коломна, май 2014).

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русского языка Владимирского государственного университета (2013 – 2017 гг.).

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (173 источника), списка сокращений (126 источников).

Описание как функционально-смысловой тип речи

Е. В. Филатова считает, что «восприятие речи – устной и письменной – осуществляется на синтагматическом уровне», для порождения же текста одной синтагматической структуры недостаточно. Исследователь определяет структуру текста «в виде единства нескольких структур: синтагматической, предложенческой и абзацной» [Филатова 2011: 67]. В современных исследованиях представлен целый ряд подходов к делимитации текста: структурно-смысловой, информативный, функционально коммуникативный, функционально-смысловой. Их отличие связано с лингвистической или экстралингвистической сущностью, размером выделяемых единиц, с разными формами и аспектами реализации коммуникативной направленности. Одним из самых разработанных в современной лингвистике является функционально-смысловой подход. Учёные указывают, что применение функционально-смыслового подхода к изучению делимитации текста даёт возможность обнаружить структуры, строящиеся на логической и семантико грамматической основе, в результате чего отчетливо осознаются делимитативные границы дискретных текстовых единиц, позволяющие на уровне текста обнаружить номенклатуру дискретных текстовых единиц, отношения, складывающиеся между этими единицами, а также свойства их функционирования в целом тексте [Хамаганова 2003: 20].

Как указывает О. А. Нечаева, функционально-смысловой подход к делимитации текста опирается на логическую основу экспликации конституирующих единиц, базирующихся на «мыслительных комплексах, выражающих связи одновременности, последовательности или причинно следственной зависимости между явлениями». Эти единицы являются отражением самих форм существования материи в пространстве, во времени и на основе их взаимообусловленности [Нечаева 1974: 26]. В рамках функционально-смыслового подхода к делимитации текста рассматриваются такие традиционные конституенты, как описание, повествование и рассуждение (М. П. Брандес, Н. С. Валгина, В. А. Кухаренко, Л. М. Лосева, О. А. Нечаева, В. В. Одинцов, Г. Я. Солганик). Наряду с традиционными выделяют также сообщение, определение, объяснение, умозаключение, характеристику (В. В. Одинцов, Г. Я. Солганик), предписание, констатацию (Т. Б. Трошева).

Дискретные текстовые единицы, изучаемые в рамках функционально смыслового подхода, в лингвистике классифицируют по-разному: как функционально-смысловые типы речи (О. А. Нечаева), функциональные типы сложных синтаксических целых (Л. М. Лосева), логические единства (В. В. Одинцов, Г. Я. Солганик), композиционно-речевые формы (В. В. Виноградов, М. П. Брандес, О. И. Москальская, В. А. Кухаренко, З. Я. Тураева). Подобное многообразие классификационных наименований основано на дифференциации подходов к изучению данных единиц текста, поскольку за основу их выделения одни учёные берут содержание (тема, логические отношения), другие – форму, прежде всего, грамматическое строение.

О. А. Нечаева предлагает подходить к изучению типов речи «в аспекте связи между мыслительной деятельностью человека и его речью» [Нечаева, 1974: 249]. Человеческому сознанию, по мнению исследователя, свойственно восприятие действительности в её одновременных или последовательных явлениях или в явлениях, находящихся в причинно-следственной зависимости; для отражения этих особенностей восприятия действительности в языке сложились определенные логико-смысловые и структурные типы монологического высказывания: описание, повествование и рассуждение. По мнению автора, эти типы и являются минимальными единицами монологического высказывания, а их границы зависят от микротематических условий. Каждый тип речи обладает собственной типизированной структурой и функционально-смысловым значением. Отмечая текстовый характер типов речи, О. А. Нечаева указывает на то, что все они (и описание, и повествование, и рассуждение) состоят из предложений, которые в составе того или иного типа речи помимо собственной функции повествования, вопроса или побуждения несут дополнительную функцию: репродуктивно- или регистрационно-перечислительную (описание), событийно-повествовательную, (повествования), функцию доказательства (рассуждение). Функционирование типов речи, по мысли автора, складывается из вторичного аспекта предложений. Вместе с тем каждый тип речи имеет обобщённо-смысловое значение.

Изучение типов речи на логической основе прослеживается также в работах В. В. Одинцова. В. В. Одинцов рассматривает типы речи как логические единства. Монологическая речь, по В. В. Одинцову, состоит из логических единств определения-объяснения и умозаключения-рассуждения, характеристики-описания и сообщения-повествования. Структура данных логических единиц характеризуется семантическими отношениями входящих в неё понятий, образующих смысловой стержень высказывания. Две единицы могут либо образовывать последовательность, либо располагаться рядом, быть параллельными. Таким образом, в основе структурных характеристик логических единиц В. В. Одинцов видит два типа связи – последовательную и параллельную. Определение предполагает подчинённость, последовательность смысловых элементов; умозаключение – «логически подчёркнутую последовательность»; «характеристика представляет собой сумму равноправных признаков, их последовательность, и определяет характеризуемый объект; то же можно сказать и о последовательности действий, обычных в сообщении» [Одинцов 1980: 95-96].

В работах Г. Я. Солганика и Г. А. Золотовой больше внимания уделяется синтаксической структуре типов речи. Г. Я. Солганик на первый план выдвигает проблему когерентности текстообразующих единиц, реализующих описание, повествование и рассуждение, – прозаических строф. Прозаическая строфа, по Г. Я. Солганику, имеет внутренний и внешний план строения. Внутреннее строение «представляет собой наиболее общий структурный тип связи суждений, в котором движение мысли совершается через развёртывание предиката или субъекта предыдущего суждения» [Солганик 2009: 42]. Будучи одной из крупных структурных единиц, строфа имеет и внешний план строения. Делимитирующими единицами прозаических строф являются зачин и концовка, которые имеют особые синтаксические способы выражения начала и конца мысли. [Солганик 2009: 25].

Г. А. Золотова вводит понятие рематической доминанты текстового фрагмента, служащей для построения синтаксических моделей соответствующего содержания: «предложений с акционально-глагольными предикатами для сообщения о действиях, предложений с именными и адъективными предикатами для описания предметов и их качеств» [Золотова 1979: 117]. В зависимости от морфологического выражения предиката автор выделяет предметную, качественную, статально-динамическую, импрессивную, акциональную рематическую доминанту. Достоинством данной классификации, на наш взгляд, является то, что основные признаки, помогающие различить тип речи, обнаруживаются в рамках не только текстового фрагмента, но и отдельного высказывания.

Дескриптивный элемент дескриптивного словесного ряда

Номинативный элемент служит номинацией объекта действительности, подвергающегося описанию, и определяет содержательно-тематический вид дескриптивного словесного ряда: описание места действия, природы, действующего лица, события (условий, ситуации, состояния действительности), предмета (деталей, из которых он состоит).

