Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественно-изобразительные свойства звуков в поэтической речи Красовская, Нелли Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Красовская, Нелли Александровна. Художественно-изобразительные свойства звуков в поэтической речи : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого.- Новгород, 1998.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-6/2610-0

Введение к работе

Актуальность темы.

Языкознание, как и литературоведение, имеет давние традиции в изучении поэтической речи. Начиная с древности и до наших дней ученые стремятся к более глубокому прочтению поэтического слова, к более верному его пониманию. Издавна была замечена связь звуков и образности в поэтической речи.

В истинной поэзии каждый звук может быть не только услышан, то есть воспринят как элемент формы, но он же несет в себе часть смысла уже живущего произведения.

По свидетельству, например, Д.Галикарнасского, Андрея Белого, О.Л.Шулеповой и других, окраска, оценка, эмоции присущи звуку, характеризуют его, а значит, сам звук как формальное образование имеет еще и какое-то внутреннее содержание.

Таким образом, мы подошли к проблеме означающего и означаемого на уровне звуков. Многим ученым видна связь этих сторон на уровне слов, грамматических конструкций. Но не все лингвисты наблюдают ее на уровне звуков: долгое время счігталось, что фонетика как первая ступень лингвистической пирамиды не имела такого соответствия. Звук как сверхминимальная единица речи лишался семантики.

Но более "тонко", чем лингвисты, воспринимают звук поэты. Они отражают естественную сущность звука, которая есть в подсознании у каждого человека Внимание к форме, звуковому строю особенно сильно ощущалось в поэзии конца XIX - начала XX века. Для русской поэтической школы - это время поисков новых форм, новых сфер выражения художественной мысли и даже нового языка поэзии.

"Чувствительными" к звуку были символисты (старшие и младшие), а также некоторые футуристы и "новокрестьяне". Все они в той или иной степени были реформаторами в области стиха и искали соответствия звуковой формы и содержания в своих творениях. Их работа в области звукосемантики и звукосимволики затрагивает не только само создание и функционирование поэтической речи, но и диктует новые подходы к изучению звука.

Особым образом организуя поэтическую речь и занимаясь проблемами звукосемантики, художники слова "серебряного века", по нашему мнению, были первыми, кто в своей поэтической практике очень тонко и умело использовал символику звука, его художественно-изобразительные свойства

На современном этапе развития лингвистики и литературоведения представляется необходимым обращение к художественно-изобразительным свойствам звуков в условиях поэтической речи.

Цель работы заключается в рассмотрении художественно-изобразительных свойств звуков в поэтической речи.

В связи с этим признается целесообразным решение следующих 'задач:

  1. Проследить развитие идей фоносемантики у ученых-лингвистов, а также у теоретиков и практиков поэтического искусства (символистов, футуристов и др.).

  2. Показать связь звукового «облика» стихотворений с их эмоционально-образным содержанием.

  3. Определить черты индивидуального звукового "почерка" того или иного поэта.

Научная новизна работы заключается:

во-первых, в том, что подобный подход к анализупоэтречисвободен от каких-либо идеологических наслоений, истинно ценными являются лишь научные и эстетические подходы;

во-вторых, в отличие от рассмотрения свойств звука в поэзии традиционным литературоведением, исследовшше не замыкается на ассонансах, аллитерациях, анафорах, эпифорах, так как все эти приемы создания художественной речи, художественного образа имеют ценность сами по себе, но лишь частично рассматривают свойства самого звука;

в-трегьпх, исследование строится на принципах фоносемантики, с учетом того, что в данном разделе лингвистики существует еще достаточное количество не разработанных учеными проблем;

п-четвертых, фоносемантические іфішципьі легли в основу не только рассмотрения звука как некой материальной данности, а изучения его в поэтической речи;

в-пятых, доказывается и обосновывается мысль о том, что звук в
поэтической речи обладает способностью реализовывать свои

художественно-изобразительные свойства, а причины их существования видятся в акустической природе звука, который в сознании человека с древнейших времен ассоциируется с определенными эмоциями, оценками, цветом;

в-шестых, развивается идея об индивидуальном звуковом "почерке" поэта и определении его [звукового "почерка"] на основании анализа поэтических произведений.

Методы исследования.

В работе нами используются теоретические, описательные методы, а также методика выявления объективных критериев "звуковой символики" А.С.Штерн, которая применялась рядом исследователей, и

строится на статистическом сравнении частоты звуков данного текста и
нормы (или среднего, нормального уровня), изначально заданной в
сознании носителя языка Она приравнивалась к так называемому
«среднему показателю» частоты появления в речи того или иного звука,
характеризуемого определенным акустическим признаком.

Высчитывалась нами как среднее арифметическое процентного содержания звуков.

Для того, чтобы установить изменения, колебания количественного содержания групп звуков по отношению к этой норме, устанавливались определенные допустимые границы таких колебаний. Они вычислялись как среднее квадратичное отклонений для всех групп звуков (см. Б.Н.Головин. Язык и статистика - М., 1971). Из каждого показателя выборки вычиталась средняя частота ("норма"), результат возводился в квадрат, затем суммировались квадраты всех выборок и из этого числа вычислялся квадратный корень.

В результате этих подсчетов значимыми считаются отклонения, которые равны или превышают:

для "вокальности - невокальности" - 2,7%;

для "консонантности - неконсонантности" - 2,0%;

для звуков "высокой - низкой тональности" - 4,7%;

для "диффузности - компактности" - 3,3%;

для "бемольности - небемольности" - 2,2%;

для "диезности - недиезности" - 7,2%;

для "прерванности - непрерывности" - 4,7%;

для "резкости - нерезкости" -1,7%;

для "звонкости - глухости" - 2,8%.

Таким образом, наряду с другими, использовались статистические и математические методы, а также применялась методика компьютерной обработки текстов.

Апробация работы н публикапнн.

Работа апробирована на аспирантстком семинаре кафедры общего и исторического языкознания Till У им. Л.Н.Толстого в январе 1998 года, а также на научной конференции профессорско-преподавательского состава той же кафедры в апреле 1997 года

По теме диссертации написаны 5 статей и 1 тезисы. В том числе 2 статьи опубликованы в аспирантстких сборниках факультета русской филологии ТГТТУ им. Л.Н.Толстого, 3 статьи депонированы в ИНИОН РАН, тезисы опубликованы в сборнике научных трудов профессорско-преподавательского состава ТГТТУ им. Л.Н.Толстого.

Структура и объем работы.