Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человеческое измерение глобализации Мажитова, Альфира Раисовна

Человеческое измерение глобализации
<
Человеческое измерение глобализации Человеческое измерение глобализации Человеческое измерение глобализации Человеческое измерение глобализации Человеческое измерение глобализации Человеческое измерение глобализации Человеческое измерение глобализации Человеческое измерение глобализации Человеческое измерение глобализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мажитова, Альфира Раисовна Человеческое измерение глобализации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 Уфа, 2007

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Глобализация через призму человеческой деятельности 13

1.1. Глобализация как социально-философская проблема 14

1.2. Социальный феномен глобализации через призму человеческой деятельности 54

ГЛАВА II. Современный человек перед проблемами глобализации 84

2.1. Информационный человек как часть глобализирующегося мира 83

2.2. Многомерный человек в условиях глобализации 110

Заключение 141

Список использованной литературы 148

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изменения планетарного масштаба во всех сферах жизнедеятельности люд^й, обозначившиеся на стыке тысячелетий, получили название глобализация. Глобализация становится главной приметой нашего времени.

Современная глобализация, если ее понимать как процесс интеграции человечества в сложную взаимосвязанную, единую планетарную систему, подготовлена всем ходом развития истории. Она, как качественно новый этап интернационализации, вызвана к жизни современным уровнем материального и духовного производства, развитием производительных сил. Глобализация является наиболее употребляемым и злоупотребляемым - и наименее проясненным, вероятно, самым непонятным словом последних лет и останется таковым в ближайшее время. Лидером глобализации выступают страны западной цивилизации, которые добились наибольших успехов в развитии и использовании достижений информационной революции. Вместе с тем, во взаимосвязанном мире глобализация втягивает в свою орбиту народы разных культур и уровней развития.

Усиливающаяся экономическая, политическая взаимосвязь ведущих стран мира не только открывает новые возможности, но и ставит сложные проблемы перед теми странами, которые вступили в новое тысячелетие со многими нерешенными проблемами. Современная глобализация вселяет народам чувство надежды и страха. Глобализация может стать для человечества общепланетарным добром, открыть путь устойчивого развития на основе справедливости, свободы, гармонии. Но может обернуться и вселенской бедой, втянуть род людской во всеобщую вражду, поставить его на грань различных катастроф. Вернее, не сама по себе глобализация, а способ ее проведения, политика ее достижений и возможностей.

Ни одна страна, тем более такая крупная, как Россия, обладающая к тому же развитой промышленной инфраструктурой, не может избежать воздействия глобализации. Перед каждой страной глобализация ставит

проблемы, которые не- имеют однозначного решения. Каждая страна вынуждена искать свои ответы, находить свои решения возникающих проблем. Последствия глобализации для каждой страны в значительной мере зависят от позиции политических элит и политики государства.

Развитие глобализации- сопровождается трансформацией сфер жизнедеятельности общества. Наш мир превращается в транснациональное общество, которое «растворяет» национальные границы. Тенденции глобализации в мировом масштабе приводят к ограничению многомерности человека, усиливаются попытки стирания идентичности личности по менталитету, этносов, рас и национальностей. В условиях глобализации одна из важных проблем - это свобода человека. Свобода - одна из философских категорий, характеризующих человека как многомерного, что определяется возможностью личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего и внешнего принуждения. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого «винтика» в социальных и технологических системах наносит ущерб как личности, так и обществу. «Превратившись в винтик общественного организма, человек теряет себя как личность» . Эти обстоятельства и определили выбор темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемы, охватываемые темой диссертации, были предметом пристального внимания в социально-философской литературе. Значительный^ вклад в осмысление проблемы единения человечества на пути цивилизации и развития внесли Платон, Аристотель, Т.Гоббс, Д.Локк, Т.Кампанелла, Ш.Монтескье, И.Кант, И.Фихте, Ж.Ж.Руссо, Г.Гегель, К.Маркс, Ф.Энгельс.

Сегодня проблема глобализации привлекает внимание многих российских и иностранных исследователей. При этом сложность и многогранность глобализации позволяет найти внешне убедительные

1 ПоздяеваС.М. Человек и его мир: Учеб. пособие.-Уфа. Изд-е Башкирск. Ун-та, 1996. —СЛ 03.

аргументы для обоснования самых различных точек зрения на проблему. Существующие публикации отечественных авторов посвящены в основном поиску приемлемых ответов на вызовы глобализации в отдельных сферах общественной жизни. Оценки и предлагаемые векторы развития проблемы существенно различаются. Одни авторы исходят их того, что мир становится все более гомогенным в политическом и культурном планах. Классическими в этом отношении являются работы Ф.Фукуямы, М.Кастельса, У.Бека и др. В других теоретических схемах мир, напротив, оказывается разделенным и расколотым. Эта дифференциация прослеживается в трудах И. Валлерстайна, А.Н.Некласса, Э. Тоффлера, С.Хантингтона2 и др.

Сегодня исследователи глобализации подразделяются на ее сторонников и противников. В частности, И. Валлерстайн, С.Нанн, С.Хоффман оценивают глобализацию позитивно. Напротив, С.Амин, А.Ананьев, З.Бжезинский, Ф.Д.Бобков, Субкоманданте Маркое, С.А.Проскурин, лауреат Нобелевской премии писатель Ж.Сарамагу, А.Цуканов и др. рассматривают глобализацию как негативный процесс.

Глобализация осмысливается, прежде всего, как процесс кардинальных экономических преобразований, комплексное и всестороннее исследование ее экономических аспектов занимает принципиально важное место. Деятельность транснациональных корпораций, феномен финансовых рынков, изменяющийся характер мирового разделения труда и т.д., т.е. процессы

1 Фукуяма Ф. Великий разрыв. -М.: ООО «Издательство ACT», 2003. -480с. Кастельс М.Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер.с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана /М. Кастельс; -М.: ГУ ВШЭ, 2000. -608с, Бек У. Что такое глобализация? -М.: Прогресс-Традиция, 2001. -304с.

Валлерстайн И. Дилеммы XXI века и особенности переходной эпохи глобализации. М., 2002. -312с, Некласса А.Н. Трансмутация истории. //Вопросы философии. -2001. №3. -С. 3-9., Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT. 1999.781с, Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. -М.: ACT, 2003. -608с.

3 Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. -СПб.: Университетская книга,
2001. —416с, Нанн С. Восемь шагов к выживанию. //Россия в глобальной политике, 2003. -№1. С.24.,
Хоффман С. Столкновение глобализацией. /Россия в глобальной политике. 2003. -Xal.

4 Amin S. Capitalism in the Age of Globalization. -L., 1997. -21р., Ананьев А. Призвание Рюриковичей или
тысячелетняя загадка России. Октябрь. -2003. №2., Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство
Америки и его геостратегические императивы. -М.: Международ, отношения, 1998. -256с, Бобков Ф.Д.
Современный глобальный капитализм. -М.: ОЛМА-Пресс, 2003.-350с, Маркое С. Другая революция.
Сапатисты против мирового порядка. -М., 2002. -196с, Проскурин С.А. Глобализация как фактор
поляризации современного мира. /Социально-гуманитарные знания. -2001. -№4. -С.41-65., Самарагу Ж.
Почему я поддерживаю антиглобалистов. //Россия в глобальной политике. -2003. -Т.1., №1. (янв.-март). -
С.176-180., Цуканов А. Обратима ли глобализация?//Общая тетрадь. -2001. №1. -С.43-45.

становления глобальной экономики, а также прогнозирование перспектив ее
развития вызывают все возрастающий Научный интерес (Э.А.Азроянц,
Х.А.Барлыбаев, У.Бек, О.Т.Богомолова, А.Б.Бузгалин, И.Валлерстайн,
А.Б.Вебер, М.Г.Делягин, С.И.Долгов, В.М.Коллонтай, Э.Г.Кочетов, Г.-
ГІМартин, А.И.Некласса, Ю.М.Осипов, С.П.Перегудова, Дж.Сорос,
А.И.Уткин, Ю.В.Шишков1 и др.' *;

Проблемным моментом политической глобализации является изменение роли государства, политический статус транснациональных корпораций, значение и характер международных организаций и различных гражданских движений. Эти и другие вопросы рассматриваются в трудах У.Бека, И.А.Василенко, А.А.Громыко, И.С.Иванова, Б.Ю.Кагарлицкого, Н.А.Косолапова, Т.Лоуи, И.И.Лукашука, М.А.Молчанова, В.А.Никонова, А.С.Панарина, А.Среберни, Э.Тоффлера2 и др.

1 Азроянц ,А.З. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. -М.: «Издательский дом «Новый век», 2002. -414с; Барлыбаев Х.А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. -М.: Изд. Гос. Думы, 2001. -143с., Бек У. Что такое глобализация? -М.: Прогресс-Традиция, 2001. -304с; Богомолова O.T., Горбачев М.С. и др. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. -М.: Альпина Паблишер, 2003. -С, 145., Бузгалин А., Колганов А. Противоречия глобальной гегемонии капитала (к вопросу о содержании и противоречиях так называемой глобализации) //Альтерглобалщм: теория и практика «антиглобалистского» движения /Под ред. А.В. Бузгалина. -М.: Едиториал УРСС, 2003. -С.8-28., Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире, -СПб.: Университетская книга, 2001. -416с; Вебер А,Б. Глобализация и устойчивое развитие: проблемное поле и возможные сценарии. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «глобальный мир». Вып. !1. -М.: «Издательский дом «Новый век». Институт микроэкономики, 2001. -С4-32., Делягин М.Г. Мировой кризис Общая теория глобализации. -М.: Инфра-М, 2003. -768с, Долгов СИ. Глобализация экономики: новое слово или новое явление?/ М.: Экономика, 1998. -240с, Коллонтай B.M. Глобализация как процесс. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». -М.: «Издательский дом «Новый век», 2001. С 40-47., Кочетов Э.Г. Геоэкономический атлас мира. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып.6(18). -М. «Издательский дом «Новый век», 2002. С.5-42., Мартин Г.-П. Шуман X. Западня глобализации: атака на і процветание и демократию . -М.: Издательский дом «Альпина», 2001. -335с; Некласса А.И, Проблемы глобализации: реальность, тенденции, прогнозы. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». -М.: «Издательский дом «Новый век», 2003. -С. 32-66.; Осипов Ю.М., Бабурин C.H., Белолипецкий В.Г. и др. Экономическая теория на пороге XXI века. Глобальная экономика. -М.: Юристь, 2003. -992с, Перегудов СП, Неолиберальная глобализация: есть ли альтернативы. /Мировая экономика и международные отношения, 2002. №4., Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. -М.: Некоммерческий фонд Поддержки культуры, образования и новых информационных технологий, 2001. -560с, Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос,

2001. -254с, Шишков Ю.В. Клуб ученых «Глобальный мир». Доклады 2000-2001гг. -М.: «Издательство
«Новый век». Институт микроэкономики, 2002. -С.257-286: '

Бек У. Что такое глобализация? -М.: Прогресс-Традиция, 2001. -304с; Василенко И.А. Политическая глобалистика. -М.: Логос, 2000. -360с, Громыко А.А. О становлении нового миропорядка. //Глобализация. Конфликт или диалог цивилизаций? -М.: «Издательский дом «Новый век». Институт микроэкономики,

2002. С.123-137., Иванов И.С Внешняя политика России в эпоху глобализации. Статьи и выступления. -М.:
Олма-Пресс, 2002. -412с, Кагарлицкий Б.Ю. Восстание среднего класса. -М.: Ультра. Культура, 2003. -

Значительную ценность для понимания процессов глобализации в

культурной сфере имеют исследования таких авторов как К.З.Акопяна,

Р.И.Галушко, Г.Г.Дилигинского, К.М.Долгова, А.В.Кацуры, А.Н.Чумакова,

Ю.В.Яковца1 и др.

-л Между процессами глобализации W и информационным обществом

существует глубинная связь. При изучении специфики становления

информационного общества мы основывались на трудах Д.Белла,

М.Кастельса, М.Маклюэна, И.Масуды, Дж.Нейсбита, Т.Стоуньера,

Дж.Тапскотта. Среди отечественных исследователей - на работы

Н.П.Ващекина, К.К.Колина, А.И.Ракитова, Л.В.Скворцова, А.Д.Урсула .

Начиная с XX века, проблема духовности становится наиболее острой

ввиду обострения социально-политического и социально-экономического

положения в мире. В работе диссертантом использованы идеи ученых

(Т.Адорно, Б.С.Галимова, Г.Маркузе, С.Кара-Мурзы, Ф.Ницше,

320с, Косолапое Н. Глобализация: сущностные и международно-политические аспекты //Мировая экономика и междунар. отнош. 2001, №3.-С.69-73., Лоуи Т. Глобализация, государство, демократия: образ новой политической науки. //Полис. -1999. -№5. -С.108-119. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. -М: Спарк, 2000. -279с, Молчанов М.А. Истоки российского кризиса: глобализация или внутренние проблемы? //Полис -1999. -№5. С.94-107., Никонов В.А. Россия в глобальной политике XXI века. //Общественные науки и современность. -2002. -№6. -С.115-123., Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. -М.: Алгоритм, 2002. -С.352с, А.Среберни. Глобализация и нация. //Всемирный доклад по социальным наукам, -С.304-310., Тоффлер А. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. -М.: ACT, 2001. -670с,

1 Акопян К.З. Массовая культура и массовое искусство «за» и «против». -М.: Гуманитарий, 2003. -510с, Галушко Р.И. Запад - телевидение и «массовая культура». -М.: Изд-во МГУ, 1991. -238с, Дилигинский Г.Г. В поисках смысла и цели: Проблема массового сознания современного капиталистического общества. -М.: Политиздат, 1986.-255с, Долгова СИ. Глобализация экономики: новое или новое явление?-М.: Экономика, 1998. -240с; Кацура А.В. Экологические перспективы человечества. -М: Знание, 1988. -63с, А.Н. Чумаков. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. -М.: Изд-во Проспект, 2005. -432с, Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций.-М.: Экономика, 2001.-346с.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. В.Л. Иноземцова, - М.: Academia, 2004. - 783с, Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ, под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.-608с, Mcluhan М. Understanding Media, London: Routledge. 1964., Masuda Y. The information society as post-industrial /Yoneji Masuda. Washington, D.C., 1983. -171р., Нейсбит Дж. Мегагренды. -M.: 000 «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. -384с, Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. //Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С. Гуревича. -М.: Прогресс, 1986. -С.393., Таскотт Д. Электронно-цифровое общество. Плюсы и минусы современного интеллекта. ~Киев-М., 1999., Вашекин Н.П., Делокаров К.Х., Урсул А.Д. Образование и устойчивое развитие. -М.: МГУК, 2001. -268с, Колин К.К. Виртуализация общества - новая угроза для его стабильности? //Синергетическая парадигма. Вып.№3. -М., 2003., Ракитов А.И. Философия компьютерной революции /А.И. Ракитов. -М.: Политиздат, 1991. -251с, Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание: Избран, труды. -М.: Б.и. 2001. -288с, Урсул А.Д. Переход цивилизации и России к устойчивому развитию. -М.: Изд-во РАГС, 2005. -67с.

С.М.Поздяевой П.Сорокина, Э.Фромма, Ю.Хабермаса и др.) о формировании в сознании искаженной картины мира, складывающейся в результате ряда целенаправленных воздействий.

Наряду с этим автор диссертации опирался на научные концепции известных зарубежных мыслителей: ^ В.Андерсона, З.Бжезинского, Ф.Даллемара, Ф.Х.Кессиди, Р.Робертсона, Э.Тоффлера, А.Тойнби, С.Хантингтона, С.Хоффмана и др.2

Объектом диссертационного исследования - глобализация как объективный социальный процесс.

Предмет исследования - антропологические особенности проявления аспектов глобализации.

Цель диссертационной работы - исследовать особенности современного процесса глобализации как этапа социальной эволюции.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

изучить глобализацию как социально-философскую проблему;

исследовать социальный феномен глобализации через призму человеческой деятельности;

обосновать, что информационный человек является частью глобализирующегося мира;

изучить особенности развития многомерного человека в условиях глобализации.

1 Адорно Т, Диалектика просвещения. Философские фрагменты, М.-Спб,, 1997., Галимов Б.С. Пределы
человеческих измерений. //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV
Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005); В 5 т. Т.З. -М.: Современные тетради, 2005.
-С.382.(672с)., Маркузе Г. Одномерный человек. ~М.: «REFL-book», 1994. -368с, Кара-Мурза С.
Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. -728с, Ницше Ф. Воля к власти. -Минск: Изд-во Попурри,
1998. -190с, Поздяева СМ. Человек и его мир: Учеб. пособие,-Уфа. Изд-е Башкирск. Ун-та. 1996.-170с, П.
Сорокин. Главные тенденции нашего времени. -M.: Наука. 1997. -351с, П. Сорокин. Человек. Цивилизация.
Общество. -М.: Политиздат, 1992,-543с, Фромм Э. Здоровое общество, //Психоанализ и культура:
Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. -M.: Юрист, 1995, -623с, Хабермас Ю. Будущее
человеческой природы: на пути человеческой природы. -M.: Весь мир, 2002. -143с.

2 Anderson W.T. All connected now. Life in the First Global Civilization. West New Press. 2001., Бжезинский 3.
Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегическая императивы. -M.: Международ,
отношения. 1998. -256с.» Даллемар Ф. Глобальная этика. //Вопросы философии. 2003. №3., Кессиди Ф.Х.
глобализация и культурная идентичность. //Вопросы философии. 2003. №1., Тойнби А. Цивилизация перед
судом истории. М.-СП6., 1996. Тойнби А. Постижение истории. М., 2001. -640с, Хантингтон С.
Столкновение цивилизаций. -М: ООО «Издательство ACT», 2003. -608с, Хоффман С. Столкновение
глобализаций. /Россия в глобальной политике. 2003.

Методологические и теоретические основы исследования.

Для изучения человеческого измерения глобализации был применен социокультурный подход на основе использования принципов системности, историзма.

Теоретической основой исследования являются труды по данной проблематике российских и зарубежных философов, социологов, психологов, экономистов и др.

Научная новизна работы заключается в следующем:

установлено, что процесс глобализации предстает как исторический этап эволюции человеческого общества;

выявлена доминирующая унифицирующая направленность глобализации в сфере экономики, политики и культуры;

обоснованы сущностные черты современного информационного , общества, характеризующиеся спецификой информационно-технологических процессов, средств массовой коммуникации, а также то, что информационный человек является частью глобализирующегося мира;

выявлены особенности развития многомерного человека, в условиях глобализации.

Основные положения выносимые на защиту:

Глобализация представлена как исторический этап эволюции
человеческого общества. Началом глобализационных процессов 1
следует считать последние десятилетия XX века. В настоящее время
исследователи глобализационных процессов имеется множество
определений понятия «глобализация», самыми плодотворными
являются те, которые связаны с информационным этапом современной
научно-технической революции и ее реальным влиянием на развитие
мировой экономики, финансов, телекоммуникации и транспортных
систем, науки. Усиливающаяся экономическая, политическая
взаимосвязь ведущих стран мира не только открывает новые

возможности, но и ставит сложные проблемы перед теми странами, которые вступили в новое тысячелетие со многими нерешенными проблемами, отстают в технологическом развитии. Глобализация как попытка универсализации принципов неолиберальной экономики, идей рынка и конкуренции представляет собой опасность для будущего современной цивилизации по нескольким причинам:

подобный сценарий значительно осложнит международную ситуацию, поскольку он не учитывает интересы тех стран, которые выступают за многополярный мир;

попытка ускоренной глобализации неолиберальной модели капитализма все больше приводит к отказу США от демократии, приоритета прав человека, уважения международных норм права.

Процесс глобализации развивается специфично в различных сферах человеческой деятельности. Он включает в себя развитие экономических взаимоотношений между различными мировыми регионами, странами, а также нарастающее распространение международных связей в экономической, социально-политической и культурной сферах общества, как формирование планетарного единства многообразия человеческой жизнедеятельности. В условиях глобализации меняется роль государства, ценности свободы и демократии, образовательные стратегии и геополитические установки. Процессы глобализации разворачиваются унификацией экономических и политических институтов и отношений, что небесследно сказывается и на культурной сфере общества.

Важнейшей составляющей глобализации на современном этапе, является использование информационных технологий, в частности электронной сети, в развитии и функционировании. Поэтому глобализацию общества следует также рассматривать как процесс, который развивается за счет изменения информационных технологий. На основе проведенного философского анализа уточнены сущностные

черты современного общества, характеризующиеся спецификой информационно-технологических процессов, средств массовой коммуникации. В формирующемся информационном обществе отмечается противоречивость положения человека: с одной стороны, он получает больше возможностей для самовыражения, а с другой -оказывается в зависимости от информационных ресурсов. Глобализационные процессы ставят ісаждую страну и каждого человека в новое положение. Начиная с 80-х годов XX века, многие страны (особенно страны «золотого миллиарда») широко используют возможности экономической и технологической глобализации. Конкретная практика показывает, что процессы глобализации идут не везде равномерно, уже сегодня определились лидеры. Лидером глобализации выступают страны Запада во главе с США. Страны «периферии» все больше и больше оттесняются на обочину. В связи с этим у участников глобализации уровень и качество жизни разные. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), является общепризнанным ориентиром, показывающий разницу уровня жизни между странами «золотого миллиарда» и «периферией». В условиях глобализации проблема духовности становится наиболее актуальной ввиду обострения социально-политического и социально-экономического положения в мире. Тенденции глобализации приводят к ограничению многомерности человека. В связи с тем, что в условиях глобализации меняется человеческое измерение, меняется понимание уровня и качества человеческой жизни в странах, активно включающихся в процесс глобализации, и странах, не нашедших себя в этом процессе или сознательно изолировавшихся. Теоретическое значение диссертационного исследования. Теоретическое значение работы состоит в разработке актуальной проблемы -проблемы человеческого измерения глобализации. Идеи и выводы,

содержащиеся в диссертации, могут стать основой для дальнейших исследований по данной проблеме.

Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации . могут быть также использованы в учебно-педагогической, преподавательской деятельности при разработке лекционных курсов по социальной философии, философской антропологии, культурологии.

Апробация результатов исследования* Основные положения и выводы диссертации изложены на научных конференциях, на конгрессе, а также в 7 публикациях.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, общий объем - 166 страниц.

Глобализация как социально-философская проблема

Современная цивилизация переживает глобальную трансформацию и в целом ряде своих жизненно важных проявлений демонстрирует уникальные черты новой эпохи. Это находит свое отражение в многочисленных научных публикациях1. Интеллектуальные и духовные лидеры современности заговорили о наступлении периода глобальной смуты, об угрозе планетарного хаоса, о движении общества к новым формам тоталитаризма, о капиталистической угрозе демократии, об исторической исчерпанности всего социокультурного проекта индустриальной цивилизации. Один из них, З.Бжезинский, подводя неутешительный итог научным дискуссиям конца XX века, отмечает: «Не будет преувеличением утверждение, что в наиболее

сознательных кругах западного общества начинает ощущаться чувство исторической тревоги и, возможно, даже пессимизма. Эта неуверенность усиливается получившим широкое распространение разочарованием последствиями окончания «холодной войны». Вместо «нового мирового порядка», построенного на консенсусе и гармонии, явления, которые, казалось бы, принадлежали прошлому, внезапно стали будущим»1.

Сегодня, в начале XXI века, «глобализация» претендует на роль ключевой идеи, с которого начинается переход человечества в третье тысячелетие. Не сразу пришло и осмысление этого процесса в масштабах человечества как целостной системы. М.Уотерс в монографии «Глобализация», анализируя данную проблему, отмечает, что хотя термин «глобальный» используется более четырех веков, но образованный от термина «глобальный» понятия «глобализация», «глобализм» стали входить в социальную мысль только в начале 1960-х гг.2. В академическом смысле термин «глобализация» по мнению другого исследователя Р. Робертсона, входит в оборот с середины 1980-х ггЛ Согласно Р.Робертсону «как концепт, глобализация отражает процесс сжатия мира и интенсификации мирового сознания как единого целого ... переход к конкретной глобальной взаимозависимости и сознанию глобального целого в XX веке» .

Спектр расхождений по вопросу о начале данного процесса значителен. В литературе можно встретить следующие утверждения, посвященные проблемам глобализации: «история глобализации имеет такой же возраст, какой имеют деньги ... В ней необходимо изучать не развитие отдельных стран, а причинно-следственные связи событий, прямо и косвенно вызванных интересами капитала»1.

Историки (Ф.Бродель и др.) и географы (Д.Дольфюс и др.) настаивают на характеристике глобализации как одного из многих этапов многовекового развития капитализма2. Политологи (С.Хантингтон, Г.-П.Мартин и Г.Шуман) связывают появление глобализации с распространением демократических принципов и институтов по всему миру3, культурологи (П.Бергер и др.) - с универсализацией и вестернизациеи культуры, космополитизацией и определенной унификацией стилей жизни, форм поведения, моды и т.д. . Социологи (Э.Гидденс, Д.Медоуз) также утверждают, что «глобализация социальных отношений» и глобальные проблемы начались с распространением влияния Запада5. Экономисты (П.Дракер, Т.Левитт, К.Омае) считают, что процессы глобализации начались с транснациональными компаниями, а именно не ранее, чем 30-40 лет назад .

Согласно Г.С.Померанцу процесс глобализации восходит исторически к «осевому времени» (К.Ясперс), когда налаживаются связи между первыми великими культурными традициями. А.А.Зиновьев считает, что глобализация началась сразу после Второй мировой войны. Исследователь А.И.Уткин связывает начало глобализационных процессов с рубежом XIX и XX вв., когда наблюдался громадный рост производительных сил и усиление международных контактов, обусловленные вызовом капитала, т.е. фактически империализмом7. Это, несомненно, более продуктивно, ибо глобализация есть порождение не просто капитализма, а капитализма в империалистической стадии. Интеграция, базирующаяся на вызове капитала из развитых стран в отсталые страны, носит уже производственный характер. Начало XX века - есть период становления империализма, только заложившего основу для глобализации.

М. Уотерс, анализируя работы Р.Робертсона, А.Гидденса и других современных исследователей доказывает, что возникла новая социология глобализации. Согласно этой новой концепции глобализация по времени совпадает с модернизацией и начинается с XVIB. С этого времени глобализация расширяет пространство своего влияния. В процессе глобализации не только усиливается взаимосвязь и взаимозависимость различных подсистем мирового процесса, как Целого, но становятся более тесными социальные и культурные связи внутри отдельных социальных организмов. Тем самым модернизация и глобализация выступают как единый процесс цивилизационного развития.

Согласно М.Уотерсу «нынешняя ускоренная фаза глобализации прямо связана с тем взрывом знаков и символов, которая для многих ассоциируется с исходом эпохи модерна. Человеческое общество глобализируется в той степени, в какой человеческие отношения и институты могут строиться на основе не только практического опыта, но и информации; в какой оно само организуется в пространственном измерении на основе не сколько производства материальных объектов, сколько потребления иных ценностей

Социальный феномен глобализации через призму человеческой деятельности

В связи развитием глобализационных процессов, социально-экономические, политические и культурные процессы выдвигают новые проблемы, которые оказывают значительно влияние на характер развития как отдельных регионов, государств и сообществ, так и всего человечества. Данный параграф посвящен исследованию социального феномена глобализации через призму человеческой деятельности.

Сегодня глобализация больше внимания привлекает к себе в области мировой экономики. Это вполне объяснимо, поскольку локомотивом глобализации выступают западные страны. Западное индустриальное общество экономикоцентрично и динамика социальных трансформаций детерминируется в первую очередь экономическими мотивами1. Именно экономически развитые страны мира проявляют наибольшую активность в глобализационных процессах, задают «планку требований» к другим социокультурным традициям, сами, определяя то, что является цивилизованным, прогрессивным в действиях других стран и народов. Здесь субъектами экономических интересов, которые стоят за глобализацией, выступает не человек, не люди, а корпорации.

Согласно традиционному подходу, именно экономика явилась отправной точкой в создании глобальной системы. «Экспансия и трансформация капитализма в конце XX века в интегрированную глобальную систему явилась предпосылкой создания транснациональных (мультинациональных) корпораций, которые являются наиболее важными факторами в современной экономике».

По определению Международного валютного фонда, глобализация -это «в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капиталов»1. Почему первенство именно за «экономическим» направлением исследования? Потому что движущие силы и содержание глобализации находятся в плоскости хозяйственно-экономических отношений современного общества.

Глобализация распространяется на различные сферы жизни общества «... когда человечество заговорило о глобализации как о принципиально новой форме своей - вначале экономической, а затем, по логике вещей, политической, социальной и духовной организации .. » .

Глобализация развивается и распространяется с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий. «Сжатие» пространства и времени достигается и скоростями средств передвижения, доступность которых - так или иначе, но - неуклонно растет. «Демократизация технологии означает, - заключает американский исследователь Т.Фридман, - что потенциал создания богатства становится географически неограниченным, разобщенные народы получают шанс применить знания в производстве»3.

Процесс распространения технологий создает организационно-материальную основу для широкого доступа информации. И это еще один из основных источников глобализации. По этому поводу А.И.Уткин пишет: «Новая технология делает средства массовой информации гораздо более влиятельными, чем когда-либо в прошлом.., Значительная часть человечества получила немыслимый прежде доступ к знаниям и сведениям, десятилетие назад бывших достоянием только избранных. Правительства не в состоянии изолировать свое население от безграничного моря самой разной информации о себе и других народах, о способах решения экономических и социальных проблем, о многообразии выбора... Бедный мир получит практически неограниченный доступ к библиотекам, книгам - к знаниям Запада. Одно лишь это даст им шанс конкурировать там, где вчера они были абсолютно неконкурентоспособны».

Использование достижений наиболее развитых государств жителями стран менее развитых имел и имеет как положительную, так и отрицательную роль в развитии современного мира. Создание единого мирового информационного пространства, в целом, имеет далеко идущие экономические, политические, культурные и т.д. последствия2.

Глобализация создает новое лицо мира. «Доступность финансов» как источник глобализации, по мнению некоторых ученых, выражается в том, что «капитал как бы «позабыл» о своей национальной принадлежности, в массовых объемах устремляется туда, где благодаря стабильности и высокой эффективности труда достигается максимальная степень прибыли. Банки, трастовые фирмы, промышленные компании вышли из-под опеки национальных правительств, и выход капитала в регионы и сферы с высокой отдачей стал самодостаточным процессом»3.

Материальными носителями современных достижений науки и техники, новейших технологий достижений выступают страны Запада во главе с США. Являясь, лидерами они осуществляют управление этим всемирным явлением, руководствуясь духовными установками, принципами современного неолиберализма, стремясь утвердить их во всем мире.

Многие государства, сделавшие выбор в пользу неолиберальной экономической политике, заручившись моральной и материальной поддержкой западных государств и известных финансовых институтов, не смогли совершить ожидаемого прорыва и даже пострадали. Причиной провала является неспособность и неготовность большинства данных обществ в силу отличных от стран Запада экономических, политических, культурных и т.д. условий и ретроспективы развития реализовать столь революционный проект без ощутимых потерь.

Информационный человек как часть глобализирующегося мира

Процессы, происходящие в обществе, позволяют отметить, что вторая половина XX века прошла под знаком триумфа информационно-коммуникационных инноваций, которые существенно изменили облик мира и человека. Развитие и внедрение информационно-коммуникационных инноваций в жизнедеятельность общества существенно ослабило роль географических пространств и ограничений налагаемых ими. Трансформация систем связи, цифровых технологий в единую мировую систему коммуникаций потребовала подхода к рассмотрению мира как единой целостной системы. Результатом теоретического осмысления растущего единства мира явилась концепция глобализации. По мнению А.В. Назарчука, «глобализация является выражением и следствием коммуникационного и информационного общества, развитие которого инициировано технологической революцией 80-х-90-х гг.». Это позволяет говорить о становлении открытого информационного общества, которому присущ так называемый сетевой способ взаимодействия между людьми, практически, во всех направлениях их деятельности.

Описывая состояние международной системы, в период становления информационного общества, Г.Киссинджер утверждает, что «никогда ранее составные части мирового порядка, их способность взаимодействовать и цели не изменялись так быстро, так глубоко и так глобально». Современные достижения в области развития информационных и коммуникационных технологий способствуют формированию совершенно новых экономических, социальных и культурных отношений в жизни людей, которые описываются единым понятием «глобальное информационное общество».

Термин «информационное общество» был введен в научный оборот в начале 60-х годов фактически одновременно в США и Японии Ф.Махлупом и Т.Умесао, авторами, получившими широкую известность своими исследованиями динамики развития наукоемких производств. Возрастающая роль знаний и информации в социальном развитии нашла свое отражение в теории информационного общества (Ф.Махлуп, Т.Умесао, М.Порат, И.Масуда, Т.Стоуньер, Р.Кац, Э.Тоффлер, А.Мароль, М.Кастельс и др.).

Три десятилетия назад Маршал Маклюэн обратил внимание интеллектуалов на те технологические, экономические и политические силы, которые превращали мир в единую «мировую деревню» . Отчасти его доводы состояли в том, что электронные средства связи и сокращение расстояния, транспортные средства уже настолько хорошо связали нас, что люди во всем мире находятся в таких тесных контактах друг с другом, какие прежде были возможны только между односельчанами. Кроме того, М.Маклюэн, утверждал, что силы глобальных перемен стали столь вездесущими и всепроникающими, что являемся свидетелями созидания глобальной культуры, в рамках которой люди всей Земли имеют одинаковые ценности и устремления, поскольку имеют одинаковый опыт.

В 1990г. теоретические концепции замещаются конкретными социально-политическими программами, нацеленными на реализацию парадигмы «информационного общества». В 1994г. странами-членами ЕЭС принимаются решения о переходе к информационному обществу.

В 1995 г. Европейская комиссия утверждает «Форум информационного, общества», где центральное место занял вопрос о становлении информационного общества и роли средств массовой коммуникации в нем. Цели форума:

выяснить природу социальных и виртуальных ценностей в «виртуальном сообществе»;

влияние информационных технологий на государство, культуру, образование, искусство, религию и другие социальные институты;

специфика виртуальной реальности, формируемой Интернетом, ее влияние на мир.

В 1996г. Европейской комиссией подготовлен документ «Работа и жизнь в информационном обществе», в которой уделялось внимание вопросам влияния информационных технологий на развитие человека и социум, связям между региональными и национальными школами в ЕС, распространяемая европейских образовательных методик с использованием сети. Mcluhan М. Understanding Media, London: Routledge. 1964. В итоге формировалось представление об информационном обществе как состоянии развития общественных и производительных отношений, где основная часть валового продукта производится на основе создания и продажи наукоемких технологий, информационных продуктов, т.е. результатов интеллектуального труда граждан1.

Одно из первых развернутых определений информационного общества в отечественной литературе было дано А.И. Ракитовым. Он считал общество информационным, если: 1) любой индивид в любой точке страны и в любое время может на основе автоматизированного доступа и систем связи получить любую необходимую информацию; 2) в обществе производится, функционирует и доступна современная информационная технология; 3) имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание необходимых национальных информационных ресурсов; 4) происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер производства и управления; 5) в структуре занятости преобладают специалисты, связанные со сферой информационной деятельности и услуг2.

Определение данное А.Д. Урсулом привлекает наибольшее внимание, под информационным обществом он понимает социально-технологическую характеристику состояния общества в отдельно взятых странах, отражающую результат процесса информатизации. В перспективе все более полной и всесторонней информатизации предполагается появление в XXI веке информатизационной цивилизации в глобальном масштабе3.