Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века Кузнецова, Наталья Николаевна

Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века
<
Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецова, Наталья Николаевна. Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века : диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.01 / Кузнецова Наталья Николаевна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].- Москва, 2011.- 594 с.: ил.

Введение к работе

Проблема экспрессивности текста, безусловно, всегда привлекала внимание ученых, однако ее конкретная разработка началась с середины ХХ века – с момента опубликования известной статьи Е.М.Галкиной-Федорук. Необходимость исследования данной проблемы в первую очередь была связана с тем, что с начала ХХ века лингвистика перешла от изучения языковых явлений в статике (вне связи с носителем языка) к их изучению в динамике (в непосредственной связи с субъектом языка). Кроме того, исследование экспрессивности как высшего проявления субъективности актуально и потому, что развитие науки о языке привело к необходимости целостного изучения языка, когда предметно-логическое (понятийное) и субъективное (эмоциональное) взаимодополняют друг друга.

Так, структурно-семантическое направление провозглашает основным постулатом многоаспектность, которая предполагает, по словам В.В.Бабайцевой, «что логический аспект предложения находит выражение в структуре и семантике, а коммуникативный – дополняет семантику предложения актуализацией коммуникативного центра». И обе эти стороны высказывания возможно осознать и проанализировать в полном объеме только в их единстве.

При помощи экспрессивных средств языка автор может более полно и точно выразить свое отношение к изображаемому, выдвинуть в ясное поле видения основную идею произведения, сделать акцент на наиболее важных, с его точки зрения, моментах и тем самым – через целый ряд произведений – проявить свое мировидение вообще. Помимо этого, именно при помощи экспрессивных средств «говорящий» может воздействовать на «слушающего», управлять его восприятием и пониманием текста. Особую нагрузку в этом отношении несут ключевые слова, сущностным свойством которых является образование новых смыслов в каждой новой ситуации.

В поэтическом произведении экспрессивные средства играют особую роль. Здесь для них существует гораздо меньше ограничений: красота слога позволяет выражать свое отношение к предмету речи более патетично, иногда – даже более экзальтированно, в отличие от прозаического, где то или иное употребление и соединение слов выглядело бы нарочитым, неискренним. Поэтому отклонение от норм языка, их «расшатывание» носит более ярко выраженный характер, позволяет создавать образы, обладающие гораздо более значительным экспрессивным потенциалом, например: И ты пришла, необычайна, Меня приметила впотьмах, И встала бархатная тайна В твоих языческих глазах (В.Набоков); Туман… Тамань… Пустыня внемлет Богу. – Как далеко до завтрашнего дня!.. И Лермонтов один выходит на дорогу, Серебряными шпорами звеня (Г.Иванов); Стой на горе! Не уходи туда, где-только-то! – через четыре года сомкнется над тобою навсегда пустая, совершенная свобода! (Б.Ахмадуллина).

Предметом диссертационного исследования являются средства создания экспрессивности двух уровней - лексические и грамматические. Их анализ позволяет осуществить системный подход к изучению данной проблемы. Связь с системой, в первую очередь, проявляется в тесном с ней взаимодействии: все экспрессивные явления, воспринимаясь на фоне нормы, выступают как отклонение от нее, от узуса. Поэтому в развитии средств выразительности важную роль играют принципы отталкивания, контраста, сдвига, принцип дополнительности по отношению к общелитературному языку. Кроме того, согласно одному из основных постулатов структурно-семантического направления, «системный характер языка и речи проявляется прежде всего в явлениях переходности» (Бабайцева, там же: 299). Среди многочисленных экспрессивных средств подобные явления занимают немаловажное место. Это сложные тропеические образования; форма множественного числа от существительных Singularia tantum; «окачествленные» относительные и притяжательные прилагательные, местоимения, совмещающие в себе признаки указательных и одновременно неопределенных; причастие, совмещающее признаки прилагательного и глагола; деепричастие, совмещающее признаки наречия и глагола и некоторые другие. Среди лексических выразительных средств свою специфику имеют, с одной стороны, те, которые создаются за счет возможностей семантической структуры слова – метафоры и метонимии; с другой – те, которые используют возможности системных связей – синонимов и антонимов. Среди грамматических выразительных средств нами рассматривались морфологические и синтаксические. Системный подход обусловил определенное построение раздела, посвященного морфологическим средствам создания экспрессивности: существительное – прилагательное – местоимение – глагольные формы – служебные части речи. Среди огромного спектра синтаксических средств создания выразительности объем работы позволил отобрать для разбора лишь некоторые, наиболее продуктивные: повтор, параллелизм, эллипсис, парцелляция, аппликативные образования. Взятые для анализа средства являются представителями целой группы в чем-то сходных с ними конструкций. Кроме того, мы пытались осуществить разностороннее изучение данных средств, взяв для анализа те, которые построены на различных принципах - симметрии/асимметрии, экономии/избыточности.

В качестве объекта исследования взяты поэтические тексты ХХ века. Данный выбор предопределен следующими факторами:

1) Поэзия ХIХ – Золотого – века создала множество великолепных образцов обновленного русского литературного языка. Однако найденные А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым, Ф.И.Тютчевым и А.Фетом и др. свежие, яркие образы, повторяясь в текстах последующих поэтов, несколько утратили свою выразительность.

Лирике начала ХХ века потребовался новый, мощный заряд образности, который она получила в результате двух основных процессов: интенсификации исторического процесса и великих научных открытий, которые кардинальным образом изменили представления человека о мире, что отразилось и в художественном творчестве. Это послужило толчком для чрезвычайно важных для культуры в целом и поэзии, в частности процессов: активизация тропов, усиление принципа неопределенности, активизация внутренней речи. В свою очередь, эти процессы коренным образом повлияли на все важнейшие аспекты художественного произведения: отражение пространства и времени, лирического «я», коммуникации с миром, сказались на масштабности образов, динамике изображения, предопределили познавательный характер образного отражения мира, проникновение в неведомое. Значительно обновились и расширились парадигмы образов. Одной из центральных задач искусства ХХ века стало художественное изображение потока сознания. Это новое, сложнейшее содержание потребовало создания новых форм. Именно необходимость поиска новых путей, а также все обозначенные изменения и обусловили тот «взрыв» экспрессивности, который произошел в художественном творчестве начала века – прежде всего, в связи с творчеством символистов. В дальнейшем – в течение всего ХХ века и до настоящего времени – основные тенденции художественной речи способствовали активному развитию системы средств создания экспрессивности. В связи с этим для исследования выразительных средств языка мы использовали тексты обозначенного периода.

2) Наиболее ярко действие всех этих тенденций можно показать на материале поэтической речи. По утверждению Я.И.Гина, поэтический текст, в отличие от прозаического, способен «охватить любое пространство и время и, таким образом, оказывается изоморфным пространству культуры. Поэтому лирике следует приписать также своеобразную обучающую, пропедевтическую функцию: она учит «правилам» общения в пространстве культуры». Поэтому наше исследование ограничивается только поэтическими текстами.

Экспрессивность средств языка и речи – проблема, соединяющая в себе множество разноаспектных составляющих.

Лингвисты не раз обращались и до настоящего времени постоянно возвращаются к различным аспектам данной проблемы, среди которых наиболее важными нам представляются следующие: 1) соотношение экспрессивности и эмоциональности; экспрессивности и оценочности; экспрессивности и образности; экспрессивности и интенсивности; состав коннотации экспрессивного слова (Балли Ш., Арнольд И.В., Блинова О.И., Васильев Л.М., Колесникова С.М., Лукьянова Н.А., Матвеева Т.В., Огольцева Е.В., Телия В.Н., Харченко В.К., Черемисина М.И., Шаховский В.И. и др.); 2) экспрессивность, возникающая благодаря возможностям семантической структуры слова: при метафоре и метонимии (Апресян В.Ю., Арутюнова Н.Д., Кожевникова Н.А., Москвин В.П., Некрасова Е.А., Раевская О.В., Сандакова М.В., Телия В.Н. и др.); благодаря возможностям системных связей слова: за счет синонимов и антонимов (Брагина А.А. Введенская Л.А., Винокур Т.Г., Диброва Е.И., Новиков Л.А. и др.); 3) экспрессивность, создаваемая морфологическими средствами языка: Бабайцева В.В., Гин Я.И., Донецких Л.И., Зубова Л.В., Ионова И.А., Кавецкая Р.К., Ковтунова И.И., Красильникова Е.В., Лотман Ю.М., Николина Н.А., Ревзина О.Г., Ремчукова Е.Н., Р.Якобсон и др.); 4) экспрессивность, создаваемая средствами экспрессивного синтаксиса: Акимова Г.Н., Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Береговская Э.М., Ванников Ю.В., Иванчикова Е.А., Ковтунова И.И., Кожевникова Н.А., Летучева В.П., Лотман Ю.М., Новикова Н.С., Пекарская И.В., Прияткина А.Ф., Разинкина Н.М., Сковородников А.П., Чайковский Р.Р., Черемисина Н.В., Шмелев Д.Н. и др.; 5) функционирование экспрессивных средств в поэтическом тексте: Арнольд И.В., Бабайцева В.В., Виноградов В.В., Григорьев В.П., Жирмунский В.М., Ковтунова И.И., Кожевникова Н.А., Ларин Б.А., Левин Ю.И., Лотман Ю.М., Новиков Л.А., Тынянов Ю.Н. и др.;) 6) парадигматические и синтагматические отношения экспрессивных средств: Гришанина Е.Б., Девкин В.Д., Лукьянова Н.А., Панов М.В., Смулаковская Р.Л., Фоменко Е.Г., Шаховский В.И., Р.Якобсон и др.; 7) возникновение новых смыслов, расширение семантической структуры языковых (и в том числе экспрессивных) единиц: Арнольд И.В., Зубова Л.В., Кустова Г.И., Сентенберг И.В., Стернин И.А., Тынянов Ю.Н. и др.; 8) средства создания экспрессивности как ключевые слова, константные элементы текста, создающие его вертикальное измерение: Арнольд И.В., Гальперин И.Р., Жирмунский В.М., Фоменко И.В., Черемисина Н.В. и др.; 9) отражение в семантике экспрессивных средств ценностного отношения, языковой картины мира: Гачев Г.Д., Карасик В.И., Маковский М.М., Телия В.Н., Шаховский В.И., Шестак Л.А. и др.

Если судить по данному обзору, все эти проблемы изучались с различной активностью – и по времени, и по тематике отдельных аспектов, и по объему исследованных вопросов. Работ же, в которых осуществлялся бы (или были предприняты попытки осуществить) широкий – системный - подход, охватывающий бльшую часть выразительных средств, относительно немного. Их можно разделить на 3 группы:

1. Анализируется только одна группа средств. Так, анализу фонетических средств языка (интонационных тембров, мажорных и минорных, вокализации, стихотворным размерам, мелодической организации текста, тембровым жестам (образам) посвящено исследование Е.Н.Винарской (1989). Экспрессивные ресурсы фонетики, фоносимволизма – на материале якутского языка и русского (по текстам Г.Р.Державина и А.С.Пушкина) – рассматриваются в работе А.М.Николаевой (2006). Лексические средства были объектом исследования довольно давно: в диссертации Семенкина К.Г. (1971). Морфологические средства, в частности, их «эстетическая продуктивность» анализировались в работах Ионовой И.А. (1988, 1989). Экспрессивные синтаксические конструкции (парцелляция, эллипсис, повтор, антиэллипсис) исследовались в книге А.П.Сковородникова (1981). Поэтическому синтаксису посвящена монография И.И.Ковтуновой (1986). Отдельные синтаксические средства выразительности (хиазм, зевгма) на материале немецкого языка анализировала Э.М.Береговская (1984).

2. Исследуются некоторые группы средств. Например, в работе В.П.Ковалева (1985) рассматриваются лексические, морфологические и синтаксические

средства. Достаточно полный перечень внутри каждой из этих групп. Например, среди морфологических средств анализируются различные грамматические категории, при помощи которых может создаваться выразительность текста (одушевленность-неодушевленность, род, число, падеж, лицо и т.д.). Однако это именно перечень, где о том или ином средстве приводится минимум информации и иллюстрации примерами из текстов различных авторов (как правило, отдельные предложения) без полного анализа. В учебном пособии для студентов В.К.Приходько (2008) как бы охватываются многие группы выразительных средств – и фонетические, и графические, и лексические, и синтаксические (нет морфологических). Однако поскольку пособие выполнено на основе кандидатской диссертации, то оно не вышло за рамки данного жанра, представляя собой набор цитат, которые не являются обобщением всего накопленного материала по данной теме на сегодняшний день, а иллюстрируют определенную мысль автора. Сказывается и практическая направленность работы. По многим средствам, например, иронии, параллелизме и др. содержится минимум информации, превалируют примеры. Кроме того, материал параграфов не равноценен. Так, один параграф посвящен экспрессивным функциям образных слов, принадлежащих тематической группе «цвет»; другой – словесной игре, ряд параграфов посвящен собственно выразительным средствам (ирония, повтор, хиазм и т.д.). В исследовании О.В.Александровой (2009) раскрываются выразительные возможности синтаксических средств. Исследование наиболее ценно тем, что связывает изучение синтаксических явлений с проблемами звучащей речи, тем самым поднимая синтаксическое исследование на качественно новый уровень. Однако выполнено оно на материале английского языка.

3. Работы, включающие в себя практически все выразительные средства – словари и учебники. Здесь можно назвать учебники Ю.М. Скребнева (1975), Т.Г.Хазагерова и Л.С.Шириной (1994), А.К.Михальской (1996); монографию на основе докторской диссертации Пекарской И.В. (2000); словари А.П.Сковородников (2005), В.П.Москвина (2006). Работы данного типа могут претендовать на наибольшую полноту освещения проблемы состава выразительных средств, они посвящены их систематизации, перечню – в том или ином объеме, терминологическому упорядочиванию. Однако это именно словари и учебники, которые, в силу своей всеохватности, могут включать в словарные статьи или в параграфы учебника только точное определение того или иного тропа (фигуры) и очень краткие примеры их использования – без всякого анализа употребления их в тексте. Поэтому при всей полноте списка на полноту описания каждого конкретного средства претендовать не могут, иначе это бы превратилось в многотомное издание. Следовательно, не находят достаточно полного освещения те особенности использования выразительных средств, аспекты, связанные с их функционированием, которые в первую очередь влияют на реализацию и расширение их экспрессивного потенциала: а) сочетаемость с другими единицами в синтагме – как правило, нарушенная; б) взаиморасположение в тексте (направленное на создание сходства или контраста с однопорядковыми явлениями); в) возможности употребления в определенных, наиболее типичных, конструкциях (например, в моделях с определениями, в

генитивных образованиях); г) возможности сочетания различных тропов (метафоры и сравнения, метафоры и эпитета, метафоры и гиперболы, метафоры и

метонимии, метонимии и перифраза и т.д.); д) возможности конвергенции приемов (повтора и градации, повтора и контраста, параллелизма и парцелляции, парцелляции и эллипсиса и проч.).

Таким образом, в центре существующих по данной проблематике работ находится либо только один аспект, либо, наоборот, широта охвата изучаемых вопросов не позволяет принять во внимание многие сопутствующие вопросы.

Это позволяет говорить о новизне нашего исследования, которое впервые смогло совместить широкий охват значительной части средств создания экспрессивности, описание системы с различными аспектами их функционирования в поэтическом тексте.

Актуальность исследования заключается в необходимости систематизации и обобщения средств создания и усиления экспрессивности.

Теоретическая значимость заключается в выявлении закономерностей, специфики создания экспрессивности на различных уровнях языковой системы. Эта специфика очень часто основана на семантических механизмах, исследование которых нашло место в нашей работе. Помимо уже неоднократно рассматриваемых в лингвистике семантических механизмов метафорических преобразований, нами анализировались семантические механизмы создания образных, экспрессивных метонимий, контекстуальных синонимов и антонимов. В каждой группе средств определены наиболее продуктивные способы создания экспрессивности, а также дополнительные, сопутствующие им.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике преподавания русского языка с целью более глубокого освоения словарного запаса языка и знакомства с лучшими образцами русской поэзии, овладения искусством Слова.

Цель диссертации – дать многоаспектное системное описание выразительных средств языка и речи, функционирующих в русских поэтических текстах ХХ века. В соответствии с этой основной целью последовательно решаются следующие задачи:

  1. обобщить и использовать огромный опыт описания выразительных средств предыдущих исследований, так или иначе связанных с проблемой экспрессивности;

  2. определить приоритеты в понимании такого сложного, дискретного, не получившего в языкознании однозначной трактовки понятия, как экспрессивность, а также соотнести данную категорию с другими, смежными – эмоциональностью, оценочностью, интенсивностью, образностью;

  3. исследовать семантические механизмы создания лексических выразительных средств;

  4. разграничить сопредельные друг с другом явления, рассматриваемые в рамках проблемы экспрессивности: метафора и сравнение; живые и стертые метафоры; метафора и метонимия; метонимия и перифраза и др.;

  5. в каждой группе средств – выявить основные способы, приемы, аспекты, с которыми связано создание и усиление экспрессивности, а также

дополнительные, сопутствующие им; выявить факты, подтверждающие системность экспрессивных средств языка.

Структура работы. Диссертация включает в себя Введение, три главы, Заключение и Библиографию. Вторая и третья главы, в свою очередь, состоят из двух разделов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие системы средств экспрессивности обусловлено как основными тенденциями, предопределяющими существование и развитие языка в целом, так и общими тенденциями развития поэтической речи ХХ века.

  2. Экспрессивный эффект всегда связан с образованием новых смыслов.

  3. Системный характер средств создания экспрессивности проявляется, во-первых, в том, что все характерные для них динамические процессы (образование новых смыслов, нарушение сочетаемости и проч.), осуществляются только на фоне системы. Во-вторых, в наличии зон синкретизма. В-третьих, в поэтическом тексте экспрессивность и образность возникают, как правило, в результате тесного взаимодействия средств различных уровней. При этом собственно уровневые признаки (и лексические, и грамматические) в поэтическом тексте «затмеваются» образным содержанием, которое становится основным в содержательном и эмоциональном отношениях.

4) Средства создания экспрессивности всех уровней языка создаются либо за счет возможностей системы, либо за счет ее «нарушения», т.е. гибкости и подвижности.

Методы исследования. Основополагающими в диссертации являются метод наблюдения и описательный метод. При рассмотрении семантических механизмов создания образных, экспрессивных метафор, метонимий, контекстуальных синонимов и антонимов, а также дифференциальных признаков метафоры и метонимии по шкале переходности применялся метод компонентного анализа. Кроме того, использовался прием структурно-семантического сопоставления разноуровневых экспрессивных единиц, линейный (горизонтальный) и суперлинеарный (вертикальный) анализ поэтического текста, при котором основное внимание уделялось ключевым словам, константам творчества того или иного поэта. Важным аспектом данного анализа является метод, который можно назвать методом ассоциативного развертывания поэтических денотатов, когда любая анализируемая лексема, грамматическая форма или конструкция подвергаются рассмотрению с точки зрения вызываемых ими ассоциаций; а также соотнесенности синтагматических (по горизонтали) и парадигматических (по вертикали) ассоциаций друг с другом. При изучении синтаксических средств создания экспрессивности применялся анализ стилистических приемов. Кроме того, при разграничении в сложных тропеических образованиях метафорических и метонимических признаков в качестве метода мы использовали шкалу переходности, разработанную В.В.Бабайцевой.

Основные положения диссертационного исследования получили апробацию на 14 научных конференциях всероссийского и международного статуса, в том числе: 1) на I и П Новиковских чтениях «Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения» (Москва, 2006 и 2009 гг); 2) на

ХI и ХП Международной конференции «Текст. Структура и семантика» (Москва, 2006 и 2009 гг); 3) на Международной конференции «Русский язык в условиях интеграции культур: ХХVI Распоповские чтения» (Воронеж, 2008); 4) на Международной научно-практической конференция «Русский язык: проблемы функционирования и методики преподавания на современном этапе» (Пенза, 2009); 5) на Международном симпозиуме «Новые направления в изучении лексикологии, словообразования и грамматики начала ХХI века» (Самара, 2009); 6) на Международной научной Интернет-конференции «Русский язык: человек, культура, коммуникация» на сайте Уральского государственного технического университета (апрель 2010) и др. В марте 2009 года на докторантском объединении был прочитан доклад по одному из параграфов диссертации.

Похожие диссертации на Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века