Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Когнитивные признаки и языковая экспликация концепта "грех" в современном русском языке Сайгин, Вадим Викторович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сайгин, Вадим Викторович. Когнитивные признаки и языковая экспликация концепта "грех" в современном русском языке : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Сайгин Вадим Викторович; [Место защиты: Вят. гос. гуманитар. ун-т].- Киров, 2013.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/32

Введение к работе

Реферируемое диссертационное исследование посвящено описанию концептуального содержания, смыслового объема, семантической структуры и языковой экспликации концепта грех в современном русском языке.

В наше время в стратегиях научного поиска современного гуманитарного знания в рамках становления важнейшего для современной науки антропоцентрического подхода отчетливо наблюдается интерес к лингвистическим дисциплинам, изучающим национальный язык в тесной связи с сознанием и национальным менталитетом. В центре этих исследовательских стратегий находится изучение концептов как многомерных лингвокультурных феноменов, отражающих культурно-исторический опыт народа и особенности его мировосприятия. Изучение концепта «грех», важнейшего для понимания специфики русской национальной культуры, представляется тем более важным в наши дни, когда четко прослеживаются две противонаправленные тенденции современного общества – тяготение к глобализации и стремление сохранить свою национальную специфику и самобытность.

Концепт «грех» входит в число тех ключевых идей русской культуры, которые издавна определяют вектор ее духовной эволюции. Сформировавшись в русле религиозно-христианского, православного мировоззрения, это понятие во многом обусловливает специфику отношения русских людей к миру, их системы ценностей и жизненных установок.

Современный этап развития русского национального сознания характеризуется отчетливой десакрализацией этого концепта; тем не менее, следует отметить и определенную активизацию религиозной составляющей его концептуального содержания, связанную с очевидным возрастанием роли православного мировоззрения и христианской обрядности в современной России. Противостояние этих тенденций формирует исключительное своеобразие рецепции концепта «грех» в современном русском национальном сознании. Поэтому не вызывает сомнения важность изучения концепта «грех» в его языковой экспликации в современной русской речевой практике.

Актуальность исследования обусловливается ключевой ролью исследуемого концепта «грех» в современной России, когда вопросы духовно-нравственного характера становятся вопросами непосредственного выживания нации, и, следовательно, особой культурной значимостью изучения особенностей духовной эволюции концепта грех в отечественном языковом сознании в рамках актуальной для современной лингвистической науки антропоцентрического и когнитивноориентированного подхода.

Объектом исследования является концепт «грех» в русском национальном сознании на современном этапе в его языковом воплощении. Непосредственным предметом исследования выступает смысловое наполнение и языковая экспликация концепта «грех» в системе современного русского языка и в ее текстовых реализациях на период с 2000 по 2010 гг.

Цель исследования – выявление специфики концептуального содержания, смыслового объема, семантической структуры и языковой экспликации концепта «грех» в динамике его функционирования и развития в русском языковом сознании на современном этапе.

Указанная цель предполагает решение следующих задач исследования:

1) раскрыть научное понятие «концепт» в историко-научном и теоретическом освещении, дать определение концепта и охарактеризовать особенности его смыслового наполнения, семантической структуры и языковой экспликации;

2) охарактеризовать понятие «грех» в социокультурном пространстве в экстралингвистическом аспекте:

а) раскрыть понятие греха в религиозно-христианском мировоззрении;

б) раскрыть его философское и морально-этическое содержание в светской культуре;

3) проанализировать когнитивные признаки, семантическую структуру и языковую экспликацию концепта «грех» по данным толковых, этимологических и специальных словарей русского языка;

4) проанализировать когнитивные признаки, семантическую структуру и языковую экспликацию концепта «грех» по данным фразеологии и паремиологии;

5) описать новые когнитивные признаки, семантическую структуру и языковую экспликацию концепта «грех» по данным Национального корпуса русского языка;

6) исследовать особенности репрезентации концепта грех в сознании современных носителей русского языка по данным свободного ассоциативного эксперимента.

Материалом для исследования послужили:

1) данные современных философских и религиозных словарей и энциклопедий;

2) данные различных лексикографических источников – толковых и этимологических словарей, словарей синонимов и антонимов, словообразовательных и фразеологических словарей русского языка;

3) текстовые материалы Национального корпуса русского языка;

4) данные, полученные в результате обработки, классификации и графического представления ответов на анкеты в свободном ассоциативном эксперименте.

