Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского Фёдоров Максим Львович

Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского
<
Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фёдоров Максим Львович. Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Фёдоров Максим Львович; [Место защиты: Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН]. - Москва, 2008. - 211 с. РГБ ОД, 61:08-10/67

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Изучение местоимений и категория лица в поэзии 9

1.1 Личные местоимения в русском языке 9

1.2 Функции и значения личных местоимений в поэтической речи 15

1.3. Диалог в поэзии 29

1.4. Ин.Анненский в лингвистических исследованиях 33

1.5. Ин.Анненский как исследователь поэзии 38

Выводы к главе 1 40

Глава II. Семантика и функционирование личных местоимений в лирике Ин.Анненского 43

2.1 Семантика и функции местоимения «я» 43

2.2 Семантика и функции местоимения «мы» 54

2.3 Семантика и функции местоимений «ты» и «вы» 59

2.4 Обращения в лирике Анненского 62

2.5 Стихотворения, коммуникативная структура которых включает «я» и «ты» 79

2.6 Стихотворения, где отсутствуют эксплицитно выраженные «я» и «ты» 84

2.7 Непрямые (метонимические) способы выражения лирического «я» 96

Выводы к главе II 114

Глава III. Композиция лирических произведений Ин.Анненского 118

3.1 История изучения поэтической композиции ... 118

3.2 Особенности синтагматики местоимения «я» в композиции текста 125

3.2.1. «Я» в разных значениях 125

3.2.2. «Я» с разными предикатами... 130

3.2.3. «Я» в сочетании с автокоммуникативными вопросами 141

3.2.4. «Я» в сочетании с автоимперативами... 144

3.3. Структура текстов, включающих местоимение «мы» 152

3.4. Особенности композиции стихотворений, коммуникативная структура которых включает «я» и «ты» 164

3.5. Особенности композиции стихотворений с местоимением 3-го лица. Явление антиципации... 168

3.6. Проблема композиции стихотворений с прямой речью 176

Выводы кГлаве III 188

Заключение 190

Библиография 196

Введение к работе

Актуальность исследования вытекает из необходимости выяснения грамматических аспектов идиостиля поэта.

Научная новизна исследования состоит в разработке принципов анализа функционирования личных местоимений в связи с композицией стихотворений Ин. Анненского.

Теоретическая значимость результатов диссертации заключается в том, что работа дает опыт описания идиостиля поэта с точки зрения местоименной структуры как аспекта коммуникативной организации лирических текстов. Она может стать основой сопоставительно-типологического описания идиостиля Анненского и других поэтов.

Практическое значение исследования состоит в возможности использования его результатов в вузовских и школьных курсах по «Истории русской литературы конца XIX- начала XX вв.», а также спецкурсах, посвященных поэтическому языку Ин.Анненского. Материалы диссертации могут быть полезны при составлении словарей различных поэтов.

Методологической основой работы стало исследование Г.О.Винокура «Я и Ты в лирике Баратынского», а также работы Ю.И.Левина и И.И.Ковтуновой.

В основание диссертации положена теория поэтического языка,
разработанная в исследованиях В.В.Виноградова, Ю.М.Лотмана,
М.Л.Гаспарова, Я.И.Гина, С.Т.Золяна, Е.Г.Эткинда, И.А.Ионовой,
М.В.Панова, В.П.Григорьева, Н.А.Кожевниковой, О.Г.Ревзиной,
Е.В.Красильниковой, Н.А.Николиной, Е.А.Некрасовой,

В.Н.Виноградовой, А.Г.Грек, Л.В.Зубовой, М.В.Тростникова, А.В.Беловой, О.И.Северской.

В диссертации были использованы следующие методы лингвистического исследования:

структурно-семантический анализ личных местоимений;

метод описания, обобщения и классификации данных.

Структура диссертации определяется ее целью и основными задачами. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии, включающей 216 источников.

Апробация результатов диссертации. Диссертация обсуждалась в отделе стилистики и языка художественной литературы ИРЯ им. В.В.Виноградова РАН. Отдельные положения и выводы исследования прошли апробацию на международных научно-литературных чтениях «Художественный мир Иннокентия Анненского» (Литературный институт им. A.M. Горького. Москва, 2005), на XII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2005), на международной научной конференции «Русская литература перелома XIX и XX века» (Гданьск, 2006), на VIII Международной научной конференции молодых филологов (Таллин, 2006).

Личные местоимения в русском языке

В грамматической традиции, восходящей еще к античности, местоимения принято было называть особой частью речи.

