Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценности казачества и их влияние на социальные процессы в России: социально-философский анализ Комаров Алексей Павлович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Комаров Алексей Павлович. Ценности казачества и их влияние на социальные процессы в России: социально-философский анализ: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Комаров Алексей Павлович;[Место защиты: ГОУВОМО Московский государственный областной университет], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Казаки как социальная общность и ценности её бытия 22

1.1. Социальные, политические и культурные предпосылки формирования казаков как социальной общности и сословия 23

1.2. Содержание и структура ценностей казачества как сословия 37

Глава 2. Динамика ценностей казачества и их роль в жизни общества и государства 66

2.1. Социальная детерминация изменения ценностей казачества как социальной общности 68

2.2. Основные тенденции формирования ценностей в современном российском казачестве 92

2.3. Влияние ценностей современного казачества на социальные процессы в России 116

Заключение 139

Список литературы 144

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. На встрече с участниками молодежного форума «Селигер-2013» Президент России В.В.Путин отметил: «Вот казаки - это, конечно, особой закваски люди. Это люди, которые добровольно с незапамятных времён взяли на себя обязанность охранять рубежи Родины, рубежи России. Делали это блестяще всегда! … Сейчас очень многое в жизни казачества возрождается. Мы создали … организации, которые пользуются государственной поддержкой, на государственном уровне. Возрождается и самобытная культура казаков … Мы будем продолжать работу по поддержке казачества, в этом вы можете не сомневаться».1

Казачество представляет сложную социальную общность, которая

оказывала и оказывает значительное влияние на целостность и безопасность страны, настоящее и будущее её граждан. Важнейшим компонентом в возрождении казачества, в его влиянии на все аспекты жизни нашей страны и её народов является осмысление процесса возникновения и утверждения в жизни данной социальной общности ценностей, которые полиаспектны и динамичны.

В связи с этим становится актуальной заявленная тема исследования, значимость которой обусловлена следующими положениями.

Во-первых, необходимостью выявить социальные, политические и культурные предпосылки формирования казаков как социальной общности, сущность феномена «казачество», а также оценить процессы, обусловливающие становление его как сословия. Научная литература, посвящённая казачеству, в основном описывает процесс развития этой социальной общности, этимологию понятия «казак», исполнение ими военных и иных значимых для государства задач, т.е. преимущественно концентрирует свое внимание на онтологических, а не на аксиологических аспектах существования данной социальной общности.

Во-вторых, важностью раскрытия содержания и структуры ценностей казаков как социальной общности. В имеющихся исследованиях, посвященных проблемам казачества, нет ответов на вопросы о формировании и утверждении у казаков ценностей, которые как системный фактор объединяли эту социальную общность; об изменении этих ценностей в различные исторические периоды. Взаимодействие казачества с другими социальными общностями в стране, а также с государственной властью, сущность которой исторически в России

1 Стенограмма встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с участниками молодежного форума «Селигер-2013». - Режим доступа:

коренным образом менялась, предопределяло процессы эволюции ценностей казачества, их роль в жизни страны.

В-третьих, важно выявить и проанализировать причины, условия и
факторы социальной детерминации изменения ценностей казачества как
социальной общности, а также уяснить объективные тенденции этого
процесса. Выявленные тенденции в динамике ценностей казачества
позволяют государственной власти сформулировать достаточно

обоснованный прогноз их дальнейшего изменения и принять, например, реальные меры по противодействию распространению в российском обществе традиционно несвойственных ему ценностей.

В-четвёртых, актуальность социально-философского анализа

ценностей казачества предопределена тем обстоятельством, что в условиях экономических и финансовых агрессий в нашу страну, определённой неуверенности граждан в возможности преодолеть её необходимо использовать всё позитивное, что присуще данной социальной общности, чтобы формировать и утверждать в стране высокий уровень нравственности и патриотизма.

Стремление к сохранению и позитивному развитию России требует альтернативных, по отношению к современным, способов формирования нового мировоззрения, новых качеств человека эпохи глобализации. Современная социальная философия в этих условиях должна выявить и сформулировать «механизмы» формирования современных ценностных ориентаций социальных общностей в нашей стране и в мире. Поэтому обращение к фундаментальным, ценностным основам жизни казачества и выявление влияния этих ценностей на другие социальные общности, является одним из путей разрешение возникшей проблемы.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы

возникновения и становления казачества на Руси и в России, его культуры,
в широком смысле этого слова, его места и роли в жизни народов нашей
страны, в обеспечении безопасности её рубежей, в укреплении её
государственности привлекали и привлекают внимание многих

исследователей, представляющих различные социальные науки, в т.ч. и
философов. Особенно много работ, по выделенной диссертантом

проблематике, вышло за последние десять - пятнадцать лет. Однако в значительной степени эти работы идеологизированы по причине идеологизированности воззрений самих исследователей.

Диссертант считает, что результаты исследований, посвященных казачеству, можно разделить на несколько групп.

Во-первых, это работы авторов, где исследовались причины и источники формирования и развития такой социальной общности как «казаки», изучались отношения как внутри этой общности, так и отношения казаков с другими общностями в нашей стране, с государственной властью, общие проблемы культуры казачества.

Основу для исследований казачества как социальной общности заложили в своих трудах К.К. Абаза, В.Б. Броневский, И.Ф. Быкадоров, Л.Н.Гумилев, А.А. Гордеев, Н.М. Карамзин, М.А. Караулов, В.О. Ключевский, П.П. Короленко, Н.И.Костомаров, В.Ф.Новицкий, С.Ф. Номикосов, С.Ф. Платонов, И.Д. Попко, В.А. Потто, Е.П. Савельев, С.М. Соловьев, В.Н. Татищев, Г.А.Ткачев, Ф.А. Щербина и др.2. Свой вклад в рассмотрение данной темы внесли и современные ученые: О.В. Агафонов, М.П. Астапенко, Б.В. Виноградов, Н.Н.Великая, Г.В. Губарев, Л.Б. Заседателева, Н.А. Мининков, А.А.Сазонов, С.А.Чекменев и другие3.

В работах данных авторов, выделенных соискателем,

рассматривается смысл и значение понятия «казак», изучаются отдельные аспекты происхождения казачества, формирования его как социальной общности, в т.ч. сословия. Также, в этих работах выявляются причины зарождения духовных традиций как ценностей казачества, анализируются отдельные вопросы переселения казаков, освоения ими «окраин» Руси и России. Выявляются некоторые особенности внутреннего устройства

2 См.: Абаза К.К. - СПб.,
1890. - 334 с.; Броневский В.Б. История Донского войска (в 4 частях). - СПб., 1834 - 599 с.;
Быкадоров И.Ф. История казачества. - Прага, 1930 - 160 с.; Гордеев А.А. История казаков. – М.,
1991-1993; Гордеев А.А. История казачества. – М., 2007. – 640 с.; Древняя Русь и
Великая Степь. - М., 1989. - 306 с.; // Военная энциклопедия. / под ред. В. Ф. Новицкого.
- СПб., 1911-1915. - Т. 11. [Инкерман—Кальмар-зунд.] - СПб., 1913; Карамзин Н.М. О любви к
Отечеству. История государства Российского. – М., 2015 - 480 с.; Караулов М.А. Терское
казачество. М., 2007 - 320 с.; Ключевский В.О. История сословий в России: Курс, читанный в
Московском университете в 1886 году. — СПб., 2016. — 282 c.; Короленко П.П.
Первоначальное заселение черноморскими казаками Кубанской земли – Екатеринодар, 1898 -
216 с.; КостомаровН.И. Бунт Стеньки Разина.- К., 1992. - 620 с.; Костомаров Н.И. Земские
соборы. М., 1995 - 640 с.; Номикосов С.Ф. Статистическое описание Области Войска
Донского. - Новочеркасск, 1884 - 762 с.; Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской
истории. – М., 2006. - 703 с.; Попко И.Д., Короленко П.П. Черноморские казаки. - М, 2014. - 416
с.; Потто В.А. в 5
томах. - СПб., 1887 - 1889; Савельев Е.П. Древняя история казачества. - М., 2007. - 448 с.;
Савельев Е.П. - Новочеркасск,
1915. - 540 с.; Соловьев С.М. История России с древнейших времен.- Соч.: в 18 кн. М., 1988 -
1995; Татищев В.Н. История Российская. - М., 2003. - т. 1. – 576 с.; Ткачёв Г.А. Гребенские,
терские и кизлярские казаки.- Владикавказ, 1911. - 346 с.; Щербина Ф.А. История Кубанского
казачьего войска. - Екатеринодар, 1910 - 1913 - 750 с. и др.

3 См.: Агафонов О.В. Казачьи войска Российской империи. - М., 1995. - 556 с.; Астапенко М.П.
Донские казаки. 1550 - 1920. - Ростов-на-Дону, 1992. - 186 с.; Астапенко М.П. История
донского казачества с древнейших времён до 1920 г. - Ростов-на-Дону, 2004. - 608 с.;
Виноградов Б.В. Казаки Кубани в системе кавказской политики Павла I // Линейцы Средней
Кубани в 300-летней истории Кубанского Казачьего войска.- Армавир, 1996. - С. 16 - 18;
Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в ХVIII–ХIХ вв. - Ростов-на-Дону, 2001. - 278
с.; Губарев Г.В. Книга о казаках. – Париж, 1957. - 344 с.; Заседателева Л.Б. Терские казаки
(середина 16 - начало 20 в.). Историко-этнографические очерки. - М., 1974. - 424 с.; Мининков
Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). – Ростов-на-Дону, 1998. -
234 с.; Сазонов А.А. Донское казачество. Том 1. - М., 2011 - 360 с.; Чекменев С.А. Социально-
экономическое развитие Ставрополья и Кубани в конце XVIII и в первой половине XIX века. -
Пятигорск, 1967. - 351 с. и другие.

жизни казачества, его социальной организации и духовной культуры, место и роль казачества в жизни России. Эта литература, в определенной степени, формирует представления о прошлом казачества, о его сложных и противоречивых устремлениях. В перечисленных работах, с той или иной долей проникновения в природу и сущность казачества как социальной общности, отражаются причины и источники формирования на Руси и сопредельных с ней странах уникальной по тому времени казачьей социальной организации, хозяйственного и военного образования, обладающего специфическими формами семейных взаимодействий, воспитания подрастающего поколения казаков, а также управления.

Во-вторых, это работы, где рассматривались вопросы

государственного служения казачества, когда они приобрели статус сословия в России, участвовали в Отечественной войне 1812 года, других войнах Российской империи. Это исследования таких ученых как Е.М. Белецкая, Э.В. Бурда, В.В.Глущенко, С.А.Голованова, М.Ю.Горожанина, А.И.Козлов, И.Я.Куценко, В.А. Матвеев, Н.Г.Недвига, Н.И. Никитин, И.Л. Омельченко, В.II. Ратушняк, А.В. Сопов, В.Н. Чернышов и др4.

В этих работах, которые основаны на обширных архивных

материалах и источниках, исследователи рассматривают социальную
сущность казачества, его взаимодействие с Российским государством. В
исследовании перечисленных выше авторов представлены исторические,
политические и социально-экономические условия, причины,

4 См.: Белецкая Е.М. Казачество в народном творчестве и в русской литературе ХIХ века. -Тверь, 2004. - 252 с; Бурда Э.В. Майский: крепость, станица, город. – Нальчик, 2007. - 220 с.; ГлущенкоВ.В. Казачество Евразии: зарождение, развитие, интеграция в структуру российской государственности. – М., 2009 - 288 с.; Голованова С.А. Казачество как идея и идеал // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: Материалы Пятой международной Кубанско-Терской конференции. – Краснодар-Армавир, 2006. - С.18 - 20; Голованова С.А., Шнайдер В.Г. Концепция «Фронтира» в современной кавказоведческой литературе // - 2012. - №1. -С. 21 - 29; ГорожанинаМ.Ю. Военное духовенство кубанского казачества: специфика становления и развития // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар, 2015. - №05(109). - С. 1190 – 1200. – IDA [article ID]: 1091505083. – Режим доступа: .; Козлов А.И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика, теория).- Ростов-на-Дону, 1996 - 248 с.; Куценко И.Я. Победители и побеждённые. Кубанское казачество: истории и судьбы. Кн. 1. Императорский поместный этнос.- Краснодар, 2010. - 504 с; Матвеев В.А. Российское казачество в государственно-политических процессах Евразии // Кубанское казачество: три века исторического пути. - Краснодар, 1996. - C. 160 - 172; Недвига Н.Г. Кубанское казачество религия, образ жизни, культура (по документам конца XVIII - начала XX вв ). - Краснодар, 1997

317 с.; Никитин Н.И. Происхождение казачества: мифы и реальность // Осторожно, история. -М., 2011. - 107 - 113 с.; Омельченко И.Л. Терское казачество.- Владикавказ: Ир, 1991. - 299 с.; Ратушняк В.Н. Кубанские исторические хроники: неизвестное об известном. - Краснодар, 2005.

260 с.; Сопов А.В. Казачества единый корень? // Родина. - 2010. - № 6. - С. 30 - 33; Чернышов В.Н. Казачество и его традиции. – Минеральные воды: Кавказская здравница, 1992. - 48 с. и другие.

предопределяющие становление у казаков определенных ценностных ориентаций, а также установок на их взаимодействие с государственной властью, получение от неё определенных сословных привилегий и, одновременно, обязанностей. Рассматриваются также процессы включения в идеологему бытия казаков канонов православной веры, которая во многом предопределяла их стиль служения самодержавию, их сословные ценности.

В-третьих, определённое приращение знаний для раскрытия темы
диссертационного исследования представляют работы учёных,

государственных работников, военных, которые изучали взаимоотношения Временного правительства и казачества, противоречивое участие казаков в становлении Советского государства, их жизнь в предвоенный период и участие в Великой Отечественной войне, различные аспекты бытия казачества в послевоенный период.

Осмысление всех перечисленных процессов и событий получило отражение в работах Е.М.Астапенко, М.П.Астапенко Д.С. Бабичева, И.П. Борисенко, А.В. Венкова, М.И. Гиоева, Н.П. Гриценко, А.П. Ермолина, Н.В. Звездовой, В.А. Золотова, Ю.К. Кириенко, С.А. Кислицына, А.И. Козлова, С.П.Мельгунова, И.А. Плиева, В.И. Пятницкого, Н.В. Рыжковой, В.П.Трута и других5. В них всесторонне раскрывается как объективные условия, так и субъективные факторы, которые детерминировали переход казачьих войск и в ряды Красной армии, и на сторону белогвардейцев. Анализируются сложные взаимоотношения казаков и крестьянства, причины, предопределившие формирование казаков-крестьян, поддержку казаками социально-экономических и политических преобразований в

5 См.: Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История донского края. 1920 - 2006. — Ростов-на-Дону, 2004. – 608 с.; Бабичев Д.С. Донское трудовое казачество в борьбе за власть Советов. - Ростов-на-Дону, 1969. - 210 с.; Борисенко И.П. Советские республики на Северном Кавказе в 1918 г. -Ростов-на-Дону, 1930. - 272 с.; Венков А.В. Донское казачество в гражданское войне. – Ростов-на-Дону, 1992. - 123 с.; Гиоев М.И. Антиденикинский фронт на Кавказе. - Орджоникидзе, 1984

- 256с.; Гриценко Н.П. Горский аул и казачья станица накануне Великой Октябрьской
социалистической революции. - Грозный, 1972. - 186 с.; Ермолин А.П. Революция и казачество.

- М., 1982. - 223 с.; Земля в судьбах донского казака./ Сборник историко-правовых актов. Сост.
Н.Коршиков. – Ростов-на-Дону, 1998. - 287 с.; Звездова Н.В. Местная власть в Области Войска
Донского и ее реформирование в марте 1917 – феврале 1918 гг.: автореф. дис. ... к.ю.н. –
Ростов-на-Дону, 1997 - 38 с.; Золотов В.А. Крестьянское движение на Дону в период
подготовки Великой Октябрьской социалистической революции // Октябрьская революция на
Дону. - Ростов-на-Дону, 1957 - C. 62 - 69; Кириенко Ю.К. Революция и казачество. – Ростов-на-
Дону, 1988 - 214 с.; Кислицын С.А. Политика Донбюро РКП (б) в отношении казачества в годы
гражданской войны // Проблемы истории казачества XVI - XX вв. - Ростов-на-Дону: Изд-во
Рост.ун-та, 1995. – с.150 - 155; Козлов А.И. Расказачивание: Дон, 1919 // Судьбы российского
крестьянства. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. 1995. - с. 162 -192; Мельгунов С.П. Красный
террор в России. М., 1990 - 212 с.; ПлиевИ.А. Дорогами войны. - М., 1985. - 368 с.; Пятницкий
В.И. Казаки в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – М., 2007. 320 с.; Рыжкова Н.В.
Донские казаки в войнах начала ХХ века. – Ростов-на-Дону, 2008. - 384 с.; Трут В.П. Казачий
излом: казачество Юго-Востока России в начале XX века и в период революции 1917 года. -
Ростов-на-Дону, 1997. – 266 с. и др.

СССР, а также героическую борьбу казаков против фашистской Германии и ее союзников, созидательный труд по восстановлению народного хозяйства страны после войны. В этих работах осмысливаются и процесс изменения их основной духовной установки, когда на первое место была поставлена не вера, а идея строительства в стране социализма.

В-четвёртых, значимую роль для диссертационного исследования
представляют работы учёных и руководителей современных казачьих
формирований, которые рассматривают и оценивают процессы

возрождения казачества в современной России, формирования у
подрастающего поколения ценностей и духа казачества, влияние всех этих
процессов на другие социальные общности в России, ее экономику, на
укрепление правопорядка в стране, её суверенности, безопасности и
будущего. Эти аспекты рассматриваются в работах А.Б.Бакурадзе,
А.Д.Беглова, С.А.Беджанов, П.В.Бондарев, О.Н.Борисовой,

В.П.Водолацкого, В.О.Галуевой, В.Д.Граждана, И.Ю. Ерохина,

С.И.Иванова, И.В.Казарезов, И.А.Кутузова, А.Н.Ларионова, С.Н.Лукаша,
С.Н.Макаренко, А.Г.Масалова, А.А.Мухина, Г.О.Мациевского,

Г.Г.Небратенко, А.А.Озерова, В.В.Прибыловского, Г.Н.Сараевой,

А.П.Скорика, Л.Г.Ходового, Н.Г.Чередниченко, Я.А.Ястребового и других6.

6 См.: Бакурадзе А.Б., Чередниченко Н.Г. Тенденции развития кадетских казачьих корпусов России // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - №4. - С. 42 - 45; Беглов А.Д. Управление производством продукции АПК в казачьих сообществах как потенциал устойчивого социально-экономического развития регионов: автореф. дис. ... д.э.н. – М., 2012. - 42 с.; Беджанов М.Б. Суверенитет, демократические движения, многопартийность и возрождение казачества. Майкоп, 1991. - 228 с.; Борисова О.Н. Современная Россия и казачество: идеология возрождения // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2009. №6. - С. 37-40; Водолацкий В.П. Развитие казачества в современном российском обществе (социальный опыт донского казачества). - Ростов-на-Дону, 2011. - 176 с.; Галуева В.О. Правовое положение казачества на рубеже веков (XX - XXI век) // Пробелы в Российском законодательстве. - 2009. - №3. - С. 33-35; Граждан В.Д. Казаки и проблема казачьей республики // Власть. - 2008. - №4. - С. 52 - 55; Граждан В.Д. Охранно-воинское дело: потенциал казачества // Государственная служба. - 2008. - №6. - с. 48 - 53. Ерохин И.Ю. К проблеме взаимоотношений казачества и государства на современном этапе. // Научный электронный архив. URL: Иванов С.И. Трагедия казачества // Спецназ России. - 2007. - №8. - С. 5 - 7; Казарезов И.В. Технологии общественно-государственного управления деятельностью казачьих обществ по реализации задач образования и военно-патриотического воспитания молодежи: диссертация … к.полит.н. – Ростов-на-Дону, 2010. – 178 с.; Кутузов И.А. Возрождение казачества: от ролевой игры к государственной функции // Экономические стратегии. 2006. - №7. - С. 48 - 53; Ларионов А.Н. Экономические основы существования Войска Донского // Экономический вестник Ростовского государственного университета (TERRA ECONOMICUS). - 2007. - №2. - С. 100 -109; Лукаш С.Н. Педагогика казачества: традиции и современность // Педагогические науки. -2008. - №4. - С. 30 - 32; Макаренко С.Н. Проблемы правового статуса донского казачества // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. - 2004. - №1. - С. 140 - 146; Бондарев П.В. Государственно-правовые основы возрождения казачества. – Ставрополь, 2003. - 104 с.; Масалов А.Г. Российское казачество в начале XXI века. – Ставрополь, 2008 - 248 с.; Мухин А., Прибыловский В. Казачье движение в России и

К числу работ, выходящих на уровень социально-философского
анализа данной проблемы, посвящённых процессам духовного,

культурного возрождения казачества, динамике их ценностей в современных условиях, а также вопросам социальной динамики, можно отнести исследования таких авторов, как: Н.Ф.Бугай, А.Г.Киблицкий, Е.И.Котикова, П.Н.Лукичев, Р.Ю.Рунаев, Н.В.Рыжкова, А.П.Скорик, В.Г.Смольков, Т.В.Таболина, Р.Г.Тикиджьян и других7.

В целом, в исследованиях учёных, выделенных соискателем,
осмысливаются многочисленные проблемы формирования и развития
казачества как социальной общности, в том числе, в некоторой степени -
проблемы сохранения и воспроизводства ценностей казачества. В этой
связи важность для проводимого диссертантом исследования

представляют работы философов, посвященные теории ценностей: И.Канта, О.Кюльпе, А.Фергюссона, М.Шелера8 и др., исследовавших абсолютные и относительные ценности;

Н.О.Лосского, В.П.Тугаринова и Д.Юма9, обосновавших концепцию положительных и отрицательных ценностей;

странах ближнего зарубежья (1988 - 1994). -.М., 1994. - 232 с.; Мациевский Г.О. Основные этапы реализации государственной политики по возрождению современного российского казачества // Федерализм. - 2009. - №3. - С. 163-180; Небратенко Г.Г. Государственная правовая политика в отношении российского казачества // Философия права. - 2009. - №1. - С. 111 - 114; Озеров А.А., Киблицкий А.Г. Возрождение казачества в новой России. - Ростов-на-Дону, 2004. - 304 с.; Озеров А.А. Правовая фиксация казачьего возрождения // Юристъ -Правоведъ. - 2006. - №2. - С. 35 - 39; Сараева Г.Н. Духовно-нравственные традиции быта казачества // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - №1. - С. 61 - 64; Скорик А.П. Казачья корпорация на Дону как современный социальный проект // Клио. - 2006.

- №1. - С. 167 - 176; Ходов Л.Г. Возрождение казачества как одна из предпосылок
великодержавия России // Философия хозяйства. - 2006. - №1. - С. 127 - 137; Ястребов Я.А.
Казачество России в XXI веке. Защита Отечества или «кружок по интересам»? // Казаки. - 2006.

- №9. - С. 20 - 26 и другие.

7 См.: Бугай Н.Ф. Казачество России: отторжение, признание, возрождение (1917 - 1990 годы).
– М., 2000. - 87 с.; Котикова Е.И., Лукичев П.Н., Скорик А.П. Казачество: историко-
психологический портрет // Возрождение казачества: история и современность. Сб. научных
статей к V Всерос. Междунар. науч. конф. – Новочеркасск, 1995. - с. 134 - 142; Озеров А.А.,
Киблицкий А.Г. Возрождение казачества в новой России. - Ростов-на-Дону, 2004. - 304 с.;
Рунаев Р.Ю. Самоидентификация казачества в современной России.// Проблемы человека в
современном социально-гуманитарном знании.- Витебск, 2010. - С. 32 - 37; Рыжкова Н.В.
Военные традиции казачества как фактор возрождения казачьей культуры // Казачество Юга
России в XXI веке: место и роль в обществе и государстве. - Ростов-на-Дону, 2001. - С. 39 - 40;
Смольков В.Г. Российское казачество: социально-политические проблемы // Социально-
гуманитарные знания. - 2008. - №4. - С. 170-181; Таболина Т.В. Возрождение казачества. 1989

- 1994. - М., 1994. 720 с.; Тикиджьян Р.Г. Казачество и неказачье население Дона: становление,
этносоциальный состав и проблемы взаимоотношений // Возрождение казачества: история и
современность. Сборник статей к V Всероссийской (международной) научной конференции. -
Новочеркасск, 1995. - С 59 -65 и другие.

8 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения = Anthropologie in pragmatischer
Hinsicht. СПб., 1999. – 471 с.; Кант И. Основоположения метафизики нравов. - М., 2002. - 164
с.; Кюльпе О. Введение в философию. –С-Пб., 1908. – 354 с.; An essay on the history
of civil society. – Edinburgh, 1966. – 290 р.; Шелер М. Формализм в этике. – М., 1994. – 413 c.

Аристотеля, Э. Шпрангера и В.Штерна10, классифицировавших ценности

как ценности-цели и ценности-средства;

С.С.Антюшина, А.Б.Бакурадзе, С.Г.Вершловского, В.Р.Володина,

С.Н.Климова, В.Л.Курабцева, С.И.Музякова, П.В.Петрия, Е.Н.Шиянова,

В.К.Шохина 11 и др., анализировавших содержание и эволюцию ценностей

различных социальных общностей и социальных процессов;

В.В.Ильина, А.Б.Карпуна, Н.В.Михалкина, А.Ю.Назарова, В.А.Нехамкина,

А.С.Панарина, В.А.Песоцкого, В.М.Чугунова12 и др., исследовавших

аксиологические аспекты политической власти и руководства

социальными организациями.

Вместе с тем, во всех работах, исследующих в разных аспектах феномен казачества:

- не раскрыта взаимообусловленность развития разных социальных
общностей в нашей стране с формированием такой общности как
казачество, а также утверждением его как сословия;

- не выявлены основополагающие причины формирования ценностей
казачества и закрепления их в традициях и укладе жизни данной

9 Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1999. - 432 с.; Лосский Н.О. Ценность и Бытие. Бог и
Царство Божие как основа ценностей. - Paris, 1931. - 131c.; Тугаринов В. П. О ценностях жизни
и культуры. - Л., 1960. – 152 с.; Юм Д. Исследование о человеческом разумении. - М., 1995. -
240 с.; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1999. - 432 с.

10 Аристотель. Большая этика. Соч. в 4-х т. – т.4 - М., 1976 - 1984. – 780 с.; Аристотель. Этика
Никомаха. - Рига, 1985. – 230 с.; – Halle/Saale, 1914. – 110
S.; Stern W. system des kritischen personalismus. In 3 bd. Bd. 3.
– Leipzig, 1924. – XX, 474 S.

11 Антюшин С.С. К вопросу о формировании смыслов общественного сознания // СОТИС -
социальные технологии, исследования. - 2017. - №2. - С. 27 - 34; Бакурадзе А. Б. Философско-
аксиологический подход к управлению социальной организацией. - М., 2015. - 224 с.; Учитель,
школа, общество. Социологический очерк 90-х годов / под ред. С.Г. Вершловского. - СПб.,
1995. - 224 с.; Володин В.Р. Базовые ценности профессиональной деятельности сотрудников
пограничных органов (социально-философский анализ): диссертация … к.ф.н. – М.; 2011. – 146
с.; Климов С.Н. Аксиологические аспекты философии образования: теория и практика //
Педагогическое образование и наука. – 2014. - №4. – С. 29 – 33; Курабцев В.Л. Идентичность
русской души // - 2013. - - С. 101 - 105; Музяков С.И. Ценностные
основания воинской деятельности: социально- философский анализ: автореф. дис. ... д-ра
филос. наук. - М., 2008. – 43с.; Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армии.
- М., 2002. – 364 с.; ШияновЕ.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России:
становление и развитие. - М., 2003. – 336 с.

12Ильин В.В. Аксиология. – М., 2005 - 216 с.; Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. – М., 1994 – 284 с.; Карпун А.Б. Сила власти: аксиологический и философско-антропологический аспекты: на примере политической власти: диссертация … к.ф.н. – Ростов-на-Дону, 2008. – 155 с.; Михалкин Н.В. Социализм: вчера, сегодня, завтра. - М., 2017. - 144 с.; Назаров А.Ю. Аксиология руководства: ценности и цели руководства современным социумом: диссертация … к.ф.н. – Иваново, 2008. – 193 с.; Нехамкин В.А. Государство и православная церковь в России: циклы взаимодействия // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014, № 8 (2). – С. 579 – 587; Песоцкий В.А., Чугунов В.М. Философско-методологические и политологические аспекты управленческой деятельности современного руководителя. - М., 2016. - 254 с.

социальной общности, в утверждении ее духовной парадигмы «вера – идея»;

- не определены и не проанализированы основные тенденции
динамики ценностей казачества как социальной общности, обусловленные
как внутренними противоречиями её существования, так и социально-
политическими, экономическими, духовными преобразованиями,
происходящими в стране в течение длительного времени существования
казачества;

- не проанализированы место и роль ценностей казачества в мотивах поведения и деятельности граждан современной России;

- не осмыслено влияние ценностей казачества, в их динамике, на
социальные процессы в стране, на другие социальные общности и группы.

Актуальность темы исследования, степень разработанности

проблемы, обусловили объект, предмет, цель и задачи данного диссертационного исследования.

Объект исследования - казачество как социальная общность.

Предмет исследования - ценности казачества и их влияние на социальные процессы в России.

Цель исследования: раскрыть сущность и содержание ценностей казачества, их динамики; выявить влияние этих ценностей на различные аспекты жизни страны.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Раскрытия причин и источников возникновения и формирования
такой социальной общности как казачество и её статусного положения в
российском государстве;

2. Обоснования содержания ценностей казачества, их материальных и
духовных составляющих;

3. Исследования влияния внутренних и внешних факторов,
обусловливающих динамику ценностей казачества, объективных
закономерностей-тенденций их изменения;

  1. Выделения основных элементов процесса формирования ценностей казачества в современных условиях;

  2. Выявления и изучения направлений влияния ценностей казачества на социальные процессы в современной России.

Гипотеза исследования:

Эволюция ценностей казачества, представляющего собой сложную и противоречивую социальную общность, обладающую своим укладом и оказывающую влияние на различные социальные процессы в стране, происходит, если имеет место хотя бы одно из перечисленных ниже условий:

реконструкция социально-экономических, политических и духовных детерминант бытия российского общества;

наличие внутренних противоречий в жизнедеятельности казачества;

- актуализация потенциала ресурса прошлого.

Теоретическая и методологическая база исследования.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных мыслителей, раскрывающие социально-философские проблемы формирования и развития социальных общностей и их ценностей.

Диссертация выполнена на основе фундаментальных принципов социально-философского исследования:

- принципа идейно-теоретической преемственности, позволяющего
исследовать динамику развития социальных общностей и их ценностей;

- принципа конкретности, ориентирующего исследователя на
выявление онтологических основ динамики казачества как социальной
общности, а также его ценностей;

- принципа историзма, требующего от исследователя анализа
изучаемых явлений в контексте их временных изменений и дающего
возможность получить подлинно научную оценку динамики ценностей
казачества на «фоне» социально-политических, экономических и духовных
процессов, происходящих в России и в мире.

В состав методов, определивших содержание данного социально-философского исследования, вошли: метод сравнительного философского анализа, используемый при сопоставлении, соотнесении роли казаков в разные периоды развития государственности в России; метод синтеза, позволяющий обобщать получаемый при исследовании материал с теми факторами, которые привносили в динамику ценностей социально-политические и духовные преобразования в стране; метод интерпретации, предоставляющий исследователю возможность раскрывать природу и сущность динамики ценностей казачества и их роли в доступной для широкого круга читателей форме; а также философско-исторический подход, в рамках которого стало возможно осмысление динамики ценностей казачества, которые исторически изменялись, изменяя саму природу казачества как социальной общности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в достижении следующих результатов:

1. раскрыты и проанализированы причины и источники
возникновения, формирования и развития казачества как социальной
общности, сформулировано авторское уточнение понятия "казачество";

2. исследовано содержание ценностей казачества на этапе придания
ему статуса сословия, осуществлена их классификация;

3. выявлены причины и источники эволюции ценностей казачества,
рассмотрены и обоснованы закономерности-тенденции динамики этого
процесса;

4. выделены и обоснованы основные тенденции формирования
ценностей в современном российском казачестве;

5. рассмотрено влияние ценностей современного казачества на социальные процессы в России.

Положения, выносимые на защиту

1. Причинами возникновения и развития российского казачества
являются:

- территориальные, политические и социально-экономические
особенности России как суверенного государства;

- патриотическая идентичность, возникающая внутри
социальных групп, утверждающих себя в качестве субъекта воинской
деятельности, ориентированной на служение государственной власти
и Богу;

- социальный и интеллектуальный потенциал, а также
психологические особенности групп населения, которые осваивали
новые территории России, формировали на них определенные уклад
жизни, включая способы самоуправления и тип семейных отношений.

Изначально, казачество являло собой социальную общность людей
как некую культурную и деятельностную целостность, утвердившуюся на
определённых территориях страны, характеризуемую «единым»

самосознанием её членов и идентификацией каждого из них с этой общностью, а также определяющим видом деятельности – воинской. Таким образом, казачество – это форма существования больших социальных групп казаков, складывающаяся на основе определенных духовных и материальных ценностей, объединяемых духовным стержнем «вера - идея», которые отличают и выделяют их из других социальных групп, обусловливают их социальный статус и роль в государственной службе и общественной жизни.

Отличительными признаками казачества, выделяющими его из других социальных групп и общностей, являются: устойчивая идеологема; государственный патриотизм; уникальная форма самоуправления; ориентированное на служение семейное и общинное воспитание; коллективизм; идеологически обоснованная уверенность в своём историческом предназначении.

2. Ценности казачества сформировались в процессе их
жизнедеятельности, исполнения ими своих статусных ролей как
служивого сословия, обеспечивающего безопасность государства, но
имеющего уникальные правомочия на организацию местного
самоуправления. Структурно они включают в себя материальные и
духовные компоненты.

К ценностям казаков, сочетающим в себе духовные и материальные компоненты, следует отнести их особый уклад жизни и семью. Духовные ценности казачества основываются на симбиозе духовных постулатов «вера – идеал бытия» или «идея – вера».

Казачья семья – это удивительное сочетание патриархального уклада жизни и, одновременно, свободы мышления. Дети в казачьей семье были равноправными участниками процесса «государевой службы». В казачьей семье сформировалось и утвердилось особое статусное положение женщины как жены, матери и воина.

В разные времена на первое место выходила или вера, или идея. При этом, вера всегда была в основе всех духовных ценностей казачества, во все исторические периоды его существования. В контексте данной логики, утвердилась и закрепилась в казачьей среде важная духовная ценность жизни и службы казаков - «казак без веры - не казак».

3. Факторами, обусловливающими динамику эволюции ценностей
казачества, выступают социальные, экономические и политические
преобразования.
Данные преобразования явились следствием
появления и разрешения различного вида и типа социально-
политических противоречий, в том числе, противоборства
социальных групп внутри казачества.

Проведенный диссертантом социально-философский анализ процесса эволюции ценностей казачества от начала XVII века до начала ХХI века, позволяет выделить в нём три закономерности-тенденции.

- Закономерностью в преобразовании ценностей казачества выступает
сохранение определенных сущностных основ, проявляющееся в форме
преемственности, и обусловливающее формирование единых для данной
социальной общности установок их бытия.

- Закономерным в развитии ценностей казачества в периоды
социально-политических, духовных и экономических преобразований в
стране является изменение приоритетов веры и идеи в рамках единой
духовной ценности.

- Закономерностью преобразования ценностей казачества является
возрастающее включение в их содержание общегосударственных
интересов.

Данные закономерности-тенденции имели и имеют место в динамике изменений ценностей казачества, проявляясь в отношениях казаков с другими социальными группами населения страны, а также в решении задач ее развития и обеспечения безопасности.

4. Эволюция ценностей современного российского казачества
обусловлена глубокими преобразованиями, произошедшими
в
политической жизни нашей страны, в материальной и духовной
культуре её народов, а также факторами глобализации.

Процесс возрождения казачества и эволюции его ценностей в современной России имеет следующие характерные черты:

- на формирование ценностей казачества оказывают влияние
государственные установки, смысл которых состоит в том, чтобы

казачество было ориентировано на обеспечение интересов

государственной власти, а также выполнение канонов православной веры;

- эволюция ценностей казачества в постсоветский период
обусловливается нормативно-правовым механизмом, который, с одной
стороны, детерминирует эти изменения, а с другой – устанавливает для
них определенное конкретное «поле» возможных проявлений;

- общая тенденция в эволюции ценностей современного казачества
проявляется в придании данной социальной общности таких
отличительных черт, которые не только бы выделяли её по сравнению с
другими социальными общностями страны, но и являлись бы ориентиром
для их позитивного развития.

5. Влияние ценностей современного казачества на социальные процессы в России противоречиво и осуществляется на фоне отсутствия государственной идеологии. Оно представляет собой такую форму воздействия ценностей возрождающегося казачества на социальные процессы, которая сочетает установки государственной власти и ожидания других социальных общностей на утверждение благодаря казачеству определенных положительных ценностей.

Влияние ценностей казачества на социальные процессы происходит в
такой мере, в какой их потенциал позволяет включить эти ценности в поле
мотивов и способов жизнедеятельности различных социальных

общностей. При этом основными направлениями влияния ценностей казачества на социальные процессы в современной России выступают:

- поддержка процесса взаимодействия государства со всеми
социальными институтами и общностями;

- формирование у граждан патриотических установок, приобщение
людей к православной вере и культуре, базирующейся на православных
ценностях;

- «партийнообразующее» направление, детерминирующее
формирование и деятельность политических партий казачества или
политических партий, поддерживаемых казаками.

Теоретическая значимость диссертационного исследования

состоит в том, что в нём раскрыта природа и сущность казачества, его ценности, выявлена динамики их изменения и их влияние на социальные процессы в России.

В нем сформулировано авторское, уточняющее ранее

существовавшие, определение казачества, характеризующее его как социальную общность и сословие.

В работе комплексно с социально-философской точки зрения осмыслена сущность ценностей казачества, раскрыто их содержание и структура; проведён целостный анализ социально-философских проблем динамики ценностей казачества и выявлены ее закономерности.

Раскрыт процесс взаимосвязи и взаимообусловленности динамики ценностей казачества и их влияние на социальные процессы в стране, выявлены направления этого влияния и возможные его последствия, которые в некоторой степени уже стали проявляться в жизни социальных общностей в нашем государстве.

Практическая значимость работы заключается в реальной
возможности использовать в процессе возрождения казачества в
современной России выявленных диссертантом закономерностей

динамики ценностей казачества, а также направлений-тенденций их влияния на социальные процессы в стране.

Результаты исследования могут быть использованы для:

- совершенствования государственной политики по поддержке
российского казачества, а также формирования национального идеала на базе
утвердившейся у казачества идеологемы «вера-идея»;

внесения корректив в содержание общего образования и семейного воспитания, в деятельность российских СМИ и учреждений социальной сферы для поддержки процесса формирования у казачества базовых ценностей и их распространения в стране;

обоснования способов противодействия дискриминации казачества как социальной общности.

Апробация работы и публикации результатов исследования

Положения и выводы, полученные в результате проведенного автором
исследования, нашли свое отражение в опубликованных научных работах,
в том числе в изданиях, определенных перечнем ВАК РФ для публикаций
основных результатов диссертационных исследований, были

апробированы на научных и научно-практических конференциях, в том числе на Третьей, Четвертой и Пятой студенческих научно-практических конференциях "Молодежь, наука, стратегия 2020" Всероссийского форума молодых ученых и студентов "Дни студенческой науки" (Москва, 2012 -2014 гг.), Международной научной конференции "Философские и методологические проблемы исследования российского общества" (Москва, 2017 г.), IV Международной научно-практической конференции "Гуманитарное знание и духовная безопасность" (г. Грозный, 2017 г.), а также на Всероссийском молодёжном образовательном форуме "Селигер" (2013 - 2014 гг.).

Результаты диссертационного исследования востребованы Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества, в частности, при подготовке смотра-конкурса на звание "Лучший казачий кадетский корпус России", включены в учебные и специализированные курсы для преподавания дисциплин «Философия», «Социология», «Политология», «Проблемы безопасности России», в содержание программ повышения квалификации атаманов и товарищей атаманов казачьих обществ, руководителей и педагогов казачьих кадетских корпусов. Результаты

диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры философии ГОУ ВО Московской области Московский государственный областной университет.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав (два параграфа в первой и три параграфа во второй главах), заключения, списка использованной литературы.

Социальные, политические и культурные предпосылки формирования казаков как социальной общности и сословия

Изначально, в раскрытии темы данного параграфа диссертант исходит из факта, что на сегодняшний день не выявлено никаких письменных источников, раскрывающих время, место и причины возникновения казаков как социальной общности и сословия.

Ряд исследователей пытались обнаружить возникновение казаков в национальных корнях их предков. К ним относили разные социальные общности: скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и других14.

Ряд исследователей рассматривают казаков как некую воинскую общность, как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры15.

Другие историки, напротив, доказывают «русскость» казачества, делая упор на непременном нахождении славян в областях, ставших колыбелью казачества16.

Споры о происхождении казачества не утихают до сих пор, так как ни одна из концепций не дает исчерпывающего ответа на этот сложный вопрос. Известно, что в начале 1570 г. царь Иоанн Грозный прислал на Дон свою грамоту, с которой начинается официальное признание московскими царями существования Войска Донского17.

Оригинальная концепция происхождения казаков была выдвинута историком-эмигрантом А.А. Гордеевым. Он утверждал, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро-монголами на будущих казачьих территориях18.

Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости, а также взгляд на казачество как на особое сословие, были подвергнуты в ХХ веке аргументированной критике19.

В связи с этим, осмысление такой социальной общности как «казаки» и ценностей их жизнедеятельности в данной работе будет рассматриваться с позиций социально-экономических, политических и духовных сторон их бытия, но в контексте исторического становления и развития России, российской государственности. Таким образом, будет реализован социально-философский, диалектико-материалистический и системный подходы к исследованию казачества и его ценностей, как и любых других социальных феноменов, формируемых людьми в процессе их жизнедеятельности.

В целом, социально-философское рассмотрение казачества позволяет выявить причины и источники его становления и развития, природу и сущность данного социального феномена. Также такое рассмотрение дает возможность выявить, сформулировать и классифицировать ценности бытия казаков, проследить динамику развития этих ценностей, позволившую казачеству влиять на другие социальные общности в стране. Социально-философский подход позволяет уточнить определение данной социальной общности, которая на определенном этапе развития страны получила в России статус сословия.

Отметим, что процесс становления казаков на Руси начался тогда, когда, как отмечает В.Чивилихин, в ней наличествовали: «…феодальная раздробленность, малочисленность дружин и ратей, большие труднопреодолимые расстояния для оповещения и сборов войск…»20. Правда, при этом, как утверждает М.Н. Тихомиров, «…мы не знаем русского города, который сдался бы на милость победителя в это трудное для страны время»21.

Данные обобщения, основанные на исторических фактах, свидетельствуют о том, что острые социально-политические противоречия внутри страны соседствовали с собственным достоинством ее граждан, чувствами суверенности, независимости, презрением к врагам и готовностью жертвовать собой, но не сдаваться врагу. Это было своеобразное проявление патриотизма, сочетавшееся с ненавистью многих людей к собственным князьям, другим представителям власти в конкретных землях и вцелом в стране.

Таков логически необъяснимый набор духовных ценностей, которыми руководствовались граждане нашей страны в тот период. Они принадлежали представителям разных этносов, народностей, социальных общностей, соблюдавшим разные уклады жизни, проповедующим разные религиозные воззрения.

Конечно, защита мест проживания и конкретных социальных объединений в условиях непрекращающихся нападений со стороны «пришельцев», объективно требовала от жителей непрерывной подготовки всех их к воинской деятельности, предполагала использование достижений в области материального производства в военной деятельности. В связи с этим имеет смысл отметить тот факт, что военное снаряжение и «иноземцев», и наших дружин, в том числе и тех, кого относили к казакам, было примерно одинаковым во все времена. Как отмечает А.Н. Кирпичников, «всадник раннего средневековья – это, прежде всего, дружинник-профессионал. Ему присуща высокая боевая выучка; он разнообразно экипирован. Боевой конь был своеобразным «живым» оружием витязя X - XIV вв., и его снаряжение характеризуется теми же передовыми и мобильными техническими критериями, как и «холодные» средства нападения и защиты»22.

Обратим внимание на географическое положение, в котором находилась Русь в тот исторический период. Практически со всех сторон страна подвергалась экспансии и, одновременно, развивалась, укреплялась. Формировалась её государственность. Очевидно, что и в формировании казаков, казачества как социального феномена проявляли себя две группы условий и факторов: а) группа объективных условий и факторов, обусловленных формированием российской государственности; б) группа субъективных факторов, предопределенных личными качествами и устремлениями князей, бояр, царей.

В соответствие с таким подходом, есть основание согласиться с позицией Евграфа Савельева, который считает, что социально-политические противоречия явились причиной и источником формирования такой социально общности как казачество. Он утверждает, что «…казачество, как лихие конники, с копьями и саблями - на суше и отважные мореходцы - на море, представляя передовой оплот великого славяно-русского племени, было известно, под тем или другим именем в глубокой древности, за много веков до Рождества Христова; что оно обитало почти в тех же местах, которые занимает и ныне; что оно в XII в. до Р. X. на 30 кораблях с берегов Дона, Днепра и Днестра ходило на защиту Трои, потом часть его проникло в Италию, под именем гетов-руссов, а впоследствии основало Рим; что, начиная с VI в. до Р. Хр. и до XIII в. по Р. Хр., оно наводило страх на персов и мидян, на греков и арабов; что оно боролось с татарскими ордами и, в конце концов, осталось победителем над всеми своими многочисленными врагами, на славу великих свободолюбивых предков и в назидание грядущему, несокрушимому и гордому потомству»23.

Есть подтверждение тому, что некоторые социальные группы, а потом и общности, не желая покориться ни Золотой Орде, ни Великому княжеству Литовскому, жили независимо на днепровских островах. Они принимали к себе многих жителей Руси, бежавших от угнетения, и ассимилировавшись с ними, составили социальную общность, получившую название "казаки". Такая логика формирования казаков непротиворечиво объясняет тот факт, что позднее появляются ордынские, азовские, ногайские и другие казаки.

Слово "казак" сделалось известным в XII веке и принадлежало торкам и берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там же располагалось и первое место жительства малороссийских казаков. Как утверждает Е. Савельев, «…торки и берендеи назывались черкасами, а также казаками. Вспомним касогов, обитавших по нашим летописям, между Каспийским и Черным морями, вспомним и страну Казахию, полагаемую греческим императором Константином Багрянородным в сих же местах; прибавим, что осетинцы и ныне именуют черкесов казахами. Столько обстоятельств, вместе взятых, заставляют думать, что торки и берендеи, называясь черкасами, назывались и казаками»24.

Содержание и структура ценностей казачества как сословия

Очередным шагом, в раскрытии содержания главы, будет рассмотрение процесса формирования ценностей казачества, который происходил одновременно со становлением этого сословия в России.

При этом, диссертант намерен не только рассмотреть их содержание и структуру, но и выявить их отличие от ценностей других сословий, проживавших в России и выполнявших, примерно, те же функции, что и казачество. Например, крестьянства.

В материалистической философии к содержанию феномена ценность подходят с позиций их социально-исторической, экономической, духовной и диалектической обусловленности. На основе такого подхода, мы имеем возможность утверждать, что ценности для конкретных сообществ, а также для людей, входящих в их состав, историчны и обусловлены характером их деятельности, уровнем их культуры, направленностью их социального, в широком смысле этого слова, развития.

В рамках решения задач диссертационного исследования, соискатель намерен использовать определение ценности как совокупности социальных и природных образований: вещей, явлений, процессов, идей, знаний, образцов, моделей, стандартов и т.д., которые, в рамках меры соответствия объективных законов позитивного развития общества, обусловливают жизнедеятельность сообществ людей36.

Ценности в жизни сообществ людей, отдельного человека, как некая реальность, формируются в процессе их жизнедеятельности, общения, но посредством мысленных сравнений как минимум двух классов предметов: тех, которые могут и предопределяют развитие (прогрессивное или регрессивное) человека и сообщества, с теми, которые не могут, не способны или противоречат данному процессу. Сравнение осуществляется по критерию меры соответствия, выражающей смысл закона взаимоперехода количественных изменений в качественные.

В соответствие с данным критерием, вещи, образования, идеи, модели, стандарты жизнедеятельности приобретают статус ценности для конкретного сообщества или человека, если следования им преобразует человека и общность в новое качественное образование. Мера, характеризующая переход одного качества в другое качество, применительно к общностям и общественным процессам, зависит от ситуации. Например, такой феномен как время имеет разную «меру» в эволюционных и революционных процессах.

Следует также обратить внимание и на такой факт. Данный критерий не только позволяет определять переход вещей, образований, духовных положений в ценность, но, одновременно, посредством ценностей характеризовать человека и общности, выявлять ожидаемые изменения, которые могут произойти в человеке и общностях, обществе в целом, если этими ценностями сообщества будут руководствоваться.

По сути, на это свойство категории «ценность», как заявлено в названии диссертационного исследования, данная работа и нацелена.

Классифицировать ценности можно по разным основаниям. Так классификация ценностей В.П.Тугаринова37 содержит три ступени.

На первой ступени, ценности делятся на положительные и отрицательные. Положительные – это такие ценности, которые вызывают позитивные изменения в объекте и получают такие же оценки в общественном мнении. Отрицательные -это те, которые вызывают негативные изменения в объекте и получают отрицательные оценки в общественном мнении.

На второй ступени, в зависимости от принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия, автор делит их на индивидуальные, групповые и общечеловеческие.

К индивидуальным он относит те ценности, которые имеют значимость для одного человека (индивида); к групповым - те, которые имеют значимость для группы людей; к общечеловеческим относятся те ценности, которые имеют значимость всего человечества.

На третьей ступени автор располагает ценности по их содержанию. По этому признаку он делит их следующим образом:

- ценности жизни, ибо они предопределены биологическим существованием человека, его физиологическим бытием;

- ценности культуры, ибо они обусловлены результатами духовно-преобразовательной деятельности человека, созданием им «второй природы», обусловливающей их же бытие.

При этом, к ценностям жизни он относит:

а) саму жизнь человека, ибо только ее наличие позволяет выявить другие ценности и пользоваться ими;

б) здоровье человека;

в) труд как способ существования общества и основа формирования самого человека;

г) смысл жизни как цель, которая придает этой жизни высшую ценность;

д) счастье и ответственность быть личностью;

е) общественная жизнь как форма и способ бытия человека;

ж) мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей;

з) любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, являющийся основой патриотизма и героизма;

и) дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей; к) материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.

Ценности культуры В. П. Тугаринов делит их на три подгруппы:

- материальные ценности;

- духовные ценности;

- социально-политические ценности.

К материальным ценностям, или материальным благам, относятся предметы, удовлетворяющие материальные потребности людей и обладающие двумя важными свойствами: а) они дают основу реальной активности людей, жизнь; б) являются значимыми сами по себе, ибо без них не может быть жизни ни у человека, ни у общества.

К духовным ценностям относят те феномены, удовлетворяющие потребности духовной жизни людей, которая представляет собой совокупность процессов абстрактной мыслительной деятельности личностей в обществе, совокупность взглядов, воззрений, убеждений, ценностных и нравственных ориентаций как результатов материализованных их творений, а также деятельность по выработке у людей способностей к мышлению, духовному творчеству, по формированию у них мировоззрения и картины мира.38 Это достаточно полиаспектный феномен, который востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества. К духовным ценностям относятся:

а) результаты духовного творчества людей;

б) различные виды и формы этого творчества (литература, театр, мораль, религия и т.д.).

К социально-политическим ценностям учёный относит все то, что обслуживает потребности социальной и политической жизнедеятельности людей. В качестве таковых выступают:

- различные социальные институты: государство, семья, общественно политические движения и т.д.;

- нормы общественной жизни: право, мораль, обычаи, традиции, уклад жизни и т.д.;

- идеи, обусловливающие устремления людей: свобода, равенство, братство, справедливость и т.д..

Особенностью социально-политических ценностей является то, что они имеют отношение и к материальной, и к духовной жизни человека. Их отсутствие воспринимается людьми как насилие и над телом, и над духом. Им присущ двойственный характер. Они есть результат творчества и человека, и общества с его институтами.

Особое место в такой классификации ценностей автор отдает образованию, или просвещению, которое занимает промежуточное положение между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе является социальной ценностью, а по содержанию - духовной.

Социальная детерминация изменения ценностей казачества как социальной общности

Раскрывая содержание процесса изменения ценностей казачества, их динамику, следует обратить внимание на тот факт, что начало этому процессу положил Петр I. После разгрома восстания казаков под руководством Кондратия Булавина, царь Петр I казнил в 1709 г. войскового атамана И.Г.Зерщикова и замешанных с ним в организации восстания войсковых старшин. Тогда на плавучих виселицах по Дону сплавили 7 тыс. повешенных казаков, была сожжена треть казачьих станиц. Казаки лишились более миллиона десятин земли. Тогда же была отменена выборность войсковых атаманов, Петр I пожаловал в бессменные войсковые атаманы Петра Емельянова, сына Рамазанова, «по смерть его».

Попытки Войска вернуться к демократической процедуре выборов войскового атамана не дали положительных результатов. Царь не утвердил избранных войсковыми кругами Максима Кумшацкого (1715 г.), Максима Фролова (1716 г.). Петр I отдал предпочтение «по выбору всего Войска» Василию Фролову, сыну Фрола Минаева - активного участника Азовских походов 1695-1696 гг., назначил его «без права переизбрания на кругу» войсковым атаманом в 1718 г. Как отмечает Е.Савельев, в 1723 г. царь также не посчитался с мнением старшин, избравших Ивана Краснощекова, "страшного для шведов в Финляндии, для горских народов в персидском походе и татар, живших на Кубани, в котором жил дух старого донского казака", чего так боялся и не любил царь. Он повелел «быть в атаманах впредь до его указу из старшин Андрею Лопатину»49.

По своей сути, после решений Петра I, перестала существовать в первоначальном, то есть в том, каком она сложилась к моменту «включения» казачества на службу государю, одна из важнейших ценностей – уникальная форма казачьего самоуправления. Теперь войсковых атаманов на Дону не могли избирать на казачьем круге. Войсковых атаманов с 1715 г. стали назначать императоры России из лиц, не только не казачьего рода, а иногда даже не православного вероисповедания50.

Следует обратить внимание и на то, что по «освободительному акту», отпущенным из крепостной неволи донским крестьянам, местными помещиками было «нарезано» или, другими словами, выделено 2.051.195 десятин земли, то есть более 2 млн. гектаров войсковой казачьей земли. Войско Донское, с одной стороны, потеряло столько земли, а с другой закрепило на своей земле массу новых собственников в виде иногородних крестьян. А если учесть, что постоянные отрывы на служебные сборы, приводили к тому, что в начале ХХ века казачьи земли давали меньший урожай, чем предпринимательские крестьянские хозяйства, то данный факт свидетельствует о том, что экономические ценности казачества, прежде всего, земля как главный ресурс казачьих хозяйств, стали девальвироваться. Кроме этого, помимо расслоения на простых казаков и офицеров, усилилась дифференциация по степени зажиточности. Так, в начале ХХ в. в России примерно 40% казачества составляли бедняки, 35% середняки , 25% кулаки51.

В дальнейшем, в рамках неуклонного развития капитализма в России, «казацкое сословие» непрерывно ощущало на себе «социально-экономический и политический пресс», обусловливающий разрушение его ценностей. Например, в Забайкальском и Амурском казачествах, где размер земельного пая казака мало отличался от крестьянского пая, стала утверждаться идея отказа от сохранения казацкого сословия. Для этого, забайкальские казаки еще в 1901 г. подавали петицию правительству, о возвращении их в крестьянское положение52.

По сути, такая позиция казаков предопределялась экономическими соображениями. Решения государственной власти как-то увеличить земляной пай у казака, не могли фактически «уравнять» его фактические потери, которые обусловливались необходимостью служить двадцать лет, да еще для службы приобретать оружие и экипировку.

Нельзя не учитывать и тот факт, что во всех странах, где уже сформировался капиталистический способ производства, исключались какие-либо юридические привилегии для определенных социальных общностей, а также уничтожались внеэкономические ограничения.

Что касается России, то к этому времени большинство наличествующих в стране политических партий, от социалистов до либералов, выступало за ликвидацию сформированного в обществе сословного деления. Так, на заседании первой Государственной думы писатель Ф.Д.Крюков констатировал следующее положение казаков: «...казак, и находясь в казармах, и находясь дома, должен, прежде всего, помнить, что он не человек в общепринятом высоком смысле слова, а нижний чин, только нижний чин, так называемая «серая святая скотина» … Казак не имеет права войти в общественное помещение, где хотя бы случайно был офицер; старик казак не может сесть в присутствии офицера, хотя бы очень юного; казак не имеет права продать свою лошадь, не спросясь начальства, хотя бы эта лошадь пришла в совершенную негодность; но зато казак имеет право быть посаженным на несколько дней в кутузку за не вычищенные сапоги или запыленное седло»53.

Октябрьская социалистическая революция и последующие преобразования в содержании и структуре государственной власти, в изменении статуса рабочих, крестьянства, самого казачества оказали огромное влияние на все ценности казачества.

Хотелось бы отметить, что глубоко и всесторонне, жизненно и чувственно, на основе осмысления происходящих в стране событий, процесс переосмысления ценностей в жизни казаков был раскрыт М.А. Шолоховым в его романе «Тихий Дон». Действие романа охватывает всего лишь девять лет преобразований в российской истории: весна 1912 г. и весна 1921 г. Автор, посредством раскрытия содержания событий и конкретных действий, в которые «попадает» главный герой его романа казак Григорий Мелехов, прослеживает палитру его чувств, переживаний, размышлений, которые в разных ракурсах затрагивают те ценности казачества, которые он освоил, осмыслил и которыми он руководствовался в жизни до Первой мировой войны, во время её и во время Гражданской войны.

Стремясь осмыслить перипетии своей жизни, постичь суть собственного предназначения, Григорий Мелехов постоянно ищет ответ на вопросы: "Во имя чего он и его товарищи живут?", "Чем они жертвуют, какими ценностями поступаются и во имя чего?". Жизнью своего героя, М.А.Шолохов раскрывает элементы динамики духовных и социальных ценностей в жизни казаков, осмысливает диалектику «стержня» бытия казаков: «вера-идея», необычно естественно включает в этот «стержень» идеал социальной справедливости, соотнося, сопоставляя, соизмеряя ценности казачества и замысел государственного переустройства, который намерена была осуществить Советская власть.

Автор показывает, что уже перед Первой мировой войной в герое его романа, очевидно, и в жизни многих казаков происходят удивительные перемены. Важнейшей из них является нарастающее недоверие ко всему, что являлось традиционными жизненными ценностями казачества.

Так, не стоит высоко ценить верность государственной власти, царю и служить преданно ему, ибо он несправедлив. Он, царь, «делит» своих граждан на "черную" и "белую" кость. Подвергается Григорием Мелиховым переоценке и содержание казачьих обычаев, смысл патриархального уклада жизни, следование которым разрушает его любовь. Бесполезная гибель на фронте многих его однополчан, жестокость действий власти, в том числе и казачьей, вызывает стойкий протест, в конечном счете, приводящий Григория Мелехова в ряды революционного казачества.

Однако и в новой социальной общности он разочаровывается, ибо в жестокости красные не уступают своим противникам. И здесь мы видим, что Григорий не смог уяснить, как и большинство его товарищей, что по-другому быть не могло. Ведь «красные» казаки – это вчерашние его однополчане, но руководствующиеся классовым, по своему ими понятым, идеалом социальных преобразований в стране и обществе. В итоге, Григорий Мелехов, как и многие казаки в то время, поставлены самим процессом воплощения революционной идеи в жизнь перед необходимостью переосмысливать духовные ценности бытия казаков54.

Что касается процесса изменения экономических ценностей казачества, которые были предопределены формированием в стране новой общественно-экономической формации, утверждением в сельском хозяйстве коллективистских форм хозяйствования, новыми достижениями в области техники и технологий, то их также, с той же глубиной и достоверностью, М.А. Шолохов осмысли в своём произведении «Поднятая целина». Автор всесторонне раскрывает все психологические, мировоззренческие, социальные, политические коллизии изменения уклада жизни казаков. А процесс этот был очень непростым. Всё дело в том, что экономический уклад, ценности хозяйствования пронизывали, можно сказать, «нутро» жизни казаков, выступали устойчивой основой их настоящего и будущего.

Влияние ценностей современного казачества на социальные процессы в России

Как было показано в предыдущих параграфах, ценности казачества исторически изменялись, но ценностная сфера данной социальной общности всегда оставалась социально значимой как для самих казаков, так и для других социальных групп и общностей, проживающих в стране.

Всё дело в том, что ценности социальных общностей любого общества не только взаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом культуры конкретной страны, но они обусловливают формирование и включение в жизнь людей общественных идеалов. Ведь ценности для человека – это то, ради чего стоит жить.

Ценности для конкретного человека, для людей, живущих в конкретной стране – это своеобразная «лакмусовая бумажка» по которой они определяют для себя цель, стратегию и тактику своей познавательно-преобразовательной деятельности, а также формируют у себя ценностные ориентации, представляющие собой совокупность оснований его практически преобразовательной деятельности.

Благодаря ценностям, наличествующим в жизни людей конкретной страны, у них не только формируются разного уровня ценностные установки, но и определяются средства для их достижения. Они являются регуляторами человеческих поступков, служат критериями оценки поступков других. И, наконец, они обусловливают подлинный смысл жизни не только представителям конкретной социальной общности, но и обществу в целом.

Влияние ценностей любой социальной общности, в том числе и казачества, на социальные процессы в стране предопределяется рядом факторов. К ним следует отнести:

- сложившуюся в обществе иерархию ценностей, как материальных, так и духовных;

- характер соотношения ценностей имеющихся в стране социальных групп и общностей, в том числе этносов, наций, классов и т.д.;

- место конкретной социальной общности, то есть казачества, в жизни страны и её народов, его структурированность;

- наличие у казачества средств и способов распространения своих ценностей и воздействия их на другие социальные группы и общности в стране.

Что касается первого, выделенного соискателем, фактора, то как отмечают специалисты Фонда имени Питирима Сорокина, ВЦИОМ, журнала «Апология», отдельные учёные нашей страны, занимающиеся проблемой ценностей современной России, единой ценностной базы российского общества, на основании которой можно было бы консолидировать граждан, нет. Это обстоятельство, по мнению учёных, позволяет утверждать, что в настоящее время ценностная система в стране находится в состоянии слома101.

Говоря о следующем факторе, следует отметить, что характер отношений между ценностями социальных групп и общностей может как гармоничным, взаимно подкрепляющим, так и нейтральным, даже антагонистическим, взаимоисключающим. Анализ различных исследований показывает, что у наших граждан, в зависимости от их сферы деятельности и связанных с ней идеологических установок, наличествуют как гармонирующие между собой, так и взаимоисключающие друг друга ценности. Вместе с тем, две ценности, среди всех опрошенных, были выделены в качестве консолидирующих: труд и патриотизм.

В ценность труда включались следующие составляющие: «трудолюбие»; «профессиональное самовыражение индивида»; «честное, порядочное отношение к своим обязанностям», «добросовестное исполнение своего рабочего долга». А применительно к такой ценности как патриотизм, чёткого понимания её содержания нет. В большей степени, участники исследований включали в него своё личное понимание данной ценности. В качестве компонентов патриотизма они называли: «любовь к отеческим гробам»; «любовь к близким, которые живут в этой стране»; «внимание к согражданам»; «честное отношение к своему государству»; «готовность защищать государство с оружием в руках» и т.д.102.

Нельзя не отметить, что в качестве значимой для молодёжи страны ценностью, обусловливающей, по их мнению, консолидацию общества, была названа свобода, точнее «защита идеалов свободы». Правда, содержательные компоненты данной ценности практически не были сформулированы. Из этого факта можно сделать предположение, что мотивом для названия свободы, как консолидирующей ценности для общества, выступает пафос их жизненных установок103.

Говоря о месте и роли казачества в жизни страны и её народов, диссертант обращает внимание на тот факт, что в современной России его количественный и качественный состав не имеет точных показателей. Так, по данным Минрегиона Российской Федерации, представленным на сайте Казачьего информационно-аналитического центра, на территории 72 субъектов Российской Федерации действовало 11 реестровых войсковых казачьих обществ (далее - ВКО), в которых числились примерно 506 тысяч казаков. Численность казаков в войсковых казачьих обществах распределяется следующим образом:

1. ВКО "Кубанское казачье войско" – 146 тысяч человек (29% от общей численности казаков);

2. ВКО «Всевеликое войско Донское» — 126 тысяч человек – 25%;

3. ВКО «Центральное казачье войско» — 75 тысяч человек – 15%;

4. ВКО "Енисейское казачье войско" – 66 тысяч человек – 13%;

5. ВКО "Терское казачье войско" – 30 тысяч человек – 6%;

6. ВКО "Оренбургское казачье войско" – 25 тысяч человек – 5%;

7. ВКО "Волжское казачье войско" – 14 тысяч человек – 3%;

8. ВКО "Забайкальское казачье войско" – 6 тысяч человек – 1%;

9. ВКО "Сибирское казачье войско" – 6 тысяч человек – 1%;

10. ВКО "Уссурийское казачье войско" – 6 тысяч человек – 1%;

11. ВКО "Иркутское казачье войско" – 4,5 тысяч человек – 1%104.

Если же обратиться к основному источнику информации о составе страны, которым является перепись населения и которая проводилась в России в 2010 году, то по ее данным в стране проживает 67 573 казака, что составляет примерно 0,05% от всех тех, кто указал свою национальность – 137 227 107 человек.

В Южном федеральном округе проживает 53 947 казаков – это почти 80% от общего количества казачьего населения. Больше всего казаков проживает в Ростовской – 29 682 казака (почти 44%) – и Волгоградской – 18 452 казака (27,3%) – областях. Краснодарский край расположился только на третьем месте. Аутсайдерами же по количеству казаков стали Республика Ингушетия, Ненецкий и Чукотский автономные округа. И если в Чукотском АО проживает 10 казаков, то в Ингушетии и Ненецком АО перепись не зафиксировала ни одного.

Если же говорить об удельном весе казаков в составе населения регионов, то на первом месте расположилась Волгоградская область, где казачество составляет 0,719%, на втором – Ростовская область с 0,707%. Третье место с большим отрывом занимает Ставропольский край. Там проживает 0,108% казаков. С незначительным отставанием далее идет Краснодарский край – 0,103%. В соотношении с общей численностью населения на Кубани казаков меньше, чем в Волгоградской и Ростовской областях, почти в семь раз. Казаков на Кубани не только меньше, чем русских, армян, украинцев и азербайджанцев, но и меньше, чем, например, курдов, турок, немцев и цыган. Рядом с казаками расположились молдаване и черкесы, которые отстают менее чем на 100 человек. В остальных регионах количество казаков не превышает 0,1% от числа жителей105.

Однако, как было раскрыто в предыдущих параграфах, казачьи общности и группы пользуются поддержкой как федеральных, так и местных государственных органов, имеют расширенную сеть информационных средств и способов заявлять о себе и своих ценностях. Такая сеть по мнению главного редактор журнала «Казачье братство» А.В.Сафронова позволяет анализировать события как внутри казачьих общностей, так и оказывать информационное воздействие на широкие массы людей106.

Сделав предварительные пояснения, уточняющие содержание «алгоритма» влияния ценностей современного казачества на социальные процессы в России, без которых этот «алгоритм» не может быть осмыслен, исследуем содержание данного процесса, который сложился в настоящее время в стране. То есть, речь идёт о влиянии ценностей вновь возрождаемого в Российской Федерации казачества, которые, в определенной степени, самим государством в казачестве и утверждаются. Конечно, их утверждение основано на сохранившейся культуре казачества, которая подвергалась эволюции. По- другому и быть не могло, так как развитие всего сущего – это объективный процесс, имеющий свои закономерности и законы.