Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды Коробцева Надежда Алексеевна

Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды
<
Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коробцева Надежда Алексеевна. Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды : диссертация ... доктора технических наук : 05.19.04.- Москва, 2005.- 304 с.: ил. РГБ ОД, 71 05-5/678

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Научно-экспериментальные истоки и предпосылки формирования импрессивного подхода к проектированию швейных изделий 17

1.1. Современные тенденции теории и практики проектирования, управления качеством в русле изучения особенностей восприятия. 17

1.2. Основные проблемы проектирования одежды и предпосылки создания импрессивного подхода к их решению . 39

ГЛАВА 2. Разработка теоретико-методологических основ импрессивного подхода к проектированию одежды . 60

2.1. Определение сущности импрессивного подхода 60

2.2. Методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды 70

2.3. Разработка концепции импрессивного подхода к проектированию одежды 90

2.4. Разработка направлений исследований импрессивного подхода 109:

ГЛАВА 3. Исследование контура конструкции и определение эев изменений конструктивных параметров 135

3.1. Исследование контура конструкции мужской одежды и определение ЭЕВ изменений конструктивных параметров 135

3.2. Исследование контура конструкции женской одежды и определение ЭЕВ изменений конструктивных параметров 164

ГЛАВА 4. Разработка способа проектирования одежды на основе импрессивного подхода 187

4.1. Общая характеристика способа 187

4.2. Разработка методики конструктивной унификации при проектировании моделей одежды 191

4.3. Разработка методики конструктивного модифицирования при адаптивном конструирован и и 198

4.4. Разработка рекомендаций по использованию данных ЭЕВ по различительной чувствительности при градации лекал 201

4.5 Разработка способов конструктивной модификации на основе импрессивного подхода 204

4.5.1. Разработка способа конструктивной модификации фантазийных элементов одежды 204

4.5.2. Разработка методики конструирования воротников. 207

4.5.3. Разработка устройств для реализации импрессивного подхода в процессе конструирования 219

4.6. Вопросы стандартизации размеров одежды в швейной отрасли и разработка метода размерной антропологической стандартизации 229

ГЛАВА 5. Применение импрессивного подхода при проектировании моделей в современных автоматизированных системах (САПР) 238

5.1. Реализация в САПР «Инвестроника» метода унификации при проектировании моделей 238

5.2. Разработка конструктивно-модификационных рядов в САПР «ЛЕКО» 243

5.3.Оценка экономической эффективности и результативности импрессивного подхода. 253

Заключение... 258

Библиография 266

Введение к работе

Данная работа посвящена разработке теоретико-методологических основ импрессивного подхода1 (ИП) к проектированию одежды, возникающего в рамках художественного и инженерного проектирования на основе учета импрессивной составляющей одежды.

Актуальность темы. В настоящее время остро стоит проблема выживания предприятий легкой индустрии. Это связано с насыщением рынка товарами импортного производства по доступным ценам. Позитивное восприятие товара потребителем является гарантией выживания швейных предприятий в таких условиях.

В рамках концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг" подчеркивается необходимость повышения конкурентоспособности отечественной продукции, которая в современных условиях немыслима без дальнейшего изучения специфики потребителя, особенно системы его восприятия. Развитие эффективности проектирования на основе изучения системы впечатления от одежды у различных групп потребителей может обеспечить высокое качество товаров, рост привлекательности изделий для потребителя, что особенно важно для предприятий сферы сервиса, индивидуального изготовления одежды.

Требованиями времени является мобильный выпуск разнообразных модных изделий, быстрое обновление ассортимента и обеспечение товарами, пользующимися спросом у населения. Эти требования недостаточно обеспечены системой промышленного проектирования и конструирования.

Принятая в 80-е годы экспертная концепция оценки качества швейных изделий терпит крах без учета ряда психологических потребительских требований. До сих пор в российской науке не выделялись психологические показатели качества одежды для потребителя, не изучались психологические 1 Франц. impression-впечатление. 2 В журнале «Стандарты и качество» см рубрику «Качество как национальная идея» с Ла4 за 2001г. и далее. аспекты удовлетворенности качеством одежды, особенности восприятия одежды потребителем. Изучение и прогноз спроса на проектируемые модели без использования психологических методов, в основном социологическими опросами, приводит к неизученности системы восприятия потребителя и, в итоге, к немалым экономическим потерям в проектировании.

Проведение: в швейной отрасли маркетинговых исследований; требует дальнейшего развития концепции формирования и обеспечения качества одежды, ориентированный на потребителя. Потребительская концепция оценки качества с включенной, в изучение системой впечатления от одежды у потребителя позволит в начале жизненного цикла продукции точней определить спрос, повысить: эффективность и снизить затраты на проектирование за счет ранней выбраковка бесперспективных образцов. Исследования особенностей впечатления от одежды у групп потребителей, влияющих на прогноз спроса и определяющих совокупное качество изделий для потребителя, особенно важно на предприятиях сервиса.

