Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовный выбор личности военнослужащего современной Российской армии: сущность, факторы влияния и приоритеты Сиротина Татьяна Борисовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сиротина Татьяна Борисовна. Духовный выбор личности военнослужащего современной Российской армии: сущность, факторы влияния и приоритеты: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Сиротина Татьяна Борисовна;[Место защиты: ФГКВОУ ВО Военный университет Министерства обороны Российской Федерации], 2017.- 177 с.

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Сущность, структура и специфика воплощения духовного выбора личности военнослужащего в современных условиях 16

Раздел II. Социокультурные факторы, влияющие на духовный выбор личности военнослужащего современной Российской армии 70

Раздел III. Основные приоритеты духовного выбора личности военнослужащего современной Российской армии 106

Заключение 159

Список литературы 171

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В бытии Вооруженных Сил на всех этапах развития российского общества духовность военнослужащих всегда играла решающую роль. Платоновская позиция понимания воина как стража бытия выражалась в принятии на себя российским воинством добровольных ограничений, связанных с выполнением обязанностей военнослужащего не ради материально-денежного поощрения или социальных льгот, а благодаря высокой ответственности солдат и офицеров за судьбу своего Отечества, за мирный труд и безопасную жизнь своего народа.

На протяжении истории страны недостаточный учет силы воинского духа, невнимание к духовным запросам личности военнослужащего всегда приводила к негативным последствиям. Так, генерал А.И. Деникин считал, что одной из главных причин поражений русского оружия в Первой Мировой войне является недостаточная подготовка войск в духовном плане: «накануне уже неизбежной отечественной войны наши власти старательно избегали возбуждения в народе здорового патриотизма, разъяснения целей, причин и задач возможного конфликта, ознакомления войск со славянским вопросом и вековой борьбой нашей с германизмом»1. Он использовал в качестве страстного призыва к советским солдатам и офицерам, вступившим в смертельную схватку с нацизмом, слова апостола Павла: «Духа не угашайте!»2.

В настоящее время в условиях обострения экономических и политических противоречий как на международном, так и на региональном уровнях, значимость духовного подкрепления выполнения военнослужащими своих обязанностей не только не снизилась, но и существенно выросла. Известный писатель, военный журналист и советский офицер-участник Великой Отечественной войны А.П. Платонов отмечал: «Удельное значение человеческого духа в нашу войну весьма увеличилось. Дух, этот род оружия, вечен. Он действовал при катапультах и переживет танки... Наша общая вера, правда и смысл жизни из умозрения, из мысли обратились в чувство, в страсть ненависти к враждебной силе, в воинское дело, в подвиг сражения. Я думаю над тем, как нужно еще лучше, во всенародном и всесолдатском измерении, превратить нашу общую мысль, нашу философию, владеющую исторической истиной, превратить в простое, доступное всем, страстное, святое чувство, подобно молитве, чтобы оно постоянно укрепляло воина и подымало на врага его руку. Это великое, нужное нам оружие, которым мы еще не овладели, как следует им владеть, чтобы скорее сдвинуть противника с нашей земли. Мы многое сделали в этом отношении, но вооружать человека духом надо непрерывно, чтобы в боевом действии наш воин имел великое совершенство сердца и ума»3.

  1. Деникин А.И. Путь русского офицера. Нью-Йорк, 1953. С. 294.

  2. Первое послание апостола Павла к солунянам. 5:19

3 Платонов А.П. Размышления офицера // Советский военный рассказ. М., 1988.
С. 137-138.

В последние годы, несмотря на усиление заботы о материальном обеспечении военнослужащих со стороны политического руководства страны, эффективное участие военнослужащих в боевых и миротворческих операциях в различных регионах мира, создание имиджа передовой в техническом и оперативно-тактическом отношении армии, следует признать, что духовному, морально-нравственному и ценностному компонентам формирования личности солдата и офицера Российской армии и флота внимания все же уделяется недостаточно. Вместе с тем, устойчивое развитие боеспособной Российской армии невозможно без учета того опыта в утверждении духовных отношений, морально-нравственных ценностей, самобытных традиций и мировоззренческих ориентиров, который был накоплен отечественной армией за века добросовестного воинского служения своей стране и народу.

Более конкретно актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимостью для военнослужащих Российской армии сохранения преемственности социокультурных традиций, избранных духовных ориентиров военной службы и организации противодействия навязываемому социальному хаосу, деконструкции ценностных оснований и размыванию социальной идентичности в российском обществе.

Во-вторых, обращением внимания государственных управленческих структур почти исключительно на материальные аспекты военной службы при недостаточном учете духовного компонента, на котором в силу специфики ратного труда в первую очередь должна формироваться личность российского воина.

В-третьих, необходимостью обоснования духовного характера воинского служения в условиях все большей активности пацифистских движений, отказывающим военнослужащим не только в наличии духовности, но и вообще в жизненной важности военного дела для стабильного и безопасного развития социума.

В-четвертых, наличием и все усиливающимся предложением, особенно для молодежи, привлекательных, но духовно пустых, поверхностных, отвлекающих от жизненно важных проблем альтернативных предпочтений, носящих в основном материальный, потребительский характер.

В-пятых, активным использованием в качестве средства духовной экспансии особого оргоружия - динамически развивающихся военно-информационных технологий, направленных на разрушение ценностной системы российского общества, морально-нравственных основ военной службы и духовного ядра социума в целом.

Трудности, имеющиеся в исследовании осуществления военнослужащим своего духовного выбора, объясняются прежде всего сложностью этого социального феномена, недостаточным вниманием исследователей к самой сути данной проблемы.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на наличие внушительного объема работ по духовно-ценностной проблематике и определенное распространение понятия «духовный выбор», в предметном плане указанная проблема пока рассматривалась недостаточно. Для более углубленного

изучения научной литературы по данной проблематике имеет смысл объединить конкретные источники в несколько групп.

К первой группе следует отнести труды, раскрывающие различные теоретические позиции относительно определения духовного выбора вообще и личности военнослужащего в частности. Опираясь на труды известных авторов, можно сформулировать различные методологические подходы к исследованию духовного выбора: диалектический (К. Маркс, Д. Лукач), метафизический (Платон, Эсхил), экзистенциалистский (С. Кьеркегор, Ж-П. Сартр, К. Ясперс), феноменологический (М. Хайдеггер), синергетический (Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И. Пригожин, И. Стенгерс) и постмодернистский (Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар) подходы1.

Другие ученые исследуют рядоположенные с духовным выбором социальные явления, такие как: определение самости (Д. Деннет, Дж. Мид, К. Юнг), самосознания (О.Н. Козлова, С.Л. Рубинштейн), идентификации (Э. Гидденс, Э. Фромм, Ю. Хабермас, Э. Хоффер)2.

Важнейшие сущностные характеристики духовного выбора личности гражданина вообще и военнослужащего в частности выявлены и раскрыты в трудах Аристотеля, Н.А. Добролюбова, Е.С. Иванова, А.А. Керсновского, А.И. Пантелеева, П.А. Сапегина и др.3

Определяющие структурно-содержательные элементы духовного выбора личности военнослужащего представлены в работах А. Бергсона, A.А.Гусейнова, Х.А. Ливраги, Г. Маркузе, Л. Фестингера, С.Л. Франка, B. Франкла, Э. Фромма и др.4

  1. См.: Платон. Государство. М., 2005; Эсхил. Прикованный Прометей // Греческая трагедия. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на/Д, 1997; Маркс К. Святое семейство. Соч. М., 1955. Т. 2; Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991; Кьеркегор С. Наслаждение и долг. СПб., 1894; Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов. М., 1989; Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М., 1991; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997; Князева Е.Н., Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986; Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома (Тысяча плато) // Альманах Восток. 2005. Вып. № 11-12; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998 и др.

  2. См.: Деннет Д.С. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М., 2004; Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: тексты. М., 1996; Юнг КГ. Ответ Иову. М., 1995; Козлова О.Н. Социология духовной жизни. М., 2004; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000; Гидденс Э. Модерн и самоидентичность // Современная теоретическая социология Энтони Гидденса / под ред. Ю.А. Ки-мелева. М., 1995; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2; Хоффер Э. Истинноверующий. Мн., 2001.

  3. См.: Аристотель. Никомахова этика. // Соч. М., 1983. Т. 4. кн. 3; Добролюбов Н.А. Избранные произведения. М., 1946. Т. 2; Иванов Е.С. Воспитание чести у офицеров российской армии XVIII - начала XX в. М., 2007; Керсновский А.А. Мировая война. К 25-летию объявления войны (1914-1939). Белград, 1939; Пантелеев А.И. Честное слово: соч. Л., 1984; Сапегин П.А. Офицерская честь // Военный вестник, 1989. № 7 и др.

  4. См.: Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // собр. соч. М., 1992. Т. 1; Гусейнов А.А. Свобода, свобода воли, нравственная ответственность // Философия, общество, культура. Самара, 2007; Ливрага Х.А. Предопределенность или свобода выбора?

Вторую группу составляют работы авторов, анализирующих различные факторы, определяющие направленность духовного выбора военнослужащего. Так, общий анализ влияния разнообразных объективных и субъективных факторов различной степени общности и масштабов распространения на духовный выбор личности осуществляли С.А. Войтович, Г.Е. Глезерман, A.И. Горячев, Н.И. Звинчуков, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, Б.А. Чагин и др.1

К этой же группе могут быть отнесены работы, исследующие влияние социальных факторов в различных сферах общественной жизни. Так, экономические аспекты духовного выбора рассматривали М.Г. Делягин, политические особенности духовного выбора изучали В.И. Останков, А.С. Панарин, B.Е. Ларионов, С.А. Тюшкевич и др.2

В области социального измерения общества и армии указанные вопросы рассматривали Ю.И. Дерюгин, Г.В. Осипов, В.В.Серебрянников, А.Т. Хлопьев3.

В третьей группе выделяются работы, в которых исследуется специфика деятельности субъектов общественного развития в контексте усиления положительного влияния на духовный выбор военнослужащего Российской армии. В.П. Даниленко и СВ. Хомутцов обращают внимание на привлекательные для некоторой части населения псевдодуховные образования (анимализм, дегуманизация, квазидуховность) и негативные последствия реализации такого выбора4.

Р. Киплинг, Р. Хайнлайн в своих работах предлагают способы преодоления бездуховности и утверждения выбора военнослужащим воинского долга,

М., 2007; Маркузе Г. Одномерный человек. М.,1994; Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999; Франк С.Л. Человек в поисках смысла. М., 1990; Франкл В. Реальность и человек. М., 1997; Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

  1. См.: Войтович С.А. Фактор социальный // Социологический справочник. Киев, 1990; Глезерман Г.Е. Соотношение объективных условий и субъективного фактора в строительстве коммунизма. Л., 1968; Горячев А.И. Объективное и субъективное в социальной активности советского воина: автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1982; Звинчуков Н.И. Строительство Вооруженных Сил: сущность, содержание, приоритеты (социально-философский анализ): автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1996; Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1969-1970. Т. 29; Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в пяти томах. М., 1958; Чагин Б.А. Субъективный фактор. Структура и закономерности. М., 1968.

  2. См., например: Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., 2003; Останков В.И. Военно-стратегическое обоснование состава Вооруженных Сил Российской Федерации // Военная мысль. 2002. № 1; Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2003; он же: Народ без элиты. М., 2006; Тюшкевич С.А. Новый передел мира. М. 2003.

  3. См.: Осипов Г.В. Национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М., 1997; Серебрянников В.В., Дерюгин Ю.И. Социология армии. М., 1996; Серебрянников В.В., Хлопьев А.Т. Социальная безопасность России // под общ. ред. В.Н. Иванова, Р.Г. Яновского. М., 1996; Осипов Г.В. Национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М., 1997.

  4. См.: Даниленко В.П. Инволюция в духовной культуре: ящик Пандоры. М., 2012; Хомутцов СВ. Духовность, ее подобия и антиподы в культуре: автореф. дис. ...д-ра филос. наук. Барнаул, 2009.

решимости, стремления довести дело до конца, упорства в бою и ответственности за свои действия1.

