Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лексическая экспликация концептуальной системы Ф. И. Тютчева Маршина Мария Владимировна

Лексическая экспликация концептуальной системы Ф. И. Тютчева
<
Лексическая экспликация концептуальной системы Ф. И. Тютчева Лексическая экспликация концептуальной системы Ф. И. Тютчева Лексическая экспликация концептуальной системы Ф. И. Тютчева Лексическая экспликация концептуальной системы Ф. И. Тютчева Лексическая экспликация концептуальной системы Ф. И. Тютчева Лексическая экспликация концептуальной системы Ф. И. Тютчева Лексическая экспликация концептуальной системы Ф. И. Тютчева Лексическая экспликация концептуальной системы Ф. И. Тютчева Лексическая экспликация концептуальной системы Ф. И. Тютчева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маршина Мария Владимировна. Лексическая экспликация концептуальной системы Ф. И. Тютчева : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 : СПб., 2004 213 c. РГБ ОД, 61:05-10/507

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности концептуальной системы поэзии Ф.И.Тютчева и теоретические основы их изучения

1.1. Ф.И.Тютчев как языковая, поэтическая и духовная личность 10

1.2. Понятия «концепт» и «значение» как основные содержательные единицы концептуальной и языковой картины мира 16

1.3. Когнитивно-языковая характеристика художественного (лирического) текста

1.3.1. Восприятие поэтического текста в рамках когнитивного подхода 38

1.3.2. Текстовая концептуальная картина мира в ее лексическом воплощении 47

1.4. Выводы по главе 64

Глава 2. Система базовых концептов лирики Ф.И.Тютчева и их лексическая экспликация 68

2.1. Концептуальная реализация смысловой оппозиции гармония хаос по данным лирических текстов автора . 71

2.1.1. Выводы , 113

2.2. Символика времени и вечности в поэзии Ф.И.Тютчева 116

2.2.1. Выводы 159

2.3. Конечное и бесконечное в поэтическом идиостиле автора и способы их текстовой репрезентации 162

2.3.1. Выводы 183

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 186

Библиография 192

Приложение 1 (тексты стихотворений) 206

Приложение 2 (формальный тезаурус) 209

Введение к работе

Антропоцентризм и текстоцентризм современной лингвистической парадигмы стимулируют ученых «покинуть системно-детерминистский мир привычного представления языкового строя /.../и вступить в вероятностный мир языковой личности» [Караулов 1999]. Культурно-языковая личность писателя во всей ее многогранности и неисчерпаемости проявляет себя в произведениях словесного искусства. Художественный текст, обладая лексической структурой, «индивидуальной, концептуально и прагматически обусловленной, нацеленной на эстетическое отражение действительности конкретной авторской личностью» [Болотнова 2001], воплощает в словесной форме уникальную и неповторимую картину мира его творца. Это обусловливает необходимость комплексного изучения и реконструкции вербально запечатленных в лексической структуре поэтических текстов и организованных ключевыми концептами мировидения автора фрагментов его концептуальной картины мира.

Интердисциплинарный подход к художественному тексту определил появление «концептуального» направления в стилистике художественной литературы ( Кубрякова 1995; Бабурина 1998; Тильман 1999; Данькова 2000; Проскуряков 2000; Дзюба 2001; Орлова 2002; Сулименко 2002 и др.). Оно стимулировано, во-первых, интенсивной разработкой когнитивных аспектов лингвистики (ср. работы Н.Д.Арутюновой, Ю.С.Степанова, В.З.Демьянкова, Р.М.Фрумкиной, Е.С.Кубряковой и др.), во-вторых, традицией постижения эстетического смысла текста с позиций отражения в его словесно-образной ткани универсальных смыслов человек, время, пространство, событие и т.д. [Чернухина 1987; Сулименко 1994 и др.], в третьих, научными достижениями функциональной стилистики (ср. работы М.Н.Кожиной, М.П.Котюровой, М.Б.Борисовой и др.). Данное направление ориентировано на выявление семантических универсалий художественного мышления автора в их текстовом воплощении с опорой на справедливое положение о том, что «идиостиль может быть представлен как система концептов-доминант творчества художника и языковых способов ее репрезентации в текстах» [Малышева 1997]. При этом художественный текст предстает как «сложный знак» [Бабенко 2000], заключающий в себе знания и представления автора, с одной стороны, как субъекта определенной культуры, а с другой - как носителя личностной концепции о явлениях окружающей его действительности.

