Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственные основы семьи : на примере Республики Таджикистан Абилова, Гуландом Сардоровна

Духовно-нравственные основы семьи : на примере Республики Таджикистан
<
Духовно-нравственные основы семьи : на примере Республики Таджикистан Духовно-нравственные основы семьи : на примере Республики Таджикистан Духовно-нравственные основы семьи : на примере Республики Таджикистан Духовно-нравственные основы семьи : на примере Республики Таджикистан Духовно-нравственные основы семьи : на примере Республики Таджикистан
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абилова, Гуландом Сардоровна. Духовно-нравственные основы семьи : на примере Республики Таджикистан : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Абилова Гуландом Сардоровна; [Место защиты: Ин-т философии им. акад. А.М. Богоутдинова АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2011.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/400

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которая закладывается в семье, в ней формируется, из нее вырастает. Семья, как важное звено общества, оказьгеает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие путем воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями, так как именно в ней воспитывается характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества. Этим во многом объясняется возрастающий интерес ученых различных отраслей науки к проблемам семьи и её роли в обществе. Для любого общества институт семьи и умение управлять ею имеет первостепенное значение, поскольку от ее состояния и жизнеустойчивости в значительной мере зависит качество воспроизводства населения, т. е. будущее человечества В семье не только воспроизводится население, удовлетворяются и формируются материальные потребности человека, но и создаются, поддерживаются и передаются определенные традиции, духовные ценности, осуществляется взаимосвязь поколений.

Неслучайно Организацией Объединенных Наций 1993 год был объявлен годом семьи, что еще раз свидетельствует о признании роли семьи, осмыслении человечеством этой роли в современном мире и значения семьи для решения актуальных проблем развития человеческого общества.

Исследование семьи, выявление ее особенностей в постсоветский период, когда республики бывшего Советского Востока приобрели независимость и встали на путь демократического развития, имеет не только познавательное, но и огромное практическое значение в определении роли и места института семьи в трансформирующемся обществе.

В условиях рыночной экономики, возрастающей конкуренции, все более жесткими становятся требования производства к качеству рабочей силы, к его профессионально-квалификационной подготовке, морально-нравственным установкам. В этой связи особое значение приобретают исследования проблем регулирования воспроизводства населения, социально- демографических процессов и, в особенности, укрепления духовно-нравственных основ семьи. История складывалось таким образом, что страны, в которых были крепкие моральные и семейные устои процветали также и в экономическом плане.

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. И, наконец, семья есть индикатор состояния и развития общества и отражает многие параметры современных социальных процессов.

Актуальность избранной темы исследования определяется еще той исторической особенностью, которая прошла на своем пути таджикская семья -

национальная традиция особого уважения к старшим и на этой почве формирование больших семей с несколькими поколениями, органическое переплетение религии ислама с национальными традициями и потому его устойчивое, регулирующее положение в таджикской семье, огромный социально-экономический и нравственный ущерб, нанесенный стране гражданской войной и т. д.

Отсюда вытекает необходимость обобщения и использования, во-первых, веками накопленный народом нравственно-духовный потенциал семьи; во-вторых, решительно отмежеваться от всего того, что отрицательно влияет на семейную жизнь, является помехой в нравственном юспитании и подготовки молодежи к семейной жизни

Не менее острой проблемой, является преодоление сложившегося в странах Центральной Азии стереотипа мышления, ориентированного на многодетность, формирование нового менталитета, общественного мнения, направленного на повышение особой ответственности семьи за воспитание образованной, физически и духовно здорового молодого поколения.

Результаты социологических исследований, приведенные в научной литературе по тендерному анализу, могут способствовать к поиску и достижению оптимального решения весьма актуальных проблем семьи, особенно таких, как её социальная адаптация к условиям рыночной экономики, социальная защита молодой семьи и бесспорно, регулированию ее репродуктивного поведения.

Все эти проблемы прямо или косвенно связаны с нравственным здоровьем семьи, где рождается, вырастает и воспитывается человек, где главным образом, формируются его социально - профессиональная ориентация, репродуктивная установка и миграционная направленность. Особенно возрастает роль семьи в условиях переходного периода, финансового и экономического кризиса и всеобщего обнищания населения, когда она, практически становится важнейшей гарантией сохранения общественно-потребного социального поведения, действий и поступков, моральной ответственности. Именно семья в критические моменты истории поддерживает здоровое начало нации, нравственную чистоту и способствует возрождению духа и энергии нации. Неслучайно проблема семьи сегодня поднята на уровень национальной государственной политики Республики Таджикистан . Изложенные соображения и послужили основанием для выбора темы диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы:

Известно, что семья включена в рассмотрение многах наук - философии, социологии, педагогики, психологии, этики, демографии, сексологии и имеет достаточно богатую

*См.: Проект закона «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей». -Душанбе, 2010. — 31с.

традицию, тосиейшнм образом связаші\то с именами известных отечественных и российшгх ученых, таких как: Абрелева ММ, Арабова Э.В, Арпопяи М.Ю, Афанасьев Т.М, Ачылова Р А, Ачилдаева Ф.В, Баздырев КН, Бестужев Лада, Бедный М.С, Батагушкин Е.Г, Божо В.В, Васильева Э.К, Гафарова МК, Давлиев ИА, Исоев С, Карклина С.Э, Кисляков НА, Лашенок С Д Маяковский МС, Менылутин В.П, Харчев А.Г, Хашимов А.Х, X. Рахишода, ХРахимов, Яикова З А, Юркевич Н.Г. и др.2

В их научных исследованиях большое внимание уделеиэ: теоретическому анализу сопдшьиой супдюсти семьи и особешюстям бытовых ОПЮШЄ1П1Й, их места и роли в жизни общества; рассмотрапш іклорической закономерности развили и укрепления семейных отношений во взаимосвязи с политическим и социально - экономическим состоянием общества; выявлению диалектики взаимодействия семьи с таким политическим институтом, каким является государство.

Продолжают свои исследования в области выбора жененного пути новым поколением и проблем, связанных с процессадщ формирования нравственных качеств средствами семейных традіший Нуров Н., Рахимов X..3

Большой методолопіческий интерес представляет работа Маджидрвой Б.,4 раскрьюающая прогрессивп>'ю, воспитательную роль традиций и обычаев

