Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея безумия и ее языковое воплощение в романе Ф. Сологуба "Мелкий бес" Бугаева, Любовь Дмитриевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бугаева, Любовь Дмитриевна. Идея безумия и ее языковое воплощение в романе Ф. Сологуба "Мелкий бес" : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Санкт-Петербург. ун-т.- Санкт-Петербург, 1995.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-4/257-3

Введение к работе

Актуальность исследования определяется прежде всего теоретической и практической значимостью анализа картины мира художественного произведения в плане раскрытия средств реализации идей, лежащих в ее основе.

Интерес к содержательной стороне языковых явлений, к анализу произведения с точки зрения отражения в его структуре определенных идей (концептов) авторской картины мира характерен для современного

этапа анализа художественного текста (И.П.Смирнов, Б.М.Гаспаров, З.Г.Минц, И.Паперно, А.Флакер и др.).

Описание языковых средств реализации одной из определяющих идей символистского мифа о мире - идеи безумия - в романе Ф.Сологуба "Мелкий бес" позволяет отразить многомерный образ мира, подобного бреду больного человека, и дает возможность получить представление о способах перехода к метафизическому и символическому планам романа. Выявление интергекстуальных связей средств, участвующих в формировании идеи безумия, открывает перспективы для включения романа в общекультурный контекст и определения его места в символистской картине мира.

В качестве основного объекта исследования выступает семантическая модель идеи безумия в романе Ф.Сологуба "Мелкий бес".

Предметом исследования явились различные формы языкового
воплощения идеи безумия. В ходе исследования были рассмотрены
лексико-семантические поля 'иллюзорность', 'бессвязность',
'бессмысленность'; средства выражения достоверности в составе
микрополей вероятности и истинности, участвующие в реализации
смыслового плана 'стирание грани между реальностью и ирреальностью';
случаи нарушения причинно-следственных и субьектно-объектньгх
отношений в семантической структуре предложения и сложного
синтаксического целого; неопределенно-субъектные предложения как
средство перевода реального плана повествования в ирреальный; мотивы,
создающие негативный образ мира; формы проявления

бессмысленности в речи героев; контраст и сравнение, их роль в реализации идеи безумия; парадокс как один из структурных принципов романа.

Материалом исследования послужил роман Ф.Сологуба "Мелкий бес", который рассматривается на фоне других произведений

символистской литературы, а именно: последней части трилогии Д.С.Мережковского "Христос и Антихрист" - "Петр и Алексей", романа В.Брюсова "Огненный ангел", рассказов Ф.Сологуба и В.Брюсова.

Цели и задачи исследования. Главная цель исследования заключается в описании семантической модели идеи безумия и текстообразующей роли данной идеи в романе Ф.Сологуба "Мелкий бес".

В соответствии с обшей целью в работе предполагается решение следующих задач:

1. установить факторы, обусловливающие формирование
авторского образа мира;

2. определить основные принципы построения как
общесимволистской картины мира, так и картины мира в романе
Ф.Сологуба "Мелкий бес";

  1. выявить основные смысловые планы идеи безумия в романе;

  2. рассмотреть и систематизировать основные средства и способы реализации смысловых планов идеи безумия в романе Ф.Сологуба "Мелкий бес";

  3. проанализировать по ходу исследования взаимодействие позиций автора и героев.

Научная новизна исследования определяется, во-первых, недостаточной изученностью языка символистской прозы по сравнению с языком поэзии, в частности, прозы Ф.Сологуба, служившей, как правило, объектом литературоведческих исследований (А.Белый, С.П.Ильев, Й.Горетич, Л.Клейман, И.Мазинг-Делич, С.Рабинович, Ш.Розенталь, Х.П.Фоули). Во-вторых, новизной отличается выбор для изучения самой идеи безумия и рассмотрения ее как одной из доминант в структуре символистского мифа о мире. В-третьих, новизна исследования состоит в том, что языковые средства, формирующие идею

безумия, соотносятся с другими уровнями ее реализации в структуре произведения - сюжетным, композиционным, системой образов. Нетрадиционность лежит также в основе подхода к изучению материала, при котором анализ проводится в направлении от содержания к форме.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения основных его результатов в курсах стилистики и поэтики, теоріш художественной речи, а также при изучении истории культуры и литературы. Выработанная методика описания семантической модели идеи безумия может быть использована при описании семантических моделей других концептов. Возможно использование результатов исследования при составлении идеологического словаря писателя.

Данное исследование выполнено в рамках описательного метода. В зависимости от объектов и конкретных задач описания использовались структурный и семантико-стилистический анализ в микро- и макроконгекстах.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на межвузовской конференции молодых ученых "Человек и общество. Актуальные проблемы" (Санкт-Петербургский государственный университет, 1993г.), на ежегодной межвузовской конференции филологического факультета (Санкт-Петербургский государственный университет, 1994г.), на межвузовской научно-методической конференции "Современные технологии обучения в гуманитарном вузе" (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1994г.).