Актуальность исследования. Диссертационное исследование «Лексическая экспликация концептуальной системы Ф.И.Тютчева» посвящено актуальной проблеме современной линвистики - проблеме использования методов когнитивной лингвистики, связанных с рассмотрением взаимообусловленности фактов языка и когнитивных феноменов человеческого сознания, применительно к анализу художественного (поэтического) текста. Концептуальный анализ позволяет не только исследовать внешний, поверхностный уровень языковой семантики, но и обратиться к уровню ментальных репрезентаций для объяснения многих языковых явлений, что помогает вскрыть своеобразие индивидуально-авторского миропонимания, изучить закономерности художественного мышления.

Творчество Ф.И.Тютчева представляет особый интерес для изучения проблемы соотношения культурных концептов и индивидуально-авторской концептуальной модели мира во всей ее полноте, в связи с тем, что Тютчев -тонкий художник слова, поэт-философ, глубоко понимающий мир духовной культуры, является вместе с тем носителем нескольких культурных парадигм и языковых миропредставлений, синтез которых образует основание его языковой картины мира, объективированной текстами на русском языке.

Предмет настоящего исследования - система ключевых концептов индивидуально-авторской поэтической модели мира, объективируемых в лексической структуре текстов посредством особой, детерминированной эстетической интенцией автора и его установкой на гармонический диалог с читателем системы вербальных репрезентантов. Будучи парадигматически и синтагматически связанными, они образуют текстовое и межтекстовое ассоциативно-смысловое поле (АСП) номинации концепта.

Объект исследования - лексическая структура поэтических текстов, анализ которой предполагает рассмотрение ассоциативно-смысловых полей ключевых слов-репрезентантов соответствующих концептов, а также текстообразующей функции парадигматических отношений в рамках лирического текста.

Цель исследования - изучение идиостиля Ф.И.Тютчева по данным лексической экспликации базовых концептов творчества поэта и определение их роли в создании инвариантного мотива тютчевской лирики. С поставленной целью соотносится решение ряда задач:

• выявить общие закономерности и описать когнитивные свойства лирического жанра, систематизировать основные способы репрезентации концепта средствами поэтического языка (его лексического среза);

• определить возможные пути реконструкции художественного концепта на основе анализа лексической структуры поэтических текстов Ф.И.Тютчева;

• выявить ключевые слова и организуемые ими текстовые ассоциативно-смысловые поля, представляющие базовые концепты тютчевской лирики;

• выяснить способы ассоциативно-смыслового взаимодействия вербальных репрезентантов ключевых концептов красота, мир, любовь, память, хаос, юг - север, день — ночь, начало — конец друг с другом и представить иерархию указанных концептов в стихотворениях поэта;

• на основе анализа ведущих средств и способов лексической экспликации ключевых концептов в лирике Тютчева реконструировать отдельные фрагменты концептуальной картины мира поэта, выявить способы лексического представления различных граней его языковой личности.

