Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Доверие как социокультурный феномен Алёшин, Сергей Васильевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алёшин, Сергей Васильевич. Доверие как социокультурный феномен : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Алёшин Сергей Васильевич; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Таганрог, 2012.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/400

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Человечество далеко не в первый раз стоит перед катастрофой своего исчезновения в результате саморазрушения и самоуничтожения. Причин тому много, и каждый ученый вправе в качестве определяющей назвать и обосновать свою точку зрения на этот счет. В данной работе актуализируется проблема дефицита доверия как основного источника угрозы безопасности современного мира, который утопает в человеческой ненависти, агрессивности и жестокости. Г.М. Заболотная отмечает: «Одним из важнейших факторов, определяющих характер не только межличностных, но и в целом всех социальных отношений является доверие. Оно непосредственно "вплетено" в механизм, обеспечивающий интеграцию и стабильность общества».

Жертвой человека становится не только социальный мир, но и природа, гармоничные отношения с которой стали разрушаться параллельно с техническим прогрессом. Проблема безопасности в этих условиях приобрела глобальный характер, и на повестке дня стоит вопрос о сохранении не только человечества, но и среды его обитания и жизнедеятельности.

Современное социальное общество кардинально отличается от обществ, предшествовавших его становлению. Да, человечество шагнуло далеко вперед в рамках научно-технического прогресса, оснастившись неведомыми прежде средствами коммуникации и информации, что стало источником высокой социокультурной динамики и глобализации мирового пространства. Однако величайший прорыв человечества в науке и технике оказался сопряжен с величайшей потерей того социального мировоззрения и знания, которое древнейшим цивилизациям позволяло жить в гармоничном единении с внешним миром, ощущая себя частью Вселенной и не противопоставляя ей человека как «венца творения».

Сегодня, по утверждению Брюса Липтона, единый дышащий организм нашей планеты нуждается в защите от жадности, невежества и недальновидности людей, губительная деятельность которых поставила Землю на край очередной катастрофы. Как никогда современное общество нуждается в утерянном мировоззрении, в той идеологии, в основе которой должно быть доверие как источник добра, справедливости, процветания человеческой цивилизации в гармонии человека с миром природы и с собственным социальным миром.

Высокая социальная актуальность и значимость обозначенной проблемы нуждается в научном обосновании и изучении, чем и обусловлено обращение к феномену доверия в рамках социально-философского анализа, который позволит получить комплексное знание о социокультурной сущности доверия, его социальной ценности и функциях в современном мире.

Степень научной разработанности темы. Доверие как научная категория еще не получила комплексного социально-философского осмысления, несмотря на свою достаточно глубокую научную разработку в рамках социокультурного, социологического и философского знания. Имеющиеся работы в области изучения доверия часто трудно с уверенностью отнести к социологической или философской сфере научного знания, поскольку социально-философское осмысление проблемы доверия неминуемо преломляется через социологический анализ факторов формирования и трансформации доверия в обществе. К числу работ социально-философского характера, в которых наиболее полно представлен анализ феномена доверия и его социокультурная обусловленность, следует, прежде всего, отнести труды А. Селигмена, Ф. Фукуямы, Г.М. Заболотной.

Наибольшего внимания заслуживает концепция, разработанная А. Селигменом, в которой представлена эволюционная траектория феномена доверия как продукта современности. Безусловность доверия – вот центральная мысль А. Селигмена, который под этим понимает необусловленность доверия тем, как отреагирует на него другая сторона – объект доверия. В противном случае, если бы доверие зависело от степени взаимности отношений с объектом доверия, то речь шла бы, по мнению ученого, не о доверии, а об уверенности.

Социально-философский аспект изучения феномена доверия базируется на потенциале и его комплексном использовании полученного знания в данной предметной области социологической и философской литературы. Принято использовать понятие социального доверия, которое прошло длительный этап своего развития в работах таких известных ученых, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Дарендорф, П. Штомпка, Ф. Фукуяма. Отечественные ученые М.Г. Магомедов, В.М. Сергеев, А.С. Кузьмин, В.Д. Нечаев, Е.С. Алексеенкова также внесли заметный вклад в разработку теории социального доверия.

Социально-философский спектр исследования доверия очень широк. Учеными активно изучается социальное доверие в контексте исследования проблемы социального порядка, стабильности социальной и институциональной системы общества, его организаций, процессов и структур. Центральной категорией выступает феномен доверия в теории социального капитала, так как социальное доверие рассматривается как важнейший ресурс социального капитала. В этом направлении ведутся серьезные разработки не только отечественными, но и зарубежными учеными. Среди них особый вклад внесли Ф Фукуяма, П.М. Козырева, В.Ю. Столяр, В.А. Макеев. Социальное доверие и его социальная ценность рассматривается учеными в качестве значимого экономического актива любого государства, который обычно используется для инвестирования и повышения качества жизни населения, стабилизации и повышения чувства социальной уверенности и защищенности. При этом В.А. Макеев отмечает, что доверие является не только экономическим, но одновременно и моральным ресурсом, который по мере своего действия способен увеличиваться; если же его не использовать, то он может исчерпаться.

Проблема доверия часто исследуется в рамках рискологической концепции. Рискогенность современного мира и тенденции умножения социальных рисков повышают значимость социального доверия как механизма повышения степени и чувства безопасности общества и индивида в условиях роста социальной неопределенности. Глубокое освещение проблемы взаимосвязи доверия и риска можно встретить в работах Э. Гидденса, А. Селигмена, Н. Лумана, У Бека. С утратой доверия в обществе автор концепции «общества риска» У. Бек связывает рост рисков в социальном обществе, поскольку, по его мнению, мир опасен был и прежде, но ощущения опасности, связанной с неопределенностью общественного развития, не было.

В частности, указывая на необходимость доверия как механизма социального контроля и средства минимизации социальных рисков, Н. Луман отрицает значимость социального доверия в обществе традиционного и доиндустриального типа, объясняя это тем, что только с наступлением эпохи индустриализации и ростом социальной дифференциации социальное доверие начинает выполнять свою функциональную роль. Рост социальных рисков приводит к снижению уровня уверенности в обществе и, соответственно, к формированию потребности в таком феномене, как доверие. Именно это имел в виду Н. Луман, когда убедительно доказывал, что доверие является продуктом индустриального общества, в котором на смену изначальной предзаданности жизненных стратегий, социализационных траекторий и их последствий приходит иной тип функционирования социальных и личностных систем, с трудом прогнозируемых, а потому сопряженных с опасностью, риском.

С позицией Н. Лумана, в целом, согласен А. Селигмен, полагающий, что разрушение уверенности не приводит к потере доверия, а, наоборот, является импульсом для развития социального доверия как необходимого условия формирования толерантных установок в обществе, лишенном основного механизма редукции социальной неопределенности – уверенности.

Специфика философского осмысления социального доверия заключается в том, что разработки данной категории осуществляются в пространстве этических исследований и нравственных отношений, в которых доверие выступает определенным регулятором этих отношений и интерпретируется как нравственное понятие, выражающее веру человека в добро, порядочность, верность, ответственность, проявляющееся в межличностных отношениях. В рамках этического подхода к пониманию сущности социального доверия как категории морали акцент делается на взаимосвязи веры и доверия. Именно так в большинстве работ по философии отечественного и зарубежного происхождения (В.К. Калиничева, Б.А. Рутковского, В.Р. Букина, Б.П. Вышеславцева, С.Л. Франка, И. Канта, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, М. Мамардашвили, П.С. Гуревича и др.) и рассматривается доверие как социокультурный феномен.

Социокультурный аспект изучения доверия предполагает учет многогранности данного феномена, производного от исторической, культурной, экономической, политической, правовой, психологической и иных сфер и проявлений человеческой деятельности и социальных отношений. В связи с этим важное значение имеет накопленный в соответствующих научных областях знания опыт исследования феномена доверия. В частности, согласно социально-психологической точке зрения социальное доверие существует во внутриличностном пространстве социума, однако, функционируя, оно проявляет себя в пространстве межличностного, межгруппового взаимодействия, осуществляя тем самым функцию связи человека с миром. Доверие как самостоятельное социально-психологическое явление на глубоком научном уровне было изучено Т.П. Скрипкиной. Ею были выделены фундаментальные функции, которые доверие выполняет в жизни человека, важнейшая из которых заключается в том, что оно выступает условием целостного взаимодействия человека с миром.

Значительное место и роль отводятся социокультурному феномену доверия в управленческой, экономической отраслях знания. Например, в рамках управленческой науки социальное доверие выступает в роли того социального капитала, который формирует эффективную организационную культуру и обеспечивает успешное организационное развитие. Этот аспект изучения социального доверия рассмотрен в работах таких ученых, как Б.З. Мильнер, Т.А. Нестик.

Доверие выступает ключевым условием обеспечения благополучного, а главное – безопасного развития социального общества. Проблема доверия и безопасности в современной России в условиях трансформации стала предметом для крупномасштабных исследований, в том числе прикладного типа. В частности, связь социального доверия и безопасности российского общества на концептуальном уровне была обозначена известным отечественным специалистом в области социологии безопасности В.Н. Кузнецовым, выверена на эмпирическом уровне во всероссийских исследованиях Института социологии РАН. Диагноз поставлен практически идентичный: уровень социального доверия в российском обществе угрожающе низкий для обеспечения безопасного развития России и ее граждан.

Несмотря на то, что доверие вызывает интерес у многочисленных ученых, развивающих каждый свое предметное поле исследования этого социального феномена, ряд аспектов, актуальных для современного общества, в том числе российского, не получил глубокого социально-философского осмысления. В частности, отмечается теоретическая дискуссионность и методологическая множественность при изучении доверия в рамках социально-философского знания. Кроме того, наблюдается явный дефицит разработок в области изучения доверия как социокультурного феномена на социально-философском уровне в отечественной науке, характеризующейся активной разработкой социологического пространства изучения доверия в обществе, что не позволяет выйти на уровень социально-философского обобщения и очертить контуры этики социального доверия в современном российском обществе.

Обозначенное проблемное поле, а также высокая научная и социальная актуальность проблемы доверия в современном обществе обусловили выбор данной темы исследования, а также постановку цели и задач.

Целью исследования является получение комплексного социально-философского знания о доверии как социокультурном феномене в условиях высокой динамики развития современного общества.

Осуществление поставленной цели требует последовательного выполнения конкретных исследовательских задач:

раскрыть на основе философского и социологического знания многозначность понятия доверия как социально-философской категории;

раскрыть сущность и обосновать необходимость междисциплинарного подхода к изучению доверия как социокультурного феномена;

выявить основные риски и угрозы безопасности современного мира и человека в нем;

показать роль доверия в формировании пространства безопасности в процессе социального взаимодействия;

провести теоретический и сравнительный анализ социокультурных факторов формирования доверия в современном российском и западном обществе;

определить общие контуры и характерные черты этики доверия в современном российском обществе.

Объектом исследования выступает феномен доверия в современном обществе.

Предметом исследования является процесс корелляции между социальным доверием и ключевыми тенденциями социокультурного развития современного общества, в том числе российского, в условиях роста глобализации и социальной неопределенности.

Гипотеза диссертационного исследования. Доверие как социокультурный феномен является продуктом эволюции общественного развития и социокультурной динамики. Расширение пространства социальных рисков, институционализация ситуации неопределенности индивидуального и социального развития, определяющие основные тенденции функционирования современной цивилизации, поставили под угрозу безопасность человечества и сформировали острую потребность в доверии как условии преодоления деструктивных процессов на всех уровнях социального бытия и взаимодействия (международном, межэтническом, межконфессиональном, государственном, групповом, межличностном, внутриличностном). Динамично развивающемуся обществу с усложняющейся структурой социальных институтов и взаимодействий нужна новая этика доверия отличная от той, которая определялась преимущественно кровно-родственными и дружескими связями. Однако в основе новой, соответствующей современному обществу этики доверия должны находиться все те же «вечные» ценности духовно-нравственного порядка, в которых современное общество, как и в доверии, испытывает острый дефицит. Следовательно, проблема поиска формирования общества всеобщего доверия своими корнями уходит в проблему выбора траектории общественного развития и возврата к духовным основам человеческой цивилизации.

Теоретико-методологические основы исследования. Социально-философский аспект изучения проблемы доверия как социокультурного явления в условиях современной динамики общественного развития и глобализации мирового пространства, как и рисков, которые несет в себе этот процесс, основан на использовании комплекса научных подходов и концепций, среди которых значимое место отводится аксиологическому, социокультурному, глобализационному, рискологическому, социализационному и герменевтическому методам при рассмотрении теории доверия, получившей свое осмысление в рамках различных научных отраслей знания.

Теоретико-методологическую базу исследования составили теория риска, в том числе «общества риска» (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман), теория глобализации (Э. Гидденс, В.Г. Калюжный и др.), теория дифференциации (Н. Луман), концептуальные подходы и теоретические разработки в области изучения феномена доверия М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П. Штомпки, Ф. Фукуямы, Н. Лумана, А. Селигмена. В работе активно используются результаты отечественных и зарубежных исследований, в том числе эмпирического характера в области изучения различных аспектов социального доверия в современном обществе.

Научная новизна исследования:

на основе обобщения философского и социологического знания в области изучения феномена доверия раскрыта многозначность понятия доверия как социально-философской категории и дано авторское определение данному понятию;

раскрыта сущность и обоснована необходимость междисциплинарного подхода с использованием потенциала социокультурного, рискологического, глобализационного и социализационного подходов к изучению доверия как социокультурного феномена;

показано, что безопасность современного мира и человека в нем находится под угрозой, источники которой определяются сменой парадигмы общественного развития и накоплением рисков в системе взаимоотношений «человек–общество–природа»;

отмечено, что обеспечение безопасности в процессе социального взаимодействия возможно только на основе формирования культуры безопасности, в основе которой находится культура доверия; дано авторское определение понятию «культура доверия»;

проведен теоретический и сравнительный анализ социокультурных факторов формирования доверия в современном российском и западном обществе, среди которых определяющим выступает социокультурный раскол и разрушение веры в абсолютность нравственных постулатов;

показано, что этика доверия россиян формируется под влиянием противоречивой социокультурной ситуации в стране и способствует росту дефицита доверия в обществе, его социальной ценности, препятствующему процессу духовно-нравственного возрождения и экономического процветания российского народа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен доверия имеет свою историю теоретического осмысления и изучения, отражающую историческую специфику развития общества и социальных отношений. Острый дефицит доверия в современном обществе, подверженном дезинтеграционным и рискогенным процессам, угрожающим безопасности личности и человеческого сообщества в целом, формирует потребность в получении комплексного знания о феномене доверия и его специфике в условиях высокой динамики общественного развития. В этой связи феномен доверия, прежде всего, следует рассмотреть на грани философского и социологического знания, поскольку социологическое изучение категории доверия нуждается в философской рефлексии трансформации данной категории в современном обществе в той же степени, в которой философское осмысление феномена доверия нуждается в теоретическом и эмпирическом обосновании динамики социального доверия в обществе. С позиций социально-философского анализа доверие рассматривается нами как социокультурный феномен, отражающий добрую волю человечества и отдельных индивидов при проявлении веры к различным явлениям и объектам социальных отношений в конкретных исторических условиях общественного развития.

2. Наибольшим исследовательским потенциалом для исследования доверия как социокультурного феномена обладает междисциплинарный подход, в котором социально-философский опыт исследования феномена доверия обогащается теоретико-методологическими и практическими разработками доверия как социально-психологического явления, достижениями экономической и управленческой науки. Взаимообусловленность различных сфер и уровней общественного бытия формирует потребность именно в междисциплинарном подходе для получения адекватного, комплексно отражающего реальность знания о феномене доверия в современном обществе с использованием потенциала социокультурного, рискологического, глобализационного и социализационного подходов.

3. Усложнение общества, ускорение динамики его развития, революция в пространстве информационно-коммуникационных технологий и отношений стали причиной смены парадигмы общественного развития и изменения картины мира, в которой сюжеты неопределенности, неустойчивости и рискогенности стали реальностью общественного развития и угрожают безопасности человечества. Источники глобальных проблем коренятся в техногенном характере выбранного пути развития современного человечества, которое в погоне за технологическим прогрессом и совершенствованием комфорта пребывания человека на Земле все больше и больше отдаляется от природы, что выражается в дефиците истинно человеческих качеств – гуманности, милосердия, добродушия, духовности, сопереживания и доверия. Именно это стало основной причиной духовного кризиса современной цивилизации, а также эскалации социальных рисков и угроз безопасности социального и индивидуального бытия.

4. Обеспечение социетальной безопасности, охватывающей многогранность социальных связей и отношений, действий и помыслов, ценностей и установок, возможно только на основе формирования культуры безопасности, в основе которой находится культура доверия. В контексте проблемы обеспечения безопасности под культурой доверия мы предлагаем понимать определенный уровень развития человека и общества, отражающий значимость ценности доверия и доверительных отношений в системе личных и социальных связей, взаимодействий и социальных ценностей, а также степень осознания важности проблемы формирования доверительных отношений как необходимого условия обеспечения безопасности жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества, государства и человечества в целом.

5. Доверие, отражающее характер и тенденции развития общества, уровень его солидарности и конфликтности, является категорией динамичной, изменяющейся в соответствии с доминирующими тенденциями общественного развития в области социально-экономических, политических, социокультурных отношений. Эти тенденции в современной России определяются переходом к совершенно иным принципам организации социальных отношений и социального порядка, расколовшим общество на социокультурно неприемлемые миры, основанные на кардинально различных принципах социальной справедливости, что стало роковым для российского общества, утратившего потенциал доверия и, как следствие, солидарности. В условиях отсутствия веры в абсолютность нравственных постулатов, истинность нравственных норм возродить разложившуюся нравственную субстанцию российского народа, его веру в себя и доверие в системе отношений «человек–общество–государство» имеется надежда при условии, что этика доверия россиян еще хранит потенциал восстановления и возрождения, основанный на исторической памяти, заложенной в любой социокультурной системе.

6. Этика доверия в современном российском обществе столь же противоречива, как и социокультурная ситуация, обозначенная неопределенностью общественного развития и хаотичностью ценностного пространства россиян, в котором утеряно духовное начало как источник индивидуального и социального благополучия. В результате этого при крайне низком уровне доверия властным и общественным структурам и организациям россияне демонстрируют неадекватно высокий уровень доверия основному субъекту власти – Президенту. В условиях снижения уровня межличностного доверия россияне в случае угрозы своей безопасности возлагают надежды на поддержку со стороны родных и близких, не ориентируясь в своей жизни на такие значимые для формирования доверия в обществе социальные ценности, как честность, порядочность, чувство долга, наличие уважения со стороны общества и др. Сохранение такого диссонанса в сфере мировоззренческих установок россиян, отражающегося на всей системе социальных интеракций, увеличивает дефицит доверия в российском обществе на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни. Подобно тому, как россияне адаптировались жить в обществе риска и стали воспринимать риск как норму повседневной реальности, дефицит доверия может стать ключевой характеристикой этики доверия россиян, что надолго (если не навсегда) исключит возможность духовно-нравственного возрождения и экономического процветания российского общества и государства.

Научно-практическая значимость исследования определяется актуальностью изучаемой научной проблемы и необходимостью поиска взаимосвязи между феноменом доверия и динамикой социокультурных трансформаций в современном обществе. Полученные в ходе работы результаты расширяют теоретическое и методологическое пространство социально-философского исследования доверия как социокультурного феномена и способствуют выработке адекватного современной реальности представления о роли доверия в обеспечении безопасного и гармоничного развития современного человечества, вступившего в эпоху духовного кризиса человеческой цивилизации. Результаты социально-философского прогнозирования ориентируют научное сообщество на поиск адекватных кризисной ситуации путей преодоления катастрофы, которая постигнет общество «тотального недоверия» в недалеком будущем.

Прикладное значение результатов исследования заключается в возможности их использования при разработке и чтении спецкурсов, факультативов по социальной философии, общей социологии, социологии безопасности, социальной психологии, социологии культуры в высшей школе.

Апробация работы. Содержание и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на кафедре социологии, истории и политологии Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге. Результаты и основные положения диссертационного исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях: «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2009), «Наука и современность – 2010» (Новосибирск, 2010), «Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управления» (Таганрог, 2010), «Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма» (Новомихайловский, 2010). Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в 8 публикациях автора (3 из них – в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки Российской Федерации) общим объемом 4,4 п. л.

Структура диссертации включает введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список литературы. Данная структура обусловлена логикой решения поставленных задач и полученными результатами.