Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Харсеева Наталия Вячеславовна

Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ
<
Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Харсеева Наталия Вячеславовна. Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ : диссертация ... доктора философских наук: 09.00.11 / Харсеева Наталия Вячеславовна;[Место защиты: Краснодарский университет МВД России].- Краснодар, 2015.- 336 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию российского предпринимательства и его сущностных основ ... 25

1.1 Предпринимательство как объект социально-философского анализа в западноевропейской философии 25

1.2 Опыт предпринимательства в свете философско экономических концепций отечественных мыслителей 56

1.3 Методология становления российского предпринимательства: теоретический инструментарий и специфика 88

Глава II. Предпринимательство в аспекте аксиологического измерения российской истории 118

2.1 Генезис духовно-нравственных основ предпринимательства в контексте православной культуры 119

2.2 Социально-духовные основы дореволюционного предпринимательства 144

2.3 Социально-духовные основы предпринимательства в советский период 180

Глава III. Российское предпринимательство как фундаментальный принцип процесса модернизации современного общества .. 203

3.1 Трансформация сущностных основ предпринимательства в

условиях переходного периода 203

3.2 Проблема духовно-нравственной преемственности поколений предпринимателей в условиях модернизации общества 236

3.3 Концепция российского предпринимательства как эффективная система социальной организации 257

Заключение 281

Литература 295

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема анализа духовно-нравственных основ отечественного предпринимательства является одной из главных в изучении ценностных приоритетов российского общества в контексте социокультурной динамики. Экономические реформы, проводимые в постсоветской России, привели хозяйство страны к дезорганизации, произошло разрушение системы духовных ценностей, пренебрежение ими в угоду ценностям материальным. В первую очередь, это связанно с тем, что в процессе реформирования не учитывались духовно-нравственные особенности российского социума, и, в частности, хозяйственная культура предпринимательства, хотя еще в начале XX века российские экономисты и философы раскрыли влияние духовной составляющей предпринимательства на экономический рост страны, в том числе на определение пути экономического развития России: ориентироваться на западный образец или делать ставку на сохранение национальной специфики.

Время показало, что многие страны (Япония, Тайвань, Северная Корея, Китай, Гонконг, Сингапур и др.) достигли достаточно высокого экономического статуса, совмещая традиционные культурные ценности с активным освоением западных технологий, тем самым доказав ошибочность западно-центристского взгляда на развитие предпринимательства: помимо протестантской этики в мире существуют и другие религиозные и национальные формы хозяйственной культуры. Сегодня, когда изменилось международное положение нашей страны, данная проблема становится особо значимой.

Очевидно, что для сохранения собственного социально-культурного облика России не стоит увлекаться заимствованием этических норм и регу-лятивов предпринимательской деятельности какого бы то ни было образца без серьезного и вдумчивого изучения прошлого своей страны. Имеются в виду такие определяющие российскую хозяйственную культуру моменты, как исторические традиции и социокультурные доминанты российского общества, опыт российской философии хозяйства, политической экономии (прикладной этики), евразийской теории хозяйствования и особенно опыт предпринимателей 80-х гг. XIX - начала XX века. Обозначенный период выбран не случайно. Во-первых, это время, когда произошел распад традиционного, аграрно-патриархального устройства страны и началось формирование нового типа индустриального общества, а вместе с ним и особой социокультурной прослойки - русской деловой элиты. Во-вторых, с событиями конца XIX - начала XX века перекликаются и проблемы современной России, вследствие чего социокультурный опыт отечественного предпринимательства, ценностные ориентации, традиции, деловые качества, особенности хозяйственной культуры, морально-нравственные устои, положительный эталон хозяйственной этики приобретают особое значение. Несмотря на всю противоречивость образа предпринимателя данного периода, именно в их среде сформировались подвижники культуры, являющиеся воплощением духовно-нравственныхприн-ципов не только своей эпохи, но и российского предпринимательства в целом.

Актуальность исследования, таким образом, определяется необходимостью изучения деловой этики предпринимательства конца XIX - начала

XX века как одной из социально-исторических форм культуры духовно-нравственного предпринимательства, на основе которой возможно сконструировать идеальную модель хозяйствующего человека и предпринимательства. При этом дореволюционный, советский, а также современный периоды позволяют определить как культурно-историческую специфику, так и традиционную линию развития духовных стимулов российского предпринимательства.

Актуальность исследования духовно-нравственных основ российского предпринимательства, выходящего на уровень метафизики хозяйства, также обусловлена тем, что в отечественной философии данная научная область недостаточно разработана. В целом изучение духовно-нравственных основ предпринимательства требует тщательного методологического исследования, способствующего выявлению их места, роли и культурных особенностей в системе социально-философского знания.

Современность и своевременность подобного исследования в эпоху глобализма заключаются еще и в том, что от достойного, культурного, цивилизованно функционирующего предпринимательства зависит становление эффективной рыночной системы, способной вывести Россию на путь динамического экономического роста и социального прогресса. Именно поэто-му социально-философский анализ нравственного смысла хозяйственной деятельности вообще, как и предпринимательства в частности, видится бо-лее чем необходимым.

В рамках настоящего исследования сделана попытка социально-философского анализа духовно-нравственной системы ценностей предпринимательской деятельности, реализуемой в пространстве социокультурных трансформаций современной России, осмыслено место предпринимательства в хозяйственной культуре страны, а также его ментальные, образовательно-воспитательные, функционально-деятельностные, психологические, идеологические и поведенческие модификации. Понимание нравственной природы предпринимательства невозможно без изучения вопроса соотношения нравственности и экономики в философии.

Степень научной разработанности проблемы. Настоящая диссертационная работа представляет собой сравнительное исследование, для которого необходим анализ различных философских, социологических, этических, экономических, психологических и религиоведческих подходов к проблеме взаимоотношения нравственности и предпринимательства у отечественных мыслителей и исследователей, этики и бизнеса - у западноевропейских.

Первые работы, посвященныепроблеме развития культуры хозяйства и формирования нравственно-этической системы ценностей предпринимательства, появились еще до революции. Так, Е. П. Карнович в книге «Замечательные богатства частных лиц в России» (1874) помимо биографических сведений о богатейших людях страны и об особенностях российского делового мира приводит статистические наблюдения, связанные с уровнем участия тех или иных сословий в предпринимательстве. В работах К. А. Пажитнова, А. О. Ерманского, А. А. Котлакова подробно рассмотрено становление российского предпринимательства и степень политической организованности буржуазии в конце XIX - начале XX века. Экономическое развитие России с марксистской точки зрения представлено в книге Г. В. Плеханова (Н. Бельто-

ва) «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895). Н. Ф. Даниельсон в двух работах под общим названием «Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства» (1880, 1893) развивает тему экономического становления пореформенной России. По его мнению, капитализм для нее имеет чужеродный характер, и поэтому необходимо отказаться от данного пути развития.

В 1898 году выходит книга В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», в которой он полемизирует с Даниельсоном и дает подробную характеристику промышленной революции в пореформенной России, показывает значение рынка в формировании капитализма, исследует создание комплекса отечественных отраслей тяжелой индустрии, крупномасштабной сети железных дорог, модернизации промышленности в 90-х годах XIX века.

