Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова Дроботун, Александра Валерьевна

Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова
<
Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дроботун, Александра Валерьевна. Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. - Москва, 2006. - 186 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ОБОНЯНИЕ КАК ЛРІНГВОСОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 10

1. Обоняние как сенсорно-ментальное явление 12

2. Обоняние в психосоциальном аспекте 17

3. Обоняние в сфере культурной коммуникации 22

4. География запаха и его социоэтические оценки 29

5. Натуральность запаха органического и неорганического мира 45

6. Поэтика как проявление социально-исторических закономерностей искусства 57

7. Природа сквозь призму обоняния в творчестве М.А. Шолохова 70

8. Гендерность запаха 80

ГЛАВА II. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПАРАМЕТРИЗАЦИЯ ЛЕКСИКИ ОБОНЯНИЯ В ЯЗЫКЕ М.А. ШОЛОХОВА 92

1. Словарный состав лексики обоняния: социолингвистические типы лексики обоняния 92

1.1. Общерусские именования 94

1.2. Региональные именования 96

1.3. Собственно шолоховские именования 98

2. Семантическая структура лексики обоняния 105

2.1 Лексико-семантические свойства лексики обоняния 105

2.2. Семемно-семная структура гиперонимов обоняния 113

2.3. Семемно-семная структура гипонимов обоняния 122

3. Семантическая синтагматика лексики обоняния 127

3.1 .Двучленная синтагматика 128

а) именная синтагматика 129

б) глагольная синтагматика 129

3.2.Многочленная синтагматика 130

а) глагольная синтагматика 131

б) именная синтагматика 132

4. Синтаксические структуры лексики обоняния 133

4.1. Словосочетание 135

4.2. Предложение 143

4.2.1. Двусоставное предложение 143

4.2.2. Односоставное предложение 146

5. Парадигматика лексики обоняния 151

5.1. Собственно обонятельная парадигма 155

5.2. Темпорально-обонятельная парадигма 157

5.3. Пространственно-обонятельная парадигма 158

5.4. Назально-обонятельная парадигма 159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163

БИБЛИОГРАФИЯ 167

СЛОВАРИ 177

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 179

ПРИЛОЖЕНИЕ 180

Введение к работе

Текст художественного произведения представляет собой многомерное смысловое пространство, где воплощается психология автора, где реализуется в литературной форме замысел-идея и, наконец, получает свое реальное выражение уникальное явление человеческого сознания -язык, который через системно-функциональные, семантико-семиологические, стилевые, стилистические и иные организации эксплицирует национальную и индивидуально-лингвистическую концептуальную картину мира. Концептуальная картина мира, в образовании которой участвует философское, логическое, психологическое, этическое, эстетическое, этническое, представлена языковыми средствами.

Художественное воплощение картины мира М.А. Шолохова заключается в целостном взгляде на действительность: мир органической и неорганической природы не разделен, флора и фауна не отделимы от казака, главного героя произведений русского классика XX века (Диброва 2005, 29). Реальный мир в одушевленности всех сил природы представлен в языке писателя человеческим восприятием, в частности его обонятельным восприятием, что до настоящего времени не получило в современной лингвистике необходимого освещения.

Лик писателя проступает в системе словесной организации его творчества. Эстетическая концепция - это собственно художественное мироотражение мастера слова, представляющее органическое единство его творчества. Создание авторской картины мира - глубоко творческий процесс, который использует особые средства построения образов, выработанных русской нацией, и свои специфические этнические, казачьи средства, определяемые сенсорной очевидностью. Поэтому М.А. Шолохов стремится изобразить явления, предметы, свойства реальности

такими, какими он их видит, слышит, вкушает, обоняет, осязает через призму своего художественного «я»: синтеза духовно-интеллектуальных и культурно-этнических субстанций.

