Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человек и природа в традиционной культуре Адыгбай, Чечек Ондаровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Адыгбай, Чечек Ондаровна. Человек и природа в традиционной культуре : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Томский гос. ун-т.- Томск, 1995.- 15 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. В нестоящее врр.чя в клр" утвердилось понимание важности состояния ого і стик для выживания человечества.ha протяжении всей челоВ"Чис; ий истории временами возникали кризисные ситуации,грозившие суч"СТВовані!»> опг>одрлеішнх культур.В современник условиях развития техногеплсй цивилизации эколо-,гичрский кризис приобретает глобальнніі касаігаб.

Кризисное существование тп''дпцлсчи.ых культур в современности обостряет актуальность темы исследования.В іультурксм наследии >ачсдого народа необходимо выявить позитивный экологический опит, о тем,чтобы преодолеть потребительские а технократпчесше тенденции в отноаениях общества к природе.

Сохранение этнической культури малочисленных пародов во многом зависит от сохранений природной среды,поддержания позитивных начал в духовной культуре относа.

В ходе адаптации человеческого общества к попоодней среде вырабатывались особые традиции ведения хозяйства,соблюдения сезона охоты,поря добычи звеоя.птицы.В основе экологических трзд.щиа заложен адаптивный механизм взаимодействия человека с окружавшим ми-пом.По сути своей,адаптация предполагает некое соизмерение воздействий человека на природу и ее возможности,а таьже влияние прноод-но-ландшафтной среды на выбор тЛил хозяйствования.

Хозяйственное освоение жизненного пространства тесно связано с его, духовным освоением.Здесь имеется в виду особое почитание лодьнн традиционной ьультуры своей отчизны,розовой территории и обожествление попроды.

Преклонение,почитание природы выражалось через религиозно оформленное признание примата прир ды.Человек традиционной культуры всегда чувствовал себя частью поироды.Для традиционной культуры свойственно неантоопоцеитзистсьое поникание природы,предполагающее прямое интуитивное восприятие целостности мироздания.

Необходимо подчеркнуть,что в традиционной культуре заложен своеобразнее тип отношения человека к природе,который существовал в виде устойчивых традиций,передаваемых из поколения в поколение. В ходе историко-і уль'луп :ого развития,под воздействием времени и межэтнических контактов эти традиции несколько видоиэмен: ись,оставаясь по своей сути теми же регуляторами в системе " Человек -- Природа".

В отличии от современной прогрессисткой культуры,в традици-

самой культуре Вия»и опыт Прошлого.Опыт предыдущих поколений передаемся не тсльг в рациональных,но и в иррациональны/ фопках.Тсд проацпенальнк-м гермами передач.: информации культуры в данной работа псії/.мавтся всевозможные религиозные культы,представления,архетипы.Посі олы у традиционная культу;..: р осматривается в огнсаении і: ргзрнпю экологических проблрм.тс напбоньш '. интерес среди много-ЧНСЛРН1ШХ 'ультог имеет >ульт При роды,котопый особо рассматривается в пр слагаемой рабогр.

В хедг адаптивно-адаптационных, культурно-исторических'процес
сов у каждого отііоса складывается свой образ мира "картина мира"/»
Па про',.;::"к.:и жизни откоса картина мира ueoi олью.видоизменяется,
но глубинное содетханпр ее,основа образа мира,надо полагать,оста
ется неизменной. . '.

Ьартпна пира руководит, действиями .человека традиционной культури черрз коллективное бессознательное.Известно,что содержанием коллективного бессознательного является архетип.Анализируя архетипы, К.Юнг подчеркивал их сиитюличиость.

В традиционной культуре символическая форма внрачіеьия архе
типов їоллгкт.'.вного бессознательного выступает среди прочих а в ре
лигиозном культе попро'ды.Природа возводится в неіип абсолят.отсяда
идет обожествление-сил природы.

В ьасіоядге время,из фоне духовного возрождения культур малочисленных народов России,актуализируется проблемы дальнеаяего развития этнических культур.

Анализируя развитие традиционных г-ульгур необходимо выявись позитивныр тенденции в стноаении природопользования,подчеркнуть осмысление цепкости природной среды,возродить непреходящие ценности, батовавыне и определявшие некогда традиционные культуры»

Принимая некоторуо ."ромск:;;ческуп утопичность",столь харак-те"чуо для ориентации па прошло»,диссертант отнпдь не призывает к возврату устаревшей культурной практики.Имея исторический опыт гармонизации отчоаепий человека с природой,необходимо выявить принципы и механизмы регулирования взаимоотноаений в системе "Человек-- Природа" в современных условиях.

В онтологическое,предметном плаке проблема заключается в исследовании наличия социального противоречия некду объективной «е-, обходп.чостьв всемерного развития человека,общества и реальным отчуждением от традиционной, культуры в период модернизации.

В гносеология; оком плане проблема рассматривается в необходимости правильного осмысления и объяснения существования в общественном оознакип элементов арханчесгого сознания..

Степень теоретической разработанности проблг-кы. Анализ содержания структуры традиционной и пссттрадлцконьой іультурн.а тлі-же ценностей,генетически разнородных и разновременных пластов в экологической культуре .определил круг литературы,составившей теоретическую основу данного исследования.

В целях анализа предмета исследования и обоснования теоэеги-ческих выводов бил проведен поиск и обзор научной литературы по со-отвгїствувщей проблематике.

Многочисленные работы по п юблеиам культуры целесообразно классифицировать, по следуоаим направлениям.Прежде всего,исследовл-ния общих теоретических,методологических вопросов культуры: сущность и структура феномена,его типология,философекип и социологический acnei-ты развития,морфология.В данном случае необходимо назвать работы В.СБиблрра,Ю.М..Лотмаьа,З.С.!>!аркаряна,В.М.Ме',(уеЕа.

Другим важным направлением,выявленных в ходе анализа научных
публіпацнй,является анализ отдельных компонентов культуры ка- соци
ального явления.Особенности этнографического своеобразия культур
представлены в работах АбаевоП Л.Л..Будугечиевой Т.Б.,Вайнатейиа С.ІЇ,
Гуревича А.Я..Дьяконовой В.П.,ЖуковскоП Н.Л.,Кенші-Лопсан М.Б.,Ко-
тояекова Г.Г.,Кулемзинч. В.'Л..Львовой Э..1.,Конгуи М.В.,Сзгалаева A.M.,
и ДР. . . ''

К члелу работ,в которых впервые дано полное,развернутое социально-философское исследование культур калочисленных народов Сибири и Севера,относятся работы Исаковой Н.В.,Котожекова Г.Г.

Хія раскрытия положений диссертации,связанных с экологическими традициями,были использованы труды Тувинского научно-исследовательского института языка,литературы и истории;коллективная монография сотрудников БИ0ІІ СО РАН "Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии"/1992/.

Комплексный характер теми данного исследования обусловил необходимость поиска и анализа наряду с философскими работ по истории,биологии,психологии.зкологии.К ним относятся работы Юнга К., Франкла В. .Бубера і!.,Казначеева В.П. .Спирина Б.А.,.Моисеева Н.ІІ.

Сред:' историко-культурных исследований для данной работы важное 'значение имели труды востоковедов : Васильева В.П.,Гумилева Л.И., Кизласова Л.Р.,Потан.:на Г.Н. .Ядрлнцева Н.,...

Цели и задачи исследования. Цель данного диссертацк иного исследования - выявить и проанализировать принципы и механизмы взаимоотношений в системе "Человек - Природа" в традиционной куль-

туре,выяснить степень устойчивости кепрехсдядих ценностей тради- ' цноьнои культуры, в гопте>сте Экологической проблематики.

Опред^легіле цела исследования позволяет выделить счедупщие
основные задачи: ,/'..

І.іісслмовать eTnyi.Tvpv тпадиционної. '.у.ьтурн. 2.Выявлть место и роль традиций в совр^меы :Я культур»» далочис-леьных народов.

З.йзучйть влияние религиозного сознания на фоомлрование зюлог.і-' ческих традиция.

^.Рассмотреть Bo3M0Y*iHf» пути гармонизации'.отношений в системе "Ч*»-
лобрк- !р;:рода". ,

В качестве объекта исследования выступает традиционная культура народов Саяьо-Алгая.вс всей е многогранности.

Пр^дм^тсм исследования является система взаимоотноиений
"Человек- Природа". ,. ,

Научная ьсизна »і положеная,вяі.оси.іщє «a зЗД'Лту.Теиа дмесер- , тзции,взятая в аспея? фожироваиия Оїоіогичесг.'хтрадйцлй,относится noja к числу малорззрабоїанних.Новым в работе является выделение в структуре традиционной ^яьтуры эл^менюв/'Э! рациона--льнкх.так >! иррациональных/.обеспечиваниях возможность гармония- ', ного существования ченовека в прлроде.СистеишЯ кетод в работе реализован через комплексное использование результатов ейехных наук,

В Диссертации попользуется два >*тодологических' поянахпа:
I.Системный подход.позволя-одйЯ отразить этнически культуру.как
целостность,обладающую структурностью. С его п^мощьв обосновыва
ется философская характй">истл*а суацюрти культуры.Такой подход да
ет возможность упорядочить многообразные проявления культуры,спо
собствует определенно перспектив развлтия поеттрадицйонных.куль
тур. '.-.' "_ '' '.-..'.' '.. .".' _;;:' .:/_. '-. -:.-;_
2 Конкретный анализ.предполагавши проекция обтлх теоретико-метр- .
дологических положений на традиционнуп культуру малочисленных на-,;".
родов Саяно -Алтая.

, Аппобапия работы.Отдельные положения и результаты исследования сообщалась на теоретических семинарах аспирантов философского/ факультета Томского университета,а также на конференции "Проблема!: выживания человечества" /Томск,І994Д':;./! .\.

Теоретически -л' практическая значимость.Положения и выводы
диссертации могут быть использованы при, подготовке куосов лекций,
семинарских занятии по темам,имеющим отношение к традиционным ..'",/
л ульту рам, »нровоззреіі'ип, экологии.'. "'-''-. '.','.

7.

Структура работы.Структура диссертации определяется цельп исследования а отражает последовательность решения поставленных задач.Работа состоит 'из введения.двух глав.зеґклвчения и списка использокшних источников и литературы.