Сегодня как никогда необходим научный поиск подходов, путей, технологий проектирования швейных изделий для более оперативного обновления ассортимента, конкурентоспособности продукции, еще более успешного удовлетворения потребительского спроса (Бескоровайная Г.П., Медведева Т.В., Коблякова Е.Б., Андреева E.F., Петушкова Т.Н., Козлова Т.В., Шершнева Л.П;, Кокеткин П;П., Пармон Ф.М., Рахманов Н.А., Беляева С.А., Лопандина. С.К., Савельева И.В., Тузова И.А., Веселов В:В.). Такой поиск ведется рядом ведущих вузов России, Белоруссии: и Украины5. Выполняются работы в области повышения эффективности ручного и автоматизированного проектирования одежды (Коблякова Е.Б^, Андреева Е.Г., Шершнева Л.П., Медведева Т.В„ Беляева С.А„ Мартынова А.И., Сурикова Г.И., Зуева Т.В., 1 Московским государственным университетом дизайна: и технологии (МГУ ДТ), Московским государственным текстильным университетом им. А.Ы. Косыгина (МГТУ), Российским заочным институтом текстильной и легкой промышленности (Рос ЗИТЛП), Иваїговской государственной текстильной академией (ИГГА), Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса (ВГУЭС), С.-П. государственным университетом технологии и дизайна. Витебским государственным технологическим университетом, Костромским государственным технологическим университетом, Димитровградским институтом технологии управления и дизайна, Орловским государственным техническим университетом, амурским государственным университетом.

7 Волкова Е.К., Ивлева Г.С., Мурыгин В.Е., Медиков Е.Х., Рогожин А.Ю., Иевлева Р.В.), разработаны научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды (Бескоровайная ГЛ.). Однако до сих пор не разработаны теоретические и методологические основы учета впечатления от одежды.

Зарубежные исследования последних десятилетий свидетельствуют об активном изучении впечатления от одежды для задач проектирования одежды. В них показано, что доля впечатления среди других факторов при выборе одежды составляет 33%, этим и обоснованы интенсивные исследования проблемы впечатления от формы, цвета и материалов. В зарубежных работах (Кеитиро, Морооку, Тоору Есиока, Токура X., Фудзивара Ф., Шаудари Уша, Tamura Т., Koshiba, Коши, Nishimatsu Toyonory, Kayoko Izumi, Masako Niwa) очевидна постановка проблемы учета впечатления для целей проектирования, оценки качества, изучения спроса на швейные изделия (Hyun S.O., Hollies N.R.S., Spivak S.M; Workman Jane E. (англ.), Mitu Stan, Hoblea Zulfet и др. (рум.); Doi Chizuko, Tsuchida Masako, Kurahashi Hisako (яп.); Zieliski Janusz (пол.)).

В швейной отрасли России в XX веке осознана необходимость использования закономерностей зрительного восприятия в процессе проектирования одежды (Беляева-Экземплярская С.Н., Бескоровайная Г.П., Козлова Т.В., Коблякова Е.Б., Шершнева Л.П., Ахмедулова Н.И., Киселева А.Н., Петушкова Г.И., Климова Л.А., Тихонова Т.П., Третьякова Л.Н., Мартынова А.И., Ешеева С.С. и др.). Развиваются прикладные направления использования психологии восприятия и в других отраслях легкой индустрии -в проектировании обуви (Фукин В.А., Костылева В.В., Алешков В.Н., Тонковид Л.А., Конюкова Н.В., Фомина ТЛ\).

В России созрели все необходимые предпосылки и условия для формирования направления проектирования с учетом аспектов впечатления от одежды, называемого нами импрессивньш подходом. Его развитие требуется для обеспечения адекватного мировым тенденциям отечественного проектирования швейных изделий.

Развитие процессного подхода к менеджменту качества (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) делает необходимым формирование основ изучения впечатления в областях художественного и инженерного проектирования одежды. В; целях повышения эффективности;процесса проектирования необходимо разработать технический критерий, позволяющий на основе сокращения, интуитивных операций4, не приводящих к. качественно новым результатам, задать уровень технической новизны; моделей и обеспечить разработку модного ассортимента. Отсутствует инструмент оценки идентичности (различий) как отдельных параметров моделей, так и изделия в целом. Нет инструмента количественного анализа параметров при изменении модных тенденций.. Требуется совершенствование конструирования, получение надежного критерия однородности параметров, что- значительно сократит время поисковых операций, позволит эффективней разрабатывать разнообразные изделия.

Необходимы выделение импрессивной составляющей' от одежды, разработка теоретико-методологического аппарата количественной и качественной оценки впечатления, что позволит включить этот показатель, в процесс проектирования.

Эффективное научное решение задачи выпуска разнообразных изделий, пользующихся повышенным спросом, требует развития импрессивного подхода, дальнейшего углубления и развития вопросов зрительно-эстетической однородности изделий с позиций экспертов и потребителей.

Объектом исследования является процесс проектирования швейных. изделий.

Предметом исследования стала разработка формы и конструкции швейного изделия: с учетом импрессивной составляющей одежды. Экспериментальные исследования проводились на ассортименте мужских и женских изделий (женское легкое платье, мужская верхняя одежда).

Теоретико-методологическая основа исследования. Исследования проводятся с позиций системного подхода, на основе теории разработки.баз

В условиях ведения автоматизированного проектирования остается то же количество интуитивных решений исполнителя. данных, математического моделирования, теории проектирования одежды (Бескоровайная Г.П., Медведева Т.В., Коблякова Е.Б., Козлова Т.В., Шершнева Л.П., Савельева И.Н., Петушкова Г.И., Кокеткин П.П., Мороока Э., Токура X., Фудзивара Я.), теории и методологии психофизики (психофизическая пороговая концепция - Гибсон Дж., Фехнер Дж., Стивене С.С., Бардин К.В., Забродин Ю.М., Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Ратанова Т.В. и др.), теории управления качеством продукции (Г.Г. Лзгальдов, В.Я. Белобрагин, Б.В. Бойцов, В.В. Бойцов, В.Г. Версан, А.В. Гличев, Л.Г.Дубицкий, В.В. Окрепилов, В.И. Сиськов, В.П. Панов, Е.Г. Удовиченко и др.), теорий стандартизации и методо в у н ификаци и.

Общий методологический замысел исследования состоял в том, чтобы интегрировать с единой позиции существующие в отрасли предпосылки проектирования с учетом составляющих впечатления, обосновать и выделить самостоятельный подход, подтвердить его значимость для решения задач конструктивной модификации при создании рациональной конструкции.

Методологическими принципами ИП являются: принцип системности; развития; упорядоченности; взаимосвязанности со смежными дисциплинами; стандартизации и унификации; согласованности с общими тенденциями проектирования и управления качеством продукции.

Цель работы: совершенствование современной методологии и теории проектирования одежды на основе разработки импрессивного подхода.

В качестве исходной гипотезы было выдвинуто положение о том, что необходимость учета импрессивных составляющих при проектировании одежды требует выдвижения самостоятельного научного направления, разработки положений, концепции, терминологии, а также предложения методов и методик их измерения. Импрессивный подход становится источником развития теории, методологии и практики отдельных составляющих традиционного и автоматизированного проектирования.

В ходе теоретико-методологических исследований проверке подвергнуты нижеследующие положения.

На различных стадиях проектирования квалиметрин. впечатления позволяет выйти на мировой уровень проектирования, совершенствовать, проектно-конструкторские работы, дополняет теорию и методологию проектирования и конструирования, теорию модифицирования и модификации конструкции, совершенствует технологию процесса конструирования, сокращая затраты времени поисковых операций в ручном режиме на 10%, в автоматизированном в - 30-40 раз.

Введение в процессе конструирования; функций моделирования с коэффициентом в виде: элементарной единицы впечатления (ЭЕВ) позволяет формализовать: трудно формализуемые операции конструирования: и осуществить- выбор рационального параметра при разработке новых моделей; адаптивном конструировании, градации лекал. Функции используются^ для различных задач конструирования швейных изделий.

3) Ис п ол ьзо вание в конструировании функций моделиро вания на основе ЭЕВ повышает эффективность работы проектировщика как в ручном, так и автоматизированном режимах,, избавляет от непроизводительных поисковых операций и нерациональных интуитивных действий, не приводящих к. качественным и количественным изменениям формы изделия.

Задачи исследования:

Обосновать методологию и разработать теорию ИП как нового научного направления, задать направления его развития, разработать понятийный аппарат, сформулировать принципиальные отличия предлагаемого подхода, сформулировать его принципы, на основе обобщения подходов к исследованию образа^ одежды и определения теоретических, источников ИП. Определить спектр проблем проектирования, решение которых требует дальнейшего развития данного научного направления.

Предложить подход к управлению качеством продукции, предлагающий изучение восприятия групп потребителей и гарантирующий надежное обеспечение спроса на изделия.

Разработать способ проектирования на основе ИП, включающий разработку технического критерия оценки модных форм костюма и LI параметрическую формализацию задач конструктивной модификации и модифицирования.

4. Предложить направление психофизики одежды, возникающее на: стыке изучения одежды и, количественно области измерения: ощущение человека.

5; Разработать концепцию развития системы стандартизации7 в проектировании одежды, развить ~ подходы к унификации: основных формообразующих деталей конструкции швейного изделия; и приемов, конструирования, управлению конструктивной модификацией на; различных этапах проектирования на основе формализации трудно формализуемых операций конструирования через исследование элементарной^ единицы впечатления.

6. Обосновать концепцию автоматизации процесса разработки конструкции и комплексное решение задач плоскостного конструирования. Реализовать концепцию в СЛПРО «ЛЕКО». Показать результативность ИП при традиционном, автоматизированном; и автоматическом проектировании швейных изделий.

Методы исследования: для решения поставленных задач был использован комплекс различных исследовательских методов.

Проведен теоретический анализ проблем современного проектирования. Разработан подход к решению вопросов; современной размерной антропологической стандартизации.

Методы эмпирического исследования; разработаны: авторский способ проектирования на основе импрессивного подхода; пакет прикладных методик, исследования: контура конструкции; методики конструктивной модификации и; модифицирования.

Для получения экспериментальных данных использованы методы теории:вероятности, математической статистики, алгоритмизации и программирования, психофизический метод постоянных раздражителей.

Достоверность полученных результатов подтверждается теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертационном исследовании проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, использованием статистически надежного метода постоянных раздражителей,-репрезентативностью^ выборки испытуемых и оценкой статистической значимости различий параметрическим; и непараметрическим критерием, (критериями Стьюдента и Пирсона).

Основные положения, выносимые на защиту.

1) Разработка импрессивного подхода связана с развивающимися в мировой практике исследованиями процесса учета впечатления от одежды последовательно: на разных стадиях проектирования; отраслевым запросом совершенствования современного проектирования; наличием зрелых теоретико-методологических предпосылок и условий постановки данной научной области; наличием широкого круга отраслевых проблем проектирования и предпринимаемых попыток их решения; неудовлетворенностью потребителя, несмотря- на перенасыщенный рынок одежды.

2) Импрессивный подход вводит в проектирование одежды учет впечатления^ от одежды у различных: групп потребителей. Принципиальным отличием ИП является предложение решения; ряда проблем стадий проектирования на основе исследований составляющих впечатления от одежды у потребителей, а также использование методологии психофизики одежды и психологии восприятия наряду с традиционной методологической базой;

Центральным вопросом, решаемым в работе практически; на основании; исследований, является вопрос формализации трудно формализуемых операций конструирования при разработке рациональной конструкции.

3) ИП направлен на решение задач: управления качеством продукции; прогнозирования спроса; обеспечения потребительской новизны форм при рациональном и эффективном проектировании; разработки формы одежды с учетом эффектов и иллюзий: зрительного восприятия; развития системы стандартизации в проектировании одежды; унификации основных формообразующих деталей конструкции швейного изделия и приемов конструирования, управления конструктивной модификацией на различных

13 этапах проектирования на основе формализации трудно формализуемых операций конструирования; проверки качества изготовления швейных изделий; развития и совершенствования размерной стандартизации населения для целей изготовления одежды; обеспечения комфортности одежды в ощущениях для носчика.

4) ИП предлагает в конструировании формализацию расчета конструктивных параметров на основе исследований элементарной единицы впечатления конструктивного контура и изменения положений точек. Методика определения ЭЕВ универсальна, применима для любых ассортиментных групп изделий и. потребителей, ЭЕВ - это величина, получаемая на основе исследований дифференциальных порогов зрительного восприятия изменений конструктивных участков параметров формы, конструкции, цвета, материалов для заданной вероятности обнаружения каналами восприятия у потребителя. Технология измерения ЭЕВ базируется на методологии психофизики одежды, которая определяется в работе как пограничная дисциплина, возникающая на стыке классической психофизики и прикладных задач проектирования одежды.

5) Формализация трудно формализуемых операций конструирования в рамках ИП осуществляется на основе математического моделирования решения задач конструктивной модификации (КМ), разработанного научного инструментария с использованием функций КМ, полученных на основе исследований ЭЕВ.

Импрессивный подход вносит вклад в развитие теории, методологии и практики унификации конструкции и процесса конструктивной модификации. Методика конструктивной модификации универсальна, применима для любых ассортиментных групп изделий, любых заданных вариантов модификации и может быть использована для разработки конструктивно-модификационных рядов деталей.

6) Импрессивный подход повышает эффективность ручного конструирования на 10-16% за счет разработанных методов и способов стандартизации, предложения пакета методик конструктивной модификации

14 для различных случаев проектирования взамен интуитивного поиска, управления процессом унификации конструкции, ее элементов. В автоматизированном режиме результативность конструирования повышается в 20-30 раз.

Предложенный в работе метод унификации проектно-конструкторских работ на основе ИП отвечает требованиям повышения эффективности процесса в целом. Методика конструктивной модификации позволяет перейти к формализации ряда конструкторских разработок, повышает технологичность ручного и автоматизированного конструирования.

Научная новизна. Теоретико-методологическая новизна состоит в: теоретико-аналитическом изучении и обобщении тенденций теории и практики проектирования в русле технологий учета впечатления и обосновании возможности решения ряда актуальных проблем; обосновании методологии и разработке теории ИП как нового научного направления, задании направления его развития, создании понятийного аппарата, формулировке принципиальных отличий предлагаемого подхода, формулировке его принципов; обозначении широкого спектра проблем проектирования, решение которых требует дальнейшего развития данного научного направления; - разработке подхода к управлению качеством продукции, предлагающего изучение восприятия групп потребителей и гарантирующего надежное обеспечение спроса на изделия; разработке способа проектирования на основе ИП, включающего разработку технического критерия оценки модных форм костюма и параметрическую формализацию задач конструктивной модификации и модифицирования; предложении направления психофизики одежды, возникающего на стыке изучения одежды и количественной области измерения ощущений человека; - предложении концепции развития системы стандартизации в проектировании одежды, развитии подходов к унификации основных

15 формообразующих деталей конструкции швейного изделия и приемов конструирования, управлению конструктивной модификацией на различных этапах проектирования на основе формализации трудно формализуемых операций конструирования через исследование элементарной единицы впечатления; - предложении концепции автоматизации процесса разработки конструкции и комплексного решения задач плоскостного конструирования, реализованной в САПР «ЛЕКО».

Эмпирическая новизна состоит в: - психофизических исследованиях конструкций мужской и женской одежды; разработке алгоритма и программы автоматизированного обеспечения исследования ЭЕВ на конструктивных точках одежды; измерении ЭЕВ одежды на основе психофизических исследований контура конструкции (моделей); разработке технологии учета впечатления в проектировании на основе психофизического исследования; разработке способа конструктивной модификации и модифицирования на основе ЭЕВ и разработке методики определения величин конструктивной модификации деталей швейных изделий на основе ЭЕВ; развитии компьютерной технологии конструктивной модификации и модифицирования деталей швейных изделий в автоматизированном и автоматических режимах за счет ЭЕВ конструктивных изменений.

Практическая значимость работы заключена: - в повышении технологичности конструирования за счет метода стандартизации на основе ЭЕВ; - в определении ЭЕВ от изменений конструктивных участков для ряда точек и разработке практических рекомендаций по их применению через исследование дифференциального порога зрительного восприятия изменений конструктивных параметров мужской и женской одежды; - в определении уравнений конструктивной модификации и модифицирования параметров деталей одежды; - в разработке методики конструирования воротников на основе конструктивпо-модификационногоряда; - в разработке устройств, предлагаемых для построения конструктивно- модификационного ряда деталей: устройства для построения шаблона воротника; устройства для построения шаблона проймы; устройства для построения шаблона щелевидной проймы; устройства для построения шаблона рукава; - в разработке методики конструирования и приемов практической реализации рядов, с помощью технических устройств; —в разработке процедуры применения конструктивно-модификационных рядов в САПР "Инвестроника" и «ЛЕКО».

Структура и объем диссертации. Работа изложена на 304 страницах машинописного текста, содержит 72 рисунка, 34 таблицы и состоит, из введения, пяти глав с выводами, заключения, списка литературы из 448 наименований, приложений на 174 страницах (содержащих 20 таблиц, 8: алгоритмов, 95 рисунков).

Основные проблемы проектирования одежды и предпосылки создания импрессивного подхода к их решению

Задачей данного параграфа является анализ проблем проектирования и предпосылок создания импрессивного подхода.Первыми обозначим проблемы управления качеством при проектировании. В стандартах ИСО 8402 и ИСО 9000:2000, термин «качество» определен как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг,40 способных удовлетворять установленные или предполагаемые потребности [221,с.78].

В стандарте ИСО 9000:2000 представлены два термина по управлению качеством. Quality management (менеджмент качества) — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.Quality control (управление качеством) — часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.В стандарте ИСО 8402 использовался термин система качества [222, с.82], который определен как совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. При этом под общим руководством подразумевалось и управление и обеспечение качества.

По Огвоздину В.Ю. «система управления качеством» (система качества) — это совокупность подразделений и самостоятельных должностных лиц, каждое из которых выполняет свои функции управления качеством установленными методами [222, с. 82.].

Современное проектирование одежды построено на учете ряда важных требований, предъявляемых с одной стороны производством, с другой — потребителем [ 183].Однако недоучет требований потребителя, не исследованность составляющих его впечатления приводит к противоречию: с одной стороны -существованию насыщенного рынка, с другой стороны - неудовлетворенного покупателя, с третьей - падение спроса на отечественную продукцию.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001 проектирование определяется как одна из важнейших стадий жизненного цикла продукции, на которой ученые, конструкторы, дизайнеры являются ответственными за формирование качественных показателей своей продукции как при проектировании единичного изделия, так и при разработке изделий сериями. На стадиях изготовления и эксплуатации требуется лишь обеспечение и сохранение качества [148, с. 4].

Авторы определений процесса проектирования (Джонс Дж. К., КобляковаЕ.Б., Козлова Т.В., Кокєткин П.П., Колесников П.А., Романов В.Е., Хилл П.)[105, 147, 148, 150, 154, 155, 248, 268, 300] отмечают его многогранность,выдвигаются требования оптимизационного подхода [31, 163, 248, 332],рационализации [5, 29], комплексности [280], а также необходимостьиспользования компьютерных средств и организации САПР [2, 3, 43,.45, 51].

Микава Ж.М. отмечает [208], что «конкуренция вынуждает сокращать время жизненного цикла продукции и понижать ее себестоимость», поэтому важнейшим фактором успеха становится совершенствование процесса.В отрасли принята схема стадийности проектирования, рассматривающая этот процесс как последовательность предпроектного исследования и стадий: технического задания, технического предложения эскизного, технического и рабочего проектирования, испытаний и внедрения [147 , с.257]15.С точки зрения системного анализа [31, 36, 105, 219] правомерен дизайнерский [105, 148] и технический (инженерный) подходы к проектированию [105, 219, 268].

В связи с этим выделяют области художественного и инженерного проектирования. Однако это не два различных вида проектирования, а его различные ступени (части одного единого процесса).На наш взгляд, это две, неразрывно связанные, переплетенные системы, охватывающие процесс проектирования в целом. Схематично взаимосвязь частей проектирования представим в виде рис. 1.2.

До начала проектирования существует некоторая предпроектная стадия, которая позволяет сформировать входную информацию проектирования и оценить результат проектирования предыдущих моделей. Исследование закономерностей восприятия готовых образцов в рамках ИПО обогащает входную информацию, позволяет учесть опыт создания изделий при следующих разработках.

Как мы увидели ранее, одна из наиболее ярких тенденций - это стремление к эффективному прогнозированию потребительского спроса,5 Выдвигается киевской научной школой. борьба за. сокращение экономических потерь при реализации продукции. Развитие методологии импрессивного подхода позволит перейти к более эффективному прогнозированию потребительского спроса, за= счет количественного измерения единиц впечатления и развития области потребительской оценки качества готовой продукции.

На стадии разработки технического задания- (ТЗ) решаются творческие проблемы изучения современного спроса нат ассортиментодежды; анализируется проектная ситуация а также требования и условия производства. Стадия технического задания в настоящее- время охвачена мощной сетью; маркетинговых: исследован ий; Ставятся задач и все более полного определения спроса и запросов, всестороннего изучения потребителей.

