Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метафора в поэзии и прозе: семантико-стилистический аспект : На материале лирики и романа "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака Кислова, Елена Павловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кислова, Елена Павловна. Метафора в поэзии и прозе: семантико-стилистический аспект : На материале лирики и романа "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Башкирский гос. ун-т.- Уфа, 1998.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-6/3487-1

Введение к работе

Предлагаемая работа посвящена анализу индивидуально-авторской метафоры как единицы, составляющей основу художественных преобразований на словесном уровне и поэтому значимой для анализа системы поэтического языка, конкретного идиостиля. Выявляется тот комплекс средств, который позволяет метафоре реализовать авторские смыслы в конкретном художественном произведении.

Актуальность исследования обусловлена тем, что диссертация вписывается в круг проблем современной лингвостилистики и лингвопоэтики, в центре внимания которых находятся в настоящее время такие категории, как "идиостиль", "языковая личность", вопросы индивидуального языкового творчества. Особый интерес представляет обращение к малоразработанным проблемам производства и восприятия (понимания) речи.

В настоящее время метафора изучается как изобразительное средство (в поэтике и стилистике), как результат вторичной номинации (в лингвистике) и как средство познания и репрезентации знаний (в философии и психологии). Но это различные аспекты одного явления, и они не должны обособляться; необходимо разностороннее изучение метафоры в ее связи с более широким контекстом.

Разнообразные аспекты изучения этого феномена (экстралингвистический, семасиологический, грамматический, сопоставительный, лингвофи-лософский, прагматический, психолингвистический и другие), представленные в литературе, свидетельствуют как об универсальной природе метафоры, связанной с особенностями человеческого мышления, так и о наличии нерешенных проблем в изучении процесса метафоризации и его продукта - готовой метафоры, что привело даже к возникновению идеи формирования специальной междисциплинарной науки - метафорологии, объектом которой явится метафора в совокупности всех своих свойств и признаков (ОА.Староселец 1997).

Тенденция к интеграции различных областей знаний, прослеживающаяся в современной науке в целом, рост научного знания, ведущий к специализации не по наукам, а по проблемам (В.П.Симонов 1997, с.5), должны также коснуться подхода к изучению метафоры.

Заявленная Э.Беивенистом в 60-е годы субъективность языка постепенно поставила во главу угла в лингвистике антропоцентрический подход к явлениям языка, который закономерно привел к возникновению новых областей исследования: на первый план вышла языковая личность (Ю.Н.Караулов), поиск ее доминант, ключей, позволяющих приблизиться к ее пониманию (М.В.Ляпон 1995), для чего понадобилось привлечение комплекса антропологических знаний.

Поэтому и в изучении такого языкового явления, как метафора, нами осуществлен междисциплинарный подход, который является наиболее продуктивным на современном уровне развития лингвистики, характеризующемся плюрализмом, множественностью систем описания, относящихся к одному объекту (Ю.С.Степанов1998, В.И.Шаховский 1998). В отличие от традиционного описательного анализа метафоры, рассматривающего ее как готовый продукт речевой деятельности, нами используется функциональный подход, то есть метафора рассматривается в системе "автор - художественный текст - читатель (реципиент)", что предполагает разграничение планов производства и восприятия метафор. Оно стимулирует системное описание метафор, исходящее из иерархичности смыслов, представленных в ней художником, и степени понимания их реципиентом, зависящей от определенных факторов. Базой для такого описания служит синтез комплексного, коммуникативно-структурного анализа и обобщения данных инструментального и психолингвистического экспериментов.

Целью нашего исследования явилось изучение специфики создания и употребления индивидуально-авторских метафор как продукта творчества в поэзии и прозе в рамках одного идиостиля (БЛ.Пастернака) с учетом его изменения в результате эволюции творческих установок и мировоззрения автора. Для этого необходимо было выявить, как функционирует индивидуально-авторская метафора в рамках целого художественного текста (поэтического и прозаического); при этом метафора должна рассматриваться как вербальный репрезентант авторских смыслов.

Поставленная цель предполагает решение ряда теоретических и экспериментальных задач:

определить особенности художественной речи как среды функционирования индивидуально-авторской метафоры;

И выделить тенденции изучения метафоризации в современной науке, избрать адекватный теоретический подход к изучению этого феномена; В наметить составляющие языковой личности автора, оказавшие влияние на творчество в целом и на производство метафор в частности; В изучить особенности создания индивидуально-авторской метафоры в рамках конкретного идиостиля (БЛ.Пастернака);

В выявить комплекс средств, с помощью которых репрезентируются авторские смыслы в этом виде тропа;

В на основе проведенных экспериментов определить закономерности понимания индивидуально-авторских метафор в художественном тексте и изолированно, вне его.

