Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

композиционно-речевая структура прозы А.П. Чехова: мотивика повторов Никашина Наталья Викторовна

композиционно-речевая структура прозы А.П. Чехова: мотивика повторов
<
композиционно-речевая структура прозы А.П. Чехова: мотивика повторов композиционно-речевая структура прозы А.П. Чехова: мотивика повторов композиционно-речевая структура прозы А.П. Чехова: мотивика повторов композиционно-речевая структура прозы А.П. Чехова: мотивика повторов композиционно-речевая структура прозы А.П. Чехова: мотивика повторов
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никашина Наталья Викторовна. композиционно-речевая структура прозы А.П. Чехова: мотивика повторов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Никашина Наталья Викторовна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский университет дружбы народов"].- Москва, 2010.- 187 с.: ил.

Введение к работе

Для современной лингвистики характерно обращение к проблеме текста, его
целостности, внутренней организации, коммуникативной

полифункциональности в свете тех тенденций, вокруг которых
концентрируются сегодняшние научные интересы. На первый план выступают
аспекты, связанные с прагматикой и теорией коммуникации: ставятся задачи
реконструкции языковой личности адресанта, конвенциональных и
индивидуальных речевых стратегий. Этим обусловлено внимание к
текстообразующим приемам, которые обладают в равной степени и
структурной и содержательной значимостью, выявление роли которых в общей
реализации коммуникативного задания требует комплексного
исследовательского аппарата, учитывающего семантическую,

прагматическую и формально-структурную составляющие в предмете исследования. В области лингвопоэтики ощущается стремление трактовать индивидуальные системы выразительных средств как продукт определенной коммуникативно-эстетической интенции, формирующей набор специфических композиционно-речевых приемов, входящих со временем в арсенал национальной культуры в ее языковом измерении. При таком понимании в сферу действия лингвистики, как и ранее, вовлекаются многие явления, традиционно включаемые также в зону литературоведческих интересов. Более того, в опыте литературоведения прагматически ориентированная лингвопоэтика черпает новый потенциал. Настоящее время характеризуется очередным витком филологического синтеза. Некоторые категории, выработанные отечественной наукой о языке художественной литературы в свете подобных тенденций обретают дополнительный методологический вес, в первую очередь это относится к образу автора в трактовке В.В.Виноградова -Л.А.Новикова - центральному и иерархически верховному фактору текстообразования.

Чеховская проза неоднократно становились объектом изучения (Барлас Л.Г., Берковский Н.П., Бицилли П. М., Кожевникова Н.А., Кубасов А.В., Милых М.К., Полоцкая Э.А., Степанов А.Д., Сухих И.Н., Текучева И.В., Толстая Е,. Тюпа В.И., Цилевич Л.М., Чудаков А.П., Шмид В., Эткинд Е.Г., Eekman Т., Jackson R.L., O'Toole L.M., Turner C.J.G., Winner Т.). Тем не менее его идиостиль, лингвистические особенности композиции текстов этого классика наименее изучены в сравнении с другими представителями русской классической литературы второй половины XIX.

Объектом настоящей работы стал прием повтора в художественной прозе А.П.Чехова, выраженный формально: фонетическими комплексами, грамматически, лексически, а также семантически - отдельными семами, группами сем, вплоть до фрагментов тематической группы.

Предметом исследования являются повторы всех уровней в функции текстообразующего средства, поддерживающего композиционную организацию целого текста и формирующего мотивы — одну из главных

составляющих композиции. Особое внимание уделяется ономасиологическому аспекту выражения мотива - мотивике.

Актуальность настоящей диссертации обусловлена, во-первых, тем, что
семантический и стилистический аспект композиции текста нуждается в
дальнейшей детальной разработке, с учетом возрастающего интереса к тексту
как базовой коммуникативной единице. Мотивная организация

художественных текстов представляется недостаточно изученной как с точки зрения самого механизма формирования мотива, так и с точки зрения взаимодействия мотивов с сюжетом и речевой композицией.

В новеллистике А.П.Чехова, особенно на этапе зрелого творчества, сюжетные структуры явно не выглядят эстетически опорными. Уменьшается число и ослабляется значимость маркированных форм как составляющей речевой композиции. Напротив, мотивы кажутся одним из главных факторов образования художественных смыслов. Поэтому мотивы нуждаются в типологизации не только с точки зрения того, в каком многообразии форм и на каких лингвистических уровнях они представлены, но и с точки зрения их роли в формировании образа автора. В композиционно-речевой структуре произведений художественной прозы реализуются структурные и функциональные доминанты текста, они предопределяют действие отдельных приемов и речевую организацию всего произведения как образца идиостиля писателя, который в значительной мере определил - по принципу притяжения и отталкивания - направление всего художественного языкового мышления эпохи.

Повторы в художественном тексте рассматриваются в их функциональном аспекте как одно из действенных средств создания авторской модальности, определяющей не только содержательное, но и прагматическое развитие речевого произведения. Повтор, поддерживающий мотив, таким образом, выступает как перспективный объект исследования в рамках общей теории коммуникации.