Теоретические концепции взаимодействия этики и хозяйственной деятельности разработали такие отечественные философы, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Зеньковский, П. А. Флоренский, В. В. Розанов,

B. С. Соловьев, С. Л. Франк, Н. Н. Алексеев и др. В созданной отечественны
ми мыслителями философии хозяйства первое место в предпринимательской
деятельности отводилось духовным потребностям человека, христианской
любви, памяти о его высшем предназначении и служению высшим ценностям.
Данные положения нашли свое выражение не только в различных областях
культуры, но и в русской экономической науке.

Идею комплексного подхода и системности в изучении социально-экономической проблематики, в том числе и вопросов предпринимательства, выдвигали такие ученые, как И. Т. Посошков, А. В. Суворов, Н. П. Гиляров-Платонов, М. И. Туган-Барановский, П. А. Берлин, Н. X. Бунге, Д. И. Менделеев, П. В. Воронцов, П. Б. Струве, И. И. Янжул, Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов и др.

Большое значение для диссертационного исследования имеют работы, в которых хозяйственная культура анализируется с точки зрения аксиологического подхода (Г. Риккерт, Н. Гартман. Н. А. Бердяев, С. Л. Струве,

C. Л. Франк, П. А. Флоренский, Г. П. Выжлецов и др.). Нравственные принци
пы предпринимательства рассматривались А. Смитом, М. Вебером,
В. Зомбартом, Д. Рикардо, Э. Дюркгеймом, Дж. С. Миллем, М. Оссовской,
Й. Шумпетером, Д. МакКлелландом, Ф. Хайеком, Э. Фроммом, Р. Мертоном,
Д. Кейнсом, Дж. Ролзом и др. Например, А. Смит в философии богатства за
ключает, что богатство - это не самоцель. Нравственное и хозяйственное, вза-
имоподчиняясь, определяются его представлениями о нравственной природе
человека, заложенной Богом. Дж. Ролз в «Теории справедливости» изложил
новое понимание справедливости через призму собственного восприятия про
исходящих в обществе экономических процессов. Ф. Хайекобъясняет с точки
зрения рациональности социально-нравственный контекст и его эволюцию в
связи с процессами развития рыночного порядка. Д. Кейнс говорит об этиче
ской составляющей экономической теории.

Современные зарубежные исследователи, такие как Дж. Касар и Э. Нельсон Кларк в своей работе «Развивая профессиональное поведение» анализируют этические основания поведения индивида в профессиональном сообществе. Этика профессий, связанных с социальной сферой и медициной,

становится предметом изучения П. Келланана, Дж. Кори, М. Ш. Кори. Формированию института профессиональной этики в западном обществе посвящены работы Д. Коэна, в фокусе которых - использование профессионально-этических концепций в деятельности бизнес-сообществ. Р. Т. Де Джордж анализирует возникновение и развитие современных концепций этики предпринимательства на Западе. Благодаря модели ценностей Г. Хофстеда можно объяснить специфику предпринимательской культуры в различных странах. X. Триандис, И. Катима, X. Шер, Дж. Николлс, А. Кукла доказали, что на специфику предпринимательства влияют национальные культурные различия. Так, сравнение американского предпринимательства с японским показало, что полностью воспроизвести предпринимательский опыт одной страны невозможно в условиях другой.

В России, начиная с 90-х годов прошлого века, в результате глубоких геополитических, социально-экономических и цивилизационных тенденций в мире и в нашей стране, ученные по-новому подходят к изучению особенностей отечественного хозяйства. Так, в работах Н. Г. Козина, И. Н. Ионова, О. А. Платонова, Ю. М. Осипова, С. Ю. Титовой, В. Ф. Шаповалова, А. П. Кравцовой, Ю. В.Яковец на первый план выходят проблемы духовно-нравственной преемственности в хозяйственной деятельности, ее исторической цикличности. Доказательства того, что природно-климатические условия оказывают большое влияние на формирование таких социальных характеристик общества, как коммунальность / некоммунальность, приведены в работе С. В. Кирдиной.

Этический анализ предпринимательства осуществляют в своих работах А. Г. Аганбегян, В. И. Бакштановский, В. Н. Сагатовский, Ю. В. Селюнин, Д. Н. Приходько, М. И. Данилова, С. С. Шаталин.А. И. Агеев, А. С. Арсеньев, Н. О. Вилков, А. Д. Карнышев, И. В. Кемкин, А. В. Круглов, А. Д. Панарин,

A. Е. Соболевская, И. В. Троицкий, О. В. Ушакова, О. В. Варина,
Е. Н. Улыпина.Такие важные понятия для теории деловой этики предприни
мательства, как благотворительность, меценатство, милосердие, альтруизм
обосновываются в работах А. А. Гусейнова, А. Ф. Векслера, Р. Г. Апресяна,
Ю. Ю. Петрунина, Е. Л. Дубко, Г. Л. Тульчинского, Л. П. Пискуновой.

Большое значение для раскрытия духовно-нравственных основ предпринимательства имеют работыВ. А. Сапрыкина, Н. Н. Зарубиной,

B. В. Радаева, И. М. Невлевой, Ю. Н. Попова, Р. В. Рывкиной,посвященные
«хозяйственной культуре».

Подробное рассмотрение экономической культуры в контексте отечественной истории представлено в трудах Т. И. Заславской, А. И. Пригожина, В. В. Мотова, А. 3. Инкиной-Ерицпоховой, Ю. Г. Абдаловой,Г. Б. Наследни-ковой,А. В. Юр, В. А. Кузнецова, О. Ю. Янбулатовой, Ю. А. Помпеева, Т. В. Рыбченко, С. Н. Лоскутовой, Н. А. Шороховой, И. В. Войтова, В. Л. Лютого и др. Универсальность и специфика деловой культуры рассмотрена в работе И. М. Невлевой. Формирование отечественной деловой культуры в бизнес-коммуникациях показано 3. В. Кодаховой.

Культуру предпринимательства российские исследователи изучают в нескольких направлениях. Г. Л. Бажев, В. В. Томилов отождествляют ее с корпоративной культурой; И. М. Модель, Б. С. Модель акцентируют внима-

ние на профессиональной культуре, для развития которой от предпринимателя требуется знание профессиональной этики. Формированию профессиональной культуры предпринимателя в условиях современной России посвящена работа С. В. Кирпичникова.Ю. Ю. Лыгденова анализирует нравственные основы жизнедеятельности женщин-предпринимателей.

Особого внимания заслуживают работы, посвященные деловой этике, этике бизнеса, профессиональной этике, национальным деловым культурам Р. Г. Апресяна, В. К. Борисова, Р. Н.Ботавиной, Ю. Ю. Петрунина, Е. Э. Аверченковой, Е. С.Протанской, Ю. В. Согомонова, Е. Л. Дуб-ко,П. Н. Шихирева, А. Ю. Каширина, А. А. Гусейнова, В. Т. Ганжина и др.

