Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире Розов, Николай Сергеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Розов, Николай Сергеевич. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.11.- Москва, 1993.- 38 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблемы обоснования гуманитарного образования рассматриваются в диссертации в" контексте кризиса современной цивилизации и кризиса образования. В самых эбших чертах кризис современной цивилизации заключается в том, тао научный рационализм, технический прогрессизм и экономический либерализм, которые вызвали к жизни и бурному росту иощные потоки новых экономических, экологических, социокультурных и социально-политических процессов, оказываются «способными "справиться" с ними, т.е. ввести эти процессы в зусло безопасного, гармоничного, "дружественного человеку" развития. Кризис образования состоит в том, что оно іриспособлено к эпохе техноэкономического роста, а эта эпоха ?хв подошла к концу. Сколько бы ни было высоким глобальное дознание и ответственность будущих политиков и интеллектуалов, зсе их начинания будут упираться в качества сознания, устано-зок, склонностей новых поколений людей. Но социализацией, формированием мировоззрения занимаются прежде всего системы образования. А они пока ориентированы не на будущее, а на прошлое, годлежащее преодолению.

Особый груз ответственности ложится на гуманитарное образование, от которого в огромной мере зависит характер и направленность мировоззрения новых поколений людей. Наиболее ост-ю вопросы обоснования стоят в отечественном гуманитарном образовании и образовательной политике. На месте распавшегося югматического идеологического управления "общественными науками" образовалась пустота, которая в отсутствие обоснованной і признанной философской концепции стремительно заполняется :лепым дублированием западных образцов. Есть также опасность зозврата к религиозному традиционализму и фундаментализму, распространения мистических, сектантских, паранаучных и асоци-ільньїх течений.

Выход из общецивилизационного кризиса невозможен без преодоления кризиса образования, которое до сих пор в основном ориентировано на потребности уходящей эпохи гехноэкономическо-ю роста. Решающую роль в этом преодолении призвана сыграть ювая постановка гуманитарного образования, поскольку именно

общечеловеческие, культурные, гуманитарные ценности имеют ключевое значение для выхода из современного общецивилизационного кризиса. Новая постановка гуманитарного образования требует развернутого философского, социально-этического, ценностного обоснования. Этим определяется актуальность темы настоящего исследования.

Проблема исследования состоит в следующем. Традиционные основания гуманитарного образования перестали быть адекватными в современную переломную эпоху. ля выживания, успешного решения глобальных^ проблем, безболезненной мировой интеграции и мирного решения конфликтов необходимы определенные качества мировоззрения людей, причем эти качества формируются во многое через гуманитарное образование (в широком смысле). Проблема заключается в отсутствии необходимых новых оснований гуманитарного образования, отвечающих современному пониманию общечеловеческих ценностей и требованиям современной эпохи, при этол сохраняющих и поддерживающих живое многообразие культур и мировоззрений.

Состояние проблеш. К настоящему времени уже можно считать практически общепризнанной идею определенного баланс* между главными составляющими образовательного отношения -источниками обоснования образования. Сохраняется линия традиционалистского, классического направления (ориентация на ми] образцов - Культуру), линия социально-нормативного, социальні -прагматического,' 'идеологического направления і ориентация в Общество) и линия либерального, экзистенциального, индивиду ально-прагматического направления (ориентация на Индивида) Однако каждая линия, выдерживая и отстаивая свою доминанту уже не может не признавать значимость оснований других линий Это характерно для трудов последних 2-3 десятилетий в облает обоснования образования, философии образования (X. Озмон С.Кравер, 0.Ребуль, Э.Пауэр, О'Хир и др.). Наряду с достижем-ем этого баланса существенным достижением XX века являете осознание необходимости введения еще одного основополагающеі элемента - заботу о природе, об экологической среде обиташ человеческой цивилизации (А. Печчеи, Д. Медоуз, ЛПерельман др.). Уже начался процесс включения в гуманитарное образован! (в широком смысле) компонента экологического воспитания.

Разные rpynnj ценностей, поддерживаемые соответствующими профессиональными сообществами, институциями (например, уни-зерситетскими кафедрами), постоянно конкурируют между собой <ак на уровне социального, духовного статуса, так и на вполне материальном уровне формирования учебных п.-:шов и распределе-шя аудиторных часов. В такой ситуации разумная образователь-іая политика остро нувдается в наддисциплинарных, общефи-иософских, ценностных основаниях выработки и принятия решений.

Существующие философско-педагогические подходы, в том шсле ценностно-ориентированные, как правило, не решают проблему соотнесения всей совокупности значимых для образования ценностей, не решают проблемы монизма и плюрализма ценностей, іе учитывают реальную ценностную динамику в контексте тенденций современного мирового развития, слабо прорабатывают кон-даптуальный переход (интерпретацию) общих философских, цен-юстных идей в образовательные решения. (Летальный анализ истории и состояния проблемы обоснования образования проведен п іервой главе диссертации).

Обгеїст и предмет ксслэдосазсик Объектом исследования яв-іяются нормативные основания образования. Предметом исследова-шя являются ценности, служащие основаниями базового гумани-'арного образования в современной высшей школе.

Под базовым гуманитарным образованием здесь понимается іасть образования, направленная на общекультурное, социальное, шчностное развитие учащихся, общая для различных образова-'ельно-профессиональных направлений. Ценностное обоснование ібразования понимается как установление (выявление, Еыбор, >азработка) ценностей в качестве исходных оснований образова-'ельных целей, норм (требований,- стандартов) и решений.

Ценности в данной работе определяются как предельные нор-(ативныз рациональные ос.ования актов человеческого сознания и ЮЕедения (например, актов принятия тех или иных образовательных целей, норм, решений). Предельность ценностей здесь озна-іает, что субъект актов сознания и поведения не осознает более лубоких оснований (если они существуют). Нормативность цен-юстей означает, что они включают (раскрываются через) суяде-[ия деонтологической (должно, разрешено, запрещено) или оце-ючной (хорошо, плохо) модальностей. Рациональность ценностей

- б -

означает их осознанность, доступность для мыслительного анализа и коррекции.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке ценностного конструктивного подхода к обоснованию базового гуманитарного образования в высшей школе, интегрирующего идейные достижения европейской и отечественной фи-лософско-педагогической традиции и учитывающего тенденции современного мирового развития. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи.

  1. Сформулировать и обосновать требования к обоснованию базового гуманитарного образования в современном мире, для чего выявить: 1.1) главные черты и закономерности развития идей философского обоснования образования в европейской мыслительной традиции, 1.2) основные направления, тенденции развития и ценностные основания современной западной (зарубежной европейской и американской) философии образования, 1.3) основные направления и проблемы современной отечественной философии образования.

  2. Обосновать черты ценностного сознания как ведущей формы мировоззрения, адекватной наступающей исторической эпохе, для чего выявить: 2.1) характер взаимосвязи мифологического, религиозного, идеологического сознания с социокультурными характеристиками соответствующих исторических эпох (как идеальных типов) и требования к ведущей форме мировоззрения, адекватной наступающей исторической эпохе, 2.2) возможности переосмысления и ассимиляции основных направлений европейской этической мысли в рамках ценностного сознания.

  3. Разработать и обосновать методологию и содержательную платформу ценностного обоснования образования, для чего: 3.1) разработать основные понятия, логический механизм и методологию конструктивного ценностного подхода к обоснованию образования; 3. 2) сформулировать и обосновать принципы мыслительной работы с ценностями (принципы конструктивной аксиологии), которые позволили бы преодолевать противоречия этического монизма и плюрализма, догматизма и релятивизма,- традиционности и актуальности ценностей; 3.3) выявить критерий установления и основной состав общезначимых ценностей на основе идей ценностного сознания и принципов конструктивной аксиологии.

4. Установит^ ценностные и концептуальные основания базового гуманитарного образования в современной высшей школе, для чего: 4.1) выявить, основные современные образовательные ценности, уточнить содержание ценностей, значимых для базового гуманитарного образования в высшей школе; L. 2) выявить и обосновать принципы государственной политики в сфере базового гуманитарного образования в высшей школе, опробовать возможность воплощения этих принципов в проекте государственного образовательного стандарта; 4. 3) разработать концепцию системы базового гуманитарного образования для отдельного вуза, адекватную выявленным образовательным ценностям.

Методологические основания исследования включают общие принципы и нормы научного и рационального философского мышления. Среди них наиболее значимыми для настоящей работы являются следующие: а) историзм как представление об изменчивости и преемственности всех социокультурных форм, включая ценности и ценностные основания образования; б)конструктивизм как направленность на рациональное построение требуемых новых мыслительных конструкций (понятия, схем, логических механизмов, методологических подходов, концепций и теорий) с опорой на имеющиеся традиции и о открытостью для последующей рефлексии, критики и коррекции; в)неправомерность вывода нормативных положений из дескриптивных (т.н. "закон Юма"), понимаемая как необходимость выявления и анализа предельных рациональных нормативных оснований (собственно ценностей);

Кроме того, роль методологических (а также теоретических и мировоззренческих) оснований исследования играют принцип баланса ориентации на культуру, общество и индивида в постановке образования, принцип кросскультурного баланса и дигтага культур, принцип глобализации современной проблематики образования и другие идеи, почерпнутые как из классической, так и из современной философии образования.

Научная нозизіга и положения, вьяююаздэ на защиту. В диссертации разработан ценностный конструктивный подход к обоснованию базового гуманитарного образования в высшей школе, включающий основания и этику ценностного сознания как ведущей формы мировоззрения наступающей исторической эпохи, принципы конструктивной аксиологии, выявленные общезначимые ценности и цек.юстл гуманитарного оогзяоії.ния, принципы государственной

политики в сфере гуманитарного образования е высшей школе ' и концепцию ценностно- и проблемно-ориентированной системы базового гуманитарного образования в отдельном вузе. Конкретно, новизна полученных результатов состоит в следующем (нумерация сохраняет структуру глав и разделов).

1. Установлены историко-философские и современные идейные предпосылки ценностного конструктивного подхода к обоснованию образования:

(1.1) выявлены основные черты и закономерности развития идей философского обоснования образования в европейской традиции, которые заключаются в следующем: а) постоянное сосуществование и конкуренция трех главных источников оснований образования - Культуры, Общества и Индивида; б) подавление любого из этих полюсов как источника оснований образования, формирования человеческих качеств, как правило, связано с последующим социокультурным и образовательным кризисом; в) выход из таких кризисов всегда осуществляется через реакцию и механизм "исторического маятника", когда ранее подавляемый полюс занимает лидирующее положение и сам начинает подавлять другие полюса; г) к середине XX века устанавливается определенный баланс ориентации на указанные источники оснований в главных направлениях европейской философии образования;

(х.2) выявлены следующие тенденции развития современной западной философии образования: «^стремление опереться не на одну, ' а на множество философских и философско-педагогических традиций; )наличие трех основных групп направлений философии образования: культуроцентрических, социоцентрических и индиви-доцентрических при сохранении в целом каждым направлением баланса ориентации на Культуру, Общество и Индивида(см. п. 1.1); е)приближение оснований образования к актуальным проблемам современного мира, в частности к глобальным экологическим, острым межнациональным и социальным проблемам; г)осознание значимости ценностного подхода в обосновании и постановке образования; д)использование явных и скрытых ценностных критериев в рассуждениях;

(1.3) установлено, что отечественные работы 70-90х гг. по философским проблемам образования тяготеют к трем следующим направлениям: либерально-рационалистическому, культуроцентри-ческому и глобально-историческому; показано, что эти направле-

ния развиваются т контексте европейской мыслительной традиции, в частности, возникновение каждого направления связано с необходимостью восстановления утерянного равновесия между Обществом, Культурой и Индивидом как источниками оснований образования;

на основе анализа и критики зарубежных и отечественных подходов сформулированы следующие требования к современному философскому обоснованию гуманитарного образования: а)адекватность ведущей ііорме мировоззрения наступающей исторической эпохи; б) баланс культурной, социальной и индивидуальной ориентации; в) решение проблемы этического монизма и плюрализма, совмещение защиты разнообразия этнокультурных и социальных установок с общечеловеческими ценностями и принципами; г) конструктивность оснований гуманитарного образования, открытость их для рефлексии, критики и коррекции; д) реализуемость оснований в принципах и концепциях базового гуманитарного образования на уровне государственной образовательной политики и отдельного вуза.

2. Заложены основы философской концепции ценностного сознания как ведущей формы мировоззрения наступающей исторической эпохи:

(2.1) выявлены следующие требования к гипотетической ве
дущей форме мировоззрения наступающей исторической эпохи: е.;
широта и терпимость к идейному, культурному, моральному, рели
гиозному разнообразию; б)наличие нейтрального рационального
языка, системы понятий для общения, мирного решения конфликтов
и взаимодействия представителей различных мировоззрений; в)на
личие общезначимого ядра идей и принципов, соблюдение которих
обеспечивает безопасность, свободу и возможности свободного
развития сторон; г)приспособленность для компромиссов без
опасности обвинения сторон в предательстве или отступничестве;

установлено, что основой такой формы мировоззрения должны быть дискретные, относительно автономные друг от друга, рационально выразимые нормативные основания сознания и поведения людей, т. е. ценности;

(2.2) выявлены и обоснованы следующие специфические черты
(принципы) ценностного сознания путем сопоставления с основны
ми этическими направлениями и теориями в европейской мысли: а)
гуч'-лНттнческий и экологический ригоризм, связанный с необхо-

димостью помощи бедствующим, голодающим людям в различных регионах мира, но не нарушающий при этом достижений в сфере прав и свобод индивида; б) глобальный масштаб ответственности (как относительно человеческих сообществ, так и относительно природного окружения); в) учет принципов социокультурной специфики, историзма и функционализма в этических рассуждениях; г) различение кругов ценностей с разным статусом, распространенность» и правилами использования; д) различение общезначимости ценностей и их главенства (высшего статуса); є) выявление и распространение ценностей в режиме коммуникации индивидов, сообществ с разными этическими позициями.

3. Установлены логика, методология и содержательная платформа ценностного конструктивного подхода к обоснованию образования:

  1. разработана логика конструктивного ценностного подхода к обоснованию образования, которая заключается в выводе более конкретных нормативных положений из более абстрактных нормативных положений и дескриптивных положений; разработаны понятия образовательных ценностей, доминантных образовательных ценностей, ценностей-продуктов и ценностей-оснований;

  2. сформулированы и обоснованы следующие принципы мыслительной работы с ценностями (принципы конструктивной аксиологии): а) исходная доктрина "историчного платонизма", утверждающая множественность и историческую изменчивость идеальных миров; б) принцип двойственности обнаружения и построения ценностей, позволяющий далее пользоваться нейтральным термином "установление ценностей"; в) принцип разделения режимов установления и осуществления ценностей; г) принцип щадящей коррекции, позволяющий корректировать рациональный понятийный слой ценностей при сохранении символического, этнокультурного слоя глубинных предпочтений; д) принцип органичности ценностных систем, утверждающий сложные функциональные связи между ценностями, другими формами сознания и социокультурной регуляции вместо классической доктрины линейной иерархии ценностей; е) принцип необходимости волевого решения и ответственности, противостоящий "бегству от свободы", запрещающий прятаться за .любыми ценностями и традициями;

  3. выявлен критерий установления общезначимых ценностей - это такие ценности, осуществление (или ненарушение

- 11 -границ) которых необходимо для реальной возможности субъектам (индивидам и сообществам) нынешнего и всех последующих поколений жить в соответствии со своими ориентирами;

выявлен основной состав общезначимых ценностей, включающий кардинальные ценности (жизненные и осгэвные гражданские права человека) и субкардинальные ценности (такие политико-правовые, социально-экономические и экологические ценности, защита которых необходима для осуществления кардинальных ценностей) ;

предложено и обосновано решение проблемы этического монизма и плюрализма, которое заключается в установлении различных правил в обращении с ценностями разных статусов(кардинальных, субкардинальных и этосных).

4. Установлены новые ценностные основания, принципы и концептуальная структура постановки базового гуманитарного образования в высшей школе:

(4.1) сформулированы и обоснованы следующие образователь
ные ценности, значимые для высшей школы: а) ответственность за
общезначимые ценности; б) свободное мировоззренческое самооп
ределение; в) общекультурная компетентность; г) профессиональ
ная компетентность; д) личностная самореализация в профессии;
е) личностная самореализация в культуре и жизни;

раскрыто содержание наиболее значимой для постановки базового гуманитарного образования ценности общекультурной компетентности, включающее следующие аспекты: а) сферы общекультурной компетентности; б) аспекты подготовки; в) кросскультур-ный баланс; г) уровни подготовки (необходимые для средней шко--лы, для базового гуманитарного образования в высшей школе и для специалистов-гуманитариев);

(4.2) сформулированы и обоснованы следующие принципы цен
ностно-ориентированной пг "штики в сфере базового гуманитарного
образования в высшей школе: а) главным предметом внешнего
контроля в сфере гуманитарного образования является осущест
вление общезначимых и образовательных ценностей, в то время
как академическая свобода учебных заведений состоит в опреде
лении содержания, организации, методов образования, направлен
ного на осуществление этих ценностей; б)функция общественности
заключается в воспроизводстве, обновлении ценностей, в под
дерге "/-и'-юстной направленности гуманитарного обпаазвания,

1 ^ї _

государство же должно обеспечивать контрольные функции, т. е. играть роль "стража ценностей", но и эти полномочия госу-. .арственные органы могут делегировать общественности; в) интерес Еузов в наибольшей степени соответствовать ценностным требованиям к гуманитарному образованию со стороны общества и государства должен носить естественный экономический характер; г) образовательная политика должна быть реализована через конкурсный механизм выделения сверхнормативного финансирования, через механизм выборочного контроля учебных планов и учебных программ, реального качества преподавания и качества подготовки как аспекта аттестации и аккредитации вузов;

( 4. 3) разработана концепция ценностно- и проблемно-ориентированной системы базового гуманитарного образования в отдельном вузе, которая заключается в переходе от традиционной системы изолированных друг от друга и от реальной жизни дисциплин к комплексу предметных блоков (соответствующих основным сферам общекультурной компетентности), обеспечивает образовательные условия для формирования ответственности за общезначимые ценности, способности к свободному самоопределению и самореализации в культуре и жизни, обеспечивает исторический, теоретический и ценностный, проблемно-практический и коммуникативный аспекты подготовки, удовлетворяет требованиям кросскульгурного баланса.

Апробация работы. Положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на Советско-Чехословацком симпозиуме по философии образования (Прага, июнь 1990г.), на заседаниях Ученого совета Исследовательского центра по проблемам управления качеством подготовки специалистов (г.Москва), на Междисциплинарном семинаре по интеллектуальным системам в науке и образовании при Новосибирском государственном университете и Институте философии и права Сибирского отделения Российской Академии наук(г. Новосибирск,1992-ЭЗгг.), на Международной школе "Этика гражданского общества" (г. Плес, сентябрь 1992г.), на Научном совете по философии и социологии образования Сибирского отделения Российской Академии образования ( г. Новосибирск, 2 марта 1993), на Научной сессии п- программе "Университеты

- 13 -России" за 1993г в Государственном Комитете по высшей школе (г.Москва, 31 марта-2 апреля 1993г.).

Струга-ура работы: Диссертация включает Введение, четыре главы, Заключение, Приложение и Список использованной литературы.