Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лингвистические взгляды О.И. Сенковского и их творческая реализация Тараканова, Ульяна Валерьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тараканова, Ульяна Валерьевна. Лингвистические взгляды О.И. Сенковского и их творческая реализация : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Тараканова Ульяна Валерьевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2014.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/435

Введение к работе

Актуальность работы. Период второй четверти XIX в. интересен тем, что в эти годы происходило утверждение реализма в литературе и языке, определившего характерные черты современного литературного языка. В это время формируются многие отличительные черты современного русского литературного языка и действующие в настоящее время закономерности его развития. Этот период характеризуется интенсивным развитием журналистики, беллетристики, журнальной критики, поэтому изучать функционирование языка этого периода представляется целесообразным на примере не только произведений художественной литературы, но и текстов журнальных статей и беллетристических произведений, благодаря которым в языке утверждались и получали распространение новые языковые нормы.

По свидетельствам классиков, современников О. И. Сенковского, его писательская, журналистская и редакторская деятельность была чрезвычайно популярна и оказала большое влияние на формирование эстетических представлений читателей. Кроме того, Сенковский был активным участником споров о стиле, слоге и составе формирующегося литературного языка. Точка зрения Сенковского во многом совпадала с идеями карамзинистов и А. С.Пушкина, а благодаря своему влиянию на обширную читательскую аудиторию Сенковский активно ее популяризировал.

Поэтому представляется важным и актуальным выявление и обобщение лингвистических установок О. И. Сенковского, заявленных не только в собственно теоретических его публикациях, но и в критических статьях, посвященных произведениям его современников, в том числе в рецензиях, не принадлежащих лично редактору, но допущенных к публикации в журнале. Данный аспект позволяет взглянуть на проблему индивидуального художественного стиля с точки зрения общих тенденций в развитии литературного языка определённого периода.

Степень изученности вопроса. В отечественной филологии имеются работы, посвящённые определению места О. И. Сенковского в культурном процессе второй четверти XIX века, анализу его критических статей, опровержению бытовавшего мифа о триумвирате Сенковского, Булгарина и Греча. Особый аспект исследования составляет деятельность О. И. Сенковского-ориенталиста, связь его стиля с длительным пребыванием на Востоке. В числе основных работ такого рода можно назвать: книгу Е. А. Соловьева «О. И. Сенковский. Его жизнь и литературная деятельность в связи с историей современной ему журналистики» (СПб, 1892), книгу В. А. Каверина «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения» (М., 1966) и работу А. В. Шароновой «Литературная критика О. И. Сенковского, редактора «Библиотеки для чтения», 1834 – 1848 гг.: диссертация… кандидата филологических наук: 10.01.01» (СПб, 2000).

Тем не менее по-прежнему открыт вопрос о вкладе О. И. Сенковского в становление русского литературного языка, о попытках практической реализации новых стилистических идей, так как исследований на эту тему практически нет.

Объектом данного исследования являются лингвистические взгляды О. И. Сенковского. Основным материалом для изучения вопроса послужили тексты его теоретических статей, опубликованных в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 – 1839 гг., а также тексты критических статей, написанных самим редактором журнала или его сотрудниками в 1834 – 1847 гг. Изучение роли деятельности О. И. Сенковского в формировании норм современного русского литературного языка невозможно без изучения созданных им образцов «изящной словесности». Поэтому предметом исследования является отражение лингвистической концепции О. И. Сенковского в повести «Ученое путешествие на Медвежий Остров», опубликованной впервые в 1833 г.

Цель работы рассмотреть лингвистические взгляды О. И. Сенковского в контексте культурно-языковой ситуации и основных тенденций развития русского литературного языка второй четверти XIX в., а также соотношение требований, которые он предъявлял к современному литературному языку, и их реализации в собственных сочинениях.

Методологической основой исследования являются историко-лингвистический и историко-литературный подходы, учитывающие как общие закономерности развития языка и литературы, так и конкретные случаи функционирования языковых единиц в художественном и публицистических текстах. Основными методами исследования являются: а) историко-лингвистический анализ публицистических текстов; б) филологический анализ художественного текста.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Лингвистическая концепция О. И. Сенковского обнаруживает преемственность с теориями деятелей XVIII и начала XIX вв. – «раннего» В. К. Тредиаковского и Н. М. Карамзина.

  2. Оригинальные особенности стиля прозы О. И. Сенковского свидетельствуют о стремлении писателя развить ту сферу языка, которая не была глубоко разработана его предшественниками и старшими современниками, а именно повествовательную норму, т. е. языковую норму автора художественного произведения, отличающую речь повествователя от речи персонажей.

  3. В собственных текстах О. И. Сенковский сочетает языковые элементы различного происхождения и стилистической маркированности в художественное целое в соответствии с творческим заданием, согласуя их употребление с изображаемым объектом, системой персонажей, выразительными языковыми средствами, образностью.

  4. Представления О. И. Сенковского об эстетичности языка художественного произведения, а также о его стилистике, обнаруживаемые прежде всего в его порицающих критических статьях-фельетонах и в тексте его повести, оказываются близкими тем представлениям об этих категориях, которые утвердились в XX веке.

  5. Творческая и ученая деятельность О. И. Сенковского оказала значительное влияние на формирование современного русского литературного языка.

Проверка выносимых на защиту положений потребовала решения ряда задач.

  1. Выявить связь между культурно-языковой ситуацией изучаемого периода и творчеством О. И. Сенковского.

  2. Рассмотреть культурно-языковую ситуацию предшествующего периода развития русского литературного языка и найти «линии схождения» языковых установок деятелей XVIII и XIX веков.

  3. Исследовать характерные черты языкового сознания писателя, журналиста и редактора, проявившиеся в его повести, фельетонах, журналистской и редакторской деятельности.

  4. Выявить особенности художественного метода О. И. Сенковского.

  5. Определить типы дискурса, к которым прибегал писатель и критик в своем творчестве, и выявить обусловленность характерных черт индивидуального стиля произведений О. И. Сенковского ненормативным образом повествователя.

  6. Проследить судьбу негативно маркированных О. И. Сенковским языковых единиц в словарях середины XIX в. и XX в. на предмет стилево-стилистических помет (наличие/ отсутствие, их характер).

  7. Учитывая особенности художественного метода писателя, определить, какие языковые единицы, использованные в тексте повести, можно рассматривать как характерологические.

  8. Определить место О. И. Сенковского в истории русского литературного языка.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней определены основные положения лингвистической концепции деятеля эпохи становления реализма в отечественной литературе и русском языке, а также прослежена преемственность между лингвистическими установками теоретика начала эпохи классицизма, писателя начала XIX века и О. И. Сенковского. Кроме того, в работе дан анализ художественного произведения с точки зрения его книжности-разговорности на основе конкретных критериев, позволяющих получить данные о процентном соотношении обеих составляющих.

Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы в различных направлениях научной и образовательной деятельности: при чтении курсов истории литературного языка, лингвистического анализа художественного текста; при изучении индивидуального стиля О. И. Сенковского. Основные результаты работы могут также послужить основой спецкурсов или семинаров.

Апробация работы

Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на международных и межвузовских научно-исследовательских и научно-студенческих конференциях в период с 2009 по 2013 год. Исследование прошло апробацию на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные подходы в обучении лингвистическим дисциплинам в национальном педвузе: проблемы, перспективы, опыт» в г. Чебоксары (Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2010), XIII Международной конференции «Текст. Структура и семантика» в г. Москва (МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011).

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.