Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человеческая жизнь как ценность Гинатулина, Ольга Аминовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гинатулина, Ольга Аминовна. Человеческая жизнь как ценность : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Гинатулина Ольга Аминовна; [Место защиты: Перм. гос. нац. исслед. ун-т].- Пермь, 2011.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/133

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Проблема человека, его цели, смысла, ценности существования одна из важнейших в философии. Но особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о ценности жизни не только отдельного индивида, но и общества в целом. Явный прогресс в науке и технике, обернувшийся в последнее время мощной научно-технической революцией сосуществует с такими явлениями как войны, терроризм, наркомания, суицид, которые свидетельствуют о тотальном кризисе цивилизации. Наиболее тревожный симптом кризисного состояния общества сегодня - равнодушие к гибели людей, превращение насилия в норму жизни. «Современный человек заражен «вирусом непомерной жадности», ему постоянно хочется обладать все большими материальными благами, ради которых он готов расстаться со своей главной ценностью - собственной жизнью»1.

Предельно прагматичная установка жизни, ориентация на индивидуализм, в конечном счете, приводят к дискредитации смысла и девальвации ценности человеческого бытия. «Вообще подлинный гуманизм возможен только на основе единства интересов личности и общества и ни в коем случае не на их разрыве. Любой перекос чреват здесь тяжелыми последствиями - и не только «общинный», но и индивидуалистический. Этот перекос вызывает в наши дни черствость одних и беспомощность других, просто не представляющих, что помощь, доброта и взаимовыручка существуют не только в сказках»2. Реакцией на дегуманизацию человеческих отношений становится утрата земных оснований и поиск ценностных ориентиров в потусторонней реальности.

Кризисные явления конца XX века, смещение приоритетов, коренная ломка устоев общества отражаются на существовании людей, причем, не только на качестве жизни, но и возможности самой жизни как таковой. «Именно сейчас философия должна стать важнейшим инструментом осмысления новой реальности»3. Такие направления современной философии как философия жизни, экзистенциализм, философская антропология, исследуя феномены девальвации ценности человеческого существования, не объясняют сущность происходящих процессов. Постмодернизм и вульгарно понятый плюрализм лишают философию

Хохрина Е.Н. Роль философии в проблеме выживания современного человека // Актуальные проблемы российской философии. Пермь, 2011. С. 118-119.

2 Золотухина-Аболина Е., Золотухин В. Власть и ценности: куда идет Россия? // Свободная мысль. 2009. №7. С. 192. 3ХохринаЕ.Н. Указ. соч. С. 118-119.

4 традиционной мировоззренческой функции, что приводит к ценностной дезориентации и дезорганизации человека.

Все это диктует необходимость исследования онтологических оснований ценности человеческой жизни, вскрытия детерминирующих факторов резкого падения ценности человека в кризисные эпохи и обнаружения общей тенденции смены аксиологических приоритетов.

Особую остроту проблема ценности человеческой жизни приобретает для современной России, оказавшейся в эпицентре кризисов цивилизации. Сегодня наша страна столкнулась с серьезнейшей социально-политической угрозой - депопуляцией населения. Симптоматично в данном контексте исследование, которое провел Берлинский институт народонаселения. Название доклада довольно точно отражает его смысл - «Исчезающая мировая держава»1 (2011). На наш взгляд, глубокое философское исследование данных проблем может способствовать преодолению гибельной тенденции для Отечества.

Для сегодняшней России также характерен зияющий разрыв между декларируемыми принципами и реальным их воплощением. Статья вторая Основного закона нашего государства провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью2. Но признать человека высшей ценностью де-юре и создать условия, в которых человек де-факто стал таковым, совсем не одно и то же. Российская действительность пока далека от этого идеала. Ценности носят не произвольный характер, их нельзя одномоментно установить. В своей основе они обнаруживают глубокие онтологические основания, которые можно раскрыть только в ходе социально-философского анализа.

Об актуальности проблемы исследования свидетельствует также возросший интерес к теме человеческой жизни со стороны конкретных наук (социологии, демографии, права, медицины и проч.). Очевидно, что эффективность и эвристический потенциал частнонаучных исследований существенно возрастет, если они будут опираться на философскую базу, понимание детерминирующих факторов, которые определяют саму ценность человека и его жизни.

Степень разработанности темы

Несмотря на то, что тема ценности человеческого существования стала одной из стержневых проблем философской мысли только в XIX-XX веках, имплицитно данный вопрос присутствует во всех философских системах предыдущих эпох.

В Античности человека и его бытие как объект оценки не выделяют среди прочих предметов и явлений цепи мироздания. Это связано с

Исчезающая мировая держава. Будущее России и других бывших союзных государств: научный доклад. Берлин, 2011. 2 См.: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Ст. 2.

5 недостаточной развитостью самой человеческой сущности. Однако, уже в Средние века, в философских концепциях Августина и Фомы Аквинского, тема ценности человеческого существования принимает конкретные очертания в проблеме взаимоотношений человека и Бога. Заслуга этих мыслителей в том, что они обосновывают ценность существования любого человека в качестве творения божьего. Однако, возведя в ранг высшей ценности жизнь загробную, вечную, философы переносят этот идеал в неопределенное будущее. Ценность собственно социального способа существования человека, земное содержание его жизни при этом обесценивается. Гуманисты эпохи Возрождения и Нового времени (Дж. Манетти, Л. Валла, Пико делла Мирандола, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер и другие) пытаются придать земному существованию человека статус высшей ценности на основе анализа важнейших социальных свойств человека - разума и деятельности. Мыслители рассматривают сущность человека в качестве вневременного образования, не анализируя реальных условий для достижения данного социального идеала.

Представители классической немецкой философии вносят существенный вклад в изучение проблемы ценности человеческой жизни. В философии И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля в абстрактно-идеалистической форме содержится ценная идея о противоречивом характере развития человеческой сущности. И.Кант связывает прогресс общества с развитием человеческих способностей и ставит проблему отчуждения между родовой и индивидуальной сущностью. В дальнейшем эта проблема получает разработку в трудах Гегеля, который увязывает ее решение с развитием человека. Однако исходные идеалистические позиции авторов определяют положение о том, что возрастание ценности человеческой жизни связано исключительно с духовным развитием человека.

Цивилизационный кризис современности обнаруживает свои ростки еще в XIX веке. Это обуславливает интерес философов к проблеме индивидуального существования (В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель). В последствии данная тема получает свое дальнейшее развитие в философии экзистенциализма (А. Камю, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, X. Ортега-и-Гассет и другие). Мыслители исследуют ценность человеческой жизни в аспекте субъективного переживания значимости собственного бытия. Однако, попытки придать ценность человеческой жизни на основе феноменолого-субъективисткого подхода приводят к обратному результату. Внутренний мир индивида опустошается, поскольку лишается своей предметности, отрывается и противопоставляется объективной действительности. В том же ключе предпринято усилие обосновать ценность индивидуального существования в феноменологической аксиологии и философской антропологии (М.Шелер, Э. Ротхаккер, X. Плеснер, А. Гелен и другие).

В противоположность указанным направлениям, К. Маркс и Ф. Энгельс делают акцент на изучении объективных сторон жизни. Человек

рассматривается ими в глубоком единстве с миром, как результат бесконечного развития материи. С этих позиций говорить о ценности жизни человека можно только в конкретно-историческом контексте, поскольку сущность человека не представляет собой некую завершенную, неизменную данность, а находится в непрерывном становлении. Марксистская традиция в изучении человека была унаследована отечественными философами XX века. Исследованию человека и перспектив его существования посвящены работы Б.Т. Григорьяна, В.Е. Давидовича, А.Г. Мысливченко, В.В. Орлова, И.Т.Фролова и других. Здесь раскрывается наиболее фундаментальный, общефилософский аспект проблемы ценности человеческой жизни, рассматривается сущность человека, его место и глубокая связь с материальным миром. Социально-философский контекст проблемы, роль человека в историческом процессе, сущностные силы человека, их структура анализируется Е.А. Железовым, С.С. Гольдентрих, Л.А. Мусаеляном, В.В. Орловым, Л.А. Пьяновой, В.К. Шановским, Н.И. Шаталовым и другими.

Значимость человека как субстанции истории, развитие человеческой сущности в конкретно-всеобщем плане представлены в концепции единого закономерного исторического процесса (В.В. Орлов, Т.С. Васильева, Л.А. Мусаелян, В.В. Корякин и другие).

Проблема аксиологического статуса человеческой жизни получает дальнейшую конкретизацию в советской этике и аксиологии (О.Г. Дробницкий, В. Брожик, В.П. Тугаринов, Л.А. Чухина, Л.Н. Столович и другие). Историко-философский аспект проблемы ценности жизни исследуется в работах Л.В. Фесенковой, И.В. Кирсберга, И.В. Силуяновой, А.Г. Юркевича и других.

В настоящее время в условиях тотального кризиса общества наблюдается отход от фундаментального философского уровня исследования аксиологической проблематики. Тема ценности человеческого бытия получает свое освещение в рамках конкретно-научных теорий, в частности, в концепции человеческого капитала. У истоков разработки данной теории стоял Т. Шульц. Г. Беккер сформулировал основные положения концепции. Среди отечественных ученых, занимающихся данной проблемой, можно выделить А.И. Добрынина, Б.В. Корнейчука, И.В. Скоблякову, Н.Е. Тихонову, И.В. Соболеву, В.П. Веряскину и других. Социологический срез проблемы развития человеческих сущностных сил получает освещение в рамках алтайской школы жизненных сил человека (СИ. Григорьев, Л. Д. Демина, Ю.Е. Растов и другие).

Любое философское исследование, посвященное социальным проблемам современной действительности, так или иначе затрагивает тему кризиса ценностей. Однако, подавляющее большинство не доходит в своем анализе до сущности происходящих трансформаций, останавливаясь на феноменологическом уровне (Н.С. Розов, СИ. Трунев, В.М. Розин, В.Г. Борзенков, И.Л. Петрухин и другие). Так, И.Л. Петрухин отмечает, что

7 падение ценности человеческой жизни в России связано с массовым отходом от религии, но в последнее время ситуация меняется, и «созданы предпосылки к тому, чтобы человек не на словах, а на деле, в реальной действительности, стал высшей социальной ценностью»1. Изучение девальвации существования человека в период межформационного перехода, наиболее страшным симптомом которого являются войны, ведется, как правило, в психологическом и/или историческом ключе (В.Н. Конышев, К.С. Гаджиев, М.П. Требин, Е.С. Сенявская, А.Б. Асташов, Т.Ю. Кочепасова и другие). Попытку осмыслить данную проблему в социально-философском плане предпринял Э. Тоффлер. Он связывал причины возникновения мировых войн современной эпохи с переходом общества от индустриального к постиндустриальному этапу2. Вместе с тем, в данном анализе остались незатронутыми тенденции, обусловленные развитием человеческой сущности.

Таким образом, проблема ценности человеческой жизни требует философского осмысления на глубинном, сущностном уровне. При этом в качестве методологического основания необходимо использовать современную научную теорию исторического процесса.

Цель и задачи исследования:

Цель диссертационного исследования - выявить онтологическое основание ценности человеческой жизни, раскрыть детерминирующие факторы, изменяющие аксиологический статус конкретно-исторических типов социальных индивидов, показать механизм девальвации ценности человеческой жизни на переломных этапах истории.

Для реализации целей исследования поставлены следующие задачи:

  1. Определить концептуально сущность ценности и вскрыть онтологическую основу ценности человеческой жизни.

  2. Проследить динамику ценностных представлений о жизни человека, выявить закономерность изменения аксиологических установок в ходе исторического процесса. Определить критерии ценности человеческой жизни.

  3. Раскрыть механизм резкого падения ценности человеческого существования в переломные периоды истории.

  4. Рассмотреть ценность человеческой жизни в современную эпоху, спрогнозировать дальнейшие тенденции изменения аксиологической модели бытия человека.

5.Проанализировать ценностный статус человеческого существования в России, выработать практические рекомендации для преодоления кризисного положения человека в нашей стране.

И.Л. Петрухин. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. №10. С. 88.

2 Тоффлер Э. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века. М. 2005.

Методологическим основанием диссертационного

исследования являются современная форма материализма и диалектики, рассматриваемая как концепция, открытая лучшим достижениям мировой философии. В частности, диссертант опирался на научную теорию исторического процесса, позволяющую придать новое звучание теории ценностей для решения проблемы человеческого существования.

Научная новизна работы и положения, выносимые на защиту

Показано, что ценность - это общественный предмет, который возник в процессе объективной преобразовательной деятельности человека и получил свое отражение в качестве блага в сознании человека. При этом термин «предмет» понимается в широком смысле. Объектом ценности могут выступать только предметы и явления, включенные в сферу общественной жизни в процессе практического освоения действительности. Практика представляет собой объективный процесс, обуславливая объективность ценностей. Отражаясь в сознании человека в процессе оценки, ценности приобретают субъективный смысл и значение.

Выявлено, что в основе ценности человеческой жизни лежит развитие человеческой сущности. Определенная модель жизни человека получает высокую оценку в тот или иной исторический период, поскольку воплощает в себе сущностные силы человека, востребованные эпохой.

Показано, что резкое обесценивание человеческой жизни в переломные этапы истории связано с кризисом конкретного типа индивидов, в основе которого лежит противоречие между родовой универсальной человеческой сущностью и конкретно-исторической формой организации сущностных сил человека.

Показано, что современный кризис ценности жизни человека связан с несвободным способом развития сущностных сил человека. В эпоху капитализма сущностные силы реализуются в специфической форме, получая свою оценку в виде социального капитала.

Показано, что в современной России отсутствуют реальные условия для развития сущностных сил большинства населения.

Выявлено, что человеческая жизнь будет представлять высшую ценность, когда исчезнет отчуждение между родовой универсальной и индивидуальной человеческой сущностью.

Практическое значение исследования

Результаты исследования могут быть использованы для разработки концепции социальной политики РФ; в теории и практике социальной работы, при подготовке учебных курсов по социальной философии, аксиологии, этике.

Апробация исследования

Основные положения диссертации были апробированы на Международной студенческо-аспирантской научной конференции «Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и

9
психологии» (Пермь, 2008), Международной научной

конференции «Актуальные проблемы научной философии» (Пермь, 2008), Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы научной философии» (Пермь, 2010), Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы российской философии» (Пермь, 2011). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии Пермского государственного национального исследовательского университета.

Основные результаты исследования отражены в 8 научных статьях, одна из них в журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов кандидатских диссертаций.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав (первая глава включает пять параграфов, вторая — три, третья — три), заключения и библиографического списка использованной литературы (220 названий).