А.П. Платонов, Ж. Пэйо, В.А. Сухомлинский разработали комплекс мероприятий по созданию привлекательного, особенно для молодежи, выбора воинского служения, формирования готовности к самостоятельному избранию достойного духовного пути, волевого усилия для достижения поставленной цели и гражданственности2.

Четвертая группа представлена военно-мемуарной литературой, среди которой заслуживают особого внимания труды А.И. Деникина, Г.К. Жукова, А.А. Игнатьева, И.Н. Кожедуба, К.К. Рокоссовского, Н.М. Кульчицкого, А.В. Суворова, В.И. Чуйкова и др., в которых военнослужащие, уже осуществившие свой духовный выбор в условиях ведения боевых действий, анализируют свое состояние, свои интересы, свои мысли и чувства, способствовавшие принятию этого ответственного решения3.

Пятая группа включает в себя военно-социальные исследования различных аспектов духовности личности военнослужащего, ее ценностных и духовно-нравственных сторон, а также духовной роли солдата и офицера Российской армии в современном социуме. Особо следует отметить работы военных философов: Б.И.Каверина, В.В. Кафтана, Ю.Г. Носкова, П.В. Петрия, А.Е. Савинкина, Ю.А. Чернавина и др.4

В представленной научной литературе имеется множество подходов, авторских позиций относительно обретения духовного выбора российским военнослужащим своего служения Родине, его ценностных и мировоззренческих оснований. Однако следует отметить, что в перечисленных работах сама проблема духовного выбора не изучается во всем многообразии ее проявлений, а рассматривается исследователями в контексте собственных научных интересов. При этом социально-философский анализ указанного феномена

1 См.: Киплинг Р. Казарменные баллады / избр. стихи из всех книг / сост. В. Бетаки. М.,
2011; Хайнлайн Р. Звездный десант. М., 2010.

  1. См.: Платонов А.П. Размышления офицера // Советский военный рассказ. М., 1988; Пэйо Ж. Воспитание воли. Минск, 2004; Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Владивосток, 1974.

  2. См.: Деникин А.И. Устои старой власти: вера, царь и отечество // Очерки русской смуты. Париж, 1921. Т. 1. Крушение власти и армии (февраль-сентябрь 1917 г.); Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 2002. Т. 1; Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. М., 1986; Кожедуб И.Н. Неизвестный Кожедуб. Служу Родине. М., 2009; Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., 1988; Ротмистр Кульчицкій. Советы молодому офицеру. Харьковъ, 1917; Суворов А.В. Документы. М., 1953. Т. 4; Чуйков В.И. Сражение века. М., 1975.

  3. См., например: Каверин Б.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил М., 2000; Кафтан В.В. Дегероизация массового сознания современного российского общества. М., 2015; Кафтан В.В., Петрий П.В. Аксиология воинского служения: монография. М., 2017; Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность М., 2000; Петрий П.В. Духовные ценности общества и армия: монография. М., 2001; Савинкин А.Е. Возрождение христолюбивого воинства // Христолюбивое воинство (Православная традиция Русской Армии). М., 1997; Чернавин Ю.А. Социальный статус военнослужащего: монография. М., 1997 и др.

представляется недостаточно полным и целый ряд довольно значимых в научном и практическом плане аспектов остаются вне пределов внимания социально-философской мысли.

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является духовный мир личности военнослужащего современной Российской армии. Предметом - духовный выбор личности военнослужащего современной Российской армии как феномен.

Цель исследования состоит в изучении сущностных и содержательных черт духовного выбора личности военнослужащего современной Российской армии, влияющих на него факторов, имеющихся альтернатив и возможных последствий избрания той или иной духовной позиции, а также потенциала положительного социального влияния на обретение солдатами и офицерами духовно значимых оснований для воинской деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных конкретных задач:

раскрыть сущностные и содержательные черты духовного выбора личности военнослужащего современной Российской армии;

выявить социокультурные факторы, влияющие и определяющие духовный выбор личности военнослужащего Российской армии в современных условиях;

показать наиболее значимые приоритеты, опираясь на которые современный воин имеет возможность сделать духовно обоснованный выбор в отношении своего служения российскому обществу;

определить основные направления деятельности субъектов общественного развития по обретению позитивного духовного выбора личности военнослужащего Российской армии в современных условиях.

Гипотеза исследования состоит в обосновании повышения значимости духовного выбора личности военнослужащего современной Российской армии в условиях нестабильной внешнеполитической обстановки, перемещении спектра угроз военной безопасности России в нематериальную сферу, трудностях ценностного и морально-нравственного самоопределения индивида.

Научная новизна диссертационного исследования выражается:

в уточнении сущности и содержательной структуры духовного выбора личности военнослужащего современной Российской армии, оказывающего существенное влияние на характер воинской деятельности и боеготовность Вооруженных Сил РФ;

в выявлении социокультурных факторов, влияющих и определяющих духовный выбор личности военнослужащего Российской армии в современных условиях;

в определении и обосновании наиболее значимых приоритетов, опираясь на которые современный военнослужащий имеет возможность сделать духовно обоснованный выбор в отношении своего служения российскому обществу;

- в обосновании основных направлений деятельности субъектов общественного развития по обретению позитивного духовного выбора личности военнослужащего Российской армии в современных условиях.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в уточнении понятия «духовный выбор военнослужащего», расширении и углублении понимания его сущностных и структурно-содержательных оснований, специфики процесса избрания той или иной духовно-нравственной или материально-потребительской альтернативы военнослужащими современной Российской армии, а также выявлении социокультурных детерминант, определяющих указанный процесс в Вооруженных Силах РФ.

Полученные в диссертации выводы могут рассматриваться как социально-философские основания более детальных исследований особенностей духовного выбора личности военнослужащего Российской армии в других сферах социогуманитарного знания, имеют возможность послужить научными ориентирами в ходе выявления специфики возникающих в духовной сфере острых негативных явлений, в том числе и инициированных в ходе информационного противоборства и выработки научно обоснованных путей совершенствования выбора воинами Российской армии духовных предпочтений.