В; настоящее время сформулированы; предпосылки совершенствования проектирования; промышленных коллекций;одежды на основе маркетинговых исследований [281 ].В; современных подходах к маркетинговым исследованиям отмечен; двуединый подход, а сам маркетинг определен как сложное и многостороннее; сложившееся к настоящему времени явление, некоторая «концепция предпринимательства» [227];

Двуединый подход отмечается в работах [217, 281]. Он означает, с одной: стороны - тщательное, всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов, потребителей и ориентации производства на эти требования. С другой стороны

Методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды

Методологической основой импрессивного подхода становится область психофизических исследований одежды. Обозначенная область является частью психологии восприятия и психофизики, предлагающей инструментарий для измерения любых ощущений человека.

Поясним употребление понятия «восприятие» в нашей работе.Согласно современным психологическим подходам, восприятие рассматривается как непосредственно-чувственное отражение действительности5.Восприятие (перцепция) - (от лат. perceptio - восприятие) по отношению к специфичному предмету - одежде означает целостное ее отражение, возникающее при непосредственном воздействии одежды (как физического раздражителя) на органы чувств. Одежда является весьма специфичным объектом восприятия.

Объемно-силуэтные формы костюма и одежды воспринимаются и анализируются наблюдающий по наиболее характерным признакам геометрической структуры и преобразуются в сенсорные образы-отображения.Процесс зрительного восприятия одежды соответствует последовательности вое приятна лбого объекта (см рис. 2.6 по [75]).

При различении двух однотипных моделей происходит изучение и сравнение не их физических параметров, а соответствующих отображений. При этом размерность и независимость параметров в физическом пространстве не всегда сохраняется в свойствах сенсорного образа [127,128, 185].восприятия объекта

Анализ процедуры исследования ИЗБ ряда работ, показал, что имеется много существенных и принципиальных отличий от психофизической техники.

Исследование ИЗБ контурных точек конструкции направлено на решение задач области конструктивной модификации, одной из которых является рационализация приемов и методов работы конструктора. Нерешенной научной задачей является возможность управления конструктивными изменениями на основе психофизической техники и исследований дифференциальной чувствительности.

Исследования в области экспертных оценок конструкции имеют ряд существенных отличий от психофизической техники. Они могут быть сведены к следующему: а) как правило, выявляется мнение экспертов по заданным конструктивным точкам при одно-, двух-, трехкратном предъявлении объекта. Психофизическая техника предполагает многократное предъявление объекта, в порядке, остающемся не ясным для испытуемого; б) выявляемое экспертное мнение, выраженное в числовом выражении, относится к конкретной конструкции. Получаемые исследователями психо 72 физические результаты представляются, некоторой зависимостью с возможностью получения интересующих интервалов безразличия при различной вероятности обнаружения испытуемым согласно статистической теории: I обнаружения сигнала. Психофизическая техника позволяет распространить ] результаты, полученные на. одной, конструкции; на, другие изделия внутри ассортиментной группы, что повышает эффективность самих исследований и в ; конечном счете удобней в прикладных исследованиях; I в) при: выявлении экспертных мнений не всегда указываются количественные параметры, исследуемых конструкций, что является весьма I значимым в психофизической технике; \ г) применение психофизической техники, вывод единиц зрительного і восприятия: требует строгого обоснования и фиксации расстояния: Е І предъявления, что не обязательно при составлениимнений экспертов; I Разнообразие конструктивных построений даже; с использованием Ї базовой конструктивной; основы на одну силуэтную форму связано с І необходимостью различных декоративных изменений с учетом моды [76]. Вї настоящее время размеры, декоративных изменений определяются1 I непосредственно исполнителем (конструктором), исходя из личного опыта I работы, требований моды и интуиции специалиста. Считаем недостаточными і разработки в области; учета закономерностей зрительного восприятия: при \ проектировании и конструировании одежды. Ослабление внимания.к вопрос ам зрительного восприятия ведет, к просчетам в- конструкции; изделия, \ неоправданным затратам конструкторского времени на поправки, не \ приводящие:к. возникновению зрительно нового решения (варианта), то есть качественно не улучшающих конструкцию. Вотрасли утвердился подход к определению «интервала зрительного безразл ич ия» путем выясн ен и я мнения экспертов поп оводу тех или ин ых : изменений; параметров швейного изделия: при модификации конструкции. Величины, получаемые под названиями «интервалы зрительного безразличия» (далее ИЗБ),.НЭБ существенно отличаются от тех результатов, I которые получаются в импрессивном подходе. Анализ проводимых исследований для целей проектирования одежды показал, что неоднократно обосновывалась необходимость исгюльзования величин и закономерностей зрительного восприятия для решения различных отраслевых проблем и задач проектирования при практическом отсутствии обращений к методологии психологии восприятия, как науке, позволяющей количественно определять интервалы зрительного, либо иного восприятия. Установлено, что психофизические интервалы зрительного безразличия, имеющие большое значение для решения ряда отраслевых проблем, остаются на сегодняшний день не исследованными как на контингенте экспертов, так и потребителей, экспериментально не выявлены также психофизические закономерности восприятия одежды потребителем, влияющие на выбор и предпочтения моделей одежды.

На основе предложения об использовании теории психологии восприятия сформулируем некоторые положения, имеющие для нас важное методологическое значение.

Положение 1. Согласно утвердившемуся подходу к изучению «интервалов безразличия» в экспериментальной практике принято получать ИЗБ путем опроса экспертных мнений. Исходя из отраслевых потребностей, сложились предпосылки для обращения к классической дисциплине, изучающей зрительную чувствительность и вместе с ней пороговые величины зрительного восприятия (к теориям и методам данной науки), через которые определяются любые интервалы зрительного безразличия при определенной вероятности их обнаружения. Становится ясным двойное использование термина: в швейной области по отношению к величинам, представляющим из себя экспертное мнение, отличное по своей природе от термина «интервала зрительного безразличия», употребляемого в связи с применением психофизической техники. Получаемые дискретные величины экспертных мнений имеют природу, отличную по сути от природы психофизических интервалов зрительного безразличия, являющихся количественными единицами измерений зрительных ощущений. Импрессивный подход вкладывает

Исследование контура конструкции женской одежды и определение ЭЕВ изменений конструктивных параметров

Исследования, проведенные на мужском ассортименте, позволили выявить особенности перцепции одежды потребителями мужской одежды. Полученные, согласно рабочей гипотезе, экспериментальные величины порогов конструктивных изменений различных точек мужской одежды не могут быть перенесены на ассортимент женских изделий из-за разницы восприятия мужской и женской одежды в целом, известной из литературы.

Необходимость исследования величин дифференциальных порогов изменений конструктивных параметров женского ассортимента вызвана отсутствием каких-либо исследований в данной области, а также задачами рационализации проектирования, разработки критерия конструктиеио-перг\ептивгюй однородности.

В качестве объекта предъявления в эксперименте был получен контур женского легкого платья, полученный методом фотограмметрии с реальной модели (см. подготовку объекта предъявления - приложение 5.4). Для этого предварительно были получены конструкции женского легкого платья по нескольким методикам конструирования (ЕМКО СЭВ, ЦОТШЛ, МГАЛП, Мюллер).

Конструкция, построенная по методике МГАЛП (на размер 164-96-104) была выбрана для экспериментального исследования данной серии, так как макет, полученный по чертежам, имел высокое качество посадки.Эксперимент проводился с однородной группой потребителей одежды (20 девушек 16-18 лет) с участием Зинченко И.А.

Процедура эксперимента серии С включала: систему точек и направлений вносимых изменений, систему предъявления, протокол работы с испытуемым. Перед экспериментом с испытуемым проводился инструктаж (согласно инструкции прил. 3.1). В ходе эксперимента испытуемому предлагалось определить разницу в положении определенной точки. Точки для исследования выбирались с позиций их значимости в конструкции изделия и наибольшей изменчивости конструктивных параметров, исследованных ранее [279].

В серии С исследовались следующие точки: 1 - точка глубины горловины полочки; 2 - точка ширины горловины полочки; 3 - плечевая точка (расширение плечевого шва происходило без изменения ширины изделия); 4 - точка уровня кокетки.

Система исследуемых точек и направлений вносимых изменений представлена на рис. 3.17.На рис. 3.18 изображены фрагменты схем исследования системы точек. Каждой точке присваивался код, и задавалось 7 вариантов рисунков с измененным положением исследуемой точки на шаг предъявления,

Шаг предъявления в данной экспериментальной серии составил R=l мм. Расстояние предъявления 60 см. Масштаб предъявления -1:2.Процедура исследования полностью соответствовала положенной при психофизическом исследовании и методологической основе главы 2.

Как и во всех других случаях испытуемому предлагалась трехкатего-рииная система ответов.Варианты ответов испытуемых имели условные обозначения в первичном протоколе эксперимента согласно нижеследующей таблице 3.13.Для точек 1 и.4 использовались варианты: "выше", "ниже", "равно"; для точек 2 и 3 - "шире", "уже", "равно". Испытуемому сообщалось, какая точка подвергается изменениям.

Выбранные для исследования точки сильно подвержены влиянию моды, являются контурными точками лекал полочки швейного изделия. Направления движения точек обусловлены реальными направлениями их изменчивости. Перемещение точек и их кодировка в эксперименте представлено в таблице 3.14. лось 7 позиций точек, рисунки помечались трехзначным кодом, где: первая позиция кода соответствовала номеру точки на рисунке; вторая позиция соответствовала кодировке движения точки согласно таблице; третья позиция обозначала ассортимент (1 - женское легкое платье).

Так, к примеру код 111, обозначает, что изменяется точка 1 -глубины горловины полочки (согласно рис. 3.17), вторая 1 кодирует движение точки вверх-вниз, третья 1 - означает ассортимент женского легкого платья.

Намеченные объекты предъявления (раздражители или стимулы) должны охватывать всю область перехода от не ощущения к ощущению и по возможности не выходить за ее пределы. Согласно метода постоянных раздражителей рекомендуется использовать от 5 до 7 стимулов (в нашем случае 7 рисунков объекта предъявления) [28, с. 175];

В результате первичной репрезентации данных6 (пример приведен на рис. 3.19) получены средние величины порогов на каждую исследуемую точку. Для точки глубины горловины полочки - 0,96 мм; для точки ширины горловины полочки - 1,07 мм; для точки конца плечевого среза - 1,21, мм; для точки уровня кокетки - 4,08 мм. Полученные уравнения прямых приведены в таблице 3.15. Средние величины порогов экспериментальной серии С по группам для 2-категорийной системы представлены в таблице 3.16.Наибольшую практическую значимость для проектирования имеют процентные выражения величин, которые могут широко использоваться в конструкторской практике.

Разработка методики конструктивного модифицирования при адаптивном конструирован

При адаптивном конструировании размер изделия и его пропорции необходимо сохранить. Пусть Ри - размер изделия; П - пропорции, тогда имеем:Ри= const; П = const.

Задача состоит в изменении одного (нескольких) параметров конструкции без заметных изменений конструкции изделия. Такая модификация определяется требованиями технологии, например, более рациональной и экономичной раскладкой швейного изделия. Данная задача связана с реализацией возможности адаптивного конструирования [279].

Реализацию поставленной задачи предлагается производить, используя экспериментальные данные о величине дифференциальных порогов зрительного восприятияшзменений;конструктивных параметров по конструктивным точкам прш Р = 50%. Величина модификации конструкции; должна быть на уровне пороговой- величины различения изменения тара-метров. Для модификации- предлагается таблица с величинами- изменений конструктивных параметров по- исследованным, конструктивным точкам (табл. 4:3).Для І мужской: одежды в общемг виде: по исследуемым точкам имеем уравнения расчета конструктивного параметра любого члена ряда.

Таким образом, основываясь на экспериментальном материале, адаптивному конструированию подвергаются точки глубины и ширины горловины полочки, плечевая точка, точка ширины воротника, точка уровня кокетки, точка уровня низа рукава, точка уровня низа изделия, точка ширины манжеты и изменения ширины изделия.

Вариант относится к размножению лекал швейных изделий. Величины изменения конструктивных параметров для третьего случая см табл. 4.4. Традиционная система размножения лекал мужской молодежной куртки для базовой конструктивной основы 176-100-82 нами разработана в работе [447].В настоящее время в процессе размножения лекал не учитываются закономерности зрительного восприятия, позволяющие унифицировать процедуру размножения и, что наиболее важно, контролировать и сохранять пропорции изделия при переходе в другой размер (рост). Размножение лекал представляет собой широкое поле приложения закономерностей зрительного восприятия. Очевидна возможность совершенствования системы размножения лекал с учетом дифференциальных порогов зрительного восприятия.

В общем виде уравнения расчета КМР исследованных конструктивных участков в женской одежде имеют вид (Р=76%) (табл.4.5) Таблица 4.5 Уравнения расчета КМРРасчет параметров в случае градации лекал женской одежды по экспериментальным сериям представлен на рис. 4.47-4.55 прил. Для решения задач увеличения числа вариантов получаемых конструкций, расширения ассортимента, обеспечения новизны и оригинальности внешнего вида, а также обеспечения возможности появления новой функции известной детали, например оката-кармана, оката-клапана и т.д, нами разработан способ конструктивной модификации фантазийных элементов. Новизна разработанного способа, подтверждена получением патента РФ [446].

Поставленная задача достигается в способе построения криволинейных лекал фантазийных элементов одежды путем:деления деталей конструкции на части с последующим их сведением или разведением и окончательным оформлением лекальной кривой. Способ отличается тем, что проводится 2-20 конструктивные линии под и/или над выпуклыми лекальными кривыми с выделением отдельных сегментов, деление осуществляется в сегменте, а разведение (сведение) частей осуществляется путем раскрытия (закрытия) сегмента за (до) или по касательной, проведенной через наивысшую точку кривой сегмента.

Проведенный литературный научно-технический поиск показал, что данный способ не описан и что соответствует критерию «новизна».Изменение порядка операций способа и изменение условий приемов приводит к недостижимости результата, что соответствует критерию «изобретательский уровень».

Предлагаемый способ может быть осуществлен к любому криволинейному лекалу с любыми его исходными параметрами, что соответствует критерию «промышленная применимость». Приведем примеры конкретного исполнения способа построениякриволинейных лекал фантазийных элементов одежды.

На рис.4.1 изображен вариант построения криволинейного лекала рукава и внешний вид модели: а) исходное лекало с выделением сегментов 1а и 16, расположенных ниже первоначальной линии оката; б) выделенный сегмент 1а, разделенный на части 2а, 26,... 2н с последующим раскрытием за линию касательной, проведенной через наивысшую точку кривой сегмента и оформление линии нового оката 3.На рис.4.2 изображен вариант построения криволинейного лекала рукава с внешним видом в случае: а) разведения сегмента 1а до касательной; б) разведения сегмента 1а по касательную.

В способе [446] разработаны варианты модификации лекал рукава при минимальном/максимальном раскрытии сегментов, модификации сегмента лекала широкого рукава, имеющего прогиб в направлении, противоположном высоте оката; модификации рукава с выделением сегмента по предварительному повышению оката или разведению лекала рукава. Предложено применение разработанного способа для получения любых криволинейных лекал: вариантов рукава; воротника. Отмечено возникновение новой функции у рукава (например - рукав-клапан).

Предлагаемый способ дает возможность расширить функции известных деталей, увеличивает количество вариантов и обеспечивает новизну внешнего вида как деталей конструкции, так и швейного изделия в целом.

Похожие диссертации на Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды