Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды Бескоровайная Галина Петровна

Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды
<
Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бескоровайная Галина Петровна. Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды : Дис. ... д-ра техн. наук : 05.19.04 : Москва, 2004 416 c. РГБ ОД, 71:05-5/92

Содержание к диссертации

Введение

1. Современные аспекты проблемы создания гармоничных и композиционно-целостных объектов проектирования 14

1.1 Общие проблемы гармонизации формы объектов проектирования 16

1.2 Вопросы пропорционирования в искусстве и в теории и практике проектирования 29

1.3 Создание объектов проектирования и произведений искусства с использованием теорий пропорционирования 39

1.4 Тенденции автоматизированного проектирования гармоничных объектов 49

1.5 Существующие методы оценки эстетического совершенства объектов проектирования и постановка задачи их гармонизации 59

Выводы 69

2. Разработка модели создания гармоничной и композициошіо-целостной одежды в условиях автоматизированного проектирования 72

2.1 Принципы оценки гармоничности и композиционной целостности системы «человек - одежда» 73

2.2 Разработка модели описания фигур на основе законов нропор-ционирования (на примере фигур женщин) 80

2.3 Исследование особенностей комплекции фигур женщин 85

2.4 Разработка метода установления размерной структуры внешней формы и элементов конструкции одежды 96

2.5 Разработка метода оценки уровня гармоничности проектируемых моделей одежды 104

Выводы 113

3. Исследование применимости законов художественного пропорционирования для создания гармоничной и композиционно-целостной одежды 116

3.1 Анализ и систематизация композиционно-конструктивного построения верхней одежды 118

3.2 Проверка гипотезы пропорционирования на основе исследования композиционно-конструктивного решения мужского костюма 142

3.3 Исследование применимости законов пропорционирования при создании одежды для детей 148

Выводы 169

4. Развитие методов проектирования трансформируемой одежды на основе гармонизации элементов ее конструкции 171

4.1 Предпосылки художественного проектирования одежды, основанного на приемах морфологической трансформации ] 7 ]

4.2 Проектирование детской одежды с использованием приемов морфологической трансформации 173

4.3 Исследование влияния степени контраста цветовых сочетаний материалов на размеры элементов конструкции трансформируемой одежды 193

4.4 Совершенствование структуры процесса проектирования детской трансформируемой одежды [ 99

Выводы 207

5. Совершенствование процесса проектирования и изготовления гармоничной и композиционно-целостной одежды для индивидуального потребителя 209

5.1 Основные принципы организации процесса автоматизированного проектирования ГКЦ одежды для индивидуального потребителя 210

5.2 Разработка метода распознавания внешнего облика заказчика 215

5.3 Создание базы данных графических образов фигур - эталонов гармоничного телосложения 225

5.4 Разработка способа воспроизведения «информационного» іюрі-рета заказчика 227

5.5 Совершенствование метода беспримерочного изготовления одежды 231

Выводы 242

6. Разработка информационного обеспечения процесса проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды 244

6.1 Математическое моделирование размерно-пространственной структуры системы «человек - одежда» 244

6.2 Создание архивных информационных и графических баз данных для САПР одежды на индивидуального потребителя 246

6.3 Апробация результатов работы 261

Выводы 266

Заключение 267

Библиографический список

Введение к работе

Условия функционирования современного рынка одежды выдвигают на первый план проблему оперативного выпуска конкурентоспособной одежды, в первую очередь, - за счет интенсификации производства и повышения эстетических свойств продукции.

Существенный вклад в решение проблемы интенсификации производства внесли работы отечественных и зарубежных исследователей A3. Саво-стицкого, Е,Х. Меликова, Е.Б. Кобляковой, ILIL Кокеткина, В.Е. Романова, Л_П. Шершневой, В.В. Веселова, И.С. Зака, ЕЛ. Сурженко, А.П. Черепенько, В,Е, Кузьмичева, ГЛ. Трухана, Н.Д. Кузнецовой, H.IL Березненко и др., которые составляют основу накопленного опыта по совершенствованию процесса проектирования одежды и его автоматизации.

Создание высокоэстетичной, гармоничной и композиционно-целостной (ГКЦ) одеящы в условиях автоматизированного проектирования (АП) - одна из сложных, недостаточно изученных, основных проблем современного производства. Моделирование и конструирование одежды осуществляется сегодня на основе накопленного опыта, сопряженного с выполнением отдельных неформальных действий и принимаемыми субъективно решениями.

При оценке качества сложных биотехнических комплексов типа системы «человек-одежда-окружающая среда» необходимо учитывать десятки свойств, определяющих объективные особенности этих систем, проявляющиеся при их создании и эксплуатации. Эстетические свойства, формируемые в процессе создания новой модели, занимают по значимости для потребителей одно из первых мест в общей системе качества одежды (несмотря на то, что индивидуальные потребности людей очень разнообразны). Однако критерии оценки эстетических свойств изделий до настоящего времени разработаны недостаточно и количественно неизмеримы.