Объем обследованного материала. Всего в лексикографических и текстовых материалах проанализировано более 1000 словоупотреблений грех с учетом форм словоизменения. Учет произведен по 650 расширенным контекстам (текстам или фрагментам текста, где встречается искомая форма), представленным в Национальном корпусе русского языка. Также учтено 140 реакций на слово-стимул «грех» по результатам проведенного свободного ненаправленного ассоциативного эксперимента.

Степень изученности вопроса. Понятие греха как ключевое понятие христианской и светской культур имеет значительную традицию изучения в богословской, философской, художественной литературе на протяжении более чем 2000-летнего периода.

Однако собственно лингвистическое исследование концепта «грех» в отечественной науке началось сравнительно недавно. В 1991 году вышла статья В. И. Силецкого, посвященная терминологическому описанию смертных грехов в культуре позднего Средневековья и Возрождения [Силецкий 1991: 130–131]. Позднее в широко известном словаре «Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования» (1997) Ю. С. Степанов дает глубокий и всесторонний анализ данного концепта в широкой исторической и культурологической перспективе. В свою очередь синхроническое исследование семантической структуры данного концепта через призму моделей концептуализации ситуации предлагает ставшая классической работа В. Г. Гака «Актантная структура грехов и добродетелей» [Гак 2000].

Образцом сопоставительного исследования языковой экспликации концепта «грех» в разных лингвокультурах (русский и итальянский языки) является работа Л. Г. Пановой «Грех как религиозный концепт (на примере русского слова «грех» и итальянского «рессато»)» [Панова 2000: 167–177]: в данной работе обосновано важное для целей нашего исследования понятие «десакрализация греха» в обыденном языковом сознании.

Идея всестороннего комплексного исследования греха с историко-культурных, литературных и лингвокультурологических позиций (в том числе в историческом аспекте) реализована в сборнике статей под названием «Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции» (2000). В числе последних исследований упомянем также фольклористическое исследование И. С. Брилевой «Концепт греха в структуре фольклорного произведения: на материале малых жанров и несказочной прозы» [Брилева 2007], сравнительно-историческую работу украинского ученого О. А. Ваховской (посвященную анализу истории и современного состояния концепта «грех» в английском языке) [Ваховская 2012], а также появление словарной статьи «Грех» в известном многотомном издании «Антология концептов» (Волгоград, 2005) [Козина 2005: 59–73].

Среди диссертационных исследований, посвященных разным аспектам лингвистического анализа концепта «грех», необходимо назвать диссертацию О. Н. Козиной «Лингвокультурологический анализ русского концепта «грех»: На материале лексических, фразеологических и паремических единиц» [Козина 2003], выполненную с методологических позиций, близких использованным в нашей работе. Однако, как нам кажется, в данной работе не учитывается современный материал Национального корпуса русского языка, демонстрирующий значительное семантическое расширение данного концепта и изменение его коннотативно-оценочного потенциала в сторону дальнейшей «десакрализации», что является одой из задач нашей работы.

Также следует упомянуть оригинальную по замыслу и крайне репрезентативную по материалу диссертацию Е. А. Семухиной «Концепт «грех» в национальных языковых картинах мира» [Семухина 2008]. Данная работа посвящена сопоставительному исследованию концепта «грех» по данным русского и французского языков и посвящена выявлению специфики языковой экспликации данного концепта в дискурсах разного типа.

В целом отметим, что по предлагаемой нами исследовательской программе комплексного концептуального анализа, разработанной на кафедре преподавания русского языка в других языковых средах филологического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского, данный концепт еще не исследовался. Кроме того, мы включаем в исследовательский оборот новый материал, связанный с новейшими данным Национального корпуса русского языка, которые демонстрируют серьезные инновации в объеме и содержании данного концепта, а также в его коннотативно-оценочной сфере.

Новизна исследования, таким образом, обусловливается прежде всего введением в исследовательское поле нового предмета и материала для научного анализа, а также применением экспериментальной методики к анализу именно этого концепта. В работе впервые предпринято комплексное описание смыслового наполнения концепта «грех» и его языковой репрезентации в русском языке последних лет в аспекте принятого в данном исследовании лингвокогнитивного подхода к анализу значимых феноменов национальной культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понимания концепта, его смыслового наполнения и языковой экспликации, а также основных принципов концептуального анализа на примере концепта, объединяющего в своем концептуальном содержании религиозную и светскую составляющие, что имеет особую ценность для теории и практики современных этнолингвистических и лингвокультурологических исследований.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут найти применение в практике преподавания современного русского языка, в теоретических курсах по лексикологии, в спецкурсах и спецсеминарах по лингвокультурологии и когнитивной лингвистике, а также при составлении описательных словарей концептов и лингвокультурных тезаурусов.

