Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Строение современных русских газетных текстов Ван Хао

Строение современных русских газетных текстов
<
Строение современных русских газетных текстов Строение современных русских газетных текстов Строение современных русских газетных текстов Строение современных русских газетных текстов Строение современных русских газетных текстов Строение современных русских газетных текстов Строение современных русских газетных текстов Строение современных русских газетных текстов Строение современных русских газетных текстов Строение современных русских газетных текстов Строение современных русских газетных текстов Строение современных русских газетных текстов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ван Хао. Строение современных русских газетных текстов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Ван Хао; [Место защиты: Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина]. - Москва, 2008. - 150 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-10/748

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Газетный текст как особый тип текста 10

1.1. Традиционные понимания текста 10

1.2. Основные признаки текста 15

1.3. Текст и дискурс 26

1.4. Основные свойства газетных текстов 28

1.5. Стилистические особенности газеты и газетного языка 37

1.6. Чередования «экспрессем» и «информем» в газетном тексте 41

Выводы 45

Глава 2. Основные структурные элементы газетных текстов и их функции 47

2.1. Заголовок 47

2.2. Вступление 56

2.3. Корпус 62

2.4. Концовка 63

Выводы 66

Глава 3. Строение современных русских газетных текстов 68

3.1. Жанровая дифференциация современных газетных текстов 70

3.2. Строение газетных текстов информационного жанра 76

3.2.1 «Перевернутая пирамида» 76

3.2.2. «Винтовое» строение 83

3.3. Строение газетных текстов аналитического жанра 88

3.4. Строение газетных текстов художественно-публицистического жанра 96

3.4.1. Хроникально-последовательное строение 98

3.4.2. Строение, основанное на логике причинно-следственных связей 101

3.4.3. Эллиптическое строение 107

Выводы ПО

Глава 4. Приемы порождения газетных текстов 112

4.1. Хроникально-последовательное повествование 114

4.2. Отступление от хронологического изложения фактов 116

4.2.1. Проспекция 116

4.2.2. Ретроспекция 119

4.3. Повтор 122

4.4. Усиление 124

4.5. Контраст. 125

Выводы 128

Заключение 129

Библиография 134

Введение к работе

Предметом исследования данной работы является строение современных русских газетных текстов в зависимости от их жанровой дифференциации, взаимная корреляция их формальных и содержательных компонентов. Многосторонность понятия «текст» обязывает выделить в нем существенные признаки. Текстом в нашем понимании является любое вербальное произведение, любой результат общения: высказывание, сообщение, обмен информацией и мнениями, «реализация функциональной разновидности» или «речевой стиль», «отрезок речетворческого процесса», «воплощение языка-речи». Текст как факт сообщения, обладает своим содержанием, организуется по абстрактной модели одной из существующих форм сообщений (функционального стиля, его разновидностей и жанров) и характеризуется своими дистинктивными признаками.

Текст как произведение речетворческого процесса может быть подвергнут анализу с точки зрения соответствия некоторым общим закономерностям, причем эти закономерности должны рассматриваться как инварианты текстов каждого из функциональных стилей. В данной работе речь идет о газетном тексте.

Настоящая работа посвящена исследованию особенностей организации газетного текста. До сих пор газетный текст анализировался в основном не как целостное образование, а по отдельным языковым уровням. В большинстве работ акцент делался на анализе лексического и словообразовательного уровней языка современной газеты, в то время как отдельные газетно-публицистические жанры были недостаточно исследованы с точки зрения организации и функционирования целостного текста.

Актуальность диссертации заключается в коммуникативно-прагматическом подходе к газетному тексту, что позволило по-новому рассмотреть основные свойства газетных текстов; описать основные структурные компоненты газетных текстов; определить самые распространенные в практике типы строения газетных текстов; описать основные приемы порождения газетных текстов.

Перечисленные свойства и особенности на материале в периодических изданиях самых последних лет.

Выводы и рекомендации, содержащиеся в работах Г.О. Винокура (1929), В.В. Виноградова (1971, 1977, 1981), М.М. Бахтина (1972, 1975, 1979, 1995), И.Р. Гальперина (1981), В.Г. Костомарова (1971, 2005), Е.П. Прохорова (1992, 1995, 1998, 1984), Г.Я. Солганика (1993, 1998, 2001, 2005), М.Н. Кожиной (1987), Л.И. Власовой (1985), М.Н. Кима (1992, 1999, 2000, 2001), Н.Д. Бурви-ковой (1991), Н.С. Валгиной (2004), Ю.Е. Прохорова (2006), посвященные изучению разных аспектов текстов, оказываются основой анализа нашего материала. Полезными являются научные работы о газетном тексте Н. Parret (1974), Л.Г. Бабенко (2004), В.Н. Ярцева (1998), Н.Д. Арутюновой (1990), И.П. Ильина (1975), В.Г. Борботько (1981), Т.М. Николаевой (1985), А.И. Варшавской (1984), В.В. Богданова (1993), Б.Я. Мисонжникова (2000), И.В. Арнольд (1973), Э.В. Лазаревой (1989), и т.д.

Объектом исследования данной работы является газетные тексты, отражающие реальную общественно-политическую жизни в России.

Предметом исследования является строение современных русских газетных текстов в зависимости от их жанровой дифференциации, взаимная корреляция их формальных и содержательных компонентов.

Цель данной работы заключается в определении релевантных структурных признаков современного газетного текста как наиболее динамично развивающегося публицистического стиля. Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- выделить основные свойства газетных текстов;

выделить стилистические особенности газетных текстов и газетного языка;

проанализировать чередование «экспрессем» и «информем» в газетном тексте;

рассмотреть основные структурные схемы газетных текстов и их функции;

определить типичные строения газетных текстов различных жанров;

исследовать приемы порождения газетных текстов;

Материалом исследования служат 1200 текстов, отражающих реальную общественно-политическую жизни в России. Источником этих материалов служат русские современные газеты (2004 - 2007 гг.): «Московский комсомолец», «Известия», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московская правда», «Московские новости», «Независимая газета», «Российская газета», «КоммерсантЪ», «Советская Россия» и т. д.;

Методы исследования обусловлены целью и задачами работы. В диссертации применяются следующие методы исследования:

  1. описательный метод;

  2. структурно-функциональный метод;

  3. сопоставительный метод;

  4. методы классификации языкового материала по определенным критериям;

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проводится комплексное исследование строения современных газетных текстов, их жанровой дифференциации и ее представленности с точки зрения лингвистики и стилистики текста, теории коммуникации; выявляются главные структурные компоненты, основные типы строений и главные приемы порождения современных русских газетных текстов.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что выявленные в нем закономерности строения текстов русских газетных текстов, с учетом влияния как лингвистических, так и экстралингвистических факторов, серьезно обогащают современную теорию текста.

Практическая ценность диссертации. Результаты работы и ее иллюстративный материал могут быть использованы при разработке и преподавании курсов по стилистике русского языка и лингвистике текста, при написании учебных пособий по этим дисциплинам, а также в практике преподавания русского языка как иностранного.

Апробация работы. Материалы проведенного исследования излагались и обсуждались на межвузовских конференциях и семинарах. Основные положения диссертации отражены в трех публикациях.

Обоснованность и достоверность выводов исследования обеспечиваются опорой на обширный фактический материал (1200 русских газетных текстов).

Анализ материала и выявленные закономерности позволяют вынести на защиту следующие положения:

  1. Основными свойствами современного газетного текста являются: фактичность (документальность информации), актуальность (злободневность, идеологичность, современность), релевантность (соответствие запросам аудитории), доступность, социальная активность, монтажность, сенсационность, экспрессивность и эмоциональность.

  2. Структура современного газетного текста включает такие компоненты, как заголовок (иногда и подзаголовок), вступление, основной корпус текста, заключение (если они есть), образуя единое целое газетного текста. Границы между структурными компонентами газетного текста подвижны, сами компоненты тесно семантически связаны друг с другом, что нередко приводит к их взаимозаменяемости или синкретичности. Общая структура современного газетного текста обусловлена темой публикации, способом подачи и оформления информации.

  3. Одним из ведущих компонентов современного газетного текста является заголовок, выполняющий информативную, коммуникативную, реклам-но-экспрессивную, графически-выделительную, распределительную и соединительную функции.

  4. При конструировании современного газетного текста информационного жанра часто используются строения «перевернутой пирамиды» и «винтового строения». Газетный текст аналитического жанра имеет общую трехчленную структуру: тезис (начало) - аргументы (основная часть) - вывод (концовка). В практике могут также присутствовать антитезисы и контраргументы. Для газетных текстов художественно-публицистических жанров существует 3 типы

строения: 1) хроникально-последовательное строение; 2) строение, основанное на логике причинно-следственных связей; 3) эллиптическое строение;

5. При построении современных газетных текстов часто используют следующие приемы: 1) хроникально-последовательное повествование; 2) отступление от хронологического изложения фактов (проспекция и ретроспекция); 3) повтор; 4) усиление; 5) контраст.

Структура работы. Настоящая диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографии.

Главы делятся на разделы, соответствующие характеру исследуемых вопросов.

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, определены объект, предмет, формулируются цель, задачи и методы исследования, определяется научная новизна диссертационного исследования, раскрываются теоретическая и практическая значимость, обоснованность и достоверность выводов исследования, называются источники материалов, излагаются положения, выносимые на защиту, а также приводится структура диссертации.

Первая глава (Газетный текст как особый тип текста) посвящена изложению основных теоретических проблем, связанных с темой работы. Глава включает в себя 6 разделов.

Проводится обзорное рассмотрение понятий текста и разнообразных взглядов на эту проблему, уточняются основные признаки текста, исследуются разнообразные взгляды зарубежных и русских исследователей на отличие между текстом и дискурсом, рассматриваются понятия газетного текста, уточняются его основные свойства, кратко рассмотрены стилистические особенности газеты и газетного языка. Рассмотрено также понятие чередования «экспрессем» и «информем» в газетном тексте.

Во второй главе Основные структурные элементы газетных текстов и их функции) проводится прагматический анализ основных структурных элементов газетных текстов и их функции. Особый акцент сделан на анализ заголовка, самой главной части любой газетной публикации. Исследуются функции заго-

ловка в строении газетного текста, а также уточняется соотношение заголовка с остальными структурными компонентами газетного текста.

В третьей главе (Строение современных русских газетных текстов) исследуется строение текстов газетно-публицистического стиля. Анализ идет в трех аспектах: строение газетных текстов информационного жанра; строение газетных текстов аналитического жанра; строение газетных текстов художественно-публицистического жанра.

Четвертая глава (Приемы порождения газетных текстов) посвящена исследованию приемов построения газетных текстов. Рассматриваются такие часто используемые в практике журналистике приемы как хроникально-последовательное повествование, отступление от хронологического изложения фактов, повтор, усиление и контраст.

В конце каждой главы делаются выводы исследования.

В заключении диссертации обобщаются результаты проведенного теоретического и практического исследования.

Традиционные понимания текста

Слово «текст» (лат. textus означает ткань, сплетение, соединение) заметно активизировалось к концу 20-ого столетия, стало весьма употребляемым термином в науках гуманитарного цикла. Он широко используется в лингвистике, литературоведении, эстетике, философии и культурологии, что, соответственно, ведет к исчезновению однозначности этого понятия. Термин «текст» иногда, особенно в литературоведческом и культурологическом контексте, употребляется в особом абстрактном смысле, приблизительно следующем: «связная совокупность концептов и идей, относящихся к некоторой сфере». Так, В.Н. Топоров, анализируя петербургские произведения Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока и др., выявлял в них некий общий «петербургский текст» - некоторое единое содержание, не обязательно выражаемое одинаково, но ощущаемое читателем как часть определенного идейного комплекса и воспринимаемое по образцу восприятия текста, «прочитывающегося за» всей совокупностью принадлежащих этим авторам текстов в собственном смысле. До определенной степени такое понимание коррелирует также с восходящей к метафоре: мир это текст, следствием которого является представление о познании как чтении некоторой «книги природы».

Термин «текст» привлекает специалистов разных областей знания, в том числе, а может быть, и в первую очередь - лингвистов, сосредоточивших внимание на функционально-коммуникативных качествах языка, средства выражение которого и составляют текстовую ткань.

Русские исследователи еще в 20-х годах прошлого века обратили внимание на текст как явление, поддающееся структурации, т.е. имеющее некоторые закономерности своей организации. Работы Бахтина, Шкловского, Виноградова, Винокура, Проппа, Томашевского и других до сих пор не утратили своего значения. Однако отдельные представители формально-структурного подхода к тексту затемняли, а иногда полностью игнорировали содержательную сторону речевого акта, без которой немыслима структурация текста.

Еще в 1986 г. на коллоквиуме в Констанце П. Хартман, признавая за лингвистикой текста статус раздела общего языкознания, предлагал разделить сферы исследования текста, а именно: общая лингвистика текста; лингвистика конкретного текста; лингвистика типологии текстов (Hartman, 1971). В дальнейших исследованиях по теории текста отчетливо наблюдаются два подхода.

Первый подход характерен для западноевропейских школ: стремление построить формализованную грамматику текста, для чего создаются правила, процедуры, схемы, при помощи которых можно осуществить моделирование структуры текста. В последнее время работы французских, немецких, голландских и других теоретиков текста расширили круг вопросов, связанных со структурой, онтологией и параметрами текста. Среди них нужно упомянуть таких видных ученых, как Гиро, Греймас, Цветан Тодоров, Дресслер, Ван Дейк, Энквист и др.

Второй подход характерен для русской лингвистики: стремление создать общую теорию текста путем изучения конкретных речетворческих актов, закономерностей их организации и функционирования, описания стилевого многообразия таких актов и определения категориальных признаков каждого типа текста. Исходным положением в анализе текста является признание его некоей сущностью, имеющей самодовлеющий характер речевого произведения в его завершенности. «Для любого речевого акта остается в силе, прежде всего, всеобщий закон, на основе которого строится данное высказывание, а именно закон структурной организации этого высказывания» (Колшанский, 1984: 25).

Изучение текста и в 21-ом веке остается одной из самых перспективных областей стилистики, широко раздвигающей свои границы.

Заголовок

Заголовок - неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации, поскольку он является первым звеном, на которое обращает внимание читатель при знакомстве с полосой. Заголовок несет определенную информацию о содержании публицистического произведения, поэтому должен иметь эмоциональную окраску, возбуждать читательский интерес, привлекать внимание.

Э. Лазарева определяет заголовок «с одной стороны, как языковую структуру, предваряющую текст, стоящий «над» и перед ним. Поэтому заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий определенную самостоятельность. С другой стороны, заголовок - полноправный компонент текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного произведения. Наряду с началом, серединой, концовкой заголовок составляет определенный план членения текста - пространственно-функциональный, или архитектонику текста» (Лазарева, 1989: 3).

Л.Г. Кайда отмечает, что, являясь как бы первой проверкой взаимопонимания автора и читателя, заголовок сам по себе обычно выразителен настолько, что вызывает активную реакцию читателя. Еще до знакомства с текстом читатель задумывается, будет заинтригован, переключится на ожидание - одним словом, настроится на восприятие текста. И в этом - смысл заголовка как коммуникативной единицы. А его особые функции - передача стилистической и эстетической информации - прослеживаются уже на первом этапе знакомства, потому что стилистическая информация подчеркивается необычностью, оригинальностью внешнего облика заголовка (Кайда, 1989). В толковом словаре современного русского языка изучаемое нами явление трактуется как «название небольшого произведения, статьи» (Ожегов, Шведов, 1999: 202).

Что же касается периодических изданий, удачно придуманное заглавие является для большинства из них залогом успеха, читательского внимания.

Итак, при ознакомлении с газетным текстом читатель, прежде всего, обращается к заглавию, а затем воспринимает информацию, содержащуюся в целом тексте. После знакомства с тестом его содержание может закрепиться в памяти адресата. Выясним, какие функции выполняет газетный заголовок на каждом из этапов восприятия текста.

Прежде всего, заголовок выделяют материалы на полосе, отделяют их друг от друга. На выполнение такой задачи, по наблюдениям Э.В. Лазаревой, «направлены все заголовки, которые при этом выполняют графически-выделительную функцию. Указанная функция - единственная, которая реализуется неязыковыми средствами: с помощью шрифтовых выделений, использования цвета, графических средств (линеек, рисунков), приемов верстки (размещения материалов на газетной странице)» (Лазарева, 1989: 69).

Следует иметь в виду, что форма заголовка активизирует непроизвольное внимание читателя, которое не требует волевых усилий. Глаз скользит по заглавиям, останавливаясь преимущественно на тех, форма которых показалась наиболее привлекательной. При этом непроизвольное внимание скоро проходит, сменяется произвольным, направленным контролируемым сознанием. Тогда читатель обращается к языковому оформлению заголовка.

«При первом знакомстве с заголовком, до чтения всего текста, замечает Э.В. Лазарева, реализуется также номинативная функция. Она состоит в том, что заглавия называют текст, выступают в качестве его имен, знаков», то есть, по мнению исследовательницы, заголовок аналогично любому имени собственному обозначает индивидуальный предмет (текст), в этом смысле он входит в систему «указателей». От элементов этой системы, называющих материальные предметы окружающей действительности, заголовки отличаются тем, что они, сами речевые явления, и связаны с их содержанием (Лазарева, 1989). Таким образом, можно сказать, что номинативная функция заголовка дает читателю возможность выделит текст, расчленить газетный номер на составляющие его публикации.

Жанровая дифференциация современных газетных текстов

В нашем мире все развивается и совершенствуется, ничего не стоит на месте. Не исключением является и российская пресса, которая удивляет своим многообразием. Это и познавательно-развлекательные газеты, и женские журналы, и «качественная» пресса, и специализированные издания.

Но при всем различии их тематики, стиля существует нечто, что объединяет прессу — модель издания.

Термин «модель газеты» в научной литературе связан, с одной стороны, с графическим оформлением издания и, с другой стороны, с языковыми особенностями газеты. Например, В.В. Попов и СМ. Гуревич в работе «Производство и оформление газеты» говорят о «композиционно-графической схематической конструкции, которая включает в себя основную тематику газеты, ее постоянную структуру, внутреннюю организацию материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов издания» (Попов, Гуревич, 1977: 98).

Э.А. Лазарева в монографии «Системно-стилистические характеристики газеты» рассматривает лингвистическую модель, используя при этом новый термин «экспрессивно-стилистическая модель газеты», определяя его через выделение трех групп дифференцирующих признаков: жанровых, структурных и экспрессивных.

В жанровую модель газеты входят круг жанровых форм и особенности текстов в аспекте жанрообразующих признаков.

В структурную модель - характеристики построения полосы, подборки и отдельного текста (отраженные в заголовочном комплексе).

Экспрессивная модель - это анализ использования экспрессивных средств в текстах и заголовках.

Поскольку объектом нашего исследования является строение современных газетных текстов, следовательно, из трех компонентов экспрессивно-стилистической модели нас более интересует жанровая модель газеты.

Понятие жанра - одно из ключевых понятий в журналистике, как и в любом виде творческой литературной деятельности является понятие жанра (от фр. "Genre" - вид). Журналистика имеет несколько отличную от литературоведения типизацию жанров, что объясняется теми специфическими задачами, которые журналистика решает в процессе своего функционирования и особенностями ее исторического развития. Следует понимать, что, исходя корнями из литературного творчества, журналистика тем не менее всегда стояла особняком от беллетристики и критики, в чем-то смыкаясь с ними в некоторые периоды, но развиваясь как явление параллельно.

Понятие жанра используется в основном в двух значениях:

1. Для указания рода литературы - в широком смысле (драма, лирика, поэзия);

2. Для обозначения родовых разновидностей произведений, вида литературы (рассказ, повесть, роман, очерк, эссе);

Жанр в общем смысле это тип, особая форма отображения реальной действительности, имеющий характерные для нее особенности. Жанры никогда не были изобретены, они возникли в ходе утилитарно-исторического литературного процесса как самостоятельное явление.

Исторически сложилась также система жанров, обусловленная теми ре альными и объективными процессами и явлениями, которые лежат в основе форм и способов отображения действительности. Однако термин «жанр» в на учной литературе не имеет однозначного толкования. Содержание есть то, что становится основой для выделения различных жанровых групп. Отнесение того или иного произведения к определенному жанру может происходить только при условии соответствия его определенным жанровым признакам, которые с достаточной степенью допущения определяют формальную принадлежность». Определение В.Н. Вакурова, Н.Н. Кохтева и Г.Я. Солганика: «Жанр — это от носительно устойчивая композиционно-речевая (композицион но-синтаксическая) схема, реализующая определенное абстрагированное отно шение к действительности, то есть форму образа автора, определяющая способ отражения, характер отношения к действительности, степень и глубину охвата материала (масштаб выводов) и создаваемая относительно устойчивым соеди нением компонентов авторской речи, а также элементов авторской и чужой ре чи».

Похожие диссертации на Строение современных русских газетных текстов