Актуальность темы исследования. Проблематика одорической лексики - лексики обоняния - рассматривалась в ряде монографий (Л.М. Васильев, А.Н. Шрамм и др.), диссертационных работ (Н.Н. Вайсман, В.В. Лещенко, В.П. Сидельникова, Хуэйцзе Сунь, Н.М. Шапилова и др.), научных статей (Л.Г. Бабенко, А.А. Кретов, Н.А. Николина и др.). Предметом изучения в этих исследованиях явилась систематизация номинативных средств, установление семантических параметров оценочного характера, а также установление специфики одорической лексики русских классиков (И.Бунина, А.П. Чехова). В XXI веке появилось монографическое исследование в двух томах «Ароматы и запахи в культуре» (2003), где объект рассматривается в социологическом (Г. Зиммель, А Левинсон), психологическом (Анник Ле Герер,И. Зислин, В. Куперман, Фрейд, ), философском (И. Кант, Э.Б. Кондильяк, Д. Локк) аспектах и как межкультурный феномен (Ф. Контар, Л. Марлье, К. Руби, Р. Суссиньян, Р.Э. Трембле, Б. Шаал). Между тем проблематика обоняния требует лингвосоциального, структурно-семантического и этнического описания. Парадигматика лексики обоняния представляет интерес в композиционном устройстве, содержательных характеристиках и синтаксической параметризации. Такие свойства лексики обоняния широко представлены в художественной прозе М.А. Шолохова, отразившей широкий спектр восприятия природы сквозь призму обоняния. Запахи степной растительности, земли, воды, домашних животных описаны в произведениях классиков русской литературы XX века структурно-семантически, эмотивно-ментально, экспрессивно-изобразительно; но актуальным для настоящего исследования считаем изучение одорической

лексики художественных текстов М.А. Шолохова в их комплексном рассмотрении.

Объектом изучения в данной работе являются конструкции с одорическими словами в их речевой реализации — лексико-семантическом составе, структурно-синтаксическом представлении, парадигматическом обобщении и социоэтнической характеристике.

Предмет исследования - проблема семантико-стилистических функций одорических конструкций, их когнитивно-эстетических особенностей, реализуемых в языке М.А. Шолохова.

Целью настоящего исследования является структурно-

семантическое, синтаксическое, социолингвистическое и этническое описание лексики обоняния.

Цель исследования определила конкретные задачи диссертации:

  1. описать сферу лексики обоняния в аспекте когнитивного рассмотрения как коммуникативно-речевого, чувственно-мыслительного и лингвосоциального явления;

  2. представить лексико-семантическую, структурную и социо-художественную параметризацию лексики обоняния в языке М.А. Шолохова;

  3. определить семемно-семную структуру лексики обоняния в художественной прозе писателя;

  4. выявить круг синтаксических конструкций, представляющих лексику обоняния словосочетаниями и двусоставными / односоставными предложениями;

5) установить структурно-семантические парадигмы одорической
лексики в текстах М.А. Шолохова.

Материал исследования извлекался методом сплошной выборки из текстов художественной прозы М.А. Шолохова, начиная с «Донских

рассказов», романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину» и кончая последним рассказом «Судьба человека».

Методами для решения поставленных задач послужили лингвистическое описание, структурно-сопоставительный и семный анализ, текстовый филологический анализ, включающий диалектную специфику.

Научная новизна работы состоит в выявлении общих и индивидуально-авторских параметров лексики обоняния в языке художественных произведений М.А. Шолохова в их когнитивном — коммуникативно-речевом, лингвосоциальном и социохудожественном представлении. Впервые рассмотрена гиперо-гипонимическая структура лексики обоняния, определены ее частеречные гиперонимы и гипонимы в именных и глагольных номинациях.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней представлено комплексное осмысление лексики обоняния как лексико-семантического, синтаксического и этнолингвистического явления. В работе показаны языковые и речевые свойства парадигматических и синтагматических отношений, входящих в именные и глагольные ряды именований запахов. Лексика обоняния получила свое описание на основании связей с конкретной предметностью регионального казачьего мира.

Практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут найти применение при чтении курсов по современному русскому языку, стилистике русского языка, филологическому анализу текста, изучению индивидуального стиля художника слова. Результаты диссертационных наблюдений могут послужить для чтения спецкурсов по проблемам творчества М.А. Шолохова, а также в практике филологического комментирования художественного текста.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Слова лексики обоняния, обладая коммуникативно-когнитивной и образно-эстетической функцией, выполняют текстообразующую роль в художественном произведении.

  2. Именования одорических единиц обладают в текстах М.А. Шолохова лингвосоциальным и этносоциальным характером, что свидетельствует о традиционно национальном и индивидуально-авторском способах выражения восприятия. Особое внимание уделяется рассмотрению специфики запаха в казачьей среде. Параллельно описывается гендерность запаха.

  1. Структурно-семантическая параметризация лексики обоняния раскрывает основания ее гиперо-гипонимической организации, где выявляются именные и глагольные гиперонимы и гипонимы в семемно-семном составе номинации.