Научная новизна исследования связана с впервые проведенным комплексным анализом концептуальной системы Ф.И.Тютчева с опорой на лексические средства ее экспликации. На основе контекстов общеязыкового употребления слова, случаев его использования в лирических текстах того «социального времени», в которое жил и творил Ф.И.Тютчев, а также контекстов, отражающих его индивидуально-поэтическое мировидение, связанное с философским осмыслением действительности, выделены семантические признаки, формирующие структуру ключевого концепта в поэзии автора. Доказано положение о правомерности выделения инвариантного мотива лирики Ф.И.Тютчева и рассмотрения творческого наследия поэта в терминах дуальных оппозиций, что позволило выявить и описать базовые концепты индивидуально-авторской модели мира - мир (природа), хаос, красота, любовь, время, вечность, день, ночь, начало, конец — и определить их роль в создании основного мифа лирики автора.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении идиостилевого своеобразия поэзии Ф.И.Тютчева, связанного с рассмотрением основополагающих констант его уникальной поэтико-философской концепции посредством комплексного изучения средств и способов вербальной репрезентации ключевых концептов в лексической структуре лирических текстов. Определена специфика действия универсальных законов словесно-художественного структурирования в процессе межтекстового ассоциативно-смыслового развертывания доминантных концептов в творчестве писателя. Уточнена методологическая база для проведения концептуального анализа поэтического текста, предпринята попытка дальнейшего исследования текстообразующего потенциала когнитивных аналогов текста. Диссертационная работа представляет собой опыт исследования на лексической основе концептуальной системы текстов поэта, чье мировидение может быть охарактеризовано как синтез трех разных культурных парадигм: античности, христианства и немецкого романтизма. Теоретическая значимость заключается и в возможности использования приемов анализа, материалов и выводов исследования при дальнейшей разработке проблем текстовой организации с точки зрения когнитивного подхода к языку.

Диссертация посвящена исследованию лексической структуры поэтических текстов, составляющих циклы пейзажной, философской и медитативной лирики автора (периода 30-60х гг. XIX в.). Материалом исследования послужили поэтические тексты Ф.И.Тютчева, представляющие базовые концепты его творчества. Обоснование ключевого статуса выделенных концептов и анализ специфики их ассоциативно-смысловой взаимосвязи осуществлены на основе объективных данных компьютерного анализа лексических репрезентантов.

В картотеку вошли текстовые фрагменты стихотворений автора, отобранные методом сплошной выборки - 370 лирических текстов, написанных на русском языке, исключая небольшое число поэтических произведений (всего 16) на французском языке и те, которые приписываются Тютчеву (7 фрагментов), но аутентичность которых не доказана. В список изучаемых текстов были включены также политические стихотворения, которые, по общему признанию современников, являются малохудожественными. Такой подход объясняется тем, что, на наш взгляд, не следует искусственно ограничивать материал и ликвидировать ту его часть, которая может дать дополнительные сведения для наиболее верного представления особенностей авторского лексического структурирования текста и мировидения художника слова. Другая причина привлечения указанных текстов поэта заключается в том, что большая часть так называемых «политических стихотворений» современным читателем в качестве таковых не воспринимается, поскольку скрытая в них политическая подоплека, понятная современникам и исследователям, отходит на второй план и на первый план выступает собственно «тютчевское». В связи с этим уместно привести слова Ю.Айхенвальда: «несомненно /.../ то, что иногда он умел делать политику поэтичной» [Айхенвальд 1994, 125]. И.С.Аксаков по поводу одного из таких стихотворений «Молчит сомнительно Восток...» заметил, что поэтический образ его «сам по себе так самостоятельно хорош, что очевидно, если не перевесил аллегорию в душе поэта, то не подчинился ей, а вылился свободно и независимо» [Аксаков 1886, 118].

Использование переводов Ф.И.Тютчева в качестве материала для изучения темы «Лексическая экспликация концептуальной системы художника слова» представляет особый интерес, так как и производимый отбор поэтов, и выбор определенных произведений этих авторов для перевода не только отражают эстетические воззрения Тютчева, но и передают его взгляды на мир и человека в целом. По словам Г.С.Кнабе, он мог "транспонировать подлинник в свою стилистическую тональность (как в переводе из Микеланджело) или развивать в нем мотивы, особенно ему важные и близкие /.../ мог, наконец, просто писать оригинальные стихи на тему, заданную иноязычным источником, как в «Не то, что мните вы, природа...». Перевод у Тютчева не отдален от оригинального творчества, а растворен в нем..." [Кнабе 1990].