Практическая значимость работы представлена в разработке и предложении комплекса мер по бережному сохранению и творческому развитию традиций Российской армии, укреплению духовного стержня воинского служения ее представителей как защитников стабильного и безопасного развития российского общества в условиях активного переформатирования духовной сферы социума, связанного с реализацией военно-информационных технологий социального пространства.

Методология и методы исследования включают современные пара-дигмальные положения исследования социальной реальности, понятийно-категориальный аппарат социальной философии. В работе исследуются феномены общественного и индивидуального сознания, в частности, проблемы избрания ценностных ориентиров, прочных мировоззренческих основ и устойчивых морально-нравственных принципов жизнедеятельности воинов современной Российской армии. В работе представлены итоги социально-философской рефлексии духовной ситуации в разные периоды развития армии России, репрезентированные в диссертационных исследованиях, теоретико-практических материалах научных институтов и организаций, публикациях в научных журналах, средствах массовой коммуникации по теме исследования.

В исследовании используются и реализуются социально-философские и социогуманитарные методологические принципы социального детерминизма, историзма и подходы: аксиологический, цивилизационный и формационный, дискурсивный, феноменологический. Активно применялись также более конкретные методы аналогии, классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовный выбор представляет собой свободное, ответственное и ре
шительное избрание из нескольких альтернатив идеально обоснованного ва
рианта действий, являющегося проявлением морально-нравственных качеств,
ценностей и убеждений личности (честности, верности, долга, мужества).
При этом специфика духовного выбора личности военнослужащего обуслов
лена более высоким уровнем зависимости от него судеб других людей, ответ
ственностью за его последствия для всего общества и государства, а также
особыми нравственными обязательствами, которые он осознано принимает на
себя, становясь защитником своей Родины.

В структурно-содержательном отношении духовный выбор военнослужащего может быть представлен как совокупность следующих элементов: свобода выбора (выражение ответственности человека за осуществление желаний), убежденность в правильности решения (определяет общую направленность всей деятельности личности и ориентации на ценности, выступающее регулятором ее сознания и поведения), готовность к ответственности (личность принимает какое-либо решение и тем самым берет на себя обязанность предпочесть один из вариантов во вновь создавшейся ситуации), а также воля к доведению выбора до логического результата.

  1. Социокультурные факторы, влияющие на духовный выбор личности военнослужащего современной Российской армии, представляют собой структуру социальных детерминант внешней (угрозы национальной безопасности, повышение роли военной силы в мировой внешней политике; продолжающийся процесс социальной деконструкции, направленной на культурно-цивилизационное, национально-этническое и религиозное размежевание) и внутренней (состояние Вооруженных Сил и перспективы их развития в будущем; выполнение боевых и повседневных задач армией и флотом внутри страны и за рубежом; статус военнослужащего и гарантии его реализации) направленности, субъективного и объективного характера, имеющих сферное происхождение (экономизация внешнеполитической деятельности государства; усиление социального расслоения населения; навязывание либеральных ценностей; девальвация духовных ценностей, падение уровня образования и культуры; отсутствие объединяющей общество национальной идеи; обострение межнациональных и межконфессинальных отношений).

  2. Приоритетами духовного выбора для военнослужащих современной Российской армии выступают: выбор ответственности за судьбу страны и веры (Александр Невский), личный выбор как проявление силы (Александр Пересвет), выбор как проявление личной скромности (Д.М. Пожарский), выбор как изменение традиции формирования армии, наиболее соответствующей вызовам и угрозам безопасности страны (Петр I), выбор между честью и позором поражения (А.В. Суворов), выбор и отстаивание непопулярного военного решения (М.И. Голенищев-Кутузов), выбор между военной инициативой и слепым исполнением приказов (М.Д. Скобелев), идеологический выбор между приверженностью Белому делу и коммунистической идее (А.И. Деникин и А.А. Игнатьев), выбор между гражданским поприщем и профессией во-

енного (Г.К. Жуков), выбор стратегически ответственного решения в интересах дела (К.К. Рокоссовский), выбор выполнения боевой задачи «Стоять насмерть!» (62 армия В.И. Чуйкова), выбор между пленом или смертью (Ма-раварская рота Н.Н. Цебрука), выбор защиты мирных граждан ценой собственной жизни (Д.В. Ветчинов), выбор между собственной безопасностью и спасением жизни подчиненных (С.А. Солнечников) и др.

Данные приоритеты в контексте исторических примеров позволяют, как представляется, военнослужащим Российской армии в современных условиях противостоять деструктивному влиянию псевдодуховности и сохранить приверженность духовно значимым основам своих мировоззренческих убеждений.

4. Основные направления деятельности субъектов общественного развития по обретению позитивного духовного выбора личности военнослужащего Российской армии в современных условиях могут быть реализованы в различных сферах и уровнях российского социума: экономико-материальной (подкрепление духовного выбора системой финансово-материальной поддержки и различных льгот), социально-политической (формирование идеологии гражданского служения, разработка для этого специальной программы воспитания молодежи, законодательное закрепление требования к кандидатам на государственную службу обязательное прохождение военной службы) и духовно-нравственной.

Выработанные направления деятельности по духовному выбору военнослужащих могут быть также реализованы на государственном (пропаганда героизма солдат и офицеров на всех войнах которые вела Россия и СССР, ратного подвига, значимости военного дела, создание программы привлечения контрактников на военную службу), общественном (формирование социальной готовности военнослужащего к осуществлению духовного выбора в семье, трудовом коллективе и обществе в целом) и личностном (развитие волевого усилия военнослужащего, и еще шире молодого человека, который только начинает самостоятельный жизненный путь к осознанному выбору своей социальной позиции) уровнях.

Степень достоверности и апробация результатов исследования обеспечена разработанной методологией исследования, соответствующей логике выдвижения основных положений, цели и задачам диссертации, научно-концептуальной обоснованностью авторской позиции диссертанта, а также привлечением в качестве эмпирической базы результатов, полученные в ходе специальных исследований в области социогуманитарных (общественных), естественных и военных наук другими авторами и использованием данных контент-анализа научных публикаций, материалов монографий и статей, представленных в научной и военно-научной периодике.

