Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Целостность художественного сознания как синтез традиции и новаторства (Социально-философский аспект) Сорокина Лючия Игоревна

Целостность художественного сознания как синтез традиции и новаторства (Социально-философский аспект)
<
Целостность художественного сознания как синтез традиции и новаторства (Социально-философский аспект) Целостность художественного сознания как синтез традиции и новаторства (Социально-философский аспект) Целостность художественного сознания как синтез традиции и новаторства (Социально-философский аспект) Целостность художественного сознания как синтез традиции и новаторства (Социально-философский аспект) Целостность художественного сознания как синтез традиции и новаторства (Социально-философский аспект) Целостность художественного сознания как синтез традиции и новаторства (Социально-философский аспект) Целостность художественного сознания как синтез традиции и новаторства (Социально-философский аспект) Целостность художественного сознания как синтез традиции и новаторства (Социально-философский аспект) Целостность художественного сознания как синтез традиции и новаторства (Социально-философский аспект)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сорокина Лючия Игоревна. Целостность художественного сознания как синтез традиции и новаторства (Социально-философский аспект) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Липецк, 2004 147 c. РГБ ОД, 61:04-9/348

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВЕ В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНРІЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

1.1. Периоды главенства традиции в истории развития художественного сознания 11

1. 2. Обращение к традициям и значение новаторства в формировании художественного сознания в эпоху Возрождения 28

1.3. Взаимоотношение традиции и новаторства в художественном сознании Нового времени 42

1.4. Возрастание ценности новаторства в художественном сознании в конце XIX и в XX веке 54

Глава 2. ДИАЛЕКТИКА ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВА В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

2. 1. Сущность художественного сознания и его взаимосвязь с эстетическим сознанием 77

2.2. Определение понятия традиции и ее значение для становления художественного сознания 86

2. 3. Новаторство как фактор развития художественного сознания 102

2. 4. Синтез традиции и новаторства как взаимосвязь вечного и временного в формировании художественного сознания 112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема взаимодействия традиции и новаторства в целом, и в сфере художественного сознания и искусства в частности, относится к числу таких, к которым постоянно сохраняется интерес в среде философов, искусствоведов и художников. Актуальность избранной темы обусловлена изменениями в общественной жизни, которые порождены современной социальной трансформацией, установлением в нашей стране рыночных отношений, меняющих традиционные ценностные ориентации и эстетические пристрастия.

Все это оказывает существенное воздействие на противоречивый процесс формирования общественного и художественного сознания. С одной стороны, мы наблюдаем порою отказ от художественных традиций, а с другой - возрождается интерес к ним, к традициям древнерусского искусства и народного творчества. В этих условиях становится весьма актуальной не только проблема сохранения ценностей сложившихся традиций, но и проблема появления новаторства, а также проблема синтеза традиции и новаторства в процессе становления художественного сознания. Именно этим в первую очередь обусловлен выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Для анализа рассматриваемой проблемы представляют интерес работы, авторы которых акцентировали свое внимание на изучении роли традиции в культуре и формировании общественных отношений. Существенный вклад в разработку этих проблем внесли Г. -Г. Гадамер, И. Г. Гердер, Р. Генон, Е. Шацкий, Д. Д. Благой, В. Б. Власова, Ю. Н. Давыдов, М. Г. Завьялов, Д. Б. Зильберман, И. Т. Касавин, В. Д. Плахов, Н. В. Солнцев, А. Г. Спиркин, И. В. Суханов, С. Л. Франк1 и др.

1 Гадамер Г. -Г. Истина и метод. - М., 1988; Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. - СПб., 2000; Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977; Шацкий Е. Утопия и традиция. - М., 1990; Благой Д. Д. О традициях и традиционности // Традиция в истории культуры. - М., 1978. - С. 28 - 36; Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. - 1980. - № 4. - С. 30 -39; Давыдов Ю. Н. Культура - природа - традиция // Традиция в истории культуры. - М., 1978. - С. 41-60;

. 4 Так, например, И.Г. Гердер трактовал традицию как культуру, рассматривал

ее как передаваемый человечеством опыт. Способность традиции к развитию

отмечали А.Г. Спиркин, Д.Д. Благой и др. Определению социальных

функций традиции посвящены работы В.Б. Власовой, М.Г. Завьялова, В.Д.

Плахова, Н.В. Солнцева. Соотношение явлений традиции и обычая

анализируется И.В. Сухановым; Различные подходы к осмыслению

феномена традиции систематизируются Е. Шацким.

Влияние художественной традиции на процесс создания произведений искусства, на их восприятие, на определение актуальности произведений искусства прошлого рассматривается в работах Г. -Г. Гадамера1. Исследования отечественных авторов (А. Я. Зись, А. А. Каменский, Е. Г. Катаева, Л. М. Немченко, Ф. М. Турсун - Заде ) были направлены на определение сущности художественной традиции и ее роли в развитии искусства.

Проблема новаторства являлась предметом исследования в области философии и психологии искусства. Так, представители немецкой классической философии возникновение нового и неповторимого в искусстве связывали с талантом и гениальностью (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель3). В ряде исследований обращается внимание на роль индивидуальности в формировании художественного образа4. Воображение в качестве источника

Завьялов М. Г. Традиция как способ самоидентификации общества. Дисс. ... канд. филос. наук. -Екатеринбург, 1997; Зильберман Д. Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность// Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 76-105; Касавин И. Т. Познание в мире традиций. - М., 1990; Плахов В. Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. - М., 1982; Солнцев Н. В. Наследие и время. М., 1996; Спиркин А. Г. Человек. Культура. Традиция // Традиция в истории культуры. - М., 1978. - С. 5-14; Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., 1976; Франк С. Л. Духовные основы общества. Ввведение в социальную философию. - М., 1992.

1 Гадамер Г. -Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991; Гадамер Г. -Г. Истина и метод. - М., 1988.

2 Зись А. Я. Преемственность искусства и искусствоведческая традиция // Зись А. Я. На подступах к общей
теории искусства. - М., 1995. - С. 205 - 246; Каменский А. А. О смысле художественной традиции //
Советское искусствознание, 82. - Вып. 1. - М., 1983. - С. 202 - 244; Катаева Е. Г. Философско-эстетический
анализ проблемы художественной традиции. Дисс. ... канд. филос. наук. - М., 1988; Немченко Л. М.
Художественная традиция: сущность и функционирование. Дисс. ... канд. филос. наук. - Свердловск, 1987;
Турсун - Заде Ф. М. Художественные традиции й прогресс искусства. - Душанбе, 1976.

3 Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. - М., 1968; Кант И. Критика способности суждения. - СПб., 1995.

4 Бергсон А. Индивидуальность и тип // Современная книга по эстетике. Антология. - М., 1957. - С. 176 -
187; Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Философия свободы. Смысл творчества.
- М., 1989. - С. 12 - 228; Ермаш Г. Л. Творческая природа искусства. - М., 1977; Конева А. В. Эстетический
смысл индивидуальности (на материале художественной культуры). Дисс.... канд. филос. наук. - СПб., 1996;

5 новаторства раскрывается психологами С. Л. Рубинштейном и К.

Абульхановой . Исследования Е. Я. Басина , посвященные изучению явления

эмпатии, позволяют рассмотреть механизм возникновения новаторских идей

в процессе становления художественного сознания.

Взаимодействие традиции и новаторства в искусстве рассматривается в работах, посвященных проблемам эстетики3, что позволяет с этих позиций анализировать и художественное сознание. К проблеме доминирования коллективной традиции, канона в средневековом искусстве обращались Б. М. Бернштейн, В. В. Бычков, П. А. Флоренский4.

В искусствоведческих исследованиях В. М. Алпатова, И. Я. Богуславской, Е. Деготь,' Ю. Д. Колпинского, Е. Ф. Кожиной, В. Н. Лазарева, М. Г. Неклюдовой, Ц. Г. Нессельштраус, Е. И. Ротенберга, Д. В. Сарабьянова, И. А. Смирновой5 и др. взаимодействие традиции и новаторства рассматривается на основе анализа развития школ, направлений и стилей. В

Мелик - Пашаев А. А. Мир художника. - М., 2000; Титов С. Н. Искусство: объект - предмет - содержание. -Воронеж, 1987.

1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. 1. - М., 1989; Абульханова К. Проблемы
психологии искусства в школе С. Л. Рубинштейна // Творчество в искусстве - искусство творчества. - М.,
2000.-С. 122-141.

2 Басин Е. Я. Двуликий Янус: (О природе художественного таланта). - М., 1996; Басин Е. Я. Творческая
личность художника. - М., 1988.

3 Бояджиев Г. Н. Проблема традиций и новаторства // Ленин и искусство. - М., 1969. - С. 277 - 346; Ванслов

B. В. О традициях и новаторстве в искусстве // Проблема наследия в теории искусства. - М., 1984. - С. 45 -
72; Джангужин Р. Н. Новаторство как традиция: проблема преемственности в развитии художественной
культуры. - Алма - Ата, 1981; Куликова И. С. Традиции и новаторство в эстетике: Задачи и итоги XI
Международного эстетического конгресса. - М., 1989; Пайшев А. С. Проблема специфической
закономерности развития искусства. Дисс. ... канд. филос. наук. - Н. Новгород, 1994; Ушацкая И. А.
Проблема традиций и новаторства в советской эстетике 1920 - х годов. Дисс. ... канд. филос. наук. - Минск,
1969; Элиот Т. С. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX
в. -М., 1987.

4 Бернштейн Б. М. Традиция и канон. Два парадокса // Советское искусствознание, 80. - М., 1981. - Вып. 2. -

C. 112-253; Бычков В. В. Византийская эстетика. - М., 1977; Бычков В. В. Русская средневековая эстетика.
XI - XVII века. - М., 1995; Флоренский П. А. Иконостас: Избранные труды по искусству. - СПб., 1993.

5 Алпатов В. М. Древнерусская иконопись. - М., 1974; Богуславская И. Я. Народное искусство и художники
русского авангарда // Искусство XX века. Вопросы отечественного и зарубежного искусства. - СПб., 1996. -
Вып. 5. - С. 40 - 56; Деготь Е. Русское искусство XX века. - М., 2000; Кожина Е. Ф. Романтическая битва.
Очерки французской романтической живописи 1820-х годов. - Л., 1969; Колпинский Ю. Д. Великое
наследие античной Эллады и его значение для современности. - М., 1988; Колпинский Ю. Д. Проблема
традиций и новаторства в жизни искусства // Искусство. - № 3. - 1971; Лазарев В. Н. Начало раннего
Возрождения в итальянском искусстве. - М„ 1979; Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. - M., 1972;
Неклюдова M. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века. - М., 1991;
Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. - Л. - М., 1964; Ротенберг Е. И.
Западноевропейское искусство XVII века. - М., 1971; Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца
XIX - начала XX века. - M., 2001; Сарабьянов Д. В. О национальных особенностях русского живописного
авангарда 1910-х. годов. Авангард и традиция // Искусство XX века. Вопросы отечественного и

работах по культурологии главным образом выявляются социокультурные, мировоззренческие аспекты взаимодействия традиции и новаторства в процессе становления художественного сознания1. Художники, скульпторы, поэты и драматурги (Леонардо да Винчи, Ш. Перро, Ж. Лафонтен, Н. Пуссен, Э. Делакруа, П. Пикассо, К. Малевич, В. Кандинский2 и др.) со своих позиций раскрывали проблему роли традиции и новаторства в творческом процессе.

Специальные работы посвящены анализу сущности художественного сознания, его структуре3 и взаимосвязи с эстетическим сознанием4. Проблема роли языка в развитии художественного сознания отражается в исследовании В. Л. Лехциера, посвященном анализу феноменологии художественного опыта5.

Вечное и временное как фундаментальные характеристики существования традиции и новаторства рассматриваются с разных позиций в творчестве X. Л. Борхеса, С. Н. Булгакова, В. С. Соловьева, Б. П. Вышеславцева, Н. О. Лосского6.

зарубежного искусства. - 1996. - Вып. 5; Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. - М., 1989; Смирнова И. А. Искусство Италии конца XII - XV веков. - М., 1988.

1 Баткин Л. M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - M., 1989; Бицилли П. М. Место
Ренессанса в истории культуры. - СПб., 1996; Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. - СПб.,
1995; Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. - М., 1992; Гуревич А. Я. Категории средневековой
культуры. - М., 1984; Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа / Отв. ред. О. А.
Кривцун. - СПб., 2000; Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996; Липовецки Ж. Эра пустоты. Очерки
современного индивидуализма. - СПб., 2001 и др.

2 Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. - М., 1960; Кандинский В. О духовном в
искусстве. - М., 1992; Леонардо'да Винчи. Избранные произведения: В 2 т. - М.-Л., 1995; Малевич К.
Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913 - 1929. //Собрание сочинений: В 5 т. -
Т. 1. - М., 1995; Перро Ш. Век Людовика Великого // Спор о древних и новых. - М., 1985; Перро Ш.
Параллель между древними и новыми в отношении искусств и наук // Спор о древних и новых. - М., 1985;
Пикассо П. Беседа с Зервосом // Мастера искусств об искусстве.Избранные отрывки из писем, дневников,
речей, трактатов: В 7т. - T.V, Кн. 1. - М., 1969; Пикассо П. Интервью с Фельсом // Мастера искусств об
искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей, трактатов: В 7т. - Т. V, Кн. 1. - М., 1969 и др.

3 Закс Л. А. Художественное сознание. - Свердловск, 1990; Манжора О. Б. Художественное и политическое
сознание: проблемы взаимодействия. Дисс.... докт. филос. наук. - Саратов, 1994.

4 Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997; Короткое Н. 3. Эстетическое и художественное
освоение действительности. - Пермь, 1981; Кузьмичев И. К. Введение в эстетику художественного сознания.
- Нижний Новгород, 1995; Кущев В. M. Художественное сознание: отражение и прогнозирование развития
действительности. Дисс. ... канд. филос. наук. - М, 1990; Столович Л. Н. Философия красоты. - М., 1978;
Эстетическое сознание и процесс его формирования / Ин-т философии АН СССР. - М., 1981.

5 Лехциер В. Л. Введение в феноменологию художественного опыта. - Самара, 2000.

6 Борхес X. Л. Письмена Бога. - М., 1994; Булгаков С. H. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.,
1994; Соловьев В. С. Общий смысл искусства // Философия искусства и литературная критика. - М., 1991. -
С. 73-89; Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. - М., 1994; Лосский H. О. Мир как осуществление
красоты. Основы эстетики. - М., 1998.

7 Все рассмотренные подходы раскрывают различные аспекты проблемы

соотношения традиции и новаторства главным образом в сфере искусства.

Однако проблема анализа соотношения и синтеза традиции и новаторства в

процессе становления целостности художественного сознания еще не стала

предметом специального исследования в социальной философии.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является осмысление синтеза традиции и новаторства как основы формирования целостности художественного сознания с позиций социально-философского подхода.

Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:

-исследовать в историческом аспекте взаимодействие традиции и новаторства в процессе становления художественного сознания; -выявить сущность художественного сознания в сопоставлении с сознанием эстетическим;

-определить понятие традиции и ее роль в развитии художественного сознания;

-раскрыть механизм возникновения новаторства в процессе функционирования художественного сознания;

-проанализировать формирование целостности художественного сознания с позиции синтеза традиции и новаторства, вечного и временного.

Объект исследования - художественное сознание.

Предмет исследования — синтез традиции и новаторство как основа целостности художественного сознания.

Методологическая основа исследования. Работа опирается на историко-логическии и диалектический методы, позволяющие рассматривать различные стороны динамики взаимодействия традиции и новаторства в процессе развития художественного сознания. Системный подход дает возможность осмыслить художественное сознание как структурированную

8 целостность, формирующуюся в результате взаимодействий

индивидуального и общественного, традиции и новаторства, вечного и

временного.

Научная новизна работы заключается в следующем:

-выявлены особенности взаимодействия традиции и новаторства в

историческом развитии художественного сознания;

-определяется сущность художественного сознания в сопоставлении с

сознанием эстетическим;

-обоснована роль традиции как основания исторического становления

художественного сознания;

-выявлены два важнейших свойства традиции в процессе развития

художественного сознания: стремление к сохранению художественного

опыта и необходимость его творческой интерпретации;

-раскрыт механизм возникновения новаторства в процессе становления

художественного сознания;

-выявлено, что художественное сознание как целостность формируется в

процессе синтеза традиции и новаторства, вечного и временного.

Положения, выносимые на защиту:

1. Периоды главенства традиции и периоды отказа от следования традициям
в развитии художественного сознания обусловлены воздействием
социокультурной ситуации, складывающейся в ту или иную историческую
эпоху. Сохранению традиции способствует такое единство индивидуальных
и общественных ценностей, при котором коллективное художественное
сознание занимает главенствующее положение. Зарождение новаторских
идей, в свою очередь, связано с такими изменениями социокультурной
реальности, при которых значительную роль в развитии художественного
сознания играет субъективный мир художника, его индивидуальная
творческая деятельность.

2. Становление художественного сознания и его целостности связано с
противоречивым взаимодействием социальной реальности и

9 художественного идеала, который определяет характер синтеза традиции и

новаторства.

  1. Художественное сознание, находясь во взаимосвязи с сознанием эстетическим, не тождественно ему. Художественное сознание предполагает создание особой реальности - художественного образа. Художественный язык, являясь важнейшим элементом художественного образа, имеет существенное значение и в определении содержания художественного сознания.

  2. Статус художественной традиции обусловлен двумя важнейшими сторонами: стремлением к сохранению художественного опыта и необходимостью его творческой интерпретации. Возможность творческой интерпретации художественной традиции позволяет ей оставаться актуальной в пространстве исторического развития духовной культуры. Традиции, не отвечающие обновляющимся социокультурным условиям жизни, лишенные способности адаптироваться к ним, как правило, не долговечны.

  1. Новаторство в развитии художественного сознания представляет собой процесс преобразования творческого метода, обусловленный изменением художественной картины мира, способствующий формированию особенностей художественного языка. Источником новаторства в процессе формирования художественного сознания выступают не только изменения социокультурных условий жизни общества, но и индивидуальная творческая деятельность художника, его неповторимый внутренний мир. При этом воображение и эмпатия художника являются необходимыми моментами становления новаторских идей в развитии художественного сознания.

  1. Становление целостности художественного сознания осуществляется в процессе органической взаимосвязи традиции и новаторства. Доминирование одной из этих составляющих (традиции или новаторства) качественно определяет их синтез, т. е. целостность художественного сознания определенной исторической эпохи.

10 7. Сущность художественной традиции и новаторства определяется прежде

всего их соотношением с вечным и временным, что, в свою очередь,

существенным образом' характеризует специфику целостности того или

иного типа художественного сознания.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его

основные положения и выводы могут быть использованы:

для дальнейших исследований проблем художественного и эстетического сознания;

для разработки проблемы целостности художественного сознания;

- для исследования взаимодействий традиции и новаторства вообще и в
художественном сознании в частности;

-для разработки курсов' социальной философии, культурологии, эстетики, социологии искусства и истории искусства.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав (восьми параграфов), заключения и списка литературы по теме диссертации, содержащего 205 источников. Первая глава посвящена анализу становления представлений о традиции и новаторстве в истории художественного сознания. Во второй главе рассматриваются закономерности становления целостности художественного сознания во взаимосвязи традиций и новаторства, вечного и временного.

Периоды главенства традиции в истории развития художественного сознания

В истории культуры существуют периоды, когда общество во многом ориентируется на традиции, на опыт предков. Подобный тип культуры называют традиционным. Традиция выступает здесь ориентиром социальной жизни и творчества.

М.С.Каган, анализируя традиционный тип культуры, отмечает, что появление такого типа культуры является результатом мифологической доминанты, существующей в социальной жизни, так как "мифология по самой своей природе претендует на абсолютность утверждаемого ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей и чувствований и их передачи в неприкосновенном виде из поколения в поколение"1.

Ярким примером общества, жизнью которого руководит традиция, является первобытное общество. Распространенный в данном обществе культ предков, культ умерших ориентирует каждое новое поколение на опыт предыдущих поколений. Опыт предков не оспаривается и не обдумывается, а является руководством к действию, обычаем.

В подобных обществах, как правило, наблюдается единство индивида и общества. Каган отмечает, что в данном случае самосознание человека формируется как "мы - сознание", а не "я - сознание" личности2. Индивидуальность личности не представляется существенной. Поэтому каждый член подобного общества руководствуется выработанными до него правилами жизни, подчиняясь коллективному мнению. Это обеспечивает относительную устойчивость, неизменность, как в общественной жизни, так и в творчестве.

Типичным примером традиционной культуры является культура Древнего Египта. Традиционный характер культуры складывается под влиянием египетской мифологии и сильной власти фараона. Приверженность традиции здесь проявляется и в художественном сознании. Для искусства Древнего Египта характерно стремление следовать образцам, установленному канону, что подтверждается существующими письменными руководствами для художника и скульптора. Например, в оформлении гробниц или саркофагов встречается каноническое изображение человеческой фигуры (голова повернута в профиль, туловище - в фас, ноги -в профиль), схематичное изображение предметов и их частей.

Руководящая роль традиции в египетском искусстве была связана с его религиозным назначением. Так, скульптура в Египте существовала как обязательный элемент заупокойного культа. Согласно представлениям египтян, душа после смерти могла вселиться в образ двойника и продолжать жизнь, поэтому в гробнице ставилась скульптура умершего. Данная традиция способствовала возникновению скульптурного портрета, где в изображении головы присутствуют индивидуальные особенности. В остальном скульптор следовал установленному канону: начиная от фронтальности позы до раскраски скульптуры. В рамках канона чаще всего выполнялись статуи фараона. Чтобы создать величественный образ, скульпторы изображали фараонов с мощными телами. Лица имели портретные черты, но с определенной долей идеализации. Это свидетельствует о появлении стремления соединить индивидуальный образ с действующим каноном, остающимся неизменным в течение длительного времени.

Наряду с этим в Древнем Египте создаются произведения искусства без обращения к канону. Например, выполненные в период Древнего царства статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет, зодчего Хемиуна, писца Каи. Эти скульптуры не только передают сходство с внешним обликом человека, но и воссоздают индивидуальный образ, подчеркивающий своеобразие характера изображаемого.

Со временем вследствие изменения социальной жизни изменяются и художественные традиции. Так, в период Среднего царства возрастает роль новаторства в творчестве. Мастера перерабатывают художественные традиции, существующие в Древнем царстве. В ряде произведений встречается и абсолютно новаторский подход. Например, в росписи гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане художники при изображении животных практически не подчиняются канону.

Большие перемены в искусстве происходят в период правления фараона Аменхотепа IV, который проводит религиозную реформу, заменяя традицию поклонения различным богам на поклонение одному - солнечному диску Атону. Изменения коснулись и сферы изобразительного искусства, где появляются интересные новаторские идеи,. нашедшие свое воплощение в изображение царя и его семьи в повседневной жизни. В образах чувствуется стремление художника передать индивидуальность. Желание создать характерный образ присутствует в скульптурных портретах Эхнатона и его жены Нефертити.

Итак, художественное сознание Древнего Египта ориентируется прежде всего на традицию. Под воздействием новаторских решений происходит постепенное изменение традиций, что находит свое отражение в творчестве древнеегипетских художников и скульпторов.

Культура Древней Греции также имела традиционный характер. Как было отмечено ранее, традиционному типу культуры свойственна мифологическая доминанта. В Древней Греции мифология играет большую роль в формировании уклада жизни и художественного сознания, особенно на более ранних ступенях развития. Мифология во многом определяла сюжетный круг для скульптуры или росписи ваз.

Взаимоотношение традиции и новаторства в художественном сознании Нового времени

В Новое время завершается переход от традиционной культуры к креативной. Складывается цивилизация, основой которой является научно-технический прогресс. Постепенно уходит в прошлое феодальный уклад жизни. Человек рассматривается как свободный товаропроизводитель. Формирование буржуазной культуры способствует обособлению индивида, появлению противоречий между личностью и обществом, что отличает новый уклад жизни от традиционного, характеризующегося единством индивидуального и общественного. В Новое время миф не занимает такого важного места, как ранее, что, несомненно, способствует появлению иного типа культуры и художественного сознания.

Период утверждения буржуазной культуры отмечен изменчивостью, динамичностью в области практической деятельности и жизни человека в целом. В связи с этим формируется понимание ценности настоящего времени, что также ведет к разрушению традиционной системы, основанной на преклонении перед прошлым.

В Новое время человек выступает свободным, не связанным корпоративными рамками. "Теперь, чтобы идентифицировать себя с определенными культурными и социальными группами, требуется сделать выбор, т. е. самому избрать круг ценностей, наиболее созвучный собственной индивидуальности"1. Данная тенденция способствует формированию авторского стиля в области художественного сознания.

Еще одной отличительной чертой художественного сознания Нового времени, как отмечает О. А. Кривцун, является богатство накопленных художественных традиций. Поэтому художников вдохновляет не только окружающий мир, но и творчество. "Творчество вдохновляется творчеством.

Приемы художественного творчества эволюционируют уже не только под влиянием социальных или культурных факторов, а под влиянием самого состоявшегося художественного опыта"1.

Художественное сознание XVII века пронизано противоречиями, возникающими вследствие того, что этот период продолжает переход к культуре нового типа, начатый Возрождением. Нельзя выделить единого стиля этого столетия. Особенностью искусства Нового времени является то, что художественные стили не приходят на смену друг другу, а сосуществуют одновременно. Многообразие стилей, возникающих в XVII веке Е. И. Ротенберг объясняет отсутствием "единого художественного идеала, обнимающего собой если не всю, то по крайней мере основную идейную проблематику эпохи" . Вследствие отсутствия единого идеала в искусстве XVII столетия возникают два совершенно различных по своим устремлениям и принципам формообразования стиля - барокко и классицизм.

В утверждении и существовании стиля важную роль играет традиция. Стиль как художественная система объединяет произведения художников, архитекторов, скульпторов общей идейной программой и пластическими принципами. Эта система имеет определенную мировоззренческую основу, сформированную под влиянием общей социокультурной атмосферы эпохи. Поэтому, по мнению Ротенберга, произведение, созданное в рамках стиля, несет в себе черты общей концепции, всеобщности . Однако стилевая система не является каноном. В ней заключена возможность новаторства, индивидуального творчества. В XVII веке в результате того, что параллельно возникает два стиля, стилевая форма больше подвержена изменениям, а также встречается сосуществование элементов стиля барокко и классицизма.

В рассматриваемый период появляются художники, творчество которых выходит за рамки существующих стилей, Ротенберг называет данное явление внестилевой линией. Произведения этих мастеров свидетельствуют о том, что изменилось положение художника, который не следует теперь установленным принципам. "Сам факт возникновения внестилевой формы и ее успешной конкуренции с формами искусства барокко и классицизма имел своим последствием одно важное обстоятельство - большую, сравнительно с прошлым, степень свободы творческой индивидуальности художника, отсутствие прежней строгой предопределенности в следовании общеобязательным стилевым нормам", -отмечает Ротенберг.

Работая вне рамок стиля, художник приобретает большую свободу не только в области художественного языка, но и в возможности изображать те стороны жизни, к которым искусство ранее не обращалось. Руководствуясь в выборе сюжета не традиционными образцами, мастер более открыт новаторским идеям. Подобное изменение способствует тому, что объектом изображения становится окружающая художника действительность во всей своей противоречивости, многогранности. Художник волен теперь изображать не только прекрасное, но и обычное, обыденное. Поэтому и появляется бытовой жанр, расцветает натюрморт, где изображались не только прекрасные предметы, но и самые обычные. Данное явление характерно не только для XVII века, но и для следующих столетий. Например, в XVIII веке Шарден пишет натюрморт "Медный бак", где стремится передать красоту этого прозаического предмета. Среди творческого наследия мастера встречаются жанровые сцены, изображающие женщину, которая стирает белье, или посудомойку. Характерно то, что данные произведения, несмотря на достаточно простой сюжет, поражают своей красотой. Возникновение подобных произведений подчеркивает изменение положения художника, который самостоятельно может выбирать сюжет для произведения, а также изменение представления о задачах искусства, которые теперь не всегда связывают с созданием идеального образа.

Возникшая в XVII веке внестилевая линия находит свое продолжение в искусстве эпохи Просвещения и далее, в XIX веке. Данная тенденция подчеркивает утверждающееся стремление художников к индивидуальному творческому проявлению. Стилевая система постепенно начинает угасать. Изменяющаяся реальность требует каждый раз нового видения, не соответствующего рамкам системы. Поэтому главной особенностью художественного сознания Нового времени становится новаторство. М. С. Каган связывает данное изменение с разрушением "мы - сознания" и установлением "я - сознания", "которое несло с собой утверждение ценности того, что отличает личность от всех других людей, а не того, что ее с ними роднит. Суверенность, самоценность и самодостаточность личности - вот что нес с собой новый тип общественного сознания"1. В XVII веке в изобразительном искусстве появляются жанры, которые не имеют традиций. Например, как самостоятельный жанр возникает натюрморт. Работая над натюрмортом, художник обращался к натуре, которая выступала в данном случае как эстетическая ценность. Эстетическая самоценность природы утверждалась также и в пейзаже. В этих жанрах символическая концепция отходит на второй план, что свидетельствует об изменении отношения к принципам искусства. Окружающая действительность в этих произведениях не обретает форму идеала, а выступает в своей непосредственной данности. Кроме того, создавая произведения, художник не был связан здесь определенными традиционными установками.

Сущность художественного сознания и его взаимосвязь с эстетическим сознанием

Проблема, связанная с определением понятия "художественное сознание" и его отличия от эстетического сознания, стала объектом изучения для отечественных ученых во второй половине XX века1.

Исследователи связывают художественное сознание с миром искусства. Это детерминированное социокультурными условиями сознание художника, создающего произведения, и зрителя, их воспринимающего2.

Художественное сознание находится во взаимосвязи с сознанием эстетическим, но эти категории не являются тождественными. Необходимо рассмотреть отличие художественного сознания от эстетического для того, чтобы на этой основе выявить сущность художественного сознания.

Эстетическое сознание, являясь одной из форм общественного сознания, "включает в себя и чувство эстетическое, и вкус эстетический, и суждение эстетическое, и оценку, и многое другое, в том числе и эстетический идеал, или идеал прекрасного"3. Эстетически оценивать можно различные жизненные явления, связанные с категориями красоты, изящества, грациозности. Несомненно, данные категории необходимы и в области искусства. Они применимы, например, при анализе художественной формы. Но художественное не исчерпывается красотой формы, так как искусство обращается также ко всему многообразию человеческой жизни. Согласно мнению Л. Н. Столовича, художник, обращаясь к различным жизненным явлениям, выявляет в них эстетическую сторону. Поэтому в художественном творчестве эти явления выступают как "добрые или злые, справедливые или несправедливые, реакционные или прогрессивные, но в то же время и как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические"1. Именно эстетическое играет значительную роль в формировании художественного сознания, однако художественное не исчерпывается только эстетическим.

М. С. Каган, выявляя различие между художественным и эстетическим, обращается к категориям бытия и небытия. Он утверждает, что эстетическое имеет отношение к бытию, "ибо красота как эстетическая ценность характеризует бытие, а художественность как сущностное качество искусства - небытие сотворенного в нем мощью "продуктивного воображения" иллюзорного мира образов - фантомов" . Художественное сознание обращается к бытию, чтобы на его основе с помощью воображения создать особый мир - "художественную реальность". Это иллюзорный мир, который не существует, так же как не существуют и не существовали образы, наполняющие его, являющиеся результатом вымысла художника. Справедливо замечено, что этот мир строится на основе бытия, но после того, как произведение искусства создано, его образы влияют на формирование бытия, они являются достоянием бытия. Художественное сознание строится на основе единства бытия и небытия, при этом в разных стилях и направлениях в искусстве соотношения одного и другого могут быть различны.

Художественное сознание всегда связано с созданием особой реальности - художественного образа. Если эстетическое сознание представляет собой определенное отношение к миру, то художественное сознание предполагает эмоциональное восприятие явлений мира и творческое стремление изменить увиденное, "создав такой его новый вариант, в котором был бы запечатлен и он сам, художник"1. При эстетическом восприятии "мы растворяемся в переживаемом предмете, в художественном переживании - вторгаемся своей творчески-познавательно оценочной энергией в воссоздаваемое жизненное явление и опредмечиваем себя в его образной модели" . Потребность в самовыражении выступает здесь в качестве неизбежной составляющей.

Творческую активность проявляет не только создатель произведения, но и его зритель. Для зрительского восприятия является характерным процесс личностной интерпретации произведений искусства.

В формировании художественного сознания важную роль играет личностное начало, так как именно на этом уровне происходит преломление мировоззренческих позиций эпохи и художественного опыта, накопленного многими поколениями. Роль индивидуального начала обусловлена также тем, что художественное сознание во многом формируется на основе эмоционально-чувственного отношения, что объединяет его с эстетическим сознанием. С. Н. Титов заключает, что личностный смысл в искусстве "выступает именно как эстетическая оценка объекта прежде всего потому, что всегда связан с чувственным отношением к миру".

Художественное сознание является системой, ориентированной на диалог между художником и зрителем. Творец, размышляя над произведением, как правило, думает о зрителе, читателе, слушателе. Предполагаемый зритель становится соучастником творческого процесса. Так же и зритель, обращаясь к произведению искусства, ведет диалог с его создателем. С помощью произведения искусства зритель получает возможность встречи с миром художника.

В отличие от художественного сознания, эстетическое сознание не ориентируется на диалог, так как "эстетическое восприятие - это процесс самодовлеющий, заключающий свою цель в себе самом и отключающий все факторы, которые выходят за пределы эмоционально-возбужденной связи человека и переживаемого им предмета"1.

Стремление к самовыражению и ориентация на диалог, в ходе которого происходит передача социального и художественного опыта, являются ведущими факторами в формировании художественного сознания. Появление этих потребностей способствует возникновению художественного сознания в истории человечества. Следует отметить, что вопрос о возникновении художественного сознания и искусства рассматривался по-разному учеными. В нашем исследовании мы обозначим лишь некоторые условия, которые влияли на возникновение и дальнейшее развитие художественного сознания.

Похожие диссертации на Целостность художественного сознания как синтез традиции и новаторства (Социально-философский аспект)