Первыми подходами к выработке критериев эстетической оценки одежды являются работы Е.Б. Кобляковой [1], выявившей показатели эстетических

5 свойств одежды» и Ф.М. Пармона [2], предложившего оценивать их на основе предварительно построенного эталонного ряда образцов одежды отечественного и зарубежного производства с градацией оценки; лучшие, хорошие, удовлетворительные и плохие,

В промышленном и индивидуальном производстве одежды эскиз новой модели создается художником, как правило, на условную, соответствующую современному представлению о красоте, фигуру, пропорции которой значительно отличаются от реальных. Разработать по такому «отвлеченному» эскизу модель и конструкцию, способствующую созданию «пропорциональной», гармоничной, композиционно-целостной системы «человек - костюм», без изготовления промежуточных макетов, отработки посадки и корректировки мест расположения конструктивных членений (КЧ) и размеров функционально - декоративных элементов (ФДЭ), часто просто невозможно»

Перспективным направлением проектирования и производства ГКЦ одежды является разработка систем автоматизированного проектирования (САПР), информационные фонды (ИФ) которых созданы на основе гармонизации размерно-пространственной структуры системы «человек-одежда».

Стремление интенсифицировать на основе внедрения компьютерных технологий процесс проектирования одежды приводит к необходимости поиска объективных критериев оценки её эстетического совершенства и созданию научно-обоснованной методики прогнозирования их значений.

Формализация понятий эстетических показателей качества одежды, определение факторов (параметров) их оценки, установление для них методов измерений, позволит подойти к разработке научно обоснованной теории прогнозирования эстетического уровня одежды. Наличие теории, параметров и базы данных позволит более результативно использовать системы АЛ и создавать прогнозируемо ГКЦ одежду, т.е. значительно усовершенствовать процесс проектирования и сократить сроки ее производства. Это, в свою очередь, будет

* От греч. Aisthetikos - относящийся к чувственному восприятию; - основанный на чувстве прекрасного, ощущении красоты.

способствовать замене использующегося при проектировании способа итерационного приближения образца модели к эскизу - на АП и беспримерочное изготовление одежды с гарантированно высокими эстетическими свойствами»

Сегодня в мировой и отечественной практике моделирования одежды динамично развивается проектирование на основе метода трансформации . Использование в конструкциях одежды трансформируемых элементов, регулирующих размеры деталей, способствует расширению круга потребителей и своевременной реализации продукции. Однако в процессе трансформации узлов и деталей изделия зачастую нарушается его композиционная целостность, поскольку гармоничность размеров изменяемых участков количественно не обосновывается. Таким образом, развитие принципов трансформации сдерживается отсутствием теоретических основ проектирования ПСЦ одежды.

В теории и практике проектирования до настоящего времени не уделялось достаточного внимания вопросам, связанным с влиянием цвета материалов на размеры деталей как трансформируемой (ТО)» так и нетрансформируе-мой одежды. Вопросы влияния цвета на создание ГКЦ одежды до сих пор ждут своего решения»

Сложность и многогранность проблемы и ее недостаточная изученность привели к необходимости поиска путей решения аналогичных проблем в других отраслях знаний: в науке, технике, прикладном искусстве, опираясь на которые можно было бы определить основные направления исследований.

Анализ состояния вопроса в других отраслях знаний позволил, для систематических исследований обсуждаемой проблемы применительно к одежде, в качестве основной предложить гипотезу, согласно которой проектирование одежды необходимо и целесообразно производить с использованием типизированных элементов конструкции, размеры и форма которых определены на основе законов пропорционирования. Логическое развитие этой гипотезы положено в основу разработки научно обоснованного процесса проектирования ГКЦ одежды.

"Трансформация - от позднелатинского transformatio - преобразование, превращение, видоизменение-

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о важности проблемы проектирования ГКЦ одежды, актуальности темы и своевременности проведения исследований.