Большой интерес представляют работы А. С. Ахиезера, В. И. Бакштановского, Ю. В. Согомонова, Н. Н. Зарубиной, А. С. Панарина, К. X. Замошкина, обобщающие исторический опыт российского предпринимательства и народного хозяйства и анализирующие его значение для решения современных проблем.

Влияние религии на хозяйственную жизнь исследуется в работах Т. Б. Коваль, М. И. Лапицкого, В. В. Керрова, В. П. Лизунова, В. А. Писемского и Ю. Н. Калашнова, И. В. Поздеевой, А. С. Проворихина, П. Г. Рындзюнского. Этико-философский анализ старообрядчества производят в своих исследованиях А. В. Ширшов, М. К. Констатинова. Д. Е. Расков старообрядческое предпринимательство в экономике России в конце XVIII-XIX веков рассматривает с позиций неоинституционального подхода.

A. Е. Стефашов изучает ценностно-смысловые аспекты культуры
предпринимательства старообрядческих общин России. Духовно-культурные
основы хозяйственной жизни общества в русской религиозной философии
анализирует А. А. Кондаков. М. В. Первушин показывает влияние ценностей
религиозной этики на становление российского предпринимательства. О. Г.
Леонова, вслед за М. Вебером, указывает на внутренние ограничители
предпринимательской активности, религиозные и духовные традиции.

В работах А. С.Ахиезера,Т. И.Заславской, Р. В. РывкинойД В. Радаева, Л. Я. Косалса, Г. X. Попова, Н. М. Римашевской, Т. И. Корягиной,

B. Н. Козанцева, О. В.Осипенко и др. рассматриваются особенности хозяй
ственной системы, которая была создана в СССР. Так, если Т. И. Корягина по
казала отношение государственной политики к кустарным промыслам, клас
сифицировала формы «теневой экономики», то О. В. Осипенко попытал
ся определить истоки последней.А. А. Хагуровдает обзор основных экспери
ментальных открытий в XX веке, в числе которых предприятие И. Худен-
ко с капиталистическими методами ведения, организованное на основе совет
ского сельского хозяйства.

В связи с признанием предпринимательства в качестве важного инструмента социальных преобразований резко возрос интерес к его истории, увеличилось количество публикаций по данной проблематике,а именно: «Менталитет и культура предпринимателей России XVII-XIX веков», изданной в Москве в 1996 г.; сборники статей, подготовленные на основе выступлений на конференциях, организованных факультетом менеджмента НИИМ СПбГУ «История предпринимательства в России: XIX - начало XX века» (2005, 2006, 2007).

Феномен московской благотворительности рассмотрен в работах Н. Г. Думовой, Г. Н. Ульяновой, А. Н. Боханова, С. А. Кабанова, Л. К. Кулев-ского, Н. Н. Молевой, И. В. Крылова. А. А. Глаголев в работе «Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX - начала XX века» изучает религиозные основы русского меценатства и раскрывает особенности экономической философии русского купечества.

Такие ученые, как А. В. Михалков, С. Д. Мартынов, И. В. Поткина, М. Л. Гавлинисследовали историю московского купечества, В. Б. Перхавко -московских купцов-строителей, Ю. А. Петров собрал документы о личных состояниях крупных московских предпринимателей конца XIX - начала XX века, Ю. М. Гончаров изучил быт и образ жизни купеческой семьи второй половины XIX - начала XX века, А. П. Корелин сфокусировал внимание на дворянском сословии и торгово-промышленном предпринимательстве в пореформенной России, О. В. Ушакова рассмотрела предпринимательство и деловую этику купечества Юго-Восточной Сибири, А. Н. Османов - социально-экономическое положение петербургского купечества в последней четверти

XVIII - начале XX века, СВ. Адаменко исследовал деятельность купечества
Ставропольской губернии, Л. Г. Насырова - общественную деятельность
предпринимательства Казани,0. И. Мятникова - благотворительность торго-
во-промышленногопредпринимательства на Ставрополье и Кубанив конце

XIX - начале XX века. Работы Г. Н. Ульяновой, С. М. Садкова, М. К. Шацил-
ло знакомят нас с духовным обликом и образом жизни предпринимателя кон
ца XIX - начала XX века. Помимо этого авторы осуществляют философско-
культурологический анализ менталитета торгово-промышленного сословия.
И. Р. Федоркова проанализировала дореволюционное купечество как большую
социальную группу, обратив внимание на психологические особенности дея
тельности Московского Купеческого Общества, выступающего в качестве
субъекта предпринимательской, общественной активности. Г. С. Рыкина обо
значила ментальные особенности московского купечества.

Несмотря на многочисленные издания, прямо или косвенно затрагивающие интересующую нас проблему, на сегодняшний день практически отсутствуют обобщающие работы, посвященные социально-философскому анализу духовно-нравственных основ российского предпринимательства, позволяющие представить развитие духовно-нравственного компонента предпринимательства, систематизировать взгляды исследователей на нравственную природу предпринимательской деятельности.

Теоретико-методологические основы исследования. Методологическую основу данного диссертационного исследования составляют принципы научной объективности, историзма и системности, в соответствии с которыми российское предпринимательство рассматривается с позиции целостного и комплексного образования, имеющего как внутренние ресурсы духовно-нравственного развития, так и внешние.

Изучение духовно-нравственных основ предпринимательства невозможно без методологии философии хозяйства, политической экономии (прикладной этики), евразийской теории хозяйствования, в которых приоритет отдается не столько экономическим, сколько духовным процессам.

В исследовании использовались диахронный, статистический, сравнительный, типологический методы анализа исторической действительности, а также метод последовательного социокультурного анализа в контексте историко-этического генезиса, социальных взаимодействий, ценностных детерминаций, обусловившие необходимость изучения предпринимательства с позиций детерминизма и историзма. В рамках аналитического и синтетического методов рассмотрены духовные традиции предпринимательства, нашедшие свое воплощение в концепциях конкретных представителей отечественной и зарубежной науки. Если аналитический метод способствовал адекватному изложению сути и содержания различных этико-экономических теорий, определению их места в современном научном наследии, помогая проследить эволюцию воззрений на духовный компонент хозяйствования, то синтетический метод позволил провести сравнительный анализ различных подходов к осмыслению нравственной составляющей предпринимательства, выявить различные ценностные приоритеты российской хозяйственной этики и западной, а также исследовать предпринимателей как носителей определенной культуры и социальных отношений (их хозяйственный опыт, ценностные ориентации, традиции, особенности хозяйственной культуры, морально-нравственные устои). Исторический синтез помог сопоставить анализируемые концепции ученых, выявив в них общее и особенное, традиционные элементы и новаторство.

В рамках социально-философского анализа хозяйственная культура рассмотрена как специфическая сфера реальности, имеющая первостепенное значение для понимания механизмов хозяйственной деятельности (от воспроизводящей общество и государственность до формирующей повседневность).

При анализе ценностно-мотивационных аспектов хозяйственной культуры использовались принципы понимающей социологии, а также методы феноменологической социологии.

Объектом исследования является российское предпринимательство как особая форма человеческой деятельности и морально-нравственных отношений. Предметисследования - духовно-нравственные основы, выступающие в качестве базового элемента социального сознания хозяйствующего субъекта.

Целью настоящей диссертационной работы является социально-философский анализ духовно-нравственныхоснов российской предпринимательской деятельности, реализуемой в пространстве социокультурных трансформаций современной России, осмысление места предпринимательства в хозяйственной культуре страны, а также его ментальные, образовательно-воспитательные, функционально-деятельностные, психологические, идеологические и поведенческие модификации.

Реализация поставленной цели обусловила ряд задач:

  1. определить формы взаимодействия нравственности и бизнеса в западноевропейской социально-философской мысли;

  2. выявить особенности духовно-нравственного обоснования хозяйственной деятельности в русской философии;

  1. разграничить такие понятия, как «хозяйственная культура» и «экономическая культура», «предприниматель» и «бизнесмен», «хозяйствующий человек» и «экономический человек»;

  2. рассмотреть влияние православия на формирование духовно-нравственных предпосылок хозяйственной деятельности, выявить общее и особенное в духовно-нравственных основах предпринимательской деятельности старообрядцев, официального православия и протестантизма;

  3. обобщить и проанализировать социально-этические аспекты дореволюционного предпринимательства;

  4. отрефлексировать состояние нравственных основ предпринимательства в советский период развития российского общества;

  5. провести социально-философский анализ трансформаций духовно-нравственных основ российского предпринимательства в условиях переходного периода;

  6. дать сравнительную характеристику духовно-нравственным основам хозяйственной культурысовременных и дореволюционных предпринимателей;

  7. разработать на основе полученных в ходе исследования результатов концепцию отечественного предпринимательства в современном российском обществе.

Источниковая база исследования. Определенную часть в источнико-вой базе диссертации составляют воспоминания представителей купечества второй половины XIX - начала XX века П. А. Бурышкина, Ю. А. Бахрушина, Н. П. Вишнякова, В. П. Рябушинского, Т. В. Прохорова, а также труды отечественных и зарубежных философов, социологов, правоведов, экономистов, в которых этические идеи пересекаются с проблемами хозяйственной жизни общества. При этом основной акцент сделан на творчестве русских философов и социологов рубежа XIX-XX веков, представляющем собой рефлексию национального духа, способного адекватно ответить на «вызовы» своего времени, которые во многом схожи с проблемами, возникшими в современной России.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют Директивы ВКП(б) по хозяйственным вопросам, данные всероссийских опросов РНИСиНП «В каком обществе нам жить» (1995) и «Россияне о судьбах России в XX веке и своих надеждах на XXI век» (2000), а также всероссийского опроса ИС РАН «Готово ли российское общество к модернизации?» (2010), Доклады Центра эмпирических политических исследований СПбГУ, Аналитического центра ИСПИ РАН, Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, ИС РАН (Аналитический доклад ИС РАН «Средний класс в современной России: 10 лет спустя» (2014)), исследования, проведенные в АНО «Лаборатория Крыштановской», Forbes.

Научная новизна исследованиязаключается, прежде всего, в том, что диссертация представляет собой комплексное исследование, в котором автор осмысливает духовно-нравственный компонент предпринимательства, учитывающий историю возникновения, развития и преемственности, выделяет особенности функционирования хозяйственной этики как института морали современного общества, используя данные таких областей социогуманитарного знания, как история, экономика, культурология, социология, право при гла-

венствующем положении философии. На основании проведенного исследования автором конструируется идеальная модель духовно-нравственного предпринимательства и перспективы его развития.

Помимо этого к результатам исследования, обладающим новизной, можно отнести следующие положения:

  1. определены формы взаимодействия нравственности и бизнеса в западноевропейской социально-философской мысли, позволяющие раскрыть влияние религиозных, социально-философских, культурно-исторических и психологических компонентов на их формирование;

  2. выявлены особенности духовно-нравственного обоснования хозяйственной деятельности в русской философии, необходимые для сравнительного анализа российской хозяйственной культуры и экономической культуры Запада;

  1. представлено авторское понимание духовности и нравственности, хозяйственной и экономической культуры, в рамках которого: а) хозяйственная культура позиционируется как органическая часть традиционной национальной культуры, б) исключается синонимичность понятий «хозяйственная культура» и «экономическая культура», «предприниматель» и «бизнесмен», «хозяйствующий человек» и «экономический человек» с их последующим определением;

  2. доказано, что в России есть свои духовно-нравственные стимулы развития предпринимательской деятельности, вследствие чего навязывание основ протестантской хозяйственной этики в условиях православного общества необоснованно;

  3. обобщены социально-этические аспекты дореволюционного предпринимательства; доказано, что культурная обусловленность дореволюционного предпринимательства связана, во-первых, с этноконфессиональной структурой, во-вторых, с представлениями о рационализме, практицизме, собственности, богатстве, индивидуализме и традициях, в-третьих, с общественно-религиозной деятельностью;

6) отрефлексировано состояние нравственных основ предпринима
тельства в советский период развития российского общества, в результате чего
выделены группы предпринимателей, осуществляющие свою деятельность в
данный период: представители теневых структур и предприниматели, чья дея
тельность была легализована;

  1. проведен социально-философский анализ трансформаций духовно-нравственных основ российского предпринимательства в условиях переходного периода, позволивший определить их основные характеристики, представляющие собой некий конгломерат стереотипов поведения, который вбирает в себя отечественный опыт, полученный в условиях советской экономической системы, а также опыт стран Западной Европы, проецируемый на социокультурное пространство современной России;

  2. сравнительная характеристикахозяйственной культуры современных и дореволюционных периодов, позволилаобозначить как преемственность, так и разрыв традиций между поколениями предпринимателей, обеспечивэффективность поиска пути оптимизации процесса налаживания связей между духовно-нравственными традициями прошлого и настоящего;

9) на основе проведенного анализа, выявлена духовно-нравственная специфика российского предпринимательства, которая позволила разработать-концеппию современного российского предпринимательства, суть которой - государственность, народосбережение, служение.

Полученные в ходе исследования результаты конкретизируются в следующих положениях, выносимых на защиту:

  1. В западноевропейской философской и социально-экономической мысли соотношение экономики и нравственности выражается в двух формах нравственного сознания: нравственной легитимизации и нравственной регуляции бизнеса. Нравственная легитимизация воплощается в протестантской трудовой этике, нравственная регуляция - в этике бизнеса, необходимость которой вызвали моральные коллизии капитализма. Между ними прослеживается органическая связь: этика бизнеса, тесно связанная с социальной этикой, является современной формой протестантской этики. При этом в западной экономической культуре этика бизнеса доминирует. Это свидетельствует о том, что в западной экономической парадигме произошло синтезирование в единое целое религиозных, социально-философских, культурно-исторических и психологических компонентов при главенстве социальной компоненты.

