Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Способы выражения авторства в структуре предложения Казаковская, Виктория Виладиевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казаковская, Виктория Виладиевна. Способы выражения авторства в структуре предложения : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Москва, 1996.- 274 с.: ил. РГБ ОД, 61 96-10/510-1

Введение к работе

Работа посвящена актуальной для современной лингвистики проблеме способов представления авторства в рамках предложения. Постановка и разработка этой проблемы обуслоьлена антропоцентризмом лингвистики конца XX века, поставившей в Центр своих исследований личность говорящего. Современный синтаксический анализ невозможен без учета точки зрения говорящего, без обнаружения "автора" Высказывания.

Авторство в работе понимается как отнесенность данного высказывания к субъектной сфере автора-творца. Предметом исследования являются простые и сложные предложения, Имеющие в своей структуре показатели авторства: Все говорили, что она очень подурнела а эти последние дни и была под венцоп не так хороша, как обыкновенно; но Левин не находил этого (Л.Н.Толстой); Степан Аркадьич бил бы для него самий приятный собеседник, но он ехал, как он говорил, на' вечер, в действительности же в балет. (Л.Н.Толстой); - По-поену, для вас самое лучшее, знаете ли, сейчас поехать ко пне (А.П.Чехов).

Активность и продуктивность конструкций с компонентами, обнаруживающими автора, необходимость системного Представления всех средств выражения авторства в их взаимодействии обуславливает'актуальность диссертационного исследования, ориентированного на решение обозначенных проблем. Эта тема актуальна еще и тем, что, носит интегрирующий характер, находится на стыке системного синтаксиса, синтаксиса текста и поэтики художественного слова.

Основная исследовательская гипотеза заключается в том, что при современном пониманий диалогической обусловленности каждого конкретного высказывания говорящий располагает системой средств выражения своего или чужого авторства. Эта система характеризуется строгой внутренней организацией, которая определяет функционирование каждого из средств.

Цель работы состоит в том, чтобы определить семантическую природу авторства, выявить и охарактеризовать виды (типы) данного языкового явления, представить систему средств выражения авторства в структуре предложения.

Сформулированные таким образом гипотеза и цель 'исследования предполагают решение следующих задач:

определить содержание понятия "авторство";

выявить и охарактеризовать многообразие способов выражения ав' торства ;

учитывая модусную природу исследуемого объекта, систематизировать явления ядра и периферии;

-(исходя из понимания авторства как вербализованного варианта модуса л описать условия и механизм возникновения различных вариантов (модусных рамок (способов выражения авторства), /рассмотреть их конструктивные возможности;

- представить средства выражения авторства В связи с разными об
разами (ипостасями) говорящего (в том числе в нарративе);

покапать взаимодействие между отдельными средствами выражения-авторства; выявить условия использования говорящим определенных способов выражения авторства;

проанализировать средства выражения авторства с точки зрения личных значений;

выявить функциональные возможности модусов и отдельных модус-ных рамок (ментальной и речевой) для выражения авторства, рассматривая при этом механизм мотивирования результатов рече-мыслительной деятельности и исследуя семантику распространителей при компонентах авторства.

Основным методом исследования является структурно-семантический, при анализе материала использовались также приемы наблюдения и описания, элементы компонентного, трансформационного, экспериментального и количественного анализа. .

Новизна работы заключается во введении нового для синтаксической науки понятия "авторства", в системном рассмотрении средств выражения авторства, в комплексном описании (формы, значения, условий употребления) каждого их них. Новым является и соединение теории традиционного для русистики семантико-структурного синтаксиса с теорией модусных рамок.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в практике преподавания современного русского языка в вузе (при разработке и чтении основных и специальных курсов лекций по синтаксису простого и сложного предложения, при проведении практических занятий и спецсеминаров): Результаты диссертационного исследования могут найти применение при написании учебных и методических пособий.

Материалом исследования послужили фрагменты диалогических и монологических текстов из произведений художественного, публицистического и научного жанров классической и современной литературы (свыше 6000 единиц) ,

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Являясь смысловым компонентом высказывания, авторство располагает системой средств выражения, имеющей ядерно-периферийную организацию и обслуживающую область взаимодействия монолога и диалога.^

  2. К ядерным способам выражения относятся рамочные средства исследуемой семантики. Центральными среди них являются способы, имеющие системную предназначенность для осложнения предложения по линии авторства (обладающие морфологизованной "внепредложенческой" техникой и полной личной парадигмой) - вводно-авторские компоненты. Периферия представлена способами, не сохраняющими границу между модусом и диктумом или имеющими "затемненную" границу. J

  3. Различие способов выражения авторства - способов варьирования модусной части высказывания - обусловлено тенденцией модуса к редук^, ции и зависит от полноты репрезентации, исходного структурно-семантического типа модусной ранки, направления и характера редукции. ^J

  4. Семантическая типология модусных рамок позволяет представить внутренние организацию системы средств выражения авторства в соотнесении с различными образами (ипостасями) говорящего.

  5. средства выражения авторства находятся во взаимодействии: существование вариантов словообразовательных и синтаксических связей делает возможными синонимические замены; система по-разному дей-?ву-ет в монологических и диалогических текстах; выбор средств выражении

авторства определяется различными интенциями говорящего.

6. Субъект модусной рамки может быть представлен как определен
ный, неопределенный, обобщенный, что является основанием для разгра
ничения Я- и Он-модусных рамок, а также их семантических модифика
ций, возникающих при незамещенной позиции автора (контекстуально

обусловленных вариантов рамки).

  1. функциональные возможности модусов для выражения авторства различны: наиболее активны в этом отношении ментальный и речевой модусы; средства выражения авторства взаимодействуют с моделями логико-информативного ранга."

  2. Результаты рече-мыслительной . деятельности субъекта являются мотивированными. Мотивация осуществляется при помощи локализаторов или контекста.

9. Особое место в составе авторизующих конструкций занимают
присловные .распространители при субъектном и/или предикатном компо
нентах, а также имена (и грамматические формы) класса различной се
мантики (квалификативной, градационной, темпоральной, персуазивной и

др.), усложняющие субъектную структуру высказывания и Диалогизирую-щие повествование.

Структура диссертации. Диссертация состоит из предисловия, введения, двух глав, заключения, списка источников языкового материала и библиографии. В предисловии обосновывается актуальность, определяются цель и задачи, отмечаются научная новизна и практическая значимость работы, указываются методы и приемы исследования, формулируются основная гипотеза и положения, выносимые на защиту. Во введении содержится общая характеристика предмета исследования, формулируется понятие авторства, представляется научный контекст проблемы. В первой главе определяется место категории авторства в семантико-синтак-сической системе русского языка; рассматриваются конкретные научные парадигмы, в рамках которых исследуется проблема авторства, показывается связь авторства с другими семантическими категориями, отражающими проблематику говорящей личности, ["соотношение терминов авторство и авторизация, модальность, модусная рамка, образ автора (точка зрения), субъект (синтаксическая категория лица)); обосновывается необходимость рассмотрения понятий модуса и модусной рамки, соединения грамматического и литературоведческого (текстового) подходов при исследовании системы средств выражения авторства. Во второй главе формулируются теоретические основы системного представления средств выражения авторства, критерии разграничения ядерных и периферийных способов, представляется и исследуется система средств выражения авторства, выявляется специфика каждого из них. В Заключении подводятся основные итоги и намечаются перспективы исследования.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры современного русского 'языка Московского педагогического университета (июнь 1996 г.), на научно-практических конференциях преподавателей Оренбургского государственного педагогического института (1991-1995 гг.).