Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика информационных процессов развития культуры: теоретико-методологический анализ Осьмук, Людмила Алексеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Осьмук, Людмила Алексеевна. Динамика информационных процессов развития культуры: теоретико-методологический анализ : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Томск. гос. ун-т.- Томск, 1994.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-2/2700-0

Введение к работе

Актуальность теми исследования. Одной кй определяющих тенденций развития современного сбиества является его усиди-вашдееся стремление к самопознанию. В рамклч этой тенденции эксплицировалось существование 'взаимопроникающих систем, среди которых система культуры как информационно- адаптивная среда всегда вызывала особый интерес исследователей. Развитие сложных саморазвивающихся систем связано с увеличением в них роди информации. Поскольку любые изменения в человеческой- жизнедеятельности соотносятся с информационными процессами, исследование этих процессов в культуре позволяет объяснить многие механизмы и тенденции развития общества. Устойчивый интерес к информационным процессам в культуре усилился- с возникновением глобальных проблем, в частности, с проблемой информационного обцества. С развитием культуры наблвдается все более острая потребность общества и индивидуума в регулировании информационных процессов В условиях переосмысления теоретических представлений о действительности на информационно-системной основе возникает необходимость в .моделировании информационных систем.

Объектом исследования данной диссертационной работы является информационная, система культуры. Необходимость создания модели культуры диктуется сложным содержанием данного феномена, как отмечал П.А.Флоренский: "Свойства действительности, при рациональном познании, куда-то должны быть помещены в модели". Построение подобной модели позволяет предметно представить информационные процессы, происходящие в культуре, и на рациональном уровне рассмотреть её динамику, . что является предметом исследования. Выявление с помощью информационной модели закономерностей развития культуры затрагивает вопрос, продолжаощий оставаться актуальным для человечества на протяжении многих веков. Таковым является вопрос динамики поступательности и повторяемости социального и культурного развития.

1.Флоренский П. Анализ пространства и времени в художест-вевно-иэобравителышх произведениях. М., 1993. - G.6.

Именно эта проблема в своё время вызвала к жизни идею цикли ности развития общества. Представляется, что в настоящее вр мя речь долина идти о выделении рационального в этой теории создании новой концепции волновых информационных процесс развития культуры.

Исследование динамики1 инфопроцессов развития культуры этой точки зрения позволило бы : а) создать целостно^ представление унизалыгай сложнейшей- системы культуры в е< развитии, б) обеспечить новый подход к конкретным явления] культуры, в) взглянуть по-новому на культуру и на взаимодействие человека с куль турой, г)'внести вклад в формирование нового.информационно-системного мировоззрения.

Обрад;еипе к волновым икфопроцессам развития культуры не-Есередственно выводит нас на проблему эффективности прогнозирования и социального управления, что имеет глубоко практическое значение. Дальнейшее развитие общества уже невоз-ксаквэ без информационного обеспечения деятельности, а значил-., без знания информационных процессов развития'культуры.

Степень научшсй разработанности проблемы. 5 современно! литературу неоднократно предпринимались' попытки подойти і хройлемам развития культуры через системный анализ. Взгляд т. к/ль г/ру как систему изменялся в процессе изучения, в за-ш.сшост/ от направлений си'сїємн культури . трактоваласі ao-pasHow. Та1-:, неокантианцы представляют ее как систему ^t-Hfc'.crefc v. щейСН.Га^'лма:-,, Э.Кассирер); эволюционисты - кас ззос-^ояннс ?зол»цконйру!оцук адаптационную систему ( Л.Уайт, Р.га_о::огт, .Л.Байда, К.Харрис, ,М.Саченс, Э.Сервис); в нал-рсвленш: структурной ан-рзп^логии система культуры представлена системой ''культурных образцов" ( К.Леви-Стросс, Р.Барт, ЭД.Зуко); психологическая антропологии подходит к ней как и системе, взаимодействующей с психикой индивидуумов и модифицирующей их поведение (У.Гудккаф). В рамках этого направления система культуры эксплицируется как совокупность информации и образцов деятельности и поведения.

Структурно-функциональное направление в социологии включает культурную подсистему в общую формализованную -модель

ютемы действия(Т.Парсонс), таким образом, в соответствии с їятельностно-фушщиональнілл подходом культура является ин-зрпретацией социального действия. Культура действительно эциальна, но в целях её - исследования ыы вправе развести зциальную и культурную системы. Структурная антропология, шршер, разводит социальное и культурное (К.Леви-Стросс). гак, каждое направление работает со своим определением ш>туры в соответствии, с постззденпыми задачами.

В современной отечественной литературе культура как істема представлена в исследованиях: Ш.А.Гумерова, М.С,Каша, В.А.Конева, Ю.М.Лотмана, З.С.Маркаряна, Н.С.Розова, Л.Фейнберг, В.В.Чурбанова и др.

Новый толчок к изучению культуры дало возникновение тео-ш информации. В частности, это привело к появления теории зтетической . информации: М.Бензе, Е.Вальтер, М.Касслер, Кубе, А.Моль, Г.Франк и др. Так, А.Моль конструирует ян-)рмационнув систему культуры, рассматривая социодинамику гльтуры и функционирование в ней семантической и эстети->ской информации. Интерес к.проблемам информации вызвал к ізни теории, ставяідие е центр внимания коммуникацию: ї.Г.Мид; Д.Уотсон, Ю.Хабермас, К.Ясперс и др.

Информационный подход к проблемам культуры получил п'опу-
ірность в отечественной науке: М.В.Арапов, Н.П.Ващекин,
3. Коган,- И.С.Ладенко;-М.С.Мириманова, В.В. Налимов, В.М.Ро-
ін, А.Д.Урсул, Э.Л.Шапиро, Ю.А.Шрейдер и др. Эти авторы
посматривают роль информации в контексте культуры, при
:ом в центре внимания оказывается проблема передачи, пере
мотки и хранения информации. Подчёркивается значение ин-
>рмации для жизнедеятельности и дальнейшего развития куль-
'ры.

-Среди подходов к развитию общества и культуры: деятель-
ютноґо, функционального, векторного, циклического и т.д. -
ітор останавливается на циклическом, стремясь разобраться в
[формационйых процессах внутри отдельных стадий развития
иштуры! _;.'-

Волновые информационные процессы культуры, насколько нам

известно, до сих пор не являлись предметом специального исследования. Хотя проблема цикличности уке давко волнует философов. Ею занимались: Аристотель "О возникновении к уничтожении", Д.Вико "Оснований новой науки об общей природе наций", О.Шленгдер "Закат Европы",, Ф.Корнелиус "Всейирнад история и ее ритмы",' А.Тойнби "изучение истории", Н. Л. Данилевский "Россия-и Европа", П.А.Сорокин "Соцкааьнзя и культурная динамики", Л.Н.Гумилев "Этногенез и биосфера Земли".

Развитие системы культуры с точки зрения информационного подхода . в последнее время всё больше привлекает внимание отечественной науки. Необходимо . отметить исследования:' В.Г.Афанасьева, Б.Г.Белихина, Н.П.Ващекина, Н. Д. Данилиной, В.З.Когана, Б.А.Парахонского, И.В.Пименова, В.Д.Плахсва, В.М.Розина, В.Н.Тростникова, Ю.А.Шрййддра.

В связи с усиливавдейся системностью, общества и культури,' увеличивающей роль информации, ш^ор^зцианкый подход к проб-., леиам культуры продоляает оставаться аорсяектшзщйз.

Цеди и аадачи исследования. Дедью ifacтoяeгo дкссертацн-оняого исследования является теоретико-методологический ана-лив динамики раввития икфоршщкошгсй системы культуры, а значит, анализ волновых процессов в культуре.

Реализация поставленной целк прэдоолагагт ревение следующих задач:.'

рассмотреть.культуру как сложную самоорганизующуюся ин-фсрнационно-адаптивну» систему; '.

создать модель информационкой система культуры, для чего выявить ее структуру;

рассмотреть информационные механизмы взаимодействия в контексте этой модели; исследовать кнфовзашодействия внутри системы;

рассмотреть фушащозированне инфосистеш культуры с точка зрения' дихотомии: синхрония-диахрония;

моделирование синхронного инфополя системы и синхронно- диахронной реиетки :в целях изучения инфопроцессов;

:выявить причины эволюционных скачков и особенности циклических стадий раввития культуры: подъема' (возрождение),' ста-

6.

уонарнсго оастаааля, с лтглацлїї, кртадл'а, распада.

Теоретала-аелерла гпчесчал :_слллл^р":л;;Л/:рлл:!гд а ка-

і-'Сїі-.i- таореллаоладгелодсглаллла" ссылал :; лна^лсрганмс-на-і
л с.1' лазанли балл Л'Лллт"елаил лрпнлллл. илаи а лолтлллля ,
іллаляілеел ;< р:*а;ах лалтао "ллрагллендл есалальлок лплесс-
bvv ~ теории ссга:аль:іол ллДлрлллли ( инаоллллогкл ). ,Танком
ашравтанле поучает круг галроеол, еаяа пнлх с- ііротекаїшел
лйсрмалионаых процессов в обаеотле и культуре. Растет алело
їзторов, работгвірлх із этом налратлелии, р качестве леталолл-
ліческой бакы лас особо Редут илтересезллть работы: л.лллра-
:!ст.'а. Н.л.Батіерллнл., В.3. Когана, А. Д.Шарова, КЗ. А. трейдера,
.тзтододопл'есіига инструментарий ашлего капрлллешаї лооте-
тенно утьл отдается в наллє. Так. в ж^ормацкенных процессах
оеолсе лначонме уделяется анализу суоьектно-ебтелтнкх л'-fop-
талхолпла лоаимодейлтала тсеалл.лаїлх г рамках дтасрлаллоа-
них процессов. А

З ;ірлл:оноллн к хоооле.іа^ кала турпего лалвхткл анализ тп-

!'ЛЛоаі'НП.7'-;ЙСГЬКІ' ПОеЧОЛЛеЛ РЛСЛОЛу; "ЛЛер'.ОЛГЛЛЯНЛе- хееллл л^д ЛУДЬТУрДЛТ ЛрОРеОСОТ. -ЛДЛЛЛа Гаааа.'і.лаЛ; ЛО :;PU J,V!-.>P,!',:, ад.д-

летрал; лелнчестте л ілічє^лдо Лглтер-елілл, :.::.-.: л дослал цлекуляд'л: л ШуА.аагтол:- лел-ллус. меарааладге ул. лаетла лл~ Лормашла цолл и ^рерагла ..-„ _;г л:етлдеее>а. І'лрлуаал:'' л луддтуре ле ;аллзт сел.о:лтоіх!тл ', л.-: . ла с-^~, ,'лл yyaveaieecT дли тога, л^обл Gae>. л'-редлхьой л-аоалд/а^. с:-лллл;л кеде Tyj'-' доллоп Раттд суеллі'л, пар'.едлаха елЛс-реал-., л-.алі сала ,! ер-лек.; ее прітилдллалл. аехлл;латде.'-а;аід ра гадал ; лра~ ,ддх;,йьло, онд слардлрудто:.' а :-лд;о .'адтельлеа'ал Гсл:л.лау до-ят^длность ладэй прохода1! а лу..алл:он^й саде, лоедадеа; дліл лот л.і лддолггилодейстгко. Частот,., ;г?ф л:еаллд<д:еталл и лд-СРопсле еаадслт от мазілсе ёдактсрол. К осноендм -отнеалтел лн-<^спотресЗі;сг.-.ти. ЛЕліоразіїилнина стимулятора л оарьольл

' Центральное место с моісцо;югаческой ловстоукцл/ толла'--о? системная кешелдая іліфопроцесаов. Голорлтр оа лисропро-и.о.ссах з системе іаельдурь1 пе»озмоахо бее іісллоаллаї отрлла--.гель аси сущдоотк нкфоаеатдиа В зтал смасла, четоясллглчле-л поденными лдляатсл рабить: Д.я.Дубасдеаего, Вл'.Кллперллого д

В,К. Кремянского. Описание ' слонноорганизованнои систем включает:

место и назначение исследуемой системы среди друг*:

систем;

цели функционирования системы как целостности:

структуру: уровни,, подсистемы, компоненты;

показатели качества функционирования системы-критерии;

функциональное назначение структурных элементов;

анализ связей между элементами; . схему функционирования, динамику взаимосвязи элементов.

Все эти правила распространяются на информациокнук систему с учетом ее специфики. Как бы содержательно пщоул и разноплаяовы не были существующие системный концепции, все они подчеркивают, что структура и организация являются базовыми характеристиками любой системы. Описание развитии информационной .системы предполагает раскрытие динзліки икфоп-роцессов, а, следовательно, анализ поведения системы в-определенные моменты развития. В свете -последних исследований сложных открытых систем представляется возможным'^ эффективным применение методов синергетики к изучаемому объекту.

Информационная сущность объекта исследования определяет его сложность, ' -поэтому информационный подход должен иметь интегративнйй характер, то есль использовать достижения социологии, психологии, семиотики, эстетики, синергетики..Интеграция научного знания позволяет сделать исследование -более эффективным.

Научная новизна работы. Обращение к информационному, подходу позволило автору создать формализированную модель ин-фосистемы культуры, которая стала объектом исследования. При зтсм сам объект оказался нетрадиционным и малоизученным, так как а основном ь литературе культура рассматривается или просто как сложная система, или как информационное пространство. Для эффективного решения поставленных задач необходимо было иметь четкое представление о свойствах, структуре и динамике кнфосистемы культуры, для чего автором был проведен- необходимый теоретико-методологический анализ ин-

зрмациснкон системы культуры. Автор эксплицирует инфосисте / культуры как совокупность информации, вращающейся в фор-юпределяющем соииуме, и образцов культурной деятельности, вторые з информационном взаимодействии образуют единство.

Научная новизна дачной работы определяется также тем, го з ней впервые представлены циклы развития культуры с )чки зрения информационного подхода, информационный анализ элнозых процессов развития культуры позволил по-новому іглянуть на различные состояния ( стадии ) развития культу-1, такие как: стационарное состояние, стагнация, кризис, іспзд, -выход из кризиса, подъем. Для анализа циклических 'адий развития культуры выделяются следующие критерии раз-x'Si'-s. икфосмотеуы культуры: 1] количество внешних и внутрен--« флуктуацій, 2) амплитуда колебаний и время никла разви-їя, 3) тамс-ненке параметров информационных структур, 4) из-нею-е информационных характеристик: количества и качества формации, времени и скорости цк'лирования ее в системе, дм и средста производства информации. На вайсту заносятся следующие основные положения: Появление системы культуры закономерно, так как развитие фопроцессов ведет !". формированию такой системы, в которой ладыва'отся сложные и инвариантные инфоструктуры: базовие и иентацконвые. Первые определяют взаимодействие между ком-нентгми культуры, вторые - отношение между культурой и ин-видуумом.

Инфоскстема культуры характеризуется высокой стохастич-зтыо ;д наличием большого количества флуктуации, следованию, амплитуды ее колебаний могут быть самыми разными, этому с развитием возрастает одновременно нерзвновесвссть гомеостатичность.

Стационарное состояние культуры - неравновесное состоя-з, при котором культура существует в оптимальном РИТМИЧНОМ' хиые, где взаимодействия между синхронными и диахронными эуктурами строятся с учетом соблюдения меры соотноше-з между информационными фильтрами, барьерами и установками ;тепекыо свободы функционирования информации.

-і. Сііг:-;;жя кулг.тупы - с;^7^і;п?; -ioui'j моры ки чоъ, і>;скссги. г.рк которой Гі іікЕосис'/г.м»:- иигаг VI:rrаетсд У; сьі:кціі

OMKDV-2T МПНИМ7М НОВОЙ ИПСРСрМОЦ!"!, МЄД ССЫЛОЧНЫЙ ..>; V.jCI

ресса; прскевоцстію ш.'цс:..ч,ации нацеленс і; і прошлое, кої.ро абсолиііїзйруетса .

5. Кризисная культура-характеризуется хаоти'^.оккм режимом постоянными флуктуацкшми, ;: которым культура не усінг.ас-нрпвыкнуть і!з-:?а неустойчивых информационных структур, в рь зультате чего распадаются как синхронные, так .и дкахрокны структуры. Синхронное поле при этом наполнено бодъаим количеством некачественной информации.

5. Если кв точки бифуркации культура не е состоянии вернуться к стационарному режиму, она стремится к распаду. .Распавшиеся инфоструктуры продолжает сохранять информацию, ко поскольку они не функциональны. информанта может быть передане модальному объекту спустя длительное греми или исчезнуть. 7. Прогрессирующая система культуры - такаь система, где: 1) быстро увеличивается объем информации,» при этом существует возможность фильтрации, селекции и систематизации инфопото-ка, 2) растет скорость производства качественной информации, 3) изменяется 'тезаурус субъекта и объекта, 4) происходит рост числа-взаимодействий между локальными культурами, что способствует' формировании единой информационной'системы общечеловеческой культуры.

Теоретическая и- практическая значимость работы Методо-логическая значимость диссертационного исследования определяется разработкой информационной модели культуры и теоретико-методологическим анализом волновых информационных процессов развития культуры. Полученные результаты позволяют методологически обосновать многие культорологические исследования в различных предметных областях. В социально-практическом плане принятие решений, как социальных, так и. политических без знания инфопроцессов в области культуры сникает их эффективность и дальноворкость. Результаты исследования могут-быть использованы как в курсе социальной философии,, так и в проблемных темах' по курсам социологии культуры и

"СТАТИКИ. . ' .

Лщю5а'и:я_]:.1боть:._ Основный лолохешіл диссертационного*

ьоследеваччм были апробированы на Зоессюзнсч конференції/' "'"'.роб.вемь; .?фієктиености. рационализации и оптимизации человеческой деятельности" ( Ноьоснбпрск, 1991 ), VII Всессызпой конференции НС АН СССР "Проблемы интеллектуального развития срганлгадиешыл систем" С Нопоспбхрск, 1991 }, ЗсеесвдноД конференции института срилосо-гии и права СО РАН "Человеческая ориентация социального и научно-технического процесса" ( Новосибирск, 1992 ), Мелзузсвсксй XXXIII научно-методической конференции" ІісИС "Совершенствование методической работы на современном этапе развития выспей школы" ( Новосибирск, 1Q92)„

XXXV научно-методической конференции НЭКС "Прсблєш разра
ботки и внедрения новых технологий обучения студентов" ( Но
восибирск, .1934 ). -

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух тлаз и заключения ( объем - -.150 страниц печатного текста ), библиографического приложения ( S75 наименований ).