Объектом исследования_являются метафорические словосочетания, состоящие, как минимум, из двух компонентов ("бинармы"),один из которых употреблен в прямом, а другой в переносном значении. Рассматривались метафоры из поэтических и прозаических контекстов. Общий объем выборки соста-

вил около 1000 метафорических словосочетаний; с применением экспериментальных методов исследовано четыре стихотворных текста и три прозаических фрагмента. Кроме того, объектом анализа послужили 230 анкет, полученных от испытуемых в результате проведения психолингвистических экспериментов. Материалом для анализа послужили произведения Б.Л.Пастернака: лирика раннего и позднего периодов творчества и роман "Доктор Живаго".

Спецификой целей и задач, поставленных в работе, обусловлены следующие методы и приемы исследования:

  1. Коммуникативно-структурный анализ (выявление средств репрезентации авторского смысла индивидуально - авторской метафорой).

  2. Концептуальный анализ (выделение основных авторских смыслов, репрезентированных ключевой метафорой).

  3. Экспериментальные методы:

а) аудитивішй анализ (интерпретация звуковой структуры художественно
го текста с целью выявления фонетически выделенных слов);

б) акустический эксперимент (по выявлению просодических характеристик
выделенных метафор);

в) психолингвистический эксперимент (ассоциативный эксперимент, экс-
перимеїгт по определению набора ключевых слов - ІІКС).

4. Элементы статистического анализа (при обработке данных, полученных в
процессе экспериментальной работы).

Акустический эксперимент проведен в Лаборатории фонетики и речевой коммуникации филологического факультета Московского государственного университета (руководитель - профессор Златоустова Л.В.).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Традиционный подход к метафоре, рассматривающий ее изолированно, вне контекста целого произведения, как семантический сдвиг в результате нестандартного словоупотребления, утратил свою актуальность, поскольку не позволяет увидеть стоящие за ней авторские смыслы.

  2. Индивидуально-авторская метафора в художественном произведении может обладать особой смысловой нагрузкой, поднимаясь до уровня концепта творческого сознания данного автора.

  3. Особый смысл, репрезентируемый метафорой, может быть выявлен только в рамках расширенного контекста (вплоть до контекста всего творчества), обеспечивающего воздействие разнообразных средств, направленных на реализацию смысла метафоры.

  4. Значимость метафоры должна маркироваться определенным образом, что определяется в ходе экспериментальных исследований, проводимых с позиций разграничения аспектов производства и понимания текста.

Научная новизна заключается в комплексном подходе к изучению феномена метафоры; экспериментальном исследовании понимания индивидуаль-

но-авторской метафоры; в выявлении особой функции ключевой авторской метафоры в художественном тексте; в проведенном впервые акустическом и аудитивном анализе функционирования авторской метафоры в звучащей речи.

Практическая значимость исследования заключается в оригинальной методике проведения эксперимента, которая может быть реализована при создании словарей нового типа, рассматривающих тропы определенного автора на концептуальном уровне, что позволяет характеризовать не только его идио-стиль, но и концептуальную систему. Кроме того, работа раздвигает рамки анализа художественного текста и его компонентов, позволяет показать реализацию смысловой нагрузки элемента текста. Результаты исследования могут быть применены в учебном курсе "Филологический анализ художественного текста"; при разработке методических рекомендаций для студентов; в спецкурсах по семантике; в преподавании русского языка как неродного.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры современного русского языка Башкирского государственного университета (февраль 1998 года). Основные результаты исследования докладывались на Всероссийской научной лингвистической конференции "Слово в системных отношениях на разных уровнях языка" (Екатеринбург, 1995 год); на научно -практической республиканской конференции "Культурное наследие славянских народов Башкортостана" (УфаД996); на аспирантском семинаре филологического факультета БашГУ и отражены в пяти публикациях.

Структура диссертации. Работа включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложение, в состав которого входят: поэтические и прозаические фрагменты из произведений Б.Пастернака, послужившие материалом для анализа; графические изображения спектральных срезов, полученные в ходе инструментального исследования; образцы анкет, использованных при проведении психолингвистического эксперимента