Цель работы. Развитие методологических основ автоматизированного проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды на основе математического моделирования размерно-пространственной структуры системы «человек-одежда», развития теории трансформации и прогнозирования эстетических свойств одежды.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

выполнен на основе системного подхода анализ процесса АП одежды с учетом тенденции изготовления моделей промышленными методами для индивидуального потребителя;

разработана структурно-функциональная модель процесса АП ГКЦ одежды для индивидуального потребителя и выделены основные этапы, подлежащие исследованию и разработке информационного обеспечения;

изучены, систематизированы и обобщены основные категории и закономерности композиции, выявлены взаимосвязи показателей гармоничности и композиционной целостности одежды;

изучены и обобщены системы и законы пропорцнонирования объектов проектирования в приложении к проектированию одежды;

разработаны в соответствии с теорией квалиметрии принципы и предложен объективный метод количественной оценки уровня гармоничности одежды;

разработаны с использованием закона пропорцнонирования методы аналитического описания строения фигур (на примере фигур женщин) и структуры внешней формы и конструкции одежды, составляющие основу математического обеспечения процесса АП ГКЦ одежды;

разработано информационное обеспечение процесса АП ГКЦ одежды для индивидуального потребителя;

проведено комплексное исследование композиционно-конструктивного

8 решения (ККР) одежды для мужчин, женщин и детей, и доказана применимость предложенного метода оценки уровня гармоничности при проектировании одежды для потребителей различных половозрастных групп;

систематизированы и развиты методологические основы и практически реализованы положения теории трансформации при АГТ ГКЦ одежды;

разработаны основные направления совершенствования процесса АП и изготовления ГКЦ одежды для индивидуального потребителя.

Для реализации этих задач разработана концептуальная модель диссертационного исследования, представленная на рисунке 1.

Основные методы исследований. В диссертации использованы: методология системного анализа, экспериментально - теоретический и теоретико-экспериментальный подходы, позволяющие получить результаты, адекватные действительности; элементы теории принятия решений; методологические основы антропометрии; методы математического моделирования, экспертных оценок, теории классификации и кодирования; конструктивная теория чисел; теория распознавания образов; методы социологических исследований и математической статистики; теория зрительных иллюзий и законы зрительного восприятия; теория алгоритмизации и программирования, В работе использованы программные продукты операционной среды Windows 98 (Word 2000, Microsoft Excel 2000, Paint, Internet Explorer).

Объект исследования. Процесс проектирования, как важнейшая подсистема производства одежды для потребителей различных половозрастных трупп, определяющая количественные и качественные характеристики будущих изделий.

Научная новизна работы и её результатов заключается в том, что в ней:

определены научные основы автоматизированного проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды, сформулированы концептуальные подходы и разработаны методы оценки уровня гармоничности проектируемых моделей, развиты принципы трансформации элементов конструкции одежды;

Задачи исследования

о й

О4 В

.го

Е О

И к о

разработан в рамках общей стратегии проектирования гармоничных объектов, системный подход к проектированию ПСЦ одежды;

разработан с использованием конструктивной теории чисел метод аналитического описания пропорционального строения типовых фигур женщин и созданы для САПР информационные базы данных графических образов (БДГО) фигур-эталонов гармоничного сложения;

разработан усовершенствованный метод классификации комплекции фигур женщин; составлены информационно-логические правила для определения возможных уровней варьирования факторов комплекции фигур, установлены решающие правила для получения "информационного" портрета заказчика в процессе АН, согласно разработанной классификации;

предложен метод количественной оценки уровня гармоничности моделей одежды, базирующийся на декомпозиции и детальном анализе показателей композиционной целостности, выявлении их взаимосвязей, определении значимости и диапазона изменчивости групповых и единичных показателей;

разработана структура процесса автоматизированного формирования технического задания (ТЗ) на проектирование детской трансформируемой одежды (ТО); определены массивы входной информации и базы данных об объекте проектирования, предложена методика формирования оптимального маршрута разработки эскиза гармоничной ТО высокого уровня качества;

установлены закономерности расположения конструктивных линий на основных деталях одежды - в зависимости от степени контраста цветов используемых материалов;

обоснованы основные направления совершенствования процесса АП и изготовления ПСЦ одежды для индивидуального потребителя.

Практическая значимость работы заключается в разработке:

расширенной и усовершенствованной структурно - функциональной модели процесса АП и беспримерочного изготовления ГКЦ одежды для индивидуального потребителя, включающего оценку уровня гармоничности создаваемых моделей;

математического и информационного обеспечения процесса АГТ ГКЦ одежды для индивидуального потребителя, включающего архивные информационные базы данных (АИБД) и графические фонды изображения (ГФИ) силуэтного, конструктивного и композиционно- декоративного решения моделей женской верхней одежды, матрицу предпочтительности выбора моделей для фигур-эталонов различного сложения, методику оценки уровня гармоничности создаваемых моделей, реализованных в САПР «Грация»;

общего подхода к решению задачи прогнозирования уровня гармоничности одежды различных видов на этапе создания эскиза (выбора модели) для систем АП3 для практической реализации которого установлены объективные показатели композиционной целостности моделей одежды, выявлены их взаимосвязи, определена весомость и диапазон изменчивости групповых и единичных показателей;

методики определения оптимального, с точки зрения художественной выразительности, расположения конструктивных членений (КЧ) деталей одежды, размеров и мест расположения функционально-декоративных элементов (ФДЭ), установления допустимых границ изменчивости их значений;

