Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика репрезентаций феномена успеха в социально-культурном пространстве Ефимова Лариса Викторовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефимова Лариса Викторовна. Динамика репрезентаций феномена успеха в социально-культурном пространстве: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Ефимова Лариса Викторовна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»], 2018.- 140 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-культурные и теоретико-методологические основания исследования репрезентаций успеха

1.1. Представления об успехе в древнекитайской и древнегреческой культуре и философии . 13

1.2. Культурные и философские интуиции экспликации феномена успеха в философии Нового времени. 27

1.3. Противоречивый характер репрезентирования феномена успеха в неклассической философии 35

Глава 2. Современные репрезентации успеха в пространстве социального

2.1. Проблема выбора путей достижения успеха современным человеком 57

2.2. Аномичные пути достижения успеха в современном обществе 68

2.3. Мифизированный успех человека с «синдромом Мюнхгаузена» 100

Заключение 119

Список использованной литературы 124

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего тем, что в современном обществе стремление к успеху входит в ценностную шкалу личности, мотивируя деятельность, определяя поведение и тем самым влияя на эффективность работы какой-либо системы. В современной культуре успех выступает как мощный символ, через призму которого оценивается общество/группа/личность. Успех считается одним их определяющих факторов созидания и реализации различных потенциалов социального и личного. Но при этом, выступая сегодня в качестве интегральной общественной и жизненной стратегии, успех являет собой феномен неоднозначный и сложный.

Общественное признание успеха делает феномен важным фактором социальной активности личности. Особенно актуальной данная проблема является для России. Однако в современном обществе обнаруживается не просто амбивалентность феномена успеха, но активное распространение его негативных репрезентаций, при тщательном анализе которых выявляется симулятивность, мифологичность и кратковременность успеха как результата деятельности. Это особенно характерно для ситуации «текучей современности» (З. Бауман). Негативные стороны феномена успеха находят средства своей легитимации и тиражирования в СМИ. В результате его деформированные формы воспринимаются в качестве нормы и образца для подражания.

В связи с этим, сегодня актуализируется необходимость исследования
амбивалентной природы успеха и его качественных характеристик. Осмысление
современных представлений об успехе приобретают особую актуальность в
условиях российской действительности. Сегодня в России идут сложные
социальные и экономические процессы, связанные с попыткой реализовать
западную модель модернизации в условиях сохранения

традиционалистски-общинных, коллективистских форм общественных

отношений. В этой связи многие исследователи диагностируют состояние современного общества как патологическое, что оказывает непосредственное воздействие на формирование личности. Среди патологий современного общества называют аномию, связанную с кризисностью во всех сферах культуры, что ведет к распространению отклоняющихся форм поведения. Данное обстоятельство, в свою очередь, приводит к тому, что существование двойных стандартов воспринимается в качестве правила.

В результате разного рода преобразований и реформ, связанных с
заимствованием западных форм жизни, в современном российском обществе
появляется модель успеха, ориентированная на личные финансовые и карьерные
достижения. Сама по себе подобная ориентация не несет негативных
коннотаций. Но в условиях российской действительности, исторически
развивающейся в коллективистско-общинных формах, данная

индивидуалистическая установка подвергается трансформации и, в свою очередь, деформирует ментальные структуры. Наложение западной модели успеха на российскую ментальность вносит определенную рассогласованность в понимание феномена успеха и способов его достижения, тем самым усугубляя

аномичное состояние общества и человека. Неслучайно понять природу современных представлений об успехе значит найти основания и получить возможность их корректировки, что, безусловно, позитивно скажется на развитии современного российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. В представленном исследовании с позиций социальной философии произведен анализ четырех крупных блоков литературы по заявленной проблеме: философских, психологических и социологических концепций, а также теорий культурной антропологии.

Ввиду того, что успех в современном мире становится одной из основных потребностей жизни человека, массовая культура как один из ключевых механизмов общества потребления, стимулирующих спрос и потребление, продуцирует огромное количество литературы по проблеме успеха в области психологии, тренингов, бизнеса, менеджмента и пр. Подчеркнем, нередко подобную литературу создают люди, добившиеся успеха и общественного признания (например, Гейтс Б. «Бизнес со скоростью мысли: Как добиться успеха в информационную эру», Гоулдер К. «Астроуспех: к счастью и гармонии через звезды», Карнеги Д. «Язык успеха», Паркинсон С.Н. «Полный свод законов Паркинсона и миссис Паркинсон: Как преуспеть в работе, развлечениях и семейной жизни, имея самые скромные способности», Фокс Дж.Дж. «Как стать суперзвездой маркетинга: необычные правила, благодаря которым победно звенит ваш кассовый аппарат» и др.). Во всех перечисленных книгах успех рассматривается как технология, которую каждая личность способна конструировать, рассчитывать и создавать, обходя негативные стороны его достижения. Среди качеств личности, сосредоточенной на достижении успеха, авторы обычно называют позитивность, скорость мышления, рационализм, креативность (вводится понятие «креативный интеллект успеха»), веру в собственные силы, умение прогнозировать ситуации и лавировать в них.

В научной зарубежной и отечественной литературе, связанной с
исследованием феномена успеха, можно выделить философский,

социологический, психологический и культурно-антропологический подходы.

Социологи, как правило, фокусируют внимание на сущности, структуре и типах успеха субъекта в контексте его социальных взаимосвязей (М. Вебер, К. Мангейм, Г.Л. Тульчинский, Ю.В. Согомонов). Помимо этого, социологический подход рассматривает успех как способ самоутверждения личности (Н.Е.Харламенкова, Е.П. Никитина), а также факторы его достижения (П. Бергер, Дж.Мид, У. Бек, А Шюц, Т. Веблен, Э.Гидденс, Т. Лукман,).

В рамках психологического подхода исследователи пытаются выявить определенные психологические аспекты сущности феномена: мотивацию достижения успеха (Д. Аткинсон, Д. Макклелланд, Г. Мюррей, Ф. Хоппе, Р. Уайт, Р.С. Вайсман, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, М.Л. Кубышкина и др.), уровень требований личности ( В.А. Аверин, Т. Дембо, К. Левин,, В.К. Гербачевский,О.Г. Мельниченко, И.М. Палей, и др.), движущую силу свершений в профессиональной деятельности (Е.В. Козиевская, П.Т. Долгов и др.).

Подход, базирующийся на культурной антропологии, сфокусирован на факторах и специфике культурных моделей успеха как жизненной стратегии личности (В. Малиновский, Б. Тернер, Ф. Боас, Д. Шнейдер и др.).

Изучение негативных трансформаций успеха в современном российском обществе осуществлялось с позиций концепций социальной аномии (Бабосов Е.М., Горозия В., Дюркгейм Э., Мертон Р., Туркиашвили Ш. и др.), а также на основе теории телесности (Барт Р., Марсель Г., Мерло-Понти М., Нанси Ж.-Л, Подорога В.А. и др.).

В целом, наличие множества подходов понимания феномена успеха подтверждает его сложность и неоднозначность. Перечисленное обуславливает необходимость использования в рамках социально-философского исследования феномена успеха принципов, методов и понятий из разных отраслей научного знания.

Объектом исследования является успех как социально-культурный феномен.

Предметом исследования выступает ценностный аспект

социокультурных репрезентаций успеха в современном обществе в его амбивалентности.

Цель исследования заключается в раскрытии специфики

социально-культурной динамики антиномичных репрезентаций успеха в современном обществе.

Достижению поставленной цели способствует постановка и решение следующих задач:

– обозначить основные моменты становления и развития проблематики успеха в культуре и истории философской мысли;

– проанализировать проблему выбора путей достижения успеха современным человеком;

– осуществить социально-философскую интерпретацию психологического концепта «синдром Мюнхгаузена» как инструмента анализа социального феномена успеха в его антиномичности;

– раскрыть роль средств массовой коммуникации в формировании представлений о феномене успеха в современном обществе.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования.

Специфика предмета исследования определила необходимость применения широкого междисциплинарного и компаративистского подходов, использования историко-логического, структурно-семиотического и диалектического анализа. В работе применяется феноменологический подход. Аксиологический подход позволил в процессе исследования рассматривать успех как феномен, входящий в систему ценностной шкалы личности/общества.

Особую роль в исследовании играют работы Ж.-Л. Нанси и Ж. Бодрийяра. Они анализировали со-бытийность человеческого существования как «философии на пределе» (Ж.-Л. Нанси) с позиций мифизаций и симулятивности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлена динамика репрезентаций успеха в современном обществе, демонстрирующих амбивалентность данного феномена. С одной стороны, успех

предстает как результат творческой деятельности человека, с другой – репрезентации успеха навязываются человеку обществом в виде некоторых клишированных форм.

2. Показано, что в современном индивидуализированнном обществе выбор
путей достижения успеха становится для человека серьезной жизненной
проблемой: варианты ее решения располагаются в широком диапазоне от
пассивного ожидания удачи (счастливого случая) до активного волевого и
сознательного действия, рассчитанного на силы, способности, умения самой
личности. Активное действие, в свою очередь, может быть репрезентировано как
в социально значимых формах, так и в чисто внешних формальных процессах
псевдо-активизма.

3. Анализ проблемы выбора путей достижения успеха современным
человеком позволил выявить, что репрезентации успеха могут приобретать
черты симулятивности, мифологичности и кратковременности, трансформируя
понимание феномена и деформируя отношения личности и общества.

4. Осуществлена социально-философская интерпретация
психологического концепта «синдром Мюнхгаузена» как инструмента анализа
социального феномена успеха в его антиномичности. Показано, что именно
человек с «синдромом Мюнхгаузена» наиболее ярко демонстрирует аномичное
состояние не только общества в целом, но и собственного Я. Тип личности с
«синдромом Мюнхгаузена» рассмотрен автором не в традиционном
медико-психологическом, а в социально-философском аспекте. Установлено,
что человек с «синдромом Мюнхгаузена» бесконечно продуцирует мифы о себе,
являющиеся репрезентацией жизни напоказ.

5. Раскрыта роль средств массовой коммуникации в формировании
представлений о феномене успеха в современном обществе. Тиражируемые
СМИ репрезентации успеха иллюстрируют нарастающую в обществе
аномичность, что приводит к смене мировоззренческих и ценностных
ориентиров, влияющих на понимание успеха в его социальном и личностном
аспектах. Допустимым средством достижения успеха в такой ситуации
становится, в том числе, симулятивно-мифизированное, скандально-эпатажное
поведение, формы которого легитимируются СМИ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Феномен успеха, связанный со смысложизненным поиском и системой
ценностей личности, определяет вектор ее развития и проявления в обществе.
При этом успех может иметь как позитивный, так и негативный модус.
Неоднозначность феномена приводит к определенным проблемам его
понимания в массовом сознании: реципиенты нередко интерпретируют успех
только в качестве внешней эффектной демонстрации личностью собственной
славы, богатства и высокого социального статуса, игнорируя трудный путь к
нему.

2. Комплекс представлений об успехе, являющийся показателем
эффективности работы социальной системы и жизнедеятельности личности,
достигшей определенных высот в различных сферах общества, в современном
социокультурном пространстве трансформируется. Нередко в

позиционировании успеха обнаруживаются негативные черты: симулятивность, мифологичность и недолговечность.

3. Изменение понимания феномена успеха в современности обусловлено
аномичными явлениями в социуме, в результате чего успех начинает достигаться
негативными методами и средствами, в том числе нарушением законности,
симулированием действительности, проявлением деструктивного поведения.

4. Особую роль в тиражировании представлений об успехе играют
информационно-коммуникативные технологии. Обладая мощной силой
воздействия, они начинают манипулировать симулятивными, мифологическими
и негативными образцами успешного, воспринимаемыми реципиентами в
качестве поведенческой матрицы. Сегодня все чаще к разряду успешных людей
относят патологическую личность, крайним выражением которой является
«синдром Мюнхгаузена». В жизни такого типа людей успех связан с
возможными/невероятными/пустыми достижениями, преподносимыми в
качестве действительно бывших и значимых. Тиражирование подобного
формата успеха негативно сказывается на реципиентах, деформируя их шкалу
жизненных ценностей, мотивацию и действия в обществе.

5. Патологичность человека с «синдромом Мюнхгаузена» нередко
обнаруживается в отношении к телу и телесности как к возможным средствам
достижения успеха в обществе. Красивая телесная оболочка и
симулятивная/пустая внутренняя жизнь личности свидетельствуют о*ситуации
разъятия, когда тело и телесность начинают жить своей жизнью, не связанной с
индивидуальным**, глубоко личным Я. Данная рассогласованность

внешней и внутренней составляющих бытия человека свидетельствует о раздвоенности, нецелостности индивида.

Успех патологической личности нередко достигается посредством эпатажа, в
котором обнаруживаются не только положительные, но и отрицательные
импульсы. С одной стороны, эпатаж способствует рождению нового, стимулируя
дальнейшее развитие личности и социальной структуры в целом. С другой
стороны, тиражируясь СМИ, эпатаж множит симулятивные и безнравственные
образцы успеха, связанные с продуцированием мифологизированных историй,
что усугубляет кризисность социального/личного. Желание достичь успеха
(пусть даже в симулятивной форме, которая выдается за реальность), приводит к
тому, что человек, преследуя эгоистические цели и забывая о нравственной
компоненте, нарушает нормы и игнорирует социальные ценности, поддерживая
свой имидж скандалом, ложью и интригой. Выявленные черты,

трансформирующие представления об успехе в массовом сознании, требуют незамедлительной корректировки ситуации.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Социально-философский анализ работы позволяет выявить динамику репрезентаций успеха и причины появления его некоторых негативных черт.

от * до ** по всему тексту использованы материалы собственных статей

Исследование показывает, что стремление к успеху, являющимся двигательной
силой социального/личного, выступает в качестве стимула развития общества,
его социальных групп и отдельного индивида. Вместе с тем, анализ
симулятивных и мифологизированных форм современного успеха

диагностирует проблематичность пользы феномена и аномичность некоторых ситуаций, связанных с ним.

Содержащийся в данном диссертационном исследовании материал, обобщения и выводы используются автором при подготовке лекционных курсов и семинаров по курсу «Философия», «Культурология» и «Основы философии» в Казанском инновационном университете имени В.Г. Тимирясова. Материалы диссертации могут быть также использованы при составлении учебных пособий, в том числе по темам, касающимся анализа взаимоотношений современного общества и личности.

Апробация результатов исследования. Основные положения

диссертационного исследования нашли свое отражение в одной коллективной монографии, четырех статьях в изданиях, входящих в Перечень ВАК ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, а также в других публикациях.

Отдельные теоретические положения и результаты исследования были
отражены в выступлениях на Международных конференциях, конгрессах и
симпозиумах: Международная конференция «Навстречу XXII Всемирному
философскому конгрессу: философия как исследование и образ жизни»
(26-27.04.2013г., г. Казань, Казанский государственный энергетический
университет); Международная научно-образовательная конференция «Гуманизм
и современность» (8-9.11.2013 г., г. Казань, Казанский (Приволжский)
государственный университет); Международная научно-практическая

конференция «Социальные и этнические процессы в развитии общества»
(16-17.05.2013 г., г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет);
Международная конференция «Наука и образование: проблемы и перспективы
развития» (30.08.2014г., г. Тамбов); Международная конференция

«Региональная культура и политика. Новые парадигмы» (12-14.09.2014 г., г.
Улан-Удэ, Бурятский государственный университет); Международная

конференция «II Садыковские чтения» (24-25.10.2014 г., г. Казань, Казанский (Приволжский) государственный университет); Международная конференция «Провинциальные страницы жизни» (27.02.2015 г., г. Чистополь, ЧФ ИЭУП (г. Казань)); VII Российский философский конгресс «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений» (6.10-10.10.2015 г., г. Уфа, Башкирский государственный университет).

Представления об успехе в древнекитайской и древнегреческой культуре и философии

В современном мире феномен успеха выступает в качестве ключевого символа и основного стимула развития бытия человека и социума, становясь главным критерием ценностной ориентации личности и ее шкалы оценки окружающего мира. Все чаще через призму успеха/неуспеха саму личность оценивают во всех сферах жизнедеятельности , в том числе в рамках профессиональных, научных, политических, экономических, социальных, повседневных и других практик. Но при этом существует огромная пропасть между идеальным, философским видением успеха и его интерпретациями в современном массовом сознании.

Как правило, успех связан с достижением определенной цели, эффективностью и результативностью функционирования системы, понимание которых может не совпадать у различных людей, социальных групп и обществ. Для одних успех связан с освоением какой-либо деятельности, для других – с получением положительного результата в определенной сфере, для третьих – с общественным признанием и пр. Выбираемая и достигаемая личностью цель обладает для нее определенной значимостью и должна получить одобрение внутри социальной группы или у общества в целом. При этом достижение цели сопряжено с определенными психологическими состояниями, в том числе удовлетворением, счастьем, оптимизмом, разочарованием.

Сегодня в массовом сознании все чаще достижение успеха связывается с известностью и популярностью, высоким материальным уровнем жизни, социальным/политическим влиянием, светским образом жизни, обусловленным, в том числе, попаданием в фокус внимания средств массовой информации либо благодаря определенным достижениям, либо в связи с эпатажно-скандальным поведением . Кроме внешнего аспекта, успех в бытии личности имеет и внутренний, субъективный модус, проявляющийся в чувстве удовлетворенности достигнутым, жизнью в целом и происходящими в ней событиями, что может быть обусловлено и обладанием всем выше перечисленным. Удовлетворенность сопровождается чувством эйфории и счастья.

В современном обществе в связи с происходящими в нем изменениями успех начинает подразумевать не столько профессиональное мастерство, сколько умение добиваться положения в обществе и властных структурах, при этом позиционируя себя. Более того, в «текучей современности» (З. Бауман) можно обнаружить симулятивную форму успеха, имеющую кратковременный, сиюминутный характер. Перечисленное стимулирует исследование современных форм успеха, помогающее выявить антиномичные черты феномена, подвергнув их анализу и критике. Как мы считаем, некоторые образцы успеха выступают в числе причин, мешающих преодолению перманентных кризисов социального/личного, эффективности функционирования системы и не дающих удовлетворения индивиду.

Предваряя репрезентации современного успеха, обратимся к пониманию феномена в различных культурных традициях и философско-теоретических концепциях, раскрывающих его амбивалентную природу.

Понимание успеха начинает формироваться в глубокой древности . Подчеркнем, в философском дискурсе проблема успеха в чистом виде долгое время не обсуждалась: она либо игнорировалась, либо вписывалась в контекст иной проблемы, либо вуалировалась. Более того, философы рассматривали феномен с различных позиций и сторон, высказывая о нем противоположные суждения. Исследователи рассуждали не только о сущности феномена, но и его мотивационных основах и механизмах достижения, демонстрируя различные варианты интерпретации успеха.

Если вспомнить Эпикура, Лао-Цзы, Б. Спинозу, Л.Н. Толстого, то они обращали внимание на субъективный модус успеха, связанный с гармоничным состоянием, душевным спокойствием, отсутствием страданий. У перечисленных авторов успех вписывался в концепт счастья и счастливой жизни личности. В религиозной традиции успех, имеющий также субъективный модус, интерпретировался как дар Бога, вознаграждающий индивида за особый, аскетический образ жизни и духовные практики. Чем больше человек обращался с молитвой к Всевышнему, тем ближе он был к нему, находя благодать, спокойствие и умиротворение. Считалось, что духовные практики, связанные с обращением к Богу, изменяют человека, его духовное, физическое и психическое состояние. Благодаря христианским практикам аскезы личность достигала гармонии собственных жизненных энергий, приходя к умиротворению. Как отмечает С. Хоружий, преобразование себя и своего энергийного образа, выступая в качестве составной части религиозной духовной практики, имеет своей целью душевное спокойствие. Сама «духовная практика – направленный процесс преобразования человеком собственной энергийной проекции к некоторому телосу, или же к "высшему духовному состоянию"»1. Духовная практика ведет к соединению человека с Богом, приобщая его к Божественной благодати. Избавившись от негативных эмоций (в том числе, злости, сомнения, негодования), можно испытать счастье и почувствовать сопричастность Богу. Для определенной категории людей, посвятивших свою жизнь религиозной вере, встреча с божественным олицетворяла достижение поставленной цели, а значит – успех. В деятельном подходе успех трактовался как цель, осуществляемая в результате приложения усилий и предметной деятельности. При этом в деятельном подходе можно обнаружить не только личностный, но и коллективный модус успеха. В постмодернистских концептах появилась идея успеха как счастливого случая – выигрыша в игре, в том числе игре обстоятельств.

Даже поверхностный исторически-ретроспективный обзор феномена успеха позволяет говорить его многогранности и сложности, заставляя осуществить реконструкцию понятия на основе различных концепций.

Подчеркнем, чаще всего успех рассматривался в контексте любой человеческой активности как проявление воли. Так, в первобытных обществах возвышение одного человека над другим обеспечивало ему силу, богатство, славу, в чем обнаруживаются интуиции представлений об успехе. Акцентируем внимание, в большей степени подобное понимание первоначально было бессознательным и интуитивным. В дальнейшем осознание успеха начинает приобретать более отчетливые контуры, воплощаясь художественно и теоретически. Метафорически-художественное понимание успеха можно обнаружить в мифах народов мира. Какую бы народно-мифологическую систему мы ни взяли, практически все боги в ней олицетворяют успех. Зевс, Юпитер, Осирис, Один, ., олицетворяя успех, управляли мирозданием или отвечали за определенную сферу. Среди приписываемых им качеств можно назвать авторитет, могущество, амбиции, власть, масштабность, рационализм, решительность действий и умение мыслить стратегически, навязывать окружающим свою волю, дар пророчества. Перекидывая мост к современности, можно констатировать: все перечисленные черты или большая часть из них обнаруживаются у многих успешных людей, руководящих крупными предприятиями или социальными сферами, достигших потрясающих высот в бизнесе, науке, искусстве и др. областях.

Помимо этого, в качестве одной из главных функций богов было оказание покровительства людям, что способствовало эманации успеха из божественного в земной мир. Человек, заручившись благосклонностью божественных сил и приложив определенные усилия (например, в виде упорного труда), мог рассчитывать на успех в любом своем начинании. Подчеркнем, мифологические сказания фатальны: успех в них выступает как неизбежность и предопределенность, что наиболее ярко проявляется в биографиях некоторых мифологических героев (Прометей, Одиссей, Ясон, Гильгамеш, Хоу-Цзи, Мауи и др.). Вспомним историю Одиссея. Безусловно, внешне – это человек успеха, достигший конечной цели возвращения на Итаку благодаря уму, энергичности, хитрости, практичности, ловкости, которые помогли ему одержать победу над «божественным гневом» (именно так переводится его имя). Но его судьба была предопределена, и он имел поддержку богини Афины, благодаря чему стал победителем и вернулся на родину после многолетних скитаний. Сами приключения Одиссея можно интерпретировать как процесс познания мира, с которым герой успешно справился. Согласимся с М. Элиаде, который, характеризуя как миф об Одиссее так и самого главного героя, написал: «Одиссей для меня – первообраз не только человека современной эпохи, но и человека грядущего, поскольку он представляет собой тип гонимого странника. Его скитания – это путь к Центру, в Итаку, то есть путь к себе.

Противоречивый характер репрезентирования феномена успеха в неклассической философии

В неклассической философии феномен успеха из своего подпольного существования выходит в состояние легальности: он начинает анализироваться философами, признаваясь в качестве одной из базовых категорий человеческого и социального бытия. Подчеркнем, однозначности его понимания в этот период опять не наблюдается: как правило, каждый философ выделяет в нем одну черту, подвергая ее аналитическому рассмотрению.

В позднем капиталистическом обществе акценты в трактовке успеха смещаются с общественного на личный модус. Успех индивида начинает определяться через призму размеров его собственности, что стимулируется интенсивным развитием капиталистического производства, конкурентоспособностью и стремлением к обогащению, выражаемым в росте капитала. В сопутствующем успеху труде игнорируются творческие аспекты: труд фокусируется вокруг экономической составляющей, связанной с увеличением капитала. Перечисленное приводит к тому, что успех начинает связываться с уровнем личного обогащения.

Некоторые идеи А. Шопенгауэра в «Афоризмах житейской мудрости» можно связать с успехом. Так, философ характеризует судьбу человека по трем категориям: 1) личностное проявление, обусловленное здоровьем, силой, красотой, темпераментом, нравственными проявлениями и умственными способностями; 2) имущественное владение; 3) понимание и представление личности Другими, выражающими отношение к его общественному положению, в том числе связанному с почетом и славой31. При этом философ замечает, что характеристики первой категории присущи человеку от природы, ввиду чего именно они оказывают наиболее мощное влияние на личностный успех и счастье. Шопенгауэр замечает, что расширение духовной составляющей способствует успеху и сопряженному с ним счастью: «судьба может улучшиться; к тому же при внутреннем богатстве человек не станет многого от нее требовать. Глупец всегда останется глупцом, и тупица – тупицей, будь они хоть в раю и окружены гуриями»32.

Качества второй и третьей категорий А. Шопенгауэр относит к числу показных – театрализованных, что предвосхищает идеи постмодернистских философов о симулякре (например, Ж. Делеза, Ж. Дерриды, Ж. Батая, Ж. Бодрийяра). Театрализация бытия, связанная с различием в богатстве и статусности, вуалирует общую для людей проблематичность бытия: «в каждом таится один и тот же жалкий бедняк, подавленный заботами и горем, которое, правда, разнообразится в зависимости от субъекта, но в истинном своем существе остается неизменным; если и существует разница в степени, то она ни в коей мере не зависит от положения или богатства субъекта, т. е. от характера его роли»33. Вследствие подобных рассуждений, Шопенгауэр делает вывод о том, что жизнь каждого человека – «вариации на одну и ту же тему».

А. Шопенгауэр считает, что путь к успеху личность прокладывает благодаря воле и собственному представлению о мире: «сообразно с последним мир оказывается то бедным, скучным и пошлым, то наоборот, богатым, полным интереса и величия»34. Акцентируя внимание на интеллекте человека и степени его развития, философ приходит к значимым, особенно для современной эпохи, выводам. Он подчеркивает, что интеллект влияет на внутреннюю жизнь личности, помогая адекватно интерпретировать события объективной реальности и преломляя через призму субъективного опыта, тем самым помогая избегать ограниченности и пошлости. А. Шопенгауэр пишет, «при тождественных объективных и разных субъективных данных или наоборот, получатся две глубоко различные действительности: превосходящие объективные данные при тупой, скверной субъективной половине создадут в результате очень плохую действительность, подобно красивой местности, наблюдаемой в дурную погоду или через скверное стекло»35. Согласно А. Шопенгауэру, успешное бытие индивида во многом обусловлено особенностями его сознания, задающем вектор проявлений в объективной реальности и субъективно трактующем происходящее, «потому-то так трудно помочь ему извне»36.

Более того, считая сопутствующим компонентом феномена славу, Шопенгауэр подчеркивает относительный характер обоих. С одной стороны, успех и славу можно считать отличительными признаками личности (тем, «чем является данный человек по сравнению с другими»); с другой стороны, обе ценности человеческой жизни являются относительными – по сравнению с ними ценность человека «самого по себе» является абсолютной. Именно в личности заключаются главные ценности. Интерпретируя успех и славу как ценности, философ замечает, что «ценна не слава, а то, чем она заслужена; это сущность, а сама слава – лишь придаток; она и является для ее носителя преимущественно внешним симптомом, лишь подтверждающим собственное его высокое о себе мнение»37.

Размышляя над проблемой успеха, А. Шопенгауэр не забывает и о практических рекомендациях, связанных с его достижением. Он, основываясь на философских учениях предыдущих эпох и добавляя собственное видение, формулирует следующие правила, связанные с достижением успеха: избегание страданий, что уничтожает разного рода препятствия; бытие в довольстве; отсутствие повышенных требований к жизни, что оберегает успех и счастье от разного рода бед; планомерный характер жизни, включающий в себя содержательный и нравственный аспекты; пропорциональное внимание к прошлому и будущему; аскетизм бытия («всякое ограничение способствует счастью»38); умственный труд («умственный труд – при условии, что мы на него способны, – даст гораздо больше, чем реальная жизнь, с постоянным чередованием удач и неудач, с разными потрясениями и горестями»39); извлечение уроков из жизненного опыта с пересмотром прошлого («всего, что было прожито, сделано, познано и прочувствовано»40); удовлетворение собственной персоной, что достигается в состоянии одиночества («одиночество – удел всех выдающихся умов»41); избегание чувства зависти («зависть в человеке естественна и все же она и порок и несчастье»42)

А. Шопенгауэр предупреждает, «прежде чем браться за выполнение какого-либо намерения, надо несколько раз хорошенько его обдумать»43, выстраивая стратегию своего движения к успеху и при этом, прогнозируя любые, даже неблагоприятные обстоятельства. Не последнюю роль в осуществлении успеха играет воображение, но его необходимо сдерживать, избегая возможности построения воздушных замков и программирования действий личности, обреченных на неудачу/провал. Последнее обуславливает направленность мысли только на позитивный результат – успех как цель, «чтобы избежать потерь», и концентрацию внимания, заставляющую «отрешиться от всего остального».

Проблема выбора путей достижения успеха современным человеком

Ретроспективный анализ представлений об успехе в историко-культурной и философской традиции, осуществленный в первой главе, позволяет сделать следующий вывод. Успех относится к разряду сложных и противоречивых феноменов. Достижение успеха играет особую роль в жизнедеятельности как общества в целом, так и отдельной личности. Не последнюю роль в данном факте играют функции феномена. Исследовательский акцент на функциях успеха неслучаен, потому что в них, как мы считаем, заложен алгоритм выбора путей его достижения. Согласимся с И. Гете, заметившем, что «функция – это существование, мыслимое нами в действии». Функция очерчивает круг деятельности, предполагающий исполнение намеченного (вспомним, само слово «функция» в переводе с латинского означает исполнение).

Среди основных функций успеха особо выделим аксиологическую, когнитивную, конструирующую и коммуникативную. Неявно перечисленные функции присутствовали в проанализированных нами концепциях первой главы. Так, аксиологическая функция феномена успеха выражается в том, что с ее помощью личность создает ценностные ориентиры, определяет собственные мотивации и выстраивает стратегию своей деятельности. Через призму шкалы ценностей личность дает оценку происходящему и окружающему, формируя определенное отношение к ним через призму «желательно – нежелательно», «приемлемо – неприемлемо», «успешно – неуспешно».

Когнитивная функция феномена выражается в понимании его содержательной компоненты и того, какие знания необходимы для достижения успеха, объяснения проблемных ситуаций, возникающих на пути к успеху, и поиска путей их решения. При этом само познание в контексте достижения успеха служит практическим целям. Успех и его достижение связано со знаниями в определенной области и умением их применять на практике, чутко реагируя на пространство осуществления, тенденции времени и его запросы. Помимо этого, феномен успеха связан с прогнозированием будущего и выстраиванием стратегий поддержания успешного состояния, что становится актуальным в рамках современной социальной нестабильности, обусловленной кризисами и рисками.

В контексте конструирующей функции феномена личность создает модель желаемого состояния в будущем и проектирует пути достижения намеченного, учитывая риски, непредсказуемые ситуации и возможные ходы разрешения конфликтного. Обратим внимание, в современности нередко сам феномен успеха интерпретируется в качестве конструкта, который можно выстраивать, собирать и разбирать в зависимости от ситуаций. Как справедливо замечает исследователь Якутина О.И., успех – «это ментальный конструкт, который характеризует социальные установки, ориентации на престиж, статус и социальное ранжирование, представления (конструкции) о социальной иерархии, ценностях социального мира и месте в индивида»76. Благодаря данной функции конструируется личный/социальный дискурс успеха с сопутствующими ему ценностными установками (в том числе, состязательности, соревновательности, конкуренции, партнерства, лидерства, отбор лучшего), вследствие чего появляется определенный порядок его достижения. Перечисленное формирует социальный и личный эталон как образец для подражания, в рамках которого действуют критерии ценного, предпочтительного, одобряемого и пр.

Коммуникативная функция феномена успеха предполагает, что, продвигаясь к намеченной цели, человек активно взаимодействует с другими людьми, оказывающими на него определенное влияние, в том числе, обучающее, образцовое, конфликтное, конкурентное и др. Здесь среди основных критериев результативности успеха можно назвать «полезно – неполезно», «эффективно – неэффективно». При этом полезность и эффективность коммуникативного взаимодействия может проявиться только в конкретном опыте при достижении результатов и поставленных целей.

Обратим внимание на тот факт, что несмотря на продолжительную историю идеи успеха и стремления к нему, универсальных путей его достижения не существует. Из представленного в первой главе обзора концепций выделим такие составляющие пути достижения успеха, как духовное самосовершенствование, интеллектуальный, культурный и социальный капитал, трудовую деятельность, материальное благосостояние, достигнутое в соответствии с социальными нормами и интерпретируемое как «богоугодное дело» и др.

Рассуждение о множестве путей достижения успеха приводит нас к проблеме понимания содержания сложного и антиномичного феномена. Осуществляя дескрипцию успеха, можно выявить ряд его содержательных уровней, из которых он складывается. Данные уровни, в первую очередь, определяются личностными качествами, знаниями и навыками, способствующими деятельному развитию и продвижению к цели. Успех представляет собой достижение поставленной цели, то, к чему пришел индивид/социальная группа/общество посредством применения знаний, упорного труда, внедрения творческой компоненты. Подчеркнем, успех, выступающий в качестве цели, влияет на сферу мотиваций личности, базирующуюся на стремлении к развитию, расширению познания и творческому преобразованию. Важнейшая ступень на пути к успеху деятельность личности. Следуя логике деятельностного подхода, можно утверждать, что успех и деятельность оказываются взаимооборачиваемыми феноменами бытия.

Выделяя содержательные уровни успеха, обратим внимание на то, что они диалектически взаимосвязаны между собой, поэтому четкой грани между ними не существует. Успех как сложный и антиномичный феномен неоднозначен в своих проявлениях. Он имеет множество модусов: например, личный, общественный, профессиональный, научный, политический, художественный. Заметим, существуют и другие модусы успеха, показывающие разнообразие его видов. Как правило, интерпретируя содержания успеха, исследователи выделяют следующие его виды:

- личный успех – выражается в удовлетворении конечным результатом, связанным с достижением поставленной цели отдельным человеком;

- общественный/социальный успех – является аналогом личного успеха, осуществленного группой или обществом в целом как в отдельно взятой области культуры, так и по отношению ко всей структуре социального. Он является показателем признанных социальных достижений, высвечивая социальное влияние и статус. Необходимо заметить, что личностный успех возможен в рамках социального успеха;

- профессиональный успех – удовлетворение человека конечным результатом определенной деятельности. Как правило, этот уровень успеха связывают с бизнес-успехом, карьерным ростом, научным/политическим/художественным творчеством;

- жизненный успех – связан с процессами социализации, адаптации и эффективного взаимодействия. Для одних повседневный/жизненный успех олицетворяет хорошую работу, для других – материальный достаток, для третьих – счастливую личную жизнь и пр. В целом, перечисленное относится к повседневным практикам личности, где также есть цели, стратегии действий и свершения. Заметим, в понимании жизненного успеха определенную роль играет социум, ориентирующийся на принятые в нем критерии успеха и успешной деятельности. Человек, живущий в обществе и являющийся его частицей, задумывается над тем, что о нем думают окружающие люди. Из этого вытекает следующее: общество способно решать, что является жизненным успехом на определенном культурно-историческом отрезке, оценивая его с учетом общепризнанной парадигмы и шкалы ценностей. Но при этом жизненный успех может иметь и субъективный модус, не совпадающий с общественными представлениями об успехе и его оценками;

- результативный успех (научный/политический/художественный и т.д. по формам общественного сознания) – связан с достижением поставленной цели, приводящей к положительным и продуктивным результатам в той или иной общественной сфере. Выделение данного вида успеха оказывается актуальным в современности, где все чаще имеет место симулятивный успех, выстроенный на пустой информации и не связанный с результатами деятельности77.

Мифизированный успех человека с «синдромом Мюнхгаузена»

Исследование представлений об успехе и его симуляций в современном социокультурном пространстве позволяет назвать еще одну причину трансформаций феномена. Она связана с распространением так называемого «синдрома Мюнхгаузена», что требует прояснения ситуации.

Не последнюю роль в формировании современных репрезентаций успеха играют СМИ, выступающие мощным средством манипуляции: они незаметно программируют мировоззрение и действия огромного числа людей142. При этом репрезентации успеха в массовом сознании становятся довольно неоднозначными, демонстрируя антиномичность феномена. Сегодня образ успешной личности все чаще становится объектом тиражирования СМИ, служа образцом для подражания. Но нередко современный формат успеха оказывается симулятивным, а пути его достижения – негативными. Более того, СМИ демонстрируют поверхностное представление о феномене, соответствующее обществу потребления, где человек проявляет себя не в модусе Быть, а – в модусе Иметь. Так, рекламные слоганы, связанные с успехом (например, «Будь успешным!», «Вы этого достойны!», «Ты создана для счастья!») и сопровождаемые беззаботным видеообразом, пророчат известность, славу, материальные блага, которые появятся внезапно, без приложения определенных усилий. Подобная мифологема успеха, внедряясь в сознание огромного количества людей, становится мощным механизмом манипуляции их поступков и действий. Люди, подвергаясь «сиюминутному удовольствию» (термин Ж.-Б. Дюбо) и забывая о рациональном начале, не способны выявить недостатки или пропуски преподносимого. В итоге рекламное позиционирование Я как формула успеха, не связанная с достижениями, превращается в пустую оболочку, показывая «как бы жизнь», симулякр.

Нередко успешные люди, не создав ничего качественно-выдающегося, олицетворяют скандал, сенсацию. Как правило, эти люди, попав в фокус внимания СМИ, превращаются ими в «икону стиля» . Сам человек как «точка коммуникации, синкретичности субъекта и объекта» испытывает наслаждение «мгновением, из которого вытекает присутствие субъекта в самом себе» (Ж. Батай)143. При этом подчеркнем: чем больше человек тиражирует себя посредством рассказывания многочисленных историй о своей жизни, тем меньше вероятность того, что они имели место в действительности . Само наслаждение от такого присутствия становится либо кратковременным, либо иллюзорным. Дело в том, что подобная нарративность высвечивает не самого рассказчика, а – некую оболочку, являющую жизнь «напоказ» с попыткой выказать себя. Если следовать логике рассуждений М. Хайдеггера, то любой человек, выказывая себя, обнаруживает свое существование. Парадокс заключается в том, что в результате нарративной симулятивности здесь не обнаруживается существование Я, а происходит скрывание себейности за множеством несуществующих масок. В жизни «напоказ» индивид конструирует несуществующее событие. Нарратив превращается в симулякр: в нем обнаруживается вымысел о себе-несуществующем, мифическом, что рождает искаженную интерпретацию о Я как самим человеком, так и обществом.

Сегодня к приему симуляции прибегают некоторые медийные лица, программируя своими повествованиями о достижении успеха (подчеркнем, «как бы успеха») огромное количество людей . Высказывая себя (пусть даже симулятивно), человек ощущает сопричастность обществу, которое может оценить (принять, возвести на пьедестал либо подвергнуть критике) его, сделав успешным в глазах других. Дело в том, что Я существует «лишь в коммуникации с другими»144, при этом «бытие без другого (или без друговости) не имеет смысла»145. Интерпретировать это положение можно, опираясь на концепцию М. Бубера, согласно которой во «встрече» с Ты «личность выявляет себя»146. Человек, сообщающий о себе в социальной среде, познает себя. Именно общество помогает человеку найти ответы на вопросы о Я.

Персонажа, сочиняющего истории о себе и тиражирующего себя посредством СМИ, нередко можно диагностировать как лицо, страдающее «синдромом Мюнхгаузена». Именно данное заболевание рождает множество трансформаций, негативно влияющих как на саму личность, так и жизнь людей, поддавшихся очарованию созданного образа. Первым, кто описал в 1951 году состояние синдрома, был английский исследователь Ричард Ашер. Он, изучая мнимого больного, одержимого патологической тягой к лечению, назвал заболевание в честь «самого правдивого рассказчика» – барона Мюнхгаузена.

На последнем остановимся подробнее. Барон Мюнхгаузен – Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (1720–1797) – реальное лицо, чей образ стал «кочующим персонажем» (У. Эко), представляющим собой разновидность трикстера. Родившись в Германии, он прожил 15 лет в России, где служил в армии, участвовал в войне с турками и стал свидетелем дворцовых переворотов. Вернувшись на родину, он начал рассказывать истории, основанные на «истине во лжи», получив прозвище lugen-baron («барон-враль»). В построенном «павильоне лжи» он развлекал публику небылицами о своих приключениях, инсценируя их. Свои истории барон включил в пособие «Руководство для весельчаков». Еще большую известность Мюнхгаузену принес немецкий писатель Рудольф Эрих Распэ (1737–1794), выпустивший в Англии серию рассказов о нем и сделав его имя нарицательным.

В целом барона можно назвать человеком успеха: как реальное лицо Мюнхгаузен проявил себя в военной, светской и повседневной сферах жизни, став известным. Здесь необходимо сделать некоторые замечания. Во-первых, барон достиг реального успеха, достойно проявив себя в жизни. Во-вторых, искусственный мир «правдивых историй» он считал плодом собственной фантазии: неслучайно эти истории разыгрывались в специальном «павильоне лжи», что говорит о том, что их автор проводил демаркационную линию между правдой и вымыслом . Более того, вымышленные истории барона не претендовали на тотальный размах и не диктовали определенный образ жизни.

Литературный образ барона Мюнхгаузена оказался созвучным некоторым современным людям, достигающим успеха посредством лжи. Современные Мюнхгаузены, как правило, в достижении успеха делают ставку на неподлинный мир своих историй, погружая в него реципиентов. Нарративы от современных Мюнхгаузенов, в которых осуществляется подмена реального фантазийным, становятся образцом для подражания.

Обращение в рамках социальной философии к медицинской терминологии неслучайно. Медицина как социальный институт связана с бытием человека. Сегодня многие проблемы здоровья личности имеют социальную природу (например, психосоматические заболевания обусловлены воздействием социальных факторов риска, вызывающих психологические травмы или стрессы). О самом социуме сегодня все чаще говорят с медицинской точки зрения, оценивая его состояние как «больное общество», «общество эпохи эвтаназии» и пр. В связи с этим, в современности актуализируется поиск путей выхода из кризиса и достижение состояния «общественного здоровья» и «здорового общества». Безусловно, любое заболевание всего лишь частный случай, а не общее место, поэтому его невозможно распространять на все социальные группы и слои населения. Тем не менее, наличие диагноза у небольшой группы лиц в социокультурном пространстве заставляет его исследовать.

Что же представляет собой современный человек, подверженный «синдрому Мюнхгаузена»?