Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Наумов Александр Владимирович

Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества
<
Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Наумов Александр Владимирович. Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Наумов Александр Владимирович;[Место защиты: Пограничная академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации].- Москва, 2015.- 179 с.

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Методологические основания анализа современного содержания и социокультурных особенностей духовного мира личности офицера 18

Раздел 2. Содержание и направленность мировоззренческих структур духовного мира офицера в социокультурном пространстве современного российского общества 59-111

Раздел 3. Социальные качества офицера и их проявление в социокультурной и профессионально-культурной деятельности

Заключение 153-166

Список литературы

Методологические основания анализа современного содержания и социокультурных особенностей духовного мира личности офицера

Представляется, что наращивание, совершенствование и проявление офицерским составом способностей как качеств осуществляется по мере личной включенности каждого в общественную жизнь, систему воинских взаимоотношений при наличии благоприятных условий.

Социальные качества офицера - одна из разновидностей его духовных качеств, которые позволяют осваивать и воспроизводить знания, нравственность, обучение и воспитание, художественно-эстетические ценности, свободу совести, информационную жизнь общества, развивать сознание и мировоззрение других субъектов. Формирование и развитие способностей личности российского офицера как качеств состоит в свободном выборе приоритетности тех или иных качеств, способов и средств их совершенствования и проявления (исключая антигуманную и антиобщественную, противоправную их направленность), в максимально возможном их гармоничном сочетании, обеспечивающем высокий социально-деятельностный авторитет в обществе и Вооруженных Силах.

Представляется, что сознание, мировоззрение и социальные качества современного российского офицера изначально должны быть сориентированы на качественную подготовку и ведение боевых действий (войны) по отражению возможной агрессии со стороны вероятного противника. Сегодня Вооруженным Силам России нужен, прежде всего, сознательный офицер, подготовленный к современной войне и готовый выступить на защиту своей родины с глубоким знанием военного дела. Следовательно, в современных условиях крайне необходимым является формирование такого уровня духовности офицера, который позволит ему за счет развитого интеллекта, высокой общей и профессиональной культуры, нравственного и физического здоровья решать широкий круг боевых задач, в том числе и нестандартных, выходящих в мирное время за рамки учебных программ.1 Высокий уровень индивидуальной духовности, профессионализм офицерского состава, по-прежнему остаются главными составляющими высокой боеготовности и боеспособности соединений и частей современной российской армии.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что духовный мир российского офицера представляет собой сложное в структурном и содержательном плане системное образование показателей сознания, элементов мировоззрения и социальных качеств, оцениваемых им желательными и необходимыми для своего самосовершенствования и развития, позволяющих сохранять относительную самостоятельность чувствования и мышления, поведения и действий, обеспечивающих качественное решение задач военно-профессионального характера в условиях Вооруженных Сил, а также активную позитивную включенность в социокультурное пространство российского общества.

Один из методологических подходов, который необходимо учитывать, состоит в том, что содержание многих структурных элементов духовного мира современного российского офицера является достаточно подвижным, изменчивым образованием. Для него в полной мере характерны такие существенные признаки, как изменение, развитие, совершенствование. Наиболее подвижными и восприимчивыми к различного рода воздействиям (положительным и негативным) являются, прежде всего, новые знания, эмоционально-чувственные и волевые состояния сознания, нормы поведения и общения, формирующиеся убеждения и верования, интеллектуальные способности и социальные качества.

Невозможно остановить процесс постоянного духовного производства и воспроизводства новых знаний, идей, взглядов, оценок, ценностных ориентиров, норм и принципов жизни, выработки на их основе соответствующего мышления, общения, поведения и деятельности. С одной стороны, в процессе повседневной жизни и воинской службы каждым офицером вырабатываются мировоззренческие и практические ценностные ориентиры и идеалы, то есть все то, что делает его социокультурным, духовно богатым существом. Духовное воспроизводство представляет собой важнейшую и необходимую часть жизни офицера, становления его общекультурного и интеллектуального потенциалов, без которых невозможна успешная профессиональная и общесоциальная деятельность. С другой стороны, необходимо учитывать, что в духовном мире практически каждого офицера существует некая устойчивая часть (определенные ценностные ориентации, смысложизненные идеалы, принципы жизни, верования), которая сознательно им сохраняется в течение многих лет или всей жизни, определяя линию поведения, общения и деятельности почти в неизменном виде.

Представляется, что содержание духовного мира личности может быть определено не только качественно-количественной характеристикой его основных элементов: сознания, мировоззрения и социальных качеств, но и направленностью их проявления. Сегодня воспроизводство духовного мира существенно актуализировано, представляет собой важнейшую и необходимую часть жизни офицера, становления его общекультурного и профессионально-культурного уровней.

Содержание и направленность мировоззренческих структур духовного мира офицера в социокультурном пространстве современного российского общества

Российское общество и Вооруженные Силы современной России испытывают сегодня острую потребность в духовно развитой личности офицера - носителя военной профессии, связанной с выполнением ответственных задач по обеспечению обороны и безопасности страны и национальной безопасности государства.

Важнейшим структурным элементом духовного мира российского офицера выступает его мировоззрение. Как отмечалось, оно представляет собой самое общее видение и понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Действительно, мировоззрение рассматривается не только как необходимая составляющая духовного мира, но, и как его важнейшая качественная характеристика. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное и системное понимание людьми окружающего их мира и самих себя.1

Функционирование мировоззрения российского офицера обусловлено рядом общих социокультурных особенностей. Во-первых, его содержание во многом детерминировано ценностями как социокультурной среды на уровне общества и государства, так и спецификой основных воєнно-политических реальностей на уровне непосредственно Вооруженных Сил. Вполне объективно, что с изменением социальной действительности меняется общественное и индивидуальное их восприятие, а также уровень и глубина понимания происходящих в обществе и армии процессов и явлений, ценностное к ним отношение, поиск путей и способов разрешения имеющихся противоречий.

Во-вторых, динамика развития общества и армии объективно требуют адекватного переосмысления офицером новых общекультурных и военно-социальных реальностей, концентрируя свое внимание на наиболее важном и существенном в их общественном бытии. В мировоззрении офицера находит свое отражение и закрепление общий интеллектуальный и психологический настрой своего времени, ценностный анализ позиций различных социальных субъектов.

В-третьих, содержание мировоззрения российского офицера реально оформляется и закрепляется в целостную систему исключительно в ходе его общесоциальной и военно-профессиональной деятельности. А это всегда требует огромных духовных усилий со стороны того или иного офицера. При этом далеко не всегда значительные духовные затраты офицера на личностном уровне дают только позитивный результат. Важным всегда непременно оказывается то, насколько уже имеющиеся и предложенные офицеру идеи и ценности могут служить в качестве идеалов их объединяющих и мобилизующих.

В-четвертых, при всей динамичности развития содержания духовности российского офицера в содержании его мировоззрения можно выделить довольно устойчивую совокупность основных «составляющих» структурных элементов (ценностные знания, идеалы, убеждения, нормы и принципы жизни, верования, программы действия), которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, переплетены друг с другом. Конечно, в мировоззрении всегда принципиально важен не сам набор устоявшихся структурных элементов, обеспечивающих их внутреннее единство, а скорее их взаимосвязь, если можно выразиться их «сплав». И, как в сплаве, различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с индивидуальным мировоззрением офицера. В-пятых, следует отметить, что кроме типовых элементов, определяющих понимание глубинных основ жизни общества и армии во всей их сложности и противоречивости, в содержании мировоззрения современного офицера, безусловно, присутствует и специальный компонент. В его содержании объективно отражается военно-профессиональная специфика службы и быта основных категорий офицерского состава: командиры, воспитатели, офицеры инженерных и тыловых специальностей, офицеры-мужчины и офицеры-женщины. Практика показывает, что мировоззрение офицера представлено разными качественными показателями сформированности и направленности его основных элементов, поскольку даже в рамках одной военно-профессиональной группы можно наблюдать весьма существенное различие в уровнях обучения и воспитания, чувствования и интеллекта его носителей, в характере их общей и воєнно-профессиональной культуры, национальных, религиозных и иных традиций.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности и непротиворечивости индивидуального и группового мировоззрения, как правило, всегда бывает разной. Чем многообразнее количественно и качественно запас переосмысленных позитивных знаний у того или иного офицера, тем более серьезную опору в осмыслении и оценке происходящих событий и явлений может получить его мировоззрение. Офицер с потребительским или наивным, непросвещенным мировоззрением не располагает, как правило, достаточными интеллектуальными средствами для четкого обоснования своих общесоциальных и военно-профессиональных взглядов и позиций.

Таким образом, мировоззрение российского офицера - есть система обобщенных чувственных (обыденно-практических) и теоретических взглядов на окружающий мир и место офицера в нем, на многостороннее отношение к миру, к самому себе и к другим людям, совокупность его осознанных основных жизненных установок, ценностных знаний, идеалов, убеждений и ориентации, социально-политических, нравственно-этических, правовых, религиозных и иных принципов познания и жизнедеятельности.

Мировоззрение офицера есть единство обобщенных и переосмысленных знаний и ценностных ориентации, разума и чувств, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования своей активности, веры и сомнений. В нем переплетены общественно значимый и личностной опыт офицера, традиционные знания и творческая мысль, соединены вместе понимание и действие, теория, социальная и военная практика многих лет и поколений людей, осмысление прошлого и видение будущего. Сочетание всех этих «полярностей» - напряженная духовно-практическая работа личности офицера, призванная придать целостный характер всей системе основных структур его мировоззрения.1

Анализ современного содержания и динамики развития мировоззрения российского офицера предполагает обращение к наиболее важным общекультурным и профессионально-культурным проблемам жизни общества, государства и Вооруженных Сил, затрагивающих, по сути, базовые основы его социальной жизни и воинской службы. Для духовного мира офицера важным является то обстоятельство, чтобы достаточно адекватно отразить и осмыслить ценностное содержание данных проблем, на основе чего выработать соответствующее к ним отношение, модели поведения и поступков.

Социальные качества офицера и их проявление в социокультурной и профессионально-культурной деятельности

В мировоззрении офицеров в целом отмечается относительный рост позитивных оценок той помощи, которая оказывает религия в вопросах воспитания у подчиненных таких высоко нравственных качеств как доброта, порядочность, честность и др. Для большинства российских офицеров реальностью становится тот факт, что в ближайшей и отдаленной перспективе им придется выстраивать кардинально новую систему взаимоотношений как с новыми помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими, так и с самими военнослужащими, исповедующими взгляды различных конфессий, исходя из реального этноконфессионального состава воинских частей и соединений. С подобной ситуацией офицерский состав Российской армии еще не сталкивался, поэтому необходимые знания и практический опыт им придется приобретать по ходу совместной работы в войсках с представителями военного духовенства.

Анализ военно-социологических исследований показывает, что 60 -65% опрошенных офицеров склонны относиться к церкви лояльно и доброжелательно, 15,8% опрошенных офицеров считают себя верующими, 34,1% - указали, что колеблются между верой и неверием. Остальные же считают себя неверующими (34,6%) или не смогли выразить свое отношение к религии. В целом, такие понятия как религия и духовность сливаются в сознании офицеров командиров, офицеров-воспитателей, офицеров служб тыла и инженерно-технического состава соответствуя в целом средним значениям. Проводимые исследования также отмечают и факт наличия значительного количества российских офицеров, которые верят исключительно только в самих себя, свои силы и возможности.1

Объясняется это во многом тем, что одним офицерам уже поздно менять систему ценностных ориентации, как элемента мировоззрения, а другие просто не испытывают в этом острой потребности. Интерес к религии у части офицеров ограничивается сферой познания, не проникая глубоко в область убеждений. Для них, религия, являясь неотъемлемым элементом национальной культуры, существует на уровне определенных обычаев и традиций.

В современных условиях каждому офицеру изначально должны быть, с одной стороны, понятны сущностные и содержательные аспекты создаваемой структуры военного духовенства, не имеющей межрелигиозных разночтений, подчиненной непосредственно статс-секретарю военного ведомства, действующей исключительно в правовом поле согласно «Положению о статусе военного духовенства», а также ее функциональное назначение. С другой стороны, для привнесения в Вооруженные Силы позитивной духовно-нравственной атмосферы, оказания помощи в разрешения межнациональных конфликтов в воинских частях, в них должны направляться священнослужители, прошедшие военную службу, способные максимально окунуться в армейскую жизнь, почувствовать ее атмосферу, разделить с солдатами и офицерами все тяготы и лишения военной службы и в относительно короткое время обрести авторитет среди военнослужащих.

Сегодня следует особо обратить внимание на то обстоятельство, что недопустима как переоценка влияние религии на формирование духовности личного состава армии и флота, так и недооценка данного явления. Например, считается, что военнослужащие могут сформировать высокую нравственность только путем развития религиозности, в основном за счет утверждения нравственных норм православия и других исповедуемых в России конфессий. Это во многом одностороннее мнение, принижающее или вовсе исключающее возможности светского нравственного воспитания, особенно - героику многих поколений нашего Отечества. Безусловно, в современных условиях крайне важным является уход как игнорирования, так и переоценки позитивного влияния религии, ее нравственных установок и ориентиров на формирование относительно стабильного и устойчивого содержания основных компонентов духовного мира основных категорий российских военнослужащих.

Исторический облик военной организации России всегда определялся уровнем общей культуры офицерского состава, его выучкой, дисциплинированностью, верностью долгу и чести. Именно российские офицеры всегда определяли общекультурное и профессионально-культурное состояние армии, являясь ее основой, становым хребтом. Современное социокультурное пространство российского общества призвано наполнить духовный мир офицера особым смыслом и ценностными ориентациями, направленными на осуществление его жизненных планов и программ в условиях Вооруженных Сил.

В рамках проведенного анализа всегда важно выделить не только относительную противоречивость основных мировоззренческих структур российского офицера, но и то, что продолжают играть свою стабилизирующую роль в его духовном мире. Позитивные аспекты в содержании и направленности мировоззрения офицера занимают достаточно важное место, хотя и не проявляются порой наглядно.

Офицерский состав несет личную ответственность за поддержание боеготовности, порядка и дисциплины в Вооруженных Силах. В процессе обучения и воспитания превращает рядовой и сержантский состав срочной службы и проходящий службу по контракту в боеспособные коллективы и подразделения. По признанию ряда представителей общественности и российского военного руководства, многое из того позитивного, что делается сейчас в армии и на флоте для сохранения обороноспособности страны, «держится» исключительно на высокой духовной ответственности офицерского состава, их верности воинскому долгу, энтузиазме и гражданственности, патриотизме. Эти социальные качества являются той основой, которая продолжает обеспечивать сплоченность, активность и управляемость личного состава, даже при том, что они продолжают постоянно индивидуализироваться.

Похожие диссертации на Духовный мир офицера Вооруженных Сил в социокультурном пространстве современного российского общества