методики и установлении величин интервалов зрительного безразличия (ИЗБ) для линий гармоничного членения деталей детской одежды, обеспечивающих лучшую укладываемость деталей в раскладках лекал; обоснованных рекомендаций по гармоничному количественному сочетанию цветовых групп и оформлению универсальных (для материалов с разной степенью контраста цветов) лекал основных деталей;

комплектов трансформируемой одежды для детей, обеспечивающих комфортное состояние организма ребенка в различных ситуациях носки и сохраняющих композиционную целостность моделей в течение всего срока их активной эксплуатации;

принципиально новых технических решений, подтвержденных Патентами РФ, на способ получения универсального теплоизоляционного пакета и

12 устройство теплозащитной одежды, в конструкции которой использованы пропорции золотого сечения;

усовершенствованного, основанного на использовании принципиально нового трансформируемого манекена для примерки одежды, метода ее изготовления для индивидуального потребителя.

Практическая значимость результатов диссертационной работы подтверждена актами производственной проверки и внедрения на предприятиях гг. Шахты, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Харькова. Установ-лено8 что результаты работы позволяют получить социальный и экономический эффект.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации доложены, обсуждены и получили положительную оценку на: Ш-й Международной научно-технической конференции «Новые технологии управления движением технических объектов» (г. Новочеркасск, 2000г.), Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы науки, техники и экономики легкой промышленности» (Москва, 2000 г.), Республиканской научно-технической конференции «Совершенствование конетрук-торско'технологнческой подготовки и управления процессом изготовления одежды с использованием ЭВМ» (Уфа, 1987г.), областных научно- технических конференциях (Иваново, 1984r.f Тольятти, 1988 г.), Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (Москва, 1999г.), V-й региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону» (Ставрополь, 2001г.), а также на ежегодных научно-технических конференциях ЮРГУЭС (Шахты, 1985-2001 гг.), на расширенном заседании кафедр МКиД и ТШИ ЮРГУЭС (Шахты, 2002 г.), заседании кафедры ТШП МГУДТ (Москва, 2002 г.), кафедры ТШП РосЗИТЛП (Москва, 2004 г.). Результаты представлялись на ВДНХ СССР (1989 г.).

Материалы исследований и разработок используются в учебном процессе: в лекционных курсах «Конструирование одежды», «Конструкторско-

13 технологическая подготовка производства», «Конструктивное моделирование одежды», «Конструирование одежды для индивидуального потребителя», «Проектирование детской одевды», при проведении практических и лабораторных работ, в курсовом* дипломном проектировании и НИР,

Личный вклад автора состоит в постановке и разработке основной идеи и темы данной диссертации, в постановке и решении основных задач теоретического и экспериментального характера. Изложенные в диссертации результаты получены автором лично и в выполненных под его руководством работах аспирантов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (ЮРГУЭС). Основные научные исследования, положенные в основу диссертации, выполнены в рамках НИР ЮРГУЭС, руководителем которых была автор. Всего выполнено пять госбюджетных и хоздоговорных тем, по которым представлено 12 отчетов.

Личное участие автора в работах, опубликованных в соавторстве и использованных для написания диссертации, заключается в теоретическом, методологическом и практическом осуществлении исследований, обобщении полученных результатов, разработке методик проведения экспериментальных исследований, их анализе и формулировании выводов работ.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 64 работы, в том числе: 4 учебных пособия для вузов (с грифом Министерства образования РФ и грифами УМО) общим объемом 22,5 п.л., монография - 12,1 п.л., используемая в учебном процессе книга объемом 8,4 п.л,, 42 статьи, 13 тезисов докладов на научных конференциях различного уровня, получено 3 Патента Российской Федерации на изобретения.

Документы, подтверждающие внедрение и практическое использование теоретических положений, выводов и рекомендаций работы, приведены в приложении»

Вопросы пропорционирования в искусстве и в теории и практике проектирования

На первом этапе проектирования определяется общая концепция изделия, идея структуры и устанавливается иерархия основных частей, их характер, выявляется главное и второстепенное, т.е. решается вопрос пропорциональной связи или соразмерности [72].

Пропорциональностью называют такую соразмерную взаимосвязь частей, когда при увеличении или уменьшении одной части соотносительно увеличиваются или уменьшаются все остальные.

О пропорциях как средстве гармонизации формы написано больше, чем обо всех других, вместе взятых. Исследованию пропорций посвящали свои труды ученые, зодчие и художники античности и эпохи Ренессанса (Влтрувий [73], Палладио [74], Виньола, Серлио, А. Дюрер [75], Л_Б. Альберти [44] и многие другие), В XX в, изучением пропорций занимались Э. Мессель, Д, Хэмбидж, М. Гика [29], крупные советские архитекторы и искусствоведы И.В. Жолтовский (1867-1959), АГ. Габричевский (1891-1968), А,К. Буров, КБ. Михайловский, БЛ. Михайлов [76], Л.Н. Павлов [47] и др.