Методологической основой исследования являются общетеоретические идеи в области философии языка и теоретической семантики, заложенные в работах В. И. Гумбольдта, Н. Д. Арутюновой, Ю. Д. Апресяна, Л. О. Чернейко, основные принципы лингвокультурологического исследования в трудах С. А. Аскольдова, Д. С. Лихачева, Ю. Н. Караулова, В. В. Колесова, В. Г. Костомарова, В. И. Карасика, Г. Г. Слышкина, В. М. Мокиенко, С. Г. Воркачева и др. и когнитивноориентированного подхода к анализу концепта в работах А. Вежбицкой, В. З. Демьянкова, Ю. С. Степанова, Е. С. Кубряковой, А. П. Бабушкина И. А. Стернина, З. Д. Поповой, А. В. Рудаковой и др.

Методы и методики исследования. Основными методами и методиками, использованными в данной работе, являются метод традиционного лингвистического анализа и методика концептуального анализа, разработанная на кафедре преподавания русского языка в других языковых средах филологического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Указанные метод и методика дополняются методом компонентного анализа лексики, направленным на выявление лексико-семантических вариантов и семантических признаков (сем), методом этимологического анализа, методом сопоставительного анализа лексики и фразеологии, методом контекстуального анализа, позволяющим выявить специфику функционирования языковых средств в тексте, а также экспериментальной методикой проведения свободного ассоциативного эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Максимально полное описание когнитивных признаков, семантической структуры и языковой экспликации концепта «грех» необходимо осуществить посредством комплексного анализа данных словарей и новейших текстовых данных, который органично дополняется применением экспериментальных методик.

2. Указанный подход позволяет выявить национально специфичные, уникальные когнитивные признаки концепта «грех» в речевой практике носителей языка последних лет, обусловленные противостоянием тенденции к десакрализации данного концепта и стремлением осмыслять в терминах «греха» самые разнообразные проявления психологической, социальной и моральной жизни и даже неодушевленные предметы и артефакты.

3. Данные, полученные в результате анализа текстовых материалов Национального корпуса русского языка, отражают наиболее характерные модели семантического расширения концепта «грех», связанные с распространением области приложимости концепта «грех» на политическую, экономическую, научную, культурную, спортивную сферу, сферу искусства и пр.

4. Выявленные в результате анализа основные диагностические контексты свидетельствуют о существенном сдвиге в оценочно-коннотативной сфере данного концепта: наиболее типичные предикативные и атрибутивные конструкции со словом «грех» в русском языке последних лет обнаруживают тенденцию к нейтрализации негативной оценочности для этого концепта на базе оправдания греха, а также к возникновению позитивной оценочности для некоторых видов греха на базе их осмысления как простительной человеческой слабости.

5. Данные свободного ненаправленного эксперимента демонстрируют характерное для носителей современного русского языка представление о том, что грех – это простительное свойство всех людей, что это норма жизни: типичные реакции на слово-стимул «грех» отражают репрезентацию греха в терминах удовольствия, чего-то приятного человеку. Это связано с упрощенным пониманием греха в контексте установки на гедонистический образ жизни, которая характерна для определенной части современного российского общества.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены в ряде научных статей, докладов и тезисов. Работа прошла апробацию на международных и российских научных конференциях: XVI Международная научная конференция «Русистика и современность», под эгидой Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (Одесса, 2013 г.); Международная научная конференция «Историческая русистика и славянское языкознание в начале XXI века: проблемы и перспективы», посвященная памяти известного лингвиста, исследователя истории русского языка Н. Д. Русинова (Нижний Новгород, 2013); Межрегиональная конференция по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в условиях полиэтнического и поликультурного региона» по инициативе Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011–2015 годы (Саранск, 2013). Исследование обсуждалось на заседании кафедры современного русского языка и общего языкознания ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Библиографический список включает в себя 242 наименования. В приложение вынесен текст анкеты для свободного ассоциативного эксперимента. Общий объем исследования составляет 196 с.

Похожие диссертации на Когнитивные признаки и языковая экспликация концепта "грех" в современном русском языке