Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пространство и время в поэтическом языке О. Мандельштама Панова, Лада Геннадьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Панова, Лада Геннадьевна. Пространство и время в поэтическом языке О. Мандельштама : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Москва, 1998.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Настоящая диссертация -это первый опыт описания пространства и времени в отдельно взятом идиолекте (поэтическом языке), в рамках поэтической картины мира. На нынешнем этапе лингвистической поэтики и сама тема, и подход к ней представляются актуальными и перспективными, потому что для лингвопоэтических работ такого рода уже подготовлена почва. Как известно, современная лингвистика располагает описаниями пространства и времени как самостоятельных семантических областей и/или как фрагментов языковой (наивной) картины мира. При этом несомненной ценностью обладают не только результаты подобных описаний (которые могут служить необходимым фоном для лингвопоэтических работ), но и применяемые в них методы и приемы. Говоря о методах и приемах, мы имеем в виду, в первую очередь, лингвистический аппарат, выработанный в семантике (здесь и далее речь идет -о семантике как о научном направлении внутри лингвистики и - несколько уже ' - о двух школах внутри семантики: Польской (А. Вежбицкая) и Московской (Ю. Д. Апресян и др.)).

Настоящая диссертация может считаться и первым подступом к созданию поэтической картины мира Мандельштама. И в этой связи нельзя не отметить, что в мандельш-тамоведении необходимость в реконструкции общей картины мира поэта давно назрела. Однако ее осуществление стало возможным только теперь, когда выполнена большая часть работы по текстологии и комментированию поэзии . Мандельштама.

Объект исследования. Диссертация посвящена трем семантическим областям в поэтическом языке Мандельштама. Это Мироздание (мир в пространстве и во времени), Пространство и Время. В диссертации они рассматриваются не изолированно, но в своей внутренней взаимосвязи, как исходные части (фрагменты) поэтической картины мира Мандельштама, - в том виде, как они выражены в поэтическом языке Мандельштама, на лексическом и грамматическом уровне.

Мир, пространство и время рассматриваются с самых разных позиций: (1) как категории поэтического мира, т.е. с точки зрения их содержательного наполнения; (2) как типы и модели; (3) пространство и время - еще и как средства оформления мира (который, в данном случае, сут жается до вещей (в широком понимании) и событий).

Основная цель исследования. В задачи диссертации входит моделирование мироздания, пространства и времени как трех фрагментов поэтической картины мира Мандельштама при помощи языкового материала. Нужно заметить, что под картиной мира понимается не простой набор категорий (т.е. частей мира), а иерархически устроенное целое. Поэтому одна из задач - определить, насколько необходимы Мандельштаму пространство и время для мышления о мире и для изображения мира.

Материал и источники исследования. В диссертации собраны и систематизированы лексические и грамматические средства выражения пространственных и временных смыслов. Это слова с пространственной и временной семантикой, предложно-падежные и падежные комплексы (по работе Г. А. Золотова. Синтаксический словарь. М., Наука, 1988) (для "Пространства" и "Времени"), синтаксические времена (внешнее время) (по работе А. Вежбицкой "Tenses: The Semantics of Grammar Categories" в Wierzbicka A. Lingua mentalis. Sydney, N. Y., 1980, с 186-217) и ac-пектуальное время глагола (внутреннее время) (это глагольная классификация Зено Вендлера, выделяющая глаголы исполнения, достижения, деятельности и состояния, к которым в настоящее время были добавлены процессы, отношения и др. Подробнее см. предисловие "Лингвистическая терминология Словаря" Ю.Д. Апресяна к Новому объяснительному словарю синонимов русского языка. М., 1997, Вып. 1.).

Для слов подсчеты давались в процентном отношении от общего количества стихотворных строк (6 608). Также для сравнения привлекалась поэтическая лексика Пушкина (13 809 строк), Тютчева (по конкордансу Bilokur-1975)

(6 675), Блока (13 152), Гумилева (6 902) и Ахматовой (6 790), для 30 наиболее употребительных и выделенных (ключевых) слов поэзии Х1Х-нач. XX вв.

Научная новизна исследования. Описание пространства и времени в отдельно взятом идиолекте осуществляется впервые. Поэтому оно имеет характер научного эксперимента. Кроме того, в настоящей диссертации впервые применяются многие методы семантики для анализа поэтического языка. В сочетании со статистическими подсчетами эти методы позволяют достичь большей точности и корректности как при описании представлений Мандельштама о мире, пространстве и времени, так и при моделировании соответствующих фрагментов картины мира поэта.

Теоретическая значимость исследования. В соответствии с поставленными задачами была разработана комплексная программа для описания семантических областей внутри поэтической картины мира Мандельштама. Таким образом, в диссертации закладываются основы для реконструкции поэтической картины мира поэта и намечаются перспективы для моделирования других семантических областей поэзии Мандельштама. С некоторыми изменениями и доработками эта программа может быть использована и для описания картины мира (и отдельных ее фрагментов) любого другого поэта. И тогда, сопоставив одноименные фрагменты картины мира разных поэтов, можно приблизиться к пониманию того, как устроена поэзия и поэтические тексты, к осознанию отличий языка поэзии от нормированного литературного языка.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в общих курсах по языку художественной литературы, стилистике и культурологии, а также в спецкурсах по поэтике О. Мандельштама.

Методы и приемы исследования. Поставленные задачи по созданию поэтической картины мира потребовали разработки комплексной программы, позволяющей постепенно переходить от поэтических текстов к поэтическому языку, а уже от него - к поэтической картине мира. Итак, на первом (подготовительном) этапе из текстов вычле-

няются те языковые (лексические и грамматические) средства, которые подводятся под нужную нам категорию, затем подсчитывается их частотность. Так мы получаем составляющие поэтического языка.

На втором этапе более значимые языковые единицы следует отделить от менее значимых. Имеется в виду следующее: одни языковые единицы самым непосредственным образом свидетельствуют о представлениях поэта, тогда как другие являются вспомогательными для оформления мира (пространственного и временного - в нашем случае). Так, в поэзии Мандельштама выразителями его представлений являются, в первую очередь, ключевые слова. Это те слова, которые, во-первых, семантически выделены в большинстве своих контекстов, а во-вторых, имеют высокую частотность. И, главное, те, которым сам Мандельштам дает поэтические определения (чаще всего метафорические). За ключевым словом, очевидно, стоит новое понятие (или концепт). Поэтому в диссертации такие слова толкуются на метаязыке, приближенном к языку примитивов, после чего разбираются все (или большинство) случаев их употребления. При этом "наивное" (языковое) значение слова и традиционно-поэтические способы его употребления (если они существуют) служат фоном, на котором заметны происходящие в идиолекте изменения.

Следующие по значимости языковые элементы могут быть описаны или как типы (пространства), или как модели (мироздания и времени). Они даются уже на фоне исторических, философских и языковых типов и моделей. При описании этих типов и моделей у поэта учитывается диахронический аспект: менялись или не менялись представления поэта (и, соответственно, типы и модели). В случае, если представления, действительно, менялись, в качестве подтверждения могут быть использованы прозаические высказывания.

Последний, пункт программы - анализ пространства и времени как средств оформления мира (вещей и событий). Здесь мы попытаемся дать ответы на такие вопросы: на-

сколько важны для Мандельштама пространство и время в художественной передаче мира? какие пространственные и временные категории участвуют в этом?

Апробация работы. По материалам исследования были прочитаны два доклада: первый, "Поэтический мир Осипа Мандельштама: вещи в пространстве и во времени", на конференции "Категоризация мира: пространство и время", 1997 г., Москва, МГУ; второй, "Пространство в поэтическом мире О. Мандельштама", на конференции "Языки пространств", 1997 г., Москва-Дубна, Институт языкознания РАН.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и трех приложений. Во Введении излагается общая программа исследования. Далее следуют глава I - "Мироздание", II - "Пространство" и III - "Время"; в приложении 1 содержится дополнение к основной части, "Поэтический мир Мандельштама: вещи в пространстве и во времени". В приложении 2 содержится лексический материал к разделу "Пространственное оформление мира" главы II; в приложении 3.1 -таблица, к разделу "Грамматика времени"; в приложении 3.2 - лексический материал к разделу "Временной словарь"; в приложении 3.3 - таблица к разделу "Время в космологии Мандельштама".