Цель настоящей работы - проанализировать типологическое разнообразие повторяющихся речевых форм как генераторов устойчивого мотива, входящего затем в комплекс, образующий мотивику композиции целого текста. Поставленная цель определила конкретные задачи работы:

  1. систематизировать существующие представления об основных факторах композиционно-речевой организации художественной прозы;

  2. учитывая диалектическое единство формальной и семантической сторон в речевой композиции текста, уделить особое внимание мотиву как онтологически структурному и одновременно содержательному явлению в художественном повествовании;

  3. исследовать повтор как основную форму речевого воплощения мотива в композиции текста;

  4. выявить устойчивые сквозные мотивы чеховской прозы в их структурной реализации;

  1. установить, каковы способі.! реализации рекуррентных отношений при композиционном развертывании повторов;

  2. рассмотреть цепочки повторов с точки зрения выраженности в них конструктивных и смысловых доминант;

  3. провести лингво-эстстический анализ в рамках отдельных завершенных текстов - образцов чеховской прозы зрелого периода - для выявления возможного комплексного объединения мотивов и моделирования мотивики;

8. рассмотреть мотивику как компонент структуры образа автора.
Материалом исследования послужили рассказы А.П.Чехова 1882-1903

годов. В качестве отдельных примеров рассматривались также фрагменты драматических произведений.

Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые систематически анализируются повествование и композиция прозы А.П.Чехова указанного периода в аспекте мотивики. Выдвигается тезис о решающем значении мотива в структурировании пространства художественного текста, предлагается типология мотивных повторов в прозе А.П.Чехова. Все лингвистические уровни, на которых возникают формальные повторы, рассматриваются последовательно и в совокупности. Уточняется содержание термина мотив, вводится представление о мотивике, отражающее ономасиологический подход к описанию мотивов.

Методологической основой послужила разработанная Л.А.Новиковым широкая трактовка эстетической функции языка, согласно которой язык не только и даже не столько средство общения, «но и тончайший инструмент самовыражения личности». Взятые именно в этом ракурсе языковые факты могут «рассматриваться как объект эстетики»1. Такой подход подразумевает взаимную обратимость в языке эстетически и коммуникативно значимого.

Научные методы, используемые в работе, относятся к разряду традиционных для лингвистической поэтики методов наблюдения, описания, а также специфических - компонентного анализа, моделирования тематических полей, рекуррентных рядов звуковых повторов, подразумевающее применение метода оппозиции и дистрибуции. Помимо этого, работа опирается на доминантный анализ текста.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем уточняются ключевые для общей теории лингвистической поэтики представления о композиционной роли повторяющихся элементов в свете многомерной модели композиции (пространственно-временная ось и ось речевой активности); конкретизируется понятие мотива как универсального повествовательного приема; вводится понятие об организованной семантической доминантой совокупности мотивов -мотивике.

Практическая ценность работы состоит в том, что сделанные наблюдения к полученные результаты могут быть использованы при чтении курсов анализа художественного текста, лингвистической поэтики и

1 Новиков Л.А. Избранные труды, т.2, с. 17, М.: РУДН, 2001.

стилистики, риторики, спецкурсов по новеллистике А.П.Чехова и речевой композиции орнаментального художественного текста. Основные положения, вносимые на защиту, таковы:

  1. Композиционно-речевая структура произведения художественной прозы представляет собой реализацию инвариантных мотивов, отражающих семантику художественного мира автора. Указанная реализация осуществляется в значительной степени с помощью системы повторов, как формальных, так и семантических.

  2. Для речевой композиции чеховского рассказа характерно образование мотивов и высокая активность орнаментального начала, как поддерживающего на формальном уровне каждый содержащийся в образе автора мотив.

  1. В структуре чеховской прозы выделяются два основополагающих вида повторений: 1) тавтологические повторы-возвращения и 2) повторы-обновления, изменяющие, преображающие значимость сигнификаций и референций, в широком смысле слов и вещей в писательском мире. Наибольшую композиционно-речевую значимость в прозе Чехова имеют повторы-возвращения, изобразительно связанные с идеей инерционного поступков и речи.

  2. Повтор как «форма мотива» проявляется в повествовательной технике А.П.Чехова на разных уровнях организации текста, прежде всего - на синтаксическом, просодическом (ритмико-синтаксическом), лексическом и звуковом.

  1. Структурирующие мотивику повторы в идиостиле Чехова служат не только обогащению понятий, но и обнаружению их внутренней противоречивости, парадоксальности. Для прозы Чехова характерна энантиосемичность мотива.

  2. Мотивика Чехова, воплощенная во взаимодействии рекурсивных форм и варьируемых повторяемых смыслов, выступает как способ манифестации и композиционно-речевой реализации доминантных, системообразующих семантических оппозиций художественного мира писателя.

Апробация: основные положения и выводы обсуждались на заседаниях кафедры общего и русского языкознания Российского университета дружбы народов (2003-2004гг.), излагались на конференциях: «Личность в межкультурном пространстве» (РУДН 24 ноября 2006), Всероссийская междисциплинарная конференция «Актуальные вопросы гуманитарных наук: Общество, история, культура, язык» (РУДН ИИЯ, 27 марта 2009г.).

По теме диссертации были изданы 3 работы общим объемом 1, 8 п.л., в том числе 2 статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех основных глав и заключения.

Похожие диссертации на композиционно-речевая структура прозы А.П. Чехова: мотивика повторов