Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

«Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) Райх Калина Геннадьевна

«Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ)
<
«Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ) «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Райх Калина Геннадьевна. «Автобиография как феномен социокультурной реальности» (социально-философский анализ): диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Райх Калина Геннадьевна;[Место защиты: Московский городской педагогический университет], 2016.- 151 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Онтологический феномен автобиографии в современной социокультурной ситуации 11

1.1. Становление и развитие принципа историзма в гуманитарном познании 11

1.2. Автобиографическое письмо в контексте индивидуализирующего понимания истории 30

1.3. Автобиография как способ самопонимания 46

Глава 2. Исповедальный жанр в опыте автобиографического письма 58

2.1. Исповедь как автобиография 58

2.2. Августин Блаженный - для понимания нужно верить, для веры нужно понимать 66

2.3. Житие протопопа Аввакума: исповедь и проповедь 80

Глава 3. Философская автобиография 95

3.1. Автобиография как философская рефлексия 95

3.2. Экзистенциальное сиротство Николая Бердяева 100

3.3. Co-бытие Бертрана Рассела 114

Заключение 133

Библиографический список использованной литературы 1

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Актуальность темы диссертационного исследования предопределена ходом развития человеческого духа в контексте социально-исторической действительности. Социокультурный состав современности характеризуется сдвигами в сфере образования, науки, которые, с одной стороны, обусловили динамизм современной философской рефлексии, а, с другой стороны, выявили внутреннюю противоречивость такой динамики. Проблемы современной философской рефлексии нельзя относить только к социальной тематике. Жанр автобиографии является образцовым исследованием, когда вся совокупность исторических условий собирается в точке сингулярности, которой является отдельная личность. М. М. Бахтин считает, что любой текст воплощает собой отстраненное от человека его собственное бытие1. Как через автобиографию раскрывается смысл Бытия отдельного человека в социальной реальности, - это проблема, которая стала основой данного исследования.

Идея тождества исторического бытия и исторического разума (знания) является ключевой в современной философии. В. Дильтей полагает, что целостная картина исторической действительности включает в себя концепцию исторического бытия и концепцию исторического познания2. Целостности рационально-логического мышления противопоставляется целостность переживания. Мыслительной установкой экспериментального естествознания, которая объясняет и схематизирует факты, является понимание как метод наук о духе. Задача «наук о духе» заключается в необходимости понимания целостной жизненной активности. История представляется особой наукой и специфическим способом человеческого бытия. Человеческий мир структурирован как исторический. Течение жизни реализуется в комплексе объективации, смысл которых требует определенного усилия для понимания. В качестве базиса исторического знания необходимо рассматривать исторические факты. Аналогом естественнонаучных наблюдаемых фактов в истории должны стать сведения о жизни людей - тексты, в которых мы можем находить сообщения о конкретных исторических событиях: их связная совокупность и есть история. Каждый имеет свою историю, а вся история состоит из историй множества людей. Это, в свою очередь, порождает феномен сингулярности: единичное событие имеет смысл целого. Жиль Делё'з определяет сингулярности как произвольные единичности.

1 Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности/УБахтин М. М. Эстетика словесного творчества'Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л, В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. С. 7- 18.

Дильтей В. Наброски к критике исторического разума: Перевод с немецкого А. П. Огурцова<'/Во[|росы философии. 1988. №4. С. 135.

Это характерные моменты в развитии любого объекта. Объектом может быть и человек: в такие моменты человек способен измениться так, что это изменение не является простым продолжением его прежнего состояния. Делёз пишет: «Это — сингулярность, или, скорее, совокупность сингулярностей, сингулярных точек, характеризующих математическую кривую, физическое положение вещей, психологическую или нравственную личность. Это поворотные пункты и точки сгибов; узкие места, углы, преддверия и центры; точки плавления, конденсации и кипения; точки слез и смеха, болезни и здоровья, надежды и уныния, точки чувствительности»3. Можно сказать, что, пребывая в точке сингулярности, человек находится в состоянии неустойчивого равновесия, в критическом состоянии. После того, как точка пройдена, образуется нормальное состояние. Человек начинает «жить дальше», но событие порождает иное состояние. После его совершения начинается нечто новое.

Философия - особая наука и специфический способ человеческого бытия, «подлинным предметом философии является человек»4. Это наука о способах проявления человеческого духа, в этой связи мыслительный процесс в качестве предмета науки о духе должен быть ближе к практической жизни. Такое приближение становится возможным с помощью «человеческих документов», которыми являются автобиографии. Они позволяют увидеть локальный уровень способов конструирования мира, проясняются связи между разными слоями ценностного сознания, представления о повседневной жизни людей и «тем или иным идеологизированным дискурсом»3. Ибо человеческая жизнь не является обыкновенной реальностью: с ней соотносятся все другие реальности. Следовательно, можно говорить о том, что близость автобиографии к предмет)' практической жизни делает возможным исследование текста автобиографии как способа проявления становления человеческого духа, чему и посвящено данное исследование.

В настоящее время гуманитарное знание все активнее обращается к методам исследования социальной реальности, которые называют качественными. Эти методы призваны уравновесить классические количественные методы. Метод исследования автобиографии в контексте философского, исторического, социального знания становится все более востребованным. Автобиографии близки к практической жизни. Важным оказывается то, что центральное место в автобиографическом методе занимает не столько сфокусированность исследователя на уникальных аспектах истории жизни человека или на

-1 Делез Ж. Логика смысла: Пер. с фр. Я. Я. Свирского. научный редактор А. Б. Толстов. М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. С. 73.

4 Агацци Э. Человек как предмет философии/УВопросы философии. 1989. № 2. С. 24.

5 Цветаева Н. H. Ценноети в биографическом дискурсе: от романтизма к прогматизму//Социологические
исследования. 2005. № 9. С. 116.

субъективном личностном подходе к описанию определенных сфер человеческой жизни, сколько понимание того, как повествование о частной жизни «вводит обобщенный, интегральный образ "я", хотя бы пунктиром намечает идентичность человека в целом и выводит сознание, мышление на особый временной горизонт -в макровремя человеческой жизни»6.

Таким образом, можно говорить о том, что автобиография - это качественный метод исследования социальной реальности. По паспорту специальности 09.00.11 «Социальная философия» проблемная область (тема) исследования очерчивается нами так: исследование автобиографии через философское осмысление истории как событийной жизни людей во времени и пространстве. Соотношение «событий» и «структур» в их социально-философской интерпретации.

Позитивное значение исследования автобиографии как феномена социокультурной реальности состоит в формировании особого восприятия автобиографии как способа философской рефлексии в контексте социокультурного бытия, изучение социальной реальности в понимании бифуркационной многовариантности социальных процессов, признания многообразия морфологии современного мира и закономерностей ее преломления в сознании человека.

Степень научной разработанности темы. В современную эпоху трудно назвать такой вопрос философской проблематики, который в той или иной мере не был бы освещен в работах зарубежных и отечественных исследователей. Тем не менее, отметим что, обращаясь к феномену социально-философского исследования автобиографии, важное значение мы отводим анализу вопроса о возможности и праве индивида на самоопределение в рефлексии. Изучение автобиографии в контексте современной социокультурной ситуации, предпринятое автором, до настоящего времени не являлось самостоятельной темой научного анализа. Возможно это связано с тем, что автобиографическое письмо еще недостаточно привлекается к формированию научного знания о прошлом человечества. Однако данная тема находит свое выражение в исследовании формирования и толкования принципа историзма современной европейской наукой.

Обосновать положение о формировании и развитии принципа историзма в гуманитарном знании нам помогли работы Аврелия Августина, Аристотеля, Д. Вико, Ф. М. А. Вольтера, Г. В. Ф. Гегеля, Гераклита, И. Г. Гердера, Геродота, Гесиода, И. Канта, Ж. Кондорсе, X. Ортеги-и-Гассета, А. Тюрго.

* Голофаст В. Б. Многообразие биографических іювествованпй//Социолопгческий журнал. 1995. № 1. С. 73.

Следующую группу источников составили труды философов, разрабатывавших концепцию индивидуализирующего понимания истории. Это работы Э. Агацци, М. Блока, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, В. Дильтея, Коллингвуда, Ж.-Ф. Лиотара, К. Поппера, Г. Риккерта, М. Хаидеггера, К. Ясперса,

Научные исследования Н. С. Автономовой, Л. М. Баткина, М. М. Бахтина,

B. М. Бехтерева, М. Бубера, Ж. Деррида, Ю, М. Лотмана, М. К. Мамардашвили,
М. С. Уварова, Э. Фромма, М. Фуко, М. Хаидеггера помогли определить
понимание диссертантом автобиографии как философского феномена.

Существенное значение для раскрытия проблемы исповедального жанра в автобиографическом письме имели работы Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, Е. В. Богданова, Л. М. Емельяновой, К. Г. Исупова, М. В. Михайловой, М. С. Уварова.

В философском анализе «Исповеди» Аврелия Августина мы опираемся на труды Л. М. Баткина, Т. А. Быковой, В. Б. Голофаста, Ю. М. Лотмана, Т. А. Нестик, Ж. Маритена, И. В. Попова, М. С. Уварова.

Научные работы отечественных исследователей, посвященные творчеству Аввакума Петрова, определили общую концепцию понимания диссертантом «Жития Аввакума». Значимыми для научного анализа стали работы Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, В. Л. Рабиновича, А. Н. Робинсона, О. В. Творогова, М.

C. Уварова-

Становление идеи философской автобиографии формировалось у автора под влиянием работ Н. А. Бердяева, 3. Баумана, Ф. Броделя, Л. Витгенштейна, Е.

B. Волкова, И. Канта, Н. Г. Козина, Я. Кумока, С. Къеркегора, Д. С. Лихачева, А.
Ф. Лосева, Г. Любе, П. Рикёра, Ж. П. Сартра, М. Уэльбека, Ю. Хабермаса, М.
Шел ер а.

Весьма ценными для философского анализа автобиографии Н. А. Бердяева «Самопознание» стали труды самого Н. А. Бердяева, а также А. В. Вадимова, О. Д. Волкогоновой, Е. К. Герцык, Б. К. Зайцева, С. С. Неретиной, Е. Ю. Рапп, В. В. Сапова, П. Ставрова, Г. П. Федотова.

Важное значение для понимания автобиография Б. Рассела имели работы А.

C. Богомолова. О. Кандаурова, А. С. Колесникова, Э. Ю. Соловьева, Э. Фромма,
М. Хорькова, Н. Н. Цветаевой.

Отдельные вопросы автобиографического письма затрагивались в некоторых диссертационных исследованиях. К их числу можно отнести следующие работы: Ковыршина С. В. Философская автобиография как форма духовного творчества, жанр дискурса и нарратив эпохи: дис. ... канд. филос. наук. - Екатеринбург, 2004; Гребенюк О. С. Автобиография: философско-культурологический анализ: дис. ... канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2005.

Анализ научной литературы выявил отсутствие исследований автобиографии с точки зрения ее изучения как феномена социокультурной реальности.

Таким образом, настоящим исследование представляет социально-философский анализ автобиографического письма, который включает в себя рассмотрение автобиографии как вида духовно-практической и теоретической деятельности человека, что позволяет сформулировать представление об автобиографии как способе понимания, самопознания, философской рефлексии, где автобиография являет нам свидетельство рефлексирующего субъекта.

Объект диссертационного исследования: автобиография как феномен социокультурной реальности.

Предмет исследования: выявление социально-философской сущности автобиографии.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном социально-философском анализе автобиографии в контексте исторического и философского самопонимания человека в мире; в выявлении и обосновании целостного подхода к пониманию автобиографии в научной картине современного бытийствования.

Постановка цели исследования предполагает решение следующих задач диссертационного исследования:

- обосновать онтологический феномен автобиографии в современной
социокультурной ситуации;

- выявить место автобиографического письма в контексте
индивидуализирующего понимания истории с точки зрения принципа историзма;

исследовать сущность автобиографии как способа самопонимания человека;

раскрыть особенности исповедального жанра автобиографического письма на примере «Исповеди» Аврелия Августина и «Жития Аввакума»;

обосновать сущность и творческий потенциал автобиографии как философской рефлексии на примере «Самопознания» Н. Бердяева и «Автобиографии» Б.

Рассела.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляет концепция В. Дильтея об анализе исторических процессов с помощью автобиографического письма, и его положение о том, что в автобиографии представлена высшая форма понимания истории как подлинной науки о жизни людей, которая рассказывает о духе через проявление этого духа. Теоретическую базу в диссертации составили труды В. Виндельбанда, М. М. Бахтина, В. Дильтея,

Ю. М. Лотмана, П. Рикера, Г. Риккерта, М. С. Уварова7. В концептуальном отношении диссертационное сочинение основано на идеях и принципах индивидуализирующего понимания истории.

Методы исследования. В ходе работы диссертант использовал совокупность научных принципов и метод научного анализа и синтеза: метод анализа и синтеза дополняют друг друга, однако каждый осуществляется с помощью и посредством другого. Метод герменевтики в диалектическом процессе понимания и истолкования текстов предстает как универсальный способ освоения мира, и процесс поиска смысла понимается через мир «другого» путем сочувствования и сопереживания, исследование и выявление смысла, скрытого в слове.

С помощью исторического метода рассматривается становление идеи историцизма в ходе развития философии и истории. Системный метод позволяет понять все стороны и грани изучаемого явления как самоорганизующейся целостности. В его рамках автобиографическое письмо рассматривается как система, складывающаяся во взаимодействии объективных и субъективных форм, рациональной и эмоционально-чувственной сторон, а главным системообразующим фактором выступает творчество.

Структурный метод позволил определить строение изучаемого феномена автобиографии, акцентируя внимание па его внутренних связях. С помощью метода функционального аншгиза текстов исследователь попытался выявить способы воздействия автобиографии на обоснование индивидуализирующего понимания исторического процесса.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

- исследован онтологический феномен автобиографии в современной
социокультурной ситуации;

- выявлено место автобиографического письма в контексте
индивидуализирующего понимания истории с точки зрения принципа историзма;

- исследована сущность автобиографии как способа самопонимания человека;

Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук/Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука. 2000. С. 227 - 231.

Вштдельбанд В. История философии: Пер. с нем. П. Рудина. Киев: Ника-центр, 1997. 560 с. (Серия «Познание»; Вып. 5).

Дильтей В. Введение в науки о духе/'/Зарубежкая эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ. 1987. С."Ю8 - 135.

Лотман Ю. М. О роли случайных факторов в истории культуры/Сборник. Избранные статьи 1992 - 1993 гг: В 3-х томах. Т. 1. Таллинн, Александрия, 1992 - 1993. С. 472 -479.

Рикер П. История и истина'1Іоль Рикер; пер. с фр. І1. С. Вдовиной, А. И. Мачульской. СПб.: Алетейя, 2002, 400 с. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре (перевод М, С. Зингера, под ред. С. И. Гессена)//Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. С. 69- 103.

Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова (научное издание). СПб.: Алетейя, 1998. 246 с.

' 8

раскрыты особенности исповедального жанра автобиографического письма на примере «Исповеди» Аврелия Августина и «Жития Аввакума»;

обоснована сущность и творческий потенциал автобиографии как философской рефлексии на примере «Самопознания» Н. Бердяева и «Автобиографии» Б. Рассела.

Положения, выносимые на защиту

  1. Онтологический феномен автобиографии представляет собой часть общего социокультурного пространства и специфический способ исследования истории.

  2. Становление принципа историзма в гуманитарном познании происходило в течение всей истории человечества, и традиционное номотетическое понимание господствовало вплоть до середины XIX века. В рамках неокантианской философской школы складывается концепция индивидуализирующего понимания истории.

  3. Автобиография в исторической науке и в философии - это особенное, выявляющее индивидуальность, исследующее процесс становления человеческого духа во времени и пространстве как способе самопонимания, выражения знания человека о самом себе. Это особенное событие, в котором проявляются общие и единичные черты целого.

  4. В отличие от церковной исповеди исповедальная автобиография является открытостью вовне, стремлением обрести полноту собственного «Я».

  5. Философская автобиография является философской системой, программой автора-философ а о миропонимании и самоопределении.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в доказательстве того, что при исследовании проблем становления, развития, понимания и интерпретации исторических процессов необходимо обращаться к автобиографическим источникам, так как всякое отдельное событие включает в себя смысл целого. Результаты исследования пополняют теоретический аппарат социальной философии в аспекте изучения феномена автобиографии. Итоги, полученные в ходе научного исследования, могут быть использованы при изучении истории философии, в преподавании философии в вузах, в частности по темам «Бытие», «Человек», «Общество» и для построения учебных курсов по социальной философии.

Результаты диссертационного исследования расширяют теоретические границы изучения автобиографии как феномена социокультурной реальности, определяют ее место в общей структуре человеческого бытия; выявляют специфику исповедальной и философской автобиографии и позволяют раскрыть феномен автобиографии, его роль в социальной культуре.

Степень достоверности и апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин

Дальневосточной государственной академии искусств и рекомендовано к защите по специальности 09.00.11 - Социальная философия.

Материалы, идеи и выводы диссертации нашли отражение в научной и педагогической деятельности автора. Основные положения работы были изложены на межвузовских, внутривузовских, международных конференциях. По теме диссертационного исследования было опубликовано 23 работы, в том числе 4 статьи в периодических журналах, включенных в перечень ВАК. Основные положения диссертации представлены автором в виде докладов на международных, всероссийских и региональных научных конференциях, среди которых: «Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад» (Владивосток 1999, 2000 - 2014); V международная научно-практическая конференция «Русский язык и русская культура в диалоге стран АТР» (Владивосток 2013); IV Международная научно-практической конференции «Культура тихоокеанского побережья» (Владивосток 2007); Международная конференция «Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества» (Владивосток, 1999); «Вологдинские чтения» (Владивосток, 1998).

Структура и объем работы. Структура диссертации подчинена основным целям исследования и решению поставленных в нем задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 151 странице. Список литературы состоит из 227 наименований.

Автобиографическое письмо в контексте индивидуализирующего понимания истории

При таких условиях философская наука не может объединить все данные нашего опыта и приблизиться к единству в нашем знании. С индивидуализирующей точки зрения выявляется понятие о едином целом и отношение к нему частей, а с обобщающей точки зрения выявляются общие понятия, под которые можно подводить частные. В философском понимании исторических процессов мы не можем стремиться к установлению всеобщей природы: необходимо использовать индивидуализирующий метод.

Для обоснования онтологического феномена автобиографии необходимо остановиться на становлении принципа историзма в современном гуманитарном познании.

Историю можно рассматривать как рассказ об этом прошлом, зафиксированный в речи, в письменном источнике. Например, X. Ортега-и-Гассет подчеркивал, что история - «это система, - система человеческих опытов, образующих уникальную и непреклонную цепь»2. Прошлое для нас - это живая сила, оно присутствует и сейчас, это частичка каждого. М. Блок определял историю, как «науку о людях во времени, науку, в которой надо непрестанно связывать изучение мертвых с изучением живых»3.

Исторический процесс имеет иррациональный характер, то есть, нет общих законов, применив которые, можно было бы предположить следующий виток. Живая жизнь людей очень сложна и многообразна и подвести ее под какой-то закон очень проблематично. Историзм проявляется здесь в двух смыслах: 1. Это способ мышления, устанавливающий связь с прошлым, настоящим и будущим; 2. В узком смысле - это принцип научного познания, изучающий всякое явление в его изменении, конкретно-исторической обусловленности.

Известный философ Карл Поппер обратил особое внимание на проблему историцизма. По Попперу, историцизм - это «... такой подход к социальным наукам, согласно которому принципиальной целью этих наук является историческое предсказание, (курсив автора) а возможно оно благодаря открытию «ритмов», «моделей», «законов» или «тенденций», лежащих в основе развития

истории»1. Он считал, что в основе историцистской доктрины лежит: «... открытие закона эволюции общества, позволяющее предсказывать его будущее»2. На вопрос о том, возможен ли некий закон эволюции Поппер отвечает: «Я убежден, что на этот вопрос надо ответить «нет» и что поиск закона «неизменного порядка» в эволюции не вмещается в рамки научного метода, будь то в биологии или в социологии»3.

Природа исторических фактов субъективна. Она обусловлена всей жизнью человека. И поэтому изучение биографии открывает перед нами совершенно скрытые за внешними событиями движущие силы процесса человеческой жизнедеятельности. Эволюция жизни и эволюция человеческого общества есть «уникальный исторический процесс»4, и описание этого уникального исторического процесса есть не закон, а лишь «единичное историческое суждение»5, указывает Поппер. Чтобы войти в науку, любой закон должен быть дополнительно проверен, но ведь нельзя проверить уникальную гипотезу, «если мы ограничены наблюдением одного уникального процесса»6.

В истории одна неожиданность сменяется другой. Всякий замечательный факт уникален, поэтому в отношении него невозможны обобщения. Ни один ряд событий не выстраивается в соответствии с законом природы. «Дать причинное объяснение отдельному событию, значит дедуцировать суждение, описывающее это событие, из посылок двоякого рода: из универсальных законов и из единичных или специфических суждений, которые мы назовем специфическими начальными условиями»1.

Итак, исследователь пытается восстановить прошлое. Ответить на вопросы, как и почему? Он собирает факты, устанавливает связи между ними. Факты - это данность они существуют вне исследователя и до его анализа. В автобиографии между автором и исследователем стоит текст, который передает происшедшее событие. Мир текста, отмечает Т. А. Суминова, вступает в коммуникацию с реальным миром для того, чтобы «переделать» его: «либо подвергнуть его отрицанию, либо утвердить»8. Читая текст, мы дешифруем его для себя, развоплощаем. И с самого начал попадаем в странное положение. Во всех науках исследователь получает эмпирические факты, а в истории мы получаем факты как итог определенного анализа, интерпретации исследователя, то есть происходит деформация реальности. Сама по себе история развивается по вектору времени. Направление движения - из прошлого в настоящее, а исследователь и читатель, смотрит обратно - из настоящего в прошлое, перелицовывает время.

Когда мы говорим об истории, то обычно обсуждаем историю государства, гражданскую историю, перечисляя некую последовательность каких-то важных происшествий. Это войны, революции, значимые события, экономические преобразования, но история хранит память не только о победах или поражениях, но и о значимых людях - о великих правителях, мыслителях, героях, святых. История включает в себя память обо всей национальной культуре прошлого. История - это коллективная память. История связана с конструированием прошлой реальности: предмет истории отделен и от настоящего, и от будущего. Можно выделить две большие проблемы, связанные с пониманием исторического знания и его роли в современной социокультурной ситуации. 1. Зачем, в какой степени нужно знание о прошлом современному человеку? 2. Возможно ли знание о прошлом? Насколько история, рассказанная нам историками, соответствует тому, что было реально?

Смысл истории как всякое понятие можно изучать с двух точек зрения. Когда мы ищем и находим нечто общее с другими явлениями, такое понимание называется номотетическим. Словосочетание «номотетическое понимание» указывает, что знание, которое мы строим с такой точки зрения, стремится к закону, причем, оно строит законы, полагает их. А когда мы представляем это понятие частью некого целого, оно оказывается единственным в своем роде и индивидуальным, такое понимание называют идеографическим. Это означает, что такие знания исследуют индивидуальные факты и описывают их. Ж.-Ф. Лиотар называет это знанием «критическим, рефлексивным, герменевтическим», которое, задаваясь вопросом о ценностях или целях, противостоит всякому «повторному использованию»1. Из разнородного многообразия выбирается то, что имеет значение для культурного развития, в чем заключается историческая индивидуальность, в отличие от простой разнородности2, указывает Г. Риккерт.

Августин Блаженный - для понимания нужно верить, для веры нужно понимать

Аввакум провел много лет в заточении, жил в самых невыносимых условиях. Находясь в крайней нужде для человеческого тела, он только окреп в вере, обрел власть над собой, преодолев себя. То, что сейчас в экзистенциализме называют «пограничной ситуацией», пережил наш великий древнерусский философ. И главный вопрос своей жизни, который на протяжении всего повествования постоянно поднимается, - это вопрос о вере.

Определяя себя, свое место в мире и назначение, Аввакум постоянно подводит нас к своей абсолютной уверенности в необходимости христианской веры без всяких оговорок. Разум выключается, это необъяснимо рационально, но для сомневающихся и требующих каких-то эмпирических доказательств, протопоп приводит множество фактов своей жизни, которые не раз убеждали его в силе христианской религии.

Размышляя о своем человеческом предназначении, он определяет, что: «Ты, господи, изведыи мя из чрева матерее моея, и от небытия в бытия мя устроил!»2. Из небытия пришел в бытие... Быть. Телесность, размышления над борьбой между телом и духом. Сколько может вытерпеть тело? И, судя по описаниям автора, для него предела нет, потому что он верит, он слышит не вопли своего тела, а знает закон справедливости, данный в Священных текстах христианской веры. А человеческое, которое по временам прорывается наружу можно преодолеть с помощью молитвы и крайней формы аскетизма.

На алтарь своей веры Аввакум кладет и благополучие близких людей. Испытания, наверное, даже пытки, которые пришлось пережить его жене и детям, просто потрясают ужасами. Например, во время сплава по Тунгуске-реке плот перевернулся, все ушло в воду. Аввакум пишет: «Жена моя робят кое-как вытаскала неверх, а сама ходит простоволоса, в забытии ума, а я, на небо глядя, кричю: «Господи, спаси! Господи, помози!» И Божиею волею прибило к берегу нас»3.

Непонятно, странно, невыносимо и необъяснимо. Жена вытаскивает детей из ледяной воды, а муж, мужчина, молится. Мы видим вместо простого физического действия опять акт веры. Вопрос веры как основы всеобщего миропонимания Аввакум Петров решает для себя и для читателя сурово, вера в нас, в людях, а церковь должна существовать только одушевленная, внутри тебя, в твоем сердце.

Протопоп Аввакум считал, что царская власть не должна распространяться на вопросы веры, царь не должен оберегать догматы и сам их придерживаться. Фактически это вопрос о свободе совести, но в рамках христианства: «...царь то есть, от Бога учинен»1. Вообще, отношения с царем Алексеем Михайловичем складываются очень странно. Аввакум верил в доброго царя, он не призывал к свержению царской власти, и, по-своему, протопоп был, сторонником самодержавия.

Царь часто присылал к Аввакуму послов: «многожды ко мне присланы были Артемон и Дементий, ближние ево, и говорили царевым глаголом»2. Просил благословения, просил молиться за себя и за близких. Приближал опального протопопа ко двору, надеясь почестями и благодеяниями сломить сопротивление преобразованиям церковным и приобрести в лице честного и умного Аввакума союзника. Это было бы очень важно для новой идеологии - объединение нации под знаменами обновленной старой веры. Но Аввакум оставался непреклонным -никаких церковных реформ, невозможность подчинения церкви государству, а царь: «Я и ныне, грешной, елико могу, молюся о нем. А ще и мучит мя, но царь, бо то есть; бывало время и впрямь добр до нас бывал»3.

Сила Аввакума в фанатичном отрицании всего чуждого старой веры. Звали его в царские духовники «сказка была» (бумага), но, чтобы он соединился в вере с отступниками, - не захотел. Упрямый Аввакум соглашается принимать царские милости, не поступившись своей верой, уповает на милость Божию, а не царскую. За выступление на площади после возвращения из сибирской ссылки вновь отправляется в ссылку, но... гордится положением мученика за веру, принимает как должное. «Работа Богу» - вот позиция Аввакума. Церковь является вместилищем религиозной совести, независимой от царской власти. Сама церковь является независимым живым организмом, как «человек». Достоинства церкви в ее внутренней духовной сущности, в наставлениях паствы, а не в строгой иерархической структуре и не в государственном покровительстве. Наряду с вопросом веры Аввакум решает вопрос правды как показателя общественной справедливости. Понятие правды протопоп связывает с представлением обистинной вере. Для него существует не только правда церковная, которая заключается в вере, но и правда мирская.

Для Аввакума «житие», «вера» и «образ» человека неразделимы.ю но истинная жизнь христианина - это житие духовное. Чистое, непорочное, богоподражательное. Высокие идеалы нравственности, провозглашенные Аввакумом в автобиографии, подтверждаются его жизнью, страданиями и скитаниями. Собственный пример истинного жития - «плачевного», убеждает в правильности веры. Праведность мысли автора подтверждается праведностью жизни. Пониманию реальности нельзя научиться, ее можно ощутить в собственных переживаниях, всей полнотой чувств, мгновенно, без каких-либо усилий. Протопоп готов все терпеть ради веры, и близкие его страдают вместе с ним невыносимо. Очень красноречиво отвечает Аввакум своей жене на вопрос о конце страданий, когда они с детьми идут в ссылку, в Сибирь, идут пешком, часто проваливаются под лед, отстать от лошадей нельзя. И вот протопопица брела, брела да и упала, а встать не может: «Опосля на меня, бедная, пеняет: «Долго, льде, протопоп, сего мучения будет?». И я ей сказал: «Марковна, до самыя до смерти». Она же против тово: «Добро, Петрович. И мы еще побредем вперед»1. Вот так и брели они в течение всей жизни, а брести им вдвоем до смерти.

Речь Аввакума глубоко эмоциональна, много интересных оборотов. Часто употребляются бранные слова, ласкательные и уменьшительные формы: «батюшко»2, «детки3», «миленькая(ой)»4, «пряничка»5. Все пронизано личным отношением, собственным переживанием и это составляет самую суть произведения. Усердие проявляется во всем - я, моя боль, моя молитва, мои слова к читателю. В жизнеописании развертывается описываемая действительность -эпическое, живое, реальное полотно, а авторское отношение окрашено лирически.

Объединение духовного пафоса и житейской реальности нашло свое выражение в объединении проповеди и исповеди. Исповедь толкала к художественной свободе, нарушению литературных шаблонов, а проповедь ограничивала свободу, укрепляла шаблоны. Оба этих начала, противоборствуя, объединялись общей целью авторского самовыражения. Происходило самое соединение - поучение автором читателей в вере своей на примере подвижнической, полной тягот и лишения жизни. Ведь исповедь - это проявленный внутренний духовный опыт, при этом опыт может быть проявлен не только в поучении, но и в молчании, просто в описанной жизни. Высокий стилистический строй повествования (тема «пророка») объединяется с «низким» строем (тема «вякающего грешника»). А между ними остается место для обыкновенного человека.

Житие протопопа Аввакума: исповедь и проповедь

В сентябре 1918 Рассел вышел из тюрьмы и стало ясно, что война подходит к концу, а Колетт полюбила другого. Она спасла его от одиночества перед лицом рушащегося мира, она же бросила его в одиночестве, когда мир до конца не разрушился, но и не стал единым. Бертран Рассел выходит из страстной любви очень трудно. Он взрослый, Колетт значительно моложе его, припадки ревности одолевают мужчину очень яростно, и он просто физически страдает от этого. Анализируя свое состояние в то время, автор приходит к выводу, что то философское отношение, которое в период описания событий дается так легко, обязано не столько философии, сколько физиологии. Чувство отчаянного одиночества вновь захлестнуло Бертрана Рассела. Он размышляет, подводит итоги пережитого периода и чувствует свое обновление. Возникают новые мысли об одиночестве, любви и женщинах, о Боге.

Рассел вновь размышляет о войне, о любви и приходит к выводу, что он абсолютно изменился после войны 1914 - 1918 годов. Изменилось представление 0 человеческой природе. Co-бытие с другими людьми возможно, но оно не окончательно, и целостность, к которой стремится человек, не заключена обязательно в другом. Вновь ощутив свое одиночество, автор иначе взглянул на него, почувствовал и понял, что в одиночестве, которое его тяготило всю жизнь, заключен смысл жизни - это одиночество творчества, интеллектуального труда. Надо вырваться из физического одиночества и погрузиться в творческое одиночество.

Встречая на своем пути людей, близких по духу, автор пишет, что почти все они чуяли в нем чужака. Рассел не стеснялся искренне и правдиво сказать, что он думает, а это не всегда нравилось другим. Он переосмысливает свои отношения с женщинами: «Я не знал ни одной женщины, для которой доводы разума были бы столь же непререкаемы, как для меня, и всякий раз, когда они ставились на карту, я убеждался, что вожделенное единомыслие в любви недостижимо»1. Он вновь одинок, нет в душе и Бога (даже абстрактного), которому можно было бы отдать свою любовь, остается только природа, окружающая его. Рассел приходит к заключению, что его поиск привязанности к человеку - это попытка восполнить отсутствующего Бога. Математик, философ, начинает писать совершенно другие книги, потому что после войны и внутреннего анализа ситуации изменилось понимание и представление о человеческой природе. Развивая теорию импульсов, Рассел приходит к выводу, что большинство людей дают волю своим разрушительным импульсам и из-за этого возникают все несчастья, и только радость может построить более совершенный мир. Он понимает: «когда война кончилась, стало очевидно, что все сделанное мною не принесло никакой пользы никому, кроме меня. Я не спас ни единой жизни и ни на минуту не приблизил конец войны. Не смог сделать ничего такого, что смягчило бы последствия Версальского договора. Однако, как бы то ни было, я не сделался соучастником преступлений воюющих стран, а сам обрел новую философию и новую молодость. Я избавился от резонерства и от пуританства. Выучился понимать язык инстинктов, которым ранее не владел, и отчасти вознаградил себя за годы одиночества»1.

Окончание войны изменило и финансовое положение Рассела. Он был небедным человеком (капитал родителей и капитал бабушки помогли в трудное время написания «Принципов математики»), но, как он пишет: «совесть не позволяла мне жить на капитал, полученный после смерти бабушки»2, деньги были переданы Кембриджскому университету. В течение всей последующей жизни философ легко зарабатывал деньги писательством и уже не испытывал материальных затруднений. В личной жизни тоже начинается новый этап. Рассел расстается с Колетт и знакомится с будущей второй женой - Дорой Блэк. Тогда же состоялось знакомство с Витгенштейном, великим математиком и философом. И Рассел без обиняков заявляет что Витгенштейн - гений. В «Автобиографии» появляется краткое, но очень емкое и понятное определение гения - «страстный, глубокий, неутомимый и властный»3. Рассел был очарован талантом молодого философа, он всячески поддерживал его и ободрял в случае неудач4.

В 1920 году состоялась поездка Бертрана Рассела в Россию. И эти дни превратились в постепенно усиливающийся кошмар. Автор, находясь в сердце постреволюционной страны, очень отчетливо и ясно видит крушение всех ценностей человеческой жизни в интересах «узколобой философии», многомиллионный народ продолжает жить в нищете, ничего не меняется, формула счастья и равенства всех не решает проблем, и Рассел пишет, что в итоге он утратил всякую способность к объективному суждению5. Человечество, о котором мечтает философ, - это гордые, бесстрашные, благородные люди, но вокруг оказываются только те, кто убивает, ворует и мучает других. Встреча Рассела с Лениным не получила широкий резонанс, наверное, потому что философ очень просто сказал, что часовой разговор разочаровал его в вожде российской революции: «Я убедился в его ограниченности, узколобом понимании марксистской ортодоксии, а также заметил в нем нескрываемую озлобленность и жестокость»1. Испытывая тяжелый шок от России, и, понимая, что ничем не может помочь, Рассел возвращается в Англию. Итогом путешествия стала книга «Практика и теория большевизма».

Испытывая потрясение от поездки в Россию, Рассел пытается забыться, найти новую работу, новые впечатления, и принимает приглашение прочитать в течение года лекции в Китае. Философ отправляется в путешествие с любимой женщиной - Дорой. «Мы впервые имели дело с китайцами и были приятно удивлены их остроумием и легкостью в общении. В то время я еще не знал, что цивилизованный китаец - самый цивилизованный в мире человеческий экземпляр»2. Бертран Рассел просто потрясен волшебной красотой древней цивилизации. Сравнение с российскими пейзажами не выдерживают натиска пленительной красоты, умиротворения и прелести китайских просторов.

Философ постоянно выступает с лекциями, проводит многочисленные встречи, споры, дискуссии. Он очень деятелен и его подавленность проходит в работе. Гармоничная творческая и личная жизнь позволяют заявить автору воспоминаний о себе, что наступило время «полного и абсолютного счастья»3. Рассел много путешествует по Китаю, подмечает все изменения, произошедшие в стране, и отмечает что после многовековой изоляции Китай ощутил себя частью современного мира. Лекции приносят удовольствие, семинары интересны -молодежь тянется к знаниям, и философ дает эти знания. Занятия интересны всем - и педагогу и слушателям, которые рождают чувство уверенности педагога в своих силах. Уверенность Рассела укрепляется, он счастлив, и лишь вскользь упоминает, что преподавание велось «не за деньги, а из любви».

Китай показался страной философского спокойствия, в то время как Европа (особенно после войны) рождала чувство безумия, но состояние острого счастья не всегда приходит в одиночку. Бертран Рассел тяжело заболел двусторонней пневмонией, и в течение трех месяцев жизнь его «висела на волоске». Дора преданно ухаживала за любимым. В газеты просочился ложный слух о «смерти» великого математика и философа, и Рассел «не без удовольствия читал собственные некрологи»5. Выжить помогло известие, которого он долго ждал: в период кризиса болезни Рассел узнает, что у него и его любимой женщины будет ребенок. То, о чем он мечтал в течение многих лет сознательной жизни, свершилось, Бертран и Дора узаконили отношения супругов.

Экзистенциальное сиротство Николая Бердяева

В представленном диссертационном исследовании проведен комплексный анализ сущности автобиографии в контексте исторического и философского самопонимания человека в мире, выявлена и обоснована необходимость целостного подхода к пониманию автобиографии в научной картине современного бытийствования: - обоснован онтологический феномен автобиографии в современной социокультурной ситуации; выявлено место автобиографического письма в контексте индивидуализирующего понимания истории с точки зрения принципа историзма; - исследована сущность автобиографии как способа самопонимания человека; - раскрыты особенности исповедального жанра автобиографического письма на примере «Исповеди» Аврелия Августина и «Жития Аввакума»; - обоснованы сущность и творческий потенциал автобиографии как философской рефлексии на примере «Самопознания» Н. Бердяева и «Автобиографии» Б. Рассела.

Исследование онтологического феномена автобиографии в современной социокультурной ситуации позволяет резюмировать: становление принципа историзма в гуманитарном познании указывает на то, что в философском понимании исторических и социальных процессов мы не можем стремиться только лишь к установлению всеобщей природы: необходимо использовать и индивидуализирующий метод. Автобиография в исторической науке и в философии - это особенное, выявляющее индивидуальность, исследующее процесс становления человеческого духа во времени и пространстве. Автобиографическое письмо в контексте индивидуализирующего понимания истории можно рассматривать как специфический способ человеческого бытия. Аналогом естественнонаучных наблюдаемых фактов в истории могут стать сведения о жизни людей - тексты автобиографий, в которых мы можем находить сообщения о конкретных исторических событиях, так как их связная совокупность и есть история. Автобиография становится бесценным индивидуализирующим событием для истории: это и субъект исторического бытия, и историческое со-бытие. Автобиография есть понимание ситуации настоящего, установление ее границ в прошлом и проекция в будущее. Автобиография - это единичное событие, в котором проявляются общие и особенные черты целого.

Исследование исповедального жанра в опыте автобиографического письма, представленное в литературных памятниках, позволяет сделать следующее заключение: автобиографии-исповеди созданы в рамках христианской культуры, но автобиография-исповедь - это открытость вовне, а церковная исповедь -открытость внутрь. Однако та и другая исповеди есть стремление обрести полноту собственного «Я». «Исповедь» Аврелия Августина - это образец того, как нужно писать о собственной жизни, это цельное, законченное произведение. Аврелий Августин - первый философ-мыслитель, который проанализировал философские и психологические основания человеческой личности. Автор «Исповеди» доказывает существование бытия Божьего и показывает читателю, что душа узнает себя в Слове, как Бог узнает себя в Сыне. «Житие протопопа Аввакума» - исповедальная и проповедническая автобиография. В ней нанизывается на одну нить прошлое и настоящее человека, линейно выстраивается жизнь и читается как текст книги жизни. Главным открытием жития становится осознание автором человеческой индивидуальности и высокий интерес к внутренней жизни человека. Аввакум Петров исповедуется и проповедует одновременно.

Исследование философских автобиографий позволяют сделать вывод: автобиография как философская рефлексия показывает, что, вырастая из духовных основ истории и воплощаясь в основах души каждого отдельного человека, идентификация через автобиографию становится актом, связывающим душу автора с духовными основами сущности истории. Разум философа в автобиографии превосходит обычный разум человечества, составляет его новую ступень, ибо философия - это высшая наука и источник всех наук.

Экзистенциальное сиротство И. А. Бердяева изживается в тексте автобиографии. Автор показывает, что самоанализ - единственно возможное и необходимое состояние души: кто как не сам человек сможет проанализировать пережитое состояние. Следовательно, автобиография становится предельно искренней и настоящей жизнью человека, рассказанной для других, в ней снимается проблема сиротства и духовного одиночества. Co-бытие Бертрана Рассела с самим собой, с жизнью, с миром, с близкими и неблизкими людьми состоялось. Автор оставил миру свое наполненное Бытие. Каждый человек осваивает бытие, сущее, мир, наделяя смыслом действительность, автор философской автобиографии раскрывает смысл сущего в бытии через свою жизнь.

В развернутых литературных автобиографиях знакомство с жизнью автора происходит по плану, который биограф выстроил для себя и представил для читателя. Мы погружаемся в жизнь автора и переживаем вместе с ним острые ситуации самоопределения. Жизнь длинна и уникальна. Вечные философские вопросы о добре и зле, любви и ненависти, смысле жизни, существовании Бога разворачиваются перед нами в прожитой и проанализированной жизни. Все желают решить эти нерешаемые задачи. Но если нет решения, то хорошо бы увидеть проблему со всех сторон, понять то, что хочется. Но приходится мириться с тем, что многие вопросы решить нельзя. А что же можно? А их и не нужно решать, их нужно изживать. И в автобиографии представлены примеры изживания, решения для себя сложных мировоззренческих вопросов бытия.

Прожив жизнь реально и зачастую интуитивно, хорошо вернуться вспять и попытаться понять разумом прелесть недосказанного. Недосказанность - это не бедность ума, а инициации творческих, познавательных способностей человека: вслушаться в недосказанное, увидеть невидимое и суметь проанализировать собственную жизнь в репрезентации ее на страницах автобиографии.

Суть репрезентации вообще как раз и состоит в том, что мы в одном усматриваем другое. Наука в явлениях усматривает деятельность, она технологична по своей природе. Тогда ты сумеешь столкнуть животрепещущую современность с воспоминаниями о чем-то, что было, но случилось в далеком прошлом; в этих контрастах скрыто неповторимое очарование: в одном увидеть другое, свести прошлое к настоящему или настоящее к прошлому. Философия становится поэзией понятий - конструируются новые смыслы понятий.

Автобиография это саморефлексия, попытка идентификации, строгого самоопределения личности. И она опирается на выстроенные в определенной последовательности ответы. В обычных автобиографиях, которые мы пишем при поступлении на работу, существует простая иерархия - пол, национальность, гражданство, уровень образования, принадлежность профессиональная, религиозная и прочее. Рефлексируя в литературной автобиографии, глядя на себя со стороны глазами другого, достигается отъединенность, чуждость, отодвинутость. Как историческая саморефлексия автобиография является интерпретацией историко-философского процесса, в котором был автор.

Автобиография - это способ понимания, выражения знаний о самом себе. Автор передает, символизируя, этические, религиозные, психологические, культурно-исторические представления о ценностях. Индивидуальная жизнь сохраняется в исторической памяти через имя автора. При помощи имени индивид входит в родовое культурное целое, без утраты своей индивидуальности. А каждое единичное событие становится смыслом целого.

Автобиография - это феномен, не просто кажущий себя, а действующий через текст живой пульсирующей мыслью. Это постановка вопроса о собственном бытии, умение выстроить ответ посредством своих размышлений о собственной жизни, ибо, пережив, становишься другим.