Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Мальцева Виктория Викторовна

Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект
<
Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Мальцева Виктория Викторовна


Мальцева Виктория Викторовна. Ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы социокультурной интеграции в современной России: региональный аспект: диссертация кандидата Философских наук: 09.00.11 / Мальцева Виктория Викторовна;[Место защиты: ФГАОУВО Северо-Кавказский федеральный университет], 2017 - 156 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению ценностно-мировоззренческого конфликта 18

1.1. Ценностно-мировоззренческий конфликт как социально-философская проблема 18

1.2. Социальные и идеологические основания ценностно-мировоззренческого конфликта 32

1.3. Взаимосвязь социокультурной интеграции и ценностно-мировоззренческих конфликтов: основные концепции и теоретические модели 59

ГЛАВА 2. Способы и механизмы разрешения ценностно мировоззренческих конфликтов в современной России: региональный аспект 83

2.1. Специфика ценностно-мировоззренческих конфликтов в северокавказском регионе 83

2.2 . Идеология экстремизма как фактор региональных ценностно-мировоззренческих конфликтов 98

2.3. Социокультурная интеграция как инструмент преодоления ценностно-мировоззренческих конфликтов в полиэтничном регионе 105

Заключение 132

Список литературы 136

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях атрибутивных «текучей современности» новых вызовов и угроз интеграции российского общества приоритетным направлением исследований становится комплексное изучение природы новых социокультурных конфликтов, а также анализ предпосылок их генезиса и причин эскалации. В этом контексте недостаточно исследованной остается проблема социально-философского анализа наиболее деструктивной и трудноразрешимой их формы – ценностно-мировоззренческих конфликтов, выступающих основным источником социальной дезинтеграции и формой проявления экстремизма в российских регионах.

Проблемы социальной дезинтеграции и роста экстремизма особенно
актуальны для полиэтнических регионов, в которых наблюдается эскалация
социокультурных противоречий, обусловленных политизацией и

радикализацией этноконфессиональных процессов. В современной России к наиболее конфликтогенным регионам относится Северный Кавказ, на территории которого долгое время функционирует «террористическое подполье», обладающее масштабной радикально-идеологической базой экстремистской деятельности. В этих условиях анализ фундаментальных характеристик ценностно-мировоззренческих конфликтов, а также поиск способов их разрешения становятся неотъемлемой и необходимой частью стратегии национальной безопасности и социокультурной интеграции.

Социальная безопасность и системная стабильность современного российского общества будут возможными в результате высокого уровня межэтнического сотрудничества, солидарности, гражданского консенсуса. Основанием для этого служит стратегия социокультурной интеграции, которая на основе общих ценностей и консолидирующих механизмов ведет к преодолению этносоциальных противоречий и конфликтов, способствует сплочению полиэтнического сообщества в региональном и общероссийском масштабе.

Постановка проблемы ценностно-мировоззренческих конфликтов в
диссертационном исследовании связана с теоретической и практической
необходимостью преодоления дестабилизирующих и дезинтеграционных
тенденций в современной России. Концепция ценностно-мировоззренческих
конфликтов в отечественной философской науке разработана недостаточно, в
этой связи возникает необходимость восполнить существующий

концептуальный пробел, в связи с этим исследования ценностно-мировоззренческих конфликтов как угроз социокультурной интеграции приобретают особенную актуальность.

Степень разработанности проблемы. Теоретические предпосылки концептуализации ценностно-мировоззренческих конфликтов представлены в исследованиях классиков социально-философской, конфликтологической и социологической мысли: Л. Козера, изучавшего позитивные функции социальных конфликтов; Р. Дарендорфа, исследовавшего специфику ценностных конфликтов в плюралистическом обществе; С. Хантингтона, анализировавшего мировоззренческую природу современных конфликтов; Д. Горовица, исследовавшего генезис и динамику конфликтов, связанных с этнической идентификацией. В работах современных конфликтологов Й. Галтунга, Л. Крисберга, К. Дойча анализируются деструктивные и конструктивные функции этносоциальных конфликтов, разрабатываются механизмы их урегулирования.

Важной для осмысления проблемы взаимосвязи и взаимозависимости интеграции и конфликта является концепция «вызова – ответа» А. Тойнби, видевшего развитие цивилизаций в тех ответах (идеях и способах действия), которые общество выбирает в качестве решений фундаментальных проблем (вызовов), возникающих в силу социальных, исторических или природных факторов.

Предпосылки исследования ценностно-мировоззренческих конфликтов в
различной терминологической постановке встречаются в работах

отечественных ученых Ю.М. Антоняна, М.Д. Давитадзе, Ю.В. Арутюняна,

Л.М. Дробижевой, М.В. Бугаковой, В.В. Богуславской, Р.И. Хандожко,
А.В. Дмитриева, Д.Т. Жовтун, Н.П. Денисюк, В.В. Золотухина,

М.З. Магомедова, Т.П. Минченко, А.А. Мукатаева, Ю.В. Мухлыкина,
Б.А. Черкесова, М.Т. Шургалиева, А.С. Ким, Е.Г. Ним, Ж.А. Мугаловой,
В.В. Хромова и др.; на Юге России – в работах В.А. Авксентьева,
М.М. Шульга, Б.В. Аксюмова, М.Е. Попова, Д.А. Гордиенко, С.В. Кушелева. В
работах этих авторов анализируются связанные с ценностно-

мировоззренческим конфликтом проблемы этнических противоречий,

конкурирующих ценностей и идентичностей, культурных, этнических и религиозных конфликтов.

Анализу взаимосвязи экстремизма и ценностно-мировоззренческого
конфликта посвящены работы А.А. Басалай, Э.А. Баграмова,

С.В. Балахничевой, А.В. Бязрова, Т.Н. Кухтевича, О.В. Туманян, М.А. Дадуева,
С.Х.М. Нунуева и др. Меры противодействия экстремизму и терроризму
затронуты в работах Р.А. Афанасьевой, М.А. Аствацатуровой, Т.А Казиева,
Р.И. Абакарова, А.З. Адиева и др. Политико-правовой аспект экстремизма
раскрывается в работах В.А. Диля, Е.В. Ефановой, В.С. Малахова, И.Н. Сенина,
Е.П. Сергуна, А.И. Рарога и других. Идеологические и социальные основания
экстремизма, являющиеся причинами ценностно-мировоззренческих

конфликтов, анализируются в работах Б.В. Аксюмова, У. Аль-Азхари, А.Н. Лопаткиной, Н.Н. Пеструиловой, Е.С. Тесленко и других ученых.

В диссертации анализируются работы, в которых рассматривается
дезинтеграционный потенциал социокультурных конфликтов и экстремизма на
Северном Кавказе в контексте выявления угроз и вызовов национальной
безопасности. Этой проблематике посвящены научные публикации

С.Ю. Дейко, С.Н. Ильясова, Ю.П. Платонова, Б.Б. Булатова, М.А. Курбанова, К.Б. Ахмедовой, Н.М. Ракитянского, М.С. Зинченко, Е.А. Китайгородского, С.Н. Фридинского, С.Е. Бережного, А.А. Ярлыкапова и других, а также данные Интернет-СМИ «Кавказский узел».

Проблемы анализа антиконфликтогенной природы социокультурной интеграции связаны с работами зарубежных и отечественных ученых. Впервые понятие интеграции привносится в социальные науки Г. Спенсером, наибольшее развитие в рамках исследований социальных систем понятие социокультурной интеграции получило в структурном функционализме Т. Парсонса, Э. Дюркгейма, Р. Мертона. Ряд идей социальной интеграции, эволюции и прогресса развивал Н.И. Кареев. Его ученик П. Сорокин говорит об интеграции, в том числе социальной, в контексте интегральной культуры.

Представители функционалистской антропологии, такие как

Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, К. Клакхон, развивают идеи полной и всеобщей социокультурной интеграции. В работах А. Этциони, Д. Белла рассматриваются тенденции к интеграции в экономической сфере на фоне ослабления интеграции политической. И. Валлерстайн рассматривает интеграцию как культурологический феномен в контексте современных социополитических процессов. Дж. Берри изучает культурную интеграцию как одну из стратегий аккультурации или смены культуры в процессе постоянного прямого контакта между двумя различными социокультурными группами. В работах С. Хантингтона исследуются социально-интегративные механизмы в культурных группах (этнических, религиозных), с которыми идентифицируют себя люди. Особенно важны для анализа социокультурной интеграции работы А.С. Ахиезера, в которых он рассматривает социальные интеграторы, выступающие инструментами или механизмами консолидации общества и, следовательно, преодоления ценностно-мировоззренческого конфликта. Для изучения региональной специфики социальных и этнических противоречий важны исследования С.Ю. Ивановой, Г.Д. Гриценко, Т.Ф. Масловой, М.Е. Попова, С.В. Поповой и др.

Вместе с тем недостаточно исследованы важнейшие для проблематики
диссертационной работы социальные и идеологические основания ценностно-
мировоззренческих конфликтов, а также не проанализированы

дезинтеграционная специфика и способы разрешения этих конфликтов в общероссийском и региональном аспектах.

Теоретико-методологическая основа исследования. В работе

использована междисциплинарная методология исследования ценностно-
мировоззренческих конфликтов, интегрирующая аналитические возможности
социальной философии, социологии, конфликтологии, этнологии. В качестве
методологической основы диссертационного исследования выбраны субъектно-
деятельностный и конфликтологический подходы, позволившие
проанализировать специфику ценностно-мировоззренческих конфликтов,
берущих свое начало в социокультурных взаимодействиях, ценностных
ориентациях и коллективных идентичностях. Субъектно-деятельностный
подход дополнил структурно-функциональный, позволивший исследовать
социальные и идеологические факторы конфликтов, изучить взаимосвязь и
взаимозависимость региональной конфликтности и социокультурной
интеграции. Теория и философия конфликта позволили осуществить анализ
этносоциальных и этноконфессиональных противоречий как источников
экстремизма и ценностно-мировоззренческих конфликтов, а также выявить
способы и инструменты их преодоления.

Объект исследования – ценностно-мировоззренческие конфликты в современном российском обществе.

Предмет исследования – ценностно-мировоззренческие конфликты как вызовы и угрозы социокультурной интеграции в северокавказском макрорегионе.

Целью диссертационного исследования является выявление

фундаментальных оснований и специфики ценностно-мировоззренческих конфликтов, а также способов их конструктивного разрешения в контексте социокультурной интеграции.

Определение объекта, предмета и цели обусловило необходимость решения следующих задач:

проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению ценностно-мировоззренческих конфликтов в социальной философии;

выявить фундаментальные социальные и идеологические основания, а также факторы эскалации ценностно-мировоззренческих конфликтов;

рассмотреть взаимосвязь социокультурной интеграции и ценностно-мировоззренческих конфликтов в современном обществе;

раскрыть этносоциальную специфику ценностно-мировоззренческих конфликтов на Северном Кавказе;

проанализировать воздействие идеологии экстремизма на генезис региональных ценностно-мировоззренческих конфликтов;

определить потенциал социокультурной интеграции в разрешении и профилактике ценностно-мировоззренческих конфликтов, снижении их негативных последствий.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. На основании анализа основных теоретических подходов к исследованию природы современных социокультурных противоречий, предложена авторская интерпретация ценностно-мировоззренческого конфликта, источником которого выступает социальная принадлежность к конкурирующим идеологиям и ценностным системам.

  2. Выявлены две группы фундаментальных оснований ценностно-мировоззренческих конфликтов: социальные - аномия, социальные неравенства, фрагментации, поляризации, демодернизация, дезинтеграция; идеологические - кризис гражданской идентичности, экстремистские мировоззрения, радикальные идеологии.

  3. Обоснована взаимосвязь социокультурной интеграции и ценностно-мировоззренческих конфликтов, и показано, что ценностно-мировоззренческие конфликты обладают дезинтеграционным, деструктивным потенциалом и представляют собой угрозу социокультурной интеграции.

  4. Раскрыта этносоциальная специфика ценностно-мировоззренческих конфликтов на Северном Кавказе, заключающаяся в росте радикального исламизма и эскалации этнонациональных противоречий.

  5. Доказана причинно-следственная связь между формированием идеологии экстремизма и генезисом региональных ценностно-мировоззренческих конфликтов, при этом экстремизм выступает источником ценностно-мировоззренческих конфликтов и их следствием.

  6. Обоснован вывод о том, что социокультурная интеграция обладает конструктивным потенциалом в разрешении и профилактике ценностно-мировоззренческих конфликтов на Северном Кавказе.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Ценностно-мировоззренческий конфликт – это социокультурный конфликт, источником которого служит социальная принадлежность к конкурирующим этнорелигиозным идеологиям и ценностным системам, экзистенциально и онтологически значимым в процессе коллективной идентификации. Ценностно-мировоззренческий конфликт в качестве концептуальной модели стоит в одном ряду с такими близкими в рамках социологии конфликта и социальной философии понятиями как ценностный конфликт, конфликт идентичностей, этнический, культурный и цивилизационный конфликт. Эвристическая ценность нового концепта состоит в попытке уточнения и обобщения уже существующих теоретических схем, а также комплексном анализе фундаментальных противоречий, лежащих в основании данного типа конфликтов.

  2. В качестве фундаментальных оснований ценностно-мировоззренческих конфликтов выступают социальные и идеологические факторы. Социальные основания включают в себя неравенства, фрагментации, поляризации, аномию, демодернизацию, дезинтеграцию. Идеологическими основаниями эскалации конфликтов являются кризис гражданской идентичности, экстремистские мировоззрения, радикальные идеологии (этнонационалистические, фундаменталистские). В системном единстве

данные конфликтогенные факторы становятся источниками этносоциальной
напряженности и ее перерастания в деструктивные ценностно-

мировоззренческие конфликты. Острота, деструктивность и

трудноразрешимый характер данного типа конфликтов обусловлена этнической мобилизацией, политизацией и радикализацией этносоциальных противоречий.

  1. На основе социально-философского анализа основных теоретических подходов к проблеме взаимосвязи и взаимозависимости интеграции и конфликта выявлена дестабилизирующая и деструктивная специфика ценностно-мировоззренческих конфликтов, заключающаяся в эскалации радикализации и «столкновении» конкурирующих ценностей. Эти конфликты обладают выраженным дезинтеграционным потенциалом, так как, опираясь на радикальные, экстремистские, фундаменталистские, националистические идеологии, несут в себе вызовы стабильности, целостности и солидарности полиэтнического общества, и в этом аспекте представляют собой основную угрозу социальной безопасности и социокультурной интеграции.

  2. Этнорегиональная специфика ценностно-мировоззренческих конфликтов на Северном Кавказе определяется факторами роста экстремизма и эскалации этносоциальных противоречий. Полиэтнический региональный социум помимо выраженного социально-интеграционного потенциала (выражающегося в межэтническом сотрудничестве и культурном диалоге) предполагает латентные возможности «столкновения» конкурирующих этногрупповых ценностей и мировоззрений. Фундаментальным фактором ценностно-мировоззренческих конфликтов в северокавказском регионе является острая конкуренция этноконфессиональной и гражданской идентичности.

  3. Экстремизм на Северном Кавказе является основным идеологическим источником ценностно-мировоззренческих конфликтов. Экстремизм как радикальная идеология и система ценностей выступает фундаментальным

конфликтогенным фактором. Экстремизм как насилие и террор является
результатом неразрешенных противоречий, формой их проявления, в этом
аспекте конфликты выступают в качестве фактора экстремистской
деятельности. В качестве форм проявлений экстремизма выступают
различные виды ксенофобий и этнофобий, антигуманизм, политизация
этничности, этническая и религиозная интолерантность. Важнейшими
особенностями экстремизма являются высокий темп перерастания
радикальных идей в террористическую деятельность, ее

интернационализация, эмоциональная заряженность и иррационализация,
исключающие компромисс и принцип «приемлемой дозы» насилия.
Экстремистская идеология как катализатор конфликтов трансформирует
этнокультурные, этнополитические и этнорелигиозные противоречия в
вооруженное насилие, тотальный террор и социальную деструкцию,
угрожающие национальной безопасности и социокультурной интеграции.
6. Комплексный анализ способов преодоления ценностно-мировоззренческих
конфликтов позволил выявить антиконфликтогенный потенциал

социокультурной интеграции и охарактеризовать ее как важнейший
инструмент обеспечения социальной безопасности и противодействия
терроризму в регионе. Стратегия интеграции является конструктивным
способом разрешения и предупреждения ценностно-мировоззренческих
конфликтов посредством системной и комплексной работы социальных
интеграторов. На Северном Кавказе в качестве базовых интеграторов
выделяются: культура межнационального общения как социальный
регулятор нормативного группового поведения, обеспечивающий

бесконфликтные социокультурные интеракции; гражданский патриотизм как
ценностная основа интегрированного общества; общегражданская и
цивилизационная идентичность, консолидирующие полиэтническое

российское общество на базе наднациональных и надэтнических ценностей.

Теоретическая значимость диссертации

Теоретические обобщения и выводы исследования могут быть использованы в процессе дальнейшей разработки и уточнения теоретических вопросов, связанных с пониманием ценностно-мировоззренческого конфликта, экстремизма и терроризма. Дальнейшее изучение социокультурной интеграции и социальных интеграторов может повлиять на выработку стратегии национальной политики Российского государства, позволит найти пути для преодоления дестабилизирующих и дезинтеграционных тенденций в современной России.

Практическая значимость диссертации

Выводы исследования могут быть основой для выработки практических рекомендаций по принятию управленческих решений в области регулирования и профилактики конфликтных ситуаций.

Результаты исследования могут найти широкое применение в учебном процессе, в частности при преподавании инновационных курсов, направленных на формирование компетенций в области управления рисками и угрозами, интеграционными и идентификационными процессами в регионе.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования специальности 09.00.11 – Социальная философия в таких ее пунктах как: 21. Общественные отношения как проблема социально-философского анализа, 23. Солидарность и конфликт как проблемы социальной философии, 33. Глобальные проблемы современной цивилизации.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 15 публикациях общим объемом 3,2 п. л., в том числе в шести работах, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Северо-Кавказского федерального университета. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах на научных конференциях: «Диалог и совместное обучение между Северным Кавказом и Россией» (Москва, 2012), «Диалог и обучение поверх барьеров» (Осло 2013),

«Х Конгресс этнографов и антропологов России» (Москва, 2013),
Всероссийский молодежный форум на о. Итуруп (о. Итуруп, 2015), на
Всероссийской научно-практической конференции «Этносоциальные процессы
и риски на Юге России», посвященная 75-летию АГУ (25-26 сентября 2015, г.
Майкоп), III (60-ой) ежегодной научно-методической конференции

преподавателей и студентов «Университетская наука – региону», (Ставрополь,
2015); Восьмой (Всероссийской) Школе молодого социолога Института
социологии Российской академии наук и Института социологии и
регионоведения Южного федерального университета «Российские

трансформации в контексте новых социальных изменений» (пос.

Дивноморское, 2015), на научной конференции «Механизмы конструирования конфликтов на Северном Кавказе» (Пятигорск-Осло, 2015), «IV (61-ая) ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука – региону», (Ставрополь, 2016).

Значительная часть диссертационного исследования выполнена в рамках
научно-исследовательского проекта «Социокультурная интеграция как способ
снижения этнической напряженности на Северном Кавказе», Грант Президента
МД-7429.2015.6., а также в рамках Госзадания № 28.182.2016/РНЦ
«Проведение мониторинга межнациональных отношений и религиозной
ситуации, анализ участия органов государственной власти, муниципальных
образований и институтов гражданского общества в реализации

государственной национальной политики, миграционной и языковой политики Российской Федерации в регионах Северо-Кавказского федерального округа (Ставропольский край, Республика Дагестан, Республика Ингушетия и Чеченская республика), анализ истории и современной геополитики «черкесского вопроса» (2013-2016).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы, содержащей 188 наименований. Общий объем диссертации – 156 страниц.

Социальные и идеологические основания ценностно-мировоззренческого конфликта

Конфессиональный или религиозный конфликт по существу является столкновением религиозных убеждений представителей разных конфессиональных групп или внутри одной конфессии. Ю.М. Антонян, М.Д. Давитадзе предлагают следующее определение этнорелигиозного конфликта: «действия лиц – представителей одного или нескольких народов или религиозной группы, направленные на возбуждение национальной или религиозной вражды, унижения национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности лиц, народов по признаку их национальной или религиозной принадлежности, повлекшие причинение участникам конфликта физического, морального или (и) материального ущерба, в том числе массовые убийства, уничтожение имущества, религиозных святынь и т.д.»1

Религиозные конфликты могут позиционироваться как конфликты с целью утверждения главенства одной из религий, однако зачастую они стремятся к достижению определенных территориально-экономических и политических целей. Те или иные группы людей используют религиозный фактор в современном мире для достижения определенных корыстных целей в экономике, политике. В одних случаях используются ненасильственные средства и методы, например, создание политических партий на конфессиональной основе, другие сопровождаются открытой вооруженной борьбой под знаком сохранения религии с религиозными лозунгами.

Почвой для различного рода конфессиональных конфликтов выступают радикальные религиозные направления, получившие широкое распространение в нашей стране в последние два десятилетия. В религиозных конфликтах конфессиональное различие усугубляет этническое, таким образом, этнический и религиозный факторы подпитывают в конфликте друг друга. Среди факторов возникновения и движущих сил развития современных конфессиональных конфликтов М.В. Бугакова выделяет национальный, геополитикокультурный, социально-экономический, религиозный – это общие факторы. Однако в каждом конкретном конфессиональном конфликте порождающие его факторы будут индивидуальными. Одна из ведущих ролей в возникновении религиозных конфликтов отводится именно религиозному фактору. Всем мировым религиям свойственен религиозный фундаментализм, который представляет собой ответ религии на современные проблемы, не свойственные традиционному обществу (культ материальных ценностей, индивидуализм, глобализация). Глобализация предполагает сближение культур, стирание различий между ними. Это таит в себе угрозу этническим и религиозным ценностям, укладу и смыслам конкретной культурной жизни, что болезненно воспринимается традиционными обществами. Организованная религия выступает за создание религиозного государства, которое бы заботилось о религии и населении, за возврат к религиозным истокам1.

Переходя ко второй группе эмпирических проявлений ценностно-мировоззренческого конфликта важно отметить, что подобные явления берут свое начало в этнизации сознания.

По мнению В.Т. Жовтун этнизация сознания выступает формой отчуждения личности, при которой человек теряет свободу под игом обостренного чувства принадлежности этносу, нации. Индивидуальность человека уходит на второй план на фоне растворения в национальном или этническом сообществе. В неблагоприятных условиях, таких как экономический спад, социальная дезинтеграция, индивид в сопричастности к безликой силе национализма видит обретение себя2.

На практике этнический конфликт в чистом виде обнаружить обычно не удается. Зачастую конфликт, берущий начало в экономических или каких-либо других противоречиях, видоизменяется и перерастает в этнический конфликт и наоборот, и часто эти процессы являются контролируемыми и управляемыми1.

Многофакторную и многокомпонентную природу этнических конфликтов отмечает и В. А. Авксентьев, при этом выделяя эмпирически фиксируемый признак, позволяющий смешанный конфликт определить как этнический: если одна из сторон обозначает себя или соперника в этнических терминах, то этнический компонент конфликта является доминирующим2.

Ж.А. Мугалова подчеркивает, что межэтнический конфликт всегда предполагает борьбу за материальные и духовные ресурсы. Межэтнические конфликты сложны и с трудом поддаются урегулированию, потому как имеют богатую историю обострения и затухания, а также затрагивают бессознательное человека и подвержены влиянию религии3. Таким образом, Ж.А. Мугалова, как В.А. Авксентьев и В.В. Хромов, обращает внимание на смешанность этнических конфликтов с другими, а также на связь этнических конфликтов не только с сознанием человека, но и с его бессознательным.

Информация о социальной действительности для субъекта конфликта как бы фильтруется через заданные идеологией параметры: недостаток ресурсов, цель обладания властью, образ врага, все, что находится вне ее, для него теряет смысл и не имеет значения4. При этом защита своей этничности возводится в ранг смысложизненных идей, любые уступки врагу сродни предательству своей культуры и памяти предков.

Взаимосвязь социокультурной интеграции и ценностно-мировоззренческих конфликтов: основные концепции и теоретические модели

Итак, представители конфликтологического подхода считают важным признавать конфликт, так как исключить из жизни общества его невозможно, при этом необходимо сконцентрироваться на его позитивных функциях, одна из которых интегративная. Таким образом, в рамках данного подхода конфликт не предстает угрозой интеграции, а скорее выступает одним из ее факторов.

Наиболее передовым подходом к пониманию взаимосвязи конфликта и интеграции общества на современном этапе является неофункциональный подход как теория европейской интеграции, основателем которой считается Э. Хаас. По мнению Э. Хааса, результатом процесса интеграции станет создание обновленного политического сообщества, которое будет находиться над институтами, существующими сегодня1. Важнейшую часть интеграции в рамках неофункционального подхода представляет собой принятие коллективных решений. При этом интеграция предполагает передачу отдельными государствами части своих суверенных прав единым для всех центральным институтам с целью обеспечения учета и реализации их общих интересов.

А. Этциони рассматривает возможность полной наднациональной интеграции государств, подчеркивая, что большинство подобных объединений можно назвать квазиинтегрированными. Квазиинтеграцией А. Этциони называет такой случай, когда объединившиеся государства имеют полную или почти полную независимость в решении каких-то существенных вопросов, при этом наднациональному органу переданы все или почти все властные полномочия по решению других значимых проблем. При этом такая форма интеграции не является устойчивой, она требует углубления путем формирования открытого и всеохватывающего консенсуса. На примере Европейского Союза А. Этциони рассматривает квазиинтеграцию или половинчатую интеграцию, указывая на ее неустойчивость в том случае, если экономическая интеграция начинает угрожать национальной самобытности. При этом существует дефицит демократии и дефицит общности интересов, что, наряду с низкой политической интеграцией и отсутствием общего мировоззрения и преданности общеевропейской идее, снижает интеграцию и возможность создания наднационального сообщества1. А. Этциони подмечает очень важный для нашего исследования момент, что процесс социальной интеграции и создания наднациональных сообществ можно облегчить путем использования принципа субсидиарности (передача большей доли властных полномочий нижестоящим институтам). При этом любое наднациональное сообщество должно иметь три характеристики верховной власти: контроль над силовыми структурами, правомочность перераспределять средства, приоритет над национальными властями, что продиктовано необходимостью права глобальной организации иметь решающее слово в случае конфликта2.

По мнению И. Валлерстайна, интеграция выступает как понятие культурологическое. То есть существуют определенные культурные нормы, которые человеку необходимо принять. Если в стране говорят на одном языке и исповедуют одну религию, то эти нормы выглядят очевидными и не слишком жесткими, хотя даже в таких странах существуют группы, которые будут отклоняться от культурных норм. При этом если в стране поликультурное население, общепринятые культурные нормы будут выглядеть более жесткими и навязчивыми3.

И. Валлерстайн отмечает: «существование наций – это миф в том смысле, что все нации являются социальными образованиями и основная роль в их создании принадлежит государствам... К концепции национального государства следует относиться как к асимптоте, к которой стремятся все государства. Некоторые государства уверяют, что они «многонациональны» и единая нация им не нужна, но даже они пытаются создать у себя некую идентичность, которая объединяла бы все государство...» 4. Таким образом, по мнению И. Валерстайна, государство в первую очередь формируют идентичность национальную, и отходит от идеи формирования гражданской идентичности, потому что она не является интегрирующей. Во-первых, гражданство рассматривается как привилегия, которой граждане не стремятся поделиться, во-вторых, возникает группа исключенных из категории граждан лиц, а, по мнению И. Валлерстайна, разумной основы для определения критериев исключения не существует1.

Дж. Берри изучал интеграцию как одну из стратегий аккультурации или смены культуры в процессе постоянного прямого контакта между двумя различными культурными группами. Интеграция как одна из стратегий аккультурации предполагает, с одной стороны, сохранение культурной идентичности, с другой – присоединение к доминирующему обществу. Как считает Дж. Берри, когда стратегия интеграции широко распространяется, среди нескольких разных этнических групп возникает сотрудничество внутри большей социальной системы. Наряду с интеграцией существуют и другие стратегии аккультурации: ассимиляция (отказ от своих культурной идентичности и традиций и переход в более крупное сообщество), сепарация или сегрегация (то есть независимое существование группы или политика принудительного отдаления группы в зависимости от того, доминирующая или недоминирующая группа контролирует ситуацию) и маргинализация (группы теряют культурный и психологический контакт, как со своей традиционной культурой, так и с культурой большего общества)

. Идеология экстремизма как фактор региональных ценностно-мировоззренческих конфликтов

А. Рязанов считает, что религия в нашей стране будет выступать как социальный интегратор при правильной государственной поддержке, а именно речь идет о внимании к нуждам других конфессий, а не только православия. И в наибольшей степени это важно и актуально для Юга России, где достаточно компактно проживают представители разных религий. Поэтому, по мнению А. Рязанова, этноконфессиональный фактор в России демонстрирует неоднозначность: он интегрирует людей в малых сообществах, но для целого государства является дезинтегрирующим. При учете множества аспектов и адекватной государственной национальной политике этноконфессиональный фактор может и должен стать ресурсом для предстоящего постепенного развития российского поликультурного и многонационального государства, единого и сплоченного российского общества. Для этого, считает автор, необходимо генерирование и продвижение новых идентичностей2. На наш взгляд, именно цивилизационная идентичность обладает необходимым потенциалом и выступает тем социальным интегратором, который не несет в себе зачатки дезинтеграции, а предполагает сплочение на базе общих ценностных основ.

Формирование цивилизационной идентичности должно происходить постепенно, и здесь важна активация такого социального интегратора как средства массовой информации, причем информационное сопровождение процесса формирования цивилизационной идентичности должно быть вторичным по отношению к самому процессу, то есть не должно его имитировать. Необходима постоянная, планомерная, контролируемая работа, как в реальности, так и в информационном пространстве.

Важен также учет традиций, складывавшихся в ходе исторического развития народов. Традиции являются важным элементом образа жизни народов. Все они призваны способствовать воспитательному процессу, обеспечивающему формирование нравственных, общекультурных, гражданских основ носителя цивилизационной идентичности.

Проблема синтеза и трансформаций культур Кавказа и России приобрела в современном российском обществе особую актуальность. В основе возрождения национального самосознания должны лежать культура, искусство и продуманная государственная, национальная и культурная политика. Очевидно, что первой и основной задачей выступает повышение эффективности межнационального общения, формирования поликультурного мышления.

А.В. Иванова видит основной социальный интегратор полиэтнического общества в культуре, в формировании культуры межнационального общения. Особенно важно, по мнению автора, изучать и контролировать этот социальный интегратор еще и потому, что культура легко может стать причиной дезинтеграции общества, т.к. из-за столкновения различных культур происходит множество конфликтов1.

Культура межнационального общения – это учтивое и уважительное отношение человека к людям многообразных рас и наций, к их культуре, языкам, истории, традициям, национальному достоинству. В культуре межнационального общения на первый план выходит следование людьми морально-этическим и правовым нормам в многонациональной поликультурной среде. Культура межнационального общения в своей основе предполагает нравственную и этическую грамотность, которая позволяет человеку понимать особенности психологического состояния людей, вовлеченных в этноконфликтную ситуацию, и находить пути целесообразного решения возникшего противоречия. В культуру межнационального общения охватывает знания о правах человека и народов, о нациях и национальных отношениях, о национальных, общенациональных и общечеловеческих ценностях, конфессиях и их взаимоотношениях, о национальных культурах и их взаимовлиянии, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения. Культура межнационального общения выступает социальным регулятором поведения человека и его взаимоотношений с людьми другого этноса во всех сферах социальной жизни – на производстве, в быту, в сфере досуга и непосредственных межличностных отношениях.

Таким образом, культура межнационального общения выступает как система характерных для личностей, наций и социальных групп или общества в целом идей и представлений, способов, форм и видов специфической культурной деятельности, осуществляемой в целях углубления процесса взаимодействия и взаимовлияния людей разных национальностей.

Многие элементы культуры межнационального общения совпадают с нормами культуры поведения вообще и являются, таким образом, категориями этическими. Культура межнационального общения есть форма отражения в сознании и проявление в жизни общества высокого уровня развития. Это своего рода призма, через которую субъектом воспринимаются все процессы развития. Расцвета и сближения наций, народностей, этнических групп. Культура межнационального общения своей сущностью связана с патриотизмом, дружбой народов, толерантностью.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущей всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества1

Социокультурная интеграция как инструмент преодоления ценностно-мировоззренческих конфликтов в полиэтничном регионе

Социальные интеграторы могут нести как интегративную так и дезинтегративную функцию, провоцируя конфликты, столкновения и социальную разобщенность. Поэтому усиление интегративных тенденций при нивелировании дезинтегративных - основная задача стратегии социокультурной интеграции. Это в конец параграфа

В качестве основных интеграторов выделены: культура межнационального общения как социальный регулятор поведения человека и его взаимоотношений с людьми, принадлежащим к другим ценностно-мировоззренческим, ценностно-идеологическим системам, патриотизм как высшая ценность и обобщающая идеологическая основа общества, цивилизационная идентичность как идентичность консолидирующая общество на базе наднациональных, надэтнических ценностей.

Проделанный во второй главе анализ позволяет сделать следующие выводы: Ценностно-мировоззренческие конфликты на Северном Кавказе несут в себе угрозу последствий в виде экстремизма и терроризма. Часть подобных конфликтов не лишена очевидных или скрытых сепаратистских тенденций.

Экстремизм, являющийся проявлением ценностно-мировоззренческого конфликта, несет угрозу насилия, устрашение, а также угрозу жизни или здоровью людей и зачастую полагает своей целью в той или иной степени борьбу за власть. Однако идеологические основы современного экстремизма демонстрируют тенденцию к иррационализации, то есть исключению «приемлемой дозы» насилия, трансформации из борьбы за власть в борьбу ради борьбы и террора.

В качестве ценностного базиса экстремизма выступают антиценности социума: применение силы, враждебность, агрессивность, насилие, манипулирование, внушение, дезинформация, обман, вседозволенность радикализма, отрицание нравственных убеждений и идеалов морального долга, игнорирование социальных норм закона, отрицание значимости культуры для общества и личности и ее нормативных основ. В качестве важнейших тенденций идеологии радикального исламского экстремизма выделены: разрастание в глобальных масштабах, интернационализация и иррационализация и, особенно важно, быстрый темп развития экстремистских идей в террористическую деятельность, что несет большую угрозу России и миру.

Потенциал социокультурной интеграции состоит в наборе определенных механизмов интеграции – социальных интеграторов. Каждый социальный интегратор несет в себе не только общее, объединяющее начало, но так же и специфичное, могущее служить предметом раскола общности. То есть социальные интеграторы могут нести как интегративную так и дезинтегративную функцию, провоцируя конфликты, столкновения и социальную разобщенность. За счет верно выбранной стратегии социокультурной интеграции возможно усиление интегративных тенденций при нивелировании дезинтегративных, что является основной задачей стратегии социокультурной интеграции. В качестве важнейших социальных родная земля, социокоммуникационные институты интеграторов выступают: государство, культура, религия, язык, система ценностей, идеология, нравственный идеал, историческое прошлое, культуры, территория, обычаи, экономическая деятельность, образование.

Преобладание цивилизационной идентичности как следствие стратегии социокультурной интеграции позволит снизить остроту целого ряда ценностно мировоззренческих проблемных вопросов, а именно рисков и угроз, которые таят в себе этническая идентичность (в виде маргинальной, гиперидентичности, гипоидентичности и др.) и религиозная идентичность (исламизация населения, фанатизм, фундаментализм и др.). А значит в интегрированном обществе, основанном на цивилизационной идентичности, существенно снижается угроза развития крайних взглядов, экстремистских умонастроений, течений, идеологий. Важно именно формирование единой культуры, единого информационного и коммуникационного пространства, укрепление системы взаимодействия общественных и государственных институтов. При этом формирование и развитие цивилизационной идентичности не влечет за собой унификацию, исчезновение этносов и этнических идентичностей, а лишь интеграцию их в более широкую общность.

Таким образом, стратегия социокультурной интеграции является способом преодоления и профилактики ценностно-мировоззренческого конфликта за счет системной и комплексной работы социальных интеграторов. В качестве основных интеграторов выделены: культура межнационального общения как социальный регулятор поведения человека и его взаимоотношений с людьми, принадлежащим к другим ценностно-мировоззренческим, ценностно-идеологическим системам, патриотизм как высшая ценность и обобщающая идеологическая основа общества, цивилизационная идентичность как идентичность консолидирующая общество на базе наднациональных, надэтнических ценностей.