2. Абрелева ММ О возможности применения проективного метода в исследовании семейных отношений // ред. Коллективный журнал.: Вести ЛГУ Сер : История КПСС, научный коммунизм, философия, права. Л, . Рукопись дел в ИНИОН АН СССР №33793 от 7.05.S8.; Арабова Э.В. Будьте добры: Молодой семье о культуре чувств поведения. 2-е изд. Минск, Пламя, 1985. .; Артюнян МЮ. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами // Семья и ее социальная структура М., 1987.; Афанасьев TM Семья М:1988., Ачилдисва ФВ. Многодетная семья в современном обществе: условия жшни, общественное мнение, мфы социальной полткіі ЖшIeдeяreльнccтьce^ьIlтe^^дeнц]ШИIIpoблe^IЬI М, 1990..; Ачылова Р. А Нация и семья //АН. Кирг. ССР, Институт философии и права Фрунзе Леши 19S7; Бойко ВВ. - Молодстшя сеьъя: Сощилью-пспхолоппесюш аспект. 2е.пзд, перераб. и доп. М: Мысль, 1988.;БошоВВ. Есліітьіліать и жеівдлв.-М:соаРосеіи 1991.^.156.; Баздьірев КН. Как быть счастливым в браке. М: Мысль, 1987.; Балагушкш ЕГ. Соціальная сущность семьи Серия Научный коммунизм, №7Изд-во «Знание» Москва, 1969 ; Бестужев Лада. Семья вчера, сегодня завтра М: ЗнашЕ 1979.; Его же. Chynemi к ешеґеюму счастью. М: Мысль, 1988.;БедныйМС. Семья-здоровье-общество. М: 1986, Васильева ЭК Семья и ее фрикция. Изд-во «Статистика», Москва: 1975.; Гафарова МК. Духовный облик женщины Советского Востока. Душанбе, Ирфон,1969. 207с; Женщины Советского Востока- Душанбе, Ирфон., 1987., МК Гафарова, ВА Фомина. Общественное сознание. Душанбе. «Ирфон», 2001.; Давлиев И А «Я и мэя семья». Тат. книгоиздательство. 1984; Исоев С. Народные траднцш и опыт по трудовому воспитанию детей в семье (їй примере Таджикской ССР): Авторефдію.кандпед наук. Ташкент, 19S0.; Карклина С.Э Проблемы теменного юспигания М.1983.; Кисляков НА Семья и брак у таджіжов По материатаьі конца 19 начала 20 век М Д Изд-во Акадлаук. СССРУЛешінградотд-іпіе, 1959; ЛапгенокСД Нравственная сущность семейда-брачных отношении. М: Знание.1990..; Его же. Нравственное развнпю личности в семье. М: «Знание» 1977.; Его же. Семья и духовшго развитие личности, Мшск.: Беларусь, 1977..; Его же. Советская семья социально-эшчесюк проблемы, Мінск: Беларусь, 19S5. .; Менгушпн В.П Помощь молодой семье: Залегкії психолога М Мысль, 1987.; Харчев АГ, Мацковский МС, Современная семья и ее гфоблеьм.(сон;альнс^де\юграфінескііеисследованіпі)М: Статистика, 1978.; Харчев АГ. Быт и семья в социалистическом обществе Л. Знание, 1968.; Его же. Брак и семья в СССР М Мысль, 1964.; Его же. Нравственность и семья М: Знание, 1981., Хашимов АХ Формирование новых семейно-бытовых сшгошешш у народов Средней Азии. Под редаїсцисй Е.Г. Балагушкина. Душанбе, Ирфон, 1972..; Хашимов АХ, ЕГ.Балагушкнн Сущность и і^авственная осіюва семьи. Душанбе; Ирфон.1975., Хуррам Рахимов Традиции таджикского народа и их роль в подготовке старшеклассников в сеьЕЙдай жизни. Душанбе. 1992.; ЮркевпчНГ. Советская семья Функции и усгоыга стабильности Мн.:ИздБТУ, 1970.; Янкова ЗА Городская семья М: Наука, 1979.; Ее же. 20 век и проблемы семьи (По материалам 12-международного семинара по исследованию семьи) М:Знашк,1974..72с,;Ееже. Семья, родство, соседство. М., 1970. 3 Нуров А Национальные общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспиганш подрастающего поколения Душанбе 2004.; Хуррам Рахимов Традиции таджикского народа и их роль в годготовке старшеклассшпсов к семейной жизни Дониш, Душанбе, 1992.

4. Маджидова Б. Традиции и обычаи таджикского народа в формировании нравственных качеств личности. Душанбе. Ирфон., 2004.

таджикского народа в формировании нравственных качеств личности. Проблемы социальной структуры семьи и процесс её шменения с достаточной глубиной исследованы Шоисматуллоевым LLI.S Правовые аспекты таджикской семьи и семейных отношений весьма компетентно нашли отражение в трудах Махмудова М.

За последние годы исследователи семьи проявляют большой интерес к вопросам образа жизни семьи и ее социально-демографического поведения с позиции процессов демократизации общества Они рассматривают мотивы браков, супружеские отношения, проблемы стабилизации и укрепления семьи, воспитания детей, исследуют причины внутрисемейных конфликтов и разводов.

Значительно возросло число научных трудов социологов, демографов и психологов по таким проблемам, как семья и ее социальная адаптация к условиям рыночной экономики, влияние семьи на репродуктивное поведение, взаимоотношение между родителями в семье, формирование молодой семьи, влияние народных традиций и обычаев на поведение и деятельность взрослых и детей в семье и обществе. Несомненно, они вносят весомый вклад в определении тенденции развития семьи в современных условиях, затрагивают и некоторые моральные аспекты, происходящих изменений в семейных отношениях.

