Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилистические функции повторов в поэме А. Т. Твардовского "Страна Муравия" Абдалова, Надежда Борисовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдалова, Надежда Борисовна. Стилистические функции повторов в поэме А. Т. Твардовского "Страна Муравия" : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / НИИ национально-русского двуязычия.- Москва, 1991.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-5/1046-4

Введение к работе

Актуальность реферируемой работы объясняется также тем, что индивидуально-авторское использование А.Т. Твардовским таких поэтических приемов, как повтор и ключевые слова (при всей традиционности этих приемов для художественной речи) в идио-стиле поэта, получившие и свое формальное выражение, и свое семантико-функциональное наполнение, специально не рассматривались вовсе.

Объектом исследования в работе является индивидуальный стиль (идиостиль) А.Т. Твардовского как средство выражения личности. Цциосгиль как сложная и многомерная величина, как сложно организованное системное образование предполагает многоаспектное изучение.

В связи с этим в качестве предмета исследования рассматриваются повтор и ключевые слова как содержательно и композиционно значимые элементы художественного целого.

Цель исследования заключается в определении системы повторов и описании их содержательно-эстетических свойств в поэтическом языке А.Т. Твардовского (на материале поэмы "Страна Муравия"). Поставленная цель определила необходимость решения

Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. - М., I960; Григорьев В.П. Грамматика идиостиля: В.Хлебников. - Й., 1963; Кожевникова Н.А. Словоупотребления в русской поэзии начала XX в. - М., 1986; Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: лингвистический аспект. - Л., 1939; Новиков Л.А, Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. - М., 1990 и др.

4 ряда частных задач:

1. Выявить и описать типы повторов, используемых в тексте:

а) по структурно-грамматическому признаку (лексические,
лексические блоки, деривационные);

б) по положению в поэтическом тексте;

в) по функционально-семантическому признаку;

г) по отношению наименования к денотату.

  1. Описать систему вариативных повторов (синонимических, антонимических) и специфику синонимических и антонимических рядов.

  2. Влявить и описать систему ключевых слов, представить семантико-эстетическую парадигму их в тексте.

  3. Показать, каким образом реализация потенциальных возможностей общеязыковой системы позволяет поэту выразить художественными средствами свое миропонимание, концептуально-философскую позицию.

Решение поставленных целей и задач определяет его научную новизну.

Цели и задачи работы, специфика предмета и материала определили методологические основы и конкретные методы исследования.

Методологической основой исследования являются положения диалектического материализма о единстве и взаимосвязи категорий единичного, особенного и общего, части и целого, индивидуального и общественного, формы и содержания.

Основным методом исследования является комплексный описательно-аналитический метод, включающий как общенаучные методы (наблюдения, сопоставления, обобщения), так и специально лингвистические. В работе использован также структурно-семантический метод, т.е. последовательное описание структуры изучаемого явления в тесной связи с выражаемым им содержанием и функциями в речи. С целью обеспечения объективности результатов этот метод дополнен количественно-статистическими данными. В процессе исследования автор прибегал и к контекстологическому, компонентно-семантическому, лексикографическому, историко-литературному, поэтикоэстетическому анализу.

В работе использованы приемы филологического анализа текста, проводимого по схеме "идея - образ - слово" в соответствии с концепцией А.Л. Потебни, Л.Ю. Максимова, Л.А, Новико-

5 ва, Н.М. Шанского и др.

Общетеоретической основой диссертации послужили труды А.А. Потебни, В.В. Виноградова, В.А. Ларина, P.O. Якобсона, Г.О. Винокура, В.П. Григорьева, D.M. Лотмана, Л.А. Новикова, Н.М. Шанского и некоторых других. В качестве вспомогательных источников и корректирующих средств использовались все необходимые словари (энциклопедические словари, терминологические, этимологические, словообразовательные, синонимов и антонимов).

Теоретическая значимость результатов работы заключается в реализации системного филологического подхода к изучению и описанию художественного приема повтора в идиостиле А.Т. Твардовского, в разработке ряда проблем, связанных со спецификой поэтического слова как элемента индивидуальной эстетической системы. Результаты работы могут быть использованы для последующего изучения особенностей индивидуального стиля А.Т. Твардовского, для сопоставительного исследования идиостилей разных поэтов, для решения основной задачи лингвистической поэтики - создания типологии индивидуально-художественных стилей, при составлении словарей авторского словоупотребления, для совершенствования методики работы над языком художественных произведений в школе и вузе.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практике филологического анализа художественного текста - при изучении курса ЛАХТ, стилистики, истории русского литературного языка, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по языку современной поэзии, по проблемам лингвистической поэтики в вузах, в том числе в национальной аудитории.

Апробация материалов диссертационного исследования проходила на конференциях аспирантов и молодых ученых ТГПИ им. В.И. Ленина, Узбекского государственного педагогического института им. Низами в г. Ташкенте.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.