Автором были последовательно реализованы научные процедуры социально-философского исследования, логика работы выстроена непротиворечивым образом, выдвигаемые научные положения доказательно аргументируются. Основные результаты диссертации обсуждались на кафедре философии и религиоведения Военного университета, в выступлениях на различных

научно-методических и научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах, использовались в ходе проведения занятий с курсантами Военного университета, а также нашли отражение в научных статьях, размещенных в изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации и других рецензируемых научных журналах.

Сущность, структура и специфика воплощения духовного выбора личности военнослужащего в современных условиях

Нынешнее состояние духовности российского социума крайне противоречиво. Главным приоритетом для многих является погоня за материальными ценностями, страсть приобретательства, вещизма, накопительства, полное подчинение деятельности сиюминутным интересам, все это приводит к забвению особо важных для личности духовно-нравственных предпочтений. А.С. Пушкин в своем стихотворении «Зачем ты послан был, и кто тебя послал?..» (1824) характеризовал социальную ситуацию, которая может быть отнесена и к современности:

...И горд и наг пришел разврат,

И перед ним сердца застыли,

За власть - отечество забыли,

За злато - продал брата брат.

Рекли безумцы: нет Свободы,

И им поверили народы.

И безразлично, в их речах,

Добро и зло, все стало тенью

Все было предано презренью,

Как ветру предан дольных прах1.

Между тем воинское служение не может быть измерено никаким, сколь угодно большим количеством материального вознаграждения, ведь в принципе никакими материальными средствами не может быть оплачена готовность солдата и офицера к самопожертвованию во имя защиты своей Родины и своих близких. Так, еще Платон в своей книге «Государство» указывал, что устроители наилучшего государства (т.е. правители-философы) должны позаботиться об установлении такого порядка, при котором самое устройство общежития и самые права на имущественные блага не могли бы стать помехой ни для высокой нравственности воинов, ни для исполнения ими воинской службы, ни для надлежащего отношения их к людям своего и других сословий общества.

Основная черта этого порядка - лишение воинов права на собственное имущество. Воины вправе пользоваться только тем, что минимально необходимо для жизни, для здоровья и для наилучшего выполнения ими своих функций в государстве. Весь распорядок, весь устав и все условия жизни стражей-воинов направлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности, и в первую очередь от дурного, тлетворного влияния денег и золота. Платон убежден, что, если бы воины пустились в стяжательство, в приобретение денег и ценностей, они не могли бы уже выполнять свой долг защиты граждан государства, они превратились бы в земледельцев и хозяев, враждебных остальным гражда Конечно в настоящее время такое положение военнослужащих выглядит утопией и даже существенным поражением их социальных прав, но все же Платоном очень тонко было подмечено, что приоритетом в военной службе являются не материальные, имущественные ценности, а ориентиры духовные, ведь воин, по словам Платона, - выступает стражем бытия.

В настоящее время приобретает все новые еще более разрушительные черты военно-информационная и культурно-мировоззренческая экспансия стран Запада, осуществляемая против духовного пространства других государств, направленная, как свидетельствует опыт ведения боевых действий НАТО в Югославии в 1989 г., в Ливии в 2011 г., Сирии (с 2011 по н.в.) и особенно на Юго-Востоке Украины (с 2014 по н.в.) на разобщение индивидов, уничтожение скрепляющих общество традиций, подрыв морально-психологической готовности к отпору от враждебной агрессии.

В одиночку человек не в силах противостоять подобным деструктивным явлениям. Немецкий мыслитель Э. Хоффер замечает, что, когда человек стоит перед лицом гибели, он не может надеяться только на свои собственные силы. Единственно возможный для него источник силы - не в том, чтобы быть самим собою, а в том, чтобы быть частью чего-то могучего, великого и неистребимого. Вера тут, прежде всего, процесс отождествления - «процесс, когда личное перестает быть самим собой и становится частью чего-то вечного. Вера в человечество, в потомство, в судьбу «моей» религии, народа, расы, партии или семьи -это не что иное, как светлое видение того вечного, к которому мы присоединяем свое «я», неизбежно обреченное на истребление»1.

Поэтому необходим устойчивый духовный выбор мировоззренческой социальной позиции личностью военнослужащего, который позволит сохранить традиции российского общества и его армии, его культурную самобытность, защищающую его от ведущейся через мировое информационное пространство корректировки общественного сознания в конкурентных интересах более развитых стран. Это единственное спасение от культурной и информационной агрессии, позволяющее личности видеть и преследовать свои, а не чужие интересы.

В этих условиях требуется исследовать возможности и ограничения духовного выбора личности военнослужащего как социального феномена, имеющего первостепенное значение для обороноспособности страны.

Проблема духовного выбора личности всегда представляла собой философскую проблему особой важности. Еще Ф. Ницше писал о трудности духовного выбора: «право на новые собственные [ценности] - откуда возьму я его? Из права всех старых ценностей и границ этих ценностей. Мое сильнейшее свойство - самоопределение. Но оно же, по большей части, оказывается и моей нуждой -я всегда стою на краю бездны»2.

Самостоятелен ли человек в принятии своих решений? Какие усилия физические и душевные являются достаточными для следования по принятому пути? Какую ответственность он несет за признание той или иной альтернативы? Все эти вопросы остаются крайне актуальны и для современного общества.

Весь спектр возможных ответов на указанные вопросы может быть представлен следующими двумя противоположными позициями.

Первая позиция связана с известной ещё со времен Аристотеля дилеммой1, в которой человек, испытывающий голод и жажду находится на равном расстоянии от пищи и питья и пребывает в покое, данная проблема еще более была актуализирована в позднесредневековой «притче про буриданова осла». Французский философ-номиналист Жан Буридан, отстаивая позицию морального детерминизма, состоящую в том, что человек, столкнувшись с нравственным выбором, должен придерживаться большего добра, утверждал, что осёл, которому предоставлены два одинаково соблазнительных угощения (два стога сена), не может рационально сделать выбор между ними, утверждая при этом, что тот непременно умрёт от голода, принимая свое решение. Тем самым подчеркивается затрудненность или даже невозможность осознанного выбора не только для осла, но даже и для человека.