Номинативный элемент может иметь разное грамматическое выражение: может быть выражен собственным / нарицательным, одушевлённым / неодушевлённым именем существительным в именительном падеже (Бгъ же Глтъбъ милостивъ на убогия и странънолюбивъ, тщанъе имгья къ церквамъ, теплъ на вгъру и кротокъ, взоромъ красень [ПВЛ: 212]; И быстъ в шестую годину дни, начашя появливатися поганий измаилтяне в полгь, бгь бо поле чисто и велико згьло [Лет. пов. о Кул. бит.: 122]; И бяше дотолгъ, преже видгъти, была Москва град великъ, град чюденъ, градъ многочеловгъченъ, в нем же множество людий, в нем же множество господъства, в нем же множество всякого узорочья. И пакы въ единомъ часть измгънися видгъние его, егда взят быстъ, и посгъченъ, и пожженъ. И видгъти его нгъчего, развгъ токмо земля, и персть, и прах, и пепел, и трупиа мертвых многа лежаща, и святыа церкви стояще акы разорены, аки осироттъвши, аки овдовтъвши [Пов. наш. Тохт.: 202]; И стояше клубокъ на гробгъ Онанъинтъ златъ с камениемъ драгымъ с жемцюгом украшеным, полнъ мура и ливанъ, и стекляницю, того не видихом [Сказ. Вавил.: 184]); именем существительным в косвенном падеже {Татарове возбояшеся, видя Еупатия кргъпка исполина [Пов. о раз. Ряз. Бат.: 192]; Таче благослови и старъцъ и повелгъ великому Никону остргъщи и, прозвутеру тому сущю и чърноризъцю искусъну, иже и поимъ блаженаго Феодосиа и по обычаю святыихъ отъцъ остригы и облече и въ мънишъскую одежю [Жит. Феод. Печ.: 318]; И видгъ мгъсто то велми прекрасно и многолюдно [Лег. о Кит.: 214]); притяжательным прилагательным {Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе, и на Канину зелену паполому постла за обиду Олгову, храбра и млада князя [Сл. о полку Иг.: 376]); местоимением {И та бт мудра зтъло [Суды Сол.: 74]; И видтъвъ ю добру сущю лицем и смыслену велми [ПВЛ: 74]); сочетанием слов {Такъ бо бяше блаженый князь Ярополкъ кротокъ, смирень, братолюбивъ и нищелюбецъ, десятину дая от всихъ скотъ своих святгъй Богородици и от жита на вся лгъта, и моляше Бога всегда [ПВЛ: 218]; И выступи мужъ Володимгъръ, и възргъвъ печенгъжинъ и посмтъяся, — бгь бо средний ттъломъ [ПВЛ: 138]; Бгь бо нтъкый царь велий и славенъ, быстъ же ему шествовати на колесницгъ позлащентъ и окрестъ его оружници, якоже подобаешь царемъ; усрести два мужа растерзанами ризами и скверными оболчена суща, худа же лицемъ и зтло поблгъдгъвша [Пов. Варл. Иоас: 198]; Князи же, племя Ростиславле, милостивы суть и до хрестъянства добргъ, той день стоаше на побоищи [Пов. о бит. на Лип.: 124]; Преставися Пинъский князь Юръи, сынъ Володимирові кроткий, смирении, правдивый [Гал.-Вол. лет.: 424]; Настоящее же да глаголется еже о епископгъ Стефантъ, еже быстъ муж добродгътеленъ, иже житиемъ благоговгъинъ, иже из дгьтъства сердечною чистотою свгътлгъашеся [Жит. Серг. Рад.: 374]; Въ то же время во святаго Георгия монастыри бгъ нгъкий человгъкъ яко уродъ ся творя, прозорлива же дара имгъа от Бога благодать [Пов. о пут. Иоан. Новгор.: 460]). Следует отметить, что достаточно частотны случаи включения в состав номинативного элемента сочетаний с творительным идентификационным падежом. Сочетания с творительным идентификационным падежом характеризуют человека по имени и состоят из собственного имени существительного и существительного имя в творительном падеже [Рыкин 2014: 61-62]. Например: Боголюбивому князю Ярославу любяще Берестовое и церковь ту сущую Святыхъ апостолъ и попы многы набдящю, и в них же бгъ прозвутеръ, именемъ Ларионъ, мужъ благъ, и книженъ и постникъ [ПВЛ: 170]; Яко се быстъ другый черноризецъ, именемъ Исакий, яко еще сущю в миръскомъ житъи и богату сущю ему, бгъ бо купець, родомъ торопчанинъ, и помысли быти мнихомъ, и раздая имгъние свое тртъбующимъ и по манастыремъ, иде къ великому Антонию в пещеру, моляшеся ему, дабы створилъ черъноризъцемъ [ПВЛ: 204]; Бгъ же и другий брать, именемъ Матфгъй, той бгъ прозорливъ [ПВЛ: 202]; Того же лтта безбожный царъ Ахмут Кичиахметевич со всею Ордою поиде на Русъ, и подшед близ Руси, и остави у цариц старых и болных и малых, и поиде съ проводники непутма, и пройде к рецт Октъ под город под Олексин с литовского рубежа, а въ градт том бгъаше воевода, именем Семион Василъевичъ Беклемишевъ, человгъкъ на рати велми храбръ [Северн. лет. свод 1472: 438]; Быстъ в Мунтъянской земли греческыя вгъры христианинъ воевода именем Дракула влашеским языком, а нашим — диаволъ. Толико зломудръ, якоже по имени его, тако и житие его [Сказ. Драк.: 554]. Наш материал показывает, что творительный идентификационный падеж может выступать в качестве характеристики неодушевленного предмета. Например: Иже и многа мста объшедше, послди же приидоста и обртоша мсто красно зло, имуще и рку близ, именем Кержачь, идже нын монастырь стоит честное Благовщение пречистыа владычица наша Богородица [Жит. Серг. Рад.: 370].

Как показывает наш материал, идентификационную функцию может выполнять также страдательное причастие настоящего времени (Царю же на смирение мое призрвшу, и милосердие показавшу, и остави мя по воли творити, и избравшу достойнаго таковаго пастыря Христова словеснаго стада, духовнаго и искуснаго в божественой и человческой мудрости старца, Тихона глаголема, словесна и мудра зло, иже бысть послже архиепископъ великаго и новопросвещеннаго, Богомъ спасаемаго града Казани и иных градов пръвопрестолник [Дух. грам. Евф. Турк.: электронный ресурс]; Побиени же от него стратилати, або ротмистры, мнози мужие храбрые и искусные в военых вещах: Андрй, глаголемы Кашкаровъ, муж славны в знамянитых своихъ заслугахъ, и братъ его, Азарий именемъ, такоже муж разумны и во Священых Писаниях искусный, з дтками погубленъ и братиею ихъ, Василей и Григорей, глаголемы Тетерины [Ист. о вел. кн. Моск.: электронный ресурс]; Потомъ убьенъ от него Петръ Оболенский, глаголеми Сребреный , сниклицкимъ саномъ украшен и муж нарочитъ в воинстве и богатъ [Ист. о вел. кн. Моск.: электронный ресурс]), а также предикативная конструкция (Прилучи же ся в то время старець Кирилова монастыря, ему же имя Дионисие, художествомъ часовникъ [Расск. о смерти Пафн. Бор.: 482]; Воздвизаетъ бо нкоего от христианска народа, мужа от рода неславна, но смысломъ мудра, егоже прозваниемъ нарицаху Козма Ми нинъ , художествомъ бяше преже говядар ъ [Из Хрон. 1617 г.: электронный ресурс]).

Позиция номинатива в дескриптивном словесном ряду может быть различной. Номинатив может быть препозитивен, то есть может располагаться перед дескриптивным элементом. Например: «Потом прийдеш ти человгъкъ, красенъ лицемъ, едай же ему в руцгь все оружие свое» [Сл. Мерк. Смол.: 204]; Таже вижду исшедиш из гроба стариа сгъда брадою [Жит. Зос. и Савв. Солов.: электронный ресурс].

Номинатив может быть постпозитивен, то есть может располагаться после дескриптивного элемента. Например: По временех же доволных диаволъ побтдився съ блаженным в различных провидгъниих, всуе тружався купно съ бгъсы своими: аще и многаа различная мечтаниа наведе, но обаче ни въ ужастъ может въврещи твръдаго оного душею и храбраго подвижника. [Жит. Серг. Рад.: 310 - 312]; И на четвертый день изыдохом сопротив града Казанского на великие и пространные, и гладкие, зіьло веселые луги, и положися тамо все войско подле реки Волги [Ист. о вел. кн. Моск.: электронный ресурс]; Таже уясниша мгьсто от стоящих лгьсов, велику и зіьло прекрасну и превысоку церковь предиреченную поставляет, и в предгълех устрояетъ великого богословца и евангелиста Иоана и чюднаго чюдотворца Николу [Сказ. Валаам. мон.: электронный ресурс].

Дескриптивные словесные ряды, передающие визуальное восприятие (визуальные дескриптивные словесные ряды)

В отдельных словесных рядах значение красивый вербализуют прилагательные, имеющие корни бел-, светл-, благ-, добр-. Например: И по мале времени, въ един от днии молящуся ему в клии своей, приидоша к нему два мужа свтлы зло образом, влекуще за собою кережу, полну хлбов и мукы и масла [Жит. Зос. и Савв. Солов.: электронный ресурс]; И вечеру глубоку сущу, и приидоста к нему два мужа свтла, сущу акы солнце, и възбудиста и, глаголюще: «Друже Петре, услышана бысть молитва твоа и милостыня твоя взыдоша пред Богом» [Пов. о царев. Орд.: 24]; Б же нкто благообразен и доброзрачен юноша, имя же сему Михаил, родом от Пефлагон [Хрон. Конст. Манасс.: 308].

Следует указать, что дескриптивные элементы, выраженные именами прилагательными с корнями крас-, бел-, светл-, благ-, добр-, наряду с дескриптивным содержанием эксплицируют сублимированную оценку: эстетическую (красота телесная) и этическую (красота духовная) – таким образом, характеризуя объект описания как положительного, нравственного человека или указывая на его святость. Ф. И. Буслаев отмечал, что для христианского искусства «красота вншняя уже потеряла всю свою обаятельную силу; она лишилась своего собственного торжественного величiя и стала только приличною оболочкою, скромнымъ вмстилищемъ заключённой в ней духовной святыни» [Буслаев 1861 б: 219].

Своей задачей христианское искусство ставило изображение «подобiя» или «правдоподобiя», определявшегося «церковными преданиями» [Буслаев 1861 б: 220], поэтому довольно часто репрезентантом обобщенного признака, характеризующего внешность объекта описания в целом, в древнерусском тексте выступает сравнение. Например: Мужа же сия, имуща видния подобьно яко ангела Божия [Жит. Дм. Солун.: электронный ресурс]; Аз же возрх на правую страну и видх на воздус стояща архаггела, образом же б, якъ Гаврил архаггелъ пишется у Благовщения Пресвятыя Богородица, со скипетром [Пов. Мартир. Зелен.: электронный ресурс]; Азь же падохъ ниць, не могый зрти ангелообразнаго лица его, бь бо зракомь по писанию написаннаго на древнихъ иконахъ, обличье же лиця его сияющи, яко солнечьная луча пущааше лучю [Жит. Дм. Солун.: электронный ресурс].

Для описания отрицательных объектов, как правило, имеющих пейоративную внешность, в качестве дескриптивного элемента в древнерусских текстах выступают имена прилагательные с корнем черн-. Например: «Онъ же рече: «Бози наши живуть вь безднахъ. Суть же образомъ черни, крилати, хвостъ имущи; вьсходять же и подъ небо, слушающе вашихъ боговъ. Ваши бози на небес суть. Аще кто умреть от вашихъ людий, то возносимь есть на небо, аще ли от нашихъ умираеть, но носимъ есть к нашимъ богомъ вь бездну» [ПВЛ: 192]; Яко внидохом вь гробницу, и мужу отступльшу от мене, мн же молящеися у гроба, ста предо мною ефиопъ чернъ страшен образом, держа в руц древо велико, и удари мя древом по глав [Жит. Зос. и Савв. Солов.: электронный ресурс] и т. п.

Описания частей тела в древнерусском тексте отличаются единообразием и краткостью, они не дают представления о внешнем облике объекта описания и не могут служить идентификаторами индивидуальной личности. Единообразие описаний тела нередко достигается за счёт повторяемости одной и той же семантически несвободной фразы (какой, например, является синкретемы красенъ лицемъ, красенъ / великъ тлом и т. п.) или имени прилагательного (красно, великъ), входящих в однокомпонентный или многокомпонентный словесный ряд в качестве дескриптивного элемента и служащих для эстетической характеристики лица в целом. Например: Видвъ же науклиръ жену Еустафиеву, яко красна б лицемъ зло възлюби ю [Сказ. Евст. Плак.: 232]; Потом прийдеш ти человгъкъ, красень лииемь, вдай же ему в руцтъ все оружие свое [Сл. Мерк. Смол.: 204]; Бгъ же Василко лиием красень, очима свгътель и грозень, хоробрь паче мгъры на ловгъх, сердцемъ легок, до боярь ласковь. [Лет. пов. о монг.-тат. нашеств.: 144]; Видгъвь же царь дерьзновение его, крестьянина себе наргъчюща, и весьма чающа что-либо прияти ради имене Господа нашего Исуса Христа, уже бо и лицо святаго згъло красно бяше [Жит. Дм. Солун.: электронный ресурс]; Единь же от народа уноша, згъло красень и еще младь сый вьзрастомь, именемь Несторь, уже власы брадныа испущаа ([Жит. Дм. Солун.: электронный ресурс]; Он же видгъвь, яко красна есть лицемъ, тгъло же ей быстъ власато, яко щетъ [Суды Сол.: 74]; Вси же сущий в той веси оба юноши та, якоже странна сущи, предаша а воиномь; бтста же растомь и видтниемь красна згъло [Сказ. Евст. Плак.: 238]; И нгъкий от велмож резанских завистию насочи безбожному царю Батыю на князя Федора Юрьевича Резанскаго, яко имгъет у собе княгиню от царъска рода, и лгъпотою-тгълом красна бгъ зело Пов. о раз. Ряз. Бат.: 186]; И яста ся бороти кргъпко, и надолзтъ борющимся има, и нача изнемогати Мъстиславь: бгъ бо великь и силенъ Редедя [ПВЛ: 160]; Тако убо сьвгътующе, мнози на то укланяхуся, надгъяху бо ся на цесаря, зане вгъдяаху храбрости и силу его, велик бо бгъ згъло и исполин силою [Пов. о взят. Царьгр.: 240]; И оттоле идохом сквозгъ град, — далече поприще велико итти кь святому Кипреану, — и цгъловахом тгъло его: великь быль тгъломь [Хожд. Стеф. Новг.: 40] и т. п.

Следует указать, что дескриптивные словесные ряды, в состав которых входят синкретемы красень лицемъ, красень / великь тгълом и имена прилагательные красно, великь, служащие для характеристики тела в целом, фиксируются во всех типах и во всех жанрах древнерусских текстов, начиная с самых ранних памятников (XI - XII вв.).

Дескриптивные словесные ряды, передающие восприятие вкуса

Следует указать, что дескриптивные элементы блага воня, благоухание нередко используются при описании тела умершего и служат о ль факторной репрезентацией внутреннего совершенства объекта описания, указывая на «нетленность телесных останков или мощей» [Голубинский 1903: 40]. Например: Се же пречюдъно быстъ и дивъно и памяти достойно; како и колико лгътъ лежавъ тгъло святаго, то же не врежено пребыстъ, ни отъ коегоже плътоядъца, ни бгъаше почърнгъло, яко же обычай имутъ телеса мъртвыхъ, нъ свгътъло и красъно и цгъло и благу воню имущю. Тако Богу съхранивъшю своего страстотърпъца тгъло [Сказ. Бор. и Глебе: 298]; Таче повелгъ omeepcmu осмолена и бекомъ помазана. Сима же отверзенома сущиимъ ту вся възвеселиста о лежащиихъ в нею свгътлости, и благоухание изиде от нею. Глагола же к нимъ царь: “Весте ли, кому подобна еста ковчега си? Подобна еста смиреныима онгъма и в худыя ризы оболченома, ихъже вы внешний образъ видяще, досажение въменисте лица ею мое поклоняние до земля. Азъ же разумныма очима доброту ихъ и честь душевную разумгьвъ, чюдився ею прикасание, лучше вгънца и лучше царъскаго обдгъ честнейшая вменихъ" [Пов. Варл. Иоас.: 200]; Княгини его не можаше ся втолити, но пришедши съ епископомъ Евсегениемъ и съ всгъм крилосомъ, открывши гробъ и видиша тгъло его цгъло и бгъло, и благоухание от гроба быстъ и воня подобна арамат многоигънных, и тако чюдо видгъ, видгъвше же прославиша Бога [Гал.-Вол. лет.: 414]; И по седми лгът явися еклисиарху, повелеваетъ изяти тгъло свое от земля. И обрттоша цтло и благоухание испущая, чюдеса творя, вратаря же слгъпаго просвгътивъ [Из Хрон. 1512: 388]; И абие храмина исполнися благоухания велия, и быстъ лице его светлгъе живаго [Жит. Герас. Болд.: электронный ресурс]; Егда же раскопаиш землю и обрттоша гроб, и искитъша миро от мощей святаго, и благоухание нгъкое неизреченно изыде, яко наполнитися воздуху и всему граду от вони благоухания. И открывше гроб и обргътоша тгъло святаго цгъло и нерушимо, яко ни ризамъ его прикоснутися тлгънию [Жит. Филип.: электронный ресурс]; Простер же руцгъ свои, приять святую и непорочъную еа душу. Во исхожение святыа ея душа исполнися вони благыа и неизреченна свгъта мгъсто то [Сл. об успен. Богород.: электронный ресурс]; Излия же ся тогда благоухание велие и неизреченно от телесе святого [Жит. Серг. Рад.: 404]; И внесе в соборную церковь. Егда же прийде утренее клепание, урани настоятель внити в церковь. И обоня воня благоухания необычного полну сущу, яко мира благовонна и многоигънна излияся от мощей святаго [Жит. Филип.: электронный ресурс].

В следующих словесных рядах дескриптивный элемент свидетельствует об отступлении от норм морали объекта описания, на что указывает дескриптивный элемент, имеющий корень смрад-: Тогда аггела оба изведоста мя на землю во гробь к тьлу моему. И гнушахся в тьло мое внидти, бь бо яко каль черно, и велми смрадя [Измарагд.: 68]; Тако же аз видгъль тгъло свое велми гнусно, яко стерео смрадность от него злая. Яко же кто ис себе выпустит кал да гнушается его и бежит от него, тако же человеческое естество мертво и ненавидгъмо всгъми [Пов. о споре: 52].

Ольфакторные словесные ряды используются также для описания места и материальных объектов, окружающих человека и созданных его руками. При этом словесные ряды, содержащие дескриптивный элемент, вербализующий значение приятный запах , используются для описания объектов, имеющих сакральный смысл, а словесные ряды, содержащие дескриптивный элемент, вербализующий значение неприятный запах - для описания «нечистых» объектов. Например: Да якоже онгъ начать бгъаху хвалитися тако, и блаженому ту стоящю и послушающю, а бгълоризцемъ не умгъющемъ что отвгъщати, единъ нгъкто уноша велми красень слгъзе от горних, в руцгъ держа 3 вгънца. Да единъ бгъаше украшенъ златомъ чистомъ и каменъемъ чъстъным, а вторыи жемцюгомъ великымъ драгымъ блискающимся, а 3-й велми болти обою от всякого цвгъта чървълена и бгъла и от вгътвия Божия рая исплетена, неувядаемъ николиже. Таку же воню имгъаху, якоже умъ человецъскъ не можетъ нарещи [Жит. Андр. Юрод.: электронный ресурс]; И возложиша на святаго одгъяние иноческое многошвенное и раздранное, и изгнаша его из церкве яко злодгъя, и посадииш его на злосмрадная возила ртъюще, и везуще внтъ града, ругающеся ему [Жит. Филип.: электронный ресурс]; Море же Содомъское мрътво есть, не иматъ в себгъ никакоже животна, ни рыбы, ни рака, ни сколии. Но обаче внесетъ быстростъ Иорданъская рыбу в море то, то не можетъ жива быти ни мала часа, но вскоргъ умираешь: изходит бо из дна моря того смола чермная верху выды тоя, и лежит по брегу тому смола та много; и смрад исходит из моря того, яко от сгъры горягца; ту бо есть мука под морем тгъмъ [Хожд. игум. Дан.: 56-58] и т. п.