Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Наименование лица и коллектива в музыкальном искусстве Сергеева, Елена Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сергеева, Елена Ивановна. Наименование лица и коллектива в музыкальном искусстве : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Москва, 1993.- 15 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена теч, что в работе рассматривается малоизученная область русистики: способы номинации в письменной и устной сферах профессионального СИСНАЯ, а тчте сс-у>чт;:чос.ио пргіо<ірч?спсі."'::я на базе музччадънсл' терминологии в литературном языке.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней дана подробная характеристика и анализ процесса формирования словаря письменного и устного общения профессионалов в рамках тематической группы лица и коллективного исполнителя в музыкальном искусстве; прослежены его закономерности; исследованы семантические и стилевые особенности изучаемых слов и словосочетаний; установлена степень активности того ад и иного спосооа номшации в зависимости от области тункциешфойания; проанализированы лексико-се;.-лнтическиа преобразования слов специального музикального словаря в литературном языке.

Анализ слов данной тематическое группы позволяет выявить модели их образования, произвести клаесификацио однословных и составных наименований в соответствии с этими моделями, составить словник данной группы номинаций.

Нетрадиционным в данной работа является широкий подход к анализу слов. Термины и.терминологические наименования изучается не изолированно, а как основная, наиболее информативная часть общекультурного словаря, находящаяся в отношениях взаимовлияния и взаимопроникновения с другими лексическими пластами русского языка. Такой анализ терминологии выдвигает ряд актуальных вопросов, решение ко- торых дает достаточно полную характеристику слов этой тематической группы.

Объект п материал исследования,. Под наименованиями лица и коллектива понимаются существительные, прилагательные и словосочетания на их основе, носящие регулярный характер. Объектом изучения являются музыкальные термины и номенклатура, профессионализмы в их естественных условиях, в письменной и устной речи музыкантов, а также

- 4 -лексико-семантические дериваты на базе музыкальной терминологии в литературном языке.

Поскольку категория лица и коллектива охватывает чрезвычайно большой пласт лексики, связанной с музыкальным творчеством, полное ее исследование в рамках одной работы не представляется возможным. Мы били вынуждены ограничиться рассмотрением наиболее поздней по происхождению части музыкального словаря - лексики, возникшей приблизительно в конце Х1Х - начале XX веков. Ото позволило, в конечном счете, говорить как о наиболее общих процессах номинации, характерных для музыкального словаря, так и о специфических чертах номинации на протяжении последнего столетия.

Раоота построена на материале, всех существующих толковых ело-варей русского литературного языка, словаря-справочника "Новые слова и значения", выпусков "Новое в русской лексике" с целью исследования данной лэксики в сфере лексикографической фиксации. При изучении терминологии ряд исследователей считает бесспорным утверждение о независимости термина от контекста . Признавая это положение в целом спрапедливым для научной терминологии, ш тем не менее предполагаем, что степень ограниченности существования разных термина-систем различна. Терминология музыка-льного искусства неоднородна по степени специфической терминологичности - удаленности или близости ее по отношению к литературному языку, а терминология^ рамках изучаемой тематической группы имеет еще меньшую степень терминологичности. Например, значительная часть наименования лица в специальных музыкальных словарях и энциклопедии не представлена. Репрезентируются мотивирующие основы данных терминов и терминологических наименований: названия музыкальных направлений, инструментов, от которых с помощью специализированных словообразовательных сведете образуются наименования лица. Кроме того, изучая терминологию в сферо функционирования /автор располагает картотекой, составленной на основе произведений русской и советской литературы, публицистики, радио-и телепередач, материалов анкетирования/, мы пришли к выводу, что значение некоторых терминов музыкального искусства несвободно от коннотатинных компонентов, зависящих от экстралингвистическах при-

Лотте Д.Н. Образование системы научно-технической терминологии. /Основы построения научно-технических терминов/. М., 1У61, с.74: "Яго /термина/ значение /так ке как и форма, и синтаксическая кон-струк'>'..ч/ не мохет зависеть от того предложения, в котором он упо-трпол" '. а должно определяться лишь всей системой понятий и соот-вйтст '.чно терминологией данной дисциплины, области знания и т.п."