От греко-римских грамматик тянется и понимание функции местоимений как заменителей или заместителей имени, связанное с этимологией самого термина «местоимение». В русской грамматике еще первой половины XIX века это положение подверглось существенной критике (Г.Павский, И.Давыдов, К.Аксаков и др. - см. об этом Виноградов 1947, с.319-321). Уже тогда ученые говорили о том, что местоимения не заменяют имен, а служат только указанием на них.

В грамматике отмечается неоднородность этого класса слов, местоимения распределяют по различным частям речи, исходя из их синтаксической функции. В соответствии с главными синтаксическими функциями местоимения , подразделяются на местоимения-существительные (я, мы, ты кто?, что?, кто-то, что-то, все и др.), местоимения-прилагательные {какой?, такой, который?, мой, твой), местоимения-числительные (несколько, сколько-либо), местоимения-наречия {тогда, кое-где, там, везде) и местоимения-глаголы: так называемые дейктические глаголы -(напр., формы Что делать? (см. Зарецкий 1940, Панов 1966), формы станет/стало в предложениях типа Так и стало /станет, (см. Шведова 1995,1998, Белоусова 1995)).

Так как система местоимений «параллельна системе назывных частей речи» (Маслов 1981, с. 166), то она как бы «дублирует» специфическую систему частей речи данного языка.

В Русской грамматике (1980) в понимании личных местоимений авторы следуют за В.В.Виноградовым, который выделял особый класс предметно-личных местоимений. На их обособление, по мысли ученого, «указывают прежде всего своеобразия выражения и отражения грамматического рода в их строе. Местоимения личные я и ты, не имея родовых форм, могут иметь значения любого рода. Однако это значение обусловлено двойственной «предметной отнесенностью» этих местоимений. Они могут непосредственно обозначать лицо (говорящего субъекта или собеседника), и тогда их род определяется полом лица» (Виноградов 1947, с.326). «Те же местоимения могут относиться к лицам не непосредственно, а через посредство их названий, их имен, и тогда род их определяется родом того существительного, на которое они указывают, от лица которого они выступают» (Там же, с.327). К предметно-личным относил В.В.Виноградов местоимения третьего лица он, она, оно.

В «Русской грамматике (1980) система личных местоимений русского языка относится к местоимениям-существительным. «....Это часть речи, указывающая на предмет и выражающая значение указания в морфологических категориях падежа (последовательно), числа и рода (непоследовательно). Местоимения-существительные объединяют небольшую и непополняющуюся группу слов, указывающих на предмет в грамматическом смысле этого слова, т. е. и на лицо и на не-лицо или только на лицо. В зависимости от того, какую семантическую функцию выполняют местоимения-существительные, они делятся на следующие группы: 1) личные местоимения, указывающие или только на лицо (на кого-н.): я, ты, мы, вы, или и на лицо, и на не-лицо (на кого-что-н.): он (она, оно, они)» (Грамматика 1980, с.531).

Семантика и функции местоимения «я»

«Я», по словам С.Булгакова, «есть та точка, из которой говорящий смотрит и выражает в слове весь мир» (Булгаков 1997, с.65) «Я» пронизывает поэтическую систему Ин.Анненского.

Лирический субъект у Анненского обозначается местоимением «я». Отношение к субъекту речи выражается притяжательными местоимениями-прилагательными «мой», «моя», «мое», «мои»:

Я люблю замирание эха

После бешеной тройки в лесу,

За сверканьем задорного смеха

Я истомы люблю полосу.

Зимним утром люблю надо мною Я лиловый разлив полутьмы И, где солнце горело весною, Только розовый отблеск зимы.

Я люблю на бледнеющей шири В переливах растаявший цвет... Я люблю всё, чему в этом мире Ни созвучья, ни отзвука нет («Я люблю»);

Я ночи знал. Мечта и труд Их наполняли трепетаньем,— Туда, к надлунным очертаньям, Бывало, мысль они зовут.

Томя и нежа ожиданьем, Они, бывало, промелькнут, Как цепи розовых минут Между запиской и свиданьем.

Но мая белого ночей

Давно страницы пожелтели...

Теперь я слышу у постели

Веретено,— и, как ручей, Задавлен камнями обвала,

Оно уж лепет обрывало... («Парки — бабье лепетанье»);

В тексте местоимение «я» выступает в разных падежных формах:

Мне тоскливо. Мне невмочь. Я шаги слепого слышу: Надо мною он всю ночь Оступается о крышу («Осенний миф»). На субъекта речи указывают и глагольные формы первого лица:

Люблю его, когда, сердит, Он поле ржи задернет флёром Иль нежным лётом бороздит Волну по розовым озёрам;

Когда грозит он кораблю И паруса свивает в жгутья;

И шум зелёный я люблю, И облаков люблю лоскутья...

Но мне милей в глуши садов Тот ветер теплый и игривый, Что хлещет жгучею крапивой По шапкам розовых дедов («Ветер») К стихотворениям, где эксплицитно выражен только субъект речи, относятся: «Хризантема», «Ветер», «Ненужные строфы», «Утро», «Бессонница ребенка», «Парки- бабье лепетанье», «Зимние лилии», «Третий мучительный сонет», «Желание», «Тоска мимолетности», «Зимнее небо», «Будильник», «Светлый нимб», «Октябрьский миф», «Снег», «Я на дне», «Тоска маятника», «Тоска припоминания», «Умирание», «Я люблю», «Аромат лилеи...», «Тоска медленных капель», «Среди миров», «Дымы», «Для чего, когда сны изменили...», «Сирень на камне», «Просвет», «Ego», «Еще лилии», «Сон и нет», «Не могу понять, не знаю...», «Желанье жить», «Дымные тучи», «Нет, мне не жаль цветка...», «В небе ли меркнет звезда..,», «Три слова», «Аметисты», «У св. Стефана», Но для меня свершился выдел...».

История изучения поэтической композиции

Основы исследования композиции поэтического текста заложены в работах В.М.Жирмунского. В статье «Композиция лирических стихотворений» ученый писал: «первоначальными факторами композиции в стихотворении мы считаем ритм и синтаксис. ... В языке, подчиненном художественному заданию, в произведении словесного искусства, композиция становится законом расположения словесного материала, как художественно расчлененного и организованного по эстетическим принципам целого» (Жирмунский 1921, с.З, 5).

В композиции можно выделить три аспекта. «Представим себе стихотворение простейшей композиции. В своем построении оно распадается на ряд строф (композиция метрическая). Каждая строфа заключает обособленное предложение, заканчивается точкой (композиция синтаксическая). Каждая строфа, вместе с тем, замкнута по теме, представляет стансу (композиция тематическая)» (Там же, с.19).

К синтаксическому типу можно отнести анафорическую композицию. Анализируя стихотворение Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...», Жирмунский пишет: «Отчетливость композиционного членения всех указанных элементов (смыслового, синтаксического, фонетического) подчеркивается повторением начального слова (когда — тогда), словесной анафорой, определяющей каждый раз звуковое (в частности - метрическое), смысловое, синтаксическое начало каждой композиционной единицы» (Там же, с.7).

Другой тип синтаксической композиции — композиционная эпифора, которая «как и анафоры, повторяясь в известной метрической и тематической группе (строфа или группа строф), служит приемом композиционного членения, т.е. обособления композиционных групп и вместе с тем объединения их в высшем единстве» (Там же, с.47).

При изучении стихотворной композиции принципиальная роль принадлежит анализу повторов (см. Жирмунский 1921).

С.Т.Золян определяет композицию как «механизм, оформляющий (и в определенной мере преобразующий) языковой материал в поэтический текст. Однако, не следует считать композиционную упорядоченность поэтического текста чем-то внешним по отношению к языковому материалу. Сам факт существования развитых форм метрико-композиционной упорядоченности должен получить объяснение, исходя из функции метрико-композиционных факторов в процессе передачи поэтического смысла. Специфика поэтического текста лишь закрепляется системой формальных средств, но не объясняется ею» (Золян 1986, с.60-61).

Специфику поэтического текста ученый видит в семантике. «В поэтической речи происходит тотальное изменение языковых принципов семантического структурирования, приводящее к «семантическому осложнению» - одновременной актуализации нескольких смысловых структур, взаимодействующих друг с другом. Каждая смысловая единица - будь то слово, словосочетание, предложение или текст в целом - существуют как бы в нескольких пересекающихся плоскостях, но при этом (что и обеспечивает возможность осмысления поэзии) все семантические конфигурации взаимосвязаны и взаимовыводимы» (Там же, с.61) (см. также Золян 1989).

В.В.Виноградов к исследованию композиции относил «анализ принципов расположения слов, их организации в синтаксические ряды, приемы сцепления и сопоставления синтаксических целых» (Виноградов 1980, с.70.).

В книге «Поэтика композиции (структура художественного текста и типология композиционной формы») (1970) Б.А.Успенский писал о художественной прозе. Композиция текста определяется им как соотношение точек зрения, с которых ведется повествование в художественном произведении. Ученый исследует взаимодействие этих точек зрения в различных аспектах.

Л.А.Новиков композиционное единство текста видит в мотивированном расположении различных фрагментов текста, в каждом из которых сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог, монолог и др.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, персонажа) на изображаемое (см. Новиков 1988).

Похожие диссертации на Роль личных местоимений в композиции произведений Ин. Анненского