Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции Иванов Александр Михайлович

Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции
<
Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванов Александр Михайлович. Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Чебоксары, 2007 151 с. РГБ ОД, 61:07-9/305

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 17

1.1. Сущность и генезис интеллигенции, её духовности 17

1.2. Мирвозрение и нравственные ориентиры интеллигенции в структуре российской культурной традиции 47

Глава 2. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК ИДЕЙНАЯ ЭЛИТА ОБЩЕСТВА 76

2.1. Специфика российской интеллигенция в условиях перманентного общества 76

2.2. Идеологические ориентиры, сознание и психология современной российской интеллигенции 97

2.3. Роль гуманитарной интеллигенции в духовно-нравственной жизни общества 114

Заключение 134

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Социально-философское исследование духовно-нравственного аспекта интеллигенции является актуальным в силу многих причин. Так, духовно-нравственные ценности интеллигенции нередко оказывали то или иное влияние на развитие экономики и быта. Потребности и интересы интеллигенции в духовной сфере жизни общества часто определяли развитие идеологии и политики, права и морали, эстетики и религии. Наиболее критически мыслящая интеллигенция скептически относится к политическим программам и правовым установкам, к политикам любого ранга, в основном не стремится к материальному обогащению и накопительству. Для интеллигенции главное состоит в том, чтобы достойно выполнить свою миссию на Земле - быть путеводной звездой в мире хаоса и несправедливости, указать людям путь добра и душевной красоты.

Роль интеллигенции в обществе проявляется в создании, поддержании и постоянном развитии духовно-нравственной атмосферы, в стремлении всего общества к духовному благополучию. Прогрессивные идеи интеллигенции не часто можно заметить сразу же после их возникновения. Но эти идеи постепенно овладевают наиболее сознательной частью населения, проникают в психологию и поведение других групп людей и поэтому имеют творческую активность и деятельную силу. Интеллигенция интегрирует культурные ценности народа, синтезирует различные системы духовности. Интеллигенция любой страны обладает своими особенностями мировоззренческой и нравственной ориентации.

Российская интеллигенция в этом смысле - самая ответственная за судьбу своего народа. Она признает моральные ценности как высшую и абсолютную ценность. Российская интеллигенция - самая жертвенная часть

народа. Интеллигенты в России во все времена стремились к правде и справедливости, шли за них на каторги и в тюрьмы.

Наиболее передовая часть интеллигенции открыто выступала против несправедливой политики правительств и вождей, рисковала не только своим положением, но и жизнью. Идейных защитников народа пытали, жгли на кострах и в паровозных топках, вешали и расстреливали, высылали за пределы страны, сажали в тюрьмы и отправляли в концлагеря, запугивали и лишали средств к существованию.

Сегодня, когда российское общество разделилось на богатых и бедных, роль интеллигенции в призыве к справедливости и улучшению жизни обездоленных людей значительно возрастает. Многие экономические, политические и правовые реформы, проводимые в нашей стране за последние пятнадцать лет, не принесли ощутимых результатов в повышении качества жизни народа. Значительная часть людей по-прежнему бедствует. Интеллигенция прекрасно понимает это положение, но ничем помочь бедным людям не может. Разве что только своим голосом в ее защиту.

Однако в последнее время голос интеллигенции ослабел. Учителя, врачи, инженеры, преподаватели вузов, работники научных институтов, писатели, артисты, художники и др. сами стали искать возможность не пасть «на дно» жизни. Все они находятся в поисках новых форм выживания, связанных с рыночной экономикой.

Кризис нравственной основы интеллигенции выражается в противоречивом понимании духовных ценностей. Поэтому особенно актуальным можно считать аксиологическую концепцию исследования нашей темы. С изменением социально-экономических отношений происходит и переоценка духовно-нравственных ценностей. Многое из того, что считалось абсолютным и незыблемым, обесценивается. В то же время нарождающиеся новые формы социального бытия вызывают к жизни и новые ценностные ориентации. Разрушение ценностных идеалов российской интеллигенции, начавшееся еще после 1917 г., не сопровождалось достаточно устойчивым возникновением

новых идеалов. В Советском Союзе сформировалась новая интеллигенция,

которая принудительно воспитывалась и формировалась под всеобщим давлением КПСС, усвоила некоторые черты «Морального кодекса строителя коммунизма». Это - стремление к честности и справедливости, к равноправию и братству народов, к укреплению семьи и брака, к преодолению различных видов девиантного поведения и т.д.

Однако в 1991 г. все это в одночасье рухнуло. Наступила новая эпоха в развитии нравственности. И эта эпоха пока еще не принесла ни четкой национальной идеи, ни четких и устойчивых моральных основ жизни, ни других основополагающих позитивных духовных идей.

Выход из духовно-нравственного кризиса возможен на пути укрепления тех общечеловеческих моральных принципов, которые всегда исповедовала интеллигенция. Мы попытаемся вспомнить прошлое нашей интеллигенции и на этой основе восстановить лучшие черты ее духовности. Ибо духовность интеллигенции изначально формировалась как синтез всех лучших моральных качеств народа, как общечеловеческие ценности.

Российская интеллигенция с многовековым духовным богатством и нравственным потенциалом, со своей системой трансцендентальных духовных ценностей активно отстаивала их в прошлом, не сгибалась и в годы тоталитарного режима. Можно надеяться, что и современная российская интеллигенция отстоит свое право быть ведущей духовно-нравственной силой нашего весьма противоречивого и сложного общества. Устойчивость менталитета российской интеллигенции поможет ей не только сохранить свое самобытное духовное дарование, но и развивать его в будущем.

Традиции духовности российской интеллигенции, включающие ее культуру и духовный облик с момента возникновения Московской Руси и до наших дней, не исчезли, а лишь трансформировались в новых условиях общественной жизни. Культурно-историческая традиция духовности российской интеллигенции включает в себя множество факторов как объективного, так и субъективного характера. В частности, нельзя отбрасывать из анализа ее черт культурное влияние Востока и Запада, славянофильство, религиозные

искания, поиски философской истины и нравственного мировоззрения и др.

Все богатство духовности интеллигенции должно послужить укреплению нравственной и идейной основы нашего общества, способствовать прогрессивному продвижению во всех сферах общественной жизни.

Степень разработанности проблемы.

Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции являются предметом постоянного внимания отечественной философии как в прошлом, так и в настоящем.

Так, проблемы духовности русской интеллигенции особенно усиленно обсуждались в начале XX в. Достаточно назвать только такие наиболее известные сборники об интеллигенции, как: «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», «Интеллигенция в России», «В защиту интеллигенции», «По вехам. Сборник об интеллигенции и «национальном лице», «Вехи» как знамение времени», работы Д.Н. Овсянико-Куликовского «История русской интеллигенции», П.Н. Милюкова «Из истории русской интеллигенции», сочинения А.В. Луначарского «Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем», Е, Лозинского «Что же такое, наконец, интеллигенция?», С Я. Вольфсона «Интеллигенция как социально-экономическая категория», ДА. Хомякова «Православие, самодержавие, народность» и др. Статьи об интеллигенции печатались в журналах «Освобождение», «Полярная звезда», «Свобода и культура», в газетах «Новый день», «Новое время», «Слово» и др.

По вопросам идеологии, мировоззрения и нравственных качеств интеллигенции написали статьи в сборнике «Вехи» широко известные в общественно-политических кругах России начала XX в. философы, экономисты, юристы, литераторы и публицисты М.О. Гершензон, А.С Изгоев, Б.А Кис-тяковский, П.Б Струве и др. Этот сборник вызвал сенсацию. Ибо в нем были затронуты самые назревшие вопросы действительности и интересы самых широких кругов российской интеллигенции - отношение к революции 1905 года, последующие идейные и нравственные платформы интеллигенции и др. В нем проблема духовности рассматривалась как производное от духовного, тесно связанного с православием и церковными традициями.

В обсуждении проблем, рассмотренных в сборнике «Вехи», приняли участие общественные, политические и религиозные деятели, писатели и публицисты. К ним относятся лидеры кадетской партии ПН Милюков, ИИ. Петрушкевич, профессора Н.А. Гредескул и А.А. Кизеветтер, лидер партии эсеров В М. Чернов, лидер партии народных социалистов А В Пешехонов, лидер партии демократических реформ М.М, Ковалевский, идеолог прогрессиз-ма ЕН. Трубецкой, Л.Н Толстой, Д. Мережковский, К. Чуковский, МО. Меньшиков, А А Столыпин, В.И. Ленин и др. Анализировались вопросы, связанные с ролью интеллигенции в первой русской революции и ее дальнейшее участие в борьбе с царизмом и нищетой народных масс.

Особенно внимательно исследовали своеобразие русской православной духовности Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, НА. Ильин, НО. Лосский, Н.А. Сорокин \\СЛ. Франк.

В первые годы Советской власти и в 20-30-е гг. наиболее интенсивно разрабатывались проблемы духовности интеллигенции такими государственными деятелями и мыслителями, как Л.И. Аксельрод, В.И Ленин, Н К Крупская, А.В Луначарский, М.И. Калинин, НИ. Бухарин, Л.Д Троцкий, ИВ Сталин, М.Н. Сперанский, A.M. Коллонтай, И.Ф. Арманд и др. В их работах ставились проблемы социальной роли и места интеллигенции в новом обществе, возможности сотрудничества с пролетарской властью по построению социализма в послереволюционной России.

В послевоенный период вопросами духовно-нравственных качеств советской интеллигенции занимались партийные и государственные деятели, научно-исследовательские институты, философы, социологи, педагоги, психологи, писатели, журналисты и др.

Роль интеллигенции в построении развитого социализма и коммунизма обсуждалась на съездах и пленумах ЦК КПСС, в печати, по радио и телевидению. Критиковалась пассивность интеллигенции, ее индифферентное отношение к делам партии и государства. Наиболее активно обсуждались вопросы, связанные с уничтожением интеллигенции в годы культа личности

Сталина, резко осуждались интеллигенты-диссиденты.

К наиболее известным теоретиками проблем духовности интеллигенции в Советском Союзе можно отнести Е.А. Амбарцумова, ГМ Андрееву, П П. Амелина, ВМ. Астахова, ME Главацкого, М.Н Руткевича, С Н. Надель и др. Русскую духовность исследовали Г.А. Аванесова, В.У. Бабушкин, B.C. Барулин, Л.П Буева, ИМ. Гарин, А.Д. Косичев, В.А. Кутырев, А.В. Маслихин, Г.В. Платонов, Г.М. Пурынычева, В Н. Шердаков, А.К Уледов, ЛД Шумилина, В Г Федотова, 3 В. Фомина, AM. Яценко и др.

В современных условиях проблемы интеллигенции рассматриваются в работахЛ.В Бабаева, БрачеваВ.С, М.М Бахтина, СЮ. Глазьева, Ю.Н.Давыдова, В.И. Ильина, Г.Е. Зборовского, Л.Н Коган, О. Карпухина, Д П. Кон-чаловского, А К Магомедова, Э. Макаревича, ВТ. Макарова, А.А. Мухина, ИМ. Сальниковой, В Л. Соскина, ГМ. Федотова, В.С Христофорова, ЕС Элбакян и др.

В Чувашии проблемы интеллигенции, ее культуры, духовности и нравственности разрабатывали ДВ Абашева, Ю.М. Артемьев, ЕВ Владимиров, А Е Горшков, П В. Денисов, Н.Е. Егоров, Л.А. Иванов, А.В. Изоркин, НА. Ис-муков, В.Ф. Каховский, В.К. Кириллов, Н.Г Краснов, ИД Кузнецов, В Л. Кузьмин, Л П. Кураков, МП Макаров, И. А. Маркелов, Н.В. Никольский, В В Орлов, ТС Сергеев, МЯ. Сироткин, ГМ. Тафаев, В.И. Чекушкин, Э.З Феи-зов, ТА. Эррэ и др. В их трудах дан глубокий анализ положения чувашской интеллигенции в дореволюционный и послереволюционный период, а также в настоящее время, показана роль интеллигенции в развитии духовной культуры Чувашии.

Особо можно выделить работы ГМ. Волкова, ВД, Димитриева, В К. Магницкого, AM. Петрухина и И Я. Яковлева, которые многократно обращались к теме чувашской интеллигенции и науки, а также сами могут рассматриваться как пример высокой духовности и высоких нравственных качеств.

Значительный вклад в описание истории чувашской интеллигенции внес Г.А. Александров своей работой «Чувашские интеллигенты. Биографии и судьбы», в которой рассмотрены биографии наиболее известных интеллигентов Чувашии с момента их появления. В 2005 г. вышло в свет повторное

издание монографии Г.А. Александрова «Чувашские интеллигенты. Биографии и судьбы».

Заслуживают внимания работы В.Ф. Каховского «Наша республика», Л П. Куракова «Интегрированное образование: Истоки и итоги: В 2-х кн., Т.С. Сергеева «Культура Советской Чувашии. К 70-летию автономии республики», А.В. Изоркина и А.Е Горшкова «Центр гуманитарных наук Чувашии», сборники коллектива авторов «Чуваши: современные этнокультурные процессы», «Чувашской АССР 60 лет», «Исследования по древней и современной культуре чувашей», «Чувашское искусство: Вопросы теории и истории. Выпуск I», «Страницы истории высшей школы Чувашии» и др.

Феномен духовности интеллигенции исследуется в различных аспектах: этническом, социально-демографическом, социально-психологическом, социально-философском, культурологическом, правовом, политологическом, этическом, системно-структурном, аксиологическом и т.д.

Системно-структурный анализ представлен в работах французского этнографа и социолога К Леви-Стросса и его последователей.

Этническая духовность многие десятки лет изучается отечественными и зарубежными философами и историками.

Социально-философские предпосылки исследования нашей проблемы имеются в работах С.С Аверинцева, Е.А. Амбарцумова, А.В. Гулыги, В.Е. Драча, С.Д. Домникова, А В. Иванова, И.В. Кондакова, И.Д Кузнецова, А И Клибанова и др.

Аксиологический анализ проблемы духовности интеллигенции, который мы избрали в качестве основной парадигмы исследования, представлен в работах Л.А. Арутюняна, Б С. Ерасова, П.А. Сорокина, С.А. Сушко, В.П. Туга-ринова и др. Исследование ценностей с точки зрения психологии имеется в работах ДА. Леонтьева, ММ. Бахтина и др. Само понятие «ценностные ориентации» разработано в трудах Ф. Клакхона и Ф. Стродбек. Для многих психологов понятие «ценность» (Д.Н Узнадзе, С Л Рубинштейн, Г. Олпорт, К Роджерс и др.) рассматривается как «установка». В А. Ремизов понимает

духовность как культурную ценность личности. Мы вполне согласны с такой формулировкой духовности.

В изучаемой нами литературе встречается и такое понимание, как национальные духовно-нравственные ценности, национально-патриотическая духовность. Эти вопросы в той или иной степени затрагивались в работах ГУ. Солдатовои, В.П Ильюшенко, З.В. Сикевич, Д.С Лихачева, НК. Рериха и др.

Проблеме духовности уделено значительное внимание в работах Т С. Георгиевой, И.А. Ильина, В.И Копалова, МИ. Коваленского, Б А. Рыбакова, Л.А. Шумихиной, С.С. Хорунжего и др.

Эмпирической базой исследования являются работы социально-философского, социологического, этического, культурологического, психологического, исторического и религиозно-православного содержания, имеющиеся в работах отечественных и зарубежных исследователей духовности интеллигенции.

Духовность в начале XX в. рассматривалась в двух направлениях: славянофильство и западничество, которые по-разному понимали будущее России. Славянофилы доказывали невозможность русской душе приспособиться к западной цивилизации. Западники, наоборот, видели формирование духовности по западному образцу.

Наше исследование условно ориентировано на славянофилов, т.е. по-другому, на внутренние источники формирования духовно-нравственных ценностей российской интеллигенции. К славянофильству относилась большая группа философов, историков, писателей, которых объединяла одна идея - самобытность России, её огромный потенциал для духовного развития. Славянофильство в духовной жизни России представляли такие известные русские мыслители, как КС. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю Ф. Самарин, А.С Хомяков. К ним примыкали ВИ. Даль, А.Н. Островский, ФИ. Тютчев. Главным идеологическим направлением славянофильства была так называемая «русская идея», о которой писали и говорили ВТ. Белинский, И Я. Данилевский, И.А Бердяев, СИ. Булгаков, И.А Ильин, Л.П. Карсавин, К.Н Леонтьев,

В В Розанов, В.С Соловьев, ЕН Трубецкой, Г П. Федотов, С Л. Франк, ПА, Флоренский. Основой русской идеи был «русский дух», «духовность», основанные на православии и традиционной российской культуре.

Предметом исследования является духовность российской интеллигенции, а объектом исследования - духовно-нравственные ценности российской интеллигенции в плане генезиса и онтологии.

Цель и задачи исследования.

Целью данной диссертационной работы является социально-философский анализ духовно-нравственных ценностей российской интеллигенции в её социокультурной и аксиологической обусловленности, научное осмысление её перспектив для судеб России.

Логика поставленной цели связана с решением следующих задач:

  1. дать социально-философский, культурологический и аксиологический анализ феномена духовности российской интеллигенции как в прошлом, так и в настоящем; показать, что современное развивающееся общество -информационное; в таком обществе только с помощью интеллигенции утверждается новая среда обитания, новые социальные и моральные ценности, новый образ жизни и новые формы управления духовной жизнью;

  2. исследовать генезис^ природу, сущность и структуру духовности интеллигенции в социально-философском аспекте, на основе различных работ о духовности интеллигенции сформулировать методологические основы исследования;

  3. выявить базовые ценности духовности российской интеллигенции, показать дифференциацию этой проблемы по различным критериям;

  4. раскрыть единичное, особенное и общее в духовности российской интеллигенции; показать её роль в современном российском обществе.

Методологическая база исследования.

Основную методологическую базу исследования составили имеющиеся в философской литературе классические варианты методологии, синергетика, категории, принципы и законы диалектики, системно-структурный анализ, функциональный, сравнительно-исторический, генетический метод, эле-

менты феноменологии и герменевтики, комплексное исследование единства духовности российской интеллигенции в прошлом и настоящем.

Анализ данной проблемы построен на мировоззренческой и философской ориентации диссертанта и не может быть исчерпан названными методами. Социально-философский анализ связывается с историческим анализом данной проблемы и личностным пониманием диссертантом исследуемого духовного феномена.

В процессе работы над темой диссертации использовались философские, культурологические, аксиологические и другие подходы и способы осмысления духовности интеллигенции.

Базовыми методологическими посылками исследования стали: дея-тельностный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин), структурный подход (К. Леви-Строс), аксиологический подход (Л.А. Арутюнян, ПА Сорокин и др.), психологический подход (С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс), культороло-гический подход (А.В. Луначарский, Э. Тейлор и др.), этический подход {Б Спиноза, А.Г. Харчев, В.А. Добрынина и др.).

Феномен духовности российской интеллигенции не сводится лишь только к системе взглядов философов и писателей. Его анализ сочетается на уровне рационального и иррационального, интуитивного (3 Фрейд, Э Фромм, К Юнг, А Бергсон, Л.С. Выготский, А Ф. Лосев и др.).

При этом в качестве общей парадигмы исследования нами взято следующее положение французского социолога и философа-позитивиста XIX в. Огюста Копта: «...Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть...» [59, с. 80]. Действительно, надо изучать то, что есть и на основании познанных эмпирических фактов делать теоретические выводы, в том числе - и прогностического характера.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации. Научная новизна и теоретическая значимость диссертации:

  1. Исследован социально-философский, культорологический и аксиологический феномен духовности российской интеллигенции как в прошлом, так и в настоящем; изучена специфика духовности интеллигенции в сравнительно-историческом аспекте; показана взаимосвязь духовных традиций прошлого и настоящего, противоречия в развитии духовности, в отношении интеллигенции к философии и свободе личности; рассмотрены социально-психологические корни развития духовно-нравственных качеств российской интеллигенции; показано, что в современном развивающемся информационном обществе интеллигенция играет большую роль в утверждении новой среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, нового образа жизни и новых форм управления духовно-нравственным развитием личности.

  2. Исследованы генезис, природа, сущность и структура духовности интеллигенции; на основе имеющихся достижений в методологии исследования духовности интеллигенции выделены методологические основания его изучения, использована логика понимания проблемы в комплексе различных методов разработки данной проблемы, проанализированы различные стороны духовности интеллигенции.

  3. Выявлены базовые ценности духовности российской интеллигенции; дан социально-философский анализ процесса познания духовно-нравственных ценностей российской интеллигенции с учетом различных точек зрения на эту проблему; показана дифференциация этой проблемы по различным критериям; рассмотрены основные социальные институты духовно-нравственных ценностей российской интеллигенции.

  4. Предпринята попытка раскрыть единичное, особенное и общее в духовности российской интеллигенции; показана ее роль в современном российском обществе; обосновано положение о том, что с ростом духовности интеллигенции возрастает и общая культура общества, накапливается высокий духовно-нравственный потенциал российской жизни, что духовность ин-

теллигенции является движущим духовным фактором укрепления интеллектуальных и нравственных основ российского общества.

Наиболее значимые результаты, определяющие научную новизну данной диссертации, отражены в следующих положениях, которые и выносятся на защиту:

  1. Понимание феномена духовности российской интеллигенции в основном связаны с социально-философским, культорологическим и аксиологическим подходом к анализу феномена духовности российской интеллигенции в процессе её исторического развития; интеллигенция - это духовная, идейная элита общества, это наиболее образованная, культурная, духовно-нравственная и критически-конструктивно мыслящая часть народа; в современном российском обществе духовные основы жизни и новые моральные ценности в значительной степени утверждаются при активном отношении интеллигенции к жизни, при её творческом участии в процессе духовного освоения достижений российской и мировой культуры и её способности распространять эти достижения среди широких народных масс; с возникновением интеллигенции появляется новое духовное образование в обществе, которое обеспечивает духовно-нравственное развитие общества, народа, личности.

  2. Изучение генезиса, природы, сущности и структуры духовности интеллигенции в социально-философском аспекте показало, что в российской культурной традиции отмечается многообразие мировоззренческих и нравственных ориентиров интеллигенции различных направлений; духовная культура интеллигенции - это источник новых жизненных ценностей, которые способствуют сохранению основных элементов социального бытия и ориентации людей в повседневных делах; интеллигенция в России имеет давние исторические корни, она неоднородна по своему социальному происхождению, по философским, мировоззренческим и нравственным взглядам; русская и чувашская интеллигенция внесли достойный вклад в развитие культуры и духовности народов России.

  1. Духовность составляет базовые ценности российской интеллигенции и понимается как сложный социальный феномен, который проявляет свою сущность посредством деятельностного, культурологического, психологического, этического и аксиологического анализа. Многомерность категории «духовность» (духовно-нравственные ценности) обусловлена тем, что духовность формируется под воздействием объективных условий и субъективных факторов. Каждый представитель интеллигенции обладает своим пониманием жизни, культуры, политики, права, морали и т.д. Свести в единое целое такой разброс мнений - весьма сложная задача, которую трудно решить. В то же время в нашем исследовании такая попытка предпринята.

  2. Духовность российской интеллигенции постоянно развивается через взгляды и моральные качества интеллигента, живущего в определенных конкретно-исторических условиях в такой огромной стране, как Россия. Поэтому духовные ценности интеллигенции в начале XX в. не могут полностью совпадать с духовными ценностями современной российской интеллигенции. Формирование духовности российской интеллигенции происходит на основе синтеза различных ценностей - философских, этических, культурологических, психологических, религиозных, светских, традиций различных этносов. Динамика духовности российской интеллигенции в настоящее время отражает духовный кризис общества в целом. Это связано с поиском новых духовных ценностей, учитывающих особенности современного российского социума.

Научно-практическая значимость диссертации.

Положения диссертации могут послужить основой для дальнейшего анализа проблемы духовности российской интеллигенции. Процесс влияния интеллигенции на развитие общества возрастает по мере продвижения по пути социального прогресса. Влияние осуществляют различные группы интеллигенции - гуманитарная, научно-техническая, управленческая и др. В чем сущность этого влияния? Каковы механизмы активизации позитивной роли интеллигенции в различных сферах жизни общества? Эти вопросы постоянно

требуют ответа и детального изучения.

Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут быть использованы в практике преподавания курсов социальной философии, социологии, политологии, культурологии и этики, в спецкурсах по отдельным темам и проблемам, для прогноза путей развития духовности интеллигенции, а также в процессе формирования российской и чувашской духовной культуры.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались на региональных и межвузовских научно-практических конференциях на заседаниях кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. Положения диссертации нашли отражение в публикациях автора.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии (158 источников). Общий объем работы составляет 151 страница текста.

Сущность и генезис интеллигенции, её духовности

В данном параграфе требуется определить такие ведущие категории диссертации, как «интеллигенция» и «духовно-нравственные ценности», далее - «духовность») - в их историческом развитии. Эти базовые понятия помогут раскрыть сущность избранной проблемы научного исследования. Ибо, как отмечал Огюст Конт, «научное усовершенствование должно ограничиваться стремлением приблизиться» к «идеальному пределу постольку, поскольку этого требуют наши различные реальные потребности» [59, с. 77]. Наши реальные потребности как раз и состоят в том, чтобы дать анализ духовности интеллигенции как элиты общества. Экспликация этих понятий основана на большом фактическом материале и на теоретическом разъяснении этих категорий.

Попробуем ответить на вопрос, что же такое «интеллигенция»! Данная категория определялась с момента возникновения интеллигенции. Термин «интеллигенция» введен в 60-х гг. XIX в. русским писателем, почетным академиком Петербургской Академии наук, автором романов «Дельцы», «Китай-город», ряда повестей о жизни различных слоев российского общества ПД. Боборыкиным (1836-1921).

Дадим определение, которое содержится в официальном источнике, т.е. в «Философском энциклопедическом словаре» [132, с. 210-212].

Интеллигенция (лат. intelligentia, intellentia - понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens - умный, понимающий, знающий, мыслящий), общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным (преимущественно сложным) трудом и обычно имеющих соответствующее, как правило, высшее образование. В новом издании "Философского энциклопедического словаря» интеллигенция определяется так: интеллигенция (от лат. intllegere - постигать, схватывать, быть знатоком) - свойственная человеку духовная, разумная способность, в узком смысле - способность быстро находить выход, решение в необычных обстоятельствах, правильно и быстро схватывать главное в положении вещей или процессе и вообще гибкость ума, приспособляемость, умственное любопытство, способность к быстрому мышлению и заключению. Степень развития интеллигенции различна, начиная с близкой к нулевой при идиотизме до непостижимо высокой у гения. По характеру своему она реактивна или спонтанна, судя по тому, нуждается ли она в толчке извне или нет, она критична или созидательна, смотря по тому, рассматривает ли она данное или творит новое, она теоретична или практична в зависимости от того, относится ли она к повседневной жизненной деятельности.

Интеллигенцией называют также духовно ведущим слоем народа. Как буржуазная интеллигенция, она существует уже со времен гуманизма, до этого духовное руководство находилось в руках духовенства. Интеллигенция - это прослойка людей, лишенных предрассудков, веротерпимых; поэтому она духовно более подвижна, многообещающа и с большим трудом поддается политическому руководству, чем другие группы населения. Но вместе с тем она более лабильна, менее инстинктивна, жизненно опаснее. Интеллигенция ближе стоит к людям искусства, но по своему поведению менее эмоциональна, чем они [133, с. 182].

С определением, содержащимся в первом (по порядку названном) «Философском энциклопедическом словаре», можно согласиться в той части, что к интеллигенции относится самая грамотная и интеллектуальная часть образованных людей.

Что касается определения в новом «Философском энциклопедическом словаре», то здесь имеется много противоречий. Прежде всего другим является перевод понятия «интеллигенция» с латинского языка. В первом словаре, по нашему мнению, дается верный перевод, т.е. не intellegere, а intelligentia. Запутавшись в неправильном избрании латинского понятия «ин теллигенция», в этом словаре дается и ее неверное понимание. Например, об интеллигенте пишется, что это человек, способный к быстрому мышлению и заключению, имеющий разумную способность, умеющий быстро схватывать главное в положении вещей и т.д. Т.е., по-другому, дается лишь психологическая характеристика интеллигенции. Это - хорошо. Но интеллигенция представляет собой прежде всего особый социальный слой общества, а не только психически одаренных людей. В этом же словаре говорится и о том, что интеллигенция - это такая прослойка людей, которая лишена предрассудков. На практике нет ни одного человека, который бы не имел каких-либо предрассудков. Интеллигенты, как и другие люди, - это живые люди, которые имеют не только интеллектуальные способности, но и воспринимают мир эмоционально, чувственно. Конкретно-чувственное восприятие действительности не может быть полностью объективным отражением мира. В это отражение могут вклиниваться и предрассудки.

По нашему мнению, интеллигенция - это идейная, духовная часть общества, это - элита общества, которая своими личностными качествами показывает духовный и социально-экономический путь развития общества.

К интеллигенции (в узком смысле слова) не относится весь образованный слой общества. Например, инженера, имеющего высшее образование, занятого рутинным трудом и не работающего над собой в духовном отношении, нельзя отнести к понятию «интеллигенция». Такой инженер - это лишь представитель среднего класса, имеющий высшее образование и занимающийся умственным трудом. Т.е. в широком смысле этого понятия, к интеллигенции можно отнести любого человека, имеющего высшее образование и занятого в сфере умственного труда.

Мирвозрение и нравственные ориентиры интеллигенции в структуре российской культурной традиции

Традиции современной российской интеллигенции имеют свои истоки, которые уходят в петровские времена, а затем в XIX - нач. XX вв. и в последующий период.

ПН. Милюков в статье «Интеллигенция и историческая традиция» [18, с. 294-381] отмечал, что в настроении и в складе общих воззрений русской интеллигенции происходят существенные изменения. Источники этих изменений разнообразны; они находятся в зависимости от последних европейских течений в области политики, философии, искусства, литературы и т.д. Но прежде всего эти изменения связаны с политическими событиями и с изменением русского государственного строя после 17 октября 1905 г. Новые начала общественной жизни создают для деятельности русской интеллигенции новую среду, новые способы, новые цели.

Подобное изменение в интеллигентской психике случается не впервые в её истории. Изменения на этот раз, конечно, значительно сильнее, имеют качественное различие от всего предыдущего. Однако и в прошлой жизни нашей интеллигенции можно наблюдать различные поворотные моменты. И раньше каждая новая ступень в развитии интеллигенции сопровождалась (вызывалась) расширением сферы её деятельности, ростом числа участников этой деятельности, усложнением и конкретизацией самих целей приложения интеллигентского труда. Можно сделать вывод о том, что вся история русской интеллигенции состоит из подобных поворотных моментов.

Так было, например, с Петра, который первым собрал самоучек-интеллигентов, перед которыми была поставлена задача развивать и укреплять новую государственность. Так было и при Елизавете, вырастившей новое поколение молодых интеллигентов, прошедших интеллектуальную школу образования и воспитания. То же самое повторилось и при Екатерине, когда в то время общественно-философская идеология стала проникать в высшие слои дворянства и в «мещанство» главных городов, когда впервые появилась русская книга в провинции. Дальнейшая ступень эволюции мировоззрения и нравственных ориентиров интеллигенции связана с началом XIX. в., когда появляются первые зачатки общественного мнения, первые успехи в печатании содержательных журналов, первые общественные программы и политические организации. Русская интеллигенция эпохи великих реформ и крестьянского освобождения действовала уже на заранее «разрыхленной почве» [18, с. 294-295].

Охватить всю историческую культурную традицию интеллигенции в России невозможно, ибо это дело многих исследователей. Думается, что наиболее яркой страницей в развитии интеллигенции является начало XX в., когда после первой русской революции произошло ее быстрое «пробуждение» от мировоззренческого и нравственного сна.

В сборнике «Вехи» были опубликованы статьи ведущих философов, экономистов, публицистов. По итогам этих публикаций в разного рода научных и религиозных обществ состоялись многочисленные публичные диспуты, в которых активное участие принимали широкие круги интеллигенции.

Результаты полемики вокруг «Вех» для авторов сборника оказались неутешительными. Их идеи поддержал идеолог черносотенства Антоний Волынский, который выразил признательность авторам сборника за «суворовскую храбрость» и «восторженное мужество». Наоборот, либеральная и революционно-демократическая интеллигенция подвергла «Вехи» беспощадной критике. В связи с этим авторы «Вех» отказались опубликовать еще один сборник об интеллигенции под названием «О национальном лице». Новый сборник должен был стать логическим продолжением первого сборника. В новом сборнике должны были напечатать свои статьи С.Н. Булгаков, С А Котляровский, князь Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев, В.А. Голубев, А Л. Погодин, П.Б. Струве, Б.А. Кистяковский, М.А, Славинский.

Авторы сборника «Вехи» отразили один из важнейших этапов собственной мировоззренческой и нравственной эволюции. Чтобы сравнить масштабы развития взглядов веховцев, то нужно обратиться к довеховскому периоду их творчества, который был отражен в сборнике «Проблемы идеализа ции», а также в журналах «Освобождение», «Полярная звезда» и «Свобода и культура», в книге НА. Бердяева «Духовный кризис интеллигенции» и в статье П.Б. Струве «Великая Россия», опубликованной в журнале «Русская мысль». Следующие этапы мировоззренческой эволюции веховцев отражены в двух книгах: «Из глубины. Сборник статей о русской революции» (М, 1918) и «Освальд Шпенглер и закат Европы» (М., 1922).

В предисловии к сборнику «Вехи», написанному доктором исторических наук В Шелохаевым, сказано, что этот сборник был подготовлен не только предыдущими публикациями, но и первой русской революцией, которая изменила не только социальное бытие, но и мировоззрение, систему душевного настроя широких народных масс и самой интеллигенции. Революция выявила те глубинные процессы российской жизни, которые ранее были скрыты. В революции прослеживались черты свободной и демократической России. Революция выявила не только позитивные черты, но и негативные процессы. Российский народ этого периода поднялся на борьбу со своими поработителями. Но процесс избавления от рабства оказался не прост.

Наряду с революционными элементами были и контрреволюционные, которые постарались активно уничтожить ростки нового, прогрессивного. Реакция действовала по всем направлениям, в том числе и в духовной сфере. Официальные политики и идеологи стремились извратить революционные и демократические идеи и их носителей в лице радикальной интеллигенции. В правительственных изданиях и с церковных амвонов постоянно раздавались призывы к покаянию и послушанию. Лагерь реакции, который одержал победу над революцией, укреплял свои позиции. Либеральный лагерь, наоборот, переживал острый идейный и организационный кризис. Такие же процессы происходили и в лагере революционной демократии. Нужно было время для осмысления причин поражения революции и для выработки новой тактики борьбы с самодержавием.

Специфика российской интеллигенция в условиях перманентного общества

Перманентное общество - это общество риска, т.е. такое общество пребывает в состоянии перманентного кризиса, который распространяется на все основные сферы его жизнедеятельности - экономику, политику, культуру и т.д. Это общество, о котором имеется недостаточная информация. Происходит острый кризис самоиндентификации данного общества. Россия как раз и относится к такому обществу.

Интеллигенция живет в обществе риска. Поводом рефлексии интеллигенции на общество риска становятся многие социальные явления негативного характера.

Так, по мнению О. Карпухина и Э. Макаревича, к таким социальным явлениям можно отнести: риски, связанные с отклоняющимся поведением; риски, связанные с этноконфессиональной напряженностью; риски, связанные с борьбой против терроризма в обществе; риск предпринимательства. Они дают анализ сущности этих рисков, анализируют позицию интеллигенции в отношении рисковых тенденций и ситуаций, и др. [55, с. 12-14].

В частности, отклоняющееся поведение проявляется в росте преступности, актах насилия, коррупции в частных и государственных сферах, в разного рода правонарушениях. На этом фоне около двух млн. детей школьного возраста не охвачены никакими формами обучения. Растет количество алкоголиков и наркоманов, бомжей, больных СПИДом и туберкулезом. Россия занимает первое место в мире по числу ежедневно гибнущих в результате насилия - около 200 тысяч убитых и похищенных.

Расширяются очаги этноконфессиональной напряженности, конфликты на национальной почве. Эти очаги и конфликты были отмечены в 2002 г. в 31 регионе страны, треть из них приходится на Южный Федеральный округ. Интеллигенция остро, болезненно реагирует на эти конфликты.

В преодолении этой напряженности и конфликтов велика роль национальных культурных традиций, которые весьма противоречивы. В основе культурной традиции лежит нравственность и идеология интеллигенции и народа. Нравственная позиция не существует отдельно от идеологической. Определенное идейное состояние может направить поведение нашей интеллигенции в ту или иную сторону: или она активно участвует в этих процессах, или же остается индифферентной к ним, или же становится на путь борьбы против всех. Эта ситуация больше характерна для социальных конфликтов.

В отношении же конфликтов между расовыми и религиозными группами можно сказать следующее. Чаще всего эти конфликты происходят на социально-экономической и национальной основе: делят рынки, социальное положение в стране, превосходство той или иной нации над другой, борьба за государственный язык и территорию и др.

Эти конфликты, как полагают психологи, ослабевают по мере того, как противостоящие стороны приобретают одинаковый социальный статус в обществе, когда результаты их деятельности зависят от сближения целей, от сотрудничества друг с другом, когда обе группы не соперничают друг с другом, а взаимодействуют при поддержке властей, закона или обычая [151)].

Наша российская интеллигенция - многонациональная по своему составу, Россия - страна, в которой проживает свыше ста национальных групп интеллигенции. У каждой интеллигенции (в соответствии с ее народом) имеются свои традиции и обычаи, свое понимание окружающей действительности. Но надо всегда помнить о том, что мы живем в одной стране. Общая родина для всех - это Россия. И надо стараться, чтобы эта родина не распалась на княжества, которые легко могут поработить другие страны. Надо объединяться, а не разъединяться. И в этом деле немалую роль могла бы сыграть национальная интеллигенция. Так, например, разрешение чеченского кризиса во многом зависит от позиции чеченской интеллигенции. Осознание себя частью российской интеллигенции привело бы чеченскую интеллигенцию не к позиции изоляции от России и противостояния ей, а к позиции сближения Чечни и России, к постепенному преодолению чеченского кризиса.

Это положение касается и других народов, населяющих Россию. Не надо в России видеть врага из-за того, что было в прошлом. Надо жить сегодняшним временем, исходить из существующих реалий, а не придумывать, что Россия проводит глобализацию всех других народов и приспосабливает их к русскому народу. Нужно достигать взаимопонимания между русской интеллигенцией и интеллигенцией всех других национальных республик и автономий, вошедших в состав России.

Сближению позиций интеллигенции различных народов, населяющих территорию России, могло бы способствовать российское государство, оказывая помощь и поддержку всем группам национальной интеллигенции. Т.е. нужно на практике применять существующие законы, регулирующие межнациональные и религиозные отношения. Государство и интеллигенция должны более активно заниматься воспитанием культуры межнациональных отношений.