Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Образ автора" в творчестве К.Г. Паустовского (лингво-стилистический аспект) Кручевская, Галина Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кручевская, Галина Владимировна. "Образ автора" в творчестве К.Г. Паустовского (лингво-стилистический аспект) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Томск, 1990.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования стилистической категории «образ автора» обусловлена прежде всего поисками методики комплексного анализа литературного произведения. Рассмотрение «образа автора» в качестве центра, организующего проявление и направленность в произведении связей, интегрирующих его в художественное целое, позволяет решить главную задачу такого анализа — вскрыть динамическое взаимодействие в произведении содержания и формьи

Исследование этой категории на материале нескольких произведений писателя дает возможность выявить ядро интегрирующих связей, обеспечивающих своеобразие, «узнаваемость» индивидуального стиля художника в любом его произведении. Это тем более важно, что позволяет рассмотреть индивидуальный стиль как единое явление, в то время как накопленный в стилистике обширный материал нередко представляет стиль писателя как простую совокупность разнообразных выразительных средств и приемов без установления их взаимозависимости.

Разработка теории «образа автора» важна для развития стилистики текста, интерес к которому, как к сложному, многоаспектному объекту значительно вырос в последние годы. Рассмотрение форм воплощения н функций основной смысло-образующей категории в текстах разной стилистической отнесенности, жанра, прагматической установки позволит выявить специфику текстов различных типов, особенности их структур.

Так, недостаточно разработана проблема воплощения «образа автора» в гязетно-журпалып.тх текстах, хотя ее исследование имеет и большое практическое, значение. Просчетами в построении «образа автора», игнорированием закономерностей его функционирования в структуре текста нередко могут быть объяснены творческие неудачи при создании публицистических материалов. Углубленного анализа, разработки практических рекомендаций требует проблема функционирования «образа автора» в ораторском тексте и т. д.

Основы изучения «образа автора» как фундаментальной смыслообразующей категории заложены в трудах В. В. Виноградова. «Образ автора» выступает как субъект повествова-

ния, который является «формой сложных и противоречивых соотношений между авторской интенцией, между фантазиру-емой личностью писателя и ликами персонажей» и реализуется в индивидуальной словесно-речевой структуре, пронизывающей строй художественного произведения, определяет взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов1.

В. В. Виноградовым был отмечен целый ряд своеобразных «нервных узлов» литературного произведения, где «образ автора» выполняет наиболее важные свои функции, выделены проблемы, связанные с изучением этой категории. Дальнейшие исследования авторского начала в произведении опираются па его концепцию или полемизируют с ней. Причем в изучении этой категории можно выделить два основных направления, обусловленные пониманием стиля как выражения идейно-художественной направленности произведения или как индивидуальной системы речевых приемов.

С первым направлением связано исследование личности писателя, отраженной в произведении на уровнях воплощения определенной авторской идеи и своеобразия построения системы образов, сюжета, композиции (работы Б. О. Кормана,

B. В. Катаева и др.). Отсюда — стремление увидеть в «обра
зе автора» «образ конкретный, воспринимаемый нами как че
ловеческий характер с его мыслями, чувствами, симпатиями
и антипатиями в рамках действительности, на которую на
правлена творческая активность писателя»2.

В лингво-стилистическпх работах исследователи анализируют положение о многоаспектности этой категории и стремятся вскрыть ее проявление в речевой ткани произведения '(М П. Брандес, В. В. Одинцов, В. В. Краснянский, Е. А. Гончарова и др.). Наиболее активно изучаются композиционные функции «образа автора» (работы Е. И. Папавы, Г. Д. Ахме-товой, А. Т. Гулака). Категорию «образ автора» вводят при рассмотрении отдельных компонентов произведения (Е. Б. Сазонова, М. Л. Новикова), так как это позволяет «полнее выявить эстетическую значимость компонента, вытекающую из его связи с целым»3. «Образ автора» привлекают при ана-

1 Виноградов В. В. О языке художественной прозы. — М., 1980. —

2 Катаев В. В. К постановке проблемы образа автора//Филол. науки,
Научные доклады высшей школы. — М., 1966, № 1. — С. 31.

3 Новикова М. Л. Структура и семантика метафоры как конструктив
ного компонента художественного тенета: Автореф. дис... канд. фи-
лол. наук., М., 1983. — С. 4.