  1. Лексика обоняния представлена 4 лексико-семантическими парадигмами: собственно обонятельной, темпорально-обонятельной, пространственно-обонятельной и назально-обонятельной парадигмами, которые отражают специфику лексики обоняния М.А. Шолохова.

  2. Парадигматические организации основываются на лексико-синтагматических взаимодействиях, формирующих гиперо-гипонимические, синонимические, антонимические и иные типы отношений; они связаны между собой внутренними пересекающимися семантическими связями, раскрывающими «многоликость» исследуемого явления.

Апробация работы. Диссертационное исследование прошло апробацию на международных, межвузовских, научно-исследовательских и научно-студенческих конференциях 2002-2005 гг. Результаты работы докладывались на Шолоховских конференциях в МГОПУ им. М.А. Шолохова (2002, 2004, 2005 гг.), на научной конференции в Институте

мировой литературы им. М. Горького, посвященной 100-летию со дня рождения М.А. Шолохова (2005г.), на научно-студенческих общеуниверситетских конференциях (2003-2005 гг.).

Основные положения работы отражены в трех публикациях. Лексикография (буквы «Р», «Ц») представлена в «Словаре языка Михаила Шолохова», вышедшем в свет к 100-летию со дня рождения М.А. Шолохова (объем - 3,8 печатного листа).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, списка литературных источников и приложения.

Обоняние как сенсорно-ментальное явление

Практически все окружающие нас предметы характеризуются тем или иным запахом. И. Кант в работе «Антропология с прагматической точки зрения» в 1798 году писал: «Вкус и обоняние в большей мере субъективные чувства, чем объективные: первый состоит в соприкосновении языка, глотки и нёба с внешним предметом; второе (возникает) от втягивания посторонних испарений, может находиться на некотором расстоянии от органа. Оба чувства близки друг другу, и тот, у кого слабое обоняние, всегда имеет притуплённый вкус» (Кант 1966, 391). Как «цвет» и «звук» характеристика «запаха» относится к тем свойствам предметов, которые доступны непосредственному чувственному восприятию. Д.Эймор отмечает, что «запах обнаруживается носом и воспринимается мозгом. Свойство запаха не существует без живого организма» (Эймор 1982, 51). Запах - это свойство веществ, воспринимаемое специальными органами чувств (обонятельными рецепторами), расположенными у человека и животных в верхних отделах носовой полости. Процесс восприятия запахов называется обонянием. Обонятельным, или ольфакторным, именованием в работе называется восприятие пахучих веществ. Орган обоняния возникает на ранних стадиях развития животного мира и морфологически существует обособленно от органа вкуса уже у одноклеточных животных. Задолго до того, как развились и усовершенствовались зрение и слух, обоняние обеспечивало возможность поиска пищи, особей другого пола и врагов.

Границы обоняния в коре больших полушарий человека еще не уточнены, хотя считается, что это участки извилины морского коня и извилина гипокампа. Современные экспериментальные исследования подтверждают прямую связь обонятельной луковицы с гипокампом, который выполняет важные жизненные функции: служит центром эмоций и мотивации, представляет физиологический аппарат с механизмом, аналогичным памяти, играет важную роль в условно рефлекторном поведении и является высшим корковым центром обоняния. Первичные обонятельные центры имеют важное значение для дифференциации ароматических веществ, а высшие обонятельные центры совершают окончательную идентификацию запахов. Связями со зрительным бугром, гипоталамусом и другими объясняются зрительные, слуховые и прочие образы, порожденные обонятельными раздражениями. Широкая область обоняния в коре больших полушарий и тесные анатомо-физиологические связи различными мозговыми субстратами обусловливают взаимную зависимость древнего обонятельного анализатора с высокоспециализированными молодыми мозговыми структурами, что и дает различную окраску обонятельным ощущениям. Люди и животные рождаются с органами чувств, построенными по проекту, закодированному генетически, общему для членов одного вида и уникальному для каждого индивидуума. Сенсорно-ментальные системы, являясь продуктом длительного эволюционного развития, могут проявлять свое действие только в границах, от рождения присущих данному типу нервной системы человека. Сенсорно-ментальное восприятие не только влияет на поведение человека, но и само изменяется в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