  2. В работах русских философов в отличие отзападноевропейских, акцент ставится на нравственной мотивации и метафизических проблемах преображения мироздания. Имеются в виду внеэкономические факторы детерминации хозяйственной деятельности предпринимателей;проблема соотношения личных, коллективных и государственных хозяйственных интере-сов;нравственные аспекты собственностии производственных отношений. Анализируя социокультурные проблемы России, рассматривая весь ее огромный, сложный мир как целостный соборный самобытный организм, отечественные мыслители неизменно исходили из первостепенного значения духовной стороны человека. Именно поэтому одно из центральных мест в русской экономической науке отводится осмыслению таких важных, присущих исключительно русской духовности, черт, как целостное восприятие мира; конкретная, всеохватывающая тотальность и неотделимое от этого восприятие космического. Анализ национального стереотипа хозяйственного поведения и философии хозяйства показал, что к базовым ценностям российской хозяйственной культуры относятся любовь, добро, первичные данные нравственности (Вл. Соловьев) (стыд; жалость; благоговение, или преклонение перед высшим), положительная свобода (свобода «для») (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк), соборность, общинный идеал, труд, нестяжательство, служение, справедливость, аскетизм, альтруизм, практицизм. Посредством выработанного в рамках собственных теоретических концепций категориального аппарата ученые обозначили перспективы развития общества и отечественного обществоведения в опоре на национальный дух россиян.

  3. Под духовностью соискатель понимает всеобъемлющее целостное качество личности (человеческий дух), возвышающее ее над физиологическими потребностями, выражающееся в невербальных и вербальных идеальных формах, включающее в себя нравственность, способность к самосовершенствованию, самоидентификации, свободный и ответственный выбор, стремление к ценностям абсолютного характера, которые выступают основой

поведенческих мотиваций, будучи идеальными по отношению к личным ценностям индивида. Нравственность, мнению автора, - это проявление духовности на уровне взаимоотношений с людьми и обществом. Российская хозяйственная культура, позиционируемая автором в качестве индивидуации национальной духовной культуры, в отличие от экономической культуры - инди-видуации светской западной культуры, представляет собой совокупность духовных ценностей и норм, являющихся регуляторами хозяйственной жизни и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности. Соответственно, если экономический человек - это субъект экономической деятельности, которая подчинена материальному миру и эмпирической этике, это человек, стремящийся стать богом по отношению к природе и использующий для этой цели все доступные технические достижения, то человек хозяйствующий - это прежде всего личность духовно-нравственная, способная подчинять все свои действия мотивам чистого добра и солидарности, выполняющая свою творческую миссию по преобразованию материального мира. Поскольку, будучи творением хозяйственной культуры, человек хозяйствующий также является и ее творцом, именно хозяйственная культура может рассматриваться в качестве среды формирования духовно-нравственных основ предпринимательства.

4. Изучение позиций старообрядчества, официального православия
и протестантизма по отношению к предпринимательской деятельности пока
зывает, что они отнюдь не одинаковы. В аксиосфеределовой этики старообряд
чества и официального православия преобладают духовные ценности, выходя
щие на метафизический уровень, в протестантской трудовой этике - ценности
эмпирической морали. Соответственно в первом случае закладывается фунда
мент для стжовяенияхозяйствующего человека, то есть индивида, актуализиро
ванного в добре, служащегообществу и его благу, во втором - ддяэкономиче-
ского человека,
то есть рационализированного индивида с ярко выраженной до-
стижительной, прагматической и гедонистической ориентацией. Модернизаци-
онный потенциал старообрядчества не был до конца раскрыт, но даже за не
большой период существования старообрядческого капитализма в России по
явился тип хозяйствующего человека, несущего в себе положительные пер
спективы развития.

5. Основными социально-этическими аспектами дореволюционного
предпринимательства были профессионализм и нравственность, которые
включали в себя активность, новаторство, смелость, способность к риску, оп
тимизм, деловитость, честность, образованность, культуру личности, самокон
троль, наличие веры, чувство долга. Несмотря на то, что стремление к выгоде,
обогащению, наживе, к материальному благополучию, к демонстрации своего
состояния, к обустройству и организации жизненного пространства было су
щественным мотивом как для предпринимательства, так и в целом для хозяй
ственной деятельности, оно никогда не представляло собой главную ценность
в иерархии жизненного пространства. Существовала высшая идея, которая
выводила утилитарную деятельность за бытовые рамки, придавая ей некий
духовный, нравственный смысл - служение обществу, которая основывалась
на православной культуре, являющейся ограничителем дестабилизирующих
факторов предпринимательской активности. Несмотря на всю противоречи-

вость образа предпринимателя данного периода, именно в их среде сформировались подвижники культуры, являющиеся воплощением духовно-нравственных принципов не только своей эпохи, но и российского предпринимательства в целом

  1. В СССР предпринимательство продолжало свое существование, но уже в модифицированной «административно-командной» форме: до 1960 года оно базировалось на кооперативной форме собственности, а после - на государственной, при этом развивалось в сфере индивидуально-трудовой деятельности, в экспериментальных хозяйствах, а также в нелегальном теневом бизнесе. Начиная с конца 1950-х годов «теневая» экономика постепенно превращается в составную часть хозяйственной жизни страны, а в 1970-1980-е годы происходит сращивание «теневых» структур в экономике с коррумпированной партийной и государственной верхушкой. Хозяйственная этика данного периода, адаптируясь и приспосабливаясь к условиям идеологического прессинга и прямого правового давления, приобретает имплицитную форму. Однако в этих условиях она выполняет важные функции и помогает накопить предпринимательский потенциал общества, основываясь на знании потребностей населения в услугах, перспективном мышлении, неприязни к бесхозяйственности, рачительном отношении к материальным ценностям.

  2. Духовно-нравственные основы современного предпринимательства характеризуются трансформацией ценностей, котораяпроявляется в трех основных направлениях: коллективное - индивидуальное, материальное - духовное, традиционное - инновационное. Доминирование антиподов духовно-нравственных основ хозяйства позволяет позиционировать существующую на данный момент в стране экономику как антисофийную. Трансформация сущностных основ предпринимательства прослеживается на семи уровнях: ментальном, аксиологическом, образовательно-воспитательном, функционально-деятельностном, психологическом, идеологическом и поведенческом.

  3. Характер значительных изменений в хозяйственной культуре современной России свидетельствует об определенной преемственности, генетическом и типологическом родстве с дореволюционной хозяйственной культу-рой;вследствие чего социокультурный опыт отечественного предпринимательства, ценностные ориентации, традиции, деловые качества, особенности хозяйственной культуры, морально-нравственные устои, положительный эталон хозяйственной этики приобретают особое значение. Как для предпринимателей конца XIX - начала XX века, так и для современных российских предпринимателей признание богатства, доход, социальное уважение выступали и выступают показателями деловых качеств, успешности и престижа в обществе. В то же время современным предпринимателям присущ низкий уровень хозяйственной культуры: отсутствуют православные ценности, идея служения обществу и эмоционально-психологическое переживание причастности как к настоящему своего Отечества, так и к его будущему (эмиграция, экспортирование капиталов, недвижимость за рубежом и т. д.). При этом меценатство и благотворительность редко становятся следствием внутренней потребности.

