Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовные интересы как источник и фактор самореализации личности Мухаметджанов, Куаншказы Чакыртович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухаметджанов, Куаншказы Чакыртович. Духовные интересы как источник и фактор самореализации личности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Алма-Ата, 1992.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми исследования. Иынеи'ний этап развитии »-иро-вой цивилизации ознаменовался заметным повышением вн"мания к духовной культуре, общечеловеческим ценностям, тесно спязаньы/и с проблемами современного мирового развития. Перед современной отечественной прогрессивной философской мыслью стоят сложные и ответственные задачи - преодолеть упрощенчество, догматизм, извращения в понимании процессов общественного развития, его перспектив, идеалов. Поэтому понятен растущий интерес к познанию сущности духовных основ общественной жизни, к проблеме поиска и. обретения духов;<<<к оснований общечеловеческих ценностей.Одним из оснований такого рода являются духовные интересы.

Как никогда обострен вопрос о роли духовных интересов и способностей человека в функционировании целостной личности, на его деятельностную направленность, исследуются пут.і активизации творческого потенциала личности о процесс" ее самореализации. В условиях растущего осознания духовных интересов в гуманизации всех сторон жизни человека проблема генезиса и специфики духовных интересов обретает новое звучание. Вызвано ото тем обстоятельством, что фиксируемое в настоянеє время противоречия в общественных отношениях, отсталые формы хозяйствования и управления затрудняют развитие'личности, формируя специфический тип психологии и поведения людей, характеризующийся растущей бездуховностью, интеллектуальным и поведенческим конформизмом, потребительскими яизиенни-ми ориентяциями. Поэтому первоочередной задачей является необходимость создания таких социальных условий, которые обеспечивали.би адекватность представлений человека о самом себе м реальных обіє« тпвных интересах общества, способствовали бы формчропанчю к разрг тиго таких социально целесообразны;: (разумник) интересов и потреб-

ностей, которые максимально cor 'ветствовали бы его шизнедеятель-ности, общественным и і щивидуальным возможностям их полнейшей реализации.

Актуальность предпринятого исследования связана также с решением проблем переориентирования общественного сознания, которые стали особенно настоятельными в последние годы, когда острее чем когда-либо стали ощущаться стереотипы консервативного поведения, последствия догмат зма, волюнтаризма, мифологизации в'массовом сознании,а также в теоретико-политическом отражении действительности. Выявление любых закономерностей общественного развития возможно только с позиций учета влияния индивидуального на социальные процессы, для чего и необходимо исследование духовных интересов человека. Причем изучение'проблемы позволяет не только приблизиться к определению сущностного единства человека во ...сем многообразии его проявлений, но и и его развитии,самореализации, а также определить структурную систему взаимосвязей общее 'венного и индивидуального, материального и духовного.

Степень разработанности проблвиШ. Проблема интереса привлекает к себе внимание отечественных и зарубежных ученых (социологов, философов, психологов и других),.о чем свидетельствует це* малое число со, зрж; ельних публикаций. Идет теоретический процесс углубления анализа различных1 аспектов проблемы интереса, Не претендуя на полный библиографический обеор, отметим, что к настоя-, щему времени опубликованы работы, в которых рассматриваются общеметодологические, теоретические и практические вопросы феномена, интересы. Так, фи осо^еко-сциологический енализ понятия "инте-^ рее" исследование его сур ости и.структуры, источников формирования, функционирования и взаимосвязи с потребностями - дается

в работах Ж.М.Абдильднна, Г.Г.Акмамбетова, К.Л.Абишева, Л.П.Буе-вой, Л.А. Гордона, Н.И. Гурова, Г.Г. Дилигенского, А.Г'. Здраво-мыслова, Н.В. Иванчука, Д.А. Кшшадзе, Л.Н.Когана, А.В.Маргулисв, В.A. їідова и др.

Социальная обусловленность интересов, их взаимосвязь с ценностями, способностями, творческой деятельностью рассматриваются в работах С.Ф.Анисимова, Г.Г.Дилигенского, М.В.Демина, Р.А. Дон-буш, М.С.Когана, В.В.Москаленко, Л.А.Тарасенко, А.Т.Ханипова, Д.И.Чеснокова др.

. Анализируя человеческие интересы в контексте культуры, МН исходим из имеющейся в нашей философской литературе последних-лет точкизренмя,согласно которой в основу понимания культуры берется исторически активная творческая деятельность- человека и, следовательно, развитие самого человека в качестве субі чта этой деятельности. При таком подходе прогресс культуры есть развитие самой личности в. любой избранной им области социальной деятельности, а "также- степень и мере реализации сущностных сил человека.

Эти и другие вопросы,относящиеся к проблеме культуры,подни
маются в работах.А.И.Арнольдова, Н.С.Злобино, Л.Н.Когана,А.Н,Ны-
санбаева, А.А.Лысенко, М.М.Сужикова, В.И.Толстых, А.К.Уледова и
ДР. '

Несмотря на обилие литературы и публикации по проблеме интереса вопросы специфики духовных интересон, их. природы и генезисе остаются сравнительно мало исследованными. С одной сторо"^ это объясняется сложностью, самого поняг"я.духовных интересов,а с другой, влиянием негативных явлений застойного периода прошлых лет, когда образовался определенный дефицит научного знания того, что

происходит в нашем обществе, особенно в области духовной жизни. Среди работ в этой об; юти заслуживающих особого внимания, следует отметить работы М.С.Аженова, Я.А.Вильчко, Н.В. Иванчука, М.С.Орынбекова, К.Ш .Шулембаева и др.

Когда речь заходит о духовных интересах, то имеются в виду не просто нематериальные интересы, а такие, реализация которых предполагает определенную степень творческой активности субъекта интересов. Следовательно, исследовательская зацача' должна быть ориентирована на теоретическое осмысление проблемы духовных интересов в процессе 'ворческого освоения индивидом резуль-. татов общочеловеческой культуры. Данный ракурс потребовал изучения работ И.Л.Арошика, А.Н.Илиади, В.П.Михалева, М.Ф.Овсянникова, Ю.П.Петрова, М.Ш.Хасанова и др.

Тем не менее мало изученными являются вопросы взаимосьлзи объективных условий и духовних интересов, влияние последних на самореализацию личности, что іг определило объект диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Основной целью настоящего ис-следовь.шя является системное изучение влияния, духовных интересов на самореализацию личности: раскрытие сущности духовных интерпсов, выя1-єни их специфического соотношения с потребностями, определение роли и места интересов в самореализации личности, совершенствования ее творческого потенциала. Поставленная цель определила следующие задачи:

а) раскрыть сущность и природу, специфику и механизмы функ
ционирования духовных интересов;

б) выявить диалектику соотношения материальных и духовных
интересов;

в) проанализировать сущность понятий "духовность", "само
реализация", их место и роль в человеческом жиэнетворчестве,
показать п_ути и средства ее функцлонирования;

г) рассмотреть творчество как наиболее адекватную форму
реализации человеческой сущности, условие становления целост
ной личности;

д) обосновать и исследовать воспитательные возможности
духовных ценностей народа по формированию туховных интересов
и творческих способностей, их место и роль в процессе само
реализации.

Методологическая основа исследования. Методологической и. теоретической ссновсй диссертации является работы классиков мировой и отечественной философии, в которых речь идет об интересах и целях жизнедеятельности личности, о потребностях, способностях человека, его самореализации в творческой деятьль-ности.

Информационной и источниковедческой базой диссертации по
служили творческие идэи, содержащиеся в трудах современных фи
лософов, а также привлечены материалы смежных обществоведчес
ких дисциплин, использована искусствоведческая литература,
публикации в периодических изданиях. . . .

Научная новизна работы состоит в том, что-в ней на основе комплексного анализа духовных интересов раскрыта диалектика взаимосвязи духовных интересов и самореализации личности,'обоснованы положения и выводы о духовных интересах как одним из . важнейших факторов самореализации человеческой клщивилуальнос-ти, о взаимосвязи интересов и практической деятельности как основных звеньев реального воплощения сущностных челопеческих

сил.

Научной новизной обладают следующие положения:

осуществлен отход от традиционного понимания интереса с точки зрения выявления его объектно-субъективных характеристик, а сама проблема интереса решается через призму его соотнесения с деятельностью и обществе -ными отношениями;

показана взаимообусловленность материальных и духовных интересов, сформулировано и обосновано положение об органической связи духовных интересов с сущностью и содержанием труда;

проанализированы і вправления роста духовных интересов, показано, что их синтезирующим центром выступает самореализация личности;

сформировавшиеся творческие способности выступают не только внутренним специфическим КРЧЄСЇВОМ личности, НО ВМЄоТЄ с тем и одной из сущностных сил, и наряду с интересами, целями становятся движущей зилой развития и самореализации личности;

формирование интереса к творческой деятельности в значительной степени стимулируется и обе іечивается процессом постоянного общения человека с искусством, духовными ценностями, поскольку именно оно дает специфическую, художественно-образную модель бытия личности в объективном мире, воссоздает сложней- . шую диалектику индивидуальной и общественной жизнедеятельности;

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: В диссертации осуществлен социально-фил оофский анализ

проблемы влияния духовных интересов на реализации сущностных

сил личности. Ь.^иболее BbmHL. выводы состоят в обобщении, вы-.

движении и фи"ософсно-методологическом обосновании следующих

полокений:

  1. На основе комплексного изучения проблемы интереса проанализирована сущностная основа духовных интересов ic-'c духовного феномена, охватывающая все сферы общественной жизни.

  2. Процесс формирования и функционирования духовных интгче-сов тесно связано о существующими общественными отношениями и преобразовательной деятельностью общества и человека.

  3. Сила духовных интересов как источник и фактор самореализации личности проявляется в тех условиях, когда в органическом единстве находятся материальные и духовные интересы. Вместе с тем приоритетное значение общественного интереса состоит не в том, что он должен ставиться выше личного или подчинять его себе, а в том, что он определяет общественную, социальную направленность личного интереса, придает ему общественную значимость. Следовательно речь должна идти не об их сочетании, не о подчинении личного интереса общественному, а б их единстве,об их взаимосвязи.

  4. Правильно выработанные социальные функции духовных интересов адекватно отражающие динамику общественной жизни позитивно воздействуют _иа самоутверждение и самореализацию личности. В связи с этим, большое значение имеет систематическое изучение духовных интересов с целью прогнозирования его развития и направленности. ."'"

Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что предложенный подход р определенной мере расширяет круг гуманистических проблем философии, способствует углублению дальнейшего теоретического изучения проблемы духовных интересов, позволяет активизировать осмысление реатьного содержания общественных явлений и процессов. Этим и объясняется потребность исследовать

содержание интересов и их свойсі как определяющей категории для выяснения С 1ЦНОСТИ.

Положения диссертации могут быть использованы в лекционно-недагогической работе - по проблемам человека в курсе философии и теории культуры, по темам "Духовная жизнь общества", " Бытие человека как проблема философ и", "Сознание и творчество".Культура и цивилизация", "Личность. Свобода. Ценности", а также при разработке спецкурса по проблемам человека, подготовке рефератов студентами.

Апробация работы. Оснотые положения диссертации были изло-кены в выступлениях автора на: I)Научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Семипалатинского педагогического института в г.Семипалатинске (1989 г.); 2)Региональной научно-теоретической конференции "Актуальные проблемы интернационального воспитания и межнационального общения", Алма-Ата(1989г.); 3) Региональной научно-прі.этической конференции "Абай дарістері", Семипалатинск (1991 г,); 4) Республиканской научно-теоретической конференции "Социализм и национальные культуры",Алма-Ата (1991 г.) Содержаниь диссертации в основном отражено в 5-ти публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и спілка спользо: шной литературы.