Словарный состав лексики обоняния: социолингвистические типы лексики обоняния

Словарный состав лексики обоняния представлен в

художественной прозе М.А. Шолохова тремя социолингвистическими типами именований: общерусскими, региональными (этнографическими) и собственно шолоховскими именованиями. К первому (основной состав данной лексики) относятся общерусские слова, которые известны всем говорящим на русском языке независимо от места проживания, образа жизни и характера трудовой деятельность. «Это лексика константной социальной ценности: она складывалась в течение веков как совокупность именований, необходимых в жизненной практике русского человека. Это повседневно употребляемые слова» (Диброва 2001, 319). Второй тип -это региональная лексика, которая отражает особенности материальной и духовной культуры военно-земледельческого казачьего сословия. «В языке мы всегда находим сплав исконно языкового характера с тем, что воспринято языком от характера нации» (Гумбольдт 1985, 373). Последний социолингвистический тип лексики представляет собой авторские (собственно шолоховские) именования.

Наиболее частотным случаем ( я 87 %) ономасиологического представления лексики обоняния в словосочетаниях является существительное, относящееся к общерусским (запах, пахнуть), реже к собственно казачьим (чеборец) и к собственно шолоховским именованиям (преснина). Менее частотные номинации лексики обоняния (« 13 %) собственно признакового характера представлены относительными/ качественными прилагательными: общерусскими именованиями (медвяный, серный), собственно казачьими именованиями (чеборцовый). В.В. Виноградов в своей работе «Русский язык. Грамматическое учение о слове» писал: «Известно, что в европейских языках при богатстве и разнообразии прилагательных, выражающих зрительные, слуховые и отчасти вкусовые ощущения, — очень беден состав прилагательных для выражения обонятельных и осязательных ощущений» (Виноградов 1947, 184).

Специфической особенностью лексики запаха является наличие в структуре именования слова, либо являющегося гиперонимом - родовым именем, носителем вещества, воспринимаемого обонянием (запах, дух, пахучий, пахнуть и т.п.), либо включающего в свой семный состав гиперсему аналогичного характера (донник медоносное растение с белыми или желтыми цветами; добавляется казаками в табак-самосад для аромата - аромат приятный запах ).Второй особенностью одорической лексики является то, что сами гиперонимы запаха - слова синсемантичные, имеющие конструктивно ограниченное значение, и потому они требуют для понимания высказывания сочетания с другими словами в формах связи -согласования, управления, примыкания (В комнате запах - какой? -медвяный; — чего? — донника. Пни: В комнате пахнет - чем? - краской и т.д.). Семемно-семную структуру гиперонимов и гипонимов обоняния см. в подпараграфах 2.2. и 2.3. этой главы.

Соответственно синтаксические конструкции словосочетательного типа обладают атрибутивными или атрибутивно-характеризующими функциями. 1.1. Общерусские именования

Общерусские слова лексики обоняния образуют синтаксические конструкции: именного и глагольного типов.

Двучленные словосочетания

а) Субстантивные словосочетания: существительное + прилагательное - гипероним:

Я кисет-то в руке держу, и обидно мне стало до горечи, что табак, рощенный на моем огороде, и донник пахучий, на земле советской коханный, будут курить такие злостные паразиты. Председатель реввоенсовета республики.

Он коверкал слова, смешно оісестикулировал и все совал казакам пахучий мятый шоколад. Тих. Дон, 3, XII.

В данных примерах прилагательное пахучий в значении душистый является гиперонимом, а существительные — донник и шоколад — субъекты распространения запаха.

б) Субстантивные словосочетания, выраженные существительными-гиперонимами (запах, аромат) и управляемыми существительными в форме твор. п., род. п. с предлогом - объектами запаха (запах ног, аромат укропа):

— Вы, сотник, извините, это у меня (у Калмыкова. - А.Д.) от ног такой запах... Знаете ли, третью неделю не разуваюсь, карпетки истлели от пота... Такая мерзость, знаете... Тих. Дон, 3, XV. Незаметно подошедший к ним Василий Хмыз тихо сказал: —До войны мама всегда на базаре покупала баранину непременно с почками. Для борща это замечательный кусок! И еще укропу надо немного. От него такой аромат - на весь дом! Они сражались за Родину.

в) Глагольные словосочетания: глагол-гипероним пахнуть + управляемое существительное в форме твор. п.: В вагоне сине от табачного дыма. От свежевыкрашенных стен пахнет масляной краской. Мягкотелый; В землянке пахло плесенью ... . Лейтенант сидел на скамье, согнувшись, положив на колени огромные кисти рук со скрещенными пальцами. Наука ненависти.