Важное место занимали вопросы семьи и семейных отношений, нравственных основ семьи в трудах вьщающихся мыслителей Востока -Абуали ибн Сино , Насириддина Туси10и Дж. Давони."

Они определяют «семью» понятием «домоводства» (хонадон), включая в него широкий круг факторов, обеспечивающие жизнедеятельность микро-коллектива семьи - жилище, пищи, устройство быта, порядок реализации бытовых потребностей членов семьи, взаимоотношения между супругами, родителями и детьми и со всеми родственниками.

Особый интерес для разработки избранной нами темы исследования представляют труды

5. Шоисматуллоев Ш. Трансформация социальной структуры и изменения социального положения семьиУ/Известия АН. РТ. Серия: философия и правоведение. Душанбе,2002. №3-4.- С.90.

6 Махмудов М Правовые средства сохранения и укрепления семьи в Таджикистане. Душанбе, «Ирфон»,
1998.165с; «Хукук ва ухдадорихои хамсарон дар оила». Душанбе.ЭГ-граф.,2003.

7 Голод СИ. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты. Л.:1984. 136с; Будущая
семья: какова она?: (социал: - нравств. аспект). М.: Знание, 1990, Титаренко В, Нравственное воспитание в
семье // Культура семейных отношений. М., 1985.; Семейное воспитание, его специфичность и
необходимость//Культура семейных отношений. М.,1985. СовинаТ.Б., Гасанов Н.Н. Семья-это серьезно.
Махачкала Даг.кн.изд-во, 1989.

8 Кобилова С. А., Шляхтенко И.Н Молодая семья: опыт социального исследования. Душанбе: Дониш,1992.;
Плахов В.Д. Традиции и общества: опыт философско-социологаческого исследования. М.: Мысль, 1982. :
Жизнедеятельность семьи. Тенденции и проблемы (Отв. Ред. Аитов АИ.).М.: Наука, 1990.128с.

9 Абуали Ибн Сино. Осор. «Тадбири манзил» («Домоводство»). T.4. Душанбе, «Дониш», 2009. -С. 17-44. ( на
тадж.яз.).

10 См. Худоёр Шоихтиеров. Социальная философия, Насириддина Туей. Гл 3. Философия домоводства.
Душанбе «Дониш», 2007. -С. 156.

11. Цит. по: Хакимова З.А. Масъалахои оила ва оиладорй дар фалсафаи аерхои миенаи тоник. Душанбе. «Дониш»,2010. -С.117

таджикских ученых по гащсрной проблеме.12 В них отражены новые процессы на постсоветском пространстве, которые включают в себя как позитивные, так и негативные изменения в системе тендерных отношений, включая также и их отражение в семейно-брачных отношениях.

Более близкими к нашим научным интересам являются труды Хашимова А.Х., Балагушкина Е.Г., Гафаровой М.К., Лаптенок CO., ОвсенянГ. И Протопоповой, А Н Хегай М, Харчева А Г. Шняхтепко ИИ13 В них рассматриваются значимость нравственных ценностей семьи, происшедшие изменения в семейно-брачных отношениях и в структуре семьи.

Все выше перечисленные научные исследования, бесспорно, создают достаточно серьезную теоретическую и методологическую базу дім изучения и осмысления новых реалий современного таджикского общества, когда происходят радикальные и глубокие, с опорой на богатое духовное наследие народа, изменения в социально-экономической и духовной жизни общества со всеми их противоречиями и трудностями. Они как в зеркале, пожалуй, еще более острее, отражаются на положении семьи, в особенности её духовно-нравственных основ. В этой связи возникает необходимость научного исследования, отражающего духовно-нравственные устои современной таджикской семьи, а также факторы, которые способствуют их укреплению в контексте современных процессов как в Таджикистане, так и в целом регионе Центральной Азии.

Объектом исследования является семья как общественный шетшут современного таджжекого социума

Предмет исследования - факторы, влияющие на формирование духошіо-нравственньк основ таджикской семьи, процессы их изменения и развшия в условиях суверенитета Республики Таджикистан и трансформации таджикского общества, тенденции преобразования духовного мира семьи на материалах Таджикистана.

Цель її задачи диссертационного исследования.

Целью настоящего исследования является анаше духовно нравственных основ таджикской семьи, выявление её особенностей и тенденции развития.

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:

12Гендер: традиции и современность. Под ред. СР. Касьшовой. Душанбе. 2005. 200с, Ееже Тендерные отношения в Таджикистане, национальный отчет 1999. Душанбе.2000.; Ееже. Тендерный аспект. По материалом социологического исследования в Таджикистане -Душанбе: /Б- п/,1997,; Диноршоева 3. Исламская религия и проблемы тендерного насилия.(Тендерное насилие. Учебное пособие) Душанбе, 2О03г. Мухамадиев Д. Тендерные проблемы и самоубийства (социально -демократический и этнокультурный аспекты) // Некоторые аспекты тендерных исследований в Таджикистане. Сборник материалов научных семинаров. Душанбе,2002. -С. 78-87.

13 Овсенян Т.Н. О нравственно- психологических особенностях современной семьи // Вопросы философии: Пшгисопайутйан арцер.-Ереван, 1987; Протопоповой А.Н. В семье. Взаимное уважение. Забота о детях (изд. 3-е, дом) М. Полит.изд, 1964.; Хегай М. Женская занятость в Таджикистане // Общественное мнение, социальная трансформация общества (на материалах социологического исследования в Таджикистане) Душанбе: 1997.; Хегай М. Исследование явления многоженства в Таджикистане. Душанбе, 2002.; Харчев А.Т Нравственность и семья Ы.: Знание, 1981.48с.// В помощь лектору.; Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. (Социально-демографические исследовании). М.: Статистика, 1978.; Шляхтенко ИИ. Духовно-нравственные основы современной семьи.//Известия АНРТ. Серия: философия и правоведение. 1995..№1,-С.57.

-изучить и анализировать теоретико-методологический аспект проблемы семьи и её духовно - нравственных основ,

- рассмотреть раскрепощение женщины как предпосылку формирования новых
отношений в семейной жизни;

-определил, рюльнациопалыюй культуры в формировании нравственных основ семьи таджикского народа;

-определить место и роль религии ислама в структуре нравственных основ таджикской семьи;

-выявить особенности развития нравственных устоев семьи в условиях реформирования и демократизации общества;

- определить состояние современной семьи и семейных отношений, взятых с
разных методологических подходов;

Теоретико-методологическую основу диссертации составляет комплекс социолого-философских принципов, ориентирующих на всесторонний обьекгавный анализ духовно-нравственных основ семьи в её историческом развитии, во взаимосвязи с духовной культурой таджикского народа. Наряду с другими общенаучными методами особое место занимает диалектический принцип, позволивший исследовать и проанализировать формирование и развитие духовной атмосферы семьи во взаимосвязи со всеми социально-экономическими, духовными и политическими преобразованиями таджикского общества.

Научная новизна работы:

-впервые в комплексном плане исследуется духовно-ііравственная основа современной таджикской семьи, особенности её развития в условиях достижения суверенитета РТ и переходного периода;

-показаны некоторые региональные и национальные особенности духовной жизни таджикской семьи в тесной связи с экономическими, социально-политическими и культурнымипроцессами в Таджикистане;

на основе анализа разных подходов (марксистский, социально-конструктивный, рационально-инструментальный, тендерный) к исследуемому объекту, выявлены их взаимодополняемость в процессе оценки состояния современной таджикской семьи. Вместе с тем определяется особое значение ценностного подхода, который как самый адекватный, позволявший выявить сущность понятия семьи, её природу еще на примордиальном (корневом) уровне и, в конечном итоге, её соответствие параметрам прогресса общества;

определяется диалектическая взаимосвязь национальной культуры, традиции и семьи, что особенно ярко обнаруживается при гуманистическом подходе к культуре как мере развития человеческого в индивиде, начало которому закладывается в семье. Сегодня, когда таджикское общество стало открытым для взаимодействия с другими народами, важно создание пространства для диалога и развития необходимых качеств и навыков для ответа на существующие вызовы реальности. Эти необходимые качества воспитываются в семье;

основной причиной разводов в семье исследователи нередко считают

неподготовленность молодежи к семейной жизни. Диссертант плюс к этому считает, что серьезными причинами разлада и разрушешм семьи в условиях Таджикистана становятся проблемы бедности, ранняя выдача замуж девушек, насилие в отношении женщин в семье, безработица, которая породила трудовую миграцию, когда супруги по много лет живут раздельно, иногда создавая другие семьи;

объективно оценивается влияние религии ислама в формировании нравственных устоев таджикской семьи. Ислам расценивается как изначальное лоно нравственности в семье, вместе с тем указывается на тесное переплетение религиозных с народными традициями, что требует находить в них рациональное зерно, укрепляющее духовно-нравственную основу семьи;

прослеживается противоречия и трудности, проікходящих измепзшй в духовной жизни, менталіггете семьи в процессе демократизации таджикского общества;

анализируя состояние семьи на новом уровне развития общества -демократизации и перехода к рыночным отношениям, выявляется изменение социальных ролей в семье, когда абстрактно-всеобщий принцип в семье начинает уступать различиям социальных ролей и придания им равноправного характера. В этом контексте право каждого члена семьи уже защищены нестолько главой семьи, сколько государством на законодательном уровне;

выявлена некоторая неопределенность в ценностных ориентациях института семьи, вызванная огромным социально-экономическим ущербом, нанесенный гражданской войной и кризисными явлениями переходного периода;

принятие закона «О повышении ответственности родителей за обучение и воспитание детей» в Таджикистане расценивается не только как на законодательном уровне обязать родителей в выполнении своих гражданских обязательств, но и взывание к семье, ориентированное на переход ее на уровень гражданских институтов, что есть хороший сигнал к тому, что государство постепенно обращается к вопросам формирования гражданского общества, где семья занимает важное место.

Вышеуказанные полученные новые результаты выносятся на защіпу.

Источииковую базу исследования составили научные труды философов, социологов, историков, политологов и политических деятелей, непосредственно затрагивающие проблему семьи и ее духовного мира

Научно-практическая значимості. исследования Результаты данного исследования воспожиют существующий пробел в изучении нравственно-духовной основы семьи в условиях достижеши Республикой Таджикистан независимости и перехода к рыночным экономическим отношениям, что служит основой для дапыиЬнего раешкрения теоретической разработки дангой проблемы Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций и спецкурсов по социальной философии.

Сформированные в диссертации выводы и предложения, могут быть реализованы в пракшческой деятельности управленческих структур, общественных организаций, занимающихся вопросами семьи и тендері гой про б лематикой.

Апробация исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании Отдела социальной философии Института философии, политологии и права АН Республики Таджикистан. Основные положения и результаты диссертации излагались в виде лекций, докладов и научных сообщений на различных как международных, так и местных семинарах и конференций: на Международном симпозиуме на теме Вклад женщин в развитии современного мира и международного сотрудничества: «Политика государства по планированию семью) (Душанбе-2004г), на Международной научно-теоретической конференции Совершенствование управления государством и обществом в условиях глобализации по теме: «Роль семьи в построении независимого демократического государства» (Душанбе-2006г); по теме «Права и обязанности женщины в семье с точки зрения ислама» на научно-практической конференции: Развитие семьи в Республике Таджикистан в переходный период. Институт демографии АН РТ. (Душанбе, 2008, 26 декабря).

Основное содержание диссертации отражено также в статьях и учебно-методических разработках.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящие по 3 параграфа каждая, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Духовно-нравственные основы семьи : на примере Республики Таджикистан