9. Создание концепции российского предпринимательства должно
учитывать национальные, культурные и религиозные традиции. Помимо

этого, успешное будущее России напрямую зависит от активной роли государства в экономической и социальной сферах, где оно должно взять на себя ответственность за обустройство среды для формирования и укрепления предпринимательства России, выгодных условий для благотворительной деятельности. Формирование хозяйственной культуры предпринимательства произойдет в том случае, если духовно-нравственные основы хозяйства одержат победу над их антиподами. Успех данного предприятия возможен при соблюдении следующих условий: 1) соответствия сути экономических преобразований в стране идее служения Отечеству; 2) выбора национально-самобытного пути в экономическом развитии страны; 3) направленности государственной политики в сфере образования на воспитание нравственно устойчивой и социально-полезной личности; 4) превращение «экономического человека» в «человека хозяйствующего».

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в систематизации социально-философских идей о российском предпринимательстве, в возможности использования полученных результатов в планировании и прогнозировании, в практике управления духовно-нравственными и экономическими процессами в условиях современной России, а также для определения перспективных направлений развития хозяйственной культуры. На основании проведенного исследования разработана концепция российского предпринимательства и определены перспективы его развития.

Материалы диссертационного исследования автор использует в курсе культурологии и философии. Положения исследования могут послужить основой для разработки следующих лекционных курсов: «Хозяйственная этика», «Российское предпринимательство: социально-философский анализ», «Социально-философские основы хозяйства», «Философия менеджмента», «Духовно-нравственные основы предпринимательской деятельности» и других.

Апробация работы. Диссертационное исследование прошло апробацию на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». Основные результаты и выводы работы докладывались на международных, всероссийских, межвузовских и внутривузовских научных, научно-методических и научно-практических конференциях в Краснодаре (2006-2013), в Иванове (2007), в Горячем Ключе (2008), в Костроме (2010, 2014).По теме диссертационного исследования автором опубликовано 55 научных работ общим объемом 47,1 п.л., в том числе в 2 монографиях, в 20 статьях в изданиях, рекомендуемых ВАК при Минобрнауки Российской Федерации.

Материалы и результаты исследования внедрены в учебный процесс, отражены в учебно-методическом пособии и использованы в рамках лекционных курсов.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из трех глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы на русском и иностранных языках и приложений.

Опыт предпринимательства в свете философско экономических концепций отечественных мыслителей

Нравственное осмысление основ предпринимательства в истории западноевропейской философии и социально-экономических учений происходило в течение долгого времени. Начиная с XIX века, ученых интересовала проблема специфики нового социально-экономического и культурного строя, который сложился к тому времени в Западной Европе. Такие ученые, как А. Смит, И. Бентам, К. Маркс, М. Вебер, В. Зомбарт, Д. Рикардо, Э. Дюркгейм, Дж. С. Милль, М. Оссовская, Й. Шумпетер, Ф. Хайек, Э. Фромм, Р. Мертон, Д. Кейнс, Д. МакКлелланд, Дж. Ролз и др. выделили принципиальные отличия нравственных предпосылок капиталистической экономики от тех ценностей хозяйственной культуры, которые существовали ранее в Европе и существуют за пределами западной христианской циви лизации. Рассмотрим основные научные концепции, обосновывающие нравственную природу хозяйственной деятельности.

Одним из первых среди ученых к нравственной стороне экономики обратился представитель английской классической школы А. Смит. В своих работах «Теория нравственных чувств» и «Исследование о природе и причинах богатства народов» он отметил специфику этических и мировоззренческих оснований капиталистической экономики и исследовал с учетом нравственных критериев достижение богатства как отдельным человеком, так и нации в целом. По сути, анализ этих работ дает возможность увидеть трансформацию взглядов Смита, которую английский историк Г. Бокль обозначил следующим образом: в «Теории...» Смит изучает сочувственную сторону человеческой природы, а в «Исследованиях...» - ее своекорыстную сторону8.

ХотяСмит принимал за истину положение, согласно которому одной из главных причин в накоплении богатства является корысть, все же не последнюю роль в хозяйственной деятельности он отводил нравственным побуждениям, нравственной природечеловека, заложенной Богом, поскольку именно вера в Бога не позволяет обогащаться человеку любыми средствами, обеспечивая единство нравственности и хозяйства, а также примиряет корысть и добро. Смит полагал, что благодаря нравственной основе и единству всех людей в Боге личное благо отдельного человека может привести к благополучию общества в целом.

По мнению Смита, человек в рамках рыночных отношений способен самостоятельно решить такие проблемы, как «издержки рынка» и перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения по той простой причине, что он является одновременно и участником хозяйственной деятельности, и носителем нравственных норм. Поставив в центр своих иссле Агапова И. И. История экономической мысли. Лекция 3. Классическая политическая экономия. URL: http://enbv.narod.ru/text/Econom/agapova_iem /str/p06.html дований человека, ученый через его побуждения попытался понять общество и хозяйство, отыскивая путь достижения гармонии между ними.

Можно утверждать, что, по сути, Смит одним из первых обнажает эгоистическую сущность предпринимательства. Так, занимаясь хозяйственной деятельностью, человек вынужден общаться с большим количеством людей, которые оказывают ему помощь и поддержку, а он в свою очередь помогает им, хотя друг другу они не являются родственниками или друзьями. Согласно Смиту, эта связь обусловлена не хорошим отношением друг к другу, не альтруизмом, а эгоизмом, поскольку каждый участник этих отношений преследует свои цели. Мы получим свой обед от булочника, мясника или пивовара не от того, что они к нам благожелательно настроены, пишет ученый, а от того, что им это выгодно. Поэтому в деловых отношениях необходимо обращаться к их эгоизму, а не к их гуманности. Отсюда следует главный принцип делового мира: общаясь с деловым партнером, никогда не говори ему о своих нуждах, говори только о его выгоде.

В капиталистической среде, приходит к выводу Смит, формируется homoeconomicus (человек экономический) - тип личности, который руководствуется только экономической мотивацией, его волнует только личная выгода, которая становится высшей ценностью. Все действия человека экономического рационально продуманы, потому что рассчитаны на много лет вперед. Для него имеют значение только те добродетели, без которых невозможна хозяйственная жизнь: трудолюбие, бережливость, порядок, ответственность. Homo economicus прежде всего эгоист, так как все его отношения с людьми строятся по принципу: doutes (даю, чтобы ты дал). В силу того, что люди для него являются лишь звеньями в цепи его сделок, homoeconomicus мало интересуют чувства других.

Примечательно, что из всех добродетелей наибольшее значение Смит придает справедливости. По его мнению, только она следует строгим правилам и объединяет человеческие интересы. «Справедливость представляет главную основу общественного устройства. Если она нарушается, то гро мадное здание, представляемое человеческим обществом, воздвигаемое и скрепляемое самой природой, немедленно рушится и обращается в прах»9. Другими словами, при любых обстоятельствах деятельность людей должна быть прежде всего нравственной, основанной на справедливом отношении друг к другу. Смит выделяет несколько уровней справедливости: - «самые священные законы справедливости, законы, нарушение которых заслуживает мести и самого жестокого наказания, суть, стало быть, законы, охраняющие жизнь и личность человека; - законы, охраняющие собственность и имущество; - законы, имеющие своим предметом охранение личных прав и обязательств, заключенных между гражданами»10.

И. Бентам, в отличие от Смита, убежденного в том, что общественное благо является следствием соблюдения частных эгоистических интересов, считал, что свобода не всегда приводит к гармонии интересов. Также Бентам оспаривает мнение Смита о том, что индивидуальное «стремление к благосостоянию» контролируется конкуренцией и рынком. По мнению ученого, этим должно заниматься законодательство и награждать или наказывать людей, в зависимости от того, помогают они общественному благу, или, наоборот, мешают.

И. Бентам работал над методикой поиска объективных критериев измерения ценностей, обеспечивающей возможность простого и удовлетворительного определения адекватности общественного законодательства и социальной политики. По его мнению, критерием добра является достижение пользы: «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей».

Методология становления российского предпринимательства: теоретический инструментарий и специфика

Заметим, что представители русской философской школы обосновывали в своих работах положение о «моральном законе», о духовном мире, который должен быть сформирован у человека.Так, Вл. Соловьев писал: «Духовное начало в том виде, в каком оно непосредственно является нашему настоящему сознанию, есть только особое течение, или процесс в нашей жизни, направленный к тому, чтобы осуществить во всем нашем бытии разумную идею добра»137.

Аналогичным образом такие отечественные мыслители, как Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Л. Франк и др., придавали духовности первоначально Божественную основу, связывая ее с соборностью, софийностью, призывающими человека к духовно-нравственному самосовершенствованию. Н. А. Бердяев по этому поводу заметил, что «хозяйственная материальная жизнь не может быть противополагаема жизни духовной, не может быть от нее совершенно отвлечена и оторвана ... вся материальная жизнь есть лишь внутреннее явление жизни духовной и в ней коренится» .

В свою очередь, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков как один из главнейших критериев духовности называли целостность личности, то есть единство веры, совести, любви, воли и знания139. В. Даль в духовность включает, с одной стороны, ум, с другой - «нравственность, хотенье, любовь, страсти... »140, Вл. Соловьев - Истину, Добро и Красоту.

Проанализировав работы российских мыслителей, можно сказать, что духовность ими рассматривается не только как внутреннее содержание человека, но и как его связь с другими людьми, с обществом в целом, основанная на служении, альтруизме, на подчинении личных интересов общественным. Содержательная сущность духовности, пронизанная этикой служения, выражается в добре, любви, дружбе, взаимовыручке, верности, долге, чести,

С. П. Крымский под духовностью понимает «принцип самостроительства человека, как выход к высшим ценностям, конституирование личности и ее менталитета, как призыв к свершению того, что не совершается естественным путем ... способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себетождественность человека, его свобода от жестокой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями»142. Ученый в духовно-нравственном становлении человека видит внутреннее движение снизу вверх.

А. 3. Инкина-Ерицпохова духовность ассоциирует с формой человеческой самоидентификации: «это особый ни для кого более не свойственный способ идентификации человека самого себя, своеобразие самоидентификации человека»143.

Философский энциклопедический словарь. М., 2000. и2Крымский С. П. Контуры духовности. Новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 23. Под духовностью соискатель понимает всеобъемлющее целостное качество личности (человеческий дух), возвышающее ее над физиологическими потребностями, выражающееся в невербальных и вербальных идеальных формах, включающее в себя нравственность, способность к самосовершенствованию, самоидентификации, свободный и ответственный выбор, стремление к ценностям абсолютного характера, которые выступают основой поведенческих мотиваций, так как являются идеальными по отношению к личным ценностям иядиъида.Нравственностъ, по мнению автора, -это проявление духовности на уровне взаимоотношений с людьми и обществом.

Говоря о морали и нравственности, мы считаем необходимым привести слова Ю. М. Осипова, который, размышляя о безнравственной сущности государства, пришел к выводу, что капитал подчиняет себе все! «И прежде всего мораль, точнее, нравственность, замененную моралью, ибо мораль - куда как слабее и гибче - нравственности, ибо нравственность от Бога, а мораль от человека»144. То есть нравственность позволяет человеку воплотить в жизнь высшее его предназначение, а мораль - то, что диктует ему человеческая регламентация. Мораль присуща экономике, хозяйству присуща нравственность, как высшие его смыслы.

К духовно-нравственной сфере диссертант относит ментальность, национальную идею, образование, самоидентификацию, идеологию, нравственные ценности, религию, этику.

Духовно-нравственные основы предпринимательства - это не только честь, достоинство и порядочность, но и стремление к одухотворенному преображению социальной реальности и природного мира посредством хозяйственной деятельности.

Социально-духовные основы дореволюционного предпринимательства

Все приведенные примеры и показатели говорят о том, что коллективное предпринимательство, поддерживаемое государством, не раз выводило страну за короткие сроки из кризиса, демонстрируя эффективность работы в экстремальных экономических ситуациях, в том числе в условиях военного времени. Развивались артели стремительно по всему СССР. Остановимся на следующих примерах артелей, которые дали начало современным предприятиям.

В г. Гатчина в 1924 году организована артель по выпуску товаров народного потребления «Юпитер», которая в 1944 году переименовывается в «Гатчинский металлист», специализируясь на производстве вил, грабель, гвоздей, замков, фонарей. Начиная с 1948 года, изготавливает фляги, алюминиевую посуду, сверлильные станки, стиральные машины, прессы. Преобразована в завод «Буревестник» в конце 50-х годов. Сегодня ОАО «Завод Буревестник».

В 1928 году кустари, изготавливающие детекторы Грибского, зарегистрировали артель «Радист». Артель прошла путь от изготовления радиодеталей до радиоаппаратуры: в 1932 году выпускали сепергетеродинные радиоприемники СГ-6 с рамочной антенной, адаптеры, ламповые панели и первые в СССР консольные радиолы Р-1. В 1937 году изготавливали электролитические конденсаторы. В 1940 году артель переходит государству и становится заводом «Измеритель». Сегодня ОАО «Завод «Измеритель».

В 1934 году в Вологде зарегистрирована кооперативно-промысловая артель «Красный партизан», проектная мощность которой составляла 3 500 т живицы в год. В 1960 году артель становится «Канифольным заводом». Сегодня ЗАО «Вологодский лесохимический завод».

В Якутске в 1941 году была создана артель «Металлист», которая выпускала кровати, садово-огородный инвентарь, навесы, металлоизделия для строек. В1946 году созданы артель «Стахановец» (производство кирпича) и артель «Корунд» (производство стекла). В 1961 году объединены в предприятие «Стройматериалы». Сегодня ОАО «ЯКСМК».

В Брянске в 1949 году была основана артель «Лесохимжир», которая производила гудрон, колесную мазь, деготь, скипидар. В 1960 году реорганизована в «Лесохимзавод». Сегодня ЗАО «Брянский химический завод им. А. И. Поддубного».

В 1945 году была организована «Бьжовская металлическая артель» в деревне Опариха, которая изготавливала арматуру для светильников, рубильники и электрощиты. В 1956 году рабочие своими руками построили два цеха: гальванический и механо-сборочный. Сегодня Бьжовская металлическая артель функционирует как Быковский завод металлоизделий.