Методы исследования. В работе использована совокупность методов и приемов, ориентированных на анализ лексического уровня поэтического текста: компонентный анализ в определении текстовых смыслов с опорой на словарные дефиниции; контекстуальный анализ; сопоставительный анализ текстовых свойств слова и тех, которые представлены в лексикографических изданиях. Особое место в диссертационном исследовании занимает методика проведения концептуального анализа лексических экспликаторов ключевых концептов поэзии Ф.И.Тютчева. Эта методика основана на рассмотрении ассоциативно-смысловых полей ключевых слов-репрезентантов соответствующих концептов, а также на анализе тексто- и смыслообразующей функции тематических группировок, лексико-семантических групп и других видов парадигматических отношений в рамках поэтического текста. В ряде случаев плодотворным является исследование синтагматических отношений слов - репрезентантов концепта в связи с его ассоциативным потенциалом.

Методологической основой для предложенного концептуального анализа поэтического текста послужило стремление классифицировать и структурно описать ту область индивидуально-авторского знания о мире, которая входит составной частью в содержание соответствующего художественного концепта. Использование понятий гешталып-структуры, фрейма, модели ситуации и других элементов терминологического аппарата когнитивной лингвистики позволило систематизировать основные способы репрезентации концепта средствами поэтического языка.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в освещении аспектов и приемов лексического анализа слова в курсе «Лексикология», на занятиях по «Лингвистическому анализу текста», в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных поэзии XIX века; проблемам когнитивной семантики.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладах на Герценовских чтениях в РГПУ им. А.И.Герцена, на научной конференции «Слово. Словарь. Словесность» (РГПУ им. А.И.Герцена), посвященной юбилею проф. С.Г.Ильенко, на заседаниях проблемной группы «Слово как единица лексической системы» под руководством проф. В.В.Степановой. По теме диссертации опубликовано 4 работы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Ф.И.Тютчев как языковая, поэтическая и духовная личность

Поэтическое творчество Ф.И. Тютчева представляет богатейший материал для изучения роли культурных концептов в языковой картине мира человека в аспекте их личностного освоения. Однако специально эта проблема не рассматривалась, хотя творчество Тютчева и привлекало к себе внимание литературных критиков и исследователей. Первой работой, в которой давалась серьезная оценка его поэзии, была статья Н.А.Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850), в которой, вопреки ее названию, автор причисляет Ф.И.Тютчева к первостепенным поэтам России. Не менее значимая характеристика творческого наследия поэта содержится и в других работах, относящихся главным образом к периоду, ограниченному 80-ми годами XIX в. (И.СТургенев, И.С.Аксаков, А.А.Фет, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов).

Вновь интерес к поэзии Тютчева пробуждается на рубеже веков в связи с развитием символизма [см. Гудзий 1930; Долгополов 1967, 59-80; Ауэр 1991]. Основное внимание при этом было привлечено к философско-мистическому аспекту миросозерцания поэта (В.С.Соловьев, Вяч.Иванов, Д.Мережковский, В.Брюсов, Д.Дарский, С.Л.Франк). Следующий этап изучения творчества поэта характеризуется обращением главным образом к вопросам поэтики - проблемам жанра, языкового новаторства, связям с классицизмом в области стиха и языка, особенностям эпитета и др. (Б.Эйхенбаум, Ю.Тынянов, Я.Зунделович).

Большую часть всех исследований, посвященных жизни и творчеству Ф.И.Тютчева, скорее всего, можно отнести к разряду литературоведческих, хотя в них содержатся некоторые наблюдения, касающиеся особенностей его индивидуально-авторской языковой картины мира. Исключение в этом ряду составляет, как представляется, единственная работа чисто лингвистического характера - монография А.Д. Григорьевой «Слово в поэзии Тютчева» [Григорьева 1980]. В целом в тютчевоведении можно выделить несколько важнейщих областей исследования:

1) общая характеристика жизни и творчества поэта [Благой 1933, 1959; Пигарев 1957, 1962, 1978; Бухштаб 1970; Озеров 1973, 1995; Осповат 1980; Кожинов 1988 и др.];

2) вопросы поэтики [Бухштаб 1970; Коллер 1973; Чичерин 1975; Новинская 1979; Ковалев 1981; Лотман 1982; Ауэр 1997; Тютчевский сборник 1990 и др-];

3) творчество Ф.И.Тютчева в контексте русского литературного процесса [Кожинов 1973; Щемелева 1974; Маймин 1976; Магина 1982; Козлик 1990], а также в биографическом и интертекстуальном плане в сравнении с предшественниками и современниками : Тютчев и Державин [Тынянов 1977: 37, 48-51; Калачева 1993], Тютчев и Пушкин [Королева 1962; Тынянов 1969: 166-192; Красухин 1972; Журавлева 1977; Непомнящий 1997], Тютчев и Чаадаев [Тарасов 1995], Тютчев и Вяземский [Благой 19336], Тютчев и Баратынский [Фридберг 1901], Тютчев и Фет [Бек 1997], Тургенев и Тютчев [Лаврецкий 1923; Тютчевский сборник 1998, 52-60], Тютчев и Некрасов [Гуковский 1947; Корман 1960, 206-222; Скатов 1973];

4) поэзия Тютчева в общемировом контексте: Тютчев и Гете [Урания 1828, 85- 113; Жирмунский 1937], Тютчев и Ламартин [Сурина 1927, 148-167], Тютчев и Шелли [Квасова 1993], Тютчев и Шеллинг [Шакирова 1988], Тютчев и Гейне [Чулков 1923, 356-364; Лежнев 1934; Гордон 1973; Тынянов 1977, 29- 38, 350-395] и шире - Тютчев и немецкие романтики [Маймин 1972; Топоров 1990]; Тютчев и Шекспир [Берковский 1968, 50; Лебедев 1994].

Понятия «концепт» и «значение» как основные содержательные единицы концептуальной и языковой картины мира

В настоящее время многими учеными разделяется мнение о том, что человеческое восприятие мира является прежде всего категориальным, концептуальным, то есть опосредованным идеальным содержанием, смыслом. Поэтому проблема исследования различных уровней обобщения (категорий и концептов) может быть сформулирована как проблема выявления различных уровней и форм репрезентаций объекта субъекту. Поскольку между реальным, чувственно воспринимаемым миром и его языковой картиной существует опосредованный семантический смысл (идея), определяющий значение слова, представляется, что концептуальное содержание языковой картины мира наиболее ярко выступает в этой опосредованной единице - значении. Думается, что выявление способов формирования и форм существования значения в сознании, а также описание различных его составляющих явится наиболее оптимальным при интерпретации содержания языковой картины мира.

Значение, понимаемое как отношение, устанавливаемое между знаком и некоторым объектом, является одним из ключевых понятий лингвистики, психологии и когнитологии. Оно как единица сознания, как содержательная единица ментальной репрезентации, является, по словам Л.В. Выготского, узлом, связующим общение и обобщение [Выготский, 1960], языковую картину мира с концептуальной.

Говоря о значении, следует подчеркнуть, что в лингвистике определения данного термина многочисленны. Оно трактуется и как «содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и так далее», и «как продукт мыслительной деятельности человека, связанный с редукцией информации человеческим сознанием, с такими видами мыслительных процессов, как сравнение, классификация, обобщение» [ЛЭС 1990, 261], и как «средство соединения человека с окружающим миром или субъекта с объектом через посредство знака» [Культурология XX века 1997, 129].

Самое общее и краткое определение сущности значения как «концепта, связанного знаком», дает М.В.Никитин [1988, 70].

С точки зрения психосемантики, значение определяется как «обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой зафиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности. Кодирование, категоризация исходного содержания в знаковой, символической форме ведут к обогащению его социальным опытом» [Петренко 1997, 19].