- 5 - _. чин - моды или идеологии. По-видимому, это общее свойство термино-снстем, сложившихся в""гуманитарных "областях знаний в нашей стране."

Наряду со словами, зафиксированными в специальных словарях и энциклопедиях, с общеупотребительными терминами и профессионализмами, в некоторых случаях мы рассматриваем также и окказиональные словоупотребления. Окказионализмы привлекались нами для подтверждения закономерностей и характера вторичной номинации /метафорический перенос наименовании/ на базе музыкальной терминологии.

Актуальным и важным представляется изучение номинативных возможностей терминологической лексики в система современного литературного языка. .Многие термины со значением лица и коллектива обладают большой активностью 'в процессе создания новых смыслов, что проявляется в пополнении лексикона литературного языка /"дуэт фигуристов", "газетный хор"/ лексико-семантическими дериватами на базе ме-тафоризации. Как узуальные, так и окказиональные новообразования являются ярким примером динамики в сфере лексической семантики слов данной тематической группы. Широкое теоретическое и практическое значение этих вопросов обусловили выбор в качестве объекта исследования метафорический перенос как способ пополнения словарного состава современного литературного языка.

Цели и задачи исследования - всестороннее изучение способов номинации в разных сферах функционирования музыкального словаря, анализ освоения терминов и терминологических наименований литературным языком как результата включенности специальной лексики в общекультурный словарь. Из возможных способов изучения данной группы лексических единиц выбран анализ ее. главным образом, в синхронном срезе /XX век/. Цель исследования определила последовательное решение следующих задач на синхронно-дйахронном уровне:

  1. Выявить все существительные, словосочетания со значением лица и коллектива;

  2. Упорядочить и классифицировать данную лексику в зависимости от сферы функционирования, способов номинации.

  3. Охарактеризовать выделенные модели по степени активности в той или иной сфере музыкального словаря.

  4. Проследить динамику, степень освоения музыкальных терминов литературным языком, причины появления новых слов метафорической мотивации на базе терминов и терминологических наименовании.

Цели и задачи исследования обусловили выбор методов лингвистического описания, текстового наблюдения над языковыми явлениями. Частично используются метод компонентного анализа /при анализе имен

собственных, а также лексико-семантических дериватов в литературном языке, мотивированных музыкальной терминологией/, сопоставительный и исторический методы, позволяющий проследить связь между фактами различных периодов.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования данные вносят определенный вклад в дальнейшее развитие современного учения о языковой номинации, семантике русского языка, его социальной и Функциональной дифференциации. В работе доказано, что системность языка, объективно заложенная и про-яшшющаяся в большей или меньшей степени в различных языковых системах, подсистемах и функциональных стилях, обусловила обше закономерности номинативных процессов, выбора конкретных языковых средств для выражения значения лица и коллектива в терминологии и в словаре устного профессионального общения.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что многоаспектное описание музыкального словаря, лексикографическое исследование и фиксация его позднейшей по происхождению части имеет практическое значение для лексикологии и словообразования современного русского языка, терминологии и общей лексикографии.

Результаты исследования могут быть также использованы в практике вузовского преподавания лексикологии, словообразования и стилистики в курсе "Современный русский язык", в проведении спецкурсов и спецсеминаров. Материалы работы могут способствовать лучшему пониманию номинативных возможностей русского языка студентами-иностранцами.

Апробация работы производилась на кафедре современного русского языка и кафедре русского языка для иностранных учащихся МПГУ им.В.И. Ленина, на конференции по итогам научно-исследовательской работы, посвященной 120-летию основания университета. Взгляды автора были изложены в 3 публикациях, посвященных исследованию способов номинации при формировании музыкального словаря XX века.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав и 'Заключения. В конце работы дается список литературы и лексикографическое приложение - термины, терминологические наименования и профессионализмы со значением лица и коллективного исполнителя в музыкальном искусстве, а также словарь лексико-семантических дериватов метафорической мотивации в литературном языке.