Другая позиция представлена в монологе датского принца Гамлета из одноименной трагедии В. Шекспира, слова, которые в переводе Б. Пастернака звучат по-русски так:

Быть или не быть, вот в чем вопрос.

Достойно ль смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленъе

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними?

Здесь напротив доказывается не только возможность сознательного духовного выбора, но и необходимость добровольного взятия на себя соответствующих обязательств, несмотря на возможную смертельную угрозу для самой личности.

Для более углубленного изучения проблемы духовного выбора следует рассмотреть некоторые методологические подходы применительно к проблеме исследования, к которым следует отнести: метафизический, диалектический, эк зистенциалистский, феноменологический, синергетический и постмодернистский подходы.

Метафизический подход обращает внимание на трансцендентные смыслы духовного выбора, обозначая априорные мотивы реализации альтернатив.

В учении Платона (сочинения-диалоги «Горгий», «Федон», «Кратил», «Государство») душа человека осуществляет двойной выбор, вначале при жизни человека - его поступков, затем после его смерти, потустороннего суда и расплаты за свои прегрешения, душа выбирает свою следующую жизнь и нисходит в бренное тело, большое влияние оказывают на выбор Мойры - богини судьбы, плетущие ткань человеческой жизни («Кратил», 415 d).

Платон считал, что человек способен сам свободно избирать свою судьбу, он может меняться, становиться лучше и создает, и несет внутри себя свой ад и рай, свой Тартар и свой Олимп. Главной попечением человека должна быть забота о душе, которую Платон символически отождествляет с морским божеством Главком, к телу которого за долгое время пребывания в морских глубинах прикрепилось много грязи, ракушек, водорослей и песка, а тело его изломано и изуродовано волнами, так что он больше похож на чудовище, чем на божество. Душа пребывает в подобном состоянии, и нуждается в очищении от всего, с чем срослась в течение многих перевоплощений. Эта забота означает очищение души, освобождение внутренних противоречий, от всего чувственного в стремлении соединения с духовным -умопостигаемым миром1.

Социокультурные факторы, влияющие на духовный выбор личности военнослужащего современной Российской армии

Военнослужащий российской армии сегодня как никогда ранее находится в состоянии обостренного духовного выбора своей жизненной стратегии, морально-нравственных идеалов, мировоззренческих стремлений.

На его духовный выбор оказывает влияние значительное количество разнообразных факторов внешней и внутренней направленности, субъективного и объективного характера, имеющих сферное происхождение (экономические, политические, социальные, духовные) и различающихся по своей роли, способам влияния и эффективности.

Для более глубокого понимания сущности и содержания этого влияния необходимо рассмотреть сущность и содержание самого понятия «фактор». Ещё в начале XX в. русский мыслитель Н.И. Кареев в своей статье «Фактор», написанной для словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона отмечал: «В историко-философской и социологической литературе слово фактор употребляется в смысле движущих сил исторического процесса (фактор цивилизации, фактор прогресса и т. д.) или в смысле общих условий, среди которых этот процесс совершается»1. Последующие определения понятия «фактор», появлявшиеся в различных словарях и справочных изданиях, практически повторяют это определение и во всех из них данное понятие используется в основном как «движущая сила» или как «причина», «условие»2.

Философ Ю.Г. Носков дает наиболее точное определение, справедливо подчеркивая гносеологическую сторону рассматриваемого понятия. «Фактор -понятие, служащее для обозначения той силы, из числа определяющих развитие данного объекта, которая в данных конкретных условиях имеет для исследования этого объекта особое значение», - отмечает он1.

Итак, под фактором (лат. factor, от нем. faktor - делающий, производящий) следует понимать всесторонне воздействующей на изучаемое явление реальной действительности какой-то одной составляющей из целого комплекса сил и выступающей в качестве его движущей силы или причины появления и развития.

В рамках данного исследования представляют интерес прежде всего социокультурные факторы, влияющие на духовный выбор личности военнослужащего современной российской армии.

Можно согласиться с С.А. Войтовичем, который предлагает среди всего многообразия факторов различать «те, которые движут глубинными изменениями в обществе, определяя его существенные характеристики, направление и уровень развития, и те, которые обусловливают лишь отдельные изменения в обществе или явлениях и процессах. Следует распознавать факторы постоянно действующие и случайные, непосредственно и опосредованно влияющие на объ Наибольший интерес из весьма многообразной типологии факторов представляет соотношение между объективной и субъективной сторонами общественного процесса. «Категории объективные условия и субъективный фактор служат для объяснения не только структуры общества, сколько процесса его изменения человеком. Эти категории показывают соотношение между сознательной деятельностью человека и обстоятельствами, в которых он действует»3.

При этом, по мнению А.И. Горячева, «...субъективная сторона активности личности обусловлена объективными обстоятельствами. Игнорирование, вольное или невольное принижение объективных обстоятельств обрекает на неудачу деятельность личности, сколь бы ни была она объективна»4.

Общество представляет собой живой организм, в котором непрерывно происходят социально-экономические, политические и идеологические процессы. В каждый момент мы имеем то или иное состояние и динамику общественных явлений. В этом случае весьма важное значение имеет анализ явлений двух сторон общественной жизни - объективной и субъективной. Этот анализ, вытекающий из состояния и динамики общественных явлений в определенное время, дополняет основной анализ общества, в котором выясняется первичность и вто-ричность его различных явлений, их генетическая зависимость.

Категории «объективные условия» и «субъективный фактор», следовательно, выражают функциональную и причинную связь общественных явлений. Взаимодействие субъективного и объективного в обществе раскрывается в деятельности людей. Поэтому он представляет собой её субъективную сторону. К субъективному фактору относятся те идеи, которые превращаются в материальную силу, способную изменить объективные условия жизни. «Процесс развития исторических явлений, - замечает Г.В. Плеханов, - совершается посредством человеческой деятельности»1.

К объективным условиям следует отнести и совокупность природных условий, составляющих естественную основу общества. Само собой разумеется, что эти условия имеют исторический характер, они изменяются в результате воздействия на них человека. Таким образом, к объективным условиям относятся те обстоятельства, при которых люди творят историю и которые не зависят непосредственно от их сознания. Объективные условия - это условия и отношения, которые застают люди и из которых они исходят в своей деятельности и которые отражаются в их сознании. Они первичны по отношению к идеологической и психологической деятельности людей. Классы, нации и партии исходят в своей идеологической, политической и организационной деятельности из указанных объективных и в этом смысле первичных и определяющих условий и отношений. Объективная сторона общества, следовательно, - это отношения и условия, существующие в данное время и в рамках которых действуют люди. Структура объективных условий исторически изменяется.

Категория субъективного фактора отражает механизм воздействия людей на объективные условия и отношения всех сфер общественной жизни, раскрывая значение практики в изменении действительности. Или иначе, категория «субъективный фактор» отражает процесс функционирования деятельности людей.

Субъективный фактор выражает собой другую сторону общественно-исторического процесса. В его содержание входят идеологическая, психологическая, политическая, моральная и другие области сознания. Причем область сознания рассматривается в его динамическом развитии. Субъективный фактор -это интеллектуальная, морально-психологическая, политическая деятельность людей. Итак, под субъективным фактором можно понимать деятельность людей, социальных групп и организаций, взятую в ее интеллектуальном, морально-психологическом измерении. «Это та или иная степень сознательности, организованности, воли и энергии людей, необходимая для выполнения поставленных ими перед собой целей»1.

При этом, следует отметить, что грани между объективной и субъективной сторонами процессов и явлений относительны. Относительность граней между этими сторонами является отражением диалектики общественного процесса, в частности целого и части, общего и особенного. В зависимости от аспекта рассмотрения явление в обществе может выступить либо объективной, либо субъективной стороной процесса. В одной связи при одних исторических обстоятельствах данное явление относится к объективным условиям, в другой связи оно входит в сферу действий субъективного фактора.

В «Философских тетрадях» В. И. Ленин обращает внимание на следующее положение Гегеля: «...Превратно рассматривать субъективность и объективность как некую прочную и абстрактную противоположность. Обе вполне диалектичны»...»2. Подвижность граней объективного и субъективного не абсолютна. В объективных условиях существуют и такие явления, которые при всех обстоятельствах остаются объективными (например, экономические и социальные).

Подробнее рассматривая субъективные факторы, следует отметить, что, существует прямая связь между категориями «выбор» и «свобода». Считается, что выбор можно реализовать только при равной значимости альтернативных мотивов, а если один из мотивов преобладает, то у человека практически не остается выбора, он принимает именно этот вариант. Тогда в данную дилемму добавляется третий мотив, например, жребий. В этих условиях говорить о свободе выбора представляется проблематичным, вспомним здесь Буриданова осла, выбор становится мучительным. Представитель экзистенциализма С. Кьеркегор писал об этом так: «выбор является решающим для содержания личности, с выбором она погружается в выбранное. Если личность не выбирает, то она увядает в истощении1».

Ряд объективных факторов, влияющих на духовный выбор военнослужащего, уже исследован учеными. Отмечается, что целесообразным является деление факторов по степени общности и масштабам распространения. В самом общем плане внешнее воздействие на духовный выбор личности могут оказывать глобальные, региональные, внутриобщественные (внутригосударственные), внутриармейские и другие объективные факторы2.

Важнейшим из глобальных факторов выступает современное состояние международных военно-политических отношений, которое характеризуется противоречивыми процессами и тенденциями. Так, после гибели Советского Союза и окончания «холодной войны» и удалось снизить острый накал противостояния, существовавшей между двумя сверхдержавами, в существенной степени уменьшить риск мировой ядерной войны, способствовать взаимопониманию и укреплению доверительных отношений между различными странами.

Основные приоритеты духовного выбора личности военнослужащего современной Российской армии

Духовный выбор играет чрезвычайно большую роль в жизни военнослужащего, по сути само избрание «профессии Родину защищать» является необходимым для самоосуществления личности в условиях воинской службы. Поэтому особенно опасны для солдат и офицеров уже рассмотренные ранее альтернативы духовно-нравственного выбора, которые по существу являются эрзацем, заменителем подлинных ценностных устремлений индивида. В этой связи имеет большое значение проблема выявления приоритетов духовного выбора, противодействие разрушительному влиянию на личность военнослужащего разрушительных тенденций приверженности к материальному, стремление к наживе, жажде потребления и искушению гедонизма.

По мнению французского мыслителя Ж. Пэйо, каждый человек должен принять одну из двух существующих метафизических гипотез, сделать выбор между скептическим эгоизмом или нравственным развитием, которому могут предшествовать годы изучения и размышлений. «Затем, вдруг, в один прекрасный день, какой-нибудь аргумент выступает перед нами особенно ярко; красота и величие нравственного тезиса поражают нашу душу, и мы принимаем решение. Мы решаемся принять нравственный тезис, потому что один только он дает смысл нашему существованию, нашему стремлению к добру, нашей борьбе с несправедливостью и безнравственностью. Раз выбор сделан, мы уже ни на секунду не позволяем скептическим доводам проникнуть в наше сознание; мы отталкиваем их с презрением, потому что у нас есть теперь долг, обязанность, которая выше удовольствия пофилософствовать, - обязанность действовать, и действовать честно. Мы ревниво охраняем нашу нравственную веру, и вера эта становится для нас жизненным принципом и придает нашему существованию такой высокий смысл, такую жизненность и полноту, каких никогда не узнают дилетанты, чья мысль остается бессильной, не вызывая чувства, не приводя к энергичной, плодотворной деятельности.

Торжественное решение принято, и с этой минуты жизнь определилась. Наши поступки перестают подчиняться влиянию внешних событий. Мы уже не будем больше послушным орудием в руках людей более энергичных, чем мы. Даже сраженные бурей, мы сумеем удержаться на своем пути: мы созрели для высших задач... Таковы общие, торжественные решения, какие принимаются раз в жизни. Такие решения - это признание идеала, подтверждение прочувствованной истины...»1.

Для того, чтобы духовный выбор военнослужащего сделать более прозрачным, способствовать приобретению им особой социальной значимости для российского государства и общества необходимо рассмотреть возможности определения приоритетов, которые будут выступать в деятельности субъектов общественного развития в качестве системы мероприятий многообразного характера в различных сферах и на некоторых уровнях общества. При этом представленные направления носят не универсальный характер, а лишь, как представляется, наиболее возможный в современных условиях.

По существу, приоритеты духовного выбора военнослужащих российской армии могут носить дуалистичный характер, с одной стороны, заключаться в противодействии негативным последствиям влияния псевдодуховности, а с другой - в поиске направлений укрепления духовного выбора. Логика дальнейшего изложения требует их последовательного анализа.

Псевдодуховность состоит в подмене духовной целостности локальными проявлениями высших духовных качеств: нравственность и любовь носят условный характер; нет восходящей направленности к совершенству и служению высшему благу, осознанность и мудрость заменяются информационным хаосом, отсутствует бескорыстие в мотивах деятельности; духовная свобода и сострадание заменяются показными соучастием и благочестием, нет искренности в выражении высших чувств и т.д. Следовательно, в псевдодуховности высшее духовное может подменяться душевным, связанным с поддержанием жизни (душевного комфорта и показного благополучия). В данном случае псевдодуховность можно охарактеризовать как ограниченное, недостаточное, неполноценное проявление человеческого духа в различных видах деятельности. Дух «теплится» в человеке, его устремления приземлены, последствия реализации духовного потенциала достаточно сомнительны. Таким образом, квазидуховность, не являясь полноценной духовностью, представляет собой некий эрзац, претендующий на статус духовности1.

Проблема усугубляется также доминирующим влиянием в современной жизни массовой псевдокультуры, активно навязываемой обществу и особенно молодому поколению через средства массовой информации.

По словам митрополита Калужского и Боровского Климента, душа человека, вступающего во взрослую жизнь, являет собою каменистую почву, где крайне трудно взрастить хотя бы росточек того отношения к жизни, к людям, которое нашими предками полагалось непременным и очевидным.

Современный человек, в подавляющем большинстве случаев является носителем так называемого «клипового сознания», элементы которого атомарны, не связаны друг с другом. Иначе говоря, у человека утеряна целостность мировосприятия, иерархичность ценностных ориентиров.

Разбитому на множество автономных осколков уму современного человека крайне сложно определить главную цель своей жизни.. 2

В 1990 году было напечатано произведение С. Алексиевич «Цинковые мальчики». В предисловии к книге говорилось, что «это не художественный вымысел. Это реальная история реального воина-афганца. Война делает чудовищ и в документальной книге Светланы Алексиевич детально описан весь процесс этого жестокого преобразования. Страшно, когда человек погибает. Вдвойне страшно, когда он погибает духовно. В этом случае на его месте возникает чудовищное существо, именуемое человеком, но полное ненависти ко всему человечеству. И совсем страшно, когда все это делается во имя неких гипотетических, ни кем не расшифрованных «государственных интересов»1.

На самом деле сегодня мы можем видеть (особенно в сравнении с деятельностью современных американских «миротворцев» в Афганистане), что советские люди-шурави пытались действительно оказать помощь афганскому народу: строили дороги, туннели, аэродромы, городские кварталы, промышленные объекты. В книге нет ни слова о доблести советских солдат, об их готовности к подвигу и личном мужестве, речь идет только о чернухе, о случаях совершения убийства бывшими участниками афганской войны уже на Родине, причем без названия конкретных имен и это переносится на всех афганцев, которым присваивается ярлык «погибших духовно». Следует признать, что данная книга стала еще одним небезуспешным разрушительным перестроечным «камнем», брошенным в Советскую армию, чтобы подорвать ее единство с народом.

Поэтому довольно странно, сумбурно и противоречиво выглядит отзыв современного старшеклассника о данной книге. «У Советской армии обмундирование не соответствовало современным требованиям. Оружие и броня были устаревшими, ещё со Второй Мировой войны. Коммунистическая партия плохо заботилась о продовольствии для солдат. Солдат получал всего три рубля в месяц. Часто солдаты продавали кирпичи и всё, что можно продать, чтобы купить себе еду. Из воспоминаний афганцев: «Я часто боюсь зайти за угол» или «я никогда не езжу в первой или последней машине в колонне». Отношение афганского народа к русским солдатам было ужасное. Солдатов находили без рук, без ног, с разбросанными повсюду кишками и внутренностями людей. Деды часто били только что пришедших на войну солдат. Жестоко издевались над новичками. Но в бою деды всегда шли впереди, закрывая своими спинами новобранцев. Афганская война - это политическая ошибка. Началась она вторжением Советского Союза на территорию Афгана. Ранее у афганцев был только ручной труд. Советский Союз хотел ввести социализм в Афгане. Затем начались убийства русских людей, но об этом Коммунистическая Партия долгое время умалчивала. Женщи нам на войне конечно-же не место. Их могли принять за «бочкарёвок» из-за медалей и заслуг. В этом произведении главным и героями выступают все русские молодые солдаты от 18 до 22 лет. Конкретных персонажей в тексте нет. Многие афганцы могли очень просто убить человека. Их учили стрелять первыми, иначе убьют тебя. Мне понравилось это произведение своей правдивостью, ужасами войны. Афганскую войну нужно знать и помнить всех тех людей, которые участвовали и сложили головы на этой войне»1. В годы Чеченской войны также на российскую армию средствами массовой информации выливались тонны грязи. Особенно отличились здесь журналисты А.А. Бабченко и Ю.Л. Латынина2.

Конечно всегда найдутся люди, не желающие служить в армии и воевать, это в общем-то можно понять - далеко не каждый захочет нести тяготы казарменной жизни, а тем более умирать молодым. Но почему-то эти люди, вместо того чтобы просто признаться в нежелании служить, кричат с помощью СМИ, что: армия - это зло, солдаты - кровожадные убийцы и насильники, офицеры - профессиональные киллеры, долой оружие (т.е. бросай, дезертируй, не выполняй приказы), каждый народ имеет право сохранять свои традиции» и т.д. Похоже, что эти люди втайне являются просто трусами и занимаются самооправданием! Но кто же тогда будет защищать страну от тех самых народов, традиции которых требуют порабощения слабых? Вот это - совсем непонятно3.