Информация (знания), сконцентрированная в сознании человека, в концептуальной системе, является результатом не механического, а осознанного отражения. По словам А.Н. Леонтьева, структуры сознания не просто изоморфно дублируют исходное содержание значения, а дополняют, обобщают его, вводя в новые связи и отношения. За словом стоит совокупный общественный опыт, кристаллизованный в значениях [см. Леонтьев, 2000].

Мы опираемся на сформулированную в отечественной психосемантике идею активности субъекта при построении образа отраженной действительности. Активный субъект, осознанно отражая окружающий мир, создает в своем сознании его идеальную модель, представленную в виде образов, гештальтов, фреймов, концептов. Она при отражении окружающего мира обусловила, на наш взгляд, определение значения как «превращенной формы деятельности» [Леонтьев, 2000, 48], поскольку сконцентрированные в значении существенные с точки зрения общественной практики признаки и свойства объекта могут быть раскрыты в результате именно активной деятельности субъекта. Поэтому в концептуальной системе человека репрезентирован «очеловеченный мир», когнитивно, исторически и культурно обусловленный, объективированный в значениях языковых знаков.

Определение значения как (в большей или меньшей своей полноте и многогранности) обобщенного отражения действительности, данное А.Н.Леонтьевым, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как «обобщенного образа действия, нормы поведения и тому подобное» [Леонтьев, 1983, 242] в сущности есть продолжение линии Л.С.Выготского в рассмотрении значения как образующей сознания.

Концептуальная реализация смысловой оппозиции гармония хаос по данным лирических текстов автора

Для Тютчева, чье творчество находится как бы на пороге двойного бытия (цитируя самого поэта), чрезвычайно важна идея границы, в связи с чем и возникает вопрос о взаимоотношениях между мирами. Выясняется, что обычно между мирами существует дистанция, и диалог, как правило, невозможен, хотя именно он и становится желанной целью: Поймет ли мир, оценит ли его? («Памяти В.И.Жуковского»). Как показывает анализ лексической структуры текстов, основной пафос и лейтмотив тютчевской лирики - не «слияние», но постоянно ощущаемый «разлад», не «примирение» и не «безвольное познание», но - борьба, сопротивление, порою даже резкое отталкивание. Лирический герой все время поставлен в такие условия, что возможность краткого, «мгновенного» единения с небесной гармонией мира, с его «конструктивным началом» кажется, чересчур идеальной, призрачной и ненадежной - по причине слабости и ненадежности самого конструктивного начала как в природе, так и в человеке («Проблеск», «Еще шумел веселый день», «Тени сизые смесились», «День и ночь»). Противоположная возможность - вернуться в «родимое» лоно древнего, «возвышенного», по словам Шопенгауэра, хаоса, навеки исчезнуть в нем - вызывает у Тютчева (и у читателя) неподдельный ужас («Видение», «О чем ты воешь, ветр ночной?», «День и ночь»).

Из двух мировых начал - гармонии и хаоса - лишь последний обладает у поэта подлинной и страшной реальностью (ср. повторяющийся образ стоокого зверя, сторожащего человека из каждого куста1), при этом видимая бессмысленность воли, одушевляющей космическую жизнь природы, равна для Тютчева ее отсутствию.

Гармоническое, упорядоченное начало в лирике поэта служит безусловной принадлежностью жизни божеско-всемирной («Весна»), обозначаемой нами в схеме как мир D. Прежде чем мы приступим к реконструкции содержания художественного концепта мир в поэзии Тютчева, обратимся к узуальному значению лексемы - имени концепта, что позволит получить информацию о последнем как некотором инварианте.

В современном русском языке слово мир является многозначным: интегральной семой для его лексико-семантических вариантов выступает сема область жизни . Большинство толковых словарей выделяют следующие значения (приведем толкование из БАС):

Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, вселенная.. 2. (мн. -ы, -ов). Отдельная часть вселенной, планета.. 3. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. 4. Объединенное по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. 5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. 6. (предл. в миру ). Светская жизнь в противоположность монастырской жизни, церкви (устар.) 7. Сельская община с ее членами (устар.).