Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Достоинство: личностное измерение и риск ответственности Подолько, Олег Ефимович

Достоинство: личностное измерение и риск ответственности
<
Достоинство: личностное измерение и риск ответственности Достоинство: личностное измерение и риск ответственности Достоинство: личностное измерение и риск ответственности Достоинство: личностное измерение и риск ответственности Достоинство: личностное измерение и риск ответственности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Подолько, Олег Ефимович. Достоинство: личностное измерение и риск ответственности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Подолько Олег Ефимович; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Тверь, 2011.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/151

Введение к работе

Актуальность исследования. В начале XXI техногенная цивилизация, «общество высокого риска» и наблюдаемая судьба человека требует повышенной ответственности. Ответственность и ответственное поведение за принятие риска ответственности формируются и существуют в условиях достаточно центрированной личности, с её сознанием целостности, позитивной идентичностью, достоинством. Демонстрацией ответственного поведения личности, согласно М. Фуко, становится постоянное поддержание, конституирование своей автономности, определенности индивидуального существования, работы над собой, заботы о себе. «Современность» всё чаще демонстрирует ситуации, в которых человеческая целостность, позитивная идентичность, личностное достоинство утрачиваются, выпадают в «осадок». Переступая границы своего достоинства, личность становится «меньше себя», происходит исчерпание, истощение личностного в социальном, морального в социокультурном, человеческого в природном. Точкой бифуркации оказывается трансформация личности, кризис и потеря идентичности, невозможность расширить ответственность за порождаемые риски. Достоинство - константа бытия личности, её недеформированной индивидуальности, уникальности, автономности. Построенное на экзистенциальных основаниях заботы о себе и ответственности достоинство –это тот явный и неявный, актуализированный сегодня императив, который противостоит унификации личности, социума, культуры.

В начале XXI в. внимание к феномену «достоинство» возросло в связи с осторожной реабилитацией гуманизма и антропологизма, восстановлением подавленного и самокритического видения «человеческого», с одной стороны, а также возросшим давлением достижений современных конвергентных технологий на права человека, нередко влекущих их отрицание, и неоднозначными ближайшими и отдаленными последствиями воздействий «продуктов» биомедицинских технологий, с другой стороны. Не случайно, достоинство (святость жизни), стало «великим коаном» этого столетия, так называемого «века биотехнологий» (Ким Хёп Янг). С учетом экспликации личностных диспозиций, расширения риска ответственности и биоэтической проблематики, которая захватывает сегодня практически каждого человека, сегодня переосмысливаются такие реалии как «ценность и самоценность жизни» человека.

За человеком конституционно закреплено право на защиту чести и достоинства. В ситуации постулирования симультантного мультикультурного мира, ценностного плюрализма каждому человеку предоставлено право - сделать свой выбор, принять на себя риски ответственности за новоантропологические сдвиги и эвристики в сфере виртуальных технологий, экзистировать свое достоинство. При этом ценность человеческого достоинства не должна девальвироваться, ибо она имманентна сущности и существованию человека.

Степень разработанности проблемы. Тема достоинства человека и личности была предметом исследования в философии как правило в контексте изучения других проблем (ценностей, добродетелей, свободы, ответственности, образа личности, интеллигенции, гуманистического анализа цивилизации и др.) В современной философской риторике постоянно стали говорить о трансформации и новых границах достоинства, об уязвимости границ достоинства в обстоятельствах восхождения к новым рискам ответственности. Об этом пишут З. Бауман, М. Фуко, П. Рикёр и др. В историко-философской ретроспективе истоки понимания достоинства человека обнаруживаются в философии Аристотеля, Платона, стоиков, а также в наследии Пико делла Мирандолы, Б.Паскаля, И. Канта, В. Виндельбанда, М. Шелера, А. Бергсона, М. Хайдеггера, П. Рикера и др. Проблематика достоинства человека в проекции гуманистического анализа современной цивилизации, затрагивается в работах А. Швейцера, А. Бергсона, М. Шелера, Ю. Хабермаса, Ж. Бодрийяра, П.С. Гуревича, П.Д. Тищенко и др.

Этический дискурс потенцирует нравственно-личностное значение достоинства. Об этом свидетельствуют тексты Пико делла Мирандолы, Б. Паскаля, И. Канта, М. Шелера, Р.Г Апресяна, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, А.В. Разина и др. Биоэтический дискурс, позволяющий рефлексировать проблематизацию достоинства, представлен в работах зарубежных авторов - М. Фуко, В.Р. Поттера, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса, Э. Нойманна, и отечественных авторов - Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко, Ю. В. Хена. И.В. Силуяновой, Н. Коновалова, А.Я. Иванюшкина и др.

Политико-правовой дискурс истолковывает достоинство личности как одно из неотъемлемых прав человека. Конституция РФ, ст. 21 гарантирует защиту от умаления достоинства, а в статье 23 говорится о правах на защиту чести, достоинства и доброго имени. Юридические и политологические исследования темы достоинства ориентированы на проблему чести и достоинства человека, рассматриваемые как конституционные основания достойного человеческого существования.

В психологическом измерении тема достоинства, сопряженная с проблемой личности, получила освещение в первую очередь в рамках гуманистического и экзистенциального направления в психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.), а также в исследованиях Б.С. Братуся, Л.С. Выготского, Д.А. Леонтьева, Л. Кольберга, В.М. Розина, Э. Фромма и др.

Рефлексия феномена достоинства через такие модусы существования и личностные диспозиции как забота о себе, ответственность и такие личностные идентификаторы как совершенствование, ассертивность, автономия, приватность восходит к исследованиям И. Канта, У. Джеймса, А. Швейцера, Х. Йонаса, М. Хайдеггер, В.В. Ильина, М. Фуко, Огурцова А.П., В. Франкла, З. Баумана М.А. Солодкой, П. Рикера, М. Полака, А.А. Гусейнова, Ю. Хабермаса, Э. Фромма, Н. Лумана, К.А. Абульхановой-Славской, С.К. Нартовой-Бочавер, И. Альтмана, М. Вольфе, А. Бейтса и др.

В оценке влиянии современных технологий на феномен «достоинства» автор опирался на изданные в последние годы монографии, сборники, статьи: П.Д. Тищенко «Био-власть в эпоху биотехнологий»(2001); Ю.В. Хен Евгенический проект: «pro» и «contra»(2003); «Biomediale. Современное общество и геномная культура» / Под общей ред. Д. Булатова (2004); Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего(2008); «Философские проблемы биологии и медицины. Выпуск 3. Традиции и новации»(2009); О.Е. Баксанский, Е.Г. Гнатик, Е.Н. Кучер «Нанотехнологии, биомедицина, философия образования в зеркале междисциплинарного контекста» (2010); Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. «От Мы-медиа к Я-медиа: трансформация идентичности в виртуальном мире»(2009); А.Е. Войскуновский, О.А. Дорохова «Становление киберэтики: исторические основания и современные проблемы (2010) и др.

Мы принимали во внимание многообразие точек зрения при объяснении феномена достоинства, учитывали его сложность, многоаспектность, размерность и релятивность. Дискуссионность, методологическая множественность, личностная и социально-практическая значимость проблемы достоинства в современных социальных реалиях обусловили выбор темы исследования, объектом которой является социальный феномен достоинства, а предметом – личностные диспозиции и риск ответственности как имманентные достоинству атрибуции.

Цель и задачи исследования. Цель исследования – рассмотреть возможность изучения феномена достоинства через построение его диспозитива в рамках социальных практик риска ответственности и с раскрытием личностных диспозиций. Для достижения данной цели поставлены следующие взаимосвязанные задачи:

дать интерпретацию достоинства как диспозитива;

через дискурсы достоинства и философскую рефлексию раскрыть семантические границы концепта «достоинство»;

осмыслить феномен достоинства как позитивную идентичность и целостность личности;

раскрыть ключевые представления о достоинстве средствами биоэтической герменевтики;

эксплицировать личностные диспозиции и риск ответственности как имманентные достоинству атрибуции;

отрефлексировать биоэтические измерители (предикторы) достоинства;

осмыслить последствия влияния современных конвергентных технологий на феномен достоинства.

Методологической основой исследования стали социально-философские и общенаучные принципы познания, методологические установки холистического подхода, герменевтическая методология. В диссертации применяется такой исследовательский метод как построение диспозитива достоинства, междисциплинарный подход как методологический инструмент изучения современных социальных реалий и феноменов.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы из области социальной философии, социально – психологических, биоэтических исследований и измерений, материалы по теме достоинства, опубликованные в последние годы в профессиональных журналах – «Вопросы философии», «Человек», «Социс», «Психологический журнал», «Вопросы психологии». В ходе работы автор опирался на результаты, полученные крупнейшими представителями философской, этической, биоэтической мысли, использовал труды как отечественных, так и зарубежных ученых.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

предложена интерпретация достоинства как диспозитива (диспозитивного свойства личности); рассмотрены дискурсы, в которых достоинство проблематизируется – философско-антропологический, биоэтический, политико-правовой, психологический; выявлено многообразие коннотаций данного понятия в ситуациях риска ответственности;

задается представление о достоинстве как позитивной личностной идентичности, конституированной стремлением к целостности личности, к актуализации «самости», к готовности приобрести собственную индивидуальность, оригинальность, к диалогу с Другим и с собой;

выявлено, что биоэтическая герменевтика достоинства, биоэтический дискурс-практика трансформируют представления о личностном достоинстве; биоэтический дискурс проблематизирует целостность человека, которая является конституирующим началом достоинства;

распознаются такие личностные диспозиции достоинства как забота о себе, ответственность, и такие личностные идентификаторы достоинства как ассертивность, самосовершенствование;

расширены и конкретизированы представления о биоэтических измерителях (предикторах) достоинства;

показано, что трансформация достоинства личности синергетична, связана с фундаментальным преобразованиям структур идентичности; современные технологии, направленные на экономию усилий, снижение напряжений, облегчение жизни, расширение ограниченных возможностей человека, и модифицирующие несовершенство человека (его тело), порождают новые риски ответственности личности и новые формы зависимости, тем самым проблематизируя границы достоинства личности.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Диспозитив достоинства –это реалия и схематическое представление о достоинстве, рассматриваемое как идеальный объект, как существующий социальный, личностный феномен и как тот, который можно сформировать в условиях риска ответственности. Построение диспозитива достоинства опирается на представления о достоинстве, анализ дискурсов достоинства и проблематизацию достоинства в социальных практиках. Построение диспозитива достоинства, понимаемого как исследовательский подход позволяет реконструировать социальные и личностные практики обретения достоинства, выверяемые риском ответственности.

Под дискурсом достоинства понимается такой способ рассмотрения и изучения достоинства, который сочетает философско-этические, антропологические, биоэтические, правовые, психологические представления об этом феномене; это понимание того, как можно воздействовать на «границы» достоинства через наличные социальные и личностные практики. Философская рефлексия обращена к трансформации понятия достоинства. В реалиях риска ответственности понятие достоинства (святости жизни) становится размытым, двусмысленными и нередко иллюзорным.

2. Проблема личностного достоинства укоренена в идее человека как целостности, как стремления личности к позитивной идентичности. Целостность –это общее устремление к взаимосвязанности, проецируемый идеал для человека, достигаемый через «позитивную идентичность». Достоинство человека –это сохранение целостности личности. Разрушение достоинства личности означает нарушение целостности личности. Целостность –это связанность жизни, её полнота. Целостность –это всякий опыт человека (духовный, ментальный, социальный, личностный, психический, телесный, психофизиологический и т.д.). Признание достоинства личности – означает уважение целостности человека. Личностное достоинство конструируется (приписывается себе как личности) на базе позитивной идентичности. Позитивная идентичность полагается как индикатор ценностно-смысловой регуляции и самодетерминации личности. В широком смысле позитивная идентичность -это позитивная самооценка, в узком смысле позитивная идентичность рассматривается как позитивная личностная, социальная, телесная, этническая и др. идентичности. Позитивная идентичность - это образ себя, который порождается необходимостью самооправдания, самоутверждения внутренними ресурсами, за счет себя.

3. Достоинство – один из наиболее значительных практических императивов, встающих перед человеком в биоэтической ситуации. Биоэтический дискурс достоинства вносит «фермент» релятивности в понимание феномена достоинства, обнаруживает прозрачность его статуса, закрепляет лёгкость пересекаемости его границ. Развитие эмбриологии и геннной инженерии привносит в понятие святости жизни (достоинства) новые акценты, оно становится двусмысленным и иллюзорным. Биоэтическая герменевтика достоинства преодолевает узкое толкование достоинства, рассматриваемого с позиций субстанциализма, индивидуализма, антропоцентризма. Она инициирует переинтерпретацию понятия «достоинство», что способно повлечь за собой его демифологизацию и сциентизацию.

4. Этос достоинства, демонстрируемый в личностных диспозициях и социальных практиках сопряжен с социальными трансформациями начала XXI века, реалиями риска, соотносится с наличными психосоциальными ожиданиями и конфликтными ценностно-смысловыми проекциями людей. Личностное достоинство экзистирует в модусе «заботы». Забота о себе активно «пассионирует» личностное достоинство. Она предстает как ментальный способ сохранения смысла достоинства. Она регулирует границы личности, знаки её значимости, её отношение к миру и к Другому. Забота зондирует будущее, распознает вероятность отрицательной перспективы (утрату достоинства).

Ответственность предстает как личностная диспозиция и способ защиты границ достоинства. Ответственность предполагает авторство, статус «точки отсчета». Под ответственностью понимается способность личности селективно, осознанно реагировать, контролировать, управлять своей активностью в заданной ситуации. Статус достоинства как позиции утверждения, значимости и уважения жизни предполагает формирование ответственности за свои действия личности, рефлексирующей свое «наличное бытие», свои экзистенциальные установки, и способной принимать осмысленные решения относительно своих желаний в риске ответственности.

Достоинство манифестирует себя в таких личностных диспозициях как стремление к совершенствованию (перфекционизм) и ассертивность. Как личностная установка совершенствование себя предполагает движение к себе, к своей «самости», индивидуальности, автономности, к обретению достоинства. Совершенный человек знаменует собой предельную целостность, полноту бытия, бесконечное разнообразие жизни. Как личностная черта ассертивность характеризуется как автономия, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение, самостоятельно формировать свое мнение о жизни, веру в себя и доверие другим. Ассертивность–это способность быть самим собой, инициированная потребностью роста, развития, самосовершенствования, конституирования достоинства.

5.Биоэтические предикторы достоинства трансформируют традиционные представления о достоинстве, проблематизирует границы целостности человека, задают новые «координаты» границам жизни и смерти, нормы и патоса здоровья, морального и аморального. Биоэтическая ситуация и развитие биотехнологий инициируют необходимость в дополнении принципа уважения свободы принципами уважения к целостности и достоинству индивида. В биоэтическом опыте достоинство наиболее рельефно демонстрирует риск ответственности личности за выбор, её поведенческий сеттинг.

6. Тема достоинства личности непосредственно связана с проблемой идентификации личности, трансформации структур идентичности как результата воздействий конвергентных технологий, а также с вопросами риска ответственности, которые сопряжены с проблемами целостности, многогранности, будущности человеческого бытия, оптимального сочетания природных, естественных процессов и искусственного управления ими. Использование новейших биомедицинских технологий (метод репродуктивного клонирования, технологии преимплантационной диагностики, технологии пренатальной диагностики, технологии "терапевтического клонирования"), которые воздействуют на здоровье, человека, его достоинство, благополучие, безопасность, проблематизируют основополагающие структуры самоидентичности человека, порождают опыт незащищенности и новые риски ответственности. Информационные технологии (Интернет, мобильная связь), спровоцировав у человека новое чувство могущества в преобразовании собственной природы и одновременно сделав его своим «рабом», влекут утрату автономии, приватности личности как констант достоинства. В пространстве новых технологий достоинство приобретает расширенную социально-этическую и гуманистическую релевантность.

Научно-практическая значимость выводов диссертации. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки проблематики достоинства в пространстве глобальной коммуникации и множественных ситуаций риска; для философского и междисциплинарного дискурсов по теоретическим и прикладным вопросам этоса достоинства, социальных практик и личностных диспозиций достоинства. Выводы работы дают возможность определить те социальные и личностные практики, в которых происходит трансформация достоинства. Диссертация является опытом использования новых подходов к исследованию проблемы достоинства в плане построения диспозитива достоинства. Данные представленного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по проблемам социальной философии и философской антропологии, в преподавании курсов «философия», «психология», «социология», «культурология», «этика» «биоэтика», а также использоваться специалистами по вопросам социального проектирования и управления.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования доложены на Международном теоретическом Форуме «По ту сторону кризиса: потенциал фундаментального образования, науки и культуры (Россия в глобальном контексте) 19-20 апреля 2010 г.; г. Москва (МГУ им. М.В. Ломоносова); на региональной научно-методической конференции аспирантов и молодых ученых «Интердисциплинарные исследования в науке: опыт неклассической рациональности» 22-23 сентября 2010г., г.Тверь; на межвузовской научно-практической конференции «Междисциплинарное образовательное инновационное развитие в высшей школе: история и современность» 15 октября 2010г., г.Тверь; на межрегиональной научной конференции «Человек в информационном обществе: междисциплинарное прочтение» 30 марта 2010г., г. Тверь; на межвузовской научно-методической конференции «Особенности развития профессионального образования в современных условиях» 25 ноября 2009г. г.Тверь.

Диссертация обсуждалась на кафедре психологии и философии Тверского государственного технического университета. Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 11 публикациях, в том числе в статье в рецензируемом журнале ВАК.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации – 183 страницы.

Похожие диссертации на Достоинство: личностное измерение и риск ответственности