шзе различных видов текста: литературно-критического (Н. В. Бойко), публицистического (В. П. Вомперский, Е. П. Почкай).

Однако, хотя «образ автора» находится п сфере интересов рилологов, рассмотрение этой категории в их работах нередко ограничено целями конкретного исследования, а термину «об-эаз автора», положениям В. В. Виноградова о функциях и рормах этой категории дается своеобразная трактовка.

В данной работе вслед за В. В. Виноградовым «образ авто-)а» рассматривается как основной смыслообразующий принцип произведения, обусловленный личностью писателя и опре-іеляющий взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов судожественно-речевого целого. Причем в «образе автора» яражена не только «творческая часть» личности писателя, но з снятом виде содержится информация обо всех компонентах структуры произведения, его 'концентрированная сущность, лаждый компонент соотнесен с этой сущностью и получает :вою эстетическую значимость, дополнительное приращение :мысла.

Таким образом, основная смыслообразугощая категорпя трнобретает субъективно-объективный характер: с одной сто-юны, мы рассматриваем воплощение в произведении личной івторской интенции, с другой стороны, учитываем, что протесе этот протекает по объективным художественным зако-іам. Вследствие этого структура «образа автора» должна 5ыть воссоздана прежде всего из самого произведения.

Научная новизна исследования заключается в том, что в троцессе системно-структурного анализа произведение рас-ілепяется иа уровни художественно-речевой структуры и «об-эаз автора» рассматривается не на каком-либо из них, а на <аждом уровне структуры. Это позволяет исследовать формы троявления «образа автора» в словесно-художественном це-том, конкретизировать его многообразные функции, а также /становить взаимообусловлнвающие связи различных разноуровневых компонентов, определяемые «образом автора», іроелєднть «механизм» создания единства, целостности художественного текста.

Материалом для анализа послужили повести К. Г. Паустовского. Творчеству этого признанного мастера художественной прозы посвящено немало литературоведческих работ: :реди них монографин Л. А. Левицкого, Л. С. Ачкасовой, П. П. Кременцова, С. Ф. Щелоковой, Г. П. Трефиловой и др., тиссертации В. М. Яценко, 3. А. Крыловой, 3. С. Киреевой,

статьи А. Роскипа, Т. Хмельницкой, Б. О. Кормана, Е. Е. Дюжего, Г. Ф. Бирюкова и др. Явления его речевого стиля рассматривались в диссертациях Н. П. Раздоровой, Т. С. Джей-ранншвпли, Г. Д. Ахметовой, в статьях А. И. Горшкова, В. П. Ковалева, К. Г. Попова, В. Н. Шороховой и др. Однако повести «Колхида», «Мещорская сторона», «Повесть о лесах» не являлись объектом комплексного стилистического исследования (хотя отдельным явлениям стиля внимание уделялось), Использование предложенной в работе методики комплексного анализа в аспекте «образа автора» позволило получить интересный материал об индивидуальном стиле писателя, о стиле повести в его творчестве, раскрыть взаимодействие формы и содержания в данных произведениях.

Теоретическая ценность, В исследовании рассматривается методика комплексного анализа произведения в аспекте «образа автора», позволяющая вскрыть взаимодействие формы \ содержания художественного произведения, а также многообразные формы и функции «образа автора», чем пополняются научные данные о свойствах этой категории.

Методы. Предложенная в работе методика комплексного анализа произведения предусматривает на различных этапах использование следующих методов работы над материалом элементов системно-структурного подхода при расчленение художественно-речевого целого на структурные уровни; при-мепение описательного метода при рассмотрении явлений одного уровня, сравнигельно-сопоставйтельного при анализе компонентов различных уровней для выявления межуровне вых связей, а также при сопоставлении нескольких произведений по уровням художественно-речевой структуры.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов-филологов, при составлении методических пособий по проблемам анализа художественного произведения. Элементь предложенной методики могут применяться при рассмотрели! текстов различной стилистической отнесенности, а также г школьном изучении художественного произведения.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в докладах на межвузовских региональных кон ференциях «Проблемы развития регионов Сибири и Дальнегс Востока» (Томск, 1987), «Проблемы метода и жанра в рус ской и советской литературе» '(Томск, 1988), на методически? семинарах для работников печати (Томск, 1989), в статьях у учебном пособии по спецкурсу. 6

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность работы, изложена история исироса, определены цели и задачи исследования.