Семантическая структура лексики обоняния

Формирование познавательного образа, представления и понятия о предмете и его связях в реальном мире, закрепление этого понятия за языковым элементом и составляет знаковую репрезентацию, сущность которой заключается не только в обобщении и замещении вещей, но еще и в идентификации их.

«Предметные имена (особенно референтные полынь, чеборец в нашем материале. - А.Д.) включают в свое номинативное содержание не только понятия, но и элементы чувственной ступени познания: зрительного, слухового, обонятельного (выделено нами. - А.Д.) представления вещей и предметов» (Уфимцева 1977, 16).

Характерные для прямой номинации, при которой связи имени с предметным рядом более рельефно прослеживаются, чем при вторичных наименованиях, чувственное и рациональное дополняют друг друга, пронизывая познание во всех его мыслительных формах и на всех этапах становления знака.

Для человека как мыслящего существа объективный мир предметов предстает в трех аспектах: 1) материальная действительность с вещами, предметами и их многообразными отношениями в пространстве -объект непосредственного наблюдения и восприятия; 2) представления о материальной действительности как результат чувственного ее восприятия (зрительного, обонятельного и т.д.) - первые сигналы действительности; 3) идеальная (отраженная) действительность - мир образов, понятий, идей, фиксированных словесными наименованиями. Таким образом, слова - не простые названия, не этикетки, а психофизиологические сущности, одетые в языковую форму, ставшие для человека сигналами действительности.

Слова как элементарные лексические единицы лексического состава языка различны по целому ряду признаков: по характеру их значения, по выполняемой в языке функции, по соотношению/несоотношению слов с объективной действительностью и т.д. «Структурно-семантические типы слов неоднородны, и эта неоднородность строя слов больше всего зависит от характера сочетания и взаимодействия лексических и грамматических значений» (Виноградов 1947, 28). В.В. Виноградов выделял слова -названия, характерными чертами которых является то, что «этим словам присуща номинативная функция. Они отражают и воплощают в своей структуре предметы, процессы, качества, признаки, числовые связи и отношения, обстоятельственные определения и отношения вещей, признаков и процессов действительности и применяются к ним, указывают на них, их обозначают» (там же 1947, 28).

А.А. Уфимцева отмечает, что «наименования и описания, совместимость которых в пределах слова порождает назывные высказывания, предикативные и лексические синтагмы, являются тем основным звеном в словарном составе, той постоянной означивающей основой, которая обеспечивает «переход» от языка к мысли, от системы к речи, от слов к синтагматическим единицам, большим чем слова» (Уфимцева 1977, 41). Различительными признаками семиологического подкласса знаменательных слов - номинаций запаха, «является характер ее «синтагматической ценности», складывающийся не только из лексической валентности (семантической избирательности), предопределяемой номинативной значимостью и системными средствами ее манифестации, но и из несистемных сочетаний слов, порождающих новые смыслы в условиях реализации словесных знаков» (там же 1977, 54).

Системная значимость лексики запах проявляется при использовании ее в прямо-номинативном значении:

Заново окрашенные стены блестели известкой, глянцем лоснились начисто вымытые полы, от сосновых свежих нар — смолистые запахи, почти уютно было в светлом, опрятном полуподвале. Тих. Дон, 4, X. Он (ветер. — А.Д.) дышал жаром раскаленного чернозема, пьянящими запахами всех полегших под солнцем трав, но уже чувствовалось приближение дождя. Тих. Дон, 7, IV.

Сложной номинацией принято считать именования многочленного состава, где имеются уточняющие смыслы:

Небо мертвенно чернело, горели травы, по шляхам поземкой текла седая пыль, трескалась выжженная солнцем земляная кора, и трещины, обугленные и глубокие, как на губах умирающего от жажды человека, кровоточили глубинными солеными запахами земли. Обида Сухое тлело лето. Против хутора мелел Дон, и там, где раньше быстрилосъ шальное стремя, образовался брод, на тот берег переходили быки, не замочив спины. Ночами в хутор сползала с гребня густая текучая духота, ветер насыщал воздух пряным запахом прижженных трав. Тих. Дон, 3, 1. Минута - затем грузное мокрое тело, остро пахнущее горьким потом и солониеватым запахом крови, рухнуло рядом с Иваном Алексеевичем. Тих. Дон, 6, LIV.

Похожие диссертации на Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова