Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Карагодина Оксана Александровна

Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества
<
Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карагодина Оксана Александровна. Благотворительная деятельность как субстанциональное основание развития российского общества: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Карагодина Оксана Александровна;[Место защиты: Краснодарский университет МВД России].- Волгоград, 2016.- 143 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования феномена благотворительной деятельности 13

1.1. Социально-философский анализ подходов к исследованию благотворительной деятельности 13

1.2. Благотворительная деятельность: сущность и функциональное значение 31

1.3. Ценностно-смысловые принципы и экзистенциальные установки благотворительной деятельности 51

ГЛАВА 2. Социальная сущность благотворительной деятельности в российском обществе 64

2.1. Динамика и статика развития благотворительности в России 64

2.2. Благотворительная деятельность в контексте проблемы поиска российской национальной идеи 85

2.3. Становление социальных практик благотворительности как фактор формирования гражданского общества в современной России .105

Заключение 117

Список литературы 1

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Как социокультурный феномен российская благотворительность имеет многовековую историю. На протяжении столетий эволюционировали виды и формы благотворительной деятельности, изменялись не только ее субъекты и объекты, но и трансформировалась система ценностно-смысловых ориентиров, побуждающих людей оказывать бескорыстную социальную помощь. Тем не менее, фундаментальные аксиоланты благотворительной деятельности остались неизменными и нередко становились объектом социально-философского исследования. Однако многие их аспекты до сих пор остаются не проясненными.

В последние годы благотворительность начинает играть все более заметную роль в жизни российского общества. Это обусловлено тем, что сложные процессы, протекавшие в постсоветский период его трансформации, послужили своего рода катализатором для возникновения множества социальных проблем. Государственные структуры не смогли полностью устранить негативные последствия социально-экономических потрясений и обеспечить гражданам достойный уровень жизни. В этой связи возрастает роль общественных организаций в просоциальной деятельности, направленной на помощь нуждающимся в ней людям. Происходящие процессы требуют философского осмысления благотворительности, связанного с выявлением сущностных, глубинных смыслов данного социального феномена. Исследование динамики и статики благотворительной деятельности, как необходимых факторов устойчивого развития российского общества, стало актуальной проблемой социальной философии.

В современном российском социуме постепенно на первый план выходят институты гражданского общества, появляются новые субъекты благотворительной деятельности, реализующие социальные инициативы различной направленности. Сегодня о созидательных возможностях таких инициатив упоминается на самом высоком уровне. Положительная оценка благотворительным акциям была дана Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию (2016 г.), в котором В. В. Путин отметил, что воля и великодушие граждан, участвующих в таких проектах, формируют столь необходимую для России атмосферу общих дел, создают колоссальный социальный потенциал, который будет обязательно востребован.

На сегодняшний день благотворительная сфера претерпевает определенные изменения, обуславливая необходимость философской рефлексии традиционных и новых благотворительных практик, а также процессов, связанных с институционализацией благотворительности в контексте духовного обновления России и становления гражданского общества.

і

Степень научной разработанности темы исследования. Со времен античности феномен благотворительности является объектом внимания философов. Платон выстраивал умозаключения о помощи нуждающимся с позиции патернализма, исходя из контекста утопической теории об «идеальном государстве» . Выступая против «платоновского коммунизма», Аристотель утверждал, что для успешного развития общества необходим средний класс, обладающий частной собственностью. В работе «Никомахова этика» он интерпретировал филантропическую деятельность через понятие дружбы, связывая ее с благосклонностью межличностных отношений2. Многие римские мыслители также не оставили без внимания вопросы благотворительности. В своих трактатах Цицерон3 и Сенека4 обосновывали разумность совершаемых человеком благих деяний.

В эпоху средневековья осмысление феномена благотворительности осуществлялось преимущественно в контексте религиозных учений. Бескорыстное благотворительное деяние признавалось важным нравственным долгом верующего человека, проявление милосердия рассматривалось как богоугодное дело. Наиболее влиятельными христианскими философами, занимавшимися анализом проблем благотворительности, были Августин Блаженный5 и Фома Аквинский6.

Идея благотворительности успешно эволюционировала в контексте теории «естественного права». Философы Г. Гроций7, Т. Гоббс8 и Дж. Локк9 отстаивали тезисы об изначальном равенстве всех людей и наличии у каждого человека естественных прав на жизнь и достойное существование. Благотворительность рассматривается ими в качестве инструмента, способствующего обеспечению этих прав. Выдвигаемые мыслителями идеи внесли значительный вклад в развитие теории благотворительности и заложили основу для становления ее современных концепций.

Марксистские взгляды на феномен благотворительности были политизированными. Исходя из концепции классовой борьбы, К. Маркс не придавал большого значения духовно-нравственным истокам этого феномена

1 Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1970. 616 с.

2 Аристотель. Никомахова этика // Сочинения. В 4 т. Т. 4. М., 1983. 830 с.

3 Марк Туллий Цицерон. Об обязанностях // О старости, о дружбе, об
обязанностях. М., 1999. 528 с.

4 Сенека. О благодеяниях [Электронный ресурс] // Античная литература.
URL: (дата обращения:
05.08.2014).

5 Августин Блаженный. О Граде Божием. М., 2000. 1296 с.

6 Фома Аквинский. Сумма теологии. М., 2002. 560 с.

7 Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. 868 с.

8 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и
гражданского // Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1991. 736 с.

9 Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения: В 3 т. Т. 3. М., 1988. 668 с.

и, более того, негативно оценивал его . Марксисты считали филантропию бессмысленной и даже безнравственной деятельностью, которая не улучшает, а наоборот лишь усугубляет тяжелое положение бедных и обездоленных людей. Учение К. Маркса стало одним из идеологических истоков коммунистического патернализма. Тем не менее, оно способствовало расширению взгляда на человеческую личность в социально-экономическом контексте. В научном обороте стало активно использоваться понятие «человек нуждающийся».

К концу XIX - началу XX вв. проблемы нищенства и пауперизма занимали одно из центральных мест в социальных исследованиях. Среди основных научных публикаций этого времени следует выделить работы Ч.

Бута и Э. Мюнстенберга , посвященные осмыслению особенностей жизни неимущих. В число первых отечественных работ, посвященных проблемам

1 Ч

благотворительности, входит труд А. Д. Стога , в котором дается детальный анализ процесса становления организованной поддержки нуждающихся в ней. Многие аспекты благотворительности, социального служения и справедливости нашли отражение в произведениях русских писателей -Ф. М. Достоевского14, Н. Г. Чернышевского15 и Л. Н. Толстого16.

Исследованием феномена благотворительности занимались представители русской религиозной философии конца XIX в. - начала XX в. - В. С. Соловьев17, П. А. Флоренский18 и В. В. Розанов19. В своих работах мыслители обосновывали необходимость благотворительной деятельности с точки зрения нравственных категорий (справедливости, гуманизма, долга,

10 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Сочинения. Т.4.М., 1955. С. 419-459.

1 Booth, Charles. Life and labour of the people in London. Poverty. Rev. ed. N.Y.: A.M. Kelley, 1969. Мюнстерберг Э. Призрение бедных. M., 2011. 401 с.

13 Стог А. Д. Об общественном призрении в России. В 2 т. СПб., 1818. 526 с.

14 См., например: Достоевский Ф. М. Идиот // Собрание сочинений. В 10 т. Т.
6. М., 1957. 536 с; Достоевский Ф. М. Пушкинская речь // Полное собрание
сочинений. Т. 26. Ленинград, 1984. С. 129-149.

15 Чернышевский Н. Г. Что делать? М., 1998. 704 с.

16 См., например: Толстой Л. Н. О переписи в Москве // Собрание сочинений.
В 22 т. Т. 16. М., 1983. С. 97-104; Толстой Л. Н. Так что же нам делать? //
Собрание сочинений. В 22 т. Т. 16. М., 1983. С. 166-399.

17 См., например: Соловьев В. С. Духовные основы жизни // Собрание
сочинений. В 10 т. Т. 3. СПб., 1970. С. 299-416; Соловьев В. С. Оправдание
добра. Нравственная философия [Электронный ресурс]. URL:
(дата обращения: 03.07.2013).

1 Я

См., например: Флоренский П. А. Столп и утверждение истины // Собрание сочинений. Т. 1.4. 1. М., 1990. 496 с; Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Собрание сочинений. В 2 т. Т. 2. М., 1990. 447 с. 19 Розанов В. В. Религия и культура. М., 1990. 637 с.

нестяжания, милосердия и любви), рассматривая ее как неотъемлемый элемент проявления морали.

Из-за доминирующего влияния марксистской идеологии советскими
учеными уделялось незначительное внимание проблемам

благотворительности. В этической и социально-философской литературе превалировали ее негативные оценки. Социальная наука рассматривала благотворительность как буржуазный пережиток, а бедность представлялась как результат особых социальных отношений эксплуататорского общества, отражающий и выражающий его антагонистические противоречия. Такую позицию обосновывали советские исследователи С. Ф. Анисимов20, Ю. Н.

Давыдов и А. И. Титаренко .

Постсоветский период развития российского общества сделал актуальным анализ проблем благотворительности. Ученые исследовали благотворительность, во-первых, как социально значимый вид деятельности (Р. Г. Апресян23, Л. В. Бадя24, А. М. Вербицкий25), во-вторых, как необходимый общественный институт (О. Е. Кузина26, И. А. Толмачева27). Были предложены различные институциональные модели современной российской благотворительности.

Объектом внимания современных отечественных авторов становятся проблемы патриотизма, национальной идеологии российского общества,

См., например: Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988. 253 с; Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1979. 142 с.

Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия (проблемы нравственной философии). М., 1989. 318 с. Марксистская этика / Под ред. А.И. Титаренко. М., 1980. 352 с. См., например: Апресян Р. Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. 1997. № 6. С. 56-67; Апресян Р. Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия? // Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 51-60.

24 Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий
исторический очерк. М., 1993. 187 с.

25 Вербицкий А. М. Роль некоммерческих благотворительных организаций в
деле оказания социальной помощи и организации социальной работы в
России // Социальная работа. 1992. Вып. 6. С. 3-7.

26 Кузина О. Е. Благотворительность в России как социальный институт.
[Электронный ресурс]. URL:
(дата обращения:
07.08.2014).

Толмачева И. А. Институциональные модели современной отечественной благотворительности // Вестник Томского государственного университета. 2014. №379. С. 108-111.

соотношения феноменов богатства и бедности в современной России (В. Н. Ремарчук28, В. С. Пусько29).

В последние годы появился новый дискурс в отечественных исследованиях благотворительности - данный феномен анализируют в контексте проблематики становления гражданского общества (Е. М. Андронова30, И. Е. Корнеева, И. В. Мерсиянова31, И. М. Модель, Б. С. Модель , В. Н. Якимец ). Кроме того, наблюдается гуманистический тренд, дается оценка благотворительности как практической форме гуманизма (О. С. Хлякин34).

Несмотря на то, что имеется целый ряд философских исследований,
посвященных вопросам благотворительности, тем не менее, еще не
сформировалось целостное ее понимание как необходимого элемента
духовно-нравственного базиса социокультурной идентичности

формирующегося российского суперэтноса. Рассмотрение

благотворительной деятельности в данном аспекте позволит осмыслить ее как субстанциональное основание развития российского общества.

Цель диссертационной работы - социально-философский анализ благотворительной деятельности как субстанциональной основы эволюции российского общества.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

Ремарчук В. Н. «Новый патриотизм» в современной российской политике// Этносоциум и межнациональная культура. 2014. № 12 (78). С. 9-17. 19 См., например: Пусько В. С. Некоторые аспекты формирования национальной идеологии России // Казачество. 2015. № 10. С. 12-20; Пусько В. С. Философия богатства и бедности в современной России // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 1 (55). С. 15-20. 30 Андронова Е. М. Благотворительность и некоторые аспекты общественного взаимодействия как составная часть становления гражданского общества. Обобщенные материалы исследования на примере Тульского региона // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. СПб., 2001. С. 722-727

т 1

Мерсиянова И. В., Корнеева И. Е. Благотворительность и участие россиян в практиках гражданского общества: региональное измерение Вып. VIII. М., 2013.204 с.

Модель И. М., Модель Б. С. Благотворительные общественные объединения в институциональном поле гражданского общества // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2002. № 3. С. 128-143.

! Якимец В. Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. М., 2004. 384 с.

34 Хлякин О. С. Благотворительность как общественное явление: социально-
философские аспекты: дис канд. филос. наук. Красноярск, 2004. 129 с.

провести сравнительный анализ основных концепций благотворительной деятельности;

выявить фундаментальные факторы и функциональное значение института благотворительности в российском социуме;

определить ценностно-смысловые принципы и экзистенциальные установки благотворительной деятельности;

исследовать российскую благотворительность исходя из наличия онтологической дихотомии социального бытия «статика-динамика»;

осуществить анализ благотворительной деятельности в контексте проблематики формирования национальной идеи;

- дать оценку социальных практик благотворительности и их влияния
на становление гражданского общества в России.

Объектом исследования является благотворительность как социокультурный феномен.

Предметом исследования выступает благотворительная деятельность как духовно-субстанциональный аспект бытия российского социума.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется сложностью и многоаспектностью объекта анализа. Большое значение на выбор методологии оказали социально-философские идеи Платона и Аристотеля, позволившие выделить базовые подходы к осмыслению феномена благотворительности - «патерналистский» и «либеральный». Для анализа благотворительности как социальной практики был использован структурно-функциональный подход, представленный концепциями Э. Дюркгейма и Т. Парсонса. Выявление ценностно-смысловых компонентов благотворительной деятельности осуществлялось на основе аксиологического подхода, разработанного представителями русской философии (В. С. Соловьевым, П. А. Флоренским, Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, В. В. Розановым). Исследование благотворительности как значимого института гражданского общества осуществлялось с помощью институционального подхода (Т. Веблен. Д. Норт).

Анализ собранного материала по проблеме выявления места и роли благотворительной деятельности в процессе социокультурного развития российского социума осуществлялся с помощью методологических принципов единства исторического и логического, системной детерминации и самоорганизации, а также деятельностного подхода. Для оценки феномена благотворительности с точки зрения существующих социальных противоречий российского общества применялся диалектический метод.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Выделены два основных концептуальных подхода к оценке благотворительной деятельности в российском социуме: патерналистский, базирующийся на признании доминирующей роли государства, принимающего на себя руководящую роль в осуществлении социальной защиты граждан, и либеральный, предполагающий возможность свободного и

б

разумного выбора человека в деле оказания социальной помощи Другому на основе наличия развитого института частной собственности.

  1. Уточнено смысловое содержание концепта «благотворительность», отражающее особенности исторического развития общественной солидарности и представляющее собой значимый фактор социокультурной идентичности формирующегося российского суперэтноса.

  2. Проведен анализ российской благотворительной деятельности в контексте онтологической дихотомии «статика-динамика»: статичность обоснована через осмысление ментальных особенностей и культурных архетипов российского народа, динамичность через анализ глобализационных процессов.

  3. Обоснована возможность выдвижения концептов милосердия и благотворительности в качестве базовых для формирования национальной идеи и системы субстанциальных ценностей развития российского суперэтноса.

  4. Предложена концептуальная идея благотворительности как объективно необходимого социокультурного фактора формирования гражданского общества.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В современном социально-философском дискурсе следует выделять два альтернативных концептуальных подхода к оценке благотворительной деятельности - патерналистский и либеральный. Если первый подход предполагает превалирующую роль государства, его особую ответственность за решение социальных проблем граждан и субъект-объектные общественные отношения, то второй признает в качестве обязательных факторов благотворительной деятельности наличие частной собственности, экономической свободы и субъект-субъектные социальные связи.

  2. Современная благотворительность - это объективно необходимая типовая практика общественного взаимодействия, поддерживаемая системой институтов социальной помощи и проявляющаяся в формах гражданских инициатив, направленных на интегративное развитие гармоничной социальной среды. Отражая историческую традицию общественной солидарности, благотворительная деятельность предстает как основа социокультурной идентичности формирующегося российского суперэтноса. Базируясь на фундаментальных принципах - свободы воли, рациональности, милосердия и социальной справедливости - она способствует устойчивому развитию общества.

3. Институт благотворительности - это система филантропической
помощи, состоящая как из статических, так и динамических компонентов.
Оставаясь неизменной в своих духовно-нравственных основаниях,
российская благотворительность, как значимый вид социальной
деятельности, все же претерпевает трансформации, связанные со сменой
исторических эпох. Ее статичность базируется на особенностях культурных
архетипов российского суперэтноса и проявляется в сохранении его

основных установок общественного поведения, связанных с оказанием социальной помощи. Динамические изменения обусловлены во многом глобализационными процессами, детерминирующими появление новых благотворительных практик. Последние связаны с паттернами потребительского общества и структурным преобразованием прежних институциональных форм общественной жизни, вызванным эволюцией гражданского общества.

  1. Милосердие, благотворительность и патриотизм могут и должны стать концептами национальной идеи и субстанциальными ценностями развития российского суперэтноса. На социогенетическом уровне они нашли закрепление в его культурных архетипах и менталитете. Несмотря на имеющуюся цивилизационную специфику, ценностно-смысловые установки благотворительности и патриотизма отличаются универсальностью, поскольку не противоречат социальным нормам всех значимых общественных групп российского социума.

  2. В современных условиях благотворительная деятельность является необходимым фактором формирования гражданского общества в России. Участие в ней служит социальной мобилизации и формирует гражданскую активность субъекта на основе принципов социальной солидарности. Развитие института благотворительности позволит консолидировать нацию и гуманизировать существующие общественные отношения, отличающиеся значительной отчужденностью субъекта от Другого.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют составить более глубокое представление о содержании отдельных областей проблематики социальной философии: взаимоотношениях личности и социума, механизмах развития социальной солидарности и нивелирования социальной напряженности, принципах и факторах развития гражданского общества, роли благотворительности в формировании аксиологического компонента социальной интеракции. Результаты исследования могут быть использованы при концептуализации философских, социологических, культурологических и психосоциальных воззрений на общественные проблемы развития российского социума.

Определение ценностно-смысловых принципов, экзистенциальных установок и функций благотворительной деятельности позволяет понять ее сущностные характеристики. Полученные выводы могут содействовать решению проблемы поиска национальной идеи российского суперэтноса, способствовать рассмотрению благотворительной деятельности как инструмента развития гражданского общества в России.

Материалы работы могут быть использованы при подготовке и проведении курсов по социальной философии, истории философии, философии культуры, истории благотворительности. Отдельные разработки и материалы исследования могут применяться в профессиональной деятельности работников социальных служб, органов исполнительной

власти, а также представителями общественных благотворительных организаций.

Апробация работы. Тезисы и положения диссертационного исследования излагались в рамках научных конференций различного уровня, в том числе таких, как:

XXIV Областные краеведческие чтения, посвященные 70-летию Сталинградской битвы. Волгоград, 2013;

Апрельская научная сессия Волгоградского государственного университета. Волгоград, 2013;

Всероссийская научная конференция «Человек и общество: от концепций к социальным технологиям». Волгоград, 2015;

Международная заочная научно-практическая конференция «Международные и внутригосударственные проблемы и перспективы развития политики, права, национальных государств в XXI веке». Владивосток, 2015;

Международная научно-практическая конференция «Наука, технологии и инновации в современном мире». Уфа, 2016;

Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2016». Москва, 2016;

- Международная научно-практическая конференция «Наука сегодня:
глобальные вызовы и механизмы развития». Вологда, 2016.

Отдельные аспекты, связанные с тематикой диссертационной работы, были исследованы в рамках грантов, поддержанных РГНФ: проект № 12-13-34010 «Феномен благотворительности в провинциальном социуме: традиционное и инновационное (на основе сравнительного анализа г. Царицына и г. Волгограда на рубеже XIX-XX и XX-XXI столетий)», 2012-

2013 гг. и проект № 15-13-34004 «Гражданское общество Царицына в период
Первой мировой войны (июль 1914 - февраль 1917 гг.)», 2015-2016 гг.

Кроме того, идеи и выводы диссертации обсуждались на круглых столах: «Единая служба целевой благотворительности России» (19 ноября

2014 г.), «Социальная активность молодежи: становление и развитие
гражданского общества в России» (28 апреля 2016 г.).

Основные результаты диссертации изложены в 15 публикациях автора, из которых 5 опубликованы в изданиях, входящих в Перечень ВАК при Минобрнауки РФ (в том числе 1 - в журнале, входящем в международную базу цитирования Scopus и Web of Science).

Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы, который включает в себя 280 источников на русском и иностранном языках. Общий объем диссертации составляет 163 страницы.

Благотворительная деятельность: сущность и функциональное значение

В начале XXI века изучение феномена благотворительности в России получило широкое распространение в социокультурном познании и вполне может быть выделено в отдельное направление исследования социально-философской направленности. Рефлексивное осмысление благотворительности связано с выявлением сущностных, глубинных смыслов данного социального феномена. Оно направлено на поиск «оснований, связанных с архетипами, алгоритмами, языковыми дискурсами, «археологией» и историей данного вида деятельности. Именно эти основания, иногда трудно артикулируемые, но придающие смысл деятельности, можно назвать ее философией»1. В рамках философского подхода вектор исследований отечественной благотворительности должен быть направлен на анализ социокультурных особенностей благотворительной деятельности российского суперэтноса.

Вопросы, связанные с изучением различных форм проявления филантропического поведения, неоднократно становились предметом научного поиска отечественных и зарубежных мыслителей на различных этапах развития общества, в связи с чем, комплексный анализ благотворительности, в том числе российской, не может производиться в отрыве от этого научного наследия. Также, отметим, что понятия «благотворительность» и «филантропия» используются в работе как синонимичные. В научной литературе сложились достаточно противоречивые мнения относительно возможности отождествления этих двух дефиниций. Однако задачи и логика данного диссертационного исследования позволяют использовать данные понятия как равнозначные.

Анализ источников, посвященных различным аспектам благотворительной деятельности, показал, что первые философские обоснования процесса оказания бескорыстной социальной помощи Другому и его материальной поддержки относятся периоду к античной эпохи. Отдельные оценочные высказывания и мысли относительно милосердного и благотворительного поведения встречаются уже в трудах античных мыслителей. В эту эпоху складывается два основных подхода к оказанию социальной помощи нуждающимся в ней. Первый подход можно назвать «патерналистским», поскольку основывается на признании доминирующей роли государства, принимающего на себя все заботы о благоденствии граждан. Второй – «либеральным», поскольку он с необходимостью предполагает как свободный выбор человека в пользу социальной помощи Другому, так и институт частной собственности, являющегося материальной базой благотворительности. Так, Платон с позиции патернализма выстраивает аргументацию в пользу помощи нуждающимся исходя из контекста своей знаменитой утопической теории об «идеальном государстве»2. По его мнению, именно на государство должна быть возложена ответственность за оказание помощи гражданам, и она должна быть конкретной и целенаправленной.

Платон полагал, что государству следует издавать «хорошие» законы, благодаря которым можно достичь консенсуса между двумя постоянно противоборствующими полюсами – индивидуальной добродетелью и общественной справедливостью. Первая регламентирует этический аспект, она базируется на чувствах и эмоциях, в то время как вторая основана на разуме и регламентирует политический аспект. Основная задача заключается не в поглощении одного начала другим, а в их примирении и согласовании, достижении баланса. Такой баланс нужно соблюдать и при оказании помощи нуждающимся. Однако Платон отмечал, что не следует оказывать бедным людям чрезмерную поддержку, так как «бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности»3. Пожалуй, здесь следует говорить и о том, что чрезмерность ведет к социальному паразитизму.

Аристотель поддерживал идею благотворительности, его философское учение стало первоисточником либерального подхода к оценке природы данного феномена. Критикуя «платоновский коммунизм», он утверждал, что в обществе необходима частная собственность, но в тоже время, следует воспитывать у людей желание творить благо, чтобы использование этой собственности было общественно полезным. По мнению Аристотеля, стремление творить благо, равно как и щедрость являются добродетелями, однако их существование без частной собственности невозможно4. В своей работе «Никомахова этика» философ интерпретировал филантропию через понятие дружбы, связывая ее «с благожелательностью отношений между людьми»5.

Римский мыслитель Марк Tуллий Цицерон не оставил без внимания вопросы благотворительности. Его идеи вполне укладываются в рамки либерального подхода, поскольку говорит, прежде всего, о состоятельных людях. Цицерон призывает быть рациональным в своих благих деяниях. В своем трактате «Об обязанностях» он выделил два вида помощи (делами и деньгами), отдавая предпочтение первому виду: «… по отношению к нуждающимся творят добро либо делами, либо деньгами. Более легок второй способ, особенно для состоятельного человека, но первый более прекрасен, более блистателен и более достоин храброго и прославленного мужа»6. В то же время Цицерон считал, что совершая благотворительный поступок нужно быть весьма избирательным и осторожным, чтобы «… доброта не вредила именно тем людям, которым, как нам кажется, мы делаем добро, а также и другим людям; затем – чтобы доброта не превышала наших возможностей; далее надо стараться воздавать каждому по его заслугам; это основа справедливости…

Ценностно-смысловые принципы и экзистенциальные установки благотворительной деятельности

Придавая благотворительности духовный смысл, русские философы и мыслители – В. С. Соловьев, В. В. Розанов, В. О. Ключевский – рассматривали ее как один из способов нравственного воспитания народа. Нуждающиеся и благотворители являлись неотъемлемым элементом социальной жизни на Руси. По словам В. О. Ключевского, «как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека»133.

В свою очередь В. С. Соловьев рассуждал о благотворительности в контексте феномена справедливости. Как известно, он выделял два типа справедливости – низший и высший. Низший тип – это социальная справедливость, то есть справедливость «земная», установление которой возможно в рамках «здешнего» человеческого общества. Высший тип – справедливость загробного мира, недостижимая в «здешнем мире», который является грешным и злым134. Философ полагал, что благотворительность, включающая в себя всепрощение и милосердие, является единственным и универсальным средством установления социальной справедливости (низшего типа справедливости) и одним из условий достижения справедливости высшего типа (справедливости, которая возможна только в Царстве Божьем), наряду с истинной верой в Бога и целесообразной властью над материальной природой135. Таким образом, благотворительность и милосердие выступают в качестве «универсального средства» достижения справедливости как на «низшем», так и на «высшем» уровне. Это универсальное средство и стремление к социальной справедливости (поиск правды) относятся к базовым ценностям российского общество, придающие ему устойчивость и равновесность, и не позволяя разрывать социальные связи между его членами.

В. С. Соловьев был убежден, что «даровая помощь, бескорыстная благотворительность или просто милостыня» является первым начальным и простейшим выражением «нравственного, или благодатного порядка», который основывается «на взаимной солидарности или единодушии»136. Этот порядок помогает поддерживать стабильность социальной жизни, позволяет не допустить хаоса. Благотворительность становится весьма значимым элементом жизни общества.

Поддерживая идею о значимости и неотъемлемости благотворительности для русского народа, В. В. Розанов проводит исторические параллели: «если бы чудодейственным актом законодательства или экономического прогресса и медицинского знания вдруг исчезли бы в Древней Руси все нищие и убогие, кто знает – может быть древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость, подобно человеку, оставшемуся без посоха, на который он привык опираться, у него оказался бы недочет в запасе средств его душевного домостроительства»137. Как видим, русские философы делали акцент на духовных принципах и особенностях менталитета русского народа, рассматривали их в качестве базовых компонентов общественной жизни.

Именно менталитет народа и его культурные архетипы являются истоками статичных проявлений благотворительности. Система ценностей, отражаемая в сознании русского человека, включает такие составляющие элементы как сострадание, человечность, милосердие, «чувство национального самосохранения», стремление к воле и социальной справедливости (поиск правды). На протяжении почти всей истории вектор русского духовного поиска исходит из так называемого этикоцентризма, который многие исследователи ). характеризуют как главную, доминирующую черту отечественной философии и культуры138.

Среди основных факторов, которые стали базовыми для состояния статики российского общества, и оказавшие сильное влияние на формирование культурных архетипов русского менталитета можно выделить географические и природно-климатические условия (особое внимание которым уделяли в своих трудах Н. А. Бердяев и В. О. Ключевский), социально-экономический уклад, связанные со спецификой производственной деятельности (сельское хозяйство), синтез западной и восточной культур, выражающийся в самобытности «русской цивилизации», а также принятие Христианства.

Размышляя о роли географических и природно-климатических условий в формировании национального характера русского народа, Н. А. Бердяев упоминал о соответствии между «необъятностью русской земли и русской души», между «географией физической и географией душевной». Он писал, что «…в душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихий и сравнительная слабость формы»139. С этим нельзя не согласиться, действительно сознание русского человека не приемлет формализации, она ему чужда, противоестественна, стихийность и душевный порыв – вот особенности многих поступков русского человека. Сложные климатические условия и неэффективность власти зачастую приводили к разорению населения, и им для выживания приходилось совершать неблаговидные поступки. Пожалуй, только у русских могла появиться и оставаться популярной и поныне поговорка «от тюрьмы и от сумы не зарекайся». Каждый понимал, что может оказаться в бедственном положении и нуждаться в помощи.

Благотворительная деятельность в контексте проблемы поиска российской национальной идеи

Современная благотворительность проявляется в различных типах смысловых оправданий: это личностные и социальные смыслы благотворительного участия, которые, соответственно, задаются морально-этическими и религиозными требованиями и ценностями, совместимыми с целерациональным типом действия и допускающими оценку благотворительной деятельности в категориях социального капитала. Формирование таких мотивационных установок характерно, прежде все, для «профессиональных» институтов и «агентов» благотворительности (ресурсных НКО, благотворительных фондов и некоторых представителей крупного бизнеса). Эти установки связаны с поддержкой ценностей общественной солидарности и социальной ответственности бизнеса, а также с требованиями, допускающими рационально-технологическую оценку благотворительности в категориях эффективности, «прозрачности» финансового администрирования, социального аудита и социального капитала229.

При сильной поляризации богатых и бедных, несправедливого соотношения труда и присвоения, благотворительность рассматривается обычно как средство материальной помощи бедным и инструмент сглаживания социальной напряженности. Институционализация современных форм благотворительности изменяет традиционное представление о ней, возникает понимание феномена благотворительности как необходимого средства нейтрализации эмоционально нравственного дискомфорта, возникающего в обществе. Благотворительность должна связываться не только с функцией социальной защиты и призрения, но и созданием гармоничной общественной среды, развивающейся на гуманистических принципах. Активное участие в благотворительной деятельности служит социальной мобилизации общества, формирует гражданскую активность населения на основе принципа общественной солидарности, а также способствует формированию гуманистических установок общественного сознания на основе развития социальных инициатив и, безусловно, содействует становлению гражданского общества230.

Современная благотворительность выступает в качестве, как индикатора, так и катализатора развития гражданского общества. В рамках первого аспекта, она являет собой «лакмусовую бумажку», поскольку по состоянию развития благотворительного сектора можно судить и об уровне духовно-нравственного развития общества. В контексте второго аспекта, благотворительность проявляется как один из источников развития гражданского общества, ведь она инициирует, стимулирует и мотивирует развитие новых социальных инициатив и способствует росту гражданской культуры.

Вопрос об особенностях и степени развития российского гражданского общества продолжает оставаться актуальным. В целом, можно говорить о существовании в России институтов гражданского общества, однако оценить степень их развития представляется весьма сложным. Анализируя предпосылки развития гражданского общества в нашей стране, можно обратиться к точкам зрения различных мыслителей, придерживающихся альтернативных позиций. Одни исследователи полагают, что по причине слабости и малочисленности в крепостной России «третьего сословия», абсолютистское государство по своей инициативе делегировало обществу отдельные функции управления231. Так, с конца XVIII века негосударственные некоммерческие организации возникали, главным образом, по инициативе отдельных представителей высшего сословия или самих монархов. Другие авторы232, полагают, что прообразами гражданского общества в России были общины, казачество и земство. В свою очередь, О. С. Хлякин предполагает, что в качестве ведущего цивилизационного фактора в Новое и Новейшее время выступал некий Другой. Он соотносит это с тем, что исследователи Т. И. Кутковец и И. М. Клямкин охарактеризовали «как соборность в православии», как общественное явление, которое предполагает добровольное и свободное принятие коллективной воли, однако исключающее какое-либо внешнее принуждение к ее принятию и исполнению233. Несмотря на сложность определения конкретных темпоральных характеристик возникновения гражданского общества в России, с уверенностью можно утверждать, что появление и развитие различных социальных практик, имеющих место в отечественной истории, обусловило формирование того самого габитуса, который обеспечивает функционирование и воспроизводство институтов гражданского общества, в том числе и институтов, связанных с благотворительной деятельностью.

Среди тенденций развития современного общества одной из главных является переход ряда функций, которые традиционно принадлежали государству, к частным субъектам социальной деятельности. В России наряду с постоянно возрастающими потребностями в расходах на социальную сферу, по экономическим и политическим причинам происходит снижение в них доли государственных средств. Тем не менее, в целом современное государство оказывает значительную финансовую поддержку благотворительным фондам. В процессе реализации функции перераспределения доходов и содействуя решению социальных проблем вне системы государственных органов и в кратчайшие сроки, благотворительная деятельность выступает в качестве одного из важнейших атрибутов гражданского общества. Кроме того, она является инструментом, с помощью которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности. В связи с этим степень вовлеченности граждан в благотворительную деятельность может служить одним из показателей уровня развития гражданского общества в стране.

Становление социальных практик благотворительности как фактор формирования гражданского общества в современной России

Исследование процесса становления и развития теоретических воззрений относительно благотворительности показало, что, несмотря на многообразие концепций, имеющихся в отечественной и зарубежной научной мысли, можно выделить два ключевых подхода к анализу данного социокультурного явления – «патерналистский» и «либеральный». Первый подход предусматривает ведущую роль и ответственность государства за оказание помощи гражданам. У его истоков стоял древнегреческий философ Платон. Второй подход, в основу которого были положены идеи Аристотеля о собственности, всеобщем благе и справедливости, предполагает возможность оказания помощи нуждающимся гражданам не только со стороны государственных структур, но и со стороны их более успешных сограждан, которые имеют возможность использовать для этого соответствующую систему институтов гражданского общества. Здесь значимым фактором становится наличие частной собственности, которая являясь материальной базой благотворительности, предоставляет человеку свободу выбора и объективную возможность бескорыстной материальной и моральной поддержки Другого. В процессе эволюции российского общества происходило диалектическое развитие этих двух подходов. Анализ содержательного компонента каждого из них необходимо проводить с позиции социально-политических концепций, доминирующих в идеологическом пространстве общественного сознания и с точки зрения нравственных категорий. Это позволяет осмыслить феномен благотворительности как субстанциональное основание развития российского общества.

Поиск сущностного смысла благотворительной деятельности необходимо осуществлять в контексте анализа субъект-субъектных связей, которые исторически, культурно и ментально обусловлены экзистенциальной потребностью человека в выражении милосердного чувства солидарности по отношению к Другому, проявляющегося в оказании социальной помощи нуждающемуся в ней. Сегодня благотворительность представляет собой особую типовую практику, базирующуюся на системе гражданских институтов социальной помощи, направленных на развитие комфортной и гармоничной общественной среды. Современная благотворительность должна стать истоком социокультурной идентичности формирующегося российского суперэтноса. Она призвана выполнять важные общественные функции, тем самым способствуя сохранению и укреплению интерсубъективных связей. Основными социальными функциями благотворительности являются аксиологическая, коммуникативно-интегративная, социализирующая, компенсаторная и социально-экономическая.

Благотворительная деятельность базируется на трех фундаментальных принципах, которые конституируют ее как социокультурное явление и выступают в качестве экзистенциальных установок личности. Это такие принципы, как свобода воли, рациональность и милосердие. Они обеспечивают социальную эффективность и устойчивость самой благотворительности и развития российского общества в целом. В современных условиях важно, чтобы эти принципы оставались системообразующими для благотворительной деятельности. Сами они должны также выступать в целостном системном единстве. Милосердие не должно приводить к иррациональным и нецелесообразным благотворительным актам. В то же время, они не должны осуществляться исходя из узко понятых рационализированных субъективных интересов, иначе благотворительность потеряет свой экзистенциальный смысл.

Как особая система филантропической помощи, благотворительность включает в себя статические и динамические элементы. Статичность связана с устойчивостью ее онтологических оснований и проявляется в сохранении архетипических аксиолантов русского менталитета и культуры (милосердие, коллективизм, духовность), выступающих в качестве значимого фактора филантропического поведения по отношению к нуждающимся согражданам. Динамика благотворительности проявляет себя как в появлении новых инициатив, соответствующих инновациям информационного общества, так и в структурном усложнении базовой системы духовных и социальных ценностей.

Одним из фундаментальных истоков нравственного самосовершенствованя российского социума способна стать гуманистическая идея, консолидирующая общество и нацию. Милосердие и благотворительность должны стать концептами российской национальной идеи, субстанциальными ценностями-факторами развития российского суперэтноса. Это позволит избежать негативных последствий глобализации, которая идет по пути вестернизации и формирования общества массового потребления, при котором личность отчуждают от ее экзистенциальных интересов и духовных начал. Внедряя в сознание народа паттерны потребительского общества, она оказывает разлагающее воздействие на ее духовную жизнь, разрушая ее со-бытие с Другим. Российскому обществу важно отстоять свои ценности и идеалы, иначе оно потеряет свою идентичность, уникальность, ассимилируясь и растворяясь в глобальной культуре потребления.

В современное время благотворительность следует рассматривать как один из факторов, способствующих становлению и развитию российского гражданского общества. Просоциальная деятельность выступает как инструмент нивелирования социальной напряженности, тем самым формируя понимание необходимости системного развития благотворительности и институтов гражданского общества.

Проделанная работа позволит внести определенный вклад в развитие теории и практики благотворительной деятельности. Однако исследуемая в диссертации тема требует дальнейшего анализа и уточнения, в связи с чем, следует выделить ряд актуальных вопросов, которые нуждаются в дальнейшем теоретическом осмыслении. Среди них – сравнительный анализ особенностей отечественной и зарубежных моделей благотворительности; исследование новых благотворительных практик и инициатив в контексте проблемы отчуждения, свойственного потребительскому обществу; осмысление места и роли социокультурного феномена благотворительности в условиях глобализации, нивелирующей социокультурную уникальность этносов и народов.