Большое число имеющихся исследований выявляет, с одной стороны, многообразие и сложность проблемы, а с другой - отражает различие подходов к ней [42, 77]»

Проблема пропорции не однозначна. Древние представления о божественной пропорции трансформированы современной наукой в идею симметрии фундаментальную идею, в которой ученые всех отраслей естествознания нашли ключ к единству природы. Эта идея основана на тех же отправных понятиях, что и aififiETpta античных греков: однородности, равенстве, одинаков вости.

В математике, биологии, физике симметрией называют геометрические преобразования, сохраняющие неизменной структуру пространства- Это преобразования, которыми тела (фигуры) переводятся в конгруентные им с помощью зеркальных отображений, поворотов, переносов.

Различие понятий: пропорция и симметрия заключается в том, что пропорция есть понятие равного, одинакового, однородного изменения, а симметрия - равного, одинакового, однородного строения, т.е. сохранения [78].

Развитие принципов и методов симметрии применительно к проблемам структуро- и формообразования одежды нашло отражение в работах Г.И. Пе-тушковой [79,80], формообразования обуви - в работе А.Н. Головановой [72].

Исторически теория пропорций развивалась под влиянием изменения познаний человека в широком спектре наук. При этом она обнаруживает определенные абсолютные результаты, среди которых исключительная роль принадлежит золотому сечению. Именно оно используется как основополагающая закономерность практически во всех известных системах пропорцио-нирования и всегда было объектом специального внимания в теории искусствознания.

Равномерные изменения определяют собой гармонические состояния. До биться эффекта равновесия (гармоничности) для неравновесных соотношений, по мнению ТЗ. Козловой [49], можно в одних случаях за счет дополнительных средств - массы, фактуры, тона материала, а в других - изменением пропорций.

В.М. Шугаев [69] считает, что любые соразмерности в искусстве линейных величин, площадей, объемов, ритмических движений, тональных отношений и т.п. могут быть решены только двумя отношениями: делением на равные части и делением на неравные части - в среднем и крайнем отношении (золотым сечением). По сути все законы красоты ... вытекают из этих двух пропорций.

Понятие пропорции сконцентрировало в себе диалектику противоположностей - равное изменение, иначе сохранение изменения. Соотношением этих начал - изменения и сохранения определяется всякое бытие. По свидетельству Аристотеля, пифагорейское учение о гармонии гласило: «... мир -множество и состоит из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству и создает все в космосе, есть гармония. Гармония .., заключается в числовых отношениях».

Большинство авторов при исследовании пропорций использовали в работе метод математического анализа, иногда полностью отвлекаясь от назначения изделия, законов формирования его материальной структуры [78]. Такой метод позволял выявить наличие пропорции, но не объяснял, как и почему применена именно эта пропорция и какой художественный эффект при этом был достигнут.

Разработка модели описания фигур на основе законов нропор-ционирования (на примере фигур женщин)

Всякая художественная система пропорционирования устанавливает соотношения между горизонтальными и вертикальными параметрами фигуры, а также приводит эти соотношения к простейшим геометрическим формам -прямоугольнику, треугольнику, овалу, являющимися основными геометрическими фигурами при описании силуэтного решения моделей одеяеды.

Исходя из универсального характера пропорции золотого сечения и удивительных свойств построенного на ней числового ряда Фибоначчи, для описания пропорционального строения фигур гармоничного сложения и установления размерной структуры форм и элементов конструкции одежды предложено построить ряд взаимоувязанных значений, основанием ар которого принять иррациональное число 4І: ар = -Js, при этом последний член ряда равен Ф = 76,013.

Произведение принятого основания ряда и девятого его члена близко по значению к типовому росту женской фигуры, равному 170 см: Р - ар Ф = V5 - 76,013 = 169,970 = 170,0. (2,2)

Исходя из того, что рост является одним из важнейших признаков тела человека и используется как при проектировании одежды, так и при выборе готового изделия, используем формулу (2.2) для установления закономерностей пропорционального строения гармонично сложенных (типовых) фигур.

Для описания продольных и поперечных размеров женских фигур различных ростов, определим основания ряда ар для выражения размерных признаков фигур как типового, так и любого другого целочисленного значения роста потребителей, по формуле: V- Р/Ф\ (2.3)

Рассчитанные абсолютные значения основания ряда ар, разница в абсолютных значениях А ар для смежных ростов и изменение основания ряда на 1 см роста (Г) приведены в таблице 2Л [102],

Величины Лар и t, как видно из таблицы, являются неизменными для всех значений роста типовых фигур. Следовательно, для определения основания ряда ар для фигур, имеющих рост, отличающийся от типового значения, может быть предложена формула: ар ттт = в/ш± « U (2.4) где п - различие в значениях роста нетиповой и ближайшей типовой фигуры, см. Так, из таблицы 2Л следует, что, например, при определении основания ряда ар для фигуры ростом 167 см, отличающейся от ближайшего типового роста на 3 см, необходимо к ор для роста 164 см прибавить 3t: &т = Д/ +3 2,156+ 3-0,0132 = 2,196 см. При этом расчетное значение роста составит Р = а167 -Ф = 2,196 -76,013 -166,93 = 167,0 см.

Как видно из расчета, достоверность различий размерных, признаков роста не превышает первый порог вероятности при достоверности различий P(t) = 0,95, а погрешность значительно меньше допустимого уровня ( =-0,04%« eh - 5 %).

Как показали проведенные расчеты, большинство проекционных размеров (высот и поперечных диаметров) фигур женщин гармоничного сложения (с естественными пропорциям нормальной осанкой и высотой плеч) с определенными допущениями могут быть описаны модульной системой, основанной на числовом ряде Фибоначчи, Первоначальные расчеты продольных проекционных размерных признаков фигур женщин с использованием только чисел ряда Фибоначчи (таблица 2.2) не дали необходимой точности, т.к. относительная ошибка в проекционных величинах отдельных размеров типовых фигур, приведенных в ГОСТ 17522 - 72 [149], и установленных расчетным путем - согласно закону золотого сечения, как видно из таблицы 2.2, превышала первый порог вероятности при достоверности различий P(t) - 0,95, а величина погрешности е= 5,73 17,96 для большинства проекционных величин была больше допустимого уровня д0П=5% .

Учитывая, что для создания одежды по законам пропорционирования можно использовать не только само число Ф, но и различные его сочетания и степени [101], нами разработана модель описания пропорционального строения гармонично сложенной фигуры, синтезирующая принципы конструктивной теории чисел и основных свойств числового ряда Фибоначчи,

На рисунке 2.3 показано плоскостное изображение гармонично сложенной (типовой) фигуры женщины, построенное с использованием предложенное го Н.Б_ Яковлевой [97] метода гармоничного разложения площадей, с указанием размерных признаков (сегментов), выраженных через числа Фибоначчи. Как видно из рисунка 2,3, размерные признаки фигуры выражены не только числами ряда Фибоначчи, но и алгебраически - в виде линейных многочленов.

Для проверки состоятельности предложенной модели описания пропорционального строения фигур выполнен сравнительный анализ значений размерных признаков и сегментов поверхности тела фитур женщин ряда типовых размеров, представленных в ГОСТ 17522-72 [149] и определенных при помощи предложенной системы (сравнительный анализ приведен в таблице ДЛ Приложения Д). Результаты анализа в виде сводной таблицы рассчитанных значений проекционных размеров представлены в таблице 2.3.

Проверка гипотезы пропорционирования на основе исследования композиционно-конструктивного решения мужского костюма

Цель данного раздела работы - выяснить, соответствуют ли модели мужской одежды с высокими эстетическими свойствами предлагаемым в работе критериям гармонизации форм и размеров» установить, применимы ли принципы и законы гармонии, в частности, закон золотого сечения при проектировании современной мужской одежды. Исследования проведены на примере мужского костюма, являющегося для большинства климатических зон нашей страны одним из основных видов одежды и отличающегося определенной стабильностью формы и ККР [167].

Для исследования отобраны эскизы двадцати моделей мужских костюмов, предназначенных для изготовления в условиях массового производства, разработанные художниками-модельерами Ростовской-на-Дону промышлен-но-торговой фирмы (РПТФ) "Виктория" в 1998-99 гг. Критерием отбора моделей служили показатели объемов производства и реализации изготовленных по утвержденным эскизам изделий.

По результатам социологического опроса, проведенного среди покупателей и продавцов фирменного магазина «Модер» РПТФ "Виктория", установлено, что наилучшим образом реализуются отличающиеся высоким уровнем соответствия фигурам потребителей и гармоничностью пропорционального решения модели, которые и были отобраны для исследования. На рисунке 33 в качестве примера приведены две из рассмотренных моделей.

Все исследуемые эскизы костюмов были выполнены на бумаге формата А4, в одинаковом масштабе, с детальной прорисовкой конструктивных линий и функциональных деталей.

Прежде чем приступить к анализу эскизов костюмов, сначала удостоверились, что представленная на рисунках мужская фигура пропорциональна, и в ее членениях использован закон золотого сечения» В соответствии с правилом золотого сечения, должна соблюдаться пропорция: fcfo = wto= 1,618 1 Д (3.6) где h - рост человека; п - расстояние от линии талии до земли; т - расстояние от верхушечной точки головы до линии талии (см. рисунок 3.3, а). а) б) Рисунок 3.3 - Эскизы моделей мужских костюмов РПТФ «Виктория» Расчеты показали, что на рассматриваемых эскизах изображена фигура с пропорциями: h/n =228/141 = 1 б17; л/т =141/87 = 1,621. Следовательно, изображенная на эскизах мужская фигура пропорциональна, и полученные на основе этих эскизов результаты анализа пропорций мужского костюма можно считать достоверными.

Для исследования были выбраны следующие пропорциональные отношения: длины пиджака к общей длине костюма (пиджака и брюк), длины пиджака к его ширине по плечам, а также к уровню расположения верхнего кармана с листочкой, боковых карманов, уровню первой (верхней) петли.

Обозначив на рисунке общую длину костюма (пиджака и брюк) от верхней точки пиджака до линии низа брюк - через А, длину пиджака (от верхней точки до линии низа) - В, длину видимой части брюк (от линии низа пиджака до линии низа брюк) - С (см. рисунок 3.3, а), произвели необходимые измерения- В таблице ЗЛ4 приведены значения А, В, С в исследуемых моделях.

В соответствии с правилом золотого сечения, в моделях должно соблюдаться равенство: А/В=/С=1,618 »1,6. Расчеты показывают, что для моделей 1 и 3 эти отношения составляют: А/В=215/120=1,79; В/С=120/95=1,26; моделей 2, 4, 10, 17 - А/В - 210/110 -1,90; В/0110/110=1 ДО; моделей 5, 6, 11, 12, 19 - А/В = 210/120 =1,75; В/О120/90= 1,33; моделей 7 и 8 - А/В=210/105=2,00; В/С=105/105=1,00; моделей 9, 15, 20 - А/В=205/11(М,8б; В/С=110/95=1,15; для модели 13 -А/В=215/110=1,95; В/О 110/105= 1,04; модели 14 - А/В=205Д15-=1,75; В/0115/90=1,27; моделей 16 и 18 - А/В=210/125=1,68; В/С=125/85=1,47.

Таким образом, расчетами установлено, что отношения длины пиджака к общей длине костюма и к длине видимой части брюк в большинстве рассмотренных моделей не равны коэффициенту пролорционирования Ф =1,618. Из двадцати моделей только в двух (№16 и №18) значения коэффициентов приближены к отношению золотого сечения. Вместе с тем, если принять, по аналогии с принятыми в п.п. 3.1 Л допущениями, что при копировании моделей и измерении расстояний возможно возникновение ошибок, связанных с погрешностью инструментов, и задаться 95-ти и 90 %-ной доверительной вероятностью для определения «попадания» результатов наших расчетов в интервалы: Ф ± 0,05Ф иФ± 0,10Ф, то тогда число моделей, отвечающих отношению золотого сечения, достигнет 40 %.

На следующем этапе рассчитали отношения длины пиджака к его ширине по плечам D (см. рисунок 3.3, а)- Прямым измерением на эскизах установили, что ширина пиджака по плечам составляет: D=53 мм - в моделях 11, 12, 16, 18, 19; 55 мм - в моделях 2, 4, 7 - 10, 13, 14, 17; и 57 мм - в остальных моделях.

Расчет отношения B/D показал, что: в моделях 1, 3, 5, 6 - B/D = 120/57 =2,10; в моделях 2,9, 10, 13, 17 - B/D =2,0; в моделях 7 и 8 - B/D = 1,90; в моделях 11т 12, 19 - B/D = 2,26; в модели 14 - B/D = 2,09; в моделях 15 и 20 -B/D = 1,93; в моделях 16 и 18 - B/D =2,35,

Как видно из приведенных расчетов, длина пиджака и его ширина по плечам в моделях соотносятся не по закону золотого сечения. Это может быть объяснено тем, что современное (1998-2000 гг.) направление моды рекомендует неширокие в плечах пиджаки, а также тем, что изображения мужской фигуры на эскизах художников-модельеров стилизованы и несколько "вытянуты4.

Обозначив расстояние от верхней точки пиджака до линии расположения кармана с листочкой через Е, а расстояние от линии расположения кармана с листочкой до низа пиджака - F, рассчитали отношения этих участков между собой и к длине пиджака в целом. Значения Е, F и отношения B/F и F/E приведены в таблице ЗЛ5, а участки Е и F показаны на рисунке 3,3, а.

Проектирование детской одежды с использованием приемов морфологической трансформации

Эффективность комплектования различных частей детской одежды легко достигается и становится наиболее типичной для современного характера одежды, тем более что они дают психологическую возможность по-новому сочетать различные элементы одежды по собственному усмотрению ребенка, реализуя его потребность в обновлении и творческом участии в вы работке своего стиля одежды, К тому же красивая и удобная одежда создает хорошее настроение, развивает художественный вкус ребенка на ранних этапах жизни.

Наилучшим способом организации одежды, особенно детской, является ее мыогослоиность; эстетически осмысленная, она представляется как комплексное решение одежды. Этой цели может служить МТ [101] - средство приданию изделию многозначности. С дизайнерской точки зрения, вещь трансформируема, если она обладает такой подвижной материальной структурой, которая позволяет ей превращаться в другую вещь или существенно изменять свои качества.

Трансформация выступает как морфологическое свойство, при котором морфология обретает способность менять свои пространственные характеристики и тем самым формировать новые свойства, видоизменять функцию объекта. Сам процесс МТ состоит из трех этапов: наличие исходной трансформы, исчезновение и превращение в новую трансформу. Любой прием МТ несет такие преобразования. В работе Л.Ш. Шамухитдиновой, Е.Б. Кобляковой, Т.К. Федотовой [208] предложено использовать МТ как одно из средств для продления срока службы (долговечности) детской одежды, ее физического и морального износа. В наших работах [71 101, 180, 209], выполненных совместно с СВ. Куреновой и С.А. Гончаровой, предложено использовать МТ для изменения конструктивно-композиционного решения моделей (в том числе путем различных комбинаций разных по цвету материалов), оперативного изменения теплозащитных характеристик одежды.

Предложенная JLI1L Шамухитдиновой и др. [210] классификация конструктивных решений трансформируемых элементов одежды и схема использования средств МТ в одежде в результате выполненных нами исследований [209] дополнена двумя видами промежуточного процесса: «вывертывание» и «складывание-раскладывание» (таблица 4Л).

Вместе с тем, для установления участков поверхности тела ребенка, требующих дифференцированной подачи тепла, определения толщины и состава пакета материалов для различных участков детской одежды с ТЭ необходимы специальные исследования. Впервые такие исследования проведены в ЮРГУЭС под руководством автора [211]. Установлено, что при изменении физической активности ребенка необходимо оперативное изменение толщины пакета материалов одежды на участках туловища, бедра, плеча.

С целью улучшения теплозащитных свойств детских изделий, изменения их конструктивно-композиционного решения (в том числе, за счет различных комбинаций цветовых сочетаний материалов), возможно использование некоторых средств внешней (присоединение-отделение, свертывание -развертывание отдельных элементов, регулирование-фиксация их размеров) и внутренней (совмещение - вкладывание теплозащитных прокладок) трансформации [101].

Особый социальный и экономический интерес представляет использование средств и приемов МТ для продления сроков активной эксплуатации детской одежды.

Проведенный в [208] анализ изменчивости размерных признаков детей показал, что интенсивная ежегодная прибавка в росте наблюдается у детей в возрасте 6-7 лет (до 8,0 см), а также у девочек 9-10 лет (до 6,3 см) и мальчиков 12-13 лет (до 8,3 см). Увеличение роста влечет за собой увеличение остальных, прежде всего вертикальных, параметров тела ребенка. По данным [210], в период младшего школьного возраста длина туловища увеличивается до 1,0 см, а длина ноги - на 3,5-4,0 см в год. При этом, большая доля в увели чшшн роста (в я $двем до 5,0 ем в год) приходятся вд длину наги, причем на гчэлень больше, чем на бедро В нашей работе [2І2] погашаю, чти наибольшие и:шйн лшв ведущих размерных признаков наблюдаются у детей в старшем школьном возрасте, то есть в И-15 лет. При этом девочки растут интенсивнее в начале этого возрастного периода, а мальчики - в. конце (рисунок 4.1 )

Анализ данных [213] показывает, что величина изменения длины тела у МЙРІЬЧМКОВ :т один год составляет ш1 43 до 7Д6 см., изменения обйватя груди - от 1,66 до 4,15 см. Пик наиболее интенсивного роста мальчиков приходится на 13-15 дет, У девочек: аналогичные данные составляют соответственно от 155 до 6,52 см по длине тела и от 2,29 до 3,83 см - по обхвату груди. Пик активности их роста приходится на 11-13 кт\ Сравнивая Полученные щнные с величинами интервалов безразличия (k) по росту (6?0м) и обхвату груди? (4,0см), приЕшш к выводу 5 что и периоды интенсивного роста дети вырастают из одежды своего размера быстрее чем за один годэ что значительно укорачивает срок эксплуатации, изделия. Поскольку интенсивнее происходит изменение продольных размеров тела детей, при проектировании одеждьт следует особое внимание обратить на конструктивные параметры определяющие продольные измерения как всего тделия, гак и ого деталей

Похожие диссертации на Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды