Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ Данилова Элла Владимировна

Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ
<
Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Данилова Элла Владимировна. Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Красноярск, 2003.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/582-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Десекуляризация как общественное явление 13

1. Понятие десекуляризации 13

2. Формы десекуляризации 45

ГЛАВА 2. Десекуляризация в России 86

3. Условия и факторы десекуляризации в России 86

4. Специфика десекуляризации в России 118

Заключение 162

Библиографический список использованной

Литературы 168

Приложение 188

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Анализ современного этапа общественного развития подвергает сомнению представления об однозначной секулярной тенденции в соотношении светского и религиозного. Перемены, вызванные, с одной стороны, возрастающей сложностью общественной жизни, а с другой, кризисным состоянием, в котором находятся многие современные общества, межэтническими конфликтами, - способствуют поиску источников стабильности, психологической устойчивости, что, нередко, ведет к обращению к религии, возникновению движений за «возрождение» традиционных форм религиозности, иной раз в их радикальной форме. В современном мире наблюдается беспрецедентное возрастание социально-политических движений под религиозными лозунгами.

С начала 90-х годов XX в. произошли кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества, в том числе, в его духовной сфере. Происходит возрождение Русской православной церкви (как и других религий, например, ислама, буддизма, иудаизма, лютеранства и др.) в плане восстановления и укрепления ее епархий и приходов, монастырей, учебных заведений, благотворительных учреждений, оживления церковной жизни, развития богословской мысли. Наблюдается не только реставрация тех или иных сторон вероучения, институциональных признаков религии, модернизация тактических аспектов деятельности религиозных организаций, но и изменение общественного сознания, приведшие к росту религиозности. Усиление роли и влияния религии в современном российском обществе проявляется и в активной позиции, которую занимают религиозные организации, нарастает их вмешательство практически во все сферы общественной жизни, что выражается в политизации и коммерциализации религии.

После семидесяти лет ограничений и преследований произошло своеобразное возвращение церкви в общество. Многие представители Русской православной церкви - священнослужители, церковные публицисты, люди из кругов

4 православной интеллигенции высказываются за возврат того положения, которое церковь занимала до советского периода нашей истории. Возросло внимание к мировоззренческим проблемам, спрос на их разработку.

Возрождение религии и ее влияния на все стороны жизни - явление противоречивое. С одной стороны, религия в ее традиционных формах имеет определенные исторические, культурные, политические заслуги, с другой стороны, религия содержит и негативные стороны в своей истории, функционировании и развитии, которые усиливаются на современном этапе, что выражается в росте межконфессиональных противоречий, религиозной нетерпимости, религиозного экстремизма и фундаментализма. Определение баланса между положительными и отрицательными тенденциями усиления роли и влияния религии в обществе является актуальной проблемой, для чего необходим научный анализ названного процесса, определение его основных черт, признаков, форм, причин, движущих сил, перспектив.

Актуальность исследования определяется также и тем, что если в советский период религия была вытеснена на периферию общественной жизни, ее исследованием занимался сравнительно узкий круг ученых, то сегодня она оказалась в центре общественного внимания. При этом нередко проблема места и роли религии в современном обществе обсуждается на весьма поверхностном морализаторском уровне, религия трактуется как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство нравственно-духовного возрождения, перечеркивается богатое материалистическое наследие. Поэтому профессиональное, научное понимание «религиозного фактора» стало насущной потребностью общества.

Степень разработанности проблемы. Изучение проблемы изменения места религии, ее роли и влияния в обществе, в общественном и индивидуальном сознании традиционно осуществлялось и осуществляется в различных аспектах. Ее разработкой занимаются философы, социологи, религиоведы, историки.

5 Важнейшее место в изучении религии принадлежит функциональному

подходу, который получил распространение еще в эпоху классической философской и социологической мысли: И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах, О.Конт, К.Маркс, Г.В.Плеханов, З.Фрейд, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс, Р.К.Мертон. Среди современных исследователей: М.Е.Добрускин, Д.Е.Мануйлова.

В целом возникновение, становление и сущность религии раскрывается в работах, учет которых важен при построении теоретической базы исследования, ее методологической основы. Это, прежде всего, работы В.И.Гараджи, А.И.Демьянова, Ю.А.Левады, А.А.Подмазова, А.А.Радугина, А.Д.Сухова, Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова, С.И.Самыгина, В.Н.Нечипуренко, И.Н.Полонской, А.В.Миронова, Ю.А.Бабинова.

В социально-философской мысли наметились два основных подхода к анализу роли религиозного фактора в жизни общества. Первый связан с теоре-тическим наследием К.Маркса, который получил развитие, прежде всего, в работах отечественных исследователей. Второй, основанный на идеях М.Вебера, нашел отражение в исследованиях Р.Белла, С.Н.Булгакова, в определенной степени Н.М.Никольского, Э.Тоффлера.

Для понимания процессов, происходящих в религиозной сфере общества, важную роль играет определение основных понятий, характеризующих эту сферу, что отразилось в разработках Э.Дюркгейма («священный» - «светский»), Т.М.Ярошевского («сакрализация» - «секуляризация»), Т.О'Ди («сакрализация»), Г.Беккера («священное»), А.А.Ткачевой («сакрализация» - «се-куляризм»), Ш.Линзи, Я.Кротова («религиозное возрождение»).

Для объективной оценки ситуации, связанной с возрастающей ролью религии в современном мире, необходимо проанализировать и процесс секуляризации, который не так давно считался единственно закономерной тенденцией развития общества. Среди основных разработчиков теории секуляризации можно назвать таких западных исследователей, как П.Бергер, Т.О'Ди, Т.Парсонс, Р.Белл, Н.Смелзер, Л.Шайнер. Среди отечественных исследователей

это: Ю.А.Бабинов, А.В.Миронов, В.И.Гараджа, Н.Н.Зарубина, В.И.Корнев,
А.К.Лукоянов, Г.В.Милославский, Л.Р.Полонская, С.И.Самыгин,

В.Н.Нечипуренко, И.Н.Полонская, Д.М.Угринович, И.Н.Яблоков. Они определяют секуляризацию, прежде всего, как освобождение различных сфер общества, общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

Исследованию роли религии в современном мире посвящены работы Н.С.Капустина, Г.Рормозера, А.А.Ткачевой, Р.Циприана, обращающих внимание на возросшее влияние религии в современном обществе. Изучению роли христианства в жизни западного общества посвятили свои работы Н.Бабасян, А.В.Журавский, Т.Папуашвили, З.И.Пейкова, Р.Циприан. Самой интенсивно разрабатываемой проблемой в контексте исследования роли религии в современном мире является проблема динамизма ислама (С.М.Алиев, А.З.Арабаджан, О.Бибикова, В.И.Данилов, С.Б.Дружиловский, И.В.Жмуйда, А.Ионова, С.Н.Каменев, Н.Г.Киреев, В.Г.Коргун, А.В.Малашенко, Д.Б.Малышева, Н.М.Мамедова, А.А.Нуруллаев, О.В.Плешов, Л.Р.Полонская, В.В.Ракачев, Г.А.Сабирова, Р.Сикоев, Г.И.Старченков, А.Ю.Умнов, Е.И.Уразова, И.Л.Фадеева, С.Щерматов). Значительное влияние индуизма на все стороны общественной жизни Индии раскрыто Т.Ф.Девяткиной, Б.И.Клюевым, Л.Р.Полонской, Р.Б.Рыбаковым. Е.А.Торчинов, А.А.Терентьев обращаются к рассмотрению истории буддизма в России и места этой религии в современном обществе.

В обширной литературе по вопросам философии и социологии религии важнейшее место принадлежит работам об общественной роли религии, ее положении в обществе и государстве, ее соотношению с политической, экономической и другими сферами общества. Так, взаимовлияние религии и политики в контексте современных общественно-политических процессов рассматриваются в исследованиях В.Я.Белокреницкого, Ю.В.Босина, О.И.Жигалина, А.В.Малашенко, М.П.Мчедлова, А.А.Нуруллаева, М.Б.Пиотровского, В.Правоторова, А.Д.Саватеева, С.Сафронова, Г.Ф.Сейфи, М.О.Шахова, К.Шмитта, С.Б.Филатова, Д.Е.Фурмана, С.Яхиева. Большинство исследовате-

7 лей, говоря о политизации религии, имеют ввиду, прежде всего, роль исламского фактора в политике.

Проблемы соотношения религии и экономической сферы анализируются в работах М.Вебера, С.Н.Булгакова, Н.М.Никольского, отводящих религии роль католизатора в развитии определенного типа экономических отношений. А.Ионова, И.В.Жмуйда, Н.Митрохин, М.П.Мчедлов, Л.Р.Полонская, Э.Г.Филимонов, М.Эдельштейн, напротив, активизирующую роль религии в экономической жизни общества выводят из специфики общественного развития. Особого внимания заслуживают исследования динамики личности предпринимателя под воздействием религиозной этики Н.Н.Зарубиной, Я.Рощиной, В.Фальцмана.

В последнее время вызывает особый интерес проблема фундаментализма, о чем свидетельствуют работы А.Бельского, Г.М.Вельяминова, В.Ефимова, А.В.Малашенко, Д.Б.Малышевой, И.В.Подберезского, Е.Рашковского В.С.Семенова, Л.К.Туроу. А.С.Ваторопин, Э.Тоффлер затрагивают вопросы религиозного модернизма, в том числе влияния модернизации современного общества на религию.

Проблема изменения и измерения религиозности в российском обществе привлекает все большее внимание специалистов, изучающих общество и человека, среди которых: А.А.Авраменко, Л.Бызова, Л.М.Воронцова, Ю.А.Гаврилов, Б.Дубин, К.Каариайнен, В.В.Локосов, Л.Н.Митрохин, М.П.Мчедлов, Л.Г.Новиков, М.И.Одинцов, А.А.Панков, В.И.Подшивалкин, С.Б.Филатов, А.Г.Шевченко, С.Д.Яковлев. Структуре конфессионального пространства России, росту числа религиозных организаций и их возросшей роли в обществе посвящены работы Р.А.Лопаткина, Н.В.Клинецкой. Ю.П.Зуев обращается к вопросу религиозно-конфессиональных отношений в современной России.

Исследование проблем нетрадиционной религиозности и новых религиозных движений отражено в работах Е.Г.Балагушкина, Л.И.Григорьевой, И.Г.Каргиной, Л.Н.Митрохина, Н.А.Трофимчука, С.И.Иваненко, С.Б.Филатова,

8 Р.Н.Лункина. В их исследованиях отражена специфика названных объединений, появившихся и активно действующих на территории современной России. Т.А.Бажан посвятила свое исследование изучению социально-психологических особенностей и механизмов феномена «оппозиционной религиозности». Кроме того, такие специалисты, как Л.И.Григорьева, Н.А.Трофимчук предлагают проекты концепций выстраивания государственно-церковных отношений с неорелигиозными объединениями.

Выделяются также труды, в которых рассматривается роль и место религии и церкви в историческом аспекте: Л.А.Андреевой, Т.В.Артемьевой, И.А.Булыгина, А.Н.Колодного, Б.А.Лобовика, А.М.Панченко, Н.В.Филоненко. Они интересны тем, что позволяют проследить динамику роли религии и церкви за достаточно большой период, насыщенный конкретными историческими событиями, понять историко-культурную роль церкви в истории России, а значит, лучше разобраться в феномене особого положения Русской православной церкви в современном российском обществе.

Несмотря на то, что в настоящее время имеется обширная литература по проблемам религии, работ, посвященных непосредственно проблеме усиления роли и влияния религии в обществе, пока недостаточно для того, чтобы считать тему достаточно разработанной. Большинство таких работ - это статьи. Монографические же труды, посвященные комплексному исследованию сущности происходящих изменений во взаимодействии религии и общества, отсутствуют. Нередко, так называемое «религиозное возрождение», наблюдаемое в России, связывается исключительно с ростом числа верующих и религиозных организаций, при этом не рассматриваются другие, очень важные аспекты этого «возрождения», довольно узко и однобоко ставится вопрос о его причинах. Само определение вышеназванных процессов представляется нам недостаточным, так как не отражает всей специфики активного внедрения религии в жизнь современного общества.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования являются процессы, связанные с изменением места и роли религии в обществе.

9 Предмет исследования. Предметом исследования является десекуляри-

зация в современном обществе.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования - проанализировать явление десекуляризации на основе изучения места и роли религии в современном обществе в определенных условиях.

Достижение цели исследования требует решения следующих задач:

раскрыть относительность процесса секуляризации;

определить понятие десекуляризации через раскрытие оппозиционных категорий, характеризующих религиозную жизнь общества;

охарактеризовать диалектическое единство секуляризации и десекуляризации;

определить сущность, содержание, основные черты десекуляризации;

выявить и раскрыть основные формы десекуляризации;

выявить условия и факторы изменения роли и места религии в современном российском обществе;

исследовать специфику процесса десекуляризации в современном российском обществе.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической основой исследования является диалектический метод, применяемый к изучению общественных явлений и реализующийся через соблюдение требований конкретности исследования, всесторонности рассмотрения явлений общественной жизни, объективности оценок всей совокупности представленных обстоятельств в их противоречивости, взаимосвязи и динамике. Диссертант опирается на такие аспекты диалектического метода, как соотношение формы и содержания, общего, особенного и единичного, части и целого, объективного и субъективного. Широкое применение в исследовании получили системный подход и системно-структурный анализ, а также функциональный подход, в центре внимания которых идея целостности и структурности, внутренней активности и динамизма изучаемых объектов, особенностей их функционирова-

10 ния в общественной системе в целом. Использовались общенаучные методы

анализа, синтеза, систематизации, а также принцип историзма. Диссертант руководствовался сложившимися в философии, социологии, религиоведении научными положениями и выводами по исследуемой тематике, содержащимися в работах отечественных и зарубежных авторов. Научная новизна исследования.

  1. Выявлена относительность процесса секуляризации, позволяющая выделить явление десекуляризации, определяемое как усиление роли и влияния религии в обществе, общественном и индивидуальном сознании. Секуляризация и десекуляризация рассматриваются как диалектические противоположности.

  2. Установлено, что десекуляризация является результатом усложнения общественных процессов, с одной стороны, кризисного состояния некоторых обществ, межэтнических конфликтов, краха прежних идеологических систем и попыток опереться на культурно-исторические традиции - с другой стороны.

  3. Выявлены следующие признаки десекуляризации: упрочение социального и правового статуса религиозных организаций; реставрация тех или иных сторон вероучения, институциональных признаков религии; растущий уровень религиозности; модернизация церковной деятельности, ее приспособление к конкретным условиям; расширение влияния религии на общество; возрождение религиозно-философской традиции.

  4. Раскрыта сущность десекуляризации, заключающаяся в тенденции вытеснения светских начал религиозными (в разной степени в разных странах) при преобладающем росте влияния доминирующей и традиционных конфессий. Содержание десекуляризации в общих чертах охарактеризовано как резкая активизация носителей всех религиозных проявлений, возрастание и укрепление роли и позиций религии и сопутствующих ей явлений.

  5. Выделено многообразие форм десекуляризации, среди которых структурная форма, включающая в себя общее, присущее большинству стран, где имеет место рассматриваемый процесс, особенное, проявляющееся на уровне

различных религий, и единичное, наблюдаемое в отдельных странах. Также выделены формы десекуляризации на основе функционального критерия и критерия интенсивности.

  1. Показано значительное усиление роли и влияния религии в современном российском обществе, которое включает как личностный, так и институциональный аспекты; возросшие роль и влияние религии в политической, межнациональной, экономической, социальной и духовной областях общественной жизни.

  2. Выявлено, что условием, создавшим предпосылки для изменения религиозной ситуации в России, выступил отказ от прежних идеологических позиций государства. Это, в свою очередь, породило целую совокупность факторов, способствующих появлению и распространению десекуляризационной тенденции, а именно: политико-правовые перемены в стране, мировоззренческий поиск, кризисное состояние общества, стремление к национальному самоопределению и т.д. В рассматриваемом процессе выявлены и объективные, и субъективные начала.

  3. Сопоставлены положительные (возрождение целых пластов культурных традиций, формирование чувств и настроений, укрепляющих патриотизм и способность противостоять ослаблению самостоятельности России и т.д.) и отрицательные стороны в десекуляризационном процессе.

Научно-практическая значимость исследования. Теоретическое значение исследования заключается в том, что его результаты способствуют углублению знаний о сущности происходящих процессов в сфере взаимодействия религии и общества, помогают в раскрытии актуальных проблем современности, могут служить теоретико-методологической основой дальнейшего анализа места религии в современном обществе. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания философии, социальной философии, социологии, религиоведения.

Апробация результатов исследования. Различные теоретические выводы и обобщения, фрагменты исследования нашли отражение в докладах, про-

12 читанных на межвузовских и межрегиональных научных конференциях аспирантов и соискателей «Проблемы обществоведения» (1999, 2000, 2001, 2002, Красноярск), на научно-практической конференции «Методологические аспекты повышения качества инженерного образования» (2000, Красноярск), на международной научной конференции «Интеллигенция в судьбах России на рубеже XIX - XX веков» (2000, Улан-Удэ), на межрегиональных научно-практических конференциях «Молодежь и наука - третье тысячелетие» (2001, 2002, Красноярск), на XL Международной научной конференции «Студент и научно-технический прогресс» в Новосибирском научном центре Сибирского отделения РАН (2002, Новосибирск). Основное содержание исследования отражено в 10 публикациях (в том числе в методическом пособии по курсу религиоведение).

Структура диссертации. Структура диссертации определяется целью работы, последовательностью решения поставленных в ней задач и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка и приложения.

Понятие десекуляризации

Преобладающей тенденцией в оценке соотношения светского и религиозного в современных условиях считается постепенная секуляризация общества. Данный подход, на наш взгляд, является неоднозначным. Соотношение светского и религиозного подвержено колебаниям и изменениям, вектор этих изменений также может меняться: от сакрализации к секуляризации, от секуляризации к состоянию общества, когда вновь все большие сферы общественной жизни отходят от светского санкционирования и влияния. Эти обстоятельства подвели нас к выделению такого понятия, как «десекуляризация». Научный подход к проблеме ставит нас перед необходимостью рассмотрения понятийного аппарата, четкого определения понятия «десекуляризация» через раскрытие оппозиционных категорий, характеризующих религиозную сферу жизни общества.

Мы не будем останавливаться на всем многообразии определений религии, поскольку объект нашего исследования не религия в целом как сложный феномен, а процессы, связанные с динамикой взаимоотношений религии и общества. Отметим лишь, что по сей день продолжаются поиски определения сущности религии. Они идут в двух направлениях: 1) субстанциональное - выделение главного свойства, отличающего религию от других явлений; 2) функциональное - определение функций религии в обществе1. Исходя из существования этих направлений, отметим, что в нашем исследовании под религией мы будем понимать систему взглядов, представлений, связанную с верой в сверхъестественное, не имеющую научного подтверждения. При этом религия как социальное явление представляет собой структуру, имеющую четыре основных элемента: 1) система религиозных взглядов; 2) религиозная деятельность; 3) религиозные отношения; 4) религиозная организация. Место религии в обществе определяется: 1) местом религиозного мировоззрения в системе общественного сознания; 2) местом религиозной деятельности в системе социальной деятельности и отношений; 3) местом религиозных групп, общностей и организаций среди других групп, общностей и организаций1.

Подробнее остановимся на функциональном подходе к религии, так как данный подход будет реализован в нашем исследовании. Функциональный анализ религии получил распространение еще в эпоху классической философской и социологической мысли. Так, И.Кант выявляет сущность религии в моральном образе мыслей и жизни и указывает на интегрирующую функцию ре-лигии . В философской системе Г.В.Ф.Гегеля религия является формой абсолютного духа, она начинается с появления субъективного человеческого сознания, хотя и не является продуктом последнего, и представляет собой «отношение духа к духу, знание духа о духе в его истине»3, находится в человеке, в его разуме, определяя отношение человека к миру. «Основу религии, - по Л.Фейербаху, - составляет чувство зависимости человека»4, религия дает иллюзию освобождения от бед, в этом явно прослеживается компенсаторная функция религии. О.Конт отводил религии роль связующей силы, основы социального порядка, однако эту функцию религия выполняет только в условиях первой стадии (теологической) развития человеческой истории, затем она вытесняется научными, позитивными знаниями5.

Марксизм также способствовал развитию функционального подхода к религии. По мнению К.Маркса, «государство, общество порождают религию» 6. В условиях классовой борьбы религия выступает в качестве идеологии (она бы 15 ла ее исторически ранней формой), отсюда ее идеологическая функция, ее существо в том, что религия оправдывает и узаконивает существующие порядки или осуждает их, отрицая их право на существование. Религия, по мнению Маркса, может питать социальный конформизм, внушая иллюзии («опиум народа»1), выступая тем самым, в качестве тормоза общественного прогресса, или стимулировать социальный протест, выступать как форма протестных и революционных движений. В условиях глубокого социального раскола общества, когда интересы одной его части могут быть обеспечены за счет другой, иррациональные факторы - верования и ценности, которые не могут быть рационально обоснованы и не подлежат проверке, обеспечивают интеграцию общества в интересах господствующих классов. Маркс, вслед за Фейербахом, развил идею о компенсаторной функции религии. Религия - это «сердце бессердечного мира» . Впоследствии с подобными взглядами выступил З.Фрейд .

Э.Дюркгейм уделял особое внимание рассмотрению религии как основного фактора, интегрирующего общество. В своем исследовании религии Дюркгейм распространил учение об интегрирующей функции религии, выработанное на материале первобытных народов, на все общественные формации, игнорируя при этом такие исторические факты, как религиозные войны, крестовые походы, религиозные конфликты между нациями внутри одной страны и др. В современном мире религия неоднократно выступает катализатором межнациональных столкновений, яркими примерами тому являются англоирландский, израильско-палестинский конфликты, угрожающие масштабы принимают различные проявления религиозного экстремизма. То есть наряду с интегрирующей функцией религии должна быть признана и дезинтегрирующая. Тем не менее, Э.Дюркгейм внес существенный вклад в разработку структурно-функционального подхода к религии, который был развит этнологами и социальными антропологами А.Радклифф-Брауном и Б.Малиновским и особенно социологами Т.Парсонсом и Р.К.Мертоном1. Исходя из теории структурного функционализма в понимании общества и религии как одной из его подсистем, религия рассматривается как элемент социокультурных взаимосвязей и отношений, как фактор легитимации отдельных систем социальных отношений, как фактор возникновения тех или иных социальных отношений.

Современные исследователи выделяют следующие функции религии в обществе: мировоззренческую, компенсаторную, структурирующую, регулятивную, интегрирующую, дезинтегрирующую, культуротранслирующую, эсте-тическую . К этому перечню, на наш взгляд, необходимо добавить и этическую функцию религии.

Религия в широком понимании объединяет социальный и личностный аспекты в некое целое. Исходя из этой методологической позиции, религия рассматривается в ее структурно-функциональных связях с обществом и личностью. Характер и степень связи религии с обществом на разных этапах его развития неодинаковы. Анализ религии как социального явления в его взаимодействии с обществом более результативен, когда речь идет о достаточно развитом обществе, с высокой степенью социальной дифференциации, автономности различных сфер общественной жизни. В этом контексте проблема «религия и общество» раскрывается через анализ взаимодействия между религией и другими явлениями общественной жизни - экономикой, политикой, культурой и т.д. В нашем исследовании, исходя из классификации Р.Белла3, мы не будем подвергать анализу религиозно-символический и архаический этапы развития религии. Для нас представляют интерес современные формы религии, для которых характерен не прошлый синкретизм религии и других явлений, а напротив, превращение религии в относительно самостоятельный феномен.

Большое значение в исследовании идеологических явлений, в том числе и религии, имеет системный подход и их системно-структурный анализ. В центре системного подхода - идеи целостности и структурной организованности, внутренней активности и динамизма изучаемых объектов. Признавая, что религия - это целостная, динамичная система, состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных элементов и выполняющая ряд функций, в то же время, рассматривая религию как социальный институт, мы будем исходить из того, что религия есть часть общественной жизни, от которой она не может быть изолирована.

Формы десекуляризации

Сущность десекуляризации, как впрочем, сущность любого явления, выражает единство содержания и формы. Напомним, что содержание десекуляризации выражается в активизации носителей всех религиозных проявлений, возрастании и укреплении роли и позиций религии и сопутствующих ей явлений. Форма такого сложного явления, как десекуляризация, не может не быть многообразной. Прежде всего, формы десекуляризации выступают как структура процесса, элементы которой образуют общее, проявляющееся как особенное (десекуляризация на уровне отдельных религий) и единичное (десекуляризация в отдельных странах). Кроме того, формы десекуляризации выделяются на основе: а) функционального критерия, с помощью которого выявляются особенности десекуляризации в важнейших сферах жизни общества; б) критерия интенсивности, позволяющего определить десекуляризацию как умеренную или радикальную.

Обратимся к характеристике структурной формы десекуляризации, в которой выделим следующие элементы:

1) усиление влияния религии на общество;

2) реставрация тех или иных сторон вероучений, институциональных признаков религии;

3) известная модернизация тактических аспектов религиозной деятельности, ее приспособление к определенным условиям;

4) стремление расширить социально-экономическую, политическую и культурную основу влияния религиозных институтов;

5) нетерпимость по отношению к другим верованиям и к соответствующим институтам (идея экуменизма в основном существует в теоретических разработках, на практике она проявляется незначительно). Весь набор вышеперечисленных элементов образует общее в десекуляризации, которое проявляется как особенное, на уровне отдельных религий и единичное, наблюдаемое в отдельных странах1.

Для подтверждения данного положения, обратимся прежде к анализу христианства. Разделение светской и духовной сфер общества на государственном уровне возникло сравнительно недавно. В западных странах, где уже длительное время существует вполне светское общество, и церковь, как правило, отделена от государства, сохраняется религиозная сфера не только индивидуального, но и общественного сознания, и в ряде стран религия еще оказывает сильное влияние на общество. Однако по оценке многих исследователей, традиционное христианство переживает упадок, что свидетельствует об углублении процесса секуляризации. Подобный вывод делается, главным образом, на основе изучения конфессиональной принадлежности и соблюдения религиозных обрядов.

Так, например, Н.Бабасян приводит следующие данные по ряду европейских стран. В Великобритании за период с 1989 по 1999 гг. Римско-католическая церковь потеряла 490 тыс. прихожан, Англиканская церковь - 290 тыс. Сегодня 43% британцев считает себя англиканами, 11% - католиками. Одновременно в Великобритании весьма быстрыми темпами развивается ислам: число мусульман в стране уже достигло 2 млн. В католической Франции, где католиками себя считают около 70% жителей, храмы также пустеют, священники меняют профессию, духовенство стареет. В Германии постоянно снижается значение религиозных обрядов и ритуалов, воскресные службы перестал посещать каждый пятый католик. Общий сбор церковных налогов упал на 10%. Несмотря на покровительство государства и огромную социальную работу церкви, ее влияние на общественное мнение сокращается. Аналогичный процесс наблюдается в Австрии1.

Социолог М.О.Тульский отмечает, что упадок религии имеет место и в Восточной Европе, где «государственный атеизм искусственно преуменьшал долю верующих, но и после его краха не произошло никакого взлета религиозности в этих странах. Произошло только единовременное увеличение числа верующих из-за того, что им "разрешили" быть верующими и посещать церкви, причем дальнейший рост верующих не наблюдается»2.

Данные социологических исследований дополняют данные современных психологических исследований. Так, Г.Оллпорт, Г.Ленски, изучая верующих людей, попытались определить характер их религиозности. В результате исследователи выделили верующих с «маргинальной», или внешней и «нуклеарной», или внутренней, религиозностью3. Было обнаружено преобладание внешней религиозности над внутренней в современном обществе.

Рост влияния церкви и религиозности наблюдается только в тех странах, где оно соединяется в массовом сознании с национальной идентичностью, например, в Северной Ирландии, в Польше, Италии, Испании. Так, по данным Н.Бабасян, в Польше «к Римско-католической церкви принадлежит 95% населения. В 1978 г. польский кардинал Кароль Войтыла стал папой римским Иоа-ном Павлом II, что оказало огромное влияние на положение церкви. Сегодня костел имеет статус и влияние в обществе, несравнимый со статусом и влиянием церкви ни в какой другой европейской стране. У костела есть свое "законное" время на государственном телевидении, а Закон Божий - обязательный предмет в школьной программе. По воскресеньям храмы полны прихожан, а польские семинарии обеспечивают своими выпускниками пол-Европы»4.

Ряд современных государств, например, Великобритания, Швеция, Дания, Греция, сохраняют государственную церковность. На практике это сводит 48 ся к взиманию налогов на содержание церкви, а также признанию гражданско-правовой действительности регистрируемых церковью крещений и браков. Тесное сотрудничество церкви и государства отмечается и в сугубо светских государствах, например, в Германии, Австрии, Италии и др., где взимается церковный налог, религиозные организации занимают активную общественную позицию, в том числе и в сфере политики, присутствуют в сфере образования, в армии, в средствах массовой информации, получают финансовую поддержку от государства.

Уровень религиозности в Соединенных Штатах остается достаточно высоким, что «связано с их историей, американским образом жизни, национальным характером и общественно-политической системой»1. В США распространены практически все христианские религии, с преобладанием протестантских конфессий, а также иудаизм, буддизм, ислам.

Условия и факторы десекуляризации в России

С начала 90-х годов XX в. произошли кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества, в том числе в духовной сфере. В российскую культуру были включены не использованные ранее пласты дореволюционной культуры, возрождены религиозные институты, признан их социальный и правовой статус. Этот процесс получил название в работах ряда исследователей «религиозное возрождение» или «религиозный ренессанс» .

С начала 90-х годов прошло немало конференций (не только в России ), опубликовано немало работ, обсуждающих религиозное возрождение в России, но при этом сам термин остается непроясненным. В.С.Полосин дает следующее определение: «возрождение религии в России - политико-правовой и социально-культурный процесс 90-х годов XX в., связанный с восстановлением в своих правах религиозной культуры, свободы совести, легализацией и ростом социальной активности религиозных организаций и верующих»3. Американский социолог религии Ш.Линзи и Я.Кротов выделяют три концепции «религиозного возрождения»: 1) «индивидуальное мистическое возрождение личности в борьбе с общинной косностью и фарисейством»; 2) «возрождение организационных, административных структур своей конфессии, строительство церквей не обязательно на деньги верующих, но и на деньги правительства»; 3) «"религиозное возрождение" как "религиозно-философское" явление, судить о котором следует, прежде всего, по результатам деятельности интеллектуальной элиты, ее творчества в различных сферах культуры»1.

На наш взгляд, определение «религиозное возрождение» полностью не отражает сущности происходящих изменений во взаимоотношениях религии и современного российского общества, в котором происходит не только восстановление в правах религиозной культуры и религиозных организаций, возрождение религиозного мировоззрения, но наблюдается активное влияние религии в обществе, внедрение ее во многие сферы общественной жизни, помимо духовно-нравственной. Религиозное возрождение в вышеназванных представлениях является составной частью процесса десекуляризации в нашем понимании. Отметим, что термин десекуляризация встречается в одной из доступных нам коллективных работ, авторы указывают на «происходящий процесс своеобразной десекуляризации общества», говоря о состоянии религиозности в армии, однако, к сожалению, не дают определения этого процесса2.

Некорректен применительно к религиозной ситуации в современной России и термин «клерикализация», предполагающий сильную самостоятельную церковь, вмешивающуюся в дела государства. Религиозные организации современной России не обладают серьезными силами, позволяющими проводить независимую политику, хотя Русская православная церковь (впредь - РПЦ) осуществляет мощный поиск механизмов воздействия на государство, о чем еще будет сказано ниже (при этом речь не идет о политике, проводимой религиозными организациями связанной с их внутренней деятельностью). Духовенство опирается на те возможности, которые предоставляются светскими вла 88 стями в условиях отсутствия идеологии освящающей и легитимизирующей светскую власть в глазах масс. «Государственная власть в отношениях с религией руководствуется прежде всего выгодой: национальной, государственной, либо личной - в зависимости от обстоятельств»1. От церкви прежде всего ожидается пропагандистский эффект. Тем самым светскими властями создается иллюзия могущества РПЦ и через это церковь и осуществляет свое влияние на общество.

Не в пользу клерикализации свидетельствует и огромный секуляризаци-онный запас, который сохраняется и не позволяет одержать верх клерикализации. Сила инерции действует и в сознании людей, и в современной ситуации. Тем самым, в целом поддерживая идею М.О.Шахова о несостоятельности применения термина «клерикализация» к современному российскому обществу, мы не согласны с положением, что «непременным признаком клерикализации является наличие встречного противоборствующего процесса секуляризации» . Ныне мы так или иначе, наблюдаем этот процесс при отсутствии клерикализации.

Таким образом, в России реальна не клерикализация, а процесс десекуля-ризации, при котором наблюдается сближение церкви с государством по инициативе последнего, что способствует усилению роли и влияния религии в обществе. Тем не менее, тенденция к сближению РПЦ с государством создает нарастающий эффект, ведущий к усилению влияния церкви.

Десекуляризация в России ознаменовала кардинальное изменение религиозной ситуации в стране. В самом общем виде под религиозной ситуацией мы понимаем «такое положение дел в обществе, регионе, на конкретном обследуемом объекте, которое характеризуется наличием, характером и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их взаимодействия на общество или обследуемый объ 89 ект»1. То есть, оценивая религиозную ситуацию, следует принять во внимание наличие в обществе различных религий, их количественное соотношение и взаимоотношения между собой, их роль в данном обществе; количество религиозных объединений, организаций, институтов в целом и по конфессиям; количество их последователей и в целом уровень религиозности, то есть долю верующих в общем составе населения.

Религиозная ситуация всегда оценивается на данный момент времени. Но для понимания тенденций ее развития необходимо еще и сравнение с прежней ситуацией, чтобы увидеть направленность и характерные особенности ее изменения.

Религиозная ситуация в советский период характеризовалась жестким государственным контролем за деятельностью религиозных организаций, ограничением возможностей религиозной проповеди и распространения религии, преследованиями духовенства, религиозных проповедников и верующих, активным утверждением атеизма всеми средствами идеологического влияния коммунистической партии и государства. Результатом такой политики и идеологического воздействия, но, впрочем, и объективного действия процесса секуляризации было оттеснение религии на периферию общественной жизни и общественного сознания, прогрессирующее сокращение числа верующих, в наиболее социально активных и образованных группах населения, что фиксировалось социологами как снижение уровня религиозности.

Наиболее крупнейшими и теоретически значимыми исследованиями этого периода являются исследования процесса секуляризации, осуществленные в 1960 - 70-х годах в Воронежской, Пензенской, Калужской областях, демонстрирующие различные аспекты секуляризации массового сознания, свидетельствующие о невысоком уровне религиозности населения (см. приложение, табл. 1 - 4). За этими исследованиями прошла серия аналогичных исследований в ряде регионов страны, позволяющих проследить уровень религиозности в динамике, демонстрирующей углубление процесса секуляризации (см. приложение, табл. 5). Исключение составляли исследования в регионах традиционного распространения ислама, где был зафиксирован относительно высокий уровень религиозности (см. приложение, табл. 6). Количество зарегистрированных религиозных обществ в 1984 - 1987 гг. также свидетельствует о секуляризационной тенденции, однако уже с середины 1980-х годов число религиозных организаций начинает постепенно увеличиваться (см. приложение, табл. 7). В целом религия, религиозные организации в советский период находились в состоянии выживания. Секуляризация во многом проводилась сверху насильственным путем, что привело к некоторым ограничениям, издержкам этого процесса, и как результат - в современный период наблюдается возвращение религии в целом или частично и не просто возвращение, а усиление ее влияния на общество и внедрение практически во все сферы жизни.

Специфика десекуляризации в России

Как уже отмечалось, в современном российском обществе наблюдается значительное усиление роли и влияния религии. Возросло количество верующих, расширился диапазон действия религиозных организаций, усилилось их влияние в социально-политической, экономической, социальной сферах, в области образования, культуры. Спецификой российского общества во все времена была ее поликонфессиональность, которая в рассматриваемый период существенно возросла, как возросло и количество религиозных объединений. В настоящее время в стране действует 20200 (по некоторым данным 20215) официально зарегистрированных религиозных объединений1, более 70 религий, рели-гиозных направлений и течений . Возобновили или начали свою деятельность многие монастыри, миссионерские и религиозно-просветительские центры, конфессиональные благотворительные учреждения, учебные заведения, средства массовой информации.

Религиозные объединения России оказались за короткий период времени в совершенно новой ситуации. С одной стороны, они получили большую свободу для своей деятельности, что выразилось в нескольких направлениях мировоззренческих исканий в религиозной сфере. Во-первых, - это активная позиция РПЦ, которая по количеству своих организаций и широкой поддержке со119 стороны государственной власти занимает лидирующую позицию; во-вторых, —это динамичное развитие других христианских, мусульманских, иудаистских, буддийских религиозных направлений; в-третьих, - это распространение нетрадиционных религиозных движений, многие из которых оцениваются как деструктивные культы, (их число неуклонно растет, как и растет число их жертв, нуждающихся в реабилитации) и, в-четвертых, - развитие неоязычества в ряде национальных государственных образований.

С другой стороны, в религиозном пространстве России возник ряд противоречий, вызванных как историко-культурными, религиозными традициями, так и современной социально-экономической и политической ситуацией. Среди них, прежде всего, следует отметить внутриконфессиональные противоречия. Распад СССР, в частности, обусловил организационные расколы в православной церкви. Возникшие в результате новые православные церкви бывших союзных республик ведут борьбу за храмы, землю, финансовые средства, некогда принадлежавшие единой церкви. Происходит усиление позиций Русской зарубежной православной церкви, возникли десятки ее приходов на территории России. Остаются сложными отношения с Истинно-православной церковью (катакомбной). Кроме того, как утверждают Н.А.Трофимчук и С.И.Иваненко, все более заметным явлением становятся самодеятельные религиозные объединения, характерной чертой которых является активное участие в некоторых сферах религиозной и общественной жизни1.

Обострилась в последнее десятилетие и проблема централизации жизни мусульманской уммы России. Состав и территориальная конфигурация мусульманских религиозных объединений находится в постоянной динамике. На основе этнических, культурных, географических особенностей и признаков явно выделяются два основных ареала российского ислама - поволжско-уральский и северокавказский, внутри каждого из них происходит перегруппи 120 ровка сил. В деятельности мусульманских организаций можно выделить следующие тесно связанные направления1:

1) передел разными мусульманскими религиозными объединениями территории их влияния;

2) участие исламских организаций и лидеров в политической жизни;

3) возрождение религиозного образования;

4) поиск модели организационного устройства мусульманской общины.

Ныне на территории России вместо двух ранее существовавших действует уже несколько десятков самостоятельных духовных управлений мусульман. В разное время были попытки объединения мусульман, создание некой «мусульманской патриархии». Это и Центральное духовное управление мусульман России, Высший координационный центр Духовного управления мусульман России, Ассоциация мечетей России «Бейт Аллах», Общество «Хималь», Совет муфтиев России и др. . Отсутствие единства всех мусульман России, существование различных духовных центров для ислама вполне объяснимо, так как исламская умма России неоднородна и в этническом, и в религиозном отношениях. Однако это порождает ряд негативных явлений, связанных с противостоянием различных направлений в исламе, иногда доходящим до вооруженных конфликтов.

Дезинтеграционные процессы проявляются, хотя и в меньшей степени, и в протестантских организациях. Практически во всех конфессиях, хотя и с разной степенью остроты, наблюдаются противоречия между консерваторами, выступающими за чистоту и неукоснительное соблюдение традиционных норм религиозной жизни, и сторонниками приведения вероучения и культовых предписаний своих религий в соответствие с изменившимися условиями жизни и достижениями современной цивилизации.

Новые обстоятельства, которые сложились в России в последние годы, предопределили обострение и межконфессиональных противоречий1. Прежде всего, это обострение конкурентной борьбы между религиозными организациями за привлечение в свои ряды новых верующих, особенно в условиях, когда многие из россиян находятся в неопределенном состоянии относительно веры. И.В.Симонов-сравнивает подобную ситуацию с «религиозным рынком»: «В религиозной сфере действуют те же законы, что и в сфере экономики: конкуренция, "рекламная война", более активный "сбыт" того "товара", который отличается более эффективной упаковкой, угождает массовому "покупателю" своими "потребительскими свойствами" и "простотой эксплуатации в быту"»2. Подобную аналогию проводит и В.Правоторов, который отмечает, что «в сферу межконфессиональных отношений начинают переноситься принципы рыночной конкуренции»3.

Ситуация «религиозного рынка» деструктивна. В условиях существования подобного рынка происходит нивелирование личности, человек рассматривается не как субъект общественных отношений, а как живой материал, которым можно манипулировать. В конкурентную борьбу за последователей вступают все новые религиозные организации, что приводит к расширению «религиозного рынка». И.Г.Каргина в своем исследовании наглядно демонстрирует, что современная религиозная ситуация в России характеризуется постоянным, значительным ростом числа новых христианских объединений и их последователей, что не имело аналогов в предшествующие годы4. Современная Россия представляет благоприятное пространство для миссионерской деятельности, разного рода «новых религиозных движений», «нетрадиционных», «деструктивных» культов (не только христианских), что привело к своеобразной сектантской экспансии1.

Нередко эти религиозные движения представляются более привлекательными на «религиозном рынке», имея в отдельных случаях мощную материальную поддержку и используя современные средства воздействия на массовое сознание. Лидеры большинства возникающих в России религиозных новообразований чутко реагируют на перепады в общественном настроении, резко обличают пороки «греховного мира», предлагают проекты его радикального переустройства. В них содержатся обещания не только приобщить население России к «истинной вере», но и способствовать его материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым, рекламируя себя в качестве уникальных «спасителей».

Похожие диссертации на Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