В 1956 году В. И. Туманов организовал первую в СССР золотодобывающую артель, оснащенную современными средствами механизации. Позднее им были открыты другие крупные артели, некоторые из них успешно функционируют и по сей день: в 1960-1966 годы - «1-я Семилетка», в 1966 году- «Прогресс», в 1969 году - «Алдан», 1971 году -«Восток», 1973 году - «Амур», 1973 году - «Витим», 1976 году - «Лена», 1980-1987 годы - «Печера». Примечательно, что созданные Тумановым артели добыли более 350 т золота. И это только малая часть артелей, которые успешно функционировали в СССР. Как показывает статистика, коллективное предпринимательство обладало тенденцией к быстрому развитию, высокой эффективностью производства и услуг. При поддержке государства коллективное предпринимательство как саморазвивающаяся и самодостаточная организация решало социально-экономические проблемы общества. В СССР сформировалось честное, ответственное, творческое предпринимательство.

«За артелью (товариществом) была обеспечена имущественная и оперативная самостоятельность - право самостоятельного распоряжения собственными оборотными средствами и имуществом, право непосредственной продажи изготовляемой ею продукции из сырья своей заготовки, право на получение кредита в банке и т. д. ... Все члены кооперативной организации, независимо от размеров пая и занимаемой должности, имеют одинаковые права на участие в управлении ее делами и на пользование ее услугами»279.

Одним из способов активизировать массовую творческую активность в кооперативных организациях было премирование коллектива за превышение параметров плана. Размер премии был известен заранее, до выполнения работы. Если кто-то из работников разрабатывал рацпредложения, которые помогали перевыполнить план, то получали индивидуальную премию, намного превышающую коллективную. Данная система поощрения позволяла выявлять талантливых людей, чьи рационализаторство и предприимчивость выводили весь коллектив на первое место, а коллектив, в свою очередь, относился к ним с почтением. Тем самым в коллективе создавалась доброжелательная обстановка, основанная на взаимопомощи, доверии, взаимовыручке и уважении.

В артелях, колхозах, товариществах появлялись примеры для подражания: умные, инициативные, предприимчивые, трудолюбивые. Равняясь на них, каждый старался стать лучше, самосовершенствовался. В каждой артели были свои культурные герои, конкретные носители хозяйственной культуры, а не абстрактный советский человек или умозрительный трудовой дух. Подобный опыт способствовал формированию здорового соревновательного духа, которому чужды принципы «толкни падающего». Члену артели надо было проявлять свои способности, а не просто работать.

Проблема духовно-нравственной преемственности поколений предпринимателей в условиях модернизации общества

Образовательно-воспитательный уровень. В результате присоединения России в 2003 году к Болонскому процессу произошли значительные изменения в системе российского образования. Новые технологии, которые за годы модернизации и интеграции России в единое европейское образовательное пространство были внедрены согласно договору, нарушили национальную систему образования, являвшуюся одной из самых лучших в мире.ЕС не берет ничего из российской системы высшего образования, а это говорит о том, что не происходит процесса сближения и гармонизации. Россия «имитирует» чуждую ей систему, отказываясь от своей. При этом одинаково страдают как преподаватели и студенты, так и отечественная культура. «Российская система высшего образования складывалась почти 300 лет. Это -один из самых сложных и дорогих продуктов отечественной культуры. Но еще важнее тот факт, что система образования - это матрица, на которой наша культура воспроизводится»347. Солидаризируясь с представленным положением, заметим, что формирование российской интеллигенции в лихачевском понимании возможно только на базе национальной матрицы.

Еще один отрицательный момент, обусловленный внедрением Болон-ской системы,видится в том, что сегодня практически утратилась воспитательная функция образования, которая являлась одной из важнейших. Действительно, «исторически основной миссией отечественной педагогической школы являлась не просто передача знаний, но в первую очередь формирование мировоззрения учащегося, воспитание в нем личности, приверженности к основным традиционным цивилизационно-идентичным ценностям общества»348. Как в случае с высшим, так и средним образованием из учебных планов постепенно убираются предметы, являющиеся основой воспитания. Здесь же необходимо отметить и отмену традиционных школьных экзаменов - «национального достояния».

Принципиальным в этом вопросе для нас оказывается следующий момент. Дело в том, что американская методика ответов на формальные тесты (ЕГЭ) кардинально меняет обучение и мышление школьников, поскольку предметник стремится не столько развивать способностьмыслить, логически рассуждать и аргументированно отстаивать свою позицию, сколько успеть усвоить массу разрозненных фактов, лишая обучающегося способности систематизировать полученные знания. В результате вместо формирования целостной картины мира мы получаем мозаичную культуру, о пагубности влияния которой писал А. Моль349. «Именно целостное представление о предмете, умение анализировать и находить внутреннюю логику процессов отличало выпускников советской школы от их западных сверстников. Именно поэтому так были востребованы на Западе советские и прошедшие еще советскую школу российские специалисты и ученые. И именно эти содержательные стороны российской школы подавляет тестирование»350.

Вместе с тем, нельзя не признать, что российская система образования решала задачи не только материального, но и духовного воспроизводства общества. К сожалению, на сегодняшний день мы не располагает национальной системой духовно-нравственного воспитания. При этом государство со-чловозможным самоустраниться из этого процесса.

Функционалъно-деятелъностный уровень. Современныепредпринимате-ли, приспосабливаясь к криминализированной и коррумпированной экономике, «вытесняют ценности экзистенциальных форм сознания в глубины бессозна тельной психики» , стремление к наживе становится для них естественным процессом. В унисон с отмеченной ситуаций в процессе реализации англосаксонской модели экономического развития Правительство России не учло духовных ценностей, национальных интересов и традиций народа аналогично тому, как было проигнорировано мнение народа относительно самобытности страны.

Не удивительно поэтому, что современная экономика оказалась не такой идеальной, какой она представлялась реформаторам 90-х годов. Социальный статус российской «элиты» идет в разрез с их псевдодуховностью. «Чудо», о котором говорил К. Г. Юнг352, свершилось: «такую богатую от природы страну, как Россия» новая «демократическая» элита привела к обнищанию. Тем не менее, за последние годы отрицательная динамика развития экономики РФ сменяется положительной. Начиная с 2009 года, безработица и инфляция снижаются (Приложение 7).

По-видимому, фактором стабилизации послужила зависимость России от конъюнктуры мирового рынка сырья, в частности, зависимость от цен на нефть. По итогам 2012 года экономика России выросла на 3,4 %, однако основной рост пришелся на начало года. Со второй половины 2012 года темпы увеличения ВВП сокращаются (Приложение 8)353.

В свою очередь, на примере основных показателей и развития экономики в % к соответствующему периоду предыдущего годавидно, что в 2013 году темпы развития экономики России существенно замедлились. Министр экономического развития А. Улюкаев сообщил, что рост ВВП по итогам года ожидается на уровне 1,4-1,5 %, инфляция составит 6,4-6,5 %. При этом рост промышленности и инвестиций находится